Яна Тархова несколько лет работала дизайнером по найму и как фрилансер, пока не поняла, что удаленная работа завела ее в западню — проектов было много, а доходы не росли. Когда муж предложил ей открыть свое агентство, она решила попробовать. Дизайн-студии «Атом» уже три года, в будущем Яна планирует превратить свой проект в брендинговое агентство и выпустить собственную линию полиграфии.
Яна Тархова рассказала Контур.Журналу, почему сложно нанимать людей в команду стандартными способами, как понимание дизайна перешло от «просто красивых картинок» к «услуге, которая помогает сделать бизнес более привлекательным для покупателя», и как технологии определяют тренды в сфере дизайна.
Офис vs удалёнка
Вся наша авантюра с предпринимательством завязалась на моей работе дизайнера. Я работала по найму, и последний опыт был не совсем удачным. Случайно на меня вышел менеджер крупной компании, которой нужно было срочно сделать макет. Ей понравился результат, и мы стали работать регулярно. Полгода я работала по найму и параллельно делала другие макеты.
Когда на работе все стало плохо, клиенты посоветовали мне не бояться — пообещали, что обеспечат работой. Два года я работала фрилансером из дома и обросла клиентской базой.
Мой муж Кирилл видел, что у меня все получается, и пустился на поиски своего дела, пробовал разные занятия и однажды пошел учиться предпринимательству. Именно он предложил мне открыть дизайн-студию. Я испугалась, но в то же время была готова попробовать, потому что работать дома становилось все тяжелее. Границы между работой и отдыхом стирались, многие клиенты знали, что я работаю дома, поэтому звонили мне в девять вечера и просили скинуть макет. Я попала в западню — получала одинаковое количество денег, но работала больше.
Так три года назад мы зарегистрировали ИП. Какое-то время мы работали дома вдвоем, позже втроем — я, еще один дизайнер и Кирилл, который искал клиентов и вел бухгалтерию.
Позже мы случайно нашли маленький офис в центре города, вложили 100 000 руб. в компьютер и мебель. Два года снимали офис и работали там уже вчетвером, иногда привлекая дополнительных сотрудников на некоторые проекты. Впоследствии мы вложили в проект еще 80 000 руб. Нам повезло, потому что мы приобрели хорошие компьютеры два-три года назад, пока цены на технику еще не выросли.
Первый раз мы снимали офис с другой компанией и очевидно мешали друг другу. Следующий офис был небезопасным и для нашей материальной, и для интеллектуальной собственности. Сейчас мы ищем офис с бюджетом около 20 000 руб., но так как более интересные офисы стоят дороже, пока мы собираем команду и работаем удаленно: четыре человека постоянно — копирайтер, дизайнер-иллюстратор, графический дизайнер и менеджер проектов, еще два привлекаются время от времени.
В самом начале мы искали штатного дизайнера стандартными способами: размещали вакансию, проводили собеседование. Потом мы отказались от этой идеи, потому что на вакансию приходило очень много резюме. Их нужно было разбирать, общаться с людьми. Это было очень неэффективно и отнимало много времени.
Сейчас, когда дизайнеры пишут нам сами, мы даем им тестовое задание — настоящий заказ клиента. Если заказчик примет макет кандидата, мы оплатим его работу, но и наш штатный дизайнер параллельно делает макет сам, чтобы снизить риски.
Ксения, наш дизайнер-иллюстратор, случайно нашла нас, когда ей нужна была производственная практика на последнем курсе. Мы позвали ее работать к нам в офис, а после оставили у себя.
Как работать с аудиторией
У нас слабо работала реклама. Поначалу мы пользовались моим пулом клиентов, потом Кирилл находил их на курсах предпринимательства — там мы нашли много клиентов и партнеров.
Клиенты приходят по сарафанному радио, из Instagram и «ВКонтакте». Как правило, если клиент пришел по рекомендации, он больше нам доверяет и спокойно сотрудничает.
Чаще всего наши клиенты — это малый и средний бизнес, которому нужен логотип или фирменный стиль, но и крупные компании, у которых нет своего отдела дизайна, тоже работают с нами удаленно.
Малый бизнес заказывает логотип и фирменный стиль, полное оформление проекта и сопутствующие макеты, а потом уходит. С некоторыми крупными клиентами мы работаем почти каждый день. У нас есть заказчики из Казахстана, Крыма, Перми, Москвы, Челябинска, Тюмени, Нижнего Тагила.
Стандартная услуга — создание логотипа и фирменного стиля, все остальное — это разные макеты, оформление детских игрушек, иллюстрации для рекламных материалов, плакаты, рекламная раздатка в ресторанах, меню и спецпредложения.
Услуги рассчитываются индивидуально в зависимости от задания, запроса от клиента, задачи, которую надо решить, количества затраченных часов и привлеченных сотрудников, ценности для заказчика. Бывает, приходят с запросом на логотип, а уходят с фирменным стилем. Иногда мы берем паузу, чтобы подумать, или привлекаем новых людей.
С сентября до Нового года, когда появляется очень много проектов, мы стараемся не брать много заказов или приглашаем других дизайнеров.
Работа построена так. Компания заполняет бриф, мы его обсуждаем, составляем задание, подбираем визуальные референсы, разрабатываем проект, создаем презентацию с тремя разными концепциями. Мы обычно общаемся во «ВКонтакте», в Telegram, по почте, с клиентами из близлежащих городов встречаемся лично. Клиент выбирает понравившийся вариант, и мы его дорабатываем. Например, разработка фирменного стиля для компании натуральной косметики «Дриада» заняла две недели.
Нам нужно было разработать фирменный стиль для технического университета УГМК и согласовать его со всеми директорами. Работать с таким крупным клиентом было волнительно, и в итоге проект так и остался концепцией, но опыт был для нас очень полезен.
Мы сами не занимаемся печатью, работаем с типографией. Если клиенту нужно, мы рекомендуем наших партнеров, рассчитываем тиражи и помогаем их изготовить. За макеты стоимостью до 10 000 руб. мы берем 100% оплату, за макеты стоимостью свыше 10 000 руб. идет оплата 50 на 50 либо 70 на 30.
Уже второй год мы разрабатываем меню для сети ресторанов «Своя компания» — клиент позволил нам участвовать в процессе, начиная со съемок. Это полезный опыт, потому что на этапе съемки обсуждались многие моменты дизайна, и мы сразу же придумывали, как что можно сделать. Меню у ресторанов обновляется раз в полгода. Мы занимаемся концепцией, версткой и созданием меню, его обслуживанием, если нужно что-то поправить.
Мы можем одновременно вести не более трех крупных и десяти мелких проектов. Сейчас у нас есть задумки о создании собственной линейки полиграфии, связанной с планированием, — блокнотов, календарей и ежедневников.
Какие тренды определяют рынок
В сфере дизайна высокая конкуренция, работать помогает специализация в определенных сферах, например, у нас хорошо получается работать с ресторанами. Новые клиенты чаще всего обращаются к тем, у кого они видят что-то схожее с их проектом, потому что они убеждены, что студии проще справиться с похожим заказом.
Нужно постоянно учиться и ориентироваться на лидеров рынка. Мне нравится брендинговое агентство «Дикий Филин», его создатель Рома Дик, его команда и то, как он ее собрал.
В любом бизнесе непросто создать команду — на поиск сотрудников тратится очень много времени и ресурсов. Если команда хорошая и люди отдаются своему делу, то успех неизбежен.
Мне также нравится новосибирская Feel Factory, образец современной дизайн-студии, которая задает тренды, и Tomatdesign, крупное брендинговое агентство в Москве.
В основном мы больше ориентируемся на брендинговые агентства, чем на дизайн-студии, потому что это то направление, к которому мы хотим прийти в будущем, но пока у нас нет ресурсов и специалистов, мы смотрим на коллег и учимся. Брендинг — это целый комплекс услуг, который начинается с разбора бизнеса и создания миссии, позиционирования компании. Это достаточно сложный процесс, более глубокий, чем дизайн.
Основные тренды, которые сейчас определяют рынок, — это каллиграфия, типографика, 3D-графика и анимация, видео и фото. В то время как небольшие компании пока закупают фотографии на стоках, крупные уже выделяют бюджеты на собственные имиджевые съемки.
Тренды задают быстроразвивающиеся технологии и гаджеты. Если раньше 3D-графику использовали только для дизайна интерьеров, то сейчас графические дизайнеры успешно пользуются этим инструментом. Например, фото объединяется с 3D-графикой, типографика объединяется с какими-то элементами, все это вместе фотографируется и обрабатывается. В моде сочетание разных техник и создание чего-то своими руками, например, из бумаги или круп.
В нашей сфере постоянно меняются технологии и тренды, останавливаться нельзя. Сейчас доступных технологий очень много. Когда я училась в дизайнерском колледже, поначалу нам были доступны краски, карандаш и бумага.
Сейчас в городе благоприятная обстановка, развивается инфраструктура, бизнес обращает внимание на то, как он выглядит со стороны. Многие компании преобразились к чемпионату мира по футболу, уменьшается количество некрасивых вывесок, дизайн начинают ценить и уделять ему внимание.
Как меняется восприятие дизайна
Понимание дизайна и принципы работы изменились, вместе с тем поменялось и качество. Дизайн помогает продавать продукт дороже, решая частую проблему, когда внешний вид продукта не соответствует его содержанию.
Сейчас компании понимают, что дизайн — это не просто красивая картинка, это определенный продукт, для которого важен сбор информации. Многие начинают ценить качество дизайна, становятся разборчивее.
Бывает, что клиент не хочет тратить время на заполнение брифа, но подготовительный процесс, который мы проходим, — бриф, техническое задание, подбор референсов — очень важен. Это всегда видно по масштабным задачам, которые долго обсуждаются и работа над которыми ведется поэтапно. Результат такой работы всегда намного качественнее.
Обращаясь к дизайнерам, клиент не всегда четко ставит задачу, так как сам не понимает, чего он хочет. Когда он сам проходит подготовительный этап, он ясно видит свои и наши задачи, в результате мы получаем более качественный продукт, если сразу не кидаемся в омут с головой и не начинаем незамедлительно рисовать и проектировать. В противном случае потом приходится все переделывать.
Бизнес, учет и отчетность для ИП на УСН или патенте без участия бухгалтера
Источник: kontur.ru
Как открыть дизайн-студию с холодной головой и практически без денег. Часть 1
О задачах, с которыми сталкивается команда при запуске нового бизнеса, и системном подходе к их решению.
31 435 просмотров
Плохая новость — вы не сможете открыть дизайн-студию, если у вас нет совсем ничего. Хорошая — что-то у вас точно есть. Стартовый капитал — первый выбор, и если он есть, то все хорошо (на самом деле не совсем, но об этом ниже). Деньги — ресурс очевидный, но не единственный, и мы думаем, его нехватку отчасти можно компенсировать:
- Базой заказчиков, если в команде есть бывший фрилансер;
- Профессиональными знакомствами, если вы работали в серьезных компаниях с серьезными людьми;
- Личными знакомствами;
- Уникальной идеей или уникальной стратегией продвижения. Только востребованность идей необходимо проверять.
Даже способность работать по двенадцать часов в сутки без видимой отдачи может быть ресурсом. Главное — остановиться и подумать, в чем ваша сила, до того как все начнется.
В целом задача по открытию дизайн-студии, как и любого другого бизнеса, описывается и решается в четырех направлениях:
1. Материальное: сайт, продвижение, специалисты, офис, оборудование — здесь вам понадобятся ресурсы из предыдущего списка;
2. Нематериальное: поиск возможностей, определение целей и шагов, выстраивание процессов и взаимодействия;
3. Личное: организованность, работоспособность, умение расставлять приоритеты, сходиться с людьми и многое другое;
4. Обязательное: визитов в налоговую и в банк избежать не удастся.
Главный плюс такого подхода в том, что эти направления до определенной степени взаимозаменяемы. Когда денег или идей недостаточно, можно компенсировать их личной организованностью и тонким пониманием бизнес-процессов. Эта схема работает и в обратную сторону.
Однако если говорить о реальных факапах, то нематериальная сторона обычно самая слабая и способна «съесть» любое количество ресурсов. Именно о ней сегодня и пойдет речь.
Нашу историю создания дизайн-студии мы разделили на пять частей: от возникновения идеи до состояния работающей компании. Если вслед за нами и многими другими вы решите отправиться по этому пути, искренне желаем вам удачи. Итак, приступаем.
Как ни странно, эта часть в основном о людях: потому что первоначальный импульс всегда идет либо от сумасшедшей идеи, либо от хорошей команды. Самые же успешные проекты появляются, когда эти составляющие встречаются. Кстати, два человека — это тоже команда: у нас в DARWIN Studio было именно так. Команда, способная решать задачи, строится на двух принципах:
1. Оптимальная схема работы;
2. Оптимальное распределение ролей.
Оптимальная схема работы у каждой команды своя. Кто-то любит мозговые штурмы, кто-то — подумать и потом обсудить; некоторые проводят встречи строго по расписанию и в соответствии с регламентом, некоторые — при первой возможности у кофейного аппарата; у одних спринты — 24 часа, другие вообще не используют это понятие. Существуют методологии, которые необходимо знать, какие-то подходы можно и нужно использовать, но копировать их слово в слово не лучшая идея. В конечном итоге ваша цель — задействовать механизмы, которые будут в той или иной степени подходить всей вашей команде, помогут ей достичь результата и справиться с проблемами как практического, так и психологического характера (а они появятся).
Оптимальное распределение ролей — задача стратегическая, и от того, насколько хорошо вы будете понимать способности, практические навыки и мотивацию друг друга, зависит успех всей компании, по крайней мере до того как вы заработаете первые деньги. В каждой команде должен быть тот, кто:
1. Придумывает;
2. Систематизирует;
3. Доводит до конца.
Это не обязательно три человека, но это три роли, без которых ничего не получится. Также очень полезен бывает лидер, способный быстро принимать решение в условиях нехватки информации, но его необходимость — вопрос спорный. Никакого универсального состава, как и универсальной схемы работы, не существует. Вы можете работать с человеком, который очень талантливо заказывает пиццу и травит анекдоты, и такой человек может быть действительно необходим команде. Но слишком увлекаться подобными персонажами не нужно, потому что в условиях реальных проблем, перегрузок и провалов они мгновенно превращаются в балласт, способный похоронить весь проект.
«Культура есть стратегию на завтрак», — сказал Питер Друкер, и мы знаем, что эта цитата приводится в каждой второй книге по менеджменту, потому что это правда. Нет, писать бизнес-стратегию все равно придется, и весь маркетинг, дизайн и бренд-менеджмент должен быть с ней согласован, но, если на начальном этапе удастся создать команду заинтересованных людей, способных проводить время вместе и договариваться, это приблизит вас к цели.
Относительно поиска идей и названия этой главы необходимо помнить, что если вы открываете дизайн-студию, то хотя бы один из вас должен быть профессиональным дизайнером. Это важно для понимания возможностей команды, рынка и дизайна и помогает находить лучшие решения.
Nota bene: Не бойтесь отказываться от людей, которые вам не подходят. На данном этапе у вас почти нет обязательств. Идей это тоже касается.
Источник: vc.ru
Бизнес план дизайн студии интерьера
Собственная дизайн студия – актуальная идея для бизнеса с небольшими инвестициями и быстрой окупаемостью. Открыть студию не сложно, особенно бывалым в дизайнерской сфере фрилансерам с опытом. К тому же востребованность услуг конечным потребителем и высокая стоимость готовых дизайн-проектов позволяет получать достойный стабильный доход круглый год вне зависимости от внешних факторов.
Как открыть дизайн студию – пошаговый план
Несмотря на существенные преимущества, интерьерный бизнес несёт в себе и некоторые отрицательные моменты, избежать которых позволит чётко проработанный бизнес-план. Пошаговое планирование даст подробное руководство необходимых к реализации идеи организационных процессов, начиная с мониторинга рынка и выбора направления работы, и, заканчивая оформлением документов, обустройством помещения, маркетингом, финансовыми расчётами и оценкой рентабельности.
Начинать данный бизнес целесообразно людям с опытом, которые знают, что из себя представляет студия дизайна и чем она занимается в принципе.
Чем обширнее запас знаний в этой области у начинающего предпринимателя, тем он быстрее достигнет желаемого результата в работе.
Нужно решить, с какими категориями заказчиков Вы будете работать: эконом, бизнес или премиум-класса. От этого будет зависеть и набор услуг, и формирование базы поставщиков.
В предоставляемый комплект услуг могут входить все их разновидности в сфере проектирования экстерьера и интерьера:
- профессиональная консультация с выездом дизайнера на объект;
- услуги дизайна интерьера;
- составление техзадания, обмеры с фотофиксацией;
- формирование концепции и стилевого решения проекта;
- планировка, визуализация и создание эскиза помещения;
- перепланировка;
- разработка рабочей документации;
- комплектация декора;
- авторский контроль и управление строительством;
- художественное оформление предметов интерьера, элементов мебели, аксессуаров;
- создание и продажа дизайнерских работ: картин, светильников, мебели и т.д.
Заказчик может привлечь дизайнера только на отдельные виды работ либо заказать полный пакет «под ключ». Поэтому каждый этап проекта оформляется отдельным договором.
Дабы бизнес-план не претерпел неудачу в самом начале, особое внимание следует уделить анализу внутреннего рынка. Это поможет в формировании целевой аудитории и прайса услуг.
Анализ спроса и конкуренции
На данный момент в России нет монополиста дизайнерского сегмента рынка с разветвлённой сетью франшизы, поэтому у владельца студии дизайна есть все шансы выбиться в лидеры своего города и региона. Спрос на эти услуги ежегодно растёт за счёт доступности стройматериалов. Воспользоваться профессиональной помощью в обустройстве дома или квартиры может практически каждый. Клиентами выступают частные и коммерческие лица, все, кто планирует ремонт или строительство, имеющие средний доход и выше.
Конкуренцию представляют многочисленные фрилансеры-дизайнеры, архитектурные и дизайнерские компании с похожим перечнем услуг.
Чтобы привлечь к себе клиентов, понадобятся конкурентные преимущества, среди которых:
- удобное место локации студии и график работы;
- выстроенная рабочая система с возможностью заказа каждой услуги отдельно;
- компетентность дизайнеров;
- наличие выставочных образцов, портфолио, рекомендаций;
- собственный сайт с описанием услуг, снимками реализованных проектов, контактами;
- налаженные партнёрские связи с подрядчиками;
- индивидуальный подход и лояльное отношение к клиентам.
Эти преимущества позволят работать с аудиторией с высоким уровнем дохода и иметь постоянный поток заказов.
Поиск и ремонт подходящего помещения под офис
Для организации дизайн студии понадобится подходящее помещение, расположенное в центральной части города с высоким пешеходным трафиком и развитой инфраструктурой, парковочными местами и удобными подходами. Площадь помещения подбирается исходя из количества сотрудников. Так, на одного служащего должно приходиться не менее 3,5 кв. м., а место ожидания клиентов должно составлять шесть и более кв. м.
Разумеется, ремонт у студии дизайна должен быть соответствующий, выполненный в едином стиле с оригинальными элементами решения. Это будет своего рода Ваше лицо и визитная карточка, поэтому старайтесь всё сделать со вкусом. Аренда офиса зависит от конкретного населённого пункта и местоположения и в среднем составляет 15-40 тыс. руб. в месяц.
Оформление разрешительной документации
Наиболее привлекательным вариантом оформления бизнеса на дизайнерских ремонтах будет ООО с перспективой развития и сотрудничества с коммерческими организациями. Код по классификатору ОКВЭД – 74.10 для специализированной деятельности в области дизайна, налогооблагаемая база – УСН с отчислением 6% с дохода. Форма предусматривает наличие двух и более учредителей, устав общества и уставный капитал не менее 10 тыс. руб., открытие расчётного счёта в Банке.
Можно зарегистрировать и ИП при предоставлении услуг по оформлению интерьера жилых помещений, которые подпадают под патентную систему налогообложения. Для этого достаточно обратиться в налоговую службу, написав заявление по форме P21001, предоставив паспорт, ИНН и квитанцию об уплате госпошлины.
Лицензия для работы студии дизайна не требуется, но понадобится получить разрешение Роспотребнадзора и пожарной инспекции.
Найм персонала
Персонал небольшой дизайн студии в основном состоит из двух-трёх дизайнеров разной направленности работы и человека смежной специальности, выполняющего сопутствующие поручения и занимающегося маркетингом:
- ведущий дизайнер;
- графический дизайнер;
- менеджер.
Бухгалтер привлекается на аутсорсинг. Управление можно взять на себя.
Создание сайта и групп в соцсетях
Обязательным условием успешного бизнеса является создание собственного сайта, позволяющего наглядно показать свой профессионализм, повысить репутацию компании в глазах ЦА и взаимодействовать с клиентами. Помимо информационной наполненности, фотографий и формы обратной связи сайт можно дополнить тематическими статьями по дизайну, что упростит его сеопродвижение в плане клиентопритока.
Стоимость хорошего ресурса берёт начало от 35 тыс. руб., не считая SEO и SMM услуг, в которые потребуется вложить 10-25 тыс. руб.
Ещё одним продвигающим ресурсом будут социальные сети: ВК, Инстаграм, Одноклассники. В группе можно размещать фото лучших проектов дизайн студии, советы и статьи по теме, информацию по действующим/ будущим акциям и скидкам, контакты, отзывы заказчиков. Создать страницу под силу самому, а в плане продвижения помогут специализированные онлайн конторы.
Создание портфолио
Без портфолио работ с качественными фотографиями потенциальные клиенты просто не воспримут Вас как специалиста. На каждую из них следует нанести водяной знак для обозначения интеллектуальной собственности.
Размещать готовое портфолио можно также на бесплатных сайтах дизайна и архитектуры, например, Inmyroom или Houzz.ru. Там же выкладывать авторские публикации, общаться с другими дизайнерами и следить за главными тенденциями в дизайн- сфере.
Рекламная кампания
Помимо перечисленных методов интернет-продвижения стоит воспользоваться и другими рекламными инструментами.
Это:
- взаимодействие со СМИ через публикацию статей и заметок в тематических журналах, газетных объявлений;
- участие в конференциях и специализированных выставках студий;
- наружная реклама в виде яркой вывески, штендеров и баннеров;
- распространение визиток через строительные магазины;
- объявления в лифте и на транспорте;
- «сарафанное радио».
Последний вариант в совокупности с положительными отзывами реальных заказчиков является самым активным каналом рекламы. Ничто так не подтверждает профессионализм в работе, как признательность благодарных клиентов.
Сколько нужно вложить на старте
Величина стартовых инвестиций складывается из следующих статей расходов:
№ п/п | Наименование статьи | Сумма |
1 | Регистрация бизнеса с получением разрешительной документации | 10 тыс. руб. |
2 | Аренда и ремонт помещения | 130 тыс. руб. |
3 | Закупка мебели и оборудования с программным обеспечением | 300 тыс. руб. |
4 | Реклама и маркетинг | 100 тыс. руб. |
5 | Создание сайта | 100 тыс. руб. |
6 | Установка вывески | 50 тыс. руб. |
Итого: | 690 тыс. руб. |
Итоговая сумма приблизительна и может быть другой в зависимости от месторасположения студии, арендуемой площади, количества оборудования, рекламной кампании и др.
Расчёты рентабельности
Прибыль дизайн студии складывается из двух источников: от заказчиков, оплачивающих услуги по прайсу, и от поставщиков в виде предоставления оптовых скидок в размере 10-20%. Студия вправе распоряжаться данной скидкой по-своему усмотрения, делясь ею с клиентом либо получая сумму целиком как вознаграждение.
Средние цены на услуги такие:
- Консультация дизайнера – 3 тыс. руб. за час;
- Экспресс проект помещения – от 600 руб. за квадратный метр;
- Решения по планировке – от 600 руб. за квадратный метр;
- Полный дизайн-проект – от 2 тыс. руб. за квадратный метр;
- Авторский надзор – 900 руб. за час.
Обычно один дизайнер способен отработать до 150 кв. м. площади за месяц по средней стоимости 1 тыс. руб. Следовательно, месячная выручка от работы одного дизайнера составит 150 тыс. руб., двух – 300 тыс. руб., трёх – 450 тыс. руб., что позволит окупить вложения через 6-7 месяцев работы, а рентабельность достигнет 40%.
Риски бизнеса
Основными рисками для интерьерного бизнеса будут:
- Нерегулярность спроса и получения прибыли при необходимости оплаты текущих расходов на постоянной основе. Для этих целей рекомендуется сформировать резервный фонд из отчислений определённого процента с выручки ежемесячно.
- Повышение закупочных цен поставщиками, способное снизить спрос на услугу комплектации и оставить предпринимателя без агентских выплат. Выход – сотрудничество на выгодных условиях с новыми поставщиками.
- Нарушение авторских прав третьими лицами из-за использования Ваших фотографий работ без ведома собственника. Для минимизации риска следует наносить водяные знаки на каждый выкладываемый в интернет снимок.
- Подача исков в суд недовольными клиентами при ошибках в рабочей документации или задержке сроков сдачи объекта. Снизить риск позволит привлечение юристов для составления договоров.
- Недобросовестные подрядчики, плохо выполняющие свою работу. Для защиты прав заказчиков и собственных интересов нужно заключать с подрядной стороной такие договора, в которых действия каждого участника строго регламентированы.
Как видим, большинство рисков можно предотвратить или уменьшить их влияние. Доходность бизнеса высокая, перспективы развития присутствуют, поэтому собственная дизайн студия – действительно привлекательное направление деятельности для людей, разбирающихся в данной области.
Источник: biznesideas.ru