Сертификация продукции, услуг или систем качества проводится на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Техническое нормирование – деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью объектов технического нормирования и стандартизации.
Объекты технического нормирования и стандартизации – продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг.
Безопасность объектов технического нормирования и стандартизации – соответствие объектов технического нормирования и стандартизации техническим требованиям, предусматривающим отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде.
Стандартизация – деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
Стандарт организации
Технический нормативный правовой акт – документ, разработанный в процессе технического нормирования и стандартизации содержащий технические требования к объектам технического нормирования и стандартизации
К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся:
1. технические регламенты;
2. технические кодексы;
3. стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций;
4. технические условия.
Государственный стандарт Республики Беларусь – стандарт, утвержденный Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.
Международный стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации.
Межгосударственный (региональный) стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) межгосударственной (региональной) организацией по стандартизации.
Стандарт организации – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Оценка соответствия – деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Объектами оценки соответствия являются:
2. процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
3. оказание услуг;
4. система управления качеством;
5. система управления окружающей средой;
6. компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;
7. профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг;
Все что надо знать о профессии риэлтор: истоки, этапы развития, правовые аспекты деятельности
8. иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия.
Аккредитация – вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции.
Подтверждение соответствия – вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь (НСПС) – установленная совокупность субъектов оценки соответствия, нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, определяющих правила и процедуры подтверждения соответствия и функционирования системы в целом.
Целями Национальной системы подтверждения соответствия являются:
— удостоверение соответствия объектов оценки соответствия требованиям ТНПА;
— содействия потребителям в компетентном выборе продукции (услуг);
— защита отечественного рынка от недоброкачественной и небезопасной продукции;
— снижение технических барьеров в торговле;
— содействие повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции.
В Национальную систему подтверждения соответствия входят:
1. Национальный орган по оценке соответствия Республики Беларусь;
3. Апелляционный совет системы;
4. аккредитованные органы по сертификации продукции;
5. аккредитованные органы по сертификации услуг;
6. аккредитованные органы по сертификации систем управления качеством;
7. аккредитованные органы по сертификации систем управления окружающей средой;
8. аккредитованные органы по сертификации персонала;
9. организационно-методические центры по подтверждению соответствия;
10. уполномоченные центры подготовки экспертов-аудиторов по качеству;
11. штат экспертов-аудиторов по качеству.
Аккредитованный орган по сертификации – юридическое лицо, аккредитованное для выполнения работ по подтверждению соответствия в определенной области аккредитации.
Область аккредитации – сфера деятельности, в которой аккредитованному органу по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центру) предоставлено право на выполнение работ по подтверждению соответствия или проведение испытаний продукции.
Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах обязательной сертификации и декларирования соответствия. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Сертификация – форма подтверждения соответствия, осуществляемого аккредитованным органом по сертификации.
Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия, осуществляемого изготовителем (продавцом).
Обязательное подтверждение соответствия (сертификация и декларирование соответствия) осуществляется в отношении объектов оценки соответствия, включенных в перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя на сертификацию. При добровольной сертификации заявитель самостоятельно выбирает ТНПА, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, проверяемых при добровольной сертификации.
К документам подтверждения соответствия относятся:
· декларация о соответствии;
Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Декларация о соответствии – документ, в котором изготовитель (продавец) удостоверяет соответствие производимой и (или) реализуемой им продукции требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
В перечне продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, устанавливаются:
§ виды продукции, услуг, персонал и иные объекты оценки соответствия, подлежащие обязательному подтверждению соответствия;
§ технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым проводится обязательное подтверждение соответствия;
§ формы обязательного подтверждения соответствия.
Реализация продукции, оказание услуг, деятельность персонала и функционирование иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без наличия документов об оценке соответствия запрещается.
В перечне продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь не установлены виды продукции, услуг и иные объекты оценки соответствия, используемые на железнодорожном транспорте. Подтверждение соответствия таких объектов производится на основании приказа Начальника Белорусской железной дороги № 98Н от 23.03.2005 «О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия на Белорусской железной дороге».
В процессе подтверждения соответствия продукции и услуг применяются схемы подтверждения соответствия.
Схема подтверждения соответствия – установленная последовательность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
В соответствии с ТКП 5.1.02-2004 обязательная сертификация продукции может быть проведена по одной из шести схем сертификации, а в соответствии с ТКП 5.1.03-2004 декларирование соответствия может быть проведено по одной из пяти схем. Схемы для добровольной сертификации определяются органом по сертификации продукции по согласованию с заявителем. Сертификация услуг осуществляется согласно ТКП 5.1.04-2004 по одной из четырёх схем сертификации.
Схемы сертификации, используемые в НСПС, основываются на схемах, принятых в Международной организации по стандартизации (ИСО). Схемы декларирования соответствия учитывают принятый в Европейском Союзе модульный подход по подтверждению соответствия.
Так, например, при сертификации услуг, безопасность и качество которых обусловлены мастерством и/или квалификацией персонала, оказывающего услуги при сертификации применяется первая схема сертификации услуг. Для неё характерна оценка исполнителя услуг (персонала), выборочная проверка результата услуг и инспекционный контроль сертифицированных услуг.
Порядок проведения сертификации и декларирования продукции или сертификации услуги зависит от выбранной схемы сертификации, но имеет общие этапы. Например, при сертификации услуги процедура состоит из следующих этапов:
— подача заявителем заявки на проведение сертификации и предоставление материалов (документов) с исходной информацией о безопасности и качестве услуги персонале, оказывающем услуги;
— анализ заявки и представленных материалов (документов);
— принятие решения по заявке и выбор схемы сертификации;
— проведение проверки услуг;
— сертификация системы управления качеством исполнителя услуг (если это предусмотрено схемой сертификации);
— анализ результатов сертификации и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия и отнесения исполнителя услуг к соответствующей категории (разряду);
— регистрация и выдача сертификата и заключение соглашения по сертификации;
— инспекционный контроль за сертифицированными услугами;
— корректирующие мероприятия при нарушении соответствия услуг установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия НСПС;
— информирование о результатах сертификации;
— рассмотрение жалоб и апелляций.
Проведение проверки услуг, состояния производства, систем управления качеством проводит группа по аудиту или комиссия, состоящая их экспертов-аудиторов.
Эксперт-аудитор по качеству – специалист в определённой области, имеющий квалификацию для проведения работ по подтверждению соответствия, сертифицированный в установленном порядке.
Сертификация эксперта-аудитора по качеству – оценка компетентным органом квалификации эксперта-аудитора по качеству с целью определения его соответствия установленным требованиям.
К экспертам-аудиторам по качеству в каждой области сертификации предъявляется ряд требований, среди которых: обладание знаний о характеристиках продукции и услуг, методах испытаний и измерений, методах обработки и анализа результатов испытаний, измерений и оценки качества услуг. Кроме того, к экспертам-аудиторам по качеству предъявляются требования к наличию высшего образования и опыта практической деятельности, личным качествам и знанию нормативно-правовых документов.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с) .
Источник: studopedia.org
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, СЕРТИФИКАЦИЯ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Лицензия (лат. licentia — право, разрешение) — документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых действий.
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Согласно данному Федеральному закону лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе. В случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа.
Лицензирование представляет собой деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
При осуществлении лицензирования государство в лице надлежащих органов власти руководствуется рядом принципов:
- • обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
- • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
- • установление единого порядка лицензирования на территории РФ;
- • гласность и открытость лицензирования;
- • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
К субъектам лицензионного процесса можно отнести лицензирующие органы, лицензиата, соискателя лицензии.
Лицензирующие органы — федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование.
Например, постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется:
- а) Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования; федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ; российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях; иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ;
- б) органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность, указанных в подп. «а» п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного названным постановлением Правительства РФ.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит перечень 50 видов предпринимательской деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с этим законом (ст. 12).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» для получения лицензии соискатель лицензии направляет почтовым отправлением или в форме электронного документа или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
- 1) полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;
- 2) фамилия, имя и (если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;
- 3) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
- 4) лицензируемый вид деятельности в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
- 5) реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;
- 6) реквизиты документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.
К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются на бумажном носителе или в форме электронного документа:
- 1) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами;
- 2) опись прилагаемых документов.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и представлять документы, не предусмотренные ч. 3 ст. 13.
В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Основанием отказа в предоставлении лицензии является:
- 1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- 2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
- 3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в п. 38 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» вид деятельности и прилагаемых к этому заявлению документов, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Лицензирующим органом формируется и ведется лицензионное дело соискателя лицензии и (или) лицензиата. В случае утраты лицензии или ее порчи лицензиат вправе обратиться в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, с заявлением о предоставлении дубликата лицензии с приложением документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление такого дубликата.
В случае порчи лицензии к заявлению о предоставлении дубликата лицензии прилагается испорченный бланк лицензии. В течение трех рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении дубликата лицензии лицензирующий орган оформляет дубликат лицензии на бланке лицензии с пометками «дубликат» и «оригинал лицензии признается недействующим» и вручает такой дубликат лицензиату или направляет его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Сертификация является одной из форм осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Сертификация (лат. sertumo — верно, facere — делать) — подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата.
Функции сертификации сводятся к обеспечению соблюдения требований технических регламентов и стандартов и соответственно обеспечению качества товаров (услуг, работ).
Объектами сертификации являются: продукция; работы (услуги); системы менеджмента; персонал.
Сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
В качестве требований при сертификации продукции могут являться:
- • законодательные акты РФ;
- • государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к продукции.
Сертификация услуг (работ) — это независимое подтверждение соответствия утвержденным требованиям с целью соблюдения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» поставщиком работ и услуг на территории РФ.
Правила сертификации услуг (работ) регламентируются Постановлением Госстандарта РФ от 05.08.1997 № 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации».
При сертификации услуг (работ) руководствуются требованиями:
- а) законодательных актов РФ;
- б) правилами выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденными постановлениями Правительства РФ;
- в) государственными стандартами, санитарными правилами и нормами, строительными нормами и правилами и другими документами, которые в соответствии с законами РФ устанавливают обязательные требования к работам и услугам.
Сертификация систем менеджмента — это процедура подтверждения степени соответствия и результативности определенной системы менеджмента требованиям стандарта на данную систему менеджмента.
Сертификация бывает как обязательной, так и добровольной.
Объектом обязательной сертификации может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»).
Продукция, подлежащая обязательной сертификации, указана в соответствующем Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». К ним относятся, например, утюги, гладильные машины, стиральные машины, бритвы, машинки для стрижки волос, электрические щетки для обуви, электрические щетки для одежды, телевизоры и пр. Обязательная сертификация осуществляется органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном Правительством РФ.
Объектами добровольной сертификации может быть продукция (в том числе подлежащая обязательной сертификации), работы (услуги), системы менеджмента, персонал. Прохождение добровольной сертификации продукции, подлежащей обязательной сертификации, не отменяет ее обязательную сертификацию.
Добровольная сертификация проводится органами по сертификации, аккредитованными в системах сертификации в установленном порядке. Добровольное подтверждение проводится по инициативе заявителя на соответствие национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Этот вид сертификации является средством повышения конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках. Добровольная сертификация широко применяется в рыночной экономике как фактор, способствующий значительному повышению конкурентоспособности продукции, особенно в тех случаях, когда подтверждается ее соответствие положениям международных или национальных стандартов. Наличие сертификата добровольной сертификации дает возможность расширить рынки сбыта, установить соответствующую цену на продукцию, услуги и тем самым увеличить прибыль субъекта хозяйственной деятельности. После прохождения процедуры сертификации заявителю выдается сертификат соответствия, который включает в себя:
- 1) наименование и местонахождение заявителя;
- 2) наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
- 3) наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
- 4) информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
- 5) наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
- 6) информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
- 7) информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
- 8) срок действия сертификата соответствия.
Стандартизация продолжает оставаться ключевым фактором поддержки целого ряда направлений государственной политики и оказания государственных услуг. Она способствует развитию добросовестной конкуренции и повышению качества инноваций в сферы, регулируемые государством, снижению необоснованных технических барьеров в торговле, повышению уровня защиты интересов потребителей, обеспечивает защиту жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды, формирует общее взаимопонимание, помогает экономить затраты и ускорять разработку продукции, снижать риск от ее применения.
Стандарт (от англ, standard — норма, образец) в широком смысле слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТом Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации».
Стандарт в Российской Федерации — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения 1 .
Согласно ГОСТу Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» национальный стандарт — утвержденный национальным органом РФ по стандартизации стандарт, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Национальные стандарты в Российской Федерации утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, основные задачи которого:
- • реализация функций национального органа по стандартизации;
- • обеспечение единства измерений;
- • осуществление работ по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);
- • осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов;
- • создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и единой информационной системы по техническому регулированию;
- • осуществление организационно-методического руководства по ведению Федеральной системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд;
- • организация проведения работ по учету случаев причинения вреде вследствие нарушения требований технических регламентов;
- • организационно-методическое обеспечение проведения конкурсов на соискание премии Правительства РФ в области качества и других конкурсов в области качества;
- • оказание государственных услуг в сфере стандартизации, технического регулирования и метрологии.
Источник: studref.com
Глава 1. Общие положения
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом;
2) документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее — документы национальной системы стандартизации), — национальный стандарт Российской Федерации (далее — национальный стандарт), в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации (далее — основополагающий национальный стандарт), и предварительный национальный стандарт Российской Федерации (далее — предварительный национальный стандарт), а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники;
3) информационно-технический справочник — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные;
4) национальная система стандартизации — механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица — граждане Российской Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;
5) национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации;
6) объект стандартизации — продукция (работы, услуги) (далее — продукция), процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты;
7) общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийский классификатор) — документ по стандартизации, распределяющий технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющийся обязательным для применения в государственных информационных системах и при межвед
омственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
8) основополагающий национальный стандарт — национальный стандарт, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов;
9) правила стандартизации — документ национальной системы стандартизации, разработанный и утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий положения организационного и методического характера, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяют порядок и методы проведения работ по стандартизации и оформления результатов таких работ;
10) предварительный национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан техническим комитетом по стандартизации или проектным техническим комитетом по стандартизации, утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации на ограниченный срок в целях накопления опыта в процессе применения предварительного национального стандарта для возможной последующей разработки на его основе национального стандарта;
11) рекомендации по стандартизации — документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и способствующую применению соответствующего национального стандарта, либо положения, которые предварительно проверяются на практике до их установления в национальном стандарте или предварительном национальном стандарте;
12) свод правил — документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов;
13) стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;
14) стандартизация — деятельность по разработке (ведению), утверждению, изменению (актуализации), отмене, опубликованию и применению документов по стандартизации и иная деятельность, направленная на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации;
15) технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее — изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее — исполнитель).
Статья 3. Цели и задачи стандартизации
1. Стандартизация направлена на достижение следующих целей:
1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
2) содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
3) улучшение качества жизни населения страны;
4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
5) техническое перевооружение промышленности;
6) повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:
1) внедрение передовых технологий, достижение и поддержание технологического лидерства Российской Федерации в высокотехнологичных (инновационных) секторах экономики;
2) повышение уровня безопасности жизни и здоровья людей, охрана окружающей среды, охрана объектов животного, растительного мира и других природных ресурсов, имущества юридических лиц и физических лиц, государственного и муниципального имущества, а также содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;
3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию;
4) применение документов по стандартизации при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5) обеспечение единства измерений и сопоставимости их результатов;
6) предупреждение действий, вводящих потребителя продукции (далее — потребитель) в заблуждение;
7) обеспечение рационального использования ресурсов;
8) устранение технических барьеров в торговле и создание условий для применения международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств.
Статья 4. Принципы стандартизации
Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
1) добровольность применения документов по стандартизации;
2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона;
3) обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
4) обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
5) открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов;
Источник: www.dokipedia.ru