Такси может быть самозанятым

С 1 сентября 2023 года вступают силу основные положения нового федерального закона 580-ФЗ. Он был подписан еще в конце прошлого года и призван отрегулировать деятельность агрегаторов такси.

Какие изменения ждут, в связи с этим пассажиров и водителей? Какие новации вводятся, и с какими трудностями могут столкнуться таксисты после 1 сентября?

Почему был принят новый закон о такси?

Сегодня в России, пожалуй, трудно найти таксопарки в их прежнем виде, когда водителей официально принимали на работу, выдавали автомобиль, заранее проверенный автомеханиками, проводили медосмотры… Сейчас правят бал в основном агрегаторы такси. Именно они обеспечивают развитие пассажирских перевозок, сделав услуги такси доступными многим жителям России.

Однако есть и обратная сторона медали. Деятельность агрегаторов такси до последнего времени была не урегулирована законодательно. Она оставалась, своего рода, серой зоной, давая тем самым возможность для различного рода злоупотреблений и нарушений.

Может ли госслужащий стать самозанятым в такси?

Что даст новый закон?

Новый закон о такси, который вступает в силу с 1 сентября 2023 года, призван урегулировать работу агрегаторов, а также их правоотношения с водителями и пассажирами.

«Грядущие нововведения необходимы для обеспечения безопасности пассажиров и выведения рынка такси из тени», — считает министр транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области Сергей Иващенко.

Закон прежде всего направлен на обеспечение защиты интересов пассажиров и перевозчиков легковым такси, отмечают в Министерстве.

Какие изменения ждут водителей такси с 1 сентября 2023 года?

Прежде всего, официально работать в такси теперь сможет далеко не каждый желающий .

Кто сможет работать в такси?

Согласно новому закону 580-ФЗ у тех, кто хочет таксовать, есть три варианта официального оформления на выбор:

• работать по найму, заключив трудовой договор,
• зарегистрировать ИП,
• стать самозанятым.

Однако у самозанятого должен быть договор с одной из служб заказа такси, так как, в отличие от ИП, он не может заниматься перевозками сам по себе.

А вот водитель в статусе ИП, как и прежде, сможет работать либо на себя, либо на службу заказа, заключив с ней договор.

Какие еще ограничения ждут таксистов?

Оговаривая правовые формы, законодатель вводит также ограничения для работы в такси тем, кто ранее совершал определенные преступления или правонарушения.

В частности, к перевозкам пассажиров не должны допускаться водители:

✓ с непогашенной или неснятой судимостью за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабёж, разбой, похищение и прочее (ст. 328.1 ТК РФ).

✓ у которых более 3-х неоплаченных административных штрафов за нарушение ПДД за день до перевозки.

✓ которых лишали водительских прав или подвергали аресту за нарушение ПДД более одного раза за год.

✓ которые не прошли аттестацию.

«Последний пункт самый простой, но и наиболее спорный. Ведь аттестация подразумевает, что водители должны будут знать транспортную инфраструктуру, региона или населенного пункта, где работают. Предполагается, что они должны помнить, где находятся больницы, поликлиники, образовательные учреждения, даже достопримечательности», — говорит обозреватель Агентства Top-RF.ru Андрей Михайлов.

Как стать самозанятым в такси и выгодно ли это?

Конечно, опытные таксисты и так могут подрабатывать гидами, но молодым или иногородним может быть довольно сложно.

Для работы в такси теперь нужно разрешение

Еще одна важная новация – необходимость получения разрешения на перевозку пассажиров и багажа.

! Заниматься перевозками в такси с 1 сентября 2023 года можно будет только при наличии соответствующего разрешения . Оно необходимо абсолютно всем таксистам независимо от статуса: юрлицам, ИП и самозанятым. Всех таксистов, получивших разрешения, внесут в реестр перевозчиков.

! До подачи заявления на выдачу разрешения, необходимо включить в реестр автомобилей такси сведения об используемой машине .

После 1 сентября 2023 года разрешения на работу в такси будут выдавать бесплатно на всей территории России.

Предполагается, что самозанятые, ИП и компании смогут получить разрешения в электронном виде, подав заявку в МФЦ или через сайт «Госуслуги». Юрлицам и предпринимателям разрешение выдается на срок не менее, чем 5 лет. Самозанятому оно может быть выдано сроком на 5 лет или менее.

Как будет работать новая схема?

Предполагается, что службы заказа такси будет передавать заказы водителю только в том случае, если

• Сведения о водителе есть в реестре перевозчиков;
• Сведения о машине есть реестре автомобилей;
• Профессиональную деятельность водителя не ограничена правилами.

Проверять водителей по реестрам службы заказа должны ежедневно.

Ответственность с водителями разделят службы заказа такси

Новый закон 580-ФЗ обяжет водителей такси, в том числе самозанятых, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков . Он в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов. Соответственно, расходы у водителей возрастут.

Читайте также:  Как узнать ИП адрес компа

! Кроме того, службы заказа такси будут нести совместную ответственность с водителями за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если этот ущерб не покрывает ОСАГО.

Какие трудности могут возникнуть у такси с 1 сентября 2023 года

Основные проблемы по введению в жизнь положений нового закона пока видятся в том, что многие водители не захотят или не успеют вовремя получить разрешения на работу в такси.

такси

«Соответственно, поначалу может возникнуть нехватка водителей. Из-за повышенного спроса на свободные машины могут вырасти цены на перевозки. Впрочем, надо надеяться, что положение придет в норму, когда большее число водителей будут получать разрешения на работу», — считает обозреватель Агентства Top-RF.ru Андрей Михайлов.

Заключение

С 1 сентября 2023 года вступают в силу основные положения нового федерального закона о такси №580-ФЗ.

«Документом вводится регулирование деятельности агрегаторов, их правоотношений с перевозчиками легковым такси и пассажирами», — говорится в сообщении пресс-службы Минтранса России.

Также распределяется ответственность участников перевозки за ущерб, причиненный в результате ДТП, создается правовая основа для работы самозанятых в отрасли.

Источник: top-rf.ru

Аренда такси для самозанятых

Налоговый режим на доход за выполнение профессиональной деятельности, который стал доступен всем гражданам, позволяет оформлять самозанятость и работать по любимому виду деятельности, не переживая за санкции и штрафы. Этот режим значительно повлиял на разные сферы, не исключением стала и работа в такси. Агрегатор Яндекс.Такси позволяет легально работать самозанятым. Ниже ответим на вопросы, как стать сотрудником и нужна ли для этого лицензия.

Для кого доступен налоговый режим «самозанятый»

  • имеет гражданство РФ;
  • является физическим лицом или ИП;
  • имеет за год суммарный доход менее 2,4 млн. рублей;
  • не занимается наймом сотрудников;
  • поставляет продукцию или предлагает услуги собственного производства.

Аренда такси

Что нужно самозанятому, чтобы получить лицензию для такси

Так как перевозка людей в своем авто относится к предпринимательской деятельности, ее можно выполнять только при наличии лицензии. Согласно законодательству РФ, разрешение выдается только ИП и юр. лицам. О самозанятых в законе не говорится, поэтому для получения доступа к такси нужно воспользоваться услугами надежного посредника.

В Москве такие услуги предлагает крупнейший российский агрегатор Яндекс.Такси. Он имеет таксопарки с лицензией, где предоставляются транспортные средства разного класса в аренду. Такая возможность остается единственным способом заняться извозом пассажиров легально. Аренда такси для самозанятых позволяет выйти на линию уже в день подписания договора о сотрудничестве.

Что нужно водителю для работы в такси

Согласно действующему законодательству, самозанятые граждане не имеют права работать на условиях трудового договора, поскольку в этом случае между работодателем и водителем возникают трудовые отношения. Такая форма противоречит самозанятости и подписанному налогу на профессиональный доход.

Начать официально работать в агрегаторе без соглашения могут только автолюбители, которые заключили договор с таксопарком, представляющим интересы агрегатора. Для этого подписывается договор, на основе которого водитель перевозит пассажиров за установленное вознаграждение.

С помощью договора-оферты, который предлагают крупные агрегаторы, водитель может заключить аренду такси для самозанятых в Москве с любым таксопарком. Это можно сделать через приложение или в офисе. После подписания договора автолюбитель имеет законное право заниматься извозом пассажиров и их личных вещей.

Как работают самозанятые в Яндекс.Такси

Агрегатор Яндекс.Такси предлагает самозанятым множество возможностей и ставит выгодные условия сотрудничества на арендуемой машине. Благодаря удобному мобильному приложению автолюбитель может моментально получать заказы от пассажиров.

Чтобы официально устроиться на работу, нужно:

  • установить на смартфон мобильное приложение «Таксометр»;
  • пройти регистрацию, указать номер мобильного;
  • выбрать в приложении пункт «Стать водителем-партнером»;
  • скачать на смартфон приложение «Мой налог», верифицироваться;
  • синхронизировать приложения «Мой налог» и «Таксометр»;
  • в приложении «Таксометр» изучить правила, подтвердить согласие на работу.

После выполнения каждого пункта автолюбитель может взять в аренду транспортное средство любого класса и начать осуществлять деятельность. За формирование чеков и отправку их в контролирующий орган отвечает мобильное приложение «Таксометр». Условия аренды, процент налога и комиссии можно узнать на сайте агрегатора.

Такси для самозанятых

Плюсы трудоустройства самозанятым в Яндекс.Такси

Автолюбитель, начиная работать в компании в роли самозанятого, получает много выгод:

  • низкую налоговую ставку — водитель отчисляет 6% и 4% от официального заработка при обслуживании юридических и физических лиц соответственно;
  • налоговый вычет, который можно вернуть после отчетного периода — к возврату подлежит сумма до 10 000 рублей;
  • оплата налогов проходит только в случае получения заработка — если водитель по личным причинам не выходит на линию и не берет авто в аренду, налог не рассчитывается, проценты не собираются;
  • не нужно использовать кассу — по законодательству пользоваться кассой должны только те водители, которые оформили ИП;
  • учет дохода и отчетность составляются автоматически — благодаря мобильному приложению «Мой налог»;
  • выход на линию в любое время — компания позволяет работать в такси даже в качестве подработки, для этого можно брать ТС в аренду или использовать личное авто.
Читайте также:  ИП торгует пивом какая отчетность

Таким образом, самозанятые граждане могут перевозить пассажиров и брать транспортные средства в аренду без лицензии. Для этого достаточно подписать соглашение с таксопарком. Крупные агрегаторы в виде Яндекс.Такси дают возможность зарабатывать, предлагая в аренду подготовленные машины. Чтобы получить доступ, достаточно скачать приложение «Таксометр» и пройти официальную регистрацию, следуя подсказкам.

Источник: taxi-planet.ru

Несудимый, самозанятый, с шашечками: в пяти карточках объясняем суть нового закона о такси

Госдума приняла в окончательном третьем чтении новый закон о такси. Он бьет по многим болевым точкам, например, разрешает работу агрегаторов с водителями-частниками. При этом эксперты сомневаются, что в реальности закон улучшит качество услуг, притом что есть риск их подорожания. Обсуждения закона шли очень долго (вот, например, инициатива 2016 года), и сам по себе финиш проекта выглядит маленькой победой. Основные положения вступят в силу 1 сентября 2023 года, а ниже — разбор главных тезисов.

Показать предыдущие
Агрегаторов вывели из тени, самозанятым разрешили таксовать

Одно из главных достижений закона — появление понятия «служба заказа такси» и сопутствующего пакета норм. Это не позволит агрегаторам прятаться за вывеской «информационного партнера», который просто перенаправляет данные от пассажиров водителя и обратно, не принимая на себя ответственности. К службам заказа предъявляется целый список требований и создаются реестры (из которых можно вылететь). Именно службы заказа будут оценивать водителя по критериям и проверять, что он соблюдает в процессе работы (как именно — вопрос отдельный).

Водителям, в свою очередь, разрешили быть самозанятыми, то есть извоз на частной машине легализуется при соблюдении ряда требований. По сути, закон пытается упорядочить новую реальность, возникшую с распространением онлайн-сервисов такси, которые практически вытеснили старую схему с таксопарками и наемными водителями.

Но в законе остались «рудименты», например, требование о предсменном и послесменном медосмотре, который в случае с самозанятыми таксистами выглядит практически неисполнимым. Обсуждалась идея дистанционного контроля с помощью алкотестеров и датчиков усталости, и есть даже законопроект, регламентирующий такую процедуру, но, насколько это реализуемо на практике, сказать сложно. Остался в законе и бумажный путевой лист, хотя современные приложения позволяют формировать и хранить его электронный аналог.

За передачу заказов водителям, не имеющим разрешения, агрегатор может лишиться права на работу, если количество прецедентов превышает 10, или 0,01% от общего числа. Эта норма должна стать главной гарантией того, что агрегатор будет избегать «левых» водителей (то есть не подходящих по критериям). Тем более за нанесенный ими ущерб отвечать придется именно службе заказа такси, тогда как для официальных водителей распределение ответственности иное — подробнее об этом ниже.

Агрегаторы понесут ответственность (но ограниченную)

Гибкая система онлайн-такси удобна пассажирам, за исключением случаев, когда что-то пошло не так. Новый закон обязывает службы заказа нести ответственность, что преподносится как главное достижение закона, но есть как минимум три причины для скепсиса.

Во-первых, в общем случае ответственность является субсидиарной (а не солидарной). Говоря простым языком, первым в очереди на взыскание компенсации стоит водитель такси, и только если он не погасит весь долг, клиент имеет право предъявить ущерб агрегатору. Это как минимум растягивает сроки тяжб, а по факту отгораживает агрегаторов от клиентов. Для сравнения, в ДТП с автомобилями юрлиц и наемными водителями за рулем действует солидарная ответственность, то есть пострадавший может предъявлять претензии как к водителю, так и к его работодателю (владельцу автомобиля). В случае с такси солидарная и полная ответственность наступают, если, например, от лица компании выступает таксист, не имеющий разрешения.

Во-вторых, ответственность агрегаторов ограничена ущербом, причиненным имуществу или здоровью пассажиров, но не других участников движения. Последнее время серьезной проблемой являются ДТП с таксистами, у которых полиса ОСАГО или нет, или он подложный, но здесь взыскание ущерба идет в общем порядке (а он очень непрост).

Читайте также:  Как сделать фиктивное ИП

В-третьих, у агрегатора остается возможность взыскать компенсацию ущерба с таксиста-виновника, то есть службы заказа выводятся за рамки «круговой поруки». Это плохо, например, тем, что не возникает реальной мотивации тщательно проверять водителей, ведь в крайнем случае львиная доля ответственности ляжет на последних.

Юрист компании «Форлекс» Николай Попов считает, что необходимость менять правила игры такси назрела давно, но закон не решает всех проблем:

— То, что в этой сфере был юридический бардак, нет никаких сомнений, — говорит он. — И закон вводит довольно понятные требования к водителям, а также региональный реестр перевозчиков, федеральную информационную систему легковых такси. Но после детального ознакомления с законом у меня сложилось впечатление, что изменения не направлены на защиту интересов именно пассажиров. Да, есть косвенное влияние, но, например, служба заказа такси несет ответственность за причиненный вред только при наличии определенных условий.

Он отмечает, что в законе есть понятная иерархия участников процесса: водитель, перевозчик и служба заказа. Первый непосредственно крутит баранку, второй владеет транспортом, третий обеспечивает поток клиентов. При этом в случае с частниками водитель и перевозчик являются одним лицом.

— Исходя из всех изменений, организации, которые занимаются перевозкой, но юридически себя позиционируют как агенты, будут «химичить», так как рынок диктует свои условия, — добавляет Николай Попов.

Машина почти любая, водитель — нет

Цвет автомобилей в законе не оговаривается (одно время обсуждались желтый и белый), но они должны иметь шашечки в виде цветографических схем и оранжевый фонарь на крыше. В салоне необходимо размешать информацию о перевозчике и водителе. В финальную версию закона не прошло требование использовать для перевозки только российские автомобили, тем более сейчас граница между отечественным автопромом и китайским стремительно стирается (какова национальность, например, «Москвича»?) Не будет ограничений и по возрасту машин.

Водитель может быть как самозанятым (подробнее об этом), так и ипэшником либо же заключить с компанией трудовой договор. Он обязан иметь минимум два полиса: страхования жизни и имущества пассажиров (обязателен для перевозчиков), а также ОСАГО. Последний пункт является серьезным обременением, поскольку максимальные тарифы для таксистов вдвое больше, чем для частников: сейчас базовая ставка достигает рублей. Если, например, таксисту 23 года и в прошлом году у него было ДТП, стоимость страховки составит порядка 137 тысяч рублей.

Запрещено нанимать водителей с судимостями за насильственные преступления. В стоп-лист попали и лишенники-рецидивисты: если водитель в течение года после первого возврата прав снов попал под лишенческую статью, работать в такси он не сможет. Приостановят разрешение за три непогашенных штрафа, но после их оплаты можно будет восстановиться на работе. А за систематическое нарушение требований таксистское разрешение аннулируется совсем.

Интересно звучит требование сдавать экзамен по «географии» города: кто и как будет контролировать глубину таких познаний, неясно.

Агрегаторы создадут региональные представительства

Одна из сложностей общения с агрегаторами такси — их виртуальный характер. Побороть эту проблему предполагается за счет создания региональных представительств, правда, только если компания выводит на линию более 4000 автомобилей в сутки. Создать такое представительство компания должна в срок не более 30 суток после того, как число машин превысило указанный порог. Впрочем, из закона не очень понятно, чем именно будет заниматься представительство и какую пользу оно принесет клиентам.

Цены могут возрасти, качество — не факт

Юрист компании «Форлекс» Николай Попов считает, что перед рынком такси сейчас встанет сложная дилемма:

— Либо существенно повысить оплату за перевозку и сделать всё максимально прозрачным, либо оставить всё по-прежнему. Второй вариант означает, что перевозчики будут эксплуатировать водителей и пытаться всячески уклониться от работы по-белому, то есть опять будут называть себя агентами, а от водителей требовать, чтобы они были самозанятыми или предпринимателями.

Другими словами, закон хоть и подразумевает полный контроль организатором перевозок над водителями, на деле оставляет слишком много серых зон, которые при определенной изобретательности агрегаторы могут обернуть в свою пользу.

— Думаю, закон повлияет на стоимость поездки и осложнит организацию работы, но шаг все-таки сделан в верном направлении, — добавляет Николай Попов. — Но таких шагов придется сделать еще много.

Впрочем, повышение безопасности в принципе не бывает бесплатным, и теперь вопрос в том, улучшится ли она на самом деле или взлетят только цены.

Источник: 53.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин