Требования — одна из основ ВАВОК. В третьей версии документа они рассматриваются в качестве выражения определенных бизнес-потребностей, которые имеются в организации. Кроме того, требования принимают во внимание ценность для предприятия, которая будет получена за счет их практической реализации. «Управление жизненным циклом требований» и «Анализ требований и определение решений» выделяются в качестве отдельных областей знаний в документе.
В ВАВОК v3 выделяют следующие виды требований:
- • бизнес-требования(«Почему нам это нужно’?») — цели, задачи и результаты, описывающие причину инициации изменений. Бизнес-требования могут иметь различный масштаб, начиная с целого предприятия или бизнес-области и заканчивая конкретным процессом или инициативой;
- • требования заинтересованных сторон — потребности заинтересованных сторон, которые необходимо удовлетворить для выполнения бизнес-требований. Нередко требования заинтересованных сторон рассматриваются в качестве «моста» между бизнес-требованиями и требованиями к Решению;
- • требования к Решению это описание возможностей и качества Решения, которое удовлетворяло бы потребности заинтересованных сторон. Данный вид требований включает в себя функциональные и нефункциональные требования;
- • переходные требования — описание возможностей Решения и условий, которым оно должно удовлетворять для перехода к целевому состоянию, которые, однако, не являются необходимыми после достижения целевого состояния. Это единственный тип требований в ВАВОК, который носит временный характер.
Таким образом, требования в ВАВОК v3 рассматриваются в качестве цикла, в котором каждый последующий уровень требований основывается на предыдущем. Также констатируется, что по окончанию цикла осуществляется переход/возврат к бизнес-требованиям, поскольку компания так или иначе, но столкнется в будущем с потребностью в изменениях.
Что такое BABOK@Guide, кому он и зачем он нужен: краткий обзор с комментариями
В рамках документа выделяются следующие заинтересованные стороны:
- 1) бизнес-аналитик;
- 2) заказчик;
- 3) эксперт по предметной области;
- 4) конечный пользователь;
- 5) эксперт по реализации в предметной области;
- 6) операционная поддержка (повседневное управление системой или продуктом);
- 7) менеджер проекта (реализация проекта);
- 8) регулятор (определение и соблюдение стандартов);
- 9) спонсор (определение потребностей и санкционирование работы);
- 10) поставщик (находится вне пределов организации).
В рамках управления требованиями необходимо рассматривать требования всех перечисленных заинтересованных сторон, однако значимость требований может варьироваться. Кроме того, один человек может совмещать несколько различных ролей.
Источник: studme.org
Попытка навести порядок
Краткий обзор BABOK
Создать стандарт оценки поставщиков ИТ-услуг силами их клиентов — утопия. Однако процесс его создания чрезвычайно полезен.
09.10.2011 Константин Поляков
- Ключевые слова :
- Итого
ИТ-руководители, с одной стороны, сами организуют предоставление услуг, а с другой, нередко выступают в качестве представителей службы заказчика, приобретающей услуги у сторонних организаций. Хочу обратить внимание на дискуссию «Стандарт оценки поставщиков ИТ-услуг — каким он должен быть?», развернувшуюся на портале Global CIO по инициативе его партнера — Союза ИТ-директоров России (СоДИТ).
Резонанс, который она получила, свидетельствует о том, что поднятые вопросы действительно актуальны. Надо ли создавать стандарт оценки поставщиков ИТ-услуг? Возможно ли это и что даст такое весьма ресурсоемкое мероприятие? А если даст, то кому? Судя по откликам участников дискуссии, ответы неоднозначны.
Казалось бы, наиболее заинтересованной стороной здесь являются заказчики — предприятия и организации различных отраслей. Но не все так просто. В эпоху плановой экономики, когда стандарты носили законодательный характер, действительно, опираясь на мощь государственной машины, можно было рассчитывать на поддержку определенного уровня качества. Однако теперь все по-другому — стандарт приобрел рекомендательный характер и, как ни странно, привлек пристальное внимание маркетинговых служб именно поставщиков, то есть тех, чью фантазию он ранее ограничивал.
В современных условиях стандарт выгоден прежде всего поставщику. Во-первых, наличие сертификата, даже выданного себе самому, производит впечатление на потребителя. Это, конечно, не главный аргумент, но если к нему что-нибудь добавить, то может получиться вполне убедительно. Во-вторых (и это куда важнее), наличие одобренного потребителями стандарта позволяет регулировать барьер проникновения на рынок конкурентов. «Мы не против здоровой конкуренции, но у нас есть правила игры, — говорят создатели стандарта. — Соблюдайте их и играйте с нами». А это не всегда просто.
Стандарт обладает большой инерцией. И чем солиднее выпускающая его организация, тем дольше процесс его принятия и модификации. Если исходить из опыта ISO и скорости изменений на рынке, то возникает ощущение, что создание стандарта оценки поставщиков ИТ-услуг может превратиться в непрерывный процесс.
Не исключено, что скорость появления новых релизов будет меньше скорости изменения ситуации. Безусловно, в подобном документе будет существовать некоторое ядро, которое подвергается лишь незначительным изменениям, но насколько значимой окажется его практическая ценность — вопрос. Практика показывает, что стремление соблюсти теоретическую корректность приводит к снижению практической ценности определений в глобальных стандартах. Совмещение множества точек зрения чревато расплывчатостью границ. Ярчайшим примером является документ BABоK Международного института бизнес-анализа.
Примерно то же самое можно наблюдать и в ITIL. Вот определение ИТ-услуги: «Описанная совокупность средств, как относящихся к ИТ, так и нет, обслуживаемая и поддерживаемая поставщиком услуг ИТ, которая удовлетворяет одну или несколько потребностей клиента, способствует достижению его бизнес-целей, а также воспринимается клиентом как согласованное единое целое». Здесь есть простор для интерпретаций.
И все же создать подобный стандарт просто необходимо. Казалось бы, это противоречит сказанному, но мир вообще противоречив. Инициированный силами СоДИТ процесс чрезвычайно полезен ИТ-директорам в силу того, что в ходе его разработки происходит обмен личным опытом, а это в выборе поставщиков, пожалуй, самое главное.
Если рассматривать предлагаемый стандарт не как документ, а как процесс его формирования, то все предложения, прозвучавшие в дискуссии на Global CIO, будут реализованы практически автоматически. Это гарантирует его жизнеспособность, непрерывность и неограниченность во времени. Пишите статьи, участвуйте в дискуссиях на Global CIO и других ресурсах. Это важно для всех!
Источник: www.osp.ru
Новая профессия «Бизнес-аналитик»
Педагог-руководитель: Кибалова Галина Александровна учитель обществознания.
В России в 2017 году появилась новая профессия «Бизнес-аналитик». Доклад посвящен возникновению и особенностям данной профессии.
В современной экономике анализ является креативным видом управленческой деятельности.
Его значение для предприятия очень велико. Анализ информации о деятельности предприятия, возникающих проблемах, позволяет своевременно и грамотно принимать решения, прогнозировать результаты, формировать стратегию развития.
Зарубежные компании давно рассматривают анализ как неотъемлемую часть бизнеса и все значимые решения принимаются только после детализированного исследования в разрезе той или иной проблемы.
В России использование анализа в бизнесе имеет значительно меньшее распространение. В штате сотрудников Аналитика (или аналитический отдел) имеют даже не все крупные организации, не говоря о среднем и малом бизнесе.
По данным рейтинга профессий, проводимого аналитиками журнала «Абитуриент»: Крупный бизнес – 20% компаний имеют в штате должность бизнес-аналитика; Малый и средний бизнес 9%.
Причинами этого являются: недооценка значимости анализа для бизнеса; отсутствие аналитиков, которые могут проводить анализ современными методами.
Анализ организации прошел долгий путь. Родоначальниками аналитического исследования были Конфуций, Платон, Аристотель. В средние веки аналитикой занимались Д. Рикардо, А.Смит. Родоначальником анализа в организации считают Ж.Савари. В 18-20 вв. анализ стали использовать для описания деятельности организации.
До 19 в. анализ организации в России не отличался от зарубежных стран.
В 20 в. методика анализа сильно отличалась от зарубежной, потому что в СССР сформировалась плановая экономика, а задачи и цели, которые стоят перед предприятиями в рыночной и плановой экономике очень сильно отличаются, поэтому и задачи, которые должен быть решать анализ были различными.
Одно из важных различий – в плановой экономике анализ проводится по единой методике, а в рыночной экономике – методика анализа уникальна для каждого предприятия и для решения каждой проблемы.
В 21 в. за рубежом сформировалось новое направление – Бизнес-анализ. Он ориентирован на выявление конкретных причин возникновения проблем и обязательное проведение изменений в организации, которые являются следствием решения выявленных проблем.
В России профессия бизнес-аналитика еще до конца не сформирована. В нашей стране Бизнес-аналитиком часто называют системного аналитика, финансового аналитика, и даже главного бухгалтера. Вместе с тем за рубежом данная профессия уже сформировалась.
В 2003г. в Торонто был основан, а затем и зарегистрирован (2006) Международный Институт Бизнес Анализа (IIBA – International Institute of Business Analysis). С момента создания Международный Институт Бизнес Анализа стал ведущей ассоциацией для бизнес-аналитиков. На данный момент институт объединяет более 28000 членов из различных стран и имеет более чем 110 отделений по всему миру, числе которых с 2015 года находится и Россия.
В рамках своей деятельности Институтом был разработан профессиональный стандарт – Свод знаний по Бизнес-анализу — (Business Analysis Body of Knowledge – BABOK). Основной целью Свода знаний является установление границ профессии бизнес-анализа. В BABOK описаны методы и задачи бизнес-анализа.
С момента своего создания ВАВОК изменялся по мере формирования требований к профессии бизнес-аналитика. До недавнего времени бизнес-аналитик рассматривался как некий «аналог» системного аналитика. В последней версии ВАВОК (v 3) цель Бизнес-анализа – это проведения изменений.
В ВАВОК были выделены основные задачи, стоящие перед бизнес-аналитиками:
- выявление потребностей;
- разработка решений;
- обоснование изменений.
В ВАВОК дано определение бизнес-анализа – это деятельность, которая делает возможным проведение изменений в организации, приносящих пользу заинтересованным сторонам в определенном контексте, путём выявления потребностей и обоснования решений, описывающих возможные пути реализации этих изменений.
Российское отделение Международного института по Бизнес-анализу (IIBA Rassia Chapter) предложило создать профессию «Бизнес-аналитик» и 30 января 2017 года она была внесена в Российский Справочник профессий. Также в 2018 году был утвержден профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик».
Профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик» стал первым нормативным документом в России в области анализа.
Бизнес-анализ имеет свои ключевые особенности:
- основная цель проведения бизнес-анализа – проведение изменений.
- обязательное наличие материальной или нематериальной ценности результатов решения для заинтересованных сторон по итогам анализа, что делает его востребованным;
- анализ предлагаемого решения на предмет Пользы.
- «гибкое видение (гибкая точка зрения)» (Agile Perspective) – способность выбирать и корректировать первоочередные цели, в зависимости от конкретной ситуации.
- обязательный анализ риска, который является неотъемлемой составляющей бизнеса.
Для подтверждения уровня квалификации по Бизнес-анализу можно пройти сертификацию по четырем уровням.
Level 1 (уровень 1) – Entry Certificate in Business Analysis (ECBA) (вступительная сертификация бизнес-аналитика). Предназначен для начального уровня бизнес-анализа, например, его могут получить студенты, обучающиеся по программам бизнес-анализа.
Level 2 (уровень 2) – Certification of Capability in Business Analysis (CCBA). Это сертификация для специалистов, которым необходимо официальное признание их знаний и навыков по бизнес-анализу.
Level 3 (уровень 3) – Certified Business Analysis Professional (CBAP). Сертификация для профессиональных бизнес-аналитиков с большим опытом работы в качестве бизнес-аналитика.
Level 4 (уровень 4) – Certified Business Analysis Thought Leader (CBATL). Этот уровень могут получить профессионалы в области бизнес-анализа, которые имеют более 10 лет опыта работы и считаются ведущими аналитиками, потому что их опыт высоко ценится, внесли свой вклад в развитие практики бизнес-анализа.
Появление профессии «Бизнес-аналитик» и утверждение профессионального стандарта «Бизнес-аналитик», будут способствовать развитию данной профессии В России.
Доклад окончен. Спасибо за внимание!
Источник: open-hands.ru