Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является ее легитимность, т.е. государственное подтверждение законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот. В юридической литературе для обозначения такой процедуры употребляется понятие легитимации (главным образом в связи с государственной регистрацией предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также лицензированием отдельных видов деятельности) 25 .
Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, гражданину необходимо выполнить следующие действия:
1) обратиться в регистрирующий орган (органы ФНС России);
2) получить свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
3) получить лицензию на отдельные виды деятельности (если на выбранный вид деятельности требуется лицензия);
4) зарегистрироваться во внебюджетных фондах для уплаты взносов;
5) открыть счета в банке.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом организации бизнеса. Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Причем в некоторых случаях необходимость такой регистрации может быть вызвана не только желанием самого гражданина.
Раскрытие информации по ФЗ 129
Например 26 , гражданин Ф. по завещанию получил в наследство от своего дяди (индивидуального предпринимателя) работающее предприятие. Согласно ст. 132 ГК РФ предприятие является объектом прав и представляет собой единый имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, с принятием наследства Ф. стал собственником всего имущества предприятия, которое представляло собой отдельно стоящее здание с подведенными коммуникациями, станками, оборудованием и т.п. При этом Ф. стал правопреемником дяди по всем долгам и требованиям, связанным с предприятием, в том числе по заключенным хозяйственным договорам и трудовым контрактам с наемными работниками.
Для того чтобы иметь право осуществлять предпринимательскую деятельность на этом предприятии, Ф. должен в установленном порядке зарегистрироваться в качестве предпринимателя. В противном случае или при обоснованном отказе регистрирующего органа ему придется продать это предприятие в соответствии со ст. 238 ГК РФ либо передать его в доверительное управление (ст. 1012 — 1026 ГК РФ).
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях (п. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 27 ).
Новые изменения в законе о регистрации юрлиц и ИП
Исследователи данной области правоотношений отмечают, что государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получением сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставлением всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства 28 .
Если в отношении юридических лиц вопрос о порядке их государственной регистрации был решен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», то в отношении индивидуальных предпринимателей до недавнего времени отсутствовал единый подход к законодательному регулированию их государственной регистрации. Федеральным законом № 76-ФЗ были внесены изменения в Закон о государственной регистрации юридических лиц, суть которых заключается в том, что с 2004 г. действие этого Закона будет распространено и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. Законом установлен порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с учетом уже используемых названным Законом единых принципов, форм, методов регистрации и ведения Единого государственного реестра юридических лиц.
Ранее государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, проводилась в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» 29 , а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ» 30 .
Необходимость принятия Федерального закона № 76-ФЗ была обусловлена отсутствием на федеральном уровне единого правового регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, как того требует ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Данная редакция Закона направлена на решение вопросов, связанных с регламентацией правоотношений в сфере государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Изменено название Закона, теперь он именуется «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
С 1 января 2004 г. регистрацией индивидуальных предпринимателей будут заниматься налоговые органы. При принятии этого решения учитывались прежде всего интересы самих налогоплательщиков. Так, возложение функций регистрации индивидуальных предпринимателей на МНС России позволило приступить к реализации концепции «одного окна».
В Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в новой редакции, как и в других законодательных и нормативно-правовых актах, принятых в последнее время, начала реализовываться одна из основных задач Правительства РФ — сокращение административных барьеров, затрудняющих развитие предпринимательства, и оптимизация расходов федерального бюджета на государственное управление 31 .
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Все сведения о предпринимателях заносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, причем этот Реестр отделен от реестра юридических лиц. В случае перемены предпринимателем места жительства регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Физическое лицо, желающее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, представляет в регистрирующий орган следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;
б) копию основного документа, удостоверяющего личность (гражданина РФ, иностранного гражданина либо лица без гражданства);
в) копию свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);
е) копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
ж) подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе);
з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);
и) документ об уплате государственной пошлины.
Следует отметить, что за непредставление или несвоевременное представление либо представление недостоверных сведений, необходимых для включения в государственный реестр, заявители несут ответственность, установленную законодательством РФ. Кроме того, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. При этом датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Регистрирующий орган производит государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя путем внесения в книгу государственной регистрации записи о регистрации индивидуального предпринимателя и оформляет свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Федеральным законом № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (ст. 23 указанного Закона). Кроме того, не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения и должно быть принято в срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении, с уведомлением о вручении такого решения. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
В соответствии с новым Законом всем предпринимателям, зарегистрированным до 1 января 2004 г., нужно в течение года, до 1 января 2005 г., подать в налоговую инспекцию сведения о себе.
Основное отличие перерегистрации для индивидуальных предпринимателей: срок, отведенный на представление в налоговые органы соответствующих документов, составляет не полгода, как для юридических лиц, а год — с 1 января 2004 г. по 1 января 2005 г. «Перерегистрация» будет заключаться в представлении следующих документов (ст. 3 Федерального закона № 76-ФЗ):
— копии основного документа, удостоверяющего личность (гражданина РФ, иностранца или лица без гражданства);
— копии свидетельства о рождении или иного документа, подтверждающего дату и место рождения;
— документа, подтверждающего государственную регистрацию лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Иностранцам и лицам без гражданства нужно также представить копию документа, подтверждающего право лица временно или постоянно проживать в РФ. А если из основного документа, удостоверяющего личность, нельзя установить адрес места жительства, то нужно представить отдельный документ, его подтверждающий.
Если индивидуальный предприниматель не «перерегистрируется» подобным образом до 1 января 2005 г., то его государственная регистрация в качестве предпринимателя без образования юридического лица с этой даты утрачивает силу. При этом после указанной даты такое лицо вправе заново зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с новым Законом.
Помимо государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя Законом предусмотрена и регистрация факта прекращения деятельности.
Ошибочным является мнение некоторых индивидуальных предпринимателей о том, что они в одночасье могут принять решение о добровольном прекращении своей деятельности и не обязаны в связи с этим обращаться в какие бы то ни было государственные структуры. В таком случае за предпринимателем остаются все его обязанности, например по своевременному представлению деклараций в налоговые органы. Поэтому индивидуальные предприниматели, принявшие решение о прекращении предпринимательской деятельности, должны представить в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности по форме, утвержденной Правительством РФ, а также документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган погашает ранее выданное свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и вносит соответствующую запись в книгу государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Номер государственной регистрации индивидуального предпринимателя попадает в разряд аннулированных и в дальнейшем не используется.
В случае прекращения деятельности гражданина-предпринимателя в принудительном порядке государственная регистрация осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом) либо копии решения о принудительном прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя, поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке. Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном Правительством РФ порядке информации о вступлении в силу указанного приговора суда.
Прекращение предпринимательской деятельности может произойти и в связи со смертью гражданина. В данном случае государственная регистрация осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица.
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что основой правового обеспечения статуса индивидуального предпринимателя являются нормы, регулирующие вопросы статуса субъекта права и субъекта гражданского права, а в основе изучения статуса индивидуального предпринимателя лежит правовая категория гражданской правоспособности. Правоспособность гражданина-предпринимателя следует понимать, как признаваемую государством и закрепленную в законе юридическую возможность лица обладать субъективными правами и обязанностями, необходимыми для осуществления любых видов коммерческой деятельности, не запрещенных законодательством.
Основное назначение права состоит в преобразовании посредством юридической техники единиц и явлений, физически существующих в реальном мире, в универсальные юридические категории. Государство в лице своих органов и должностных лиц на основании действующего законодательства определяет, на каком основании и при каких условиях реальные (существующие физически) субъекты становятся юридически-значимыми — способными приобретать и осуществлять гражданские права, создавать, изменять и исполнять гражданские обязанности.
Источник: studfile.net
Государственная регистрация юридических лиц и ИП: изменения 2019
В течение 2018 года несколько раз корректировалась процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И хотя ничего революционного в измененных правилах не появилось, о принятых поправках нужно знать тем, кто желает открыть свой бизнес. А также учесть, что с 2019 года к ним добавятся и другие новеллы.
ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и ИП: что изменилось в 2018 году
Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 о порядке госрегистрации компаний и предпринимателей в 2018 году менялся неоднократно. Изменения вносились на основании закона № 312-ФЗ от 30.10.2017. Часть из них вступила в силу с 29 апреля, другие поправки начали действовать с 1 октября 2018. Некоторые изменения посвящены взаимодействию налоговиков с многофункциональными центрами и способствуют упрощению данной процедуры.
Апрельские новации
С 29 апреля 2018 года ФЗ о регистрации юридических лиц претерпел следующие изменения:
- ФНС, взаимодействуя с многофункциональными центрами, полностью перешла на электронное «общение». Бумажный документооборот теперь не используется.
- В связи с ускорением обмена документами, срок ожидания решения о государственной регистрации одинаков, независимо от того, куда было передано заявление – в МФЦ или напрямую в ФНС. По закону регистрация ИП или компании осуществляется в 5-дневный срок после подачи бумаг заявителем. Еще один день дается на отправку регистрационной документации налогоплательщику (ст. 8, 11 закона № 129-ФЗ).
- В такой же срок МФЦ должен передать документы на регистрацию налоговикам – 1 рабочий день (следующий за днем их подачи).
- Все сведения о государственной регистрации юридических лиц теперь пересылаются только в электронной форме – по e-mail. Ее адрес нужно обязательно указать в заявлении, подаваемом заинтересованным лицом в ФНС, МФЦ, а также действующим через нотариуса. Документы заверяются усиленной электронной подписью.
- Сведения о государственной регистрации юрлиц и ИП на бумажных носителях выдаются исключительно по специальному запросу налогоплательщика. Из закона № 129-ФЗ исключено положение, разрешающее ему информировать инспектора, в каком виде он хотел бы получить документы о регистрации фирмы или ИП.
Еще одно важное новшество коснулось количества экземпляров устава, представляемых в ФНС либо при регистрации новой компании, либо при внесении изменений в учредительный документ. Сейчас достаточно передать налоговикам 1 экземпляр устава (в бумажной форме). С него сделают электронную копию и, после регистрации изменений, перешлют ее заявителю в электронной форме.
Что поменялось с октября 2018
Осенью в закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей тоже добавились новые положения:
- При повторной подаче документов на регистрацию компании / ИП (из-за их неполной комплектации или допущенных ошибок) заявителю больше не нужно платить госпошлину вновь.
- Появилась более удобная техническая возможность узнавать сведения о регистрации юридических лиц и предпринимателей, например, переданы ли МФЦ необходимые документы. Ранее это можно было выяснить, только вводя реквизиты на официальном сайте налогового ведомства. Сейчас пользователь вправе оформить подписку и получать интересующую информацию по электронной почте.
- Расширился перечень оснований, по которым допускается отказ в регистрации. К ним добавились:
- представление недостоверных сведений;
- неправильное оформление документации.
В течение 3-х месяцев после отказа по указанным причинам заявитель вправе подать документы на регистрацию еще раз, не платя госпошлину. Причем, только те, в которых были обнаружены ошибки.
Регистрация юрлиц и предпринимателей: поправки в административный регламент
Определенные коррективы были внесены и в другие нормативные акты. В частности, помимо закона № 129-ФЗ о регистрации юридических лиц и ИП, изменился и административный регламент, по которому осуществляется данная процедура. С 3 июля 2018 года он действует в новой редакции – в соответствии с Приказом Минфина РФ № 86н от 20.04.2018.
Согласно Административному регламенту, госрегистрация является основанием для постановки компании или ИП на учет налоговой службы. Выданное свидетельство о регистрации юридического лица (предпринимателя) – итоговый результат оказанной услуги.
Уточненный регламент потребовался в связи с изменениями, внесенными в закон № 129-ФЗ. Многие их них продублированы в этом документе. В частности, вводятся положения об обязательном указании заявителем адреса электронной почты, о предоставлении бумажных документов только по запросам, и т.д.
Регистрация юридического лица и ИП: грядущие изменения
Новые изменения ожидают налогоплательщиков с начала 2019 года. С 1 января государственная регистрация юрлица на Госуслугах, то есть если документы и заявление были поданы в электронной форме, станет бесплатной для заявителей. Необходимые поправки внесены в Налоговый кодекс РФ (ст. 333.35 НК).
Это же правило распространяется и на ИП. Оно призвано сократить расходы начинающих коммерсантов.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru
Новое в порядке регистрации юридических лиц и предпринимателей
Законодатели в очередной раз приняли ряд поправок, которые затрагивают процедуру государственной регистрации организаций и ИП. В частности, появился механизм, позволяющий приостановить процедуру регистрации, введена уголовная ответственность за подачу сведений о подставных лицах при регистрации компании. Эти и другие изменения подробно комментируют эксперты фирмы «1С».
- Расширены полномочия нотариусов
- Процедуру регистрации смогут приостановить из-за сомнений в достоверности сведений
- Подача в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах стала уголовно наказуемой
- Увеличить уставный капитал ООО будет невозможно без нотариуса
- О смене местонахождения нужно будет сообщать заблаговременно
- Дополнен перечень оснований для приостановки ликвидации юридического лица
- Сроки подачи уведомления о составлении ликвидационного баланса
- Дополнен перечень оснований для отказа в государственной регистрации
- Штрафы за нарушение правил регистрации юридических лиц увеличены
Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ (далее — Закон № 67-ФЗ) внесены изменения в ряд документов, касающихся регистрации юридических лиц и предпринимателей. Рассмотрим наиболее важные изменения.
Расширены полномочия нотариусов
С 1 января 2016 года нотариусы смогут (п. 4-6 ст. 1 Закона № 67-ФЗ):
- бесплатно получать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в электронном виде;
- подавать документы для их государственной регистрации. Стоить такая услуга будет 1 000 рублей.
Кроме того, нотариус будет выступать в качестве заявителя по подлежащим нотариальному удостоверению сделкам о переходе залога доли или части доли в уставном капитале ООО (пп. «б» п. 5 ст. 4 Закона № 67-ФЗ).
Процедуру регистрации смогут приостановить из-за сомнений в достоверности сведений
Если в процессе проверки представленных для включения в ЕГРЮЛ сведений у регистрирующего органа возникнут сомнения в их достоверности, он может приостановить процедуру регистрации до окончания проверки, но не более чем на один месяц. При этом течение срока регистрации прерывается. Решение о приостановке должно быть направлено заявителю. Этому посвящены новые пункты 4.2-4.4. статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Если в результате проверки будет выявлено, что представленные для регистрации сведения недостоверны, регистрирующий орган направляет организации уведомление о необходимости представить достоверные сведения. В течение 30 дней с этого момента организация должна представить либо достоверные сведения, либо документы, подтверждающие достоверность ранее представленных сведений. В противном случае регистрирующий орган внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений. Речь идет об адресе организации, ее учредителях (участниках), а также о лице, которое имеет право действовать от имени организации без доверенности.
Кроме того, запись о недостоверности может быть внесена в реестр на основании заявления физического лица. Форма заявления будет утверждена позже.
Такие правила закреплены в новых пукнтах 5 и 6 статьи 11 Закона № 129-ФЗ (пп. «б» п. 6 ст. 4 Закона № 67-ФЗ). Приведенные нормы начнут действовать с 01.01.2016.
Подача в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах стала уголовно наказуемой
С 30 марта 2015 года к уголовной ответственности могут привлечь не только за создание организации через подставных лиц, как это было ранее, но и за представление в регистрирующий орган сведений о подставных лицах, повлекшее внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Под подставными лицами, как и прежде, понимаются участники юридического лица или органы его управления, сведения о которых были внесены в реестр без их ведома или вследствие введения их в заблуждение. Кроме того, к категории подставных лиц закон отнес лиц, которые являются органами управления, но не намерены его осуществлять. Соответствующие изменения внесены в статье 173.1 УК РФ (ст. 2 Закона № 67-ФЗ).
Увеличить уставный капитал ООО будет невозможно без нотариуса
С 1 января 2016 года факт принятия общим собранием участников ООО решения об увеличении уставного капитала необходимо будет удостоверять нотариально. Кроме того, нотариально удостоверять придется и состав участников ООО, присутствовавших на собрании. Такие изменения внесены в ст. 17 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (п. 1 ст.
3 Закона № 67-ФЗ).
О смене местонахождения нужно будет сообщать заблаговременно
С 01.01.2016 будет действовать правило, согласно которому организация, решившая сменить место нахождения, обязана сообщить об этом в регистрирующий орган в течение трех дней со дня принятия решения.
Для этого в регистрирующий орган помимо заявления о внесении в реестр изменений в связи со сменой адреса нужно будет подать документы, подтверждающие наличие права пользования объектом недвижимости по новому месту нахождения организации (например, договор аренды, договор безвозмездного пользования, свидетельство о праве собственности и т. д.). Только по истечении 20 дней с момента внесения нового адреса в ЕГРЮЛ организация сможет подать документы для регистрации этих изменений (заявление по форме Р13001 и прилагаемые к нему документы). Это следует из новых норм, закрепленных в пункте 6 статьи 17 Закона № 129-ФЗ (п. 7 ст. 4 Закона № 67-ФЗ).
Дополнен перечень оснований для приостановки ликвидации юридического лица
Если в процессе ликвидации организации не был соблюден порядок проведения этой процедуры или иные требования Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ. Такое основание для отказа в регистрации добавлено в пукнте 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ (п. 10 ст. 4 Закона № 67-ФЗ). Правило вступает в действие с 01.01.2016.
Кроме того, государственная регистрация ликвидации может быть приостановлена до поступления в регистрирующий орган решения или иного судебного акта по иску, предъявленному ранее к ликвидируемой организации. Это следует из нового пункта 5 статьи 20 Закона № 129-ФЗ (пп. «г» п. 9 ст. 4 Закона № 67-ФЗ). Применяется данная норма с 31.03.2015.
Сроки подачи уведомления о составлении ликвидационного баланса
Статья 20 Закона № 129-ФЗ дополнена новым пунктом 4, согласно которому не следует представлять в регистрирующий орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса ранее срока (пп. «г» п. 9 ст. 4 Закона № 67-ФЗ):
- установленного для предъявления требований кредиторами;
- вступления в силу решения (иного судебного акта) по иску, предъявленному к ликвидируемой компании;
- оформления и вступления в силу результатов выездной проверки, проводимой в отношении ликвидируемой организации.
Это правило применяется с 30.03.2015.
Дополнен перечень оснований для отказа в государственной регистрации
С 01.01.2016 лица, ранее задействованные в деятельности юридических лиц, нарушивших закон, в течение трех лет не будут вноситься в ЕГРЮЛ в качестве постоянно действующих исполнительных органов или участников юридического лица (п. 10 ст. 4 Закона № 67-ФЗ). В частности, это ограничение распространяется, если:
- юридическое лицо было исключено из реестра как недействующее с задолженностью перед бюджетом;
- в отношении юридического лица в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности;
- не было исполнено решение суда о ликвидации.
Штрафы за нарушение правил регистрации юридических лиц увеличены
Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган теперь наказывается штрафом от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (вместо 5 тыс., как было ранее). Кроме того, теперь закон предусматривает возможность наказания за повторное совершение этого правонарушения. Так, согласно новой ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ повторное непредставление или представление недостоверных сведений, а также представление заведомо ложных сведений (в том числе первичное) влечет дисквалификацию сроком от одного года до трех лет.
Также увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц. Привлечь к ответственности теперь могут в течение года. В связи с этим была изменена часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Учредители (участники) организаций также могут быть привлечены к административной ответственности как должностные лица (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ), а по факту нарушения законодательства о регистрации юридических лиц теперь может проводиться административное расследование (ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ). Эти изменения вступили в силу 30.03.2015 (ст.
5 Закона № 67-ФЗ).
Источник: buh.ru
