Театр это искусство или шоу бизнес

Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создаёт эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные философские вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.

На протяжении веков функции театра не менялись, но в разные эпохи на определённые из них делались акценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационные процессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса.

Хотя театр и боролся против всякого рода бюрократических или идейных ограничений, всегда существовали различного рода регулирующие институты, направляющие культурную жизнь, что-то поощряющие, что-то ограничивающие, а зачастую и подавляющие.

Если заглянуть вглубь веков, то можно найти много свидетельств того, что государство и церковь с одной стороны поддерживали театральное искусство, а с другой запрещали те направления, которые не соответствовали их идеологии. Позднее эти функции всё больше стали перехватываться рынком.

Масяня. Эпизод 19. Шоу-бизнес

Имущая часть населения не редко оказывала давление на театрального художника. Один из ярких примеров тому – отказ Московского Художественного театра в начале XX века от намерения быть общедоступным.

«Доходный «кассовый» и целевой «массовый» зритель оказались практически разделены на два отчётливых потока и чтобы обеспечить выживание театра за счёт притока первого надо было ограничить приток второго и соответствующим образом строить репертуар».

В этих условиях возникает трудная дилемма между свободой творчества и зависимостью от коммерческого успеха. Хорошо известно, что на рынке преуспевающими могут оказаться создатели далеко не лучшей продукции, которая пришлась по вкусу широкой публике. Так рынок, освобождая от какой бы то ни было идеологической диктатуры, ставит искусство в сильнейшую зависимость от коммерческого спроса.

Советский режим мог создать все условия для творчества художника, поощряя его морально и материально. Но мог и наоборот лишить возможности работать, подвергнуть гонениям, репрессировать.

В сегодняшней России предприниматель, менеджер выступает проводником между художником и публикой. Он диктует условия творчества. От шкалы его ценностей, как художественных, так и материальных зависит качество и судьба, создаваемой художественной продукции.

Нынешний художник же, приобретя свободу, поставлен в крайне трудные условия. Его творчество должно не только обладать художественными достоинствами, оно ещё должно быть конкурентно способным.

В такой ситуации изучение социальных проблем театра приобрело особую актуальность. Частные разделы социологического изучения театра – социология драмы, социология актёра, социология зрителя, социально-экономические проблемы театрального искусства синтезируются в исследовании социальных функций театра как социокультурного института.

Классика Голливудского Кино: «Нет бизнеса лучше, чем шоу-бизнес» (1951)

От того как будет развиваться театр, в известной мере зависит будущее других искусств, а как следствие, будущее нашего общества в целом.

В России само понятие «театр как социальный институт» на мой взгляд не утратило своей актуальности, потому я и выбрала эту тему для своей курсовой работы. Но сегодня театр переживает труднейший момент в своей истории. Существует множество мнений, что сегодня мы наблюдаем закат русского психологического театра, рождённого в конце позапрошлого века. Я с этим не согласна.

Безусловно, что телевидение, кино, шоу-бизнес, которые рентабельнее и более популярны у массового зрителя сегодня серьёзно потеснили театр, а может и вовсе вытолкнули его на обочину дороги. И для того, чтобы театр снова встал на ноги, выполняя все свои социальные функции, он нуждается как в государственной, так и в общественной поддержке. Вопрос только в том, когда театр дождётся этой поддержки? Когда государство и современное общество обратит внимание на «праздник всех искусств» (И. Гете)?

Но театры уже учатся самостоятельно жить в рынке, с трудом, но они выживают. А раз театр существует, то он влияет на сегодняшнее общество, потому что только театр, а не телевидение, кинематограф или шоу-бизнес остаётся хранителем ценностей. Я имею в виду настоящий театр, театр, который несёт ответственность за своё искусство.

1.1 Социальная значимость театра

Каков сегодня социальный адрес театра? Как определить его социально-эстетические функции? Каковы роль и место театра в системе художественного воспитания и формирования личности?

Важно отметить, что театр сегодня разный. Ряд театров ориентирован на изысканную элитарную аудиторию, на подготовленного зрителя, способного оценить эксперементальные решения и экстравагантные новшества. Есть театры, стремящиеся к непременному успеху у массового зрителя. У сегодняшнего человека есть выбор социально-культурного поведения, а у сегодняшнего зрителя есть выбор театра.

Читайте также:  Как создать Телеграмм канал в Айфоне для бизнеса

Можно рассматривать многообразие театров, как обновление и прогресс в театральной жизни, можно и как разрушение сложившихся театральных традиций.

По закону времени художественно-ценные произведения с годами не теряют своей значимости, продолжая оставаться объектами эстетического наслаждения и давая почву для произростания новых талантов. Незначительные же или вовсе бесталанные уходят в лету, не оставив после себя ничего, даже при условии, что имели когда-то коммерческий успех или сиюминутный успех у публики.

Но что может оставить после себя спектакль? Он не может подорожать, как полотна художников по прошествии времени, его не увидят будущие поколения в том самом виде, какой он сегодня. Как отразится во времени когда-то созданное уникальное художественное произведение?

Специфика психологической атмосферы театра, энергетический обмен актёра и зрителя, массовость восприятия и непосредственная спонтанность реакции публики даёт основания утверждать, что театр воздействует на общественное мнение и вообще связан с жизнью общества более других видов искусств.

В театре личность овладевает системой ролей, усваивает социальные стереотипы и осознаёт общественный смысл своих действий. Театр – средство социальной ориентации, потому что именно эмоционально-творческий характер восприятия, помогает зрителю использовать полученную театральную информацию в арсенале жизненного опыта. Человек получает наглядный урок того, как можно и как нельзя выражать свои чувства, как должно поступать в той или иной ситуации. Так с помощью отождествления себя с героем, зритель ставит себя в сравнение с носителем социальных норм, у него появляется стимул приблизиться к нравственному идеалу. Через чувство свободного выбора, эстетическое наслаждение и творческую активность зритель даёт свою оценку множеству вариантов человеческого поведения.

«Соединяя в себе и используя возможности нескольких искусств, театр аппелирует ко всему объёму человеческих эмоций, переживаний, аффектов, ко всей совокупности человеческих чувств и способностей. Он требует от «третьего участника спектакля» – зрителя (К.С. Станиславский) соучастия и высокого уровня развития воображения. Характерный для театра высокий объём внимания и избирательности, отсутствие жёсткой организации восприятия и принудительной точки зрения обуславливают способность его к актуализации творческих потенций личности зрителя».

Концентрация смысла в драме предельна, и соответственно, зритель получает концентрированный жизненный опыт, переживая за один вечер ряд человеческих жизней. При этом сохраняется форма непосредственного житейского происшествия, ведь всё происходящее в театре наглядно, конкретно и разворачивается прямо на глазах у зрителя.

Но эта жизнь находится в сфере «театральной реальности», она слегка отодвинута, отделена от публики, в ней нет мелочей и случайностей будничной жизни, она подаётся крупным планом, всё это и превращает спектакль в разновидность «социального эксперимента». В итоге зритель осознаёт то, что не всегда может осознать в реальной жизни. Таким образом, театр моделирует общественное поведение зрителя и выступает в качестве нормативного образца общения.

При этом театр не столь «тираничен» (хотя может воздействовать и воздействует на публику даже вне театра) как другие виды массовой коммуникации, живое и творческое общение в театре освобождает публику от рамок общепринятых стандартов.

К.С. Станиславский говорил о том, что зритель, пришедший из театра, должен видеть мир и будущее глубже, чем до посещения театра.

Театр, помогающий увидеть мир и будущее глубже, существовал, существует, и хочется верить, будет существовать пока существует человечество.

Теперь можно ответить на вопросы, поставленные в начале этой главы. В чём же социальная значимость сценического искусства? В чём ценность спектаклей прошлых лет, никогда нами не виденных? Что оставят после себя сегодняшние?

Унаследованная нами от предыдущих поколений база нравственных ценностей, во многом формировалась под влиянием театра прошлых лет. Театр нынешний определяет не только наше сегодняшнее мировоззрение.

1.2 Социальные функции театра

К.С. Станиславский говорил: «В момент творчества слова – от поэта, подтекст – от артиста. Если б было иначе, зритель не стремился бы в театр, чтоб посмотреть актёра, а сидел бы дома и читал пьесу». Значит, в театре рождается подтекст. «Театр умеет говорить о том, для чего ещё не родились нужные слова и понятия и нет изобразительных средств в других видах искусства. Это «специфическое бытиё» познавательной функции в сфере театра в какой-то мере сознательно, а то и бессознательно имеет в виду зритель, оценивая различные функции театра».

Источник: smekni.com

Театральное искусство

Театр – это главный вид зрелищных искусств. Истоки его находятся в глубокой древности: первыми театральными представлениями можно считать первобытные языческие обряды. А вот своему названию театр обязан древней Греции: в античные времена именно этим словом назывались зрительские места.

Читайте также:  Технология хаббарда в бизнесе

Театральное искусство включает в себя несколько направлений: драматический театр, театр кукол, оперу, оперетту, балет, пантомиму… Каждое из этих направлений имеет свою историю развития, свои отличительные признаки, традиции, своих выдающихся артистов. И тем не менее все они не зря объединены словом «театр». Все они обладают особенностями, отличающими их от других родов и видов искусства. Специфические «театральные» черты едины для всех его направлений.

Что же делает театральное искусство уникальным? Что делает театр театром?

Театральное искусство имеет синтетическую природу.

В театре практически все виды искусства сливаются воедино. Один драматический спектакль может включать в себя одновременно литературу (текст пьесы, сценарий), изобразительное искусство (декорации, реквизит, костюмы), инструментальную и вокальную музыку (исполняемую на сцене, за сценой или звучащую в записи), хореографию (постановочные и/или импровизационные актерские танцы) и т.д.

Кроме того, современный театр широко использует технические возможности (конструкция сцены, ее машинерия, использование световой и звуковой аппаратуры, разнообразные сценические эффекты, например, дым, проекция изображений и пр.). Даже научные достижения театр научился использовать в своих целях! Мало кто задумывается об этом, но в основе творчества актера и режиссера лежат научные разработки нескольких поколений психологов. Медицина и физиология напрямую связаны с обязательными для актера занятиями по сценическому движению, акробатике, сценической речи и вокалу. Огромный клад в развитие театра внесли исследования историков и литературоведов.

Театральное искусство – это коллективный творческий процесс.

В создание спектакля вовлечено огромное количество людей. Актеры (часто – несколько составов), режиссер, помощники режиссера, композитор, художники по декорациям, костюмам, реквизиту, портные, бутафоры, музыканты, гримеры, костюмеры… Кроме них над спектаклем трудятся рабочие сцены (осветители, звуковики, специалисты по прочим сценическим эффектам). Администрация театра, бухгалтеры, продюсеры, специалисты по рекламе – все эти люди тоже вносят большой вклад в создание художественного произведения.

От слаженности работы всего театрального коллектива зависит вся судьба спектакля: начиная с принятия решения о постановке и заканчивая юбилейным трехсотым представлением. Стоит ли говорить о том, как сложно такому количеству людей скоординировать свои действия, прийти к творческому консенсусу и создать что-то новое и прекрасное в мире искусства?

Однако, работой театральной команды «коллективность» театра не исчерпывается. Режиссеры очень любят повторять фразу: «театр без зрителя не существует». Это действительно так. Даже самый гениальный отрепетированный спектакль не является художественным произведением до тех пор, пока его не увидит зритель. Зритель является полноправным соавтором спектакля.

Человек приходит в театр с работы или учебы, сдает пальто в гардероб, занимает свое место в зале, отключает мобильный телефон – и начинает свой сокровенный творческий процесс. Он воспринимает спектакль во всей его полноте: от актерской игры и чистой работы спецэффектов до тонкого режиссерского замысла, впитывает в себя слова, пластику, микродвижения, мимику актеров, звук, свет, цвет… Проникается сюжетом пьесы и его режиссерским толкованием, чувствует тонкие психологические оттенки. А кроме того, корректирует спектакль в своем воображении, трансформирует его по-своему, придавая особое значение тем или иным компонентам, расставляя свои акценты, делая свои выводы. Случается даже, что зрительское восприятие переворачивает режиссерский замысел с точностью до наборот – и человек уходит из зала с совершенно противоположной эмоцией, чем та, которую хотел вызвать создатель спектакля.

Конечно, внимательный и восприимчивый зритель, способный отключиться от собственных мыслей и погрузиться в искусство – это подарок для актера. Таких, к сожалению, меньшинство. Большая часть воспринимает искусство на наивно-реалистическом уровне и даже не стремится проникнуть в своих мыслях дальше сюжета. И тем не менее, все остальные компоненты тоже воздействуют на зрителя, пусть даже это происходит незаметно для него самого.

Из совместности создания спектакля театральным коллективом и зрителем возникает еще одна особенность театрального искусства.

Театральное искусство сиюминутно.

Художник может написать гениальную картину – и она будет оставаться совершенной долгие годы. Писатель может создать великолепный роман или поэму – и, обнаруженное через много лет, достойное произведение обязательно найдет своего читателя и принесет своему автору славу (пусть даже посмертную). Театральный спектакль существует только во время воспроизведения.

Его нельзя сохранить, законсервировать, передать следующим поколениям зрителей. Каждый спектакль живет по принципу «здесь и сейчас», каждый спектакль уникален. Актеры (и некоторые из зрителей) точно знают: сыграть один и тот же спектакль одинаково невозможно. Спектакль – живое существо, он неуловимо меняется, приобретает новое качество, обрастает деталями и нюансами. Процесс его создания не заканчивается генеральной репетицией – готовое произведение обязательно проверяется на зрителе, и часто зрительская реакция или ее отсутствие ведут за собой изменения в спектакле.

Читайте также:  Организация учебного центра как бизнес

Источник: teatrkvadrat.ru

«Окультуривание» театром и другие мифы о театральном искусстве

Театр это искусство или шоу бизнес

Но если вы в последний раз были в театре …цать лет назад, а то и вообще не были ни разу, прочтите его. Возможно, вы измените свое отношение, обретете желание купить билет и получите новые неожиданные впечатления.

Допускаю, что если вы пока не смогли открыться театру, это оттого, что вокруг этого искусства существует немало предрассудков. Современный театр давно вышел за те рамки представления, которые существовали еще пару десятилетий назад. В этом тексте я буду говорить о мифах о театре – порой наивных, странных и совершенно неоправданных.

Театр – это скучно

Если вы ждете, что, придя в театр, будете три часа смотреть на сцену, где актеры произносят текст с пафосной интонацией, смотрят куда-то поверх зала, надрывно плачут и деланно смеются, то… Впрочем, вы можете, конечно, оказаться правы. Но совершенно не обязательно.

Современный театр – честный и актуальный. В нем могут подниматься те же самые темы, о которых вы энергично и с увлечением спорите в социальных сетях. Артисты давно не стесняются интерактива и могут общаться с вами напрямую. А то и пригласить поучаствовать в действии или создавать его вместе с ними.

Театр может совмещать в себе клуб по интересам, дискуссионную площадку, кино, музыку, изобразительное искусство, телевидение, квесты, интеллектуальные игры – такого насыщенного времяпрепровождения вряд ли может дать что-то еще.

В театре нужно молчать и хлопать

В сети давно гуляет ироничная картинка «Когда нужно аплодировать в театре». Это, шутка, конечно, и только зрителю решать – поддерживать происходящее на сцене аплодисментами или нет.

Авторы спектаклей в наши дни к тому же часто призывают зрителей спорить с действием: в слух, без стеснения. Многие разрешают делать фото и видео и даже поощряют, если вы выложите это потом на своих страницах в соцсетях. Случаются спектакли, которые предполагают перемещение зрителей по залу или за его пределами.

А в алматинском театре «Бункер», например, вовсе призывают не выключать мобильные телефоны. Но это объясняется особенностью локации: театр находится в бомбоубежище, и телефоны там попросту не ловят сеть. Впрочем, во всех упомянутых случаях стоит ориентироваться на внутренние правила театра – чтобы не попасть впросак.

Театр – это место для отдыха

Актуальные театральные режиссёры часто говорят: в театре должно быть дискомфортно. Иные добавляют: спектакль рождается не на сцене, а когда зритель выходит из зала. Театр – это работа для мозга и сердца, это ребус и аттракцион.

Совершенно не обязательно, что вы получите удовольствие от того, что будет происходить на сцене. Современный театр – это не всегда жизнеутверждающе и тем более не всегда смешно (те, кто мерит театр исключительно английскими или французскими комедиями – сильно ограничивает себя). Но если попытаться открыться идеям режиссера и драматурга, можно получить новый внезапный опыт. Возможно, вам понравится.

Театр воспитывает и «окультуривает»

Формат «новой драмы» — острой социальной актуальной пьесы – почти всегда подразумевает разговорную живую речь со всеми ее особенностями, включая ненормативную лексику. Не спешите всплескивать руками и причитать о приличиях (тем более припоминать «вас же дети увидят» — о детях в следующем пункте).

Нельзя научить, можно только научиться (эту фразу, кстати, приписывают величайшему театральному деятелю прошлого века Всеволоду Мейерхольду) – это, пожалуй, единственно верное, что можно сказать об образовательной задаче театра. Кто хочет, откроет для себя искусство, кто не хочет – расслышит только мат.

К театру нужно приучать с детства

Этот пункт можно было бы упустить, если бы речь шла не об Алматы. Подавляющее большинство моих знакомых, которые пренебрегают театром, заполучили к нему антипатию в детстве – когда их школьниками силком тащили на «сказки» и «классику».

Для теперешних детей алматинские театры предлагают зачастую вещи совершенно неудобоваримые, и одним лишь спустя рукава поставленным спектаклем можно навсегда отбить у юной личности желание прийти в театр.

Лучше поздно посмотреть хороший спектакль, чем рано – плохой.

Текст: Ольга Малышева, театральный критик

Источник: almaty.tv

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин