Срок взыскания пеней с ИП

Гражданин обязан уплачивать налоги в установленные сроки. Налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги уплачиваются на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 2 п. 1 ст. 45, п. п. 1, 4 ст. 57, п. 6 ст. 58, абз. 3 п. 1 ст. 363, абз.

3 п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ).

В этот же срок следует уплатить НДФЛ с доходов, полученных начиная с 2016 г., если налог не был удержан налоговым агентом и налоговый агент представил сведения об этом в налоговый орган. В ряде случаев НДФЛ необходимо уплатить не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода (п. п. 1, 4, 6 ст. 228 НК РФ; ч. 8 ст. 4 Закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ).

При неуплате налога образуется задолженность (недоимка), которую налоговый орган может взыскать с налогоплательщика через суд. Также могут быть взысканы не уплаченные вовремя пени и штрафы (п. 2 ст. 11, п. п. 2, 8 ст. 45, п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 57, п. 1 ст. 75, ст.

Где взять сумму пени по налогам к начислению в 2023 г

122 НК РФ).

Нормативным актом субъекта РФ, на территории которого налог на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости всех или отдельных объектов налогообложения, может быть установлено, что на сумму недоимки по налогу на имущество, подлежащему уплате за 2015 г., пеня начисляется начиная с 01.05.2017 (п. 4.1 ст. 75, п. 3 ст. 402 НК РФ; ст. 1 Закона г. Москвы от 14.12.2016 N 45; Письмо Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-04-01/79213).

Условия взыскания налоговым органом недоимки (пеней, штрафов)
Для взыскания с физического лица задолженности по налогу (пеней, штрафов) в судебном порядке необходимо наличие совокупности условий.

1. Налоговый орган направил гражданину требование об уплате налога (пеней, штрафов) (п. п. 2, 8 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога должно содержать, в частности, сведения об основаниях взимания налога и установленном сроке его уплаты, о сумме имеющейся недоимки, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования (п. 4 ст. 69 НК РФ).

  • вручено лично под расписку (в том числе законному или уполномоченному представителю гражданина);
  • отправлено по почте заказным письмом. При этом требование считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления письма;
  • передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Требование считается принятым налогоплательщиком при поступлении налоговому органу квитанции о приеме, подписанной квалифицированной электронной подписью налогоплательщика;
  • передано через личный кабинет налогоплательщика. Днем получения требования в данном случае является день, следующий за днем размещения требования в личном кабинете.

2. Налогоплательщик не исполнил требование об уплате налога (пеней, штрафов) в установленный срок (п. 1 ст. 48 НК РФ).

По общему правилу требование должно быть исполнено налогоплательщиком в течение восьми рабочих дней с даты его получения. Иной, более продолжительный срок может быть установлен в самом требовании.

Срок взыскания неустойки за неуплату алиментов.

3. Общая сумма задолженности (то есть недоимки, пеней и штрафов), подлежащей взысканию, превышает 3000 руб. (абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ).
Для случаев, когда общая сумма неуплаченных налогов, пеней и штрафов не превышает 3000 руб., установлено особое правило: основанием для взыскания задолженности является истечение трех лет со дня окончания срока исполнения требования об уплате недоимки, пеней, штрафов. Если сумма задолженности определяется по нескольким требованиям, то учитывается срок исполнения самого раннего из них (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).

Срок обращения налогового органа в суд для взыскания недоимки (пеней, штрафов)

Для взыскания недоимки (пеней, штрафов) налоговый орган подает в суд заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (п. 1 ст. 48 НК РФ).

По общему правилу налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если задолженность по нему превышает 3000 руб. (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если суммарная задолженность определяется по нескольким требованиям об уплате налога, пеней, штрафов, налоговая инспекция должна подать заявление о взыскании в следующие сроки (абз. 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ):

  • в течение шести месяцев со дня, когда суммарная задолженность превысила 3000 руб.;
  • в течение шести месяцев после истечения трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов, если суммарная задолженность не превысила 3000 руб.
Читайте также:  Сдача декларации ИП по доверенности кто подписывает

Налогоплательщику, с которого взыскивается недоимка (пени, штрафы), налоговый орган должен направить копию заявления о взыскании не позднее даты подачи его в суд (абз. 5 п. 1 ст. 48 НК РФ).

Порядок взыскания налоговым органом недоимки (пеней, штрафов)
Налоговый орган подает заявление о взыскании задолженности по налогу, пеней, штрафов в порядке административного судопроизводства (п. 3 ст. 48 НК РФ; ст. 286 КАС РФ).

По заявлению налоговой инспекции мировой судья по месту жительства налогоплательщика без судебного разбирательства и вызова сторон может вынести судебный приказ. В течение трех дней с даты издания приказа его копию направляют налогоплательщику (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ).

До вынесения судебного приказа, а также в течение 20 дней после направления копии приказа гражданин вправе представить свои возражения (ч. 3 ст. 123.5 КАС РФ).

Если возражения представлены в указанный срок, в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговому органу будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ будет отменен. В таком случае налоговый орган может подать административное исковое заявление о взыскании налога, пеней, штрафов в районный суд общей юрисдикции (ч. 1, 2 ст. 123.7, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).
Если возражения в указанный срок не представлены, судебный приказ передается судебному приставу-исполнителю для взыскания долга (ч. 1 ст. 123.8 КАС РФ).

Вступивший в силу судебный приказ можно обжаловать в суде кассационной инстанции (ч. 3 ст. 123.8 КАС РФ). Кассационная жалоба подается не позднее шести месяцев с момента вступления приказа в силу (ч. 2 ст.

318 КАС РФ).

Последовательность обращения взыскания на имущество физического лица

Взыскание задолженности по налогу (пеней, штрафу) за счет имущества физического лица производится судебным приставом-исполнителем последовательно в отношении (п. 5 ст. 48 НК РФ; ч. 2 ст. 5 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ):

  1. денежных средств налогоплательщика на счетах в банке и персонифицированных электронных денежных средств;
  2. наличных денег;
  3. имущества, переданного другим лицам без перехода к ним права собственности, если соответствующие договоры о передаче имущества во владение, пользование и распоряжение расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
  4. другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного использования налогоплательщиком или членами его семьи.

По ходатайству налогового органа на имущество налогоплательщика может быть наложен арест (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Читайте ещё по этой теме:

  • Долги в наследство
  • О праве наследников на имущественный налоговый вычет

Источник: kmcon.ru

Калькулятор расчёта пени по налогам

В хозяйственных правоотношениях непременно нужны гарантии, практические способы обеспечения выполнения обязательств. В их качестве лучше всего работают финансовые рычаги, одним из которых является начисление пеней.

Рассмотрим, как рассчитать сумму пеней, которые могут быть начислены ИП, с помощью специализированного инструмента – формализованного калькулятора пеней.

Роль пеней для ИП

Суть понятия «начисление пени» – в обеспечении государственных органов гарантией того, что индивидуальный предприниматель выполнит взятые на себя обязательства точно к назначенному сроку. В правоотношениях с государством размер пени определяется действующими на территории Российской Федерации законами.

Пеня также может стать обеспечением обязательств, принятых по договору, если речь идет не о взаимоотношении ИП и государства: в таком случае, договор должен быть заключен в письменной форме, например, между двумя различными ИП либо между ИП и ООО, либо у ИП с физическим лицом.

Пеня

Институт пени не является новым в законодательстве о налогах и сборах. Однако ее правовая природа претерпела существенные изменения. Так, в соответствии с ранее действовавшим налоговым законодательством (п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») пеня относилась к одному из видов юридической ответственности.

Однако установленный названным Законом правовой режим пени поставил вопрос о необходимости уточнения ее места в системе мер налогово-правового принуждения. В частности, Конституционный Суд РФ в уже упоминавшемся Постановлении от 17.12.1996 № 20-П указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, устанопленный законом, и неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно невнесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Таким образом, обращено внимание на компенсационный характер пени в налоговом законодательстве [1] .

Читайте также:  Банк требует документы у ИП

С учетом изложенной позиции Конституционного Суда РФ в НК РФ пеня, по общему правилу, определяется не как мера налоговой ответственности, а как один из способов обеспечения исполнения натоговой обязанности. Исключение составляет пеня, предусмотренная ст. 133, 135 НК РФ, которую уплачивают банки в качестве меры ответственности за нарушение обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством. Настоящий параграф посвящен анализу пени именно как способа обеспечения исполнения натоговой обязанности.

Пеня регламентируется ст. 75 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. НК РФ рассматривает пеню исключительно в качестве финансово-правового способа обеспечения, что исключает возможность субсидиарного применения аналогичных положений гражданского законодательства.

Основная цель пени – обеспечение исполнения обязанности по уплате налога, которая достигается как путем создания стимулов надлежащего исполнения налоговой обязанности, так и путем компенсации ущерба, причиненного бюджетной системе неисполнением, ненадлежащим исполнением налоговой обязанности [2] .

Законодатель ставит обязанность по уплате пени в зависимость от установленного срока уплаты налога. Следовательно, основанием начисления пени признается нарушение срока уплаты налога, повлекшее образование недоимки. Дефиниция «недоимка» получила легальное закрепление в ст. 11 НК РФ и определяется как сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

По общему правилу размер недоимки определяется на основании расчетов налогоплательщика, так как на нем лежит обязанность исчислить налог. Если налогоплательщик самостоятельно не исчисляет налоги (не ведет учет доходов и расходов, учет объектов налогообложения или ведет учет с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги), то сумма налогов определяется налоговым органом расчетным путем (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ). В этой ситуации размер недоимки определяется налоговым органом.

Кроме того, недоимка должна носить реальный характер. Говоря о реальной недоимке, необходимо отметить особенность, касающуюся российских организаций, имеющих обособленные подразделения. Как известно, обособленные подразделения по месту своего нахождения исполняют обязанность этих организаций по уплате налога (ст. 19 НК РФ).

Поэтому возникновение у обособленного подразделения задолженности перед бюджетом, внебюджетным фондом, не свидетельствует о возникновении недоимки у «головной» российской организации, если у нее отсутствует недоимка в целом. Таким образом, в отношении российских организаций, имеющих обособленные подразделения, недоимка должна определяться с учетом соответствующих налоговых показателей не только «головной» организации, но и всех обособленных подразделений по данному виду налога.

О реальной недоимке можно говорить в том случае, когда размер недоимки по налогу превышает размер излишне уплаченного (взысканного) по итогам предыдущего периода налога, зачисляемого в бюджет того же уровня или в тот же внебюджетный фонд. Если же у налогоплательщика имеется переплата в более поздние периоды по сравнению с тем периодом, в котором возникла задолженность, то о реальной недоимке можно говорить при условии, что налоговым органом не проведен зачет переплаты в счет недоимки и пеней (п. 5 ст. 78 НК РФ).

НК РФ допускает возможность одновременного использования пени и иных способов обеспечения исполнения налоговой обязанности, а также пени и мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня уплачивается исключительно в денежной форме. НК РФ регламентирует и правила ее начисления. По общему правилу она начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения налоговой обязанности, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Исключения установлены в отношении единого сельскохозяйственного налога (п. 4 ст. 346.3 НК РФ). Перечислим случаи, когда при наличии просрочки уплаты налога пени нс начисляются. В частности, не начисляются пени:

  • 1) на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на сто имущество или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по его счетам в банке, наложения ареста на его денежные средства или имущество. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (п. 3 ст. 75 НК РФ);
  • 2) на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). Данное правило не применяется, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) (п. 8 ст. 75 НК РФ);
  • 3) при взыскании недоимки за счет имущества, нс являющегося денежными средствами, налогоплательщика – физического лица, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя. В данном случае пеня не начисляется с момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в бюджетную систему РФ (п. 7 ст. 48 ПК РФ);
  • 4) на недоимку по налогу, срок взыскания которой истек. Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, и с этого момента отсутствуют основания для их начисления [3] .
Читайте также:  Как узнать ИП в 7

Что касается размера пени, то она определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Следует особо отметить, что изменение ставки рефинансирования, имевшее место в период начисления пени, усложняет порядок ее расчета: необходимо исчислить пени за каждый промежуток времени, когда ставка была постоянна, а затем полученные результаты сложить.

Использование в данном случае ставки рефинансирования неслучайно. Именно ставка рефинансирования призвана учитывать реальную экономическую ситуацию, в том числе соотношение спроса и предложения на денежном рынке, стоимость денежных ресурсов, ее изменчивость во времени. Зависимость пени от ставки рефинансирования позволяет точнее определить величину экономического ущерба, нанесенного бюджетной системе в связи с неуплатой (неполной уплатой) налогов [4] .

Сумма начисленных пеней доводится до сведения налогоплательщика путем направления ему налоговым органом требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Налогоплательщик может самостоятельно уплатить начисленную пеню как одновременно с уплатой сумм недоимки по налогу (сбору), так и после уплаты таких сумм в полном объеме. Пеня уплачивается в том же порядке, что и налог.

В противном случае обязанность по уплате пени может быть исполнена принудительно налоговым органом. Первоначально сумма неуплаченных пеней указывается в требовании об уплате налога. При его неисполнении в установленный в нем срок налоговый орган вправе взыскать пеню в том же порядке, что и недоимку.

Иначе говоря, принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится путем последовательного обращения взыскания на безналичные денежные средства в соответствии со ст. 46 НК РФ, а затем – на иное имущество в соответствии со ст. 47 ПК РФ.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подп. 1–3 п. 2 ст. 45 НК РФ, производится исключительно в судебном порядке. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в порядке, установленном ст. 48 ПК РФ.

Таким образом, обязанность по уплате пени (также как и обязанность но уплате налога) реализуется в двух формах: добровольной и принудительной.

Изложенные правила использования пени как способа обеспечения исполнения налоговой обязанности распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

  • [1] Аналогичная позиция по поводу правовой природы пени изложена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, в Определениях: от 06.12.2001 № 257-0, от 04.07.2002 № 202-0.
  • [2]Стрельников В. В. Правовой режим пени в налоговом праве: учеб, пособие / под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Статут, 2004. С. 31.
  • [3] См. письмо Минфина России от 15.11.2010 № 03-02-08/70.
  • [4]Стрельников В. В. Правовой режим пени в налоговом праве: учеб, пособие / под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Статут, 2004. С. 40.

Источник: studme.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин