«Когда бизнес из малого вырастает до среднего, управленческие технологии, прежде успешные, перестают работать,– говорит Киселев.– В маленькой семейной компании все делалось на коленке, был энтузиазм, не было должностных инструкций. И это работало, и это было так и надо. А потом -рост компании и стагнация, потому что это уже не работает.
80% фирм в России именно по этой причине не доживают до двух лет. Собственник не понимает, что пора менять отношения, что друзья и родственники – это сотрудники, что нет профессии „хороший парень“. Что у людей должны быть обязанности и перспективы, что нужно определить правила игры, то есть четко распределить обязанности, пока бизнес еще не набрал обороты.
Что обязательно должно быть одно первое лицо, вне зависимости от того, сколько собственников,– лицо, которое принимает окончательное решение. Нужно оговорить, как партнеры расходятся, если что (это своего рода брачный контракт). Иначе будут войны и конфликты, которые скажутся наихудшим образом на самом бизнесе».
Большие проблемы малого бизнеса
И Киселев рассказывает поучительную историю: жили-были четыре акционера, старые друзья. С нуля они создали и вырастили крупный холдинг. Потом один начал вытеснять двух других. Вытеснил, еще через год разобрался с последним. Без стрельбы, но с судами. Победить победил, но за это время бизнес упал в несколько раз.
А те, кого он выжил, смогли создать новые предприятия, обогнавшие тот самый холдинг. Киселев уверен: все из-за того, что люди вовремя не перевели дружеские отношения на деловую основу: «Все нужно прописывать. Потому что денег человеку всегда не хватает, а оценка своего вклада в общее дело всегда субъективна».
«ЭТО ВЫГЛЯДЕЛО КАК ШАНТАЖ…»
В общем, клиентов не было, и Зволев подал заявление, а вслед за ним собрался было и Киселев. Компания так и не развернулась, и получалось, что полтора года он потерял. Если, конечно, не считать того, что освоил зволевскую методику и готов был работать по ней самостоятельно.
А вот партнеры ею не владели и вообще зарабатывали на хлеб совсем другим бизнесом: один – недвижимостью, другой – аудитом. Продолжить дело самостоятельно они не могли. Значит, если Киселев уходит, то их деньги, потраченные на становление фирмы, вылетают в трубу.
Киселев воспользовался этим обстоятельством и предложил такой вариант: я остаюсь, если вы дадите мне кресло генерального директора и пакет акций. «Мне это было нужно, чтобы принимать решения и вообще понимать, что происходит, а не из-за дивидендов. У них не было выбора. Я освоил методику, сам вел проекты, и без меня они ничего не могли.
Может быть, это выглядело как шантаж… Конечно, я мог найти другое место, с гораздо большей зарплатой, а тут мне еще приходилось оплатить пакет акций». Большая зарплата – это чудесно, но Киселеву, надо полагать, хо телось войти в бизнес на правах собственника и руководителя, а не наемного работника. В общем, он выкупил пакет акций и напечатал себе новые визитки.
Вот тут бы и позвать, конечно, Зволева, но увы: в начале 2003-го Павел Николаевич скоропостижно умер.
БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
«Мы начали бегать в поисках клиентов сами,– говорит Киселев.– Сделали сайт, выпустили буклет, стали участвовать в тендерах, появились заказы. Фирма маленькая – всего два руководителя проектов. Но это нормально, потому что один человек может параллельно вести трех клиентов. Однако серьезных доходов не было, ни себе, ни другим я не платил толком.
Хотя бизнес стал гораздо более привлекательным, партнеры отказались от дальнейшего финансирования проекта. Я сказал им, что найду инвестора, если они готовы поделиться акциями, они отказались. Мы все время висели на волоске».
Осенью прошлого года один из партнеров, аудитор, предложил Киселеву слиться с его компанией, то есть по сути войти в нее в качестве начальника отдела консалтинга. Киселев отказался. «Я уже был начальником отдела, больше не хочу. Я акционер и гендиректор! В ответ – полный ступор и непонимание».
И тогда Киселев хлопнул дверью и пустился в свободное плавание. Зарегистрировал свою собственную компанию «Шерп». С персоналом проблем не было: старые сотрудники перешли вместе с ним. Ожидания были оптимистические: к тому времени у Киселева шли переговоры с несколькими крупными компаниями, он рассчитывал получить от них заказы.
Сайт, буклеты, акции по продвижению – все это должно было дать результат. Но увы – все переговоры закончились ничем. А тут еще и здоровье подкачало: в декабре 2003-го – операция на позвоночнике. Четверо сотрудников сидели в прекрасном офисе и считали мух, а их начальник выздоравливал после операции. Клиентов нет, соответственно, и денег тоже нет.
А за аренду надо платить, и подчиненные перед Новым годом очень ждали зарплату. В общем, настал час икс.
Выручили старые друзья: с одним Киселев служил, с другим когда-то работал. Дали в долг. «Начало 2004-го было очень трудным. Волю к победе не терял, но было тяжело, потому что приходилось занимать. Уж очень не хотелось губить идею». Одолженные деньги помогли пережить несколько тяжелых месяцев. А потом сайт, буклет и промоакции сыграли свою роль: появились клиенты.
Сейчас Киселев уже начал отдавать друзьям долги – и думать о монополизации рынка. Потому что конкурентов у него нет. Во всяком случае он так считает: «Никто такого не делает. Лос-кутно что-то есть, а в целом мы одни». А раз так, то надо столбить участок.
⇐ Предыдущая Стр 86 из 190 Следующая ⇒
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su — Студопедия (2013 — 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав — Главная | Случайная страница | Контакты —>
Источник: studopedia.su
Большие проблемы малого бизнеса
О барьерах, стоящих на пути развития малого и среднего бизнеса, и, в частности, о том, как помочь предпринимателям решить проблему нехватки средств на развитие своего дела, рассказывает руководитель центра экспертизы проблем предпринимательства общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Дина КРЫЛОВА.
– Дина Владимировна, в марте было заявлено о создании комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве РФ. Какие надежды предпринимательское сообщество связывает с этим событием?
– Постановление Правительства РФ № 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства» принято 17 марта 2008 г. Согласно постановлению правительственная комиссия должна стать постоянно действующим органом, который координирует работу органов исполнительной власти и обеспечивает взаимодействие с представителями бизнес-сообщества для выработки предложений, связанных с реализацией государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Руководство новым органом поручено первому заместителю Председателя Правительства РФ И. И. Шувалову.
10 и 29 апреля состоялись два заседания, на которых, в частности, выступила заместитель руководителя комиссии, министр экономического развития Э. С. Набиуллина. «ОПОРА РОССИИ» возлагает большие надежды на продуктивное взаимодействие с комиссией в отношении решения проблем малого и среднего бизнеса в нашей стране, и тот факт, что президент «ОПОРЫ РОССИИ» С. Р. Борисов также является заместителем руководителя образованной комиссии, не может не радовать.
Полную версию материала можно прочитать в июньском номере журнала «Бюджет». В июле статья появится на нашем сайте в открытом доступе
Источник: bujet.ru
Большие проблемы малых предприятий: Как вернуть малый и средний бизнес в оборонку
О том, как повысить роль малого и среднего бизнеса в ОПК, увеличить их долю в гособоронзаказе, а также повысить конкурентоспособность сектора поговорили участники круглого стола, организованного в Госдуме информационным агентством «Росинформбюро» на тему «Роль и место малых и средних предприятий в системе оборонно-промышленного комплекса РФ».
Малый и средний бизнес (МСБ) в России развивается по-прежнему медленно. Риски и преграды, с которыми сталкивается МСБ в нашей стране, к сожалению, перевешивают стимулы к его развитию, а в некоторых сферах, таких как оборонно-промышленный комплекс (ОПК), и вовсе отсутствуют достойные правила игры для малых предприятий.
