1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.
2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
3. Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации для всех или отдельных категорий налогоплательщиков.
В отношении периодов 2015 — 2016 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 0 процентов.
В отношении периодов 2017 — 2021 годов налоговая ставка может быть уменьшена до 3 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности.
абзацы четвертый — пятый утратили силу.
Налоговые ставки, установленные в соответствии с настоящим пунктом законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение периодов, указанных в настоящем пункте, начиная с налогового периода, с которого применяется пониженная налоговая ставка.
4. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. В период действия налоговой ставки в размере 0 процентов, установленной в соответствии с настоящим пунктом, индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.18 настоящего Кодекса.
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:
ограничения средней численности работников;
ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов. При этом предусмотренный пунктом 4 статьи 346.13 настоящего Кодекса предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз.
В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 1, 2 или 3 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.
Виды предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг населению, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и (или) кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяемых Правительством Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 346.20 Налогового кодекса
Комментируемая статья устанавливает налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Обращаем внимание, что ставки дифференцируются в зависимости от того, какой объект налогообложения выбран налогоплательщиком — доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
На основании пункта 1 статьи 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Пункт 1 статьи 346.20 НК РФ устанавливает налоговую ставку в размере 6 процентов для объекта налогообложения в виде доходов.
Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает размер ставки для объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. В этом случае налоговая ставка признается равной 15 процентам.
Также пункт 2 статьи 346.20 НК РФ устанавливает, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Пункт 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, законами субъектов РФ могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки только в отношении объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
В связи с присоединением к Российской Федерации новых территорий, внесением соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации встает необходимость установить дифференцированные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, на новых территориях — на территории города федерального значения Севастополя и Республики Крым.
Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации на территориях Автономной республики Крым и города федерального значения Севастополь будет применяться с 1 января 2015 года. Соответственно, положения главы 26.2 НК РФ также будут применяться на территории данных субъектов РФ с указанной даты.
На основании части 1 статьи 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Согласно части 2 статьи 15 названного ФКЗ до 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Налоговая ставка по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, подлежит определению по месту жительства индивидуального предпринимателя или месту нахождению организации, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства ИП).
Установление дифференцированных ставок законами субъектов РФ на основании статьи 346.20 НК РФ не может рассматриваться как льгота.
В письме Минфина России от 21.10.2013 N 03-11-11/43791 были рассмотрены вопросы о том, признаются ли налоговой льготой дифференцированные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому при применении УСН, вправе ли налоговый орган истребовать у ИП, применяющего УСН, документы, подтверждающие применение дифференцированных налоговых ставок.
На данный счет Минфин России дал следующие разъяснения.
Налоговые ставки и налоговые льготы являются разными элементами налогообложения. Налоговая ставка является самостоятельным и обязательным элементом налогообложения. Налоговые льготы являются необязательным элементом налогообложения, и любой налогоплательщик, относящийся к категории налогоплательщиков, для которых установлена налоговая льгота, вправе ее использовать либо отказаться от ее использования.
Установление субъектом Российской Федерации в пределах, предусмотренных Кодексом, пониженной налоговой ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не отождествляется с установлением налоговой льготы.
Истребование налоговыми органами у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки документов, подтверждающих применение дифференцированных налоговых ставок, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, статьей 88 НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, исходя из анализа норм НК РФ и позиции Минфина России, следует, что налоговые органы не имеет право истребовать у налогоплательщика, применяющего УСН, документы, подтверждающие применение дифференцированных налоговых ставок на основании пункта 2 комментируемой статьи.
Также необходимо обратить внимание, что нормами главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, в частности статьей 346.20 НК РФ, не предусмотрено применение одним налогоплательщиком нескольких налоговых ставок в отношении одного налогового периода, что соответствует сложившейся судебной практике арбитражных судов и позиции официальных органов.
Так в письме Минфина России от 09.07.2012 N 03-11-06/2/86 разъясняется, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации.
При этом глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ не предусматривает применение одним налогоплательщиком нескольких налоговых ставок в отношении одного налогового периода. Кроме того, нормами НК РФ не установлен механизм учета доходов и расходов, а также их распределения для целей исчисления налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Исходя из этого при изменении в течение календарного года налогоплательщиком-организацией места нахождения на территориях субъектов Российской Федерации, которыми установлены разные налоговые ставки по налогу, подлежащему уплате в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумму этого налога следует исчислять исходя из налоговой ставки, которая действовала в субъекте Российской Федерации на последний день налогового периода, за который подается в налоговый орган налоговая декларация по налогу. При исчислении налога за налоговый период учитываются ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу.
Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в вышеуказанном случае должна подаваться в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика.
Положениями главы 26.2 НК РФ, в частности комментируемой статьи, не предусмотрено уменьшение размера минимального налога в случае применения налогоплательщиком дифференцированной налоговой ставки, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Источник: www.nalkod.ru
УСН: налоговая база, налоговые ставки, порядок расчета налога
Налоговая база – это сумма, с которой рассчитывается налог по установленной ставке. При УСН определение налоговой базы зависит от выбранного объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
Расчет налога производится по следующей формуле
Сумма налога = Ставка налога*Налоговая база
При объекте налогообложения «доходы» ставка составляет 6%. Налог уплачивается с суммы доходов. Какое-либо снижение этой ставки не предусматривается. При расчёте платежа за 1 квартал берутся доходы за квартал, за полугодие – доходы за полугодие и т. д.
Если объектом налогообложения являются «доходы минус расходы», ставка составляет 15%. В этом случае для расчёта налога берётся доход, уменьшенный на величину расхода. При этом региональными законами могут устанавливаться дифференцированные ставки налога по УСН в пределах от 5 до 15 процентов. Пониженная ставка может распространяться на всех налогоплательщиков, либо устанавливаться для определённых категорий.
Налоговой базой при УСНО с объектом «доходы» является денежное выражение всех доходов предпринимателя. С этой суммы рассчитывается налог по ставке 6%. На УСН с объектом «доходы минус расходы» базой является разница доходов и расходов. Чем больше расходов, тем меньше будет размер базы и, соответственно, суммы налога.
Однако уменьшение налоговой базы по УСН с объектом «доходы минус расходы» возможно не на все расходы, а лишь на те, что названы в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. Перечень допустимых расходов является закрытым. Если какой-то вид расхода там не назван, его нельзя учесть в расчёте налога по УСН.
Исчисление налоговой базы при УСН предприниматели и организации осуществляют самостоятельно, определяя свои доходы и расходы.
Патентная система налогообложения
Патентная система налогообложения устанавливается Налоговым кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно
Применяется Индивидуальными предпринимателями, средняя численность наемных работников которых, не превышает за налоговый период, по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем, 15 человек
Патентная система налогообложения не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом
Патент выдается с любой даты, на период от 1-12 мес.включительно в пределах календарного года. В течение 5дней со дня получения заявления на получение патента налоговый орган обязан выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить его об отказе в выдаче патента. Налоговая ставка 6%
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
Размер налога=Налоговая база* 6%
Пример: срок действия патента = 12 месяцев. Размер налога = (налоговая база /12 месяцев Х количество месяцев срока, на который выдан патент) Х 6
УТРАТА ПРАВА НА ПРИМЕНЕНИЕ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1. если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации, по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, превысили 60 млн. рублей
2. если в течение налогового периода средняя численность наемных работников, по всем видам предпринимательской деятельности, превысила 15 человек
3. если налогоплательщиком не был уплачен налог в установленные сроки
ЕНВД
ЕНВД может применяться не на всей территории РФ. Принять решение о введении его в действие вправе только представительные органы муниципальных районов, представительные органы городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Система налогообложения в виде ЕНВД носит обязательный характер для налогоплательщика, если на территории осуществления предпринимательской деятельности введен ЕНВД в отношении осуществляемой деятельности. С 1 января 2013 г. переход на ЕНВД становится добровольным и носит уведомительный характер. С 1 января 2018 г. ЕНВД будет отменен.
единый налог на вмененный доход может вводиться в отношении следующих видов деятельности:
§ оказания бытовых услуг населению;
§ оказания ветеринарных услуг;
§ оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
§ оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
§ оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
§ розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны общей площадью не более 150 кв. метров по каждому объекту организации торговли;
§ розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
§ оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. метров по каждому объекту организации общественного питания;
§ оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
§ распространения наружной рекламы;
§ размещения рекламы на транспортных средствах;
§ оказания услуг по временному размещению и проживанию, если общая площадь помещений составляет не более 500 кв. м.);
§ оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей;
§ оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
Единый налог на вмененный доход не применяется в отношении выше указанных видов предпринимательской деятельности в случае:
§ осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;
§ осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших;
§ если доля участия других организаций в организации, претендующей на применение единого налога на вмененный доход, превышает 25%;
§ если среднесписочная численность работающих превышает 100 человек;
§ если они осуществляются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения на основе патента;
§ учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если это является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога (ЕНВД) признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, скорректированной на величину коэффициентов, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Налоговая база = БД * К1 * К2 * ФП,
§ БД — базовая доходность;
§ K1, К2 — корректирующие коэффициенты;
§ ФП — физический показатель.
§ К1 — устанавливаемый на календарный год коэффициент- дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент- дефлятор определяется Минэкономразвития РФ по согласованию с Минфином РФ и ежегодно, не позднее 20 ноября, публикуется им в «Российской газете». В 2010 году коэффициент — дефлятор К1 равен 1,295.
§ К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения деятельности, площадь информационных полей электронных табло, наружной рекламы и иные особенности.
Ставка единого налога (ЕНВД) устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.
Земельный налог
Порядок налогообложения земельных участков в Российской Федерации определен гл. 31 НК РФ.
Земельный налог является местным налогом. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).
В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
· земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
· земельные участки из состава земель лесного фонда;
· земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
· земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
· 0,3% в отношении земельных участков:
· отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
· занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
· приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
· ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);
· 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Водный налог
Источник: megaobuchalka.ru
Статья 346.15. «Налоговый кодекс РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.08.2023)
Статья 346.15 НК РФ ч.2 . Порядок определения доходов
Статья 346.15. Порядок определения доходов
1. При определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса.
1.1. При определении объекта налогообложения не учитываются:
1) доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса;
2) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса;
3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц в виде дивидендов, а также доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 23 настоящего Кодекса;
4) доходы, полученные товариществами собственников недвижимости, в том числе товариществами собственников жилья, управляющими организациями, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами в оплату оказанных собственникам (пользователям) недвижимости коммунальных услуг, в случае оказания таких услуг указанными организациями, заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) с ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
2. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ.
Комментарий к статье 346.15 НК РФ ч.2
Комментируемая статья устанавливает порядок определения доходов в целях применения УСН.
На основании пункта 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, учитывают два следующих вида доходов:
во-первых, доходы от реализации, подлежащие определению на основании ст. 249 НК РФ;
во-вторых, внереализационные доходы, которые подлежат определению в соответствии со статьей 250 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Также согласно НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 НК РФ.
В статье 250 НК РФ установлен перечень доходов, которые относятся к внереализационным.
Необходимо обратить внимание, что налогообложению при применении УСН подлежат доходы налогоплательщиков, полученные как из источников в Российской Федерации, так и из источников за пределами Российской Федерации.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество международных соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между Российской Федерацией и иностранными государствами. Данные соглашения носят двусторонний характер. Необходимо обратить внимание, что действие таких соглашений не распространяется на налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.
В связи с вышеизложенным нормы Соглашения об избежании двойного налогообложения не распространяются на упрощенную систему налогообложения.
В правоприменительной деятельности часто возникают вопросы об отнесении тех или иных денежных поступлений к доходам в целях применения УСН. Так, например, не понятно, в каком порядке подлежит учету платы за коммунальные услуги, вносимой собственниками и нанимателями жилья ресурсоснабжающим организациям и не поступившей на счет управляющей компании. Рассмотрим позицию официальных органов по данной проблеме.
В письме Минфина России от 07.04.2014 N 03-11-06/2/15441 разъясняется, что в случае если исходя из договорных отношений собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений непосредственно вносят плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям и плата за коммунальные услуги не поступает на счет управляющей организации, то данные средства не учитываются в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Суммы членских взносов и добровольных пожертвований не учитываются в составе доходов общественными организациями в целях применения УСН, что также соответствует позиции Минфина России.
В письме Минфина России от 10.02.2014 N 03-11-06/2/5152 указывается, что суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет коммерческой организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В том случае если управляющая организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части такой организации принимаются к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги.
Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН и получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества.
ФАС Восточно-Сибирского округа рассмотрел дело о признании незаконным решения налогового органа, которым организации был доначислен единый налог, уплачиваемый в связи с применением УСН.
Основанием для доначисления единого налога послужил вывод налогового органа о том, что общество, получив в безвозмездное пользование недвижимое имущество, переданное впоследствии в аренду по договорам, не включило его в нарушение пункта 1 статьи 346.15 НК РФ в состав доходов при исчислении единого налога.
ФАС в своем Постановлении от 17.02.2014 N А58-1964/2013 указал, что налогоплательщик, получающий в безвозмездное пользование имущество, включает в состав доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества с учетом положений статьи 40 НК РФ.
Нормами НК РФ не предусмотрен учет в составе доходов в целях применения УСН суммы заработной платы работника (физического лица), полученной по трудовому договору.
В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-11-11/2742 разъясняется, что сумма заработной платы физического лица, полученная по трудовому договору, не включается в состав доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Из суммы заработной платы, полученной физическим лицом по трудовому договору, должен уплачиваться налог на доходы физических лиц организацией или индивидуальным предпринимателем, в результате отношений с которыми физическое лицо получило доходы, в порядке, предусмотренном главой 23 НК РФ.
Индивидуальный предприниматель, продающий недвижимое имущество, не во всех случаях будет включать доход от такой продажи в состав доходов в целях применения УСН. Индивидуальный предприниматель будет уплачивать доход в связи с применением УСН при продаже недвижимого имущества только в том случае, если такое недвижимое имущество использовалось им в предпринимательских целях. В иных случаях будет применяться общий режим налогообложения.
В письме Минфина России от 20.01.2014 N 03-11-11/1390 указывается, что в случае если недвижимое имущество использовалось в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, то доходы от его продажи учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Если индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения в виде доходов, то в отношении полученных доходов применяется налоговая ставка в размере 6 процентов. При этом в случае, когда в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, применяется упрощенная система налогообложения, такие доходы освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 346.11 НК РФ.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.05.2014 N А67-3365/2013 разъясняется, что сумма, вырученная индивидуальным предпринимателем от реализации недвижимого имущества, подлежит обложению в качестве дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, то есть подлежит включению в налоговую базу при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, если реализованное имущество использовалось предпринимателем в предпринимательских целях.
Аналогичная позиция получила выражение также в Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.11.2013 N А57-25075/2012.
Обращаем внимание, что в целях применения УСН аналогичная ситуация складывается при продаже индивидуальным предпринимателем принадлежащих ему транспортных средств.
В письме Минфина России от 06.06.2013 N 03-11-11/164 указывается, что доходы от реализации транспортного средства, используемого в предпринимательской деятельности, учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В случае когда в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, применяется упрощенная система налогообложения, такие доходы освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 346.11 НК РФ.
В письме Минфина России от 13.01.2014 N 03-11-06/2/262 рассмотрен вопрос об учете некоммерческими организациями, например, фондами, в целях применения УСН процентов от размещения денежных средств на банковских депозитах. Департамент Минфина России по данному вопросу дал следующее разъяснение: доходы, полученные в виде процентов от размещения денежных средств на банковских депозитах, учитываются некоммерческими организациями, в том числе фондами, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в составе внереализационных доходов независимо от их дальнейшего использования.
Минфин России также рассмотрел вопрос о признании в качестве доходов в целях применения УСН вознаграждения, полученного индивидуальным предпринимателем как членом совета директоров российской организации.
В письме от 13.12.2013 N 03-11-11/54819 Минфин России по данному вопросу дал следующие разъяснения.
Вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.
Вознаграждение, полученное физическим лицом как членом совета директоров российской организации, не является доходом, полученным от предпринимательской деятельности, и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
Обращаем внимание, что абзацы 4 и 5 пункта 1 статьи 346.15 НК РФ утратили силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 N 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
Пункт 1.1 комментируемой статьи устанавливает перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по УСН.
В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ не учитываются доходы, закрепленные в статье 251 НК РФ.
Минфин России рассмотрел вопрос об учете при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН, субсидий, полученных индивидуальным предпринимателем от областного комитета по инновациям на создание опытного образца.
В своем письме от 31.01.2014 N 03-11-11/3785 Минфин России разъяснил, что к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде субсидий бюджетным и автономным учреждениям.
Кроме того, статьей 6 БК РФ определено, что получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные индивидуальным предпринимателем от областного комитета по инновациям на создание опытного образца, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-11-06/2/2828 разъясняется, что подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлено, что при налогообложении не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
В связи с этим организации, заключающие с собственниками помещений многоквартирных домов договоры на управление многоквартирным домом и оказывающие услуги по проведению расчетов с ресурсоснабжающими и другими специализированными организациями за предоставляемые ими коммунальные услуги за вознаграждение в размере, установленном нормативными актами органов местного самоуправления, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в составе доходов учитывают размер указанного вознаграждения.
В силу подпункта 2 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ не учитываются в составе доходов в целях применения УСН доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
В письме Минфина России от 05.04.2013 N 03-11-06/2/11244 указывается, что пункт 4 статьи 284 НК РФ определяет налоговые ставки по налогу на прибыль организаций к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств. Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, в части доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам является плательщиком налога на прибыль организаций.
При этом налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения и выступающий в качестве учредителя доверительного управления, при определении объекта налогообложения по налогу должен учитывать в составе доходов всю сумму поступлений, обусловленных расчетами по деятельности, связанной с доверительным управлением, в частности доход от реализации ценных бумаг и процентный доход по вкладам в банке.
На основании подпункта 3 пункта 1.1 комментируемой статьи при определении объекта налогообложения в целях применения упрощенной системы налогообложения также не учитываются доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном главой 23 НК РФ.
Пункт 2 комментируемой статьи утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Напомним, ранее данная норма закрепляла, что индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
Необходимо обратить внимание, что если индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему, заключил договор банковского вклада (депозита) с указанием своего статуса, то полученные им по указанному договору доходы в виде процентов подлежат налогообложению единым налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, за исключением процентных доходов по банковским вкладам, облагаемым НДФЛ по ставке, установленной в пункте 2 статьи 224 НК РФ.
«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 26.2 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «УПРОЩЁННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»
Источник: bazanpa.ru