Студия дизайна как бизнес

Для открытия дизайн-студии, да и, в принципе, любого бизнеса, нужно написать бизнес-план. В этой статье мы не будем создавать 100-страничный документ. Тем, у кого есть экспертность и опыт создания таких инструментов, эта статья будет неинтересна. У кого нет такой компетенции, нормальный бизнес-план не напишет. Но я наглядно покажу, какие этапы надо пройти, что и в какой последовательности надо учесть, чтобы не наступить на грабли, которые так любят все стартаперы.

Я предлагаю простую модель. Ее мы используем для запуска небольших проектов, где главным критерием становится наглядность и понятность. Модель является упрощенной Системой Сбалансированных Показателей (ССП) Роберта Каплана и Дэвида Нортона, которая позволяет контролировать реализацию стратегии в управлении бизнеса любого масштаба.

В модели ниже вместо традиционных 11 пунктов (резюме, описание компании, продукты, план маркетинга, производственный план, руководство и организация, основные этапы, структура и капитализация, финансовый план, дальнейшее виденье) я выделю только 4 основных. Во главу мы поставим Финансы, далее Клиенты, Бизнес-процессы и Кадры.

  • Мы хотим заработать 1 000 000 рублей (Финансы);
  • Для этого нам надо 100 клиентов с чеком по 10 000 рублей, пришедших к нам на сайт с рекламы (Клиенты);
  • Для этого нам нужно сделать сайт, нанять машину, найти и арендовать склад и купить телефон (Бизнес-процессы);
  • А для этого нам надо нанять сотрудников и научить их (Кадры).

И нужно посчитать, сколько стоит каждый пункт.

И вот модель готова. Итак, Финансы, Клиенты, Бизнес-процессы, Кадры.

Если для вас вариант рабочий, читайте дальше. Раскрою все подробнее.

В результате после прочтения этой статьи у вас будут:

  1. Файл по финансам. В этом файле мы распишем примерно, на что уходят: — Затраты в первый месяц работы студии. Самые большие траты идут в самом начале. — Затраты на второй и третий месяц. В это время большая часть затрат становится постоянной. Подсчитаем, сколько денег к вам приходит, какая часть уходит на налоги, сколько денег в результате остается вам.
  2. План действий. Что и когда надо сделать.
  3. Понимание всех бизнес-процессов – от составления своего УТП и постановки задач рекламщикам до поиска кадров.
  4. Понимание, как грамотно ставить задачи сотрудникам.

То есть вы поймете, как спланировать работу дизайн-студии, и вообще, нужна ли вам своя дизайн-студия.

I. Финансы

Например, планируем с момента траты своего первого рубля на открытие студии заработать через девять месяцев 300 000 рублей (с учетом погашения всех затрат и после уплаты налогов).

II. Клиенты

В этот пункт входит две составляющие «Продукт» и «Продажи»:

1. Продукт. Продукт дизайнера интерьера – услуга. В первую очередь нужно разработать уникальное торговое предложение (УТП), которое мы будем сообщать клиенту.

Например, используем сегментирование аудитории и типа квартир. Клиент будет понимать, что эта дизайн-студия делает ремонты только в футуристическом стиле. И целевая аудитория – фанаты этого стиля. Представим, что наша студия – единственная в нашем городе.

Данное УТП – исключительно моя фантазия. Чтобы сформулировать собственное предложение, необходимо провести несложное исследование. Как это сделать, а также как продумать стратегию и креативы, рассказывает в вебинаре «Продвижение личного бренда в Instagram. Главная ошибка 98% профилей» креативный директор digital-агентства ARTAREA Дарья Воронкова.

2. Продажи. Возьмем в нашем случае для примера только один канал продаж – интернет. Планируем, что нужно получить заявку на дизайн-проект от потенциального клиента. Для этого нужно разработать медиаплан, создать структуру заявок.

Я дипломированный менеджер и рекламщик и знаю, что точно работает и иду кратчайшим путем. Поэтому возьмем такую «экосистему».

Поместим рекламу в поисковых системах, социальных сетях и партнерских рекламных сетях. В Instagram будем показывать свои работы, и собирать аудиторию (тех, кому интересно мое УТП).

Не будем настраивать рекламные кампании — это долго. Обратимся в агентство с условием, что через два месяца всю рекламу мы будем вести самостоятельно. Для этого делаем все кампании на своём аккаунте, который попросим завести для меня рекламное агентство. Предположим, что затраты за два канала составят 50 000 руб. за первый месяц и 20 000 за второй месяц. Плюс учитываем расход на саму рекламу.

Для рекламной кампании напишем небольшое техзадание, в котором указываем УТП, аудиторию, географию, дни, когда не показывать рекламу. Также сами нарисуем графические баннеры с креативом.

Рекламное агентство в ответ присылает медиаплан. Это документ, на основании которого вы оцениваете перспективность проведения рекламной компании. К сожалению, общего формата этого документа нет. Но в любом медиаплане обязательно должны быть указаны:

  • Каналы – например, Яндекс.Директ;
  • Показы – сколько человек должно увидеть ваше объявление;
  • Клики – сколько человек должно перейти к вам на сайт;
  • Средняя цена за клик;
  • Конверсия – сколько человек оставит вам заявку, общий расход.

Итак, отдел медиапланирования составил широчайший план.

Пример плана можно скачать здесь (актуальность на 15.09.2018).

Согласно этому документу, потратив 500 000 рублей, я получу 400 заявок.

Агентство собрало для нас все каналы. Из них выберем, например, Yandex.Direct и Instagram, посчитав их оптимальными.

Чтобы сократить затраты на рекламу, затребуйте у агентства запросы, по которым будет показываться реклама. Запросы – это те ключевые слова и фразы, по которым вас будут искать в поисковой системе. Например, человек наберет в поисковике Яндекса «дизайн квартиры в скандинавском стиле» и увидит ваш сайт.

Из предоставленного агентством списка удалите запросы, не касающиеся вашего бизнеса. Например, фразы, в которых встречается слово «эконом», «классика», «бесплатно» и так далее. Часто агентство не понимает тематику клиента.

Мы отредактировали план с учетом нашего УТП. И теперь понимаем, что количество конверсий будет меньше, чем предложил медиаотдел, как и количество переходов. Реальный медиаплан будет у вас только через два месяца, когда данные соберутся и можно будет его составлять на основании фактов, а не на основании опыта других компаний.

Выборка из медиаплана с учетом нашего УТП с «футуризмом».

В итоге есть бюджетный план на рекламу. В первом месяце рекламу будут настраивать, удаляя неэффективные объявления. За месяц рекламу оптимизируют, и с ней можно будет работать.

Далее обзваниваем заявки, назначаем встречу. Планируем встретиться с 30% от оставивших заявки это 9 встреч. Также планируем, что 30% из них станут клиентами 2-3 человека, которые оплатят мою работу.

Конверсия зависит от навыка продажи. Кто-то будет закрывать 30% на встречу, кто-то 50 % . Такая же ситуация и по продажам. Кто-то будет заключать 60% сделок, кто-то 10%.

Читайте также:  В чем преимущество квартиры бизнес класса

В результате планируем, что получим первого клиента уже в конце первого месяца. Рассчитываем на проект минимум 50 квадратных метров по цене 2500 рублей за метр. Итого получаем предоплату 50 %, закрыв первый месяц в обороте 62 500 рублей.

Здесь я ставлю простую математику, что нам приходит каждый месяц одинаковое количество одинаковых проектов, и мы закрываем их через 5 месяцев. В реальности, конечно, такого не бывает, даже при некоем стандарте работы. Расчеты даны для понимания. Но я не учитываю сарафанные заказы, которые составляют минимум 50% всех заказов любой студии. Я не учитываю стоимость реализованной мебели + агентские выплаты от поставщиков, но оставляю место в таблице, заносите и смотрите, что у вас получится.

На восьмой месяц я увеличиваю чек на 500 р.

Итого за 9 месяцев я закрою 9 проектов на 2 115 000 рублей. Цифра выходит интересная. Смотрим дальше, что нам надо, чтобы ее получить.

О том, как рассчитывать бизнес-процессы рассказываю во второй части. Там же даю пример сформированного финансового плана.

Кто планирует открыть студию в ближайшее время, напишите мне в Facebook , с удовольствием напишем о вашем опыте.

Смотрите также по теме:

Источник: basicdecor.ru

Как открыть свою дизайн-студию и стоит ли: мнение профи

Очень многие опытные и даже начинающие дизайнеры хотят открыть свою дизайн-студию, но в итоге достигают этой цели лишь немногие. В этой статье вместе с Павлом Герасимовым мы разберем, как все-таки открыть свою дизайн-студию и зачем она вообще нужна.

Павел Герасимов
Дизайнер, сооснователь мастерской Geometrium
Создание студии — это бесконечные проблемы, которые необходимо постоянно решать.

В этом и заключается задача руководителя студии: находить проблемы и способы решения. Это совсем не про творчество, скорее, про жесткую математику, показатели и решение задач. Впрочем, есть и преимущества. Ниже я обозначил некоторые плюсы и минусы создания дизайн-студии исходя из своего жизненного опыта.

Плюсы собственного бизнеса

  • Вы сможете руководить процессом и развивать лидерские качества.
  • Нет предела совершенству: студию можно развивать до бесконечности, а потолка заработка нет.
  • Можно вести больше проектов одновременно.
  • Можно выбирать самую интересную для вас часть работы по проекту, остальное отдавать сотрудникам.
  • В конце концов, можно руководить бизнесом, находясь территориально где угодно.

Дизайн: мастерская Geometrium

Минусы, без которых создание студии не обходится

  • Необходимо решать организационные вопросы и задачи по привлечению клиентов. Это значит, что нужно много работать. Очень много. Когда заканчиваете работу над проектами, начинать работу по организации и привлечению клиентов.
  • Риски и ответственность не только за себя, но и за всех людей, которых вы привлекаете в работу.
  • Нужно быть готовым проделывать огромное количество действий, которые не приносят результата даже первые пару лет, но сработают потом.
  • Необходимо системное мышление, которое мне, как творческому человеку, так и не удалось развить.
  • Нужно смириться, что часть работы придется делегировать (именно на этом чаще всего попытки создания студии и заканчиваются, об этом поговорим ниже).

Дизайн: мастерская Geometrium

3 направления развития дизайн-студии

Привлечение клиентов и продажи, создание дизайн-проектов и их реализация, организационные вопросы — вот три направления, по которым происходит создание и развитие дизайн-студии. Поговорим о каждом отдельно.

Привлечение клиентов

Это самая первая проблема, с которой сталкивается специалист. Как правило, у дизайнеров работает сарафанное радио: сделали проект одним клиентам, их посоветовали друзьям и так далее.

Но дизайн-студию на «сарафане» очень тяжело построить. Нужны стабильные каналы привлечения клиентов.

Первое, что необходимо сделать при создании студии, — определить, кто будет вашими клиентами. Чем вы будете отличаться от других?

Задайтесь вопросом: «Как ваши клиенты будут объяснять себе или другим, почему они заказали проект у вас?» Перечитайте этот вопрос несколько раз. Он элементарный и, пожалуй, самый важный в организации всей студии и привлечении клиентов.

И если ответ на этот вопрос будет адекватным, тогда можно создавать сайт, выстраивать позиционирование и начинать действия по привлечению клиентов. Только тогда эти действия начнут работать.

Дизайн: мастерская Geometrium

У многих в привлечении клиентов ничего не работает, хотя они делают те же самые действия, что и все остальные предприниматели: дают рекламу, публикуют статьи.

Есть простая формула успеха:

  • У вас должны быть конкретные клиенты с конкретной потребностью. И если есть подтверждения, что эти клиенты активно ищут вашу услугу, значит, привлечь их можно.
  • Ваши проекты должны соответствовать типу ваших клиентов. Невозможно привлечь набросками от руки или простенькой 3D-визуализацией однокомнатной квартиры премиум-клиента с домом 500 квадратных метров.
  • Ваш формат работы должен также соответствовать тем клиентам. Это значит, что удаленный формат работы не может привлечь премиум- или vip-клиента — им важно личное общение и так далее.

Дизайн: мастерская Geometrium

У меня ушел примерно год на проработку всех этих аспектов, анализ и выработку нашего уникального предложения. И только когда эти все вопросы были закрыты, начали привлекаться клиенты.

Производство работ

Предоставление услуг дизайна интерьера — это продукт «временной». Вы, скорее всего, продаете услуги за квадратные метры, но на самом деле предоставленные услуги — это ваше оплаченное время.
Задача организатора — сделать процесс окупаемым и поставить в производство нужных сотрудников.

Посчитайте стоимость услуги и сколько у вас уходит времени на ее разработку. Например, планировочное решение можно сделать за два дня, и стоит эта услуга 10 000 рублей. Стоимость вашего дня получается 5 000 рублей.

Исходя из этой информации, вы понимаете, что можно нанять человека за 2 000 рублей в день, чтобы он сделал планировку за вас. При этом вы бы его корректировали и тратили бы всего два часа на эту задачу, получая остальные 3000 рублей. Таким образом выстраивается процесс производства.

Источник: www.inmyroom.ru

Личный опыт: как я открыл студию дизайна

Фото автора Арина Гриднева

Студию графического и веб‑дизайна «Алалай» создали Саша Должиков и Аня Иванникова, которые дружат уже больше 10 лет. Они пережили два финансовых кризиса, смогли выбраться из долгов и организовали проект, который знают и любят многие. Пообщались с Сашей и выяснили, почему нельзя работать с родственниками, как решиться на новое дело после неудачи и что отвечать заказчикам, которые считают, что цветные волосы автоматически делают вас несерьёзными.

Александр Должиков
Сооснователь студии дизайна «Алалай».

Знакомство с партнёром и зарождение проекта

Дизайн появился в моей жизни не сразу. Сначала я получил образование социолога, а затем решил освоить рекламу и пиар. Когда пришло время выбирать стажировку, я попал в Московскую службу психологической помощи: меня взяли пресс‑секретарём на полставки. Именно здесь я понял, что пиар в реальной жизни очень сильно отличается от того, что пишут в учебниках.

Читайте также:  Варить пиво дома как бизнес

Перед дипломом я начал искать работу, на которой захочу остаться не только для практики. Знакомый посоветовал небольшое рекламное агентство, куда меня взяли на вакансию менеджера.

На новом месте я познакомился с Аней Иванниковой, которая занимала такую же должность, что и я. Мы моментально сдружились, начали работать над совместными проектами и осознали, что понимаем друг друга с полуслова. Задач оказалось много, но мы профессионально с ними справлялись, поэтому со временем нам начали поручать сложных клиентов и проекты с дедлайном «закончился уже вчера». Однажды за две недели нужно было украсить к новогодним праздникам 11 автосалонов. Днём мы красиво общались с клиентами, а по ночам разматывали километры хвои и развешивали шары.

Фото предоставлено Александром Должиковым

В один момент мы поняли, что у нас достаточно опыта и желания, чтобы создать что‑нибудь своё. Аня планировала открыть рекламное агентство полного цикла: делать полиграфию и брендированную продукцию для различных компаний. Она предложила мне стать партнёром, и я согласился.

У нас не было бизнес‑плана, спонсоров и гигантского бюджета, но зато были чистый энтузиазм и примерно 100 000 рублей. Половину суммы мы отдали на двухмесячную аренду комнаты у партнёров, а на оставшиеся деньги купили три ноутбука, принтер, несколько столов, стулья и канцелярские принадлежности.

Сейчас читают

Работа с родственниками

Наша компания называлась «Бюро оптимальных решений». Первыми сотрудниками стали знакомые и родственники, но сейчас я понимаю, что это была ошибка. Брать таких людей выгодно, потому что в худшие времена ты можешь не выплатить им зарплату и сказать: «Можешь месяцок поработать без денег?» Но когда человек мотивирован дружбой, а не деньгами, он работает плохо. Такой сотрудник не хочет накосячить специально, потому что хорошо к тебе относится, но рано или поздно всё равно начинает халтурить. Механизмы работы, контроля и решения проблемных ситуаций с незнакомыми людьми более чёткие, понятные и строгие.

У каждого человека была своя роль. Сестра Ани занимала должность офис‑менеджера: печатала документы, подписывала их, организовывала доставку готовой продукции. Подруга Аниной сестры стала менеджером по продажам. Она находила различные компании, отправляла им коммерческие предложения и связывала готовых клиентов со мной и Аней, потому что мы профессионально умеем вести переговоры с заказчиками.

Конечно, поддержка знакомых нас спасала, но на самом деле можно было выполнять эту работу самостоятельно, а зарплатные деньги вложить во что‑то более необходимое для развития бизнеса.

Наш главный успех в рамках «Бюро оптимальных решений» — работа с командой METRO Cash and Carry. Они запускали пилотный проект — магазины «Фасоль», которые продавали по франшизе. Человек покупал помещение и оформлял его в соответствии с фирменным стилем: вывеска, одежда для продавцов, внутренний интерьер. Разработкой брендовых элементов занимались мы, так что «Фасоль» в том виде, в котором она существует, зародилась благодаря «Бюро».

Смена фокуса, выгорание и долги

Чтобы увеличить заработок и не обращаться в сторонние типографии, мы купили два станка и оборудовали цеха в Подмосковье. Правда, однажды поняли, что при всех объёмах заказов мы всё равно не можем загрузить это оборудование 24/7. Оно простаивает, а значит, мы обречены на убытки.

Чтобы получать прибыль, пришлось бы более активно заниматься продажей полиграфии, которая изготавливается на этих станках. Проблема только в том, что эта деятельность никак не связана с рекламным агентством. Разорваться в таком случае невозможно.

Всё это сильно подкосило нас в плане финансов, а потом в 2014‑м ещё и рухнул рубль. Материалы подорожали, и рекламные бюджеты сильно сократились.

Мы начали понимать, что делаем всё, кроме того, чем должно заниматься рекламное агентство. Нам просто не хватало рук, мы устали, и наступило лёгкое выгорание. Клиентов было мало, а убытки росли. Неудовлетворённость от работы тоже. Аня к тому моменту планировала уходить в декретный отпуск, так что стало понятно, что история близится к логическому завершению.

Каждый станок стоил около 800 000 рублей, но из‑за кризиса цены резко упали, и мы влезли в долги.

После «Бюро оптимальных решений» я нашёл неплохую проектную работу и занял должность руководителя отдела продакшена. Правда, продержался на новом месте я совсем недолго.

Возрождение проекта и ребрендинг

Несмотря на закрытие, через «Бюро оптимальных решений» продолжали поступать заказы, потому что бывшие клиенты делились нашими контактами с другими людьми. Какие‑то задачи мы выполняли, а от некоторых отказывались.

В один момент прилетел запрос от сети быстрого обслуживания, и сумма сделки была очень похожа на сумму нашего долга — 3 миллиона рублей. Мы с Аней некоторое время обсуждали, что сможем погасить задолженность и почувствовать себя свободными людьми, но в итоге решили учесть прошлые ошибки и вложить заработанные деньги в новое дело. Правда, теперь выбрать более узкое направление: студию дизайна.

За 75 000 рублей в месяц мы сняли помещение, в котором уже были столы, интернет, кулер и даже ресепшен для приёма документов. Оставалось только обзавестись техникой. Мы купили два компьютера iMac за 150 000 рублей. Сотрудников на этот раз искали через HeadHunter — просто выложили два объявления о поиске менеджеров и дизайнеров. Так мы наняли четырёх ребят и начали работу.

Девушка Настя, которую мы взяли на должность дизайнера, быстро выросла до арт‑директора, потому что очень талантливая. Её уровень оказался на 10 голов выше того, на который мы рассчитывали на тот момент. Хочу сказать ей огромное спасибо, потому что именно благодаря её усилиям «Алалай» стал таким, каким многие его знают.

Фото предоставлено Александром Должиковым

Санкции и провал

Два года мы вполне неплохо существовали. Это время ушло на создание портфолио, которое я задумывал. Многие дизайнерские компании специализируются только на одном типе работ, например логотипах или полиграфии. Я же всегда хотел, чтобы «Алалай» мог разработать для клиента любой дизайн, будь то презентация или упаковка. Сейчас мы студия, которая может всё, и в этом наша фишка.

Летом 2018 года наступил новый кризисный этап. Работы по дизайну стало значительно меньше, потому что очередной виток американских санкций запретил нашим клиентам работать с такими небольшими компаниями, как наша. Им нужно было выбирать определённых подрядчиков, которые вписывались в ограничения.

Читайте также:  Влияние кризиса на средний бизнес

К лету 2018 года мы подошли совсем без заказов. Несмотря на отсутствие работы, разгонять команду со словами «Ребята, извините, у нас не получилось» нам не хотелось. Впрочем, сотрудники начали уходить сами по себе. Арт‑директора Настю пригласили поработать в более интересный проект, и остальные тоже постепенно стали нас покидать.

К осени 2018 года мы оказались без команды.

Найти дизайнера было несложно, но мы уже не могли вытянуть тот уровень, который сами же заявляли в портфолио. В итоге рекламный сезон мы пропустили и снова рухнули в пучину долгов. В этот момент мы с Аней пребывали в лёгком шоке и не понимали, что делать. Вроде всё было в порядке, но почему‑то снова не получилось.

Фото предоставлено Александром Должиковым

Новая команда и принципы работы

В 2019 году всё встало на свои места, потому что мы послушали умных людей и оптимизировали расходы. Сейчас у нас нет фактического офиса — только юридический адрес, привязанный к арендованному помещению. Есть основной костяк команды, но часть дизайнеров регулярно работает с нами на фрилансе. Менеджеров вообще не осталось, их обязанности выполняем я и Аня.

Мы уже столько лет на рынке, что не нуждаемся в дополнительной рекламе или продажах. К нам обращаются, потому что знают и доверяют.

Когда мы только планировали заняться дизайном, был шанс стать такой же компанией, как «Бюро оптимальных решений» — всего лишь одним из игроков. Сейчас я не без гордости могу сказать, что «Алалай» хоть и не занимает места в рейтингах, но по‑своему известен на рынке. Мы работаем в своей нише: у нас есть узнаваемое лицо и определённая творческая компетентность. Наши проекты складываются, как пазлы, и создают единую картинку.

Фото предоставлено Александром Должиковым

«Алалай» очень неформальное слово. Некоторые клиенты говорят: «Ну какое‑то название у вас несерьёзное». Кому‑то видится что‑то пошлое, кому‑то детское, а кому‑то вообще строчка из песни. Для нас же это слово — лакмусовая бумажка. Оно такое же необычное, как и мы. Я крашу волосы в разные цвета и никогда не прихожу на встречи в рубашке и пиджаке.

Аня такая же, и это наша принципиальная позиция. Если кому‑то не нравится, как мы выглядим, — извините.

То же и с названием. Оно чётко фильтрует клиентов на наших и не совсем. Некоторые приходят и говорят: «Блин, ребята, крутое слово». Чаще всего с такими людьми у нас всё получается, потому что им близка наша позиция и проекты, которые мы реализуем. Если кто‑то хочет сделать скучный логотип чугунного завода, ему не к нам.

Затраты и прибыль

Мне не стыдно признать, что мы не на 100% успешные. Наш опыт болезненный, но зато теперь мы знаем, как делать не нужно. После кризиса 2018 года у нас остались задолженности, которые мы постепенно закрываем. Более того, затраты уходят на себестоимость проектов — это наша с Аней зарплата и выплаты дизайнерам. У нас есть бухгалтер, который составляет отчёты и тоже получает зарплату, а также внутренние нужды, например расходы на связь.

Точную прибыль сказать довольно сложно, потому что проекты всегда разные и суммы тоже. Примерный оборот за прошлый год — около 8 миллионов.

Ошибки и инсайты

Очень важно не принимать заказы от друзей и родственников. Это большая ошибка, с которой мы периодически сталкиваемся. Проблема в том, что между вами нет должного уровня деловых отношений. Знакомые люди, которые к тебе обращаются, считают, что совершают доброе дело, ведь они принесли заказ и деньги.

При этом обычно требуется скидка или особое отношение, что выражается в желании постоянно быть с вами на связи. Варианта два: либо ты прогибаешься и проклинаешь сам себя, либо не прогибаешься и слышишь в ответ: «О, официоз свой включил? Понятно».

Вторая ошибка — излишняя свобода. С одной стороны, мне не нравятся корпоративные рамки, когда у сотрудников есть нормы общения с руководством. Но я готов признать ошибку и сказать, что в определённый момент не смог выстроить должный уровень коммуникации между собой и командой.

Были моменты, когда я давал конкретные задачи после правок клиента, а мне отвечали: «Нет, мы так делать не будем, потому что некрасиво». Я понимал, что приказываю, а ребята не понимали, потому что барьер между подчинёнными и руководителями стёрся. Иногда стоит быть более строгим.

И наконец, не стремитесь делать всё самостоятельно. Начинающие бизнесмены часто думают, что во всём разбираются, поэтому проще выполнить задачу самому, чем поручить другому. Учитесь делегировать, доверять людям и контролировать выполнение спокойно. Спрашивать каждые пять минут: «Ну как?» — не очень профессионально.

Лайфхакерство от Саши Должикова

  • Не бойтесь рисковать. Нужно делать это обдуманно, но всё-таки делать. Пробуйте новое и не переживайте, если ошиблись. Можно прочесть кучу советов в умных книжках, но, пока не наткнёшься на что‑то сам, никогда не поймёшь, что всё действительно так.
  • Фильтруйте чужие советы. Мнение другого человека не руководство к действию. Нельзя воспринимать рекомендации слепо, потому что, скорее всего, у вас получится по‑другому. Всё нужно делить надвое и думать своей головой.
  • Выделяйтесь. Можно только один раз произвести первое впечатление. Рынок сильно перенасыщен, так что нужно смириться, что никто не будет читать страничку «О компании», где написано, какой ты хороший. И никто не станет разглядывать 200 готовых проектов, какими бы классными они ни были. Нужно выделяться. Если вас легко заметить на фоне остальных — это уже залог успеха.
  • Запомните, что клиент не всегда прав, и не бойтесь иногда об этом говорить. Конечно, слать заказчика на три буквы не стоит, но деликатное объяснение с соблюдением правил профессиональной этики никогда не бывает лишним. Клиент привык, что ему вылизывают задницу и делают всё так, как он хочет. Когда я начинал спорить и аккуратно доказывать свою точку зрения, это вызывало удивление. Я считаю, что иногда лучше корректно сказать «нет», если вы уверены, что вашего опыта и профессионализма хватит, чтобы действительно сделать лучше.
  • 13 бизнес-идей для маленького города, которые сработают
  • Как начать бизнес с нуля: практические советы от тех, кто смог
  • Личный опыт: как я превратила любовь к эклерам в бизнес

Источник: lifehacker.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин