Субъектами гражданских отношений являются предприниматель и налоговый инспектор

Юридическая наука выработала собственные критерии определения субъекта права, к числу которых, во-первых, относится признак обособленности лица от других, его автономности, во-вторых, опознаваемость, индивидуализация, в-третьих, волеспособность. Четвертый признак субъекта права, проявление себя вовне в качестве участника правовых отношений, правовой коммуникации, предполагает признание лица стороной правовых отношений. Пятый признак предполагает выражение отношения к лицу как важнейшей социально правовой ценности[22].

Если момент рождения человека знаменует собой появление правовой личности, то смерть человека, как обычно принято считать, прекращает существование правовой личности. При этом прекращение правовой личности человека и прекращение правоспособности обычно рассматриваются в качестве тождественных понятий.

Архипов С.И. по этому поводу отмечает, что правоспособность как возможность лица быть субъектом права действительно прекращается со смертью человека, но лишь на будущее, как способность принимать правовые решения, совершать правовые поступки в будущем. Что касается выраженной до момента смерти человека правовой воли, то она сохраняет связь с системой правопорядка, поддерживается и обеспечивается ею[23].

Предпринимательское право (ОФО). Лекция № 2 «Субъекты предпринимательского права»

Действительно с этим можно согласиться, поскольку об этом может свидетельствовать, к примеру, институт наследования по завещанию. Таким образом, выделяются различные взгляды на момент прекращения существования субъекта права физического лица. При этом законом установлено, что правоспособность гражданина прекращается смертью[24]. Вместе с тем защита чести и достоинства гражданина допускается по требованию заинтересованных лиц и после его смерти[25]. Соответственно такой гражданин продолжает обладать правом на защиту нематериальных благ: чести и достоинства.

Правоспособность юридического лица, как отмечалось ранее, прекращается с момента внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Подведем некоторые итоги вышеизложенных рассуждений.

Субъектом права является индивид или организация, обладающие закрепленным в законе комплексом прав и обязанностей и способные вступать в правовые отношения.

Наиболее часто используется деление субъектов права на физических лиц (индивидов, людей) и юридических лиц. При этом выделяют следующие критерии деления:

— естественный или искусственный (рациональный) характер, их естественная или искусственная природа;

— «индивидуально-коллективный» критерий деления субъектов права;

— критерий первичности и производности;

— критерий деления физических и юридических лиц по количеству, числу, образующих правовую личность особей (по людскому субстрату).

При этом выделение иных субъектов права помимо юридического и физического лица отмечается как нецелесообразное, приводящее к тому, что правовая личность оказывается разорванной на части отраслевым законодательством.

При этом нам представляется наиболее целесообразным выделять физических и юридических лиц в зависимости от их естественного или искусственного характера. Граждане (физические лица) являются естественными субъектами права, они возникли и существуют независимо от принадлежности к определенным формам политических обществ. В противовес этой категории субъектов выступают юридические лица (организации), которые представляют собой искусственные субъекты и могут существовать только там, где существует право. Это подтверждается также и моментом возникновения этих двух категорий субъектов и моментом прекращения их правоспособности.

Предпринимательское право. Лекция 1.

Субъект права имеет свои юридические свойства и признаки. Важнейшими свойствами субъекта права выступают правоспособность и дееспособность.

В подтверждение вышеуказанных аргументов следует еще раз отметить, что прекращение существования субъекта физического лица связано с естественными природными процессами, момент прекращения юридического лица регламентируется правом.

Читайте также:  Все об ИП 2013г

Таким образом, на данном этапе мы пришли к выводу, что в праве выделяются естественные и искусственные субъекты физические и юридические лица соответственно.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

2.1. Понятие индивидуального предпринимателя

Исходя из обозначенной выше системы изучения субъекта гражданского права, рассмотрение вопроса об индивидуальном предпринимателе как субъекте гражданского права следует начать с определения данного понятия.

Индивидуальными предпринимателями являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность и зарегистрированные в установленном порядке.

Данилина И.Е. дает более широкое определение индивидуального предпринимателя, под которым понимается дееспособный гражданин, самостоятельно на свой страх и риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющий предпринимательскую деятельность и зарегистрированный для этих целей в установленном порядке[26]. Данное определение тесным образом связано с определением предпринимательской деятельности, содержащимся в статье 2 Гражданского кодекса РФ[27].

Обращаясь к более ранним источникам, можно заключить, что одним из наиболее широких определений было определение, содержащееся в Законе РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990г. Индивидуальными предпринимателями были признаны ведущие такую деятельность граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Они действуют, используя имущество, принадлежащее им на праве собственности или на праве хозяйственного ведения (в то время допускалось использование права хозяйственного ведения в отношении имущества не только предприятий, но и граждан). Директор предприятия трактовался в рассматриваемом законе не как предприниматель, а как должностное лицо, возглавляющее предприятие.

В современной литературе при определении понятия индивидуальный предприниматель указывается, что для его раскрытия необходимо уяснить суть понятия «субъект гражданского права». Данный вопрос был затронут нами в предыдущих рассуждениях. При этом индивидуальный предприниматель определяется как субъект предпринимательства.

Изучение субъекта предпринимательской деятельности предполагает предварительное познание статуса субъекта гражданского права, правовой режим которого полностью распространяется и на субъекта предпринимательской деятельности. Другими словами прежде, чем стать субъектом предпринимательской деятельности, лицо является субъектом гражданского права. Жилинский С.Э. под субъектом предпринимательской деятельности, которым является индивидуальный предприниматель, понимает такой субъект гражданского права, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке[28].

ГК конкретного определения индивидуального предпринимателя не дает, ограничиваясь определением предпринимательской деятельности. Таким образом, существующие в доктрине определения, так или иначе, связаны с определением именно данного рода деятельности.

На наш взгляд целесообразно было бы ввести в ГК статью, содержащую если не определение индивидуального предпринимателя, то, по меньшей мере, его признаки, подобно статье 48 ГК РФ, в которой отражены признаки юридического лица.

Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, обладающее правовым статусом индивидуального предпринимателя в соответствии с государственной регистрацией в данном качестве, осуществляющее предпринимательскую деятельность и обладающее комплексом прав и обязанностей, обусловленных спецификой деятельности, способное быть истцом и ответчиком в суде.

2.2. Возникновение и сущность правового статуса индивидуального предпринимателя

Отправной точкой, с которой начинается деятельность индивидуального предпринимателя принято считать момент государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Читайте также:  Уведомление о смене УСН на ОСНО

Процедура государственной регистрации индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности, который, как мы выше установили, прежде всего, является субъектом гражданского права, имеет конститутивное значение[29]. Иными словами статус индивидуального предпринимателя возникает лишь после регистрации. Однако конститутивность регистрации была несколько поколеблена с принятием первой части ГК, согласно п.4 ст.23 которого индивидуальный предприниматель не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем, поскольку он не прошел государственной регистрации. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности[30].

Источник: smekni.com

Основные функции и полномочия налоговых органов

Адвокаты в Екатеринбурге | АК Магнат №22

За последние годы полномочия налоговых органов были существенно расширены. Отмечаются и случаи превышения должностных обязанностей со стороны налоговых инспекторов. Поэтому предпринимателям и бухгалтерам необходимо точно знать, на что работники ФНС имеют право, а какие попытки следует пресекать как незаконные.

Структура и задачи налоговых органов

В Российской Федерации к налоговым органам относятся Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в регионах. Органы наделены широкими полномочиями в области налогообложения.

Функция ФНС – формирование доходной части бюджета государства. Обеспечивается это путем:

  • контроля соблюдения положений законодательства о сборах и налогах;
  • проверки правильности начисленных налогов и их своевременного внесения в бюджет;
  • регистрации и контроля деятельности субъектов налогообложения;
  • проверки подлинности документов бухгалтерского учета.

Налоговые органы имеют право передавать материалы по фактам нарушения в органы МВД, если по этим нарушениям предусмотрена уголовная ответственность, а также подавать иски в суд.

Система органов налогообложения едина и централизована. В иерархии есть 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Основным должностным лицом является налоговый инспектор. Его обязанность – следить за соблюдением законов в области начисления и оплаты налогов.

Полномочия налоговых органов

Полномочия налоговых органов

Налоговые органы обладают широкими полномочиями. Инспекторы могут:

