Получите ответы на вопросы по ликвидации и реорганизации ЮЛ и прекращению деятельности ИП в Регфорума.
Перейти в чат: https://t.me/likv_regforum
Сразу уточним: ЕГРЮЛ не обладает сознанием и волей, а потому в буквальном смысле не может ничего скрывать от кого-то с какой-то целью. А на практике случается, что информация, которая должна содержаться в ЕГРЮЛ, там отсутствует или отражается неправильно. Реоганизацию, не отражаемую в ЕГРЮЛ или отражаемую неправильно предлагается условно называть «скрытой».
Под приведенным заголовком предлагаются ответы на вопросы:
1. Как отражаются в ЕГРЮЛ сведения о реорганизации?
2. Как узнать о реорганизации юридического лица, если в ЕГРЮЛ (в регистрирующем органе по месту нахождения или в федеральной базе) такие сведения не видны?
3. Как действовать для отражения в ЕГРЮЛ сведений о скрытой реорганизации?
1. Как отражаются в ЕГРЮЛ сведения о реорганизации?
Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), который доблестно ведет Федеральная налоговая служба, содержит сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Значит, обращение за информацией к этому ресурсу должно давать возможность получить достоверную и актуальную информацию о состоянии соответствующего юридического лица. Эта информация формируется в ЕГРЮЛ вносимыми в него записями.
Публикация сведений о реорганизации (присоединение) в Вестник государственной регистрации, Федресурс
Содержащуюся в ЕГРЮЛ информацию заинтересованные лица могут узнать путем обращения за выпиской в регистрирующий орган по месту нахождения соответствующего юридического лица или в любые другие регистрирующие органы. В последнем случае, а также при обращении к различным сервисам, например, как на сайте nalog.ru или в приложениях к бухгалтерским программам сдачи отчетности, сведения черпаются из общего электронного информационного ресурса: федеральной базы ЕГРЮЛ. Федеральная база и сведения регистрирующего органа по месту нахождения юридического лица, на практике, увы, в своем содержании относительно конкретного юридического лица могут различаться.
Записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решений о государственной регистрации, принятых регистрирующим органом на основании представленных заявителями в регистрирующий орган документов. Как правило, регистрирующий орган «находится рядом», ведь государственная регистрация проводится в регистрирующем органе по месту нахождения юридического лица и сложностей с отражением сведений о записях в ЕГРЮЛ не возникает. Так происходит при распространенных регистрационных действиях: создании юридических лиц, изменениях в учредительных документах, изменениях в составе участников и руководителей и.т.п.
Сложнее, если представленные заявителем документы предполагают совершение регистрационных действий в отношении двух и более юридических лиц. Так бывает при государственной регистрации реорганизации в форме слияния и присоединения.
В случае проведения реорганизации юридического лица в форме слияния два или более юридических лица прекращают свое существование с возникновением одного нового юридического лица – правопреемника, а в случае присоединения происходит прекращение одного или более присоединившихся юридических лиц с продолжением существования присоединившего их юридического лица. Для таких случаев закон предусматривает особые правила относительно территориального расположения регистрирующих органов, вносящих записи о реорганизации в ЕГРЮЛ:
Особенности оформления документов при государственной регистрации создания юридического лица
— подать документы о начале процедуры реорганизации в форме слияния или присоединения можно в регистрирующий орган по месту нахождения одного из участвующих в реорганизации юридических лиц (определенного решением о реорганизации или последним принявшим решение о реорганизации);
— подавать документы для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации нужно в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, подавшего документы для государственной регистрации начала процедуры реорганизации в форме слияния (такие – изменения появились в 129-ФЗ с декабря 2011 г.)
— для государственной регистрации в форме присоединения документы подаются в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение.
Естественно, участвующие в реорганизации юридические лица могут находиться в сфере деятельности разных регистрирующих органов на просторах нашей Родины.
В силу особого характера ряда сделок на отечественном рынке слияний и поглощений, записи о начале процедуры реорганизации в форме слияния или присоединения или о прекращении деятельности путем реорганизации, в большинстве своем, вносятся регистрирующими органами, находящимися вне и подальше, чем находится место нахождения реорганизуемого юридического лица.
Такие записи, вносимые надлежащими, но отдаленными от места нахождения реорганизуемого юридического лица регистрирующими органами могут:
а) отражаться в ЕГРЮЛ не сразу в день внесения записи, а через некоторое время (измеряемое днями, месяцами и более);
б) не отражаться вовсе.
Причина такого краткого или длительного сокрытия сведений о реорганизации в большинстве случаев – это банальный технический фактор, когда информация не доходит куда надо, и, соответственно, не отражается ни у родного регистрирующего органа по месту нахождения реорганизованного юридического лица ни, тем более, в федеральной базе ЕГРЮЛ.
Ведь как должно быть: при проведении государственной регистрации по началу процедуры реорганизации или прекращению деятельности путем реорганизации регистрирующий орган наряду с бумажным выполнением регистрации с выдачей свидетельств о внесении записей, сообщает информацию о внесенной записи в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица путем отправки ему по их специальным телекоммуникационным каналам связи электронного информационного контейнера. Регистрирующий орган по месту нахождения должен принять информацию, разнести ее у себя в базе и отправить в свое региональное управление для выгрузки на федеральный уровень – для появления ее в федеральной базе ЕГРЮЛ.
А бывает: либо информацию отправили некорректно, либо при поступлении информация не расшифровалась, либо не была замечена, либо на федеральный уровень ее забыли выгрузить, либо при передаче произошел еще какой-то незаметный и необъяснимый технический сбой.
В итоге, если интересоваться состоянием конкретного юридического лица, реорганизуемого в форме слияния или присоединения, то возможны ситуации, когда даже при фактическом нахождении этого юридического лица в состоянии реорганизации или уже состоявшемся внесении записи о прекращении его деятельности путем реорганизации, ни в регистрирующем органе по месту его нахождения, ни в федеральной базе ЕГРЮЛ, нет сведений о реальном состоянии данного юридического лица – о том, что оно прекратило деятельность.
2. Как узнать о реорганизации юридического лица, если в ЕГРЮЛ (в регистрирующем органе по месту нахождения или в федеральной базе) такие сведения не видны?
Посторонние лица, заинтересованные в получении информации о состоянии юридического лица, например, его кредиторы, могут отслеживать и сопоставлять другую доступную информацию, чем «Сведения, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц» и получать в результате самостоятельно проводимого анализа собранной информации представление о состоянии юридического лица. Тут пригодиться могут два сервиса из серии «Проверьте, не рискует ли ваш бизнес?» на сайте nalog.ru.
1) Сервис «Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20 % уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации» (www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr) позволяет получить информацию о наличии в журнале Вестник государственной регистрации – официальном издании для опубликования сведений юридических лиц, публикаций о реорганизации, проводимой соответствующим юридическим лицом: если такая публикация есть, значит, очень велика вероятность, что в ЕГРЮЛ уже внесена запись о начале процедуры реорганизации с участием данного юридического лица, поскольку публикации должны делаться только после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.
Из текста публикации можно узнать, где проводится реорганизация, какая организация предполагается правопреемником и в какие сроки возможно завершение реорганизации.
2) Сервис «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации» (service.nalog.ru/uwsfind.do) сообщает о представленных в отношении данного юридического лица в течение года документах для государственной регистрации и принятых по ним решениях.
Там можно увидеть, что было представлено заявление формы Р12003 – если принято решение о регистрации, значит, в ЕГРЮЛ внесена запись о начале процедуры реорганизации с участием данного юридического лица. Или заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица формы Р16003 – если принято решение о регистрации по такому заявлению, значит, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности соответствующего юридического лица путем присоединения.
Правда, в самом деле, пресловутый технический фактор проявляется и в работе «Сервиса о представленных документах. »: там порой нет информации о подаче Р12003 относительно всех участвующих в реорганизации юридических лиц, а может быть указана эта информация только по юридическому лицу, подававшему данную форму.
Также при подаче форм Р16003 в некоторых регистрирующих органах информация в этом сервисе отражается избирательно: вначале с даты подачи формы и до даты внесения записи о регистрации, информацию можно увидеть путем введения в поле для запроса ОГРН присоединяемого юридического лица, а после принятия решения о регистрации по форме Р16003 информация по ОГРН присоединяемого перестает показываться, зато становится видна при введении ОГРН присоединяющего юридического лица – правопреемника.
3. Как действовать для отражения в ЕГРЮЛ сведений о скрытой реорганизации?
Более заинтересованным лицам, например, участникам юридического лица или руководителю, в случае отсутствия в ЕГРЮЛ сведений о проводимой, а особенно, проведенной реорганизации, гораздо сложнее. Ведь им обычно мало знать о том, что реорганизация проведена, им необходимы официальные документы, подтверждающие факт внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи, а главное – признание факта проведения реорганизации регистрирующим органом (налоговым органом) по месту нахождения юридического лица и отражение сведений о реорганизации в федеральной базе ЕГРЮЛ.
Дело в том, что родной регистрирующий орган (налоговый орган) часто игнорирует предъявляемые ему документы о состоявшейся реорганизации, которые в установленном порядке выданы регистрирующим органом по месту регистрации прекращения деятельности данного юридического лица путем реорганизации, указывая, мол, у нас таких данных нет, ваше юридическое лицо действующее. В результате прекратившему свою деятельность юридическому лицу направляются требования об уплате штрафов за не сдачу отчетности, начисляются пени и проводятся налоговые проверки.
Конечно, можно дойди до суда и доказать правоту реорганизованного юридического лица, однако, обращение в суд, увы, дело хлопотное и длительное.
Простым и доступным средством тут оказывается обращение в регистрирующий орган с соответствующим заявлением, в котором сообщается о состоявшейся реорганизации с приложением подтверждающих документов и высказывается просьба отразить соответствующие сведения в ЕГРЮЛ надлежащим образом.
Аргументация такая: ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом и должен содержать сведения о реорганизации юридических лиц (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). ЕГРЮЛ ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами.
Территориальные налоговые органы составляют единую централизованную систему (Правила ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (ред. от 22.12.2011) и ст. 2 Закона «О налоговых органах Российской Федерации»).
Отсюда следует вывод, что лицо, заинтересованное в отражении в ЕГРЮЛ достоверной информации о состоянии реорганизованного юридического лица вправе обратиться как в регистрирующий орган, вносивший соответствующую запись, так и в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица.
Для заинтересованного лица (участника, руководителя) важно обращение именно в регистрирующий орган по месту нахождения реорганизованного юридического лица.
Подготовьте документы для ликвидации ООО или ИП на Регфоруме
Так как из-за отсутствия информации о проведенной реорганизации именно у этого регистрирующего органа, а следом и у территориального налогового органа и возникают претензии к заинтересованным лицам относительно выполнения несуществующих обязательств прекратившего деятельность юридического лица.
Формальным основанием для такого обращения является Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: в соответствии с данным законом граждане вправе обращаться в государственные органы в том числе, с просьбами о содействии в реализации их прав. Положения данного Закона, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2012 г. № 19-П применяются и к отношениям с участием юридических лиц.
После того, как опубликуются и вступят в силу, можно будет ссылаться на положения:
— Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по осуществлению личного приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденного Приказом Минфина России от 15.02.2012 N 25н;
— Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного Приказом Минфина России от 22.06.2012 N 87н.
В случае отсутствия положительного ответа можно подать жалобу в управление Федеральной налоговой службы по субъекту федерации или непосредственно в ФНС России.
Таким образом, даже в случаях, когда ЕГРЮЛ по техническим причинам скрывает сведения о проводимой или проведенной реорганизации о ней можно узнать и побудить регистрирующий орган отразить сведения в ЕГРЮЛ надлежащим образом.
Источник: regforum.ru
Проверить дату государственной регистрации юр лица (организации) по ИНН
Жизнедеятельность коммерческой организации умещается между двумя датами: открытие и закрытие (ликвидация). Сколько времени компания сможет сохранять свои позиции на рынке — зависит от стратегического мышления ее руководителя. Некоторые работают десятилетиями, а иные закрываются в первый же год.
Предприниматель должен проявлять осмотрительность и проверять контрагента на стаж в экономическом секторе. Быть может, организация только вчера появилась, а уже сегодня просит у вас товар на реализацию. Чтобы сберечь материальные ценности и капиталы, смотрите дату регистрации ООО. ПРоявляйте осмотрительность при работе с новичками, никто не застрахован от действий мошенников.
Что понимают под датой регистрации организации
Дата регистрации ООО — это день внесения записи в реестр ЕГРЮЛ о постановке на налоговый учет коммерческой организации (п. 2 ст. 51 ГК РФ/п. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП»). Самостоятельно выбрать дату собственник компании не может.
Инспектор ИФНС обязан зарегистрировать ООО в течение 3 дней с момента получения полного пакета документов. Когда он успеет это сделать, неизвестно. Может завтра, а может послезавтра.
Стоит отметить, что в процессе открытия организации, учредитель(и) подписывает ряд обязательной документации:
- Устав организации.
- Протоколы собрания.
- Договор об учреждении (доли, ответственность и прочее).
Здесь тоже есть даты, которые могут быть совершенно разными, и они никоим образом не относятся к регистрации. Так как на момент подписания бумаг ООО находилось в стадии зарождения, оно не может считаться действующим. Только после записи в ЕГРЮЛ компания признается созданной. Следовательно, дата регистрации юридического лица — это не создание устава, а получение свидетельства из реестра ЕГРЮЛ.
Как узнать дату регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя
Вы можете совершенно законно узнать дату регистрации ЮЛ или ИП по ИНН, так как информация обо всех коммерческих организациях является открытой, а с 2011 г. предоставляется любому заинтересованному лицу через Интернет, в рамках федеральной программы «Открытое государство». Сведения хранятся в электронной базе ИФНС, а доступ к ним разрешен через официальный сайт Налоговой инспекции nalog.ru.
В качестве альтернативы можете использовать наш веб-ресурс. Агрегатор собирает сведения о юридических лицах и предпринимателях из более чем 30 открытых источников, включая ИФНС, и открывает их на одной странице в карточке контрагента. Пункт «Зарегистрировано: 00.00.0000». Здесь у вас есть возможность заказать выписку из ЕГРЮЛ (она загружается из банка данных ИФНС, формат файла — pdf).
Информация об ООО в выписке отображается в таблице следующим образом: сначала подраздел «Наименование», затем «Место нахождения и адрес юрлица», потом «Сведения о регистрации». Данные о регистрации, чаще всего, включают в себя способ образования компании, ОГРН и дату регистрации. Вот эта дата вам и нужна.
Почему важно знать дату присвоения компании ОГРН
В момент постановки на учет в качестве корпоративного налогоплательщика каждому ЮЛ и ИП присваивается Основной государственный регистрационный номер — ОГРН. Он состоит из 13 знаков для ООО, и 15 — для ИП. Дата присвоения ОГРН у большинства компаний и есть датой регистрации организации в реестре ЕГРЮЛ. В этом длинном номере зашифрована следующая информация: в каком региональном отделении ИФНС поставили ЮЛ/ИП на учет, а также год внесения сведений в базу данных.
Проверка контрагента по ОГРН — простой способ убедиться в том, что вы не будете сотрудничать с фиктивным предпринимателем или фирмой-однодневкой. А дата регистрации организации позволит вам оценить стаж компании в частном секторе экономики. Самые стойкие прошли критический порог в 10 лет, который не могут переступить 90 % компаний. Такие контрагенты достаточно надежны, с положительной историей.
А новички, как правило, приходят на рынок без опыта работы в коммерции, что может доставить вам одни беспокойства. Иные вовсе регистрируются для воплощения в реальность мошеннических схем. Поэтому свежая дата регистрации ИП или ЮЛ должна вас насторожить.
Где организации проходят регистрацию
Встать на учет в качестве корпоративного налогоплательщика можно в местном (региональном) отделении ИФНС. Организации вправе регистрироваться по договору аренды помещения (офиса), а ИП исключительно по месту постоянной прописки, на основании паспортных данных. Первые оплачивают госпошлину 4000 руб., а предприниматели 800 руб. По окончании регистрации и формирования ОГРН сгенерированные сведения о новом предприятии вносятся в базу ЕГРЮЛ. Если в будущем налогоплательщик сменит вид деятельности, название, или проведет другие реформы, то все они будут отображены в реестре ЮЛ и доступны заинтересованным лицам в форме выписки.
В рамках федеральной программы «Открытое государство» вы можете узнать дату регистрации юридического лица по его ИНН. Это позволит вам оценить стаж деловой активности предприятия и принять стратегическое решение о партнерстве, или наоборот — об отказе в компаньонских отношениях. Такой способ анализа также подходит инвесторам, пайщикам и кредиторам.
Наш веб-сервис собирает информацию из более чем 30 ведомственных открытых источников и открывает ее вам на одной странице, что очень удобно для комплексной проверки (суды, долги, госконтракты и прочее). Также это экономит ваше время. Поверяйте контрагента через наш сервис — это быстро и практично.
- Удобство использования — четкое и структурированное представление ключевых данных контрагентов
- Анализ связей — узнайте больше о деятельности вашего поставщика или конкурента, изучив аффилированные организации
- Официальные данные — мы публикуем открытую и общедоступную информацию только из официальных источников
- Ежедневные обновления — информация из баз ФНС (ЕГРЮЛ и ЕГРИП) обновляется ежедневно
- Полностью бесплатно — доступ ко всему функционалу портала полностью бесплатен и не требует регистрации
- API — интеграция данных ФНС, Росстата, ФССП, ФАС и Генпрокуратуры в ваши информационные системы
Источник: innproverka.ru
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Как известно, правоспособность и дееспособность юридического лица возникает с момента его создания. В соответствии с ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, как правило, в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (рис. 2.8).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – это деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, связанная с внесением в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.
Законодательно определен порядок осуществления каждого из перечисленных действий с указанием сроков, правил подачи документов, порядка принятия решений и выдачи подтверждающих документов.
В качестве примера рассмотрим административные процедуры, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их создании.
Рис. 2.8. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и большинства видов организационно-правовых форм юридических лиц осуществляется ФНС России и ее территориальными органами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
- • заявление о государственной регистрации;
- • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
- • учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
- • документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ .
Документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Решение об отказе в государственной регистрации допускается при наличии одного из оснований, предусмотренных в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в том числе:
- • непредставление заявителем определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов;
- • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
- • подписание заявления о государственной регистрации неуполномоченным лицом;
- • несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона;
- • поступление в регистрирующий орган в течение срока, установленного для государственной регистрации, судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя, содержащих запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;
- • наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Этот реестр для всеобщего ознакомления.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.
Регистрирующий орган в целях реализации принципа «одного окна» в срок не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации направляет сведения о зарегистрированном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей, а также в иные государственные органы.
Для некоторых организационно-правовых форм юридических лиц законодательством определены иной порядок регистрации и уполномоченные органы. В частности, в особом порядке осуществляется государственная регистрация:
- – общественных объединений (Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);
- – кредитных организаций (Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);
- – торгово-промышленных палат (Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»).
Источник: studme.org