Организация бизнеса в России имеет особенности. Формы предпринимательской деятельности в России определены Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК), вступившим в силу с 1 января 1995 г.
С введением ГК утратили силу Закон «О собственности в РСФСР» и Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Новый ГК возрождает частноправовые начала неприкосновенности собственности в бизнесе. Новое содержательное наполнение получила категория «предприятие». До последнего времени оно трактовалось как особая организационно-правовая форма, т. е. коммерческая организация, не имеющая собственности, ибо собственником в плановой экономике оставалось государство. Государство с помощью своих предприятий имело дело, по сути, само с собой, ибо договоры между предприятиями по «продаже», например, их имущества в действительности не меняли на это имущество прав собственности, так как собственником оставалось государство.
В рыночной экономике в отличие от командно-административной в товарноденежном обороте участвуют не номинальные, а реальные собственники: индивидуальные предприниматели, кооперативы, товарищества, общественные организации. Для них создание предприятий ни с экономической, ни с правовой точек зрения не имеет смысла. Они используют другой путь: создание не предприятий, а «компаний одного лица», т. е. хозяйственных обществ. Сохранение же такого понятия, как «предприятие», в качестве некоммерческой организации — несобственника оправдано лишь для государственного и муниципального секторов.
Какой должна быть оргструктура в современной компании?
В рыночном понимании «предприятие» вовсе не особая организационно-правовая форма предпринимательства, а имущественный комплекс — совокупность зданий, сооружений, оборудования, сырья и т. д. Оно является унитарным, так как его имущество принадлежит единому собственнику (государству или муниципальному образованию) и поэтому не подлежит разделу между работниками.
Разновидностью унитарных предприятий являются федеральные казенные предприятия. Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются юридическими лицами.
Юридическим лицом считается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.
Коммерческими являются те, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Коммерческие организации могут создаваться в форме:
• хозяйственных товариществ и обществ;
• государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Хозяйственные товарищества и общества, в свою очередь, существуют в формах:
• товарищество на вере (коммандитное товарищество);
• общество с ограниченной ответственностью;
• общество с дополнительной ответственностью;
Типы организационных структур
• акционерное общество (открытое и закрытое);
• дочерние и зависимые общества.
Полным называется товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в общем, складочном капитале.
Товариществом на вере (коммандитным) называется товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников- вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытка только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности этого товарищества. Коммандитисты получают часть прибыли товарищества, причитающуюся на их долю в складочном капитале.
В обществе с ограниченной ответственностью его участники несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
В обществе с дополнительной ответственностью его участники несут ответственность в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными пропорционально их вкладам.
Акционерное общество — это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.
Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку и продажу выпускаемых им акций.
Закрытым акционерным обществом называется такое АО, акции которого распределяются только среди его учредителей.
Дочерним хозяйственным обществом является такое общество, капитал которого не преобладает в уставном капитале всего общества. Поэтому оно не имеет возможности определять решения этого общества. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.
Статус зависимого общества предполагает ситуацию, при которой основное общество имеет более 20% голосующих акций АО.
Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной деятельности, основанной на их личном труде и объединении их паевых взносов.
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов.
Потребительским кооперативом называется добровольное объединение граждан на основе паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей. Доходы потребительских кооперативов от предпринимательской деятельности распределяются между его членами.
Общественными и религиозными организациями являются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они являются некоммерческими, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы (например, продажа свечей, крестиков, цепочек в церквах и т. п.).
Участники этих организаций не имеют права на имущество данных организаций.
Фондом называется некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов, имеющая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели. Фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан.
Коммерческие и некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы.
Источник: finance-credit.news
V. Организационные структуры управления коммерческих предприятий в россии
5.1 Принципы формирования организационных структур коммерческих предприятий.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Как известно, организационная структура – это важное стратегическое средство, призванное эффективно реализовывать стратегические, тактические и функциональные стратегии фирмы. Построение той или иной организационной структуры системы управления зависит от ряда факторов (рис.
5. 1) Основные из них: место предприятия в системе маркетингового канала, степень его зависимости от генеральных поставщиков; требования региональных поставщиков и потребителей продукции предприятия; внутренние особенности производственного процесс (внутрипроизводственные факторы) и системы управления (управленческие факторы). Влияние этих факторов на организационную структуру происходит в результате их воздействия на характеристики объекта управления и как следствие на цели и функции управляющей системы.
Оказывая влияние на производственный процесс (его специализацию, тип производства, структуру, параметры и т.д.), эти факторы изменяют характеристики предприятия и его элементов, цели и функции системы управления, степень автоматизации работ, деятельность управленческого персонала. Это позволяет выбрать оптимальный для тех или иных условий вид организационной структуры управления и её количественные характеристики: объём работ по выполнению функций управления, их распределение по уровням иерархии, состав и численность персонала по подразделениям, взаимосвязи подразделений системы управления. ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОТРАСЛЕВЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ, МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ФАКТОРЫ ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРИ УПРАВЛЕНЧЕС ПРОИЗВОДСТ КИЕ ВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРА ЦЕЛЕЙ И ФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЕМ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ . Рис.5.1. Схема влияния факторов на организационную структуру.
5.2. Организационные структуры коммерческих предприятий в различных отраслях бизнеса
Источник: studfile.net
Организационная структура управления фирмы
В экономике управление необходимо для того, чтобы создать целостную систему, направленную на достижение стратегических целей владельцев факторов производства. Менеджмент стал отдельной научной дисциплиной не так давно. Он необходим для эффективного управления имуществом. Цель менеджмента – разработка и создание методов использования и контроля над социально-экономическими структурами.
Управление осуществляется на трех уровнях:
- Технический — самый низкий уровень управления.
- Управленческий — средний уровень управления.
- Институциональный – высший уровень управления.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Самый высокий институциональный уровень ориентирован на осуществление глобальных действий, таких как реализация предпринимательской деятельности, достижение результатов в рамках социально-экономической политики и другое.
Менеджмент, как научная дисциплина, находится на стыке с другими общественными науками, объясняющими те или иные явления в системе. Его субъектами являются люди, владельцы имущества, либо лица, обладающие необходимыми навыками и опытом управления. Объектами менеджмента могут выступать любые предметы, люди или целые структуры.
Управление в экономике – это комплексная система действий. Невозможно управлять только процессами компании, необходимо учитывать все факторы влияния, анализировать их и прогнозировать их воздействие на результаты экономической деятельности. С помощью менеджмента решается множество задач от снижения расходов до занятия лидирующего положения на рынке сбыта. Диверсификация, расширение ассортимента, повышение качества – все требует последовательного и грамотного управления процессами.
«Организационная структура управления фирмы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Организационные структуры управления
Организационная структура отражает иерархию и состав подразделений. Она устанавливается в зависимости от целей хозяйственной деятельности, а также из действий, которые нужны для получения результата. Структура определяет функции руководителей, а также распределяет ответственность и их полномочия.
Выделяют следующие виды организационных структур:
- Проектная.
- Дивизиональная.
- Процессная.
- Матричная (усиленная, сбалансированная, упрощенная).
- Функциональная.
- Линейно-штабная.
- Иерархическая.
Обычно структура подстраивается под нужды производственной деятельности, учитывая вид и тип экономической активности. Существует типология, которая выделяют шесть элементов организационной структуры, а именно: операционное ядро, стратегическую вершину, среднюю линию, техноструктуру, вспомогательный персонал и идеологию.
В соответствии с ней выделяют шесть видов структур: простая, машинная, профессиональная бюрократия, дивизиональная форма, адхократия и миссионерская форма. Простая форма имеет стратегическую вершину, а вся система управления стремится к централизации. Машинная и профессиональная бюрократия выражаются в главенствовании техноструктуры или операционного ядра. Дивизиональная форма увеличивает роль среднего звена, а адхократия подключает вспомогательный персонал к процессу основной деятельности. Ценности и идеология ставятся во главу управления в миссионерской форме управления.
Характеристики организационной структуры зависят от уровня специализации компании, формализации ее поведения. Так же учитываются особенности группировки ресурсов по подразделениям, размеры самих подразделений. Поперечные связи выражаются в организации планирования и контроля, механизмах связи. Децентрализация процессов может быть вертикальной или горизонтальной.
Современные организационные структуры фирм
Современный рынок предъявляет новые требования к предприятиям. Новые организационные структуры должны учитывать эти параметры. В их формировании намечаются следующие тенденции:
- Отказ от иерархичности процессов в пользу дивизиональных систем. Считается, что такие системы более продуктивны, так как информация в них менее искажена.
- Моноцентризм управления заменяется полицентризмом. То есть в компании формируется несколько центров принятия решений, происходит периодическая смена лидера.
- Снижение формализованности процессов. Между менеджерами и исполнителями устанавливается более доверительный род отношений, так же исполнители наделяются большей самостоятельностью.
- Отказ от разделения функций.
Современная структура управления должна быть динамичной. Планирование и проектирование любых изменений должно соответствовать этапам и тенденциям развития предприятия, то есть учитывать особенности стратегии и тактики. Организационная структура рассматривается с точки зрения ее влияния на конечный результат.
Условия современного рынка таковы, что универсальной структуры управления не существует. Ее гибкость позволяет своевременно реагировать на любые изменения факторов. Источником роста эффективности является человеческий капитал. Он позволяет развивать компанию, повышать ее самоорганизацию.
Сотрудники чувствуют свою независимость и ответственность, что позволяет им проявлять инициативу. Деятельность руководителя так же претерпевает изменения. Если ранее он отвечал за процессы, то теперь все больше отвечает за атмосферу в коллективе, создание продуктивной среды. В зависимости от его действий сотрудники сплачиваются, либо наоборот, коллектив распадается. На первый план выходят человеческие взаимоотношения между участниками производственного процесса.
Особенности организационных систем в России связаны с процессами реструктуризации экономики страны в целом и бизнеса в частности. Кроме того, национальное хозяйство долгое время было изолировано от мира. Только сейчас выстраиваются отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья. Компании получили доступ не только к внутреннему, но и к внешним рынкам. Установление отношений с заграничными партнерами так же требует пересмотра действующих организационных структур.
Источник: spravochnick.ru