28.Виды проверок. Выездные и документарные проверки.
Федеральным законом от 26 февраля 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) даётся определение плановым и внеплановым проверкам.
Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проверок.
План проверок, разрабатываемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, как и любого другого контрольного органа, подлежит направлению и рассмотрению органами прокуратуры с целью оптимизации проведения проверок. Образовательные организации могут ознакомиться с планом проверок на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, в сети «Интернет».
Сводный план проверок — это документ открытого доступа.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.Однако ч. 9 ст.
Сроки проведения налоговых проверок
9 этого же Федерального закона устанавливается, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. В этом документе предусматриваются исключения только для образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом в качестве органов, осуществляющих плановые проверки, названы органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и государственный санитарно-эпидемиологический надзор (не чаще 1 раза в год) и органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности (не чаще 1 раза в 2 года).
Проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами;
Внеплановая проверка и ее сущность
Предметом внеплановой проверки является соблюдение организацией в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда (ч.1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).
Камеральная и выездная проверка ИП. Чего ждать от налоговой после закрытия своего ИП?
Основанием для проведения внеплановой проверки является (п.2 ст.10):
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.
Документарная проверка
- Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
- В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
- В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
- В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
- Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
- В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
- Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в части 8 настоящей статьи сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
- Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вправе провести выездную проверку.
- При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Источник: studfile.net
Порядок проведения выездной налоговой проверки
Проведение выездной проверки осуществляется в отношении тех компаний, которые попадают под определенные критерии. Основание проведения выездной налоговой проверки может быть различным, например:
- убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении двух и более календарных лет;
- значительные суммы вычетов по налогам за последние 12 месяцев;
- расходы организации выше доходов;
- низкий уровень среднемесячной заработной платы на одного сотрудника;
- отсутствие предоставленных пояснений по фактам выявления несоответствия показателей деятельности предприятия;
- неоднократное изменение места налогового учета компании;
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и др.
Выездная проверка ИП и ООО, дающих основания для ее проведения, осуществляется в определенном порядке.
Грядёт проверка?
Успеем провести анализ бухгалтерии до неё — конфиденциально!
Порядок выездной налоговой проверки
Порядок проведения выездной налоговой проверки определен в ст. 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка проводится в помещении налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа.
В случае отсутствия возможности у проверяемого лица предоставить помещение выездная проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа
Налоговый орган выносит решение о проведении выездной налоговой проверки, в котором содержатся следующие сведения:
- полное и сокращенное наименования или ФИО налогоплательщика;
- виды налогов, достоверность исчисления и уплаты которых подлежат проверке (выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам);
- периоды, за которые проводится налоговая проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которые осуществляют проведение проверки.
Что проверяет выездная налоговая проверка?
Документы, подтверждающие достоверность начисления и уплаты налогов. Как правило, проверке подлежит период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено соответствующее решение. Однако можно найти пример выездной налоговой проверки, когда охватывался более обширный период.
Срок выездной налоговой проверки
Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев, однако существуют основания для ее продления до четырех или до шести месяцев:
- налоговые проверки крупных компаний;
- получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого нарушений и требующей дополнительной проверки;
- возникновение форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) в помещении, где проводится проверка;
- проверка организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений (от количества подразделений зависит, сколько длится выездная налоговая проверка);
- непредставление проверяемым лицом в установленный срок документов, которые необходимы для проведения выездной налоговой проверки;
- другие обстоятельства (длительность проверяемого периода, объем проверяемых документов и т.д.).
На период выездной налоговой проверки проверяющие лица должны работать в режиме компании
Ждёте проверку из-за ошибок бухгалтера?
Восполним недостатки бухгалтерского учёта или поставим его с нуля. Стоимотсь восстановления от 5000 рублей.
Источник: www.moedelo.org
Как проходят проверки Роспотребнадзора
Е. М. Тараненко
автор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам Роспотребнадзор может проводить плановые проверки только тех организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность и используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска. В области защиты прав потребителей плановые проверки Роспотребнадзора вообще не проводятся.
С внеплановыми мероприятиями ситуация противоположная. Требования по коронавирусу ужесточились. Роспотребнадзор назначает серьезные штрафы и даже может закрыть компанию. В статье разберемся, как проходят внеплановые проверки, что вправе делать контролеры и чему они теперь уделяют особое внимание.
Внеплановые проверки Роспотребнадзора в 2020 году
Возможность проведения внеплановых проверок также ограничена. В 2020 году Роспотребнадзор вправе проводить только следующие виды проверок: а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры; б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры; в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»; д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер; е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным.
Когда приедут с проверкой, а когда проведут ее удаленно
- выезд согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо проверка выполнения ранее выданных предписаний;
- возможность выезда должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок.
По общему правилу, о проведении внеплановой проверки Роспотребнадзор обязан информировать не менее, чем за сутки любым доступным способом, поэтому организации необходимо контролировать все средства связи, в том числе электронную почту, если она указана в ЕГРЮЛ либо ранее использовалась при контактах с Роспотребнадзором.
Однако в ряде случаев уведомлять о проведении проверки не требуется. Например, без уведомления представители Роспотребнадзора могут явиться с проверкой в случае, если деятельностью организации причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
COVID-19: дезинфекция, QR-код.. что еще проверят
Поскольку сейчас наибольшее внимание уделяется противоэпидемическим мероприятиям, то выездные проверки Роспотребнадзора в большинстве случаев направлены на контроль соблюдения санитарного законодательства и выполнение санитарных противоэпидемических (профилактических мероприятий) по месту осуществления фактической осуществления деятельности организации.
Представители Роспотребнадзора оценивают деятельность организации на предмет соответствия санитарным правилам (например, СП 3.1.3597-20), стандартам безопасной деятельности, в том числе рекомендациям по профилактике коронавирусной инфекции (например, МР 3.1/2.2.0170/3-20. 3.1).
Несмотря на то, что большая часть норм СП 3.1.3597-20 предназначена для медицинских организаций, данный документ обязателен для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В целом, рекомендации Роспотребнадзора не являются нормативными правовыми актами и, как видно из наименования, носят рекомендательный характер. Однако необходимость соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора подтверждается судебной практикой (например, Решение Арбитражного суда Пермского края от 07.10.2020 по делу N А50-15018/2020). Кроме того, в Санкт-Петербурге обязательность рекомендаций Роспотребнадзора и стандартов безопасной деятельности, прямо предусмотрена действующей редакцией Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 (п. 2-5.2, 2-5.14, 2-5.21, 2-5.23, 2-25, 2-40).
Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения, обязательного ознакомления руководителя проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, с распоряжением (приказом) о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц Роспотребнадзора, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Выездная проверка проводится в присутствии руководителя проверяемой организации или проверяемого ИП или их уполномоченных представителей.
- рассмотрение документов лиц, подлежащих проверке;
- обследование используемых лицами, подлежащими проверке, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанным лицом грузов, производимых и реализуемых им товаров, результатов выполняемых ими работ, оказываемых услуг;
- отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, проведение их исследований, испытаний;
- проведение экспертиз и (или) расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.
Представители Роспотребнадзора, проводящие выездную проверку, имеют право:
- знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;
- получать доступ на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
При проведении проверки должностные лица Роспотребнадзора не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Роспотребнадзора;
- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, проверяемого индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, проверяемого гражданина, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки, основанием для проведения которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, не выступающих объектами проверки или не относящихся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения проверки.
Во время выездной проверки представители Роспотребнадзора проверяют наличие QR-кода, а также сканируют его, чтобы проверить его работосопособность и актуальность. Проверяется фактическое исполнение требований по безопасной деятельности и противоэпидемическим мероприятиям.
Особое внимание уделяется проверке соблюдения требований по уборке и дезинфекции помещений и надлежащее ведение документации (журналы, графики работ), наличие средств индивидуальной защиты у персонала и посетителей, правильное их ношение, соблюдение социальной дистанции, в том числе нанесение разметки, для определения социальной дистанции для посетителей. Проверяется наличие сертифицированных облучателей-рециркуляторов для дезинфекции воздуха, антисептиков для персонала и посетителей и т.д.
Про штрафы и санкции
По итогам внеплановой проверки представители Роспотребнадзора составляют акт проверки; вручают или направляют акт проверки лицам, подлежащим проверке; направляют в орган прокуратуры копию акта проверки в случае, если для проведения выездной проверки требовалось согласование ее проведения органом прокуратуры.
За выявленные Роспотребнадзором нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения возможно привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Однако, если будет доказано, что допущенные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, то к ответственности привлекут уже по части 3 статьи 6.3 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как пройти проверку Роспотребнадзора
Найдите ответы на свои вопросы в КонсультантПлюс. Информация поступает в систему напрямую из органов власти. Это 100% гарантия для Вас.
Е. М. Тараненко
автор статьи, консультант Аскон по юридическим вопросам
Источник: www.ascon-spb.ru