Статистическое наблюдение за малыми предприятиями в России
Статистика предпринимательства в России начала формироваться в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века, в связи с развитием кооперативов, затем малых предприятий и осуществлением приватизации.
Статистические сведения о предпринимательской деятельности основываются на определенной системе источников информации, которая включает перечни прошедших государственную регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств. Таким образом, объектом статистического исследования является самостоятельный хозяйствующий субъект (предприятие), осуществляющий свою предпринимательскую деятельность на территории данного государства и подчиняющийся законам и подзаконным актам этого государства [1,c. 25].
Органы государственной статистики осуществляют отнесение предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства только для организации федеральных статистических наблюдений на основании имеющейся в органах государственной статистики информации, используя критерии, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [20].
Статистика | Штрафы | СТАТОТЧЕТНОСТЬ в РОССТАТ для бизнеса | МАЛЫЙ БИЗНЕС | Предприниматель | ИП ООО
Типизация организаций проводится на основании данных государственной регистрации, статистической и бухгалтерской отчетности (о средней численности работников и выручке). В случае отсутствия необходимой информации типизация отдельных предприятий носит условный характер [4,c.67].
Для статистического исследования масштабов и структуры предпринимательства проводятся статистические обследования всего массива субъектов предпринимательской деятельности, которые включены в генеральную совокупность. При этом крупные и средние субъекты обследуются сплошным методом, а мелкие и индивидуальные — способом выборки [8, c.83].
Официальная статистика предоставляет бизнесу значительный объем методологически прозрачных, взаимоувязанных данных о состоянии рынка. Система обследований официальной (государственной и ведомственной) статистики охватывает ресурсы и результаты экономической деятельности крупных, средних и малых предприятий реального и финансового сектора, совокупность товарных и финансовых потоков на внутреннем и внешнем рынке, фондовый рынок, потребительские цены и цены производителей продукции, платежеспособный спрос населения и оценку экономической конъюнктуры.
Наблюдением охвачены далеко не все категории рыночного сектора. В первую очередь это относится к учету деятельности малых и средних предприятий (МСП), тогда как именно подсектор МСП является основным потребителем информации о бизнес-процессах и составляет основную часть совокупности рыночных единиц.
Проблема статистической характеристики подсектора МСП, и особенно малых предприятий государственной статистикой связана, как ни банально это звучит, с отсутствием времени и денег: слишком мал вклад сектора в совокупный выпуск, и слишком велика при этом численность единиц совокупности! Для государства затраты на такое обследование не рентабельны. Поэтому государственная статистика собирает лишь самую доступную и самую необходимую информацию о секторе малых предприятий. А вот для практической бизнес-статистики именно малые предприятия и индивидуальные предприниматели выступают основным объектом исследования.
Новый бизнес. Реальная статистика
Во-первых, в статистических данных о секторе малых предприятий заинтересованы сами действующие предприниматели: для большинства из них это главная конкурентная среда.
Во-вторых, интерес проявляют банки и другие кредитные учреждения: это их потенциальные клиенты. Наконец, значительная часть населения, только мечтая о «собственном деле», нуждается в источнике информации для оценки перспектив стартующего бизнеса. До принятия Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ, который потребовал изменения системы статистического учета деятельности МСП, в России, для формирования генеральной совокупности, из Статрегистра выбирали объекты, у которых показатель «Выручка нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС)», зафиксированный, по состоянию на начало года, в бухгалтерской отчетности предприятия двумя годами ранее и другие учетные показатели были характерны для малого бизнеса. В соответствии с ФЗ от 14.07.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства первым относили предприятия со средней списочной численностью персонала: в промышленности, строительстве, на транспорте — от 51 до 100 человек, в сельском хозяйстве — от 31 до 60 человек, в науке и научном обслуживании — от 16 до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — от 16 до 30 человек, в оптовой торговле — от 16 до 50 человек, по прочим видам деятельности — от 26 до 50 человек.
В настоящее время категория единицы классификации при планировании обследований подсектора МСП определяется по максимальному за прошедший календарный год значению одного из признаков =идентификаторов, установленных Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Зафиксированные максимальные значения сопоставляются с установленными Законом № 209-ФЗ предельными значениями индикаторов. Предельная средняя списочная численность работников (независимо от вида экономической деятельности) установлена на уровне: 1-15 человек — для микро-предприятий; 16-100 человек — для малых предприятий; 101-250 человек — для средних предприятий. Предельная выручка от реализации (без НДС) или суммарная стоимость основных средств и нематериальных активов (в балансовой оценке по остаточной стоимости) для каждой категории единиц устанавливается Правительством РФ.
Юридические лица — предприятия потребительской кооперации, независимо от численности работающих, не относятся к субъектам малого предпринимательства, так как они учреждены потребительскими обществами и их союзами, которые в соответствии с Гражданским кодексом Российской
Федерации являются некоммерческими организациями и не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства. Кроме того, официальная статистика учитывает основные показатели экономической деятельности индивидуальных предпринимателей в неформальном секторе. Для целей статистики занятости неформальный сектор рассматривается как совокупность производственных единиц, составляющих часть сектора домашних хозяйств, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не являются самостоятельными юридическими единицами, созданными отдельно от домашнего хозяйства или его членов, которым они принадлежат.
Росстат (до 2004 г. Госкомстат России) начиная с 1996 г. организует текущее статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в режиме выборочных квартальных обследований. В этих целях разработана методология выборочного наблюдения за малыми пред приятиями по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности. Формирование выборки и распространение итогов выборочного обследования предусмотрено по отраслям экономики и промышленности (с 2005 г. — по видам экономической деятельности), а также по формам собственности и территориям.
Для формирования выборочной совокупности предприятий используется типическая случайная выборка с переменной долей отбора в каждом из интервалов группировок по изучаемым показателям. Выборочное статистическое наблюдение, включая цензовые методы, по основным экономическим показателям осуществляется на основе интегрированной формы статистической отчетности по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия. Данные, отражающие технологическую специфику деятельности малых предприятий, рассчитывают по следующим показателям:
- * для предприятий промышленности — объем произведенной продукции в натуральном выражении;
- * для предприятий транспорта — объемы перевезенных грузов и пассажиров;
- * для предприятий оптовой и розничной торговли — объем товарооборота по товарным группам и запасы товаров;
- * для предприятий, оказывающих услуги — объемы соответствующих платных услуг;
- * для строительных организаций — ввод в действие производственных
мощностей и объектов, построенных по договорам подряда (жилых домов, газовых сетей, автомобильных дорог и прочее);
* для сельскохозяйственных предприятий — посевные площади и урожай сельскохозяйственных культур, поголовье скота и производство животноводческой продукции.
Выборочная совокупность основана на принципе ротации единиц таким образом, чтобы одно малое предприятие заполняло не более одной формы статистической отчетности за отчетный период. Тем самым при организации бизнес-статистики достигается оптимизация статистической нагрузки на респондента.
Для этого на региональном уровне организации статистики формируется единая для всех наблюдений генеральная совокупность малых предприятий (для всех форм наблюдения). На основе единой генеральной совокупности малых предприятий формируются выборочные совокупности — как для заполнения формы отчетности № ПМ по малым предприятиям (квартальной), так и для заполнения форм статистической отчетности по видам экономической деятельности. Выборки по отраслевым формам не пересекаются между собой и с общей выборкой по малым предприятиям (МП). С этой целью территориальные органы государственной статистики координируют все выборки по кругу малых предприятий.
Для формирования генеральной совокупности, из которой затем будет формироваться основа выборки и выборочная совокупность, используется
Статистический регистр. При формировании генеральной совокупности для выборочного текущего наблюдения используются следующие методологические материалы, утвержденные для года, предшествовавшего текущему наблюдению:
* Перечень предприятий, включенных в генеральную совокупность для
выборочного статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий на основе Закона № 209-ФЗ;
- * Перечень предприятий малого бизнеса, отчитывавшихся в предшествовавшем году о результатах экономической деятельности;
- * Перечень предприятий, вновь созданных и учтенных в регистре;
- * Перечень предприятий, ликвидированных и исключенных из регистра;
- * Перечень предприятий, представивших бухгалтерскую отчетность.
Процесс разработки основы выборки состоит из двух этапов. На первом этапе из совокупности предприятий, созданной на базе последнего отчета по Статистическому регистру, удаляются организации государственной, муниципальной, общественной форм собственности как не относящиеся к рыночному сектору, а также предприятия, ликвидированные в течение отчетного периода. Оставшиеся после удаления предприятия составляют первый массив, на основе которого будет составлена основа выборки. На втором этапе из первого массива формируется второй массив — основа выборки — путем составления списка рыночных экономических агентов, на основе установленного Законом № 209-ФЗ критериального цензового признака, определяющего размер предприятия.