Так, доля предприятий МСБ в сводном реестре организаций ОПК РФ сегодня составляет всего 3%. Для сравнения, в странах Евросоюза — это более 20%. Квота для малого бизнеса по Гособоронзаказу в США составляет 22%, а через субконтракты — 36%. И хотя руководством страны была обозначена цель – расширить присутствие малых и средних предприятий в ОПК до 20%, создать для них прозрачную и конкурентную среду, в этой сфере до сих пор остается целый пласт нерешенных проблем.
Малый и средний бизнес в первую очередь в радиоэлектронной промышленности делает акцент на выполнение НИОКР по созданию действительно технологически новой, а не усовершенствованной продукции.
О том, как повысить роль малого и среднего бизнеса в ОПК, увеличить их долю в гособоронзаказе, а также повысить конкурентоспособность сектора поговорили участники круглого стола, организованного в Госдуме информационным агентством «Росинформбюро» на тему «Роль и место малых и средних предприятий в системе оборонно-промышленного комплекса РФ». Отметим, что это уже третий круглый стол, который организует ИА «Росинформбюро», на предыдущих затрагивались такие темы, как «Армия, ОПК, СМИ: Реалии, возможности и перспективы», а также «Импортозамещение на предприятиях ВПК и ОПК сегодня».
На сегодняшнем заседании были рассмотрены проблемы работы малых и средних предприятия с ОПК, включая и вопросы сертификации продукции МСБ, закупок МСБ уникального, либо емкого по затратам оборудования, проведение НИОКР, а также такой важный вопрос, как создания профильных кластеров в качестве эффективного инструмента реализации данных задач представителями предприятий ОПК. Примечательно, что последняя тема до настоящего момента ни кем не поднималась.
Модератором круглого стола выступил депутат Госдумы, председатель партии «Родина» Алексей Журавлев. Со-модераторами выступили: руководитель информационного агентства «Росинформбюро» Софья Черепанова, директор «Ассоциации кластеров и технопарков», член Совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ по развитию государственно-частного партнерства, руководитель рабочей группы по созданию и производству нового поколения вооружения, военной и специальной техники Андрей Шпиленко.
«Малый и средний бизнес должен активно входить в оборонку»
Открывая заседание, депутат Госдумы, председатель партии «Родина» Алексей Журавлев сказал слова, которые можно счесть основным тезисом встречи — малый и средний бизнес должен активно входить в оборонку, и именно этот круглый стол стал первым шагом на этом пути.
«В свое время Сталин озвучил такую мысль, что мы должны воссоздать промышленность, в том числе и оборонную. Сегодня на оборонно-промышленный комплекс выделены большие средства. Планируется, что к 2020 году у нас будет одна из самых совершенных армий в мире. Однако и сейчас мы с вами можем гордиться своими вооруженными силами.
Но тем не менее перед нами по-прежнему стоит круг задач, который нужно решать. Речь идет об инновационных технологиях, НИОКР и т.д. Дело в том, что в общем объеме подобных работ МСБ занимает примерно 2%, а в гособоронзаказе – 3%. Этот показатель нужно увеличивать в десять раз»,- заявил Журавлев. Необходимо отметить, что такую цель ставил и президент РФ.
Он говорил о том, что у России должны быть предприятия ОПК, которые основываются не только на госкорпорациях, но и на предприятиях МСБ.
Между тем по ряду основных качественных характеристик малые и средние предприятия превосходят флагманов нашего оборонно-промышленного комплекса. Речь идет о производительности труда, наукоемкости, инновационности, заработной плате, которая более чем в полтора раза превышает среднюю по оборонно-промышленному комплексу.
«Иной раз предприятия МСБ предлагают такие разработки и НИОКРы, которые даже не под силу мощным госкорпорациям», — пояснил политик.
Следует отметить, что малый и средний бизнес в первую очередь в радиоэлектронной промышленности делает акцент на выполнение НИОКР по созданию действительно технологически новой, а не усовершенствованной продукции.
Создание Ассоциации предприятий ОПК
Особое внимание Алексей Журавлев обратил на необходимость создания Ассоциации предприятий оборонно-промышленного комплекса МСБ.
«Проблема вот в чем, как только у нас появляется малое предприятие в оборонке, которое предлагает качественную продукцию, его сразу же пытается поглотить государственная корпорация. Причем лоббистские силы таких корпораций гораздо выше, чем у малых предприятий», — пояснил Журавлев, добавив, что предложенная Ассоциация смогла бы стать механизмом общего, в хорошем смысле этого слова, лоббирования. «Надеюсь, что в недалеком будущем в гособоронзаказе предприятия МСБ займут достойную позицию», — заключил Журавлев.
Как верно отметил главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский, за три года в России в вопросе проблем малого и среднего бизнеса в ОПК толком ничего сделано не было. «Хорошо, что Вы проявили инициативу», — обратился к депутату Госдумы Алексею Журавлеву главред журнала «Арсенал Отечества». При этом он особо подчеркнул, что МСБ не должен производить продукцию конечного военного назначения, малые предприятия должны производит комплектующие. С этим заявлением никто из присутствующих спорить не стал.
Инновационный кластер
В свою очередь директор «Ассоциации кластеров и технопарков», член Совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ по развитию государственно-частного партнерства, руководитель рабочей группы по созданию и производству нового поколения вооружения, военной и специальной техники Андрей Шпиленко рассказал о механизме, который, по его мнению, будет способствовать развитию МСБ в ОПК. Речь идет о механизме поддержки промышленного кластера.
«За этим красивым словом стоит налаживание системы кооперации между так называемым финишером и предприятиями, которые занимаются поставкой комплектующих. 31 июля 2015 года постановлением правительства № 779 было закреплено положение по промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров.
В кластер должно войти не менее 10 участников (промышленных предприятий), которые функционально взаимосвязаны между собой. Корень кооперации между участниками кластера состоит не менее чем из 50% выпуска промышленной продукции. Данным кластером должна управлять некая управляющая компания, которая состоит из предприятий, входящих в цепочку поставщиков.
Кластеры располагаются на территории субъекта РФ или на территории смежных субъектов РФ. Наша ассоциация провела исследование, сколько есть промышленных кластеров. Естественным образом уже сформировалось порядка 58 кластеров. А сегодня формируется реестр кластеров», — рассказал о механизме поддержки МСБ Шпиленко.
При этом он пояснил, чем инновационный территориальный кластер отличается от промышленного. «Инициатор создания кластера – это не государство, а непосредственно сами предприятия. Если инновационный территориальный кластер сопровождает специализированная государственная организация, то в промышленном кластере инициатором выступают сами промышленные предприятия. Форма поддержки – субсидии участников промышленного кластера. Однако субсидироваться будут проекты, в которых не менее 30% вносит сам участник», — пояснил он, добавив, что главное – это выстроить цепочку кооперации и снизить долю импортозависимости.
Станки есть, нет математиков
Еще одной важной проблемой, на которую обратили внимание участники круглого стола, стала проблема кадров. По мнению экспертов, сегодня существуют проблемы с персоналом. Куда уходят кадры? И чем мы можем их удержать? Вот проблемы, которые требует решения.
Нередки случаи, когда после окончания учебного заведения молодые кадры уезжают за границу. Поэтому, по мнению экспертов, необходимо реализовывать программы, которые будут привлекать молодые кадры. Например, строить жилье для молодых специалистов или предоставлять им отсрочку от армии.
Между тем руководитель аппарата Экспертного совета Коллегии военно-промышленной комиссии РФ Александр Костин поделился своим видением проблем, которые касаются частного бизнеса.
«Эта проблема уже вышла на политический уровень. Государственно-частное партнерство у нас развивается в ручном режиме без какой-либо платформы. Большой проблемой является отсутствие частного капитала. При этом государство не имеет готовых решений.
Для того, чтобы решить эти проблемы, нам формировать юридические поправки, создавать институт независимой экспертизы, вносить поправки в обязательное использование МСБ в условиях наукоемких производств. При этом все мы должны понимать, что после 2020 года увеличиться конкуренция. Надо кооперироваться. В целом я считаю, что нужно выставлять на повестку внятную промышленную политику. В этом вопросе я приветствую политику партии «Родина», — пояснил Костин.
«Условия в ОПК более жесткие, чем в гражданском секторе»
Генеральный директор АО «Центр поддержки инициативных разработок и инновационной деятельности «Полигон» Алексей Антонов обратил внимание на проблему специфических требований, которые разработчики, не входящие в структуру ОПК, не совсем верно оценивают на стадии развития своего бизнеса.
По его словам, условия в ОПК более жесткие, чем в гражданском секторе. «Во-первых, достаточно жесткая регламентация практически на протяжении всего цикла. Второй блок вопросов относится к защите гостайны. Отсюда вытекают специфические условия, которые необходимы для выполнения работ. Третий блок вопросов – это совершение сделки.
Со стороны крупных холдингов практика складывается таким образом: первая задача, которая ставится перед персоналом, а можем ли мы перекупить специалиста. Если не можем, давайте создадим условия, когда специалист сам отдаст нам свою разработку. А структура формирования цены в гособоронзаказе не позволяет нам так просто совершить подобную сделку. И еще один важный момент — сложности в привлечении частного бизнеса и финансирования в подобные проекты возникают из-за большого процента риска. Крайне проблематично частному инвестору рассчитать свои риски», — пояснил Антонов.
А вице-президент корпорации «Проект-техника», член правления Виктор Ухов рассказал о том, что их компания проводит все испытания за свой счет, даже государственные.
«Все, что нам нужно – это техническое задание и определенное государственное регулирование наших отношений с Минобороны. Недавно мы создали совершенно новый проект — воздушно-космический летательный аппарат. Сегодня мы подписали меморандум, прошли экспертизу и ждем технических решений. Но, опять же, пока не будет регулирования частного бизнеса с Минобороны, пока перед Минобороны не будут поставлены твердые требования, как реагировать на инициативу, ничего с места не сдвинется», — резюмировал Ухов.
В свою очередь коммерческий директор компании «5.45 дизайн» Владимир Буренин отметил, что предприятиям нужна нормальная площадка и нормальное финансирование.
По мнению заместителя генерального директора МКБ «Компас» Владимира Маслюка, в первую очередь необходимо решить вопросы экономики России. «Нужно создавать экспортный потенциал, а не сырьевой», — сказал он.
В заключении отметим, что проведенная дискуссия обозначила наиболее важные вопросы в теме развития кооперации предприятий ОПК с предприятиями малого и среднего бизнеса. В ходе дискуссии были обозначены проблемы, которые государству необходимо урегулировать. Все участники круглого стола сошлись на том, что России нужны некоррупционные, прозрачные механизмы взаимодействия власти и бизнеса. А председатель партии «Родина», депутат Госдумы Алексей Журавлев призвал участников заседания обратить внимание на работу комиссии по поводу пилотного проекта по кластерам военно-промышленного комплекса на базе предприятий малого и среднего бизнеса.
«Нам нужно создавать Ассоциацию частных предприятий оборонно-промышленного комплекса. Не будем этот вопрос откладывать в долгий ящик. Все вопросы, которые мы тут поднимали, будут внимательно изучены. Уверен, что вместе мы сможем вывести малый и средний бизнес ОПК на новый уровень развития», — заключил Журавлев.
Алиса Ермакова
Источник: rosinform.ru