Как и сегодня, задолженность организации или ИП будет взыскиваться согласно ст. 46, 47 НК РФ, а задолженность физического лица без статуса ИП – в соответствии со ст. 48 НК РФ (п. 3 ст. 45 НК РФ). Взыскание с организаций и ИП, как правило, происходит в бесспорном порядке, с граждан без статуса ИП – только через суд.
При этом в указанные статьи Закон № 263-ФЗ вносит существенные изменения.
Отметим, в п. 1 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ конкретизировали, что правила этих статей распространяются только на тех ИП, которые не утратили свой статус на дату принятия ИФНС решения или постановления о взыскании задолженности. В противном случае к таким физлицам применяются нормы ст. 48 НК РФ.
Взысканные в соответствии со ст. 46-48 НК РФ суммы отражаются на едином налоговом счете в качестве единого налогового платежа (п. 1 ст. 11.3 НК РФ в ред. Закона № 263-ФЗ).
При этом одно из основных изменений в порядке взыскания налоговой задолженности состоит в том, что в следующем году должен появиться реестр решений о взыскании задолженности, принятых налоговыми органами (далее – Реестр), доступ к которому будет у банков. Не исключено, что доступ к реестру получат также судебные приставы-исполнители и другие органы власти и организации. Правила функционирования Реестра утвердит ФНС России. Помимо самих решений и постановлений о взыскании в Реестре налоговики будут также размещать:
Давность взыскания налогов
- поручения банкам на списание и перечисление суммы задолженности в бюджет;
- поручения на перевод в бюджет электронных денежных средств плательщика;
- информацию об изменении суммы задолженности (в т. ч. о формировании положительного либо нулевого сальдо ЕНС);
- информацию о вступившем силу судебном решении, на основании которого производится взыскание (в случае, когда налоговики пропустят двухмесячный срок на взыскание в бесспорном порядке и обратятся в суд в течение следующих четырех месяцев);
- информацию о вступившем в силу решения суда о взыскании задолженности с гражданина.
Размещение вышеперечисленных документов (информации) в Реестре в 2023-2024 гг. будет считаться их направлением банкам. При этом инспекция должна будет дополнительно проинформировать банки о таком размещении, а также о приостановлении операций по счетам согласно п. 2 ст. 76 НК РФ.
Получение конкретным банком от ИФНС указанной информации будет считаться получением банком поручения на списание и перечисление суммы задолженности в бюджет и (или) информации об изменении суммы задолженности. Однако с 01.01.2025 налоговикам будет достаточно разместить перечисленные документы в реестре, чтобы они считались полученными банками, а денежные средства плательщика автоматически заблокированными. Дополнительного информирования банков с этого момента не будет (п. 17, 18 ст. 4 Закона № 263-ФЗ).
Есть и другие изменения в порядках взыскания задолженности с организаций и ИП, а также с физлиц без статуса ИП. Рассмотрим их.
Взыскание задолженности организаций и ИП за счет денежных средств и драгоценных металлов
Порядок такого взыскания установлен ст. 46 НК РФ. В соответствии с ней ИФНС вправе взыскать задолженность за счет денежных средств и драгоценных металлов на счетах плательщика в банках, а также за счет его электронных денежных средств (например, на электронных кошельках). Основные новшества этого порядка заключаются в следующем.
Взыскание налоговым органом с налогоплательщика недоимок по налогам
Как и сейчас, задолженность будет взыскиваться в бесспорном порядке по решению налоговой инспекции, которое она должна принять не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требовании об уплате задолженности (п. 3, 4 ст. 46 НК РФ в ред. Закона № 263-ФЗ).
На исполнение требования по-прежнему будет отводиться 8 рабочих дней, если в требовании не указан более продолжительный период. Других сроков принятия решения о взыскании, которые действуют сейчас (в зависимости от того, превышает задолженность 3 000 руб. или нет), с 01.01.2023 не будет.
В свою очередь сроки направления плательщику указанного требования теперь зависят только от величины отрицательного сальдо ЕНС плательщика. И здесь также будет применяться порог в 3 000 руб. Если отрицательное сальдо превышает эту сумму, требование направляется плательщику не позднее трех месяцев со дня формирования этого сальдо, если не превышает – не позднее одного года (ст. 69, 70 в ред. Закона № 263-ФЗ).
Решение о взыскании размещается в Реестре и доводится ИФНС до сведения плательщика в течение шести дней по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Если нет возможности передать решение в электронной форме, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Помимо самого решения о взыскании в Реестре налоговики будут также размещать:
- поручения банкам на списание и перечисление суммы задолженности в бюджет с указанием счетов плательщика и суммы денежных средств, подлежащих перечислению (в размере, не превышающем отрицательное сальдо ЕНС). С момента размещения поручения в Реестре эти средства на указанных счетах блокируются для обеспечения исполнения решения о взыскании задолженности (п. 2 ст. 76 НК РФ). Напомним, что на личные (текущие) счета ИП это не распространяется;
- поручения на перевод в бюджет электронных денежных средств плательщика (в размере, не превышающем отрицательное сальдо ЕНС). С этого момента эти средства также блокируются (п. 2 ст. 76 НК РФ);
- информацию об изменении суммы задолженности (в т. ч. о формировании положительного либо нулевого сальдо ЕНС);
- информацию о вступившем силу судебном акте, на основании которого производится взыскание (в случае, когда налоговики пропустят двухмесячный срок на взыскание в бесспорном порядке и обратятся в суд в течение следующих четырех месяцев).
Указанные поручения банкам и на перевод электронных денег прекращают свое действие с момента формирования положительного либо нулевого сальдо ЕНС плательщика. Одновременно отменяется блокировка банковских счетов. О том, что сальдо ЕНС стало положительным либо нулевым станет известно из информации об изменении суммы задолженности, размещенной в Реестре.
Сейчас механизма прекращения действия таких поручений и приостановки операций по счетам нет. Неисполненные поручения отзываются ИФНС при наличии оснований, предусмотренных п. 4.1 ст. 46 НК РФ. Приостановление операций по счетам отменяется решением инспекции (п. 8 ст.
76 НК РФ).
Взыскание задолженности организаций и ИП за счет иного имущества
Порядок такого взыскания установлен ст. 47 НК РФ.
Он применяется ИФНС при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах плательщика либо его электронных денежных средств, а также при отсутствии информации об этих счетах либо информации о реквизитах электронных средств платежа, используемых плательщиком для переводов электронных денежных средств (п. 11 ст. 46 НК РФ). Основные нововведения состоят в следующем.
Как и сейчас, с 01.01.2023 задолженность будет взыскиваться за счет имущества плательщика (в т. ч. наличных денежных средств) судебным приставом-исполнителем (далее – пристав) на основании постановления ИФНС. При этом теперь одновременно с направлением этого постановления приставу налоговики обязаны разместить его в Реестре (с указанием сведений об отправке приставу). Сделать это нужно в течение десяти месяцев:
- либо с даты размещения в Реестре решения ИФНС о взыскании задолженности в соответствии со ст. 46 НК РФ (например, за счет средств на банковских счетах) в размере отрицательного сальдо ЕНС, превышающем 30 тыс. руб.;
- либо с даты окончания исполнительного производства по ранее размещенному в Реестре постановлению ИФНС о взыскании задолженности за счет имущества (при наличии отрицательного сальдо ЕНС в размере, превышающем 30 тыс. руб.);
- либо с даты возникновения новой суммы отрицательного сальдо ЕНС в размере, превышающем 30 тыс. руб. (после размещения в Реестре предшествующего постановления ИФНС о взыскании задолженности за счет имущества);
- либо с даты, когда истекли три года с момента размещения в Реестре решения ИФНС о взыскании задолженности в соответствии со ст. 46 НК РФ (например, за счет средств на банковских счетах) в размере отрицательного сальдо ЕНС, не превышающем 30 тыс. руб.
Сегодня аналогичный критерий величины налоговой задолженности для ее взыскания за счет иного имущества составляет 3000 руб. (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Следовательно, с 01.01.2023 у налоговиков будет меньше поводов для обращения взыскания на имущество налогоплательщика, отличное от денежных средств и драгоценных металлов.
Размещение постановления ИФНС о взыскании задолженности за счет имущества плательщика в Реестре необходимо для информирования банков, в которые ранее инспекцией были направлены поручения на перечисление соответствующей суммы задолженности в соответствии со ст. 46 НК РФ. В дальнейшем при поступлении от пристава постановления о наложении ареста и (или) постановления об обращении взыскания на денежные средства (электронные денежные средства) плательщика, находящиеся в банке, действие указанных поручений приостанавливается до исполнения постановления пристава в полном объеме или его отмены.
В случае пропуска ИФНС указанных выше сроков размещения постановления в Реестре взыскать задолженность можно будет только по решению суда. Как и сейчас, у налоговиков будет два года на обращение в суд с заявлением о взыскании с плательщика задолженности. После вынесения судебного решения о взыскании задолженности ИФНС принимает свое постановление о взыскании. Оно подлежит размещению в Реестре одновременно с информацией о судебном решении, вступившем в законную силу.
Взыскание задолженности с физических лиц
Порядок такого взыскания установлен ст. 48 НК РФ. Оно по-прежнему будет возможно только по решению суда общей юрисдикции. Рассмотрим нововведения.
Так, уточнили сроки обращения ИФНС в суд с заявлением о взыскании задолженности гражданина. Это необходимо сделать:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, если размер отрицательного сальдо ЕНС превышает 10 тыс. руб.;
2) не позднее 1 июля:
- года, следующего за годом, в течение которого инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае образования после подачи этого заявления задолженности в сумме более 10 тыс. руб.,
- либо года, на 1 января которого сумма задолженности превысила 10 тыс. руб.,
- либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности не превысила 10 тыс. руб.,
- либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого ИФНС обратилась в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае образования новой сумма задолженности в сумме менее 10 тыс. руб.
Если гражданин утратил статус ИП и в Реестре при этом не были размещены документы о взыскании с него задолженности, заявление в суд о взыскании этой задолженности подается инспекцией в течение шести месяцев:
- со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве ИП:
- либо со дня вступления в силу решения ИФНС по результатам налоговой проверки (если оно вступило в силу после дня утраты статуса ИП).
Информация о вступлении в силу решения суда о взыскании задолженности, а также поручения ИФНС на перечисление суммы задолженности с 01.01.2023 должны будут размещаться в Реестре. Копию решения о взыскании налоговики направят гражданину через личный кабинет налогоплательщика или по почте заказным письмом в течение шести рабочих дней со дня принятия такого решения.
Размещение в Реестре поручения ИФНС на перечисление суммы задолженности по правилам ст. 46 НК РФ на основании решения суда будет происходить только при взыскании за счет безналичных денежных средств и драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке.
Взыскание за счет иного имущества гражданина произведет пристав в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Для этого налоговики обязаны направить ему в электронной форме информацию о вступившем в силу решении суда. Сделать это необходимо в течение трех лет со дня вступления указанного решения в силу. Отметим, сегодня взыскание налоговой задолженности физических лиц за счет любого имущества осуществляют исключительно судебные приставы-исполнители.
Переходные положения
Они установлены в п. 9 ст. 4 Закона № 263-ФЗ. Согласно этой норме с 1 января 2023 г. взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом следующих особенностей:
1) требование об уплате задолженности, направленное ИФНС после 01.01.2023 в соответствии со ст. 69 НК РФ (в ред. Закона № 263-ФЗ), прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31.12.2022 (включительно), если ИФНС не приняты меры взыскания, предусмотренные НК РФ (в ред., действовавшей до 01.01.2023);
2) решения ИФНС о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах плательщика и приостановление операций по его счетам согласно ст. 46, 76 НК РФ (в ред. Закона № 263-ФЗ), прекращают действие аналогичных решений о взыскании и приостановлении операций по счетам, вынесенных до 31.12.2022 (включительно). При этом инспекция должна отозвать неисполненные поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов плательщика и поручения на перевод его электронных денежных средств, направленные до 31.12.2022 (включительно), а также отменить решения о приостановлении операций по счетам плательщика, принятые до 31.12.2022 (включительно);
3) постановления о взыскании налога за счет имущества организации или ИП, направленные до 31.12.2022 (включительно) судебному приставу-исполнителю в соответствии со ст. 47 НК РФ (в ред., действовавшей до 01.01.2023), исполняются в порядке, предусмотренном НК РФ до 01.01.2023. При этом перечисление денежных средств в счет исполнения требований, содержащихся в таких постановлениях, осуществляется в качестве единого налогового платежа;
4) требования, которые содержатся в исполнительных документах по заявлениям, направленным ИФНС до 31.12.2022 в суд общей юрисдикции в соответствии со ст. 48 НК РФ (в ред., действовавшей до 01.01.2023), исполняются после 01.01.2023 путем перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа гражданина.
Источник: tu-don.ru
Принудительное взыскание налогов
Если налог не уплачивается налогоплательщиком в установленный срок, он может быть удержан принудительно. В силу п.2 ст.45 НК РФ взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя проводится в бесспорном порядке (за исключением специально указанных в НК РФ случаев).
Взыскание налога с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями проводится только в судебном порядке. Те же правила и в отношении налогов, удержанных налоговым агентом; сборов, пени и штрафов (п. 8 ст. 45; п. 10 ст. 46; п. 8 ст.
47; п. 9-10 ст. 48 НК РФ).
Судебное взыскание с физических лиц в настоящее время производится в силу советских традиций (Постановление ЦИК и СНК от 1937 года). Судебное взыскание возможно только, если налоговый орган обладает достоверной информацией о наличие обязанности по уплате налога. Указанная информация может быть получена из 3 источников:
– самого налогоплательщика (декларация или авансовый платёж);
– в результате налоговых проверок;
– от государственных органов и иных лиц, обязанных в соответствии с НК РФ сообщать эту информацию в налоговый орган (например, о наличие недвижимого имущества из Федеральной регистрационной службы); о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности – от налоговых агентов (подп. 2 п. 3 ст.24 НК РФ).
Налоговый орган, располагая информацией о наличие задолженности, обязан, в соответствии с ст. 69 НК РФ, предложить налогоплательщику уплатить налог добровольно посредством направления соответствующего документа- требования об уплате налога (форма, утверждена Приказом ФНС РФ от 2006 года № САЭ-3-19/ 825).
В некоторых случаях (ст.52, п.4 ст.57 НК РФ), когда налог исчисляет налоговый орган (налог на имущество физических лиц, транспортный), до направления требования об уплате налога. Налоговый орган обязан направить налоговое уведомление (форма, утверждена Приказом ФНС РФ от 2005 года № САЭ-3-21/ 551).
Как следует из п.1 ст. 70 НК РФ, по общему правилу требование об уплате должно быть вручено не позднее 3 месяцев со дня выявленной недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ.
Недоимка – сумму налога, не внесенная в бюджет или внебюджетный фонд по истечении установленных сроков уплаты. Образование недоимки является нарушением налогового законодательства. Взыскание недоимки осуществляется налоговыми органами в бесспорном порядке с начислением пени. Недоимка, как правило, выявляется путём анализа компьютерных лицевых счетов на предмет соответствия продекларированных налогоплательщиком сумм налогов и поступивших к уплате средств.
В случае, когда информация о недоимке получена налоговым органом в результате налоговой проверки, требование об уплате вручается в 10-дневный срок с даты вступления в силу соответствующего решения по результатам проверки (п.2 ст. 70 НК РФ). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования (если нет иного). Если требование не исполнено, то выполняются дальнейшие процедуры.
Важным является надлежащее вручение требования об уплате. На основании п.6 ст.69 НК РФ существует только два способа – передача самому налогоплательщику (его законному, уполномоченному представителю), а также направление его по почте (шесть дней). На практике чаще всего требования об уплате направляется заказным письмом (с объявленной ценностью) и считается полученным через шесть дней.
Если налог после получения требования не уплачивается добровольно, то применяются принудительные меры взыскания (ст.46, 47 НК РФ).
В ст. 46 НК РФ установлено, что взыскание налога производится со счетов в банках по решению руководителя (заместителя) налогового органа путём направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании. Если денежных средств на счетах организации достаточно, сумма налога списывается банком и обязанность по уплате исполнена.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах либо отсутствии информации о счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счёт иного имущества при принятии двух идентичных ненормативных акта – решение и постановление. Решение остаётся в налоговом органе, а постановление в трёхдневный срок направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном законом «Об исполнительном производстве» и ст.
47 НК РФ. Для обеспечения и погашения задолженности в качестве дополнительной меры может быть применён арест имущества налогоплательщика, что не исключает последующего наложения ареста на имущество приставом-исполнителем. В силу п. 1 ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика пронимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Принудительное взыскание налога с организаций (индивидуальных предпринимателей) производится в судебном порядке.
При пропуске налоговым органом срока внесудебного порядка взыскания налога согласно п.3 ст. 46 НК РФ налоговый орган может обратиться в суд с иском. Заявление может быть подано органом в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный срок по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В другом случае согласно п.2 ст. 45 НК РФ взыскание в судебном порядке производится:
– с организации, которой открыт счёт;
– с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом квалификации сделки, совершённой налогоплательщиком или статуса или характера деятельности этого плательщика;
– в целях взыскания недоимки, числящейся более 3 месяцев за организациями, являющимися зависимыми (дочерними).
Принудительное взыскание налога с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
В ст. 48 НК РФ указано, что исковое заявление о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения требования об уплате налога. Взыскание производится на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве».
В некоторых случаях принудительные возможности государственных органов по взысканию налога временно приостанавливаются в силу наличия установленных в законе обстоятельств, после прекращения, которых могут быть восстановлены (п.3 ст.51 – физические лица безвестно отсутствующие или недееспособные).
Тема 8. НАЛОГОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Формы налоговой отчётности. Учёт организаций и физических лиц
Налоговая отчетность существует в следующих формах:
– таможенная декларация – это письменное заявление лица, перемещающего товар через таможенную границу РФ (декларанта) о видовых характеристиках, таможенной стоимости и других сведениях о перемещаемом товаре, необходимые для исчисления таможенной пошлины и связанных с ней других платежей. Форма таможенной декларации устанавливается таможенными органами РФ.
Налоговый кодекс устанавливает, что основной формой налоговой отчетности является налоговая декларация (ст. 80 НК РФ).
Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Законодатель устанавливает два основных требования к налоговой декларации:
1) условие формы (обязательная письменная форма);
2) условие содержания (В ней должны быть указаны:
– полученные доходы и их источники;
– исчисленная сумма налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. В установленных НК РФ случаях налоговая декларация может представляться на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку.
НК РФ устанавливает, что вместе с налоговой декларацией могут подаваться и другие документы, подтверждающие правильность заявленных сведений (справки налоговых агентов, подтверждения произведенных расходов, обоснованные расчеты по представлению налоговых льгот и т.д.), сведения об имуществе, бухгалтерские отчеты и балансы, расчеты налога по фактически полученной прибыли и проч. Кроме того, в налоговой декларации указывается единый по всем налогам идентификационный номер налогоплательщика 10-значный для юридических лиц и 12-значный для физических лиц).
Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от уплаты в связи с применением специальных режимов
Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую упрощённую декларацию. Её форма и порядок заполнения утверждается Минфином РФ.
Единая (упрощённая) декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства ф.л. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, полугодием, 9-ти месяцев, календарным годом.
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе реорганизованные) организации, численность которых превышает 100 человек, представляют декларацию в электронном виде если иной порядок представления информации, отнесённой к государственной тайне не предусмотрен в законе.
Налогоплательщики, отнесённые в соответствии со ст.83 НК РФ к категории крупнейших представляют все декларации в электронном виде если иной порядок представления информации, отнесённой к государственной тайне не предусмотрен в законе.
В ст. 81 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщика в случае обнаружения им в поданной налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы подлежащего уплате налога, или недостоверных сведений или ошибок, налогоплательщик вправе внести изменения и представить уточнённую декларацию.
При этом уточнённая декларация, представленная после истечения срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям
Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом. (Ст. 313 НК РФ)
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Подтверждением данных налогового учета являются:
1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
2) аналитические регистры налогового учета;
3) расчет налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
– период (дату) составления;
– измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов, указанных в статье 85 НК РФ.
Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета) в налоговом органе по формам, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и в порядке, который утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа
Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов
Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.
Источник: studopedia.su
Статья 46. НК РФ. Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках
1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках. 2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье — решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.
3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма. 4. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.
Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.
Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента). Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора.
При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога. 6. Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации. 7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках. 9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога. 10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Комментарии посетителей:
Пока нет комментариев.
Рейтинг статьи | 5.00 |
Количество проголосовавших | 1 |
Сумма балов статьи | 5 |
Я согласен с условиями пользовательского соглашения —>
Ответы юристов:
У нас в компании была недавно выездная проверка. Сотрудники налоговой говорили о том, что нашли несколько ошибок в начислении налога, и теперь мы ждем, когда же будет оглашено наказание за эти ошибки, какой штраф нам назначат. Но прошли все сроки, данные налоговой для оформления результатов проверки и вынесения решения, но ни о каких санкциях нам не сообщили. Значит ли это, что штрафа не будет?
Неделю назад подал налоговую декларацию, составлял ее в спешке. Так как срок подачи истекал на следующий день. И допустил ошибку, на самом деле я получил больший доход, следовательно, должен уплатить и налога больше, чем указано в декларации. Как исправить ошибку, и какое наказание мне светит за промашку?
Я не согласен с результатами выездной проверки, которая состоялась в прошлом месяце на моем предприятии. Можно ли ее обжаловать сразу в суд, чтобы не связываться больше с налоговыми органами, не сильно-то я им доверяю.
У нас на предприятии была налоговая проверка, в ходе которой были изъяты некоторые документы. Вместо этих документов нам ничего не оставили, мы хотим обжаловать противоправные действия сотрудников налоговой. Какой есть для этого повод?