Для формирования выборочной совокупности описанную основу выборки делят на три группы (массива).
В первый массив включаются нетипичные малые предприятия, которые по значениям одного или нескольких показателей выделяются из общей массы предприятий, являются единственными представителями малого предпринимательства по конкретному виду деятельности или территории, а также малые предприятия, осуществляющие добычу и переработку рыбы и морепродуктов. Все объекты этого массива входят в выборочную совокупность.
Второй массив — сюда относятся малые предприятия, по которым в Статистическом регистре имеются данные о выручке. Предполагается, что во второй массив попадает основная масса предприятий, которые типичны для своего вида деятельности. Выборочная совокупность по второму массиву составляется по методу расслоенного случайного отбора. Первым этапом формирования выборочной совокупности является расслоение (стратификация). Расслоение основы выборки для второго массива осуществляется на региональном уровне по трем признакам:
ь ОКВЭД по видам экономической деятельности — 72 слоя;
ь ОКФС по формам собственности — 5 слоев;
ь выручка — 5 слоев.
Число единиц наблюдения, выбираемых из слоя, определяется в соответствии с оптимальным размещением по Нейману по признаку «выручка».
Число единиц наблюдения в территориальной группировке по субъектам Федерации определяется исходя из того, что значение коэффициента вариации оценки по признаку «выручка» не должно превышать 5%.
Третий массив включает предприятия, по которым в базе нет данных о выручке (вновь созданные, временно приостановившие деятельность или не представившие бухгалтерскую и статистическую отчетность).
Расслоение единиц наблюдения генеральной совокупности для третьего массива осуществляется на региональном уровне по двум признакам:
ь ОКВЭД по видам экономической деятельности — 72 слоя;
ь ОКФС по формам собственности — 5 слоев.
Выборочная совокупность по третьему массиву формируется методом пропорционального размещения объема подвыборки, отводимого на данный массив. Для обработки полных не ответов респондентов при числе ответов 80% и более применяется метод заполнения случайным подбором в классах замещения. При этом вся выборочная совокупность малых предприятий делится на классы по видам экономической деятельности. Не ответившему малому предприятию приписываются значения признаков выбранного случайным образом предприятия-донора из соответствующего класса замещения. При числе ответов респондентов менее 80% применяют перевзвешивание: вес не ответившего малого предприятия перераспределяется на ответившие малые предприятия в данном слое.
Полученные выборочные данные по основным финансово-экономическим показателям распространяются на регламентные подгруппы (области изучения) генеральной совокупности, а также на совокупность в целом по формуле простого оценивания (т.е. по среднему на единицу значению показателя).
Оценка точности данных выборочного обследования малых предприятий осуществляется, в соответствии с требованиями методологии ОЭСР, по основным финансово-экономическим показателям на базе коэффициентов вариации, рассчитываемых на региональном и федеральном уровнях. По прочим показателям формируются только групповые итоги и итоги по выборочной совокупности в целом; выборочные данные на генеральную совокупность малых предприятий в России распространяются только через систему весов. Оценки предельной ошибки выборки для заданной доверительной вероятности в публикациях Росстата не приводятся.
С переходом в 2007 г. на новый ценз отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства и отсутствием в настоящее время статистических признаков для их отбора в Статистический регистр, в качестве базы статистической оценки деятельности малых предприятий по полному кругу используют данные налоговой статистики. Количество действующих малых предприятий, по которым осуществляется статистическая оценка результатов их финансово-хозяйственной деятельности, определяется как разница между количеством плательщиков налога на прибыль (данные формы № 2Н) и количеством предприятий, представивших статистическую отчетность в органы государственной статистики, количеством прекративших хозяйственную деятельность предприятий.
Полученное в целом по территории количество предприятий и среднесписочная численность работников, численность совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера распределяется по отраслям и подотраслям, в структуре экономики, сложившейся в БДГС по результатам наблюдения. Аналогично проводится распределение указанных совокупностей по формам собственности. Следовательно, данные этих группировок сопоставимы между собой.
Расчет объемных показателей по кругу неучтенных малых предприятий осуществляют следующим образом. Расчет объема товарооборота по кругу неучтенных малых предприятий определяют умножением среднесписочной численности по этим предприятиям на средний товарооборот, в расчете на одного работника по группировке пред приятий с численностью работающих до пяти человек, сложившийся по данным специально организованного выборочного статистического наблюдения.
Для определения объема подрядных работ по кругу неучтенных малых предприятий учитывается выработка на одного работающего в малых предприятиях по форме № МП с учетом списочного состава и работающих по договору подряда. При расчете используется понижающий коэффициент 0,3-0,6, определяющийся с учетом того, что большую часть неучтенных предприятий составляют многопрофильные предприятия, в которых доля объема производства (работ, услуг) по основному виду деятельности ниже.
Аналогично рассчитывается объем произведенной продукции неучтенными предприятиями промышленности и других производящих видов экономической деятельности.
В отраслях непроизводственной сферы (медицинские услуги, образовательные услуги, культура и искусство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др.) расчет объема произведенной продукции (работ, услуг) по неучтенным малым пред приятиям осуществляется исходя из объема продукции, выполненных работ и оказанных услуг на одного работника по данным предприятий, представивших статистическую отчетность по форме № МП, и численности работников неучтенных предприятий. Дорасчет инвестиций по неучтенным малым предприятиям проводится исходя из объемов капитальных вложений по учтенному кругу малых предприятий, представляющих срочную статистическую отчетность о вводе в действие объектов, основных фондов и использовании капитальных вложений, на основе объема капитальных вложений на одного работающего и результатов оценки средне списочной численности работающих [13, с.163].
В общей сложности малый и средний бизнес производит 23,6% от выручки всего российского бизнеса. Занятость на таких предприятий от общих значений составляет 22%. Но вот доля инвестиций, по сравнению с крупными игроками пока крайне мала — всего 8,1%.Число малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение по видам экономической деятельности можно видеть в таблице 1 [21].
Таблица 1 Число малых предприятий (без микропредприятий) и их распределение по видам экономической деятельности
Источник: studwood.net
СТАТИСТИКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Малое и среднее предпринимательство (малый и средний бизнес) являются одними из важнейших движущих сил экономического роста любой страны. По уровню развития малого предпринимательства судят о состоянии национальной экономики.
Малый бизнес дает начало развитию среднего бизнеса, создает рабочие места, быстро насыщает и обновляет рынок товарами и услугами, способствует увеличению доходной части бюджетов всех уровней. В настоящее время малые предприятия промышленно развитых стран создают до 50-60% валового внутреннего продукта. По расчетам Международной федерации малых и средних предприятий в среднем по 18 странам, на долю малых предприятий приходится примерно 50% продукции, свыше 30% капиталовложений и экспорта. По данным ООН, на малых предприятиях в мире занято более 50% населения.
В России зарождение малого предпринимательства относится к рубежу 1980-х и 1990-х гг. Согласно последним данным Росстата, опубликованным в сборнике «Малое и среднее предпринимательство России» за 2013 г., по итогам за 2012 г. в Российской Федерации насчитывалось более 4,65 млн действующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них 2,02 млн являлись юридическими лицами и 2,65 млн — индивидуальными предпринимателями.
Принято оценивать уровень развития предпринимательства количеством действующих малых предприятий на 1000 жителей. В странах Европейского союза этот показатель составляет 30—40 единиц. В России на каждые 1000 человек населения приходится в среднем 32 действующих субъекта малого и среднего предпринимательства, при этом — 14 юридических лиц и свыше 18 индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем следует иметь в виду, что критерии отнесения предприятий к малым весьма различаются между странами. Малый бизнес в развитых странах опирается на под держку государства. Выработка адекватных и эффективных мер государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства предъявляет высокие требования к статистической информации о состоянии и перспективах развития этого сектора экономики. Взаимоувязанная система статистических показателей, полная, своевременная и достоверная информационная база являются необходимым условием для разработки и осуществления политики государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Статистика малого и среднего предпринимательства — относительно новая область статистики. Она начала формироваться с развитием малого бизнеса в России и первоначально трактовалась как статистика малого бизнеса.
Становление системы статистического наблюдения за малым предпринимательством происходило в рамках реализации государственных программ реформирования отечественной статистики. Формирование статистики малого предпринимательства базировалось на использовании международного опыта наблюдения за малыми предприятиями.
Однако смена акцентов государственной политики в ходе проведения экономических реформ приводила к изменению некоторых изначально заложенных основ этой области статистики. Так, в процессе становления статистики малого предпринимательства подвергались изменениям критерии отнесения малых предприятий к субъектам экономики, нуждающимся в государственной поддержке и особых условиях хозяйствования. Неоднократно изменялись границы совокупности субъектов малого предпринимательства, методы сбора и обработки информации, системы показателей, характеризующих их деятельность, и др. В настоящее время изменилась законодательно-правовая база сектора малого и среднего предпринимательства, что привело к изменению объекта статистического наблюдения.
В задачи статистики малого и среднего предпринимательства входят следующие направления статистической работы:
- • разработка методологии и инструментария (форм наблюдения, инструкций и указаний по их заполнению) для организации и проведения статистического наблюдения за субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП);
- • внедрение в статистическую практику наблюдения за МСП методов выборочного наблюдения, постоянное совершенствование его программ и методологии;
- • разработка и совершенствование организации и методологии проведения переписей МСП;
- • формирование генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, включающей всех зарегистрированных МСП;
- • создание информационной базы для уточнения и дорасчетов показателей деятельности МСП;
- • разработка системы показателей, характеризующих деятельность МСП по детализированным видам экономической деятельности, административно-территориальным образованиям;
- • определение места малого и среднего предпринимательства в экономике России;
- • выявление ресурсного потенциала малого и среднего предпринимательства и оценка результативности его использования.
Данные статистики малого и среднего предпринимательства используются органами государственного управления, различными объединениями предпринимателей, профсоюзными, общественными и научными организациями: 1) для оценки результатов экономической деятельности на макроуровне, в расчетах основных макроагрегатов и при составлении прогнозов развития экономики; 2) для разработки мер государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства; 3) с целью планирования ожидаемых поступлений в бюджетную систему РФ и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов; 4) для выработки мер, регулирующих социально-трудовые отношения в трудовых коллективах субъектов малого и среднего предпринимательства, и др.
Источник: studref.com
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Шипарева А.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «РГГУ» филиал в г. Домодедово
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Как нам известно, «статистика знает всё», но сегодняшняя экономика строится таким образом, что подавляющая часть представителей малого бизнеса, не желает показывать полные статистические данные о своей предпринимательской деятельности.
В любом государстве статистика малого бизнеса должна помогать принятию важных решений на государственном уровне, но, к сожалению, на практике и в реальности все происходит совсем иначе. Ученые отмечают, что частные предприятия не хотят вести «белый» учет заработной платы своих подчиненных, чтобы избежать высоких налоговых выплат. На основании статистики малого бизнеса государственные органы также могли бы планировать и прогнозировать развитие отдельных отраслей экономики, выравнивать развитие отдельные регионов, но до сих пор, получить «правдивые» данные о работе малых предприятий трудновыполнимо, а порой и невозможно.
Так что же такое малое предпринимательство? Какова его сущность?
Малое предпринимательство − это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих в роли экономических субъектов рыночных отношений.
Малое предпринимательство содействует увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов различных уровней, способствует снижению безработицы, пополнению рынка товарами и услугами. Малый бизнес воздействует на развитие экономики, стабилизирует ее внутренние процессы, оказывает стимулирующее воздействие. Сегодня малое предпринимательство находится на стадии ускоренного развития. Все сферы экономики заинтересованы в развитии малого предпринимательства, поскольку оно является одним из источников формирования финансовой системы государства, оно является доходной частью бюджета. Необходимо продолжать работать в этом направлении, для того, чтобы как можно больше экономических субъектов были заинтересованы в производственной, инновационной и инвестиционной деятельности. [4, c.114]
Для малого бизнеса характерен ряд особенностей, а именно: независимость юридического лица, хозяйственная самостоятельность, ограниченная численность рабочих, небольшие размеры по основным показателям деятельности хозяйствующих субъектов.
Развитие малого бизнеса, как правило, создает условия для форсированного экономического развития, содействует насыщению местного рынка, возмещая, вместе с этим, издержки рыночной экономики.
Малый бизнес включает в себя большой потенциал для оптимизации путей развития экономики страны и общества в целом. Характерной чертой малого предприятия является значительная интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества. На практики, это означает, что на малом предприятии не может быть лишних станков и оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишнего количества персонала. Данное обстоятельство является важнейшим фактором достижения рациональных показателей экономики в целом.
Рассмотрим несколько важных преимуществ малого бизнеса:
- Увеличение доли экономически активного населения, что приводит к росту доходов граждан и способствует сглаживанию диспропорции в благосостоянии различных групп;
- Рост числа собственников − главного «гаранта» политической стабильности в современном обществе;
- Создание новых рабочих мест;
- Трудоустройство населения;
- Разработка проектов;
- Улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Кроме того, малые предприниматели более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. МП намного быстрее приспосабливаются к изменяющейся конъектуре рынка. Малые предприятия склонны к рисковой деятельности, поскольку они способны быстрее приспосабливаться к изменениям в экономической сфере. [5, c. 117]
Тем не менее, малому бизнесу присущ ряд недостатков, а именно:
- Высокий уровень риска в неосуществлении задуманных проектов;
- Зависимость от крупных монополистических компаний;
- Слабая компетентность руководителей;
- Трудности в заимствовании финансовых средств;
- Недостатки в управленческой базе.
Оценка национального уровня и масштабов предпринимательства в России дается также в опубликованном отчете международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства». В отчете по итогам 2013 года отмечается, что только 3% предприятий малого бизнеса в России удается продержаться на рынке дольше 3 лет (Таблица 1.).
Таблица 1. МП в разных странах, ведущие деятельность более 3 лет, 2013 год.
Деятельность более 3 лет
Как указано в отчете, одно из решений проблем российского предпринимательства лежит в преодолении начального этапа и повышении выживаемости компании.
В то же время есть данные о том, что предпринимательская активность в России продолжает расти. В 2013 г. доля бизнесменов среди взрослого трудоспособного населения страны выросла почти на четверть по сравнению с уровнем 2012 г. и составила 5,63%. По этому показателю Россия близка к развитым странам (Таблица 2.)
Таблица 2. Доля бизнесменов среди взрослого трудоспособного населения на 2013г.
А вот от ряда других стран по этому показателю Россия значительно отстает (Таблица 3):
Таблица 3. Доля бизнесменов среди взрослого трудоспособного населения на 2013г.
Данные о финансовом состоянии сектора Малого Предпринимательства (МП) были получены по результатам недавних исследований. В исследовании зафиксировано ухудшение большинства показателей финансового положения и экономической деятельности субъектов МП в РФ. Интересно проанализировать изменение состояния малого предпринимательства на примере статистических данных. В частности рассмотрим некоторые из них, а именно: [3, c. 176]
- свыше трети опрошенных малых предпринимателей − 32,7% − отметили ухудшение и «спад» своего финансового положения;
- доля малых предпринимателей, планирующих инвестиционную деятельность, упала на 2,0%− до 36,0%;
- уменьшилась на 16,0% занятость предприятий в 2013 г.;
В 2013 г. закрылось в 2 раза больше предприятий по сравнению с 2012г. Ученые отмечают, что существенное ухудшение положения российских МП за последние годы связано со снижением потребительского спроса. Необходимо изучать поведение потребителей, их предпочтения и, в связи с этим, вносить изменения в управление МП.[2, c.120]
Немало важно отметить, что инвестиции малых предприятий в последнее время стабильно растут и уже достигли 522 млрд. руб., на конец 2012 года. Для анализа инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства, обратимся к Таблице 4.
Таблица 4. Основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства по состоянию на 01.01.2013г.
Количество субъектов МСП, тыс. ед.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек, тыс. чел.
Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей
Интересно ознакомится со статистическими данными о количестве зарегистрированных МП по федеральным округам РФ, обратимся к Таблице 5.
Таблица 5. Количество зарегистрированных МП на 1 июня 2013г в расчете на 100 тыс. человек населения.
Прирост/сокращение за период 1.07.2011-1.07.2012
В % от среднего по РФ
Увеличение числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксировано в шести федеральных округах РФ. Наиболее существенный рост отмечен в Уральском федеральном округе (на 25,3% или на 33,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей); в Дальневосточном федеральном округе (на 12,2% или на 19,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей); и в Сибирском федеральном округе ( на 7,3% или на 10,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). Несущественно количество малых предприятий выросло в Южном федеральном округе (на 5,4% или 6,4 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей); в Приволжском федеральном округе ( на 2,2% или 3,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей); и в Центральном федеральном округе ( на 0,9% или 1,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей).[6, c. 43]
Также важно обратить внимание на размещение малых предприятий по видам экономической деятельности за 2013г. (Рис. 1.).
Рис. 1.Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2013 г. в РФ (на конец года; %).
Малые предприятия в России сталкиваются с большими трудностями и проблемами.
Главная проблема заключается в дефиците ресурсной базы, как финансовой, так и материально-технической. Необходимо как можно больше привлекать инвестиции со стороны, а так же стимулировать внутреннее производство, ведь, как известно, малый бизнес вовлекает в хозяйственный оборот собственные средства, а в большинстве своем, их недостаточно. Поэтому финансовые ресурсы, находящиеся в собственности фирмы, должны использоваться исключительно по назначению, недопустимо нецелевое использование средств, это может привести к банкротству.
Следующая, немаловажная, проблема — узкая нормативно-правовая база. Государственным органам, всячески необходимо содействовать развитию малого бизнеса, а для этого следует создать оптимальные законодательные условия, учитывать влияние различных факторов на деятельность МП.
Сегодня нет соответствующего учета результатов работы малых предприятий, отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий, нет возможности у специальных органов правильно и своевременно осуществлять финансовый контроль.
Также следует отметить, что материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется не всегда во время и в недостаточном объеме. Станки, машины, приборы, оборудование, предназначенные для малых предприятий отсутствуют, так как это требует значительных единовременных финансовых затрат. Не каждое МП в состоянии за раз понести такие большие расходы на закупку всего необходимого оборудования. Некоторые и в течение всего времени работы фирмы, не в силах приобрести новое оборудование, оснащенное необходимыми функциями, ведь у малого предприятия не так много внутренних источников финансирования деятельности. Чаще всего их приходится привлекать из вне.
Следующая важная проблема – это кадры, человеческие ресурсы.Часто мы слышим: «предпринимателем надо родиться». По этому поводу тяжело возразить, но нельзя и не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей без сомнения меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний, который даст им возможность грамотно осуществлять предпринимательскую деятельность, рационально использовать ресурсы, не доводить состояние предприятия до грани банкротства, исчезновения. [2, c. 213]
Между тем с обучением в области бизнеса дела обстоят далеко не самым лучшим образом. Этому не всегда можно научиться, потому что человек, который хочет связать свою судьбу с бизнесом, должен обладать волевыми качествами, продумывать все наперед, быстро принимать решения, не теряться в стрессовых ситуациях. Так что далеко не все, кто прошел школу бизнеса становится первоклассным предпринимателем и управленцем. Это приходит со временем, навыки необходимо накапливать в течении предпринимательской деятельности и закреплять на практике.
Непростая проблема заключается и в социальной защите предпринимательской деятельности. Ранее существовавшая система социальных гарантий и социального обеспечения, на основе распределения общественных фондов, в современных условиях практически потеряла смысл.
Далее следует обратить внимание на основные направления государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства:
- системное развитие инфраструктуры;
- формирование благоприятного предпринимательского климата;
- расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам.
В настоящее время важным является вопрос развития малых предприятий. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики всей страны в целом.
Социальная функция малых предприятий заключается в их способности поглощать незанятую рабочую силу в больших масштабах, снижать социальную напряженность, безработицу, межотраслевое и межтерриториальное неравенство. Следовательно, развитие малых предприятий − это наиболее дешевый путь к рынку, который закладывает глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране. [1, c. 226]
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что малый бизнес – это вид предпринимательской деятельности, который осуществляется субъектами рыночной экономики при особых условиях, установленных законодательством. Малому предпринимательству присуща гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры, а это в свою очередь способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране.
1. Бычкова, С.Г. Социально-экономическая статистика: Учебник для бакалавров / С.Г. Бычкова. — М.: Юрайт, 2013г. − 591 c.
2. Статистика: учебник / И.И. Елисеева и др.; под ред. И.И. Елисеевой. – М: Высшее образование, 2011г. − 566 с.
3. Экономическая статистика. Учебник. Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е.−М: Юрайт, 2011г. – 204 с.
4. Мелкумов, Я.С. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие / Я.С. Мелкумов. — М.: ИНФРА-М, 2013г. − 236 c.
5. М.Г. Назаров. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов. / Под ред. проф. М.Г. Назарова. − М: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2011г. − 771 с.
6. Яковлева, А.В. Экономическая статистика: Учебное пособие / А.В. Яковлева. − М.: ИЦ РИОР, 2013. − 95 c.
Источник: scienceforum.ru