К моменту когда произошла эта история, Брюсу Ли было семнадцать лет и он в течение четырех лет изучал Вин Чун, стремясь понять и прочувствовать один из основных принципов данного стиля — принцип мягкости. Он подразумевает, что нужно избегать силового противоборства с противником и нейтрализовывать все атаки с минимальными затратами собственной энергии.
На словах объяснения принципа звучали просто, а научиться его применять в жизни оказалось сложно. В бою вместо мягкости и легкости постоянно появлялись гнев и беспокойство. Брюс Ли отмечал: «Как только я начинал спарринг со своим противником, мой мозг приходил в состояние полнейшего смятения. Особенно после обмена ударами вся теория «мягкости» которой я пытался следовать, шла прахом. У меня оставалась одна единственная мысль — любым возможным способом ударить его и выиграть»
Когда Ип Ман видел подобное он подходил к Брюсу, которого на китайском звали Ли Сяо лун (Маленький Дракон) и говорил: «Лун, расслабься и успокойся. Забудь о себе и следуй только движениям твоего противника. Освободи свой мозг. позволь ему — основе реальности — производить все контратакующие действия без препятствующих колебаний и сомнений. И самое главное, освой искусство расслабления в любой фазе боя».
Вин-Чунь реально
Когда Брюс Ли начинал думать об этом, он еще больше закрепощался. Все происходило вопреки его воле. Говоря себе «я должен расслабиться», «мне нужно быть мягче», Брюс отмечал, что требование, которое содержится в словах «должен» и «нужно» несовместимо с расслаблением, предполагающим отсутствие активных сознательных усилий. И все оставалось на своих местах, Брюс был по прежнему напряжен и проявлял излишнюю жесткость в учебных боях.
Однажды, кода Когда Ип Ман заметил, что Брюс Ли снова ослеплен желанием ударить противника и выиграть в спарринге, он подошел к нему и сказал: «Лун, только следуя естественному ходу вещей и не вмешиваясь в него, ты сможешь сохранить себя. Запомни, никогда не противопоставляй себя естеству: никогда не встречай свои проблемы лоб в лоб, но всегда контролируй их, двигаясь в соприкосновении с ними. Не тренируйся на этой неделе. Иди домой и подумай об этом».
Как и посоветовал Ип Ман, Брюс Ли в течение всей следующей недели оставался дома и размышлял над словами наставника. В какой-то момент Брюс решил пойти к морю, чтобы поплавать в лодке. Когда он пришел к берегу, воспоминания о последней тренировке в зале и излишней жесткости заполнили все сознание Брюса. И в тот же момент его захлестнула огромная волна гнева.
Под влиянием душевного порыва Брюс изо всех сил ударил рукой по воде. Брызги разлетелись во все стороны, но не более того. Вся мощь и ярость с которой Брюс нанес удар, была легко поглощена водой. Последующие удары также не причинили воде никакого урона. Брюс попытался схватить и удержать воду, крепко сжимая кулак, но это оказалось невозможным.
Колин бросает вызов мастерам кунг-фу. Ип Ман против каратиста Колина. Ип Ман 4
Несмотря на огромное усилие, которое прилагал Брюс, вода легко ускользала от него между пальцев.
В этот момент Брюса посетило озарение. Одна простая и в то же время важная мысль появилась в его голове » Вода является сутью Вин Чун».
С одной стороны она является олицетворением чистого «инь», поскольку представляет самую мягкую и податливую субстанцию. Она может принять любую форму. Нальешь ее в кувшин — она тут же приобретет форму кувшина, пометишь в кружку и вода без промедления и каких-либо усилий примет форму кружки.
С другой стороны вода — это чистое «ян», поскольку она может проникать сквозь самые твердые вещества, будь то камень или металл. Столкнувшись с сильным препятствием на своем пути, вода не борется с ним, а мгновенно приспосабливается и начинает естественный процесс его преодоления.
Вода может быть ровной и спокойной как поверхность пруда, а может быть бурной, яростной и неистовой, как, например, Ниагарский водопад.
Пришедшая мысль была настолько сильной, яркой и всепоглощающей, что Брюс позволил ей полностью овладеть им. Он осознал, что может быть мягким и текучим как вода.
На мгновения размышления Брюса прервал полет чайки, тень которой мимолетом пронеслась по водной глади, но в следующую секунду это событие подарило ему еще одно озарение. Эмоции и помыслы противника влияют на сознание бойца словно