Налоговым законодательством РФ предусмотрены два вида контрольных проверок налогоплательщиков (стат. 87). Это камеральные и выездные проверочные мероприятия. Такие процедуры бывают плановые и внеплановые. Первые включаются в график заранее, вторые проводятся спонтанно.
Разберемся, какие существуют основания для налоговой проверки ООО; по каким причинам могут продлить сроки или приостановить.
Выездная налоговая проверка – основания и порядок проведения
Согласно п. 1 стат. 89 НК выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя ИФНС или его заместителя. В ходе мероприятия уточняется правильность начисления величины налогов и соблюдения нормативных сроков их уплаты в бюджет. Проверить могут только 3 года, непосредственно предшествующих году вынесения решения о назначении процедуры.
К примеру, если решение ИФНС вынесено в 2019 г., под проверку попадают года с 2016 по 2018. Более ранние периоды контролировать не имеют права.
Но здесь существует одно исключение. Если в процессе проверки организация подает уточненную декларацию, налоговики могут проверять тот период, за который представляется корректировка (п. 5 стат. 89 НК).
Советы адвоката: о сроках налоговых проверок. Налоговая проверка за пределами срока проведения
- Истечение срока для устранения налогоплательщиком нарушений, обнаруженных при проведении предыдущих проверок.
- Издание приказа о назначении внепланового мероприятия руководителем ИФНС согласно требованию прокурора.
Не допускается осуществление больше 1 проверки по одному и тому же виду налога за одинаковый период. Кроме того, в общих случаях запрещается проведение более 2 выездных мероприятий за один календарный год. При ликвидации или реорганизации компании назначается самостоятельная проверка, но за период не больше 3 лет с года вынесения соответствующего решения.
- Низкая доля отчислений в бюджет, не соответствующая среднему размеру по отрасли.
- Значительная величина вычетов по НДС.
- Убытки в отчетности предприятия, повторяющиеся из периода в период.
- Частая смена налогоплательщиком адреса нахождения – миграция между ИФНС.
- Участие компании в региональном инвестиционном проекте.
- Опережение величины расходов фирмы над совокупными доходами.
- Низкий показатель среднемесячного заработка одного работника.
- Регулярное заключение договоров с посредниками и/или перекупщиками при отсутствии достаточных обоснований для таких сделок.
В НК основания выездной налоговой проверки не регламентируются – перечень критериев остается открытым. При отборе кандидатов налоговики учитывают обстоятельства «по совокупности». Если какие-то показатели являются сомнительными, для ИФНС это сигнал к включению организации в план.
Камеральная налоговая проверка – основания
В соответствии с п. 1 стат. 88 НК камеральная налоговая проверка проводится на основании предоставленных налогоплательщиком отчетов. При этом налоговики учитывают данные документов, которые имеются в распоряжении ИФНС. Для такой процедуры повод не требуется, если со дня получения декларации не прошло 3 мес. Никаких уведомлений организации не направляется.
Сроки проведения налоговых проверок
О результатах камералки налогоплательщику сообщают только при выявлении отклонений или ошибок в данных. К примеру, если сумма НДС по балансу расходится с величиной налога в декларациях. Или при несовпадении убытков по форме 2 и в декларации по прибыли. В случае несовпадений налогоплательщику вручается требование о предоставлении пояснений.
Обратите внимание! При подаче уточненных деклараций в ходе проведения проверки срок 3-месячного периода для камералки начинает исчисляться заново (п. 9.1 стат. 88 НК). На основании результатов мероприятия налоговые органы могут принять решение о назначении полноценной выездной проверки.
Основания продления срока налоговой проверки
- Проведение контрольных мероприятий в отношении крупнейшего налогоплательщика.
- Получение информации о совершении налогоплательщиком налоговых правонарушений.
- Наличие у организации обособленных подразделений.
- Непредставление проверяемой организацией в установленные сроки истребованных документов.
- Прочие основания по нормативному перечню.
Основания приостановления налоговой проверки
Право налоговых органов приостанавливать контрольную процедуру предусмотрено в п. 9 стат. 89 НК. Это следующие основания:
- Истребование дополнительных документов.
- Проведение экспертиз.
- Перевод документации с иностранных языков на русский.
- Истребование сведений у иностранных госорганов.
Для приостановления проверки на срок не более 6 мес. требуется решение руководителя ИФНС. При запросе документов у иностранных госорганов допускается увеличение этого периода еще на 3 мес.
Основания проведения повторной налоговой проверки
Повторная проверка осуществляется по тем же периодам и налогам, которые уже проверялись ИФНС в ходе прошлых выездных мероприятий. Если контрольная процедура назначается дважды, ограничение на запрет по п. 5 стат. 89 НК не действует. Основания проведения повторной выездной налоговой проверки перечислены в п. 10 стат. 89 НК:
- Контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящим территориальным подразделением ИФНС.
- Подача налогоплательщиком уточненной декларации за период проверки – при этом величина налога в корректирующем отчете меньше, чем в первичном.
Обратите внимание! Когда при повторной процедуре выявляются факты нарушения налогового законодательства, не обнаруженные при исходной проверке, меры ответственности в виде санкций к нарушителю не предъявляются. Исключение – случаи намеренного сговора между налогоплательщиком и ответственным работником ИФНС.
Источник: raszp.ru
Налоговая проверка
С учетом того, что правила проведения налоговых проверок с 2019 года были изменены, многие плательщики не знают, чего им ожидать и к чему готовиться. Среди наиболее интересных изменений можно отметить то, что срок проведения камеральной проверки был уменьшен или то, что изменился порядок предоставления ряда документации в ФНС. Рассмотрим все необходимые вопросы, касающиеся налогового законодательства, особенности проведения налоговых проверок и ответственность при выявлении нарушений.
Что такое проведение налоговой проверки
Под налоговой проверкой понимается осуществление контроля со стороны государственной службы за соблюдением правильности и своевременности уплаты установленной санкции (налогов). В качестве основного момента используется декларация, которая предоставляется налогоплательщиками в течение определенного периода.
Основной нормативный акт, регулирующий данную процедуру — это Налоговый Кодекс РФ, но также используются и другие законодательства Российской Федерации. Согласно статье 82 НК, процедура проверки относится к одному из способов налогового контроля. К ним также относятся:
- получение пояснений;
- сверка сведений учета и отчетности;
- проверка помещений и территорий, используемых для получения прибыли;
- иные процедуры, установленные налоговым законодательством.
Существует несколько разновидностей осуществляемых проверок. К ним относятся:
- Выездная. В свою очередь она проводится:
- за прошедшие 3 года;
- на территории, принадлежащей налогоплательщику;
- с максимальным сроком — 2 месяца.
- Камеральная. Проводится:
- за конкретный отчетный период;
- на территории ФНС;
- с максимальным сроком в 3 месяца.
- Встречная — является частью процедуры проведения других типов проверок.
Разновидности проводимых процедур
Помимо основных видов, проверки можно квалифицировать в зависимости от разного рода признаков и по основаниям, ставшим причиной возникновения самой процедуры. Рассмотрим каждую разновидность более подробно.
Проведение процедуры, исходя из объема проверяемых вопросов
Если проверка осуществляется в зависимости от объема проверяемых вопросов, то ее принято делить на:
- Комплексную — контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Проводится за конкретный отрезок времени. Проверяется соблюдение установленных законодательных норм и требований.
- Тематическая — рассматривает вопросы правильности начисления и оплаты полагающейся государственной санкции на получаемый доход организации. Также рассматриваются вопросы НДС, взыскания налога на имущество и иных пунктов. Данные типы проверок инициируются только по мере необходимости и определяются самим государственным органом. Данный тип проверки может идти вместе с комплексной или самостоятельно, в зависимости от обстоятельств.
- Целевая — контроль за соблюдением норм законодательства по конкретному направлению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данный тип может возбуждаться, касательно вопросов проведения взаимозачета между поставщиком и покупателем, по определенным сделкам, по правильности применения льгот и иным операциям.
Читать так же: Льготы и компенсации за вредные условия труда
Важно то, что результаты целевой проверки могут применяться при проведении комплексной или тематической проверке. Также они могут идти и отдельно.
Проведение процедуры, в зависимости от места действия
По месту проведения процедуры делятся на камеральные, выездные и встречные.
Камеральная проверка
Взаимодействует с контролем предоставляемых налоговых деклараций, а также иной документации, которая дает основание для исчисления или уплаты государственной санкции. Кроме того она помогает контролировать деятельность плательщиков. Данный тип проводится на территории непосредственного отделения ФНС.
Среди основных целей, камеральной проверки можно выделить:
- контроль за правильностью соблюдения установленных норм законодательства;
- выявление и пресечение возможных нарушений установленных требований;
- удержание денежных средств, которые не были оплачены или же оплачены не в полном объеме, а также назначение пени и неустойки;
- фильтрование и дальнейшая подготовка кандидатов для проведения выездной процедуры.
Камеральный контроль следит за:
- своевременным и правильным предоставлением соответствующей документации налогоплательщиками;
- соблюдением требований по оформлению;
- точностью производимых расчетов;
- предоставлением установленной документации, подтверждающей возможность начисления положенных льгот;
- верностью расчета налогооблагаемой базы.
Период проведения Камеральной проверки не может превышать срока в 3 месяца. Именно за это время сотрудники государственной структуры обязаны проверить предоставленные данные и выявить возможные нарушения или их отсутствие. При выявлении ошибок или нарушений ФНС обязано сообщить проверяемому лицу. На исправление ошибок плательщику дается всего 5 дней.
Выездная проверка
Включается в себя целый комплекс проводимых действий:
- проверка первичной бухгалтерской и учетной документации, а также иных актов и бумаг, которые влияют на финансово-хозяйственную деятельность плательщика;
- осмотр предметов или имущества, которые служат для получения прибыли (территории, склады, и иные помещения);
- любые действия налоговых органов, проводимые на территории самого налогоплательщика.
К основным целям выездного контроля можно отнести:
- проверку соблюдения установленных норм и требований законодательства;
- выявление недоимок по государственным санкциям;
- наказание и привлечение правонарушителей к ответственности, согласно установленным нормам;
- предупреждение возникновения возможных нарушений.
Кроме того, данный тип процедуры проводится в том случае, когда иной не может быть осуществлен. Другими словами, когда проверка может происходить только на территории самого налогоплательщика.
Согласно законодательным требованиям период проведения проверки составляет последние 3 года, предшествовавшие дню вынесения решения. Срок проведения не может превышать 2-х месяцев. Однако при определенных обстоятельствах он может быть увеличен. Это происходит если:
- поступили сведения о наличии нарушения, которое требует дополнительного разбирательства;
- плательщик отказывается предоставлять требуемые документы;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством.
виды налоговых проверок
Встречная проверка
При данной процедуре сопоставляются разные экземпляры одного и того же документа. Данный тип контроля осуществляется за документацией, которая предоставляется сразу в нескольких экземплярах. Среди них можно выделить выписки, формирующиеся при отпуске материальных ценностей.
Указанный тип документации находится на хранении у разных предприятий или в отдельных структурах. Данный тип контроля, как правило, осуществляется совместно с камеральной или выездной проверками.
Читать так же: Как после развода оставить ребенка с отцом
Проведение процедуры, исходя из объема проверяемой документации
Если вопрос касается осуществления контроля по конкретному объему проверяемой документации, то разновидности проверок делятся на:
- Сплошную — проверяется вся документация фирмы, без пропусков и отсутствии предложений об отсутствии нарушений. Данный тип используется в тех случаях, если необходимо проверить небольшую организацию.
- Выборочная — проверке подвергается только часть документации. Данный тип может перейти в сплошной, если в ходе проведения процедуры были выявлены существенные нарушения деятельности.
Проведение процедуры, исходя из способа организации
Способ организации подразумевает проведение следующих типов проверок:
- Внезапные — осуществляется без предварительной договоренности с налогоплательщиком. В качестве основной цели устанавливается выявление возможных нарушений, которые могут быть сокрыты при проведении обычных проверок.
- Плановая — проводится по предварительной договоренности с организацией. Устанавливается конкретный период, в который и будет осуществляться плановая проверка.
- Повторная — процедура, проводящаяся по тем же вопросам и периоду, по которому она уже осуществлялась.
Ряд нарушений, которые могут быть обнаружены в ходе проведения проверки
Как показывается практика, при осуществлении контроля за деятельность налогоплательщиков, ФНС выявляет следующие виды правонарушений:
- намеренное уменьшение размера получаемого дохода;
- искусственное увеличение затрат организации;
- существенные ошибки и нарушения при заполнении первичной документации.
Оформление результатов
При выявлении нарушений, в ходе осуществления контроля за деятельностью налогоплательщика, государственная структура обязана соответствующее их оформить. Фактически, в установленный законодательством период составляется акт о проведении налоговой проверки.
Результаты, как положительные так и отрицательные, отображаются в данном акте. Установленный экземпляр предоставляется и самому налогоплательщику.
Повторное истребование документации. Изменения законодательства
Плательщикам следует помнить, что государственная структура имеет право в любой момент затребовать документацию, по которой уже производилась проверка. В данном случае разговор идет о двух основных типах выписок:
- Представленные в виде оригиналов, и после завершения проверке, возвращенные ФНС в организацию;
- Уже представленные ранее, но утраченные государственной службой в связи с определенными обстоятельствами.
Стоит отметить, что до сентября прошлого года государственная структура не могла повторно истребовать следующие документы:
- представленные в рамках проведения выездного или камерального контроля;
- предоставлялись в виде копий в условиях налогового мониторинга.
Однако с 3 сентября 2018 года в налоговое законодательство был внесен ряд изменений. В частности в пункте 5 статьи 93 НК. В соответствии с новыми нормами ФНС больше не имеет каких-либо ограничений по запрашиваемой документации.
Тем не менее, для самих плательщиков, данные изменения также имеют некоторые положительные моменты. В частности можно не подавать выписки повторно, если сообщить в налоговый орган:
- что запрашиваемая документация уже предоставлялась ранее;
- реквизиты выписок, которые ФНС требует повторно;
- наименование государственной структуры, куда ранее передавались документы.
Указанные сведения должны быть переданы в ФНС не позднее 1-го дня, с момента получения уведомления о повторном предъявлении документации. Сообщить информацию можно как в письменном виде, через канцелярию ФНС, так и в электронном формате через официальный сайт государственной структуры.
Читать так же: Коды бюджетной классификации на 2021 год
Какое решение принимается по завершению проверки
После того как процедура контроля будет завершена, руководитель подразделения государственной структуры выносит соответствующее решение. Это может быть:
- Распоряжение о привлечении к ответственности виновного лица, совершившего налоговое правонарушение. При этом могут привлекаться как несколько лиц, так и только одно. Выносится в том случае, если по результатам проверки были выявлены существенные нарушения действующего законодательства.
- Отказ от привлечения к ответственности.
В последнем случае, организацию не будут ждать наказания и штрафные санкции. Однако это не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить назначенные пени и начисленные санкции.
Само решение, в обязательном порядке, должно быть руководителем государственной структуры, которым оно было вынесено или его заместителем.
Заключение
Как можно понять из вышесказанного, работа государственной структуры направлена на осуществление контроля за деятельностью всех налогоплательщиков. По этой причине к вопросу прохождения проверок ФНС следует подходить ответственно. Кроме того, не следует игнорировать запросы налоговой службы. Требуемые документы и сведения должны передаваться в установленные законодательством сроки.
Источник: zakonoved.su
Сроки выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, не применяется
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов).
При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
- истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Повторная выездная налоговая проверка
- вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Источник: studfile.net