Судебный исполнитель это ИП

Бесплатная
Консультация:
Москва и МО

С-Петербург и ЛО

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Закон об исполнительном производстве № 229-ФЗ

Закон об исполнительном производстве № 229-ФЗ

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Редакция закона, действующая с 09.01.2023 года (ред. 89)

Право на судебную защиту тесно связано с правом на исполнение судебного решения. Европейским судом по правам человека ранее отмечалось, что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть «суда».

Вместе с тем, несмотря на то, что право на исполнение решения суда в широком смысле является частью судебного разбирательства, российское законодательство не дает оснований для отождествления понятий судопроизводства и исполнительного производства. Исполнение решения суда осуществляется органом исполнительной власти (службой судебных приставов), хотя разрешение ряда вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, отнесен законом к компетенции суда, основная роль которого на стадии исполнения, сводится к контролю за процессом исполнительного производства и разрешению споров между его участниками.

«У нас нет никаких прав», — откровения судебного исполнителя

Федеральный закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» регулирует, прежде всего, порядок деятельности Федеральной службы судебных приставов как органа принудительного исполнения решений судов.

Закон N 229-ФЗ раскрывает перечень документов, имеющих силу исполнительного документа, содержит нормы права о сроках в исполнительном производстве, извещениях, правовом положении лиц, участвующих в исполнительном производстве, производстве исполнительных действий, порядке реализации имущества должника, порядке обжалования действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также об особенностях исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах.

С целью разъяснения возникающих в судебной практике вопросов применения отдельных положений закона № 229-ФЗ принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 «О применении судами заканодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»

Первоначальный текст Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» был опубликован в «Российской газете» (N 223, 06.10.2007 года), «Собрании законодательства РФ» (08.10.2007 года, N 41, ст. 4849).

Ниже представлен текст документа:

Федеральный закон N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2022 N 624-ФЗ, вступившими в силу с 09.01.2023 года.

Права и обязанности судебного исполнителя при совершении исполнительных действий.

2 октября 2007 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Принят
Государственной Думой
14 сентября 2007 года

Одобрен
Советом Федерации
19 сентября 2007 года

Глава 1. Основные положения

Глава 2. Исполнительные документы

Глава 3. Сроки в исполнительном производстве

Глава 4. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Глава 5. Исполнительное производство

Глава 6. Лица, участвующие в исполнительном производстве

Глава 7. Исполнительные действия. Меры принудительного исполнения

Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника

Глава 9. Реализация имущества должника на торгах

Глава 10. Особенности обращения взыскания на имущество
должника-организации

Глава 11. Обращение взыскания на заработную плату
и иные доходы должника-гражданина

Глава 12. Взыскание штрафа, назначенного в качестве
наказания за совершение преступления. Порядок исполнения
исполнительного документа о конфискации имущества и
исполнительного документа об уплате судебного штрафа,
назначенного в качестве меры уголовно-правового характера

Глава 12.1. Порядок исполнения судебных актов
в отношении иностранного государства и его имущества

Глава 13. Исполнение требований неимущественного характера,
содержащихся в исполнительных документах

Глава 14. Распределение взысканных денежных средств
и очередность удовлетворения требований взыскателей

Глава 15. Исполнительский сбор. Ответственность за нарушение
законодательства Российской Федерации
об исполнительном производстве

Глава 16. Расходы по совершению исполнительных действий

Глава 17. Защита прав взыскателя, должника и других лиц
при совершении исполнительных действий

Глава 18. Сроки и порядок обжалования (оспаривания)
постановлений Федеральной службы судебных приставов, а также
постановлений должностных лиц службы судебных приставов,
их действий (бездействия)

Глава 19. Заключительные положения

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
2 октября 2007 года
N 229-ФЗ

Источник: logos-pravo.ru

Исполнительное производство

Без преувеличения можно сказать, что основными и доминирующими субъектами исполнительного производства являются органы принудительного исполнения в лице судебных приставов- исполнителей.

Закон об исполнительном производстве определяет Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы в качестве уполномоченных органов по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. Данная Федеральная служба в соответствии с Указом Президента России от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» (далее — Указ № 1316) подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации, которое, в свою очередь, относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России (см. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724). Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой Федеральной службы.

К основным задачам ФССП России относятся обеспечение установленного порядка деятельности судебных органов; организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве; управление территориальными органами ФССП России.

Несмотря на то что данная Федеральная служба подведомственна Минюсту России, она осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Во исполнение поставленных перед ней задач ФССП России наделена следующими полномочиями (п. 6 Указа № 1316):

  • обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: установленный порядок деятельности судов; осуществление исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов; применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа; проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;
  • организует в соответствии с законодательством Российской Федерации: хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации); участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства; участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
  • создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства, обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;
  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;
  • осуществляет иные функции.

Организационно ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации. Президент России определяет также порядок назначения и освобождения от должности иных судебных приставов.

Установлено, что директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.

Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов — заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом России.

Читайте также:  Нужно ли инкассировать выручку ИП

Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации (п. 9 Указа № 1316).

В настоящее время у директора ФССП России имеется четыре заместителя, один из которых является первым заместителем.

Директор (главный судебный пристав Российской Федерации) 51 организует работу ФССП России и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу полномочий, а также за реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности; представляет ФССП России в других органах государственной власти и организациях, подписывает от имени ФССП России приказы, распоряжения, договоры, соглашения и другие документы, а также осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Заместители директора, в свою очередь, представляют ФССП России по отдельным направлениям ее деятельности, координируют и контролируют работу управлений центрального аппарата ФССП России, а также ее территориальных органов в соответствии с распределением обязанностей между заместителями директора, Регламентом Федеральной службы и иными актами ФССП России, а также приказами и поручениями директора.

В структуру центрального аппарата ФССП России входят:

Управление организации исполнительного производства;

Управление организации работы по реализации имущества должников;

Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов;

Управление организации дознания и административной практики;

Управление государственной службы и кадров.

Начальник управления ФССП России в соответствии с полномочиями, определенными в Регламенте Федеральной службы судебных приставов, утвержденном приказом ФССП России от 27 октября 2006 г. № 140, в положении о структурном подразделении и в его должностном регламенте, а также на основании письменных поручений директора (заместителей директора):

  1. осуществляет непосредственное руководство управлением, несет персональную ответственность за выполнение функций и полномочий, возложенных на управление, за состояние исполнительской дисциплины в управлении;
  2. взаимодействует с другими структурными подразделениями ФССП России;
  3. взаимодействует (в том числе ведет переписку) с территориальными органами ФССП России и со структурными подразделениями других органов исполнительной власти, а также осуществляет иные полномочия.

В случае временного отсутствия начальника управления центрального аппарата ФССП России исполнение его полномочий и должностных обязанностей, как правило, возлагается на заместителя начальника управления (одного из заместителей начальника управления) приказом ФССП России, в котором указываются причина отсутствия начальника управления, срок исполнения полномочий и ограничения по их исполнению (при необходимости).

К территориальным органам ФССП России относятся 82 управления службы и 3 отдела службы.

В настоящее время приказом Минюста России от 9 апреля 2007 г. № 69 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, согласно которому структурными подразделениями территориальных органов службы являются ее районные отделы, межрайонные отделы и специализированные отделы ФССП России.

Федеральная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, ФССП России имеет геральдический знак — эмблему и флаг, учреждаемые Президентом России.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных и иных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Следует учитывать, что судебные приставы подразделяются:

  1. на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;
  2. судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Именно последние выступают субъектами исполнительного производства.

К кандидатуре судебного пристава законодателем предъявляются определенные требования. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20 лет, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»; далее — Закон о судебных приставах). На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

В соответствии с действующим законодательством судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной гражданской службе, что обусловливает распространение на него норм Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных Законом о судебных приставах. К таким особенностям, в частности, может быть отнесено правило, согласно которому при вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава». Кроме того, судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный судебный пристав Российской Федерации, как уже говорилось выше, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. К числу основных законодательно закрепленных полномочий главного судебного пристава Российской Федерации можно отнести следующие: осуществление руководства деятельностью службы судебных приставов; издание в пределах установленной компетенции приказов, указаний и распоряжений по вопросам организации деятельности ФССП России, обязательных для исполнения всеми сотрудниками этой службы; рассмотрение жалоб на действия судебных приставов в порядке подчиненности. Главный судебный пристав Российской Федерации несет предусмотренную законодательством России ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, в свою очередь, наделен полномочиями по осуществлению руководства соответствующей службой судебных приставов; образованию подразделений судебных приставов; назначению на должность и освобождению от должности судебных приставов; рассмотрению жалоб на действия судебных приставов в порядке подчиненности и др.

Старший судебный пристав возглавляет подразделение судебных приставов. К числу его основных полномочий в сфере исполнительного производства могут быть отнесены организация и контроль работы возглавляемого им подразделения; выполнение функций распорядителя депозитного счета подразделения судебных приставов; осуществление специальных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В подавляющем большинстве исполнительных производств непосредственные функции по принудительному исполнению судебных и иных актов возлагаются на судебных приставов-исполнителей. Их правовой статус обусловливается совокупностью закрепленных за ними прав и обязанностей, которые реализуются в соответствующих полномочиях.

Исходя из нормы закона судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности (п. 1 ст. 12 Закона о судебных приставах). Судебный пристав-исполнитель наделен совокупностью прав, обеспечивающих ему возможность эффективного решения задач исполнительного производства, но — что важно — эти права должны использоваться им в соответствии с условиями о соразмерности. Рассматривая, к примеру, право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе сведения о банковских счетах и вкладах лиц, являющихся должниками, в банках и иных кредитных организациях, необходимо отметить, что данное право ограничивается правилами о банковской тайне, закрепленными в статье 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон банковской деятельности).

В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассматриваемая статья была дополнена указанием на органы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц как на субъектов, которым кредитные организации обязаны выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.

Читайте также:  УСН и общий режим одновременно

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации, предметом рассмотрения которого стал вопрос о конституционности требований судебного пристава-исполнителя в части предоставления ему банковских сведений о денежных средствах на счетах, открытых в соответствующей кредитной организации, указал, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать предоставления сведений о банковском вкладе физического лица, а банк, иная кредитная организация обязаны предоставить такие сведения, однако только в пределах задолженности, подлежащей взысканию согласно исполнительному документу (см. постановление от 14 мая 2003 г. № 8-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа).

Новый Закон об исполнительном производстве, в отличие от прежнего, учитывая, по всей видимости, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, в части 8 ст. 69 закрепляет право судебного пристава-исполнителя (при условии отсутствия сведений о наличии у должника имущества) запрашивать эти сведения, в том числе у банков и иных кредитных организаций, но только исходя из размера задолженности.

Подобный пример подтверждает закрепленное в статье 13 Закона о судебных приставах правило, согласно которому судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Законные же требования судебного пристава-исполнителя являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Источник: isfic.info

Гражданский процесс

Участниками исполнительного производства являются: 1) стороны и их представители: 2) орган принудительного исполнения; 3) суд; 4) лица, содействующие исполнительному производству.

Закон «Об исполнительном производстве» различает лиц, участвующих в исполнительном производстве . В ст. 48 в их состав Закон включает: I) сторон; 2) лиц, непосредственно исполняющих требования, содержащиеся в исполнительном документе; 3) иных лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчика, понятых, специалиста, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и других).

Сторонами в исполнительном производстве являются взыскатель и должник.

Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К такому объединению граждан применяются нормы Закона «Об исполнительном производстве», определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Взыскателями являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ (п. 3 ст. 49 Закона), т.е. сторона, в пользу которой вынесено решение и которая требует его принудительного исполнения, в защиту прав и законных интересов которой возбуждается и ведется исполнительное производство.

Должниками являются гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения (п. 4 ст. 49 Закона).

В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников (п. 5. ст. 49 Закона).

В случае если сторонами являются несовершеннолетние, достигшие возраста 16 лет, то они могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве. В области гражданских, семейных, трудовых, административных правоотношений эти лица уже обладают достаточным объемом дееспособности, предопределяющей их процессуальную дееспособность на стадии исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель вправе в этом случае привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства.

Права несовершеннолетних в возрасте до 14 лет осуществляются в исполнительном производстве законными представителями — родителями, усыновителями, опекунами. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства (ст. 51 Закона).

Закон «Об исполнительном производстве» наделяет стороны следующим объемом прав и обязанностей.

Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.

Важнейшей обязанностью сторон при совершении исполнительных действий является обязанность исполнять требования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 50 Закона).

В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав- исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил (ст. 52 Закона).

Представителями сторон являются лица, которые на основании имеющихся у них полномочий выступают от имени представляемого лица, своими действиями в исполнительном производстве способствуют лучшей защите его прав и охраняемых законом интересов. Стороны могут участвовать в исполнительном производстве как лично, так и через своих представителей. При этом личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя.

Участие юридических лиц в исполнительном производстве осуществляется через их органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц (ст. 53 Закона).

Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.

Орган исполнения. Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы — управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации (ст. 5 Закона).

Читайте также:  Как учесть НДС на УСН

Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. Она подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Отводы. Судебный пристав не может участвовать в исполнении, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинен или подконтролен указанным лицам либо заинтересован в исходе исполнительного производства.

При наличии оснований для отвода судебный пристав обязан заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод судебному приставу могут заявить взыскатель и должник. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя решается старшим судебным приставом в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе или о самоотводе, о чем выносится мотивированное постановление. В случае удовлетворения заявления об отводе или о самоотводе судебного пристава-исполнителя в постановлении указывается судебный пристав-исполнитель, которому передается исполнительное производство.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе и осуществляющим функции представителя власти.

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава- исполнителя он применяет меры, предусмотренные Законом «Об исполнительном производстве».

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Если судебному приставу-исполнителю препятствуют в совершении исполнительных действий или угрожает опасность его жизни или здоровью, он вправе обратиться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, которые обязаны оказывать ему такое содействие в пределах предоставленных им федеральным законом полномочий. Они могут также привлекаться для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ст. 62 Закона).

Судебный пристав-исполнитель в своих исполнительных действиях поднадзорен суду общей юрисдикции или арбитражному суду, которые вправе отменить его действия в случае их обжалования.

Функции оперативного контроля и утверждения отдельных исполнительных действий с принятием Федерального закона «Об исполнительном производстве» возложены на старших судебных приставов.

Суд (судья) остается важным участником исполнительного производства. Законодательство об исполнительном производстве вывело службу судебного исполнения из-под оперативного контроля судов, поскольку назначение на должность, освобождение от нее судебного пристава, контроль за текущей деятельностью, утверждение многих исполнительных действий относятся к компетенции должностных лиц службы судебных приставов. Денежные средства, взыскиваемые в процессе исполнения, поступают теперь на депозитный счет службы судебных приставов, а не суда, как это было ранее.

Вместе с тем в распоряжении суда остаются важнейшие правовые средства, обеспечивающие его активное воздействие на исполнительное производство. Постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности (п. 1 ст. 128 Закона).

Только суду принадлежат следующие права :

  • восстановление пропущенного срока предъявления к исполнению исполнительного листа или судебного приказа (ч. 1 ст. 23 Закона, ст. 432 ГПК, ст. 322 АПК);
  • дача разъяснений по содержанию исполнительного документа, о способе и порядке его исполнения (ст. 32 Закона);
  • отсрочка, рассрочка исполнения судебного акта, а также изменение способа и порядка его исполнения (ст. 37 Закона);
  • прекращение исполнительного производства (ст. 43 Закона);
  • обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц (ст. 77 Закона);
  • обращение взыскания на заложенное имущество (ст. 78 Закона);
  • взыскание о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа (ст. 106 Закона);
  • рассмотрение заявлений об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, исков об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ст. 112. 121 Закона);
  • рассмотрение заявлений об оспаривании постановлений о наложении штрафа (ст. 121 Закона);
  • рассмотрение заявлений о защите прав участников исполнительного производства (ст. 118-120 Закона).

Суду и судебному приставу-исполнителю, каждому в пределах его компетенции, принадлежат следующие права :

  • отложение исполнительных действий (ст. 38 Закона);
  • приостановление исполнительного производства (ст. 39-40 Закона).

Суду и должностным лицам службы судебных приставов принадлежит право рассмотрения жалоб на действия судебного исполнителя : постановления, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа (ст. 121 Закона);

Суд рассматривает жалобы на постановления судебного пристава, проверяя их соответствие закону: о возбуждении исполнительного производства (ст. 30), об отложении исполнительных действий (ст. 38): о возвращении исполнительных документов (ст. 46); о розыске или об отказе в розыске должника, имущества или ребенка (ст. 65) и др.

Полномочия по судебному надзору за действиями судебного пристава-исполнителя и исполнением судебных актов осуществляются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Арбитражный суд реализует свои полномочия только в связи с исполнением постановлений, вынесенных арбитражными судами. Исполнительное производство в арбитражном процессе допускает оспаривание решений и действий (бездействий) судебного пристава- исполнителя (ст. 329 АПК). Производство по таким делам осуществляется по правилам, установленным для оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (гл. 24 АПК).

Суды общей юрисдикции осуществляют надзор за исполнением всех иных актов и рассматривают жалобы на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя (ст. 441 ГПК). Вид судопроизводства в данном случае не определен, а правила аналогичны тем, что были установлены ранее ГПК РСФСР (ст. 428 ГПК).

В составе лиц, содействующих исполнительному производству, в настоящее время закон позволяет различать:

Лица, непосредственно исполняющие требования исполнительных документов , упоминаются Законом в ст. 48. Правда, при этом Закон прямо не указывает, кого именно следует относить к их числу.

Из содержания Закона следует, что таким лицом не может быть должник, исполняющий требования исполнительного документа о совершении действий, требующих его личного участия (например, восстановление на работе, выселение и т.п.). Не может относиться к ним и судебный пристав-исполнитель, являющийся в силу ст. 5 Закона органом принудительного исполнения.

Таким образом, в остатке у нас оказываются лица, перечисленные в ст. 7 Закона. Это органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц. К ним, в частности, относятся государственные органы, органы местного самоуправления, банки и иные кредитные организации, эмитенты и реестродержатели, отдельные должностные лица и даже граждане.

Лицами, оказывающими содействие органу принудительного исполнения и лицам, участвующим в исполнительном производстве, в осуществлении ими своих процессуальных полномочий, прав и обязанностей , являются:

1) переводчик; 2) понятые; 3) специалист; 4) оценщик; 5) хранитель арестованного имущества; 6) лицо, осуществляющее реализацию имущества должника (продавец имущества, организатор торгов): 7) органы внутренних дел и другие лица.

Источник: isfic.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин