Кроме того, в периоде обнаружения ошибки можно корректировать налоговые обязательства, если ошибка повлекла за собой переплату по налогу. Такой порядок прописан в пункте 1 статьи 54 НК.
Разобраться, когда и как подавать уточненную декларацию или расчет, поможет подробная схема действий.
Срок сдачи
Подавать уточненные налоговые декларации нужно по мере выявления ошибок в отчетности. Календарные сроки для их представления в налоговую инспекцию законодательно не установлены.
Это следует из положений пункта 1 статьи 81 НК.
Способы сдачи
Уточненную декларацию можно сдать в налоговую инспекцию теми же способами, что и первичную.
Никаких исключений для уточненных деклараций пункт 3 статьи 80 НК не содержит. Прикладывать к уточненной декларации сопроводительное письмо организация не обязана. В статье 81 НК такое требование отсутствует.
Сроки камеральной проверки ФНС
СОВЕТ
сдайте уточненную декларацию вместе с сопроводительным письмом, если не готовы спорить с инспекторами.
На практике налоговые инспекции требуют, чтобы уточненную отчетность организации подавали с сопроводительным письмом.Укажите в нем причины, из-за которых организация вносит изменения в отчетность.
Это позволит вам упростить проведение камеральной проверки и сократить общение с инспекторами. Форма сопроводительного письма к уточненной декларации официально не утверждена. Поэтому его можно составить в произвольной форме. Обычно налоговые инспекции требуют, чтобы в сопроводительном письме организация объяснила, почему пересчитывает налог и не затрагивают ли внесенные изменения другие налоговые обязательства.
Если по результатам уточненного расчета организация должна доплатить налог, составить сопроводительное письмо можно по этому образцу. К письму приложите копии платежных документов на перечисление налоговой недоимки и пеней за просрочку платежа.
Если по результатам уточненного расчета доплачивать налог не нужно, составить сопроводительное письмо можно так.Если по результатам уточненного расчета у организации сложилась переплата по налогу, то одновременно с сопроводительным письмом в инспекцию следует подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога.
Прием уточненных деклараций
Порядок приема налоговых деклараций установлен Административным регламентом, который утвержден приказом ФНС от 07.07.2019 № ММВ-7-19/343. Этот документ регулирует, в том числе, и правила приема уточненной налоговой отчетности.
Налоговая инспекция вправе отказать в приеме уточненной декларации, если не был соблюден порядок оформления и представления налоговой отчетности (п. 4 ст. 80 НК).
Перечень оснований, по которым налоговая инспекция может отказать организации в приеме отчетности, закрыт и содержит в себе следующие позиции.
Что будет после подачи уточненной декларации: какие последствия
- Отсутствие (отказ от предъявления) документов, подтверждающих полномочия представителя организации на сдачу отчетности и подтверждение указанных в ней сведений.
- Подача отчетности не по установленной форме (формату).
- Отсутствие в налоговой отчетности подписи (в т. ч. электронной подписи) руководителя или уполномоченного представителя организации.
- Подача отчетности, подписанной руководителем организации, который:
а) дисквалифицирован;
б) снят с учета как умерший;
в) признан недееспособным или безвестно отсутствующим;
г) отказался от руководства организацией в судебном порядке;
д) указал в ЕГРЮЛ недостоверные сведения о себе. - Подача декларации (расчета) в налоговую инспекцию, в компетенцию которой не входит прием этой отчетности.
- Подача расчета по страховым взносам, в котором:
а) есть ошибки в определении расчетной базы, тарифов и сумм страховых взносов по каждому физлицу;
б) суммарные показатели по всем физлицам не сходятся с показателями в целом по организации;
в) персональные данные застрахованных физлиц недостоверны.
Об этом сказано в пункте 19 Административного регламента, утвержденного приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343.
Таким образом, если какое-либо из перечисленных требований организацией не выполнено, инспекция может отказать ей в приеме уточненной налоговой декларации.
В других случаях отказать в приеме уточненной декларации налоговая инспекция не вправе. Если организация все-таки получила отказ, отправьте уточненную декларацию по почте или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В статье 80 НК сказано, что налогоплательщики могут сдавать декларации через своих представителей. При этом без доверенности могут действовать только законные представители (ст. 27 НК). В их число входят руководители или управляющие (руководители управляющих организаций).
Это следует из положений статьи 53 ГК, статей 40 и 42 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, статьи 69 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Другие лица могут быть уполномоченными представителями. Они вправе действовать от имени организации только по доверенности (ст. 29 НК).
Отсутствие у них доверенности является основанием для того, чтобы налоговая инспекция отказала в приеме отчетности (подп. 2 п. 19 Административного регламента, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343).
Уплата недоимки и пеней
Сумму налога, которую вы недоплатили по первичной декларации, а также сумму пени за просрочку перечислите в бюджет как можно быстрее. В платежных документах указывайте разные КБК и назначения платежа.
Сумму недоимки по налогу и пеням безопаснее перечислять отдельными платежными документами. Это связано с тем, что для налоговых платежей, штрафных санкций и пеней установлены разные коды бюджетной классификации (КБК).
Если перечислить недоимку и пени одним платежным документом, налоговая инспекция может счесть, что в бюджет поступила только сумма налога. Даже если эта сумма будет больше, чем указано в уточненной декларации. В связи с этим инспекция может попытаться оштрафовать организацию по статье 122 НК.
Арбитражная практика по этому вопросу неоднородна. Некоторые суды считают, что уплата пеней является обязательным условием для освобождения от ответственности при подаче уточненной декларации (см., например, определения ВАС от 18.01.2010 № ВАС-17586/09, от 31.10.2008 № 14141/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 17.12.2010 № Ф03-8424/2010, Западно-Сибирского округа от 19.02.2010 № А70-6877/2009, Волго-Вятского округа от 12.11.2009 № А28-8881/2009-222/21, Поволжского округа от 04.09.2008 № А57-22478/07, Северо-Западного округа от 14.01.2008 № А56-15591/2007). Такая же позиция отражена в определении Конституционного суда РФ от 17.12.2010 № 1572-О-О.
Однако есть примеры судебных решений, в которых говорится, что статья 122 НК не предусматривает ответственности за неуплату пеней. Поэтому применять эту статью, если организация не уплатила пени при подаче уточненной декларации, нельзя (см., например, определение ВАС от 05.09.2008 № 11161/08, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2009 № А19-8749/09, Поволжского округа от 09.10.2008 № А06-1727/08, Уральского округа от 18.06.2008 № Ф09-4351/08-С3, Московского округа от 29.05.2007 № КА-А41/4573-07).
Поэтому чтобы избежать судебных разбирательств, перечисляйте недоимку и пени по налогу разными платежными документами.
Платежные поручения оформляйте по общим правилам.
Как избежать штрафов
При подаче уточненной налоговой декларации организация не привлекается к ответственности в трех случаях.
Во-первых, если представит ее до истечения срока, установленного для подачи деклараций (п. 2 ст. 81 НК).
Во-вторых,если представит ее позже, но до истечения срока, установленного для уплаты налога.
При этом штрафные санкции не применяются, если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию:
- о назначении выездной проверки;
- об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке).
Такой порядок предусмотрен в пункте 3 статьи 81 НК.
Третий случай — организация представляет уточненку после истечения сроков, установленных для подачи деклараций и уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются:
- если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки;
- если уточненная декларация была сдана после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были обнаружены ошибки в отчетности.
Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 81 НК.
При камеральной проверке инспекция может потребовать дать пояснения, если выявит несоответствия в отчетах. Это не означает, что инспекция обнаружила ошибку. Если в ответ на требование организация подаст уточненную декларацию, доплатит налог и пени, инспекция ее не оштрафует.
Главное — сделать все это до того, как инспекция зафиксирует ошибку в акте камеральной проверки (письма ФНС от 20.08.2018 № АС-4-15/16075, от 21.02.2018 № СА-4-9/3514).
Уточненные расчеты по страховым взносам
За отчетные и расчетные периоды 2017–2019 годов уточненные расчеты подавайте в ИФНС по старой форме РСВ из приказа ФНС от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551. За периоды с I квартала 2020 года РСВ уточняйте по новой форме из приказа ФНС от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470.
На титульном листе расчета поставьте номер корректировки. Подробнее об этом см. Как внести изменения в расчеты по страховым взносам.
Источник: enterfin.ru
В какой срок нужно подать уточненку, чтобы прекратить камералку
Уточненная декларация, поданная после составления акта камеральной проверки, но до вынесения решения по ней, считается представленной после окончания проверки. Соответственно, она не может служить основанием для прекращения проверки ранее поданной декларации на основании п. 9.1 ст. 88 НК РФ.
Карточка дела
Реквизиты судебного акта
Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по калининградской области
Суть дела
Компания 21 сентября 2017 г. представила уточненную декларацию по акцизам за сентябрь 2014 г. Налоговики начали ее камеральную проверку. Затем 26 октября 2017 г. компания направила в инспекцию по почте новую уточненку. Она была получена налоговым органом только 13 ноября 2017 г.
30 октября 2017 г. инспекция составила акт камеральной проверки декларации, представленной 21 сентября 2017 г., в котором зафиксировано, что компания неправомерно заявила вычеты по акцизам. На основании этого акта инспекция вынесла решение от 15 декабря 2017 г. о доначислении акцизов и пеней.
Компания с этим решением не согласилась. По ее мнению, налоговики не вправе были выносить решение, а должны были прекратить камеральную проверку уточненной декларации, представленной 21 сентября 2017 г., поскольку новую уточненную декларацию по акцизам за сентябрь 2014 г. компания направила в инспекцию до окончания проверки (до 30 октября 2017 г.). Ведь согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной налоговой декларации. Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации.
Компания обратилась в суд с требованием признать незаконным решение от 15 декабря 2017 г.
Вердикт судей
Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. Они указали, что в соответствии с п. 1 и 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, в течение трех месяцев со дня представления декларации.
При применении п. 2 ст. 88 НК РФ в части толкования понятия «представление декларации» необходимо учитывать, что срок, предназначенный для проведения мероприятий налогового контроля в рамках камеральной проверки, исчисляется только со дня поступления декларации в инспекцию. Соответственно, начать камеральную проверку новой уточненной декларации инспекция могла только после ее получения 13 ноября 2017 г. Но к этому моменту камеральная проверка предыдущей уточненной декларации уже была завершена и дата ее окончания (30 октября 2017 г.) указана в акте проверки.
Следовательно, у налогового органа не было оснований для применения положений п. 9.1 ст. 88 НК РФ, и оспариваемое решение от 15 декабря 2017 г., принятое на основании акта от 30 октября 2017 г., является обоснованным.
Судья Верховного суда РФ отказал в передаче дела на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.
Как складывается судебная практика
Некоторые суды признают уточненную декларацию, поданную после составления акта камеральной проверки, но до вынесения решения по ней, представленной до окончания камеральной проверки. И такая уточненная декларация рассматривается ими как основание для применения положений п. 9.1 ст. 88 НК РФ.
Примером является постановление АС Центрального округа от 06.09.2017 по делу № А54-3819/2016. В нем рассматривалась аналогичная ситуация. Налоговики проводили камеральную проверку декларации по НДС. После составления акта по результатам проверки, но до вынесения решения по ней компания представила уточненную декларацию. Поскольку при вынесении решения налоговики не учли эту уточненную декларацию, компания обратилась в суд.
Суды трех инстанций поддержали компанию. Они отвергли довод налоговиков о том, что уточненная декларация была подана компанией после составления акта проверки, то есть после ее окончания, что исключает возможность прекращения всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации. Суды указали, что с учетом положений ст. 81, п. 2 ст.
88 НК РФ законодатель придает понятию «окончание проверки» иной смысл. Под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения тех действий, которые совершает налоговый орган до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения, поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком. Таким образом, поскольку уточненная декларация была представлена компанией до окончания проверки, налоговый орган обязан был прекратить камеральную проверку первоначальной декларации, назначить новую проверку на основе уточненной декларации и при принятии решения учесть данные этой уточненной декларации.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях АС Центрального округа от 04.07.2017 по делу № А54-3820/2016, от 05.07.2017 по делу № А54-3660/2016.
Но большинство судов придерживается позиции, что окончанием камеральной проверки является дата составления акта. И уточненная декларация, представленная после этой даты, не является основанием для применения п. 9.1 ст. 88 НК РФ.
Например, в споре, рассмотренном АС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 12.03.2018 по делу № А19-10979/2017, компания подала уточненную декларацию после составления акта камеральной проверки, но до вынесения решения по ней. Она полагала, что налоговики должны были учесть данные этой уточненной декларации при вынесении решения, поскольку она подана до окончания камеральной проверки. Но суды трех инстанций указали, что под окончанием проверки следует понимать дату составления акта налоговой проверки. В противном случае налогоплательщик, узнав об обнаружении налоговым органом ошибок, приведших к занижению подлежащей уплате суммы налога, сможет избежать ответственности путем представления уточненной декларации после составления акта проверки и до момента вынесения налоговым органом решения по ее результатам. Подобные выводы содержатся в постановлениях АС Северо-Кавказского округа от 25.05.2018 по делу № А63-9534/2015, АС Восточно-Сибирского округа от 03.02.2017 по делу № А19-834/2016 (Определением Верховного суда РФ от 06.06.2017 № 302-КГ17-5813 отказано в передаче дела на пересмотр).
Аналогичного мнения придерживается и ФНС России. В письме от 20.11.2015 № ЕД-4-15/20327 налоговики разъясняют, что в акте налоговой проверки указываются даты ее начала и окончания (подп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ). Поэтому момент окончания камеральной проверки следует определять по дате, указанной в акте.
И при представлении уточненной декларации после составления акта основания для прекращения рассмотрения материалов проверки первичной декларации, предусмотренные п. 9.1 ст. 88 НК РФ, отсутствуют.
Источник: www.eg-online.ru
Уточненная декларация по НДС: сроки подачи, образец заполнения
Содержание
- Подача уточненной декларации по НДС
- Уплата НДС по уточненной декларации
- Сроки уточненной декларации по НДС
- Пример заполнения уточненной декларации по НДС
- Примеры заполнения в различных случаях 8 и 9 разделов
- Сопроводительное письмо к уточненной декларации НДС
- Скачать сопроводительное письмо к уточненной декларации НДС
Уточненная декларация по НДС представляет собой корректировочный отчетный документ, подлежащий формированию при выявлении ошибок в исходной декларации за прошлые кварталы или текущий период. Также поводом для подачи такого бланка может служить неполное отражение всех необходимых сведений в изначальном отчете.
Особенности процедуры внесения корректировок в декларацию регулируется 81 статьей НК РФ.
Подача уточненной декларации по НДС
Подавать уточненный бланк декларации нужно в том случае, если выявленная ошибка напрямую влияет на величину налоговой базы и, как следствие, на величину самого налога, который должен быть уплачен по итогам налогового периода. При этом не допускается отражение верных данных за прошлые периоды в декларации за текущий, необходимо составить дополнительный уточненный документ за тот квартал, в котором выявлены некорректные исходные данные.
Ошибка может привести как к увеличению, так и к уменьшению НДС к уплате. Согласно первому абзацу п.1 ст.81, обязанность по подаче уточненной декларации возникает только при занижении базы и налога, то есть в том случае, если в исходной декларации значится меньшая сумма НДС, чем должна быть уплачена.
Если же выявленная ошибка или неполнота отраженных сведений не привели к уменьшению налога к уплате (например, налоговая база была изначально завышена), то за налогоплательщиком остается право решить, будет он подавать уточненную декларацию или нет (согласно второму абзацу п.1 ст.81).
Подавая исправленную декларацию, нужно быть готовым к тому, что ФНС проведет камеральную проверку, а в некоторых случаях и выездную (если налог был переплачен). Причем в ходе проверки налоговики могут проверить не только правильность начисления НДС, но и других налогов. Все выявленные ошибки придется исправлять, доплачивать налог, пени, а при необходимости и штраф.
Для налоговых агентов установлена обязанность подачи уточненной декларации независимо от того, завышен или занижен НДС к уплате. При этом следует предоставлять сведения только по тем налогоплательщиком, в отношении которых допущены неточности и неверно указанные сведения.
Не нужно подавать уточненную декларацию:
- Если возникает необходимость отражения налогового вычета, относящегося к прошлым периодам. НДС к вычету можно принять и в текущем квартале, НК РФ это позволяет.
- Если обнаруженные недочеты не влияют на НДС к уплате;
- Если ошибки выявила налоговая в ходе проверок. Необходимые коррективы ФНС выполнит самостоятельно, подача уточненного бланка в данном случае приведет к повтору информации.
Место подачи скорректированного бланка – отделение налоговой, в которое компания подавала исходную декларацию. Для заполнения следует использовать тот бланк декларации, который актуален на дату формирования изначального документа, то есть на тот квартал, в который вносятся изменения.
Способ подачи – электронный, как и в случае с обычным бланком декларации.
Уплата НДС по уточненной декларации
Доплата НДС требуется в случае, если ранее была перечислена меньшая сумма налога, чем того требуют первичные документы компании, то есть при занижении налоговой базы и, как следствие, самого налога.
Уплатить недостающую сумму налога требуется до подачи «уточненки», именно тогда к фирме не будет применены штрафные санкции налоговой. Вместе с доплатой НДС необходимо начислить и уплатить также пени. Чтобы быть уверенным в том, что доплата по налогу дошла до адресата раньше дня передачи уточненной декларации, нужно его датировать хотя бы следующим днем.
Копию платежного документа, подтверждающего факт передачи денег, следует приложить к уточненной декларации.
В случае переплаты налога, его можно вернуть или зачесть в счет оплаты других налогов на основании заявления, поданного на имя руководства ФНС.
Сроки уточненной декларации по НДС
Конкретных дат для подачи НК РФ не устанавливает
Подавать уточненную декларацию по НДС нужно по факту выявления ошибок, недочетов, некорректных и неучтенных сведений. При этом оговаривается, если уточненный документ предоставляется до конечного срока подачи декларации по НДС, то налоговая воспринимает как поданный именно исправленный вариант. Имеется в виду исправление ошибок, выявленных в текущем периоде.
Если же «уточненка» подается после крайнего дня подачи отчетности по НДС, но до установленного срока оплаты налога, то ответственность за неверно поданные исходные сведения не наступает. Пени начислять также не нужно. Требуется только в срок уплатить верную сумму налога.
При подаче корректировочного бланка после срока оплаты налога, необходимо предварительно доплатить недостающую сумму «добавленного» налога, а также пени. В этом случае налоговые санкции также не будут применены (если скорректированная декларация подана до того, как стало известно о факте выявления налоговой ошибок или о предстоящей выездной проверке).
Пример заполнения уточненной декларации по НДС
Уточненная декларация – это самостоятельный бланк, в который включаются сведения, не верно заполненные в исходной декларации, или не включенные в нее изначально. При заполнении не показывается различие между исходными и скорректированными данными, а отражаются только правильные показатели.
Для заполнения следует брать такой же бланк декларации по НДС, как и при первичной подаче.
В «уточненку» включаются все те же листы, которые были предоставлены в исходном бланке с заменой неверных данных правильными, а также дополнением ранее не отраженных сведений.
Разделы 8, 9, 10, 11, 12 и приложения к ним имеют специальное поле, которое заполняется только при подаче уточнений – 001 «Признак актуальности ранее представленных сведений».
- 8 и 9 – заполняют налогоплательщики сведениями о сформированных и предоставленных счетах-фактурах;
- 10 и 11 – оформляют налоговые агенты;
- Раздел 12 – заполняют лица, не платящие НДС, но предоставившие счет-фактуру своему клиенту.
Показатель поля 001 в этих разделах можно принимать одно из двух значений:
- 0 – при необходимости изменить отраженные показатели в этом разделе, в остальных полях раздела с признаком «0» заполняются корректные данные;
- 1 – если в раздел изменения не нужно вносить, так как ранее поданные сведения являются корректными, в остальных полях ставятся прочерки (не дублируется информация из ранее поданного отчета в целях уменьшения объема уточненного документа).
На титульном листе также имеется поле, которое обязательно к заполнению при подаче исправленного отчета — № корректировки, в которое вносится число, соответствующее порядковому номеру внесения корректировок в декларацию. При первичной подаче «уточненки» ставится «001», далее при каждом последующем исправлении — по нарастающей «002», «003» и т.д.
Примеры заполнения в различных случаях 8 и 9 разделов
Событие | Разд. 8 | Прил. к разд.8 | Разд. 9 | Прил. к разд.9 |
В декларацию не включена реализация | 1 | — |
Сопроводительное письмо к уточненной декларации НДС
К «уточненке» следует приложить пояснительный документ, именуемый сопроводительным письмом, этот документ также может именоваться пояснительной запиской. Он нужен для налоговиков, пояснительная записка описывает причины повторной подачи декларации, а также основные сведения о вносимых исправлениях.
В отличие от уточненной декларации для сопроводительного письма типовой бланк не утвержден, а потому компании самостоятельно составляют удобный документ.
В бланк рекомендуется включить:
- Реквизиты отделения налоговой, куда подаются документы;
- Реквизиты отчитывающейся компании;
- Наименование налога, по которому вносятся коррективы;
- Ссылка на статью налогового кодекса, прописывающая право или обязанность подавать уточненную декларацию (пункты 81 статья);
- Временной отрезок, в котором установлены ошибки;
- Причина подачи «уточненки»;
- Наименования полей, подлежащих редактированию;
- Исправленные значения неверных показателей;
- Подтверждение того, что доплачен НДС и пени (прикладывается платежное поручение);
- Реквизиты, по которым перечислены суммы;
- Приложение с перечнем приложенной документации;
- Подписи ответственных лиц.
При необходимости налоговая может затребовать дополнительную поясняющую документацию.
Источник: online-buhuchet.ru