  • проверять документацию на бумажных и электронных носителях, связанную с начислением и внесением налоговых платежей;
  • контролировать порядок использования контрольно-кассовой техники при проведении расчетов платежными картами или наличными;
  • получать различные документы, связанные с хозяйственной деятельностью компании или предпринимателя;
  • назначать и осуществлять налоговые проверки – выездные и камеральные;
  • проводить встречные проверки, то есть, требовать документы у лиц, с которыми связан налогоплательщик, относительно которого назначена проверка;
  • привлекать для проведения проверок понятых, экспертов и переводчиков;
  • осматривать территорию предприятия и помещения, в которых могут находиться документы;
  • изымать бухгалтерскую документацию при условии, что есть угроза ее уничтожения или внесения корректировок в бумаги;
  • изымать документацию, связанную с сокрытием дополнительных источников дохода, подлежащих налогообложению;
  • начислять налоги расчетным путем, если налогоплательщик не ведет учет, ведет его с серьезными нарушениями либо более двух месяцев не предоставляет документацию, необходимую для начисления налогов;
  • требовать у предпринимателей, владельцев и руководства предприятием выполнения требований Налогового кодекса и устранять выявленные нарушения;
  • накладывать арест на счета налогоплательщика;
  • накладывать ограничения на налогоплательщика на право распоряжаться своим имуществом;
  • вызывать руководство компании или граждан для дачи пояснений по вопросам налогообложения;
  • опрашивать в качестве свидетелей граждан, располагающих информацией, необходимой для контроля начисления и уплаты налогов налогоплательщиком;
  • начислять штрафы и пени при выявлении нарушений;
  • выносить решения о привлечении к ответственности за нарушения в сфере начисления налогов.
Читайте также:  Как заполнить отчет о целевом использовании средств ТСЖ на УСН

Налоговые органы имеют право предъявлять иски в арбитражный суд по таким поводам:

  • ликвидация предприятий;
  • признание регистрации предприятий недействительной;
  • признание совершенных коммерческих операций недействительными;
  • взыскание необоснованно полученных доходов.

При осуществлении своих полномочий налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах. В круг обязанностей инспекторов входят проведение разъяснительной работы и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих нормах и их изменениях, а также предоставление форм отчетности и консультирование по их заполнению.

Новый проект ФЗ

Полномочиям ФНС в нем посвящена статья 44.13. В этой статье представители ФНС получают право составлять протоколы об административных правонарушениях, которые предусмотрены статьями:

  • 23.1;
  • 23.8;
  • 23.9;
  • частями 2-4 статьи 23.10;
  • 29.20-29.26;
  • 29.28-29.30.

ФНС России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.4, 29.31, 29.32, 35.11 (34.11) данного Кодекса.

Неправомерные действия и злоупотребления

В Постановлении КС РФ от 16.07.2004 № 14-П сформулирован запрет на неправомерные действия, превышающие полномочия. В этом документе сказано, что если при проведении мероприятий контроля налоговые инспекторы руководствуются принципами, противоречащими правопорядку, то их действия превращаются в инструмент противодействия свободе предпринимательства.

  • превышение полномочий должностными лицами, представляющими налоговые органы;
  • процедурные нарушения при сборе доказательств;
  • использование полномочий в целях, противоречащих закону и интересам граждан.

Неисполнение должностным лицом налоговых органов должностных инструкций влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом (ст. 22 НК РФ п. 2). Ответственность закреплена в ст. 330 УК РФ «Самоуправство». Если в действиях должностного лица будут обнаружены признаки личной корыстной заинтересованности, то его могут привлечь к ответственности по статье 285 УК РФ.

Что делать, если налоговые органы превышают свои полномочия

фнс превышает полномочия

Если при проведении проверки и иной профессиональной деятельности инспектор нарушает границы закона, то предприниматель или представители компании могут защитить свои права. С нарушениями закона необходимо бороться – помочь в этом сможет грамотная юридическая консультация.

Действия и решения, выходящие за рамки закона, могут быть обжалованы в вышестоящей инстанции или в суде. Шансы выиграть дело намного выше, если воспользоваться юридической помощью. Своевременное обращение к юристу – основной фактор успешного завершения дела.

Незаконные действия фиксируются в процессе проверки, поэтому рекомендуется вызывать юриста перед ее началом. Налоговые инспекторы, работающие под контролем адвоката, будут вести себя осмотрительнее.

Приступить к проверке инспекторы могут только после предъявления постановления и служебных удостоверений (ст. 91 НК РФ). Предъявление только удостоверений не является основанием для проведения проверки.

В постановлении о проведении проверки должна быть указана ее цель и обозначен круг вопросов, подлежащих контролю. Если проверка назначена по НДС, то проверяющие не имеют права требовать доступа к документам, не связанным с этим налогом.

Инспекторы не могут проводить осмотр помещений, которые не имеют отношения к хозяйственной деятельности налогоплательщика. А выемка документов производится только в присутствии незаинтересованных понятых.

Налоговые органы

Рубрики

  • Гражданский отдел
  • Наши адвокаты в СМИ
  • Новости законодательства
  • Новости компании
  • Уголовный отдел

Источник: ak-magnat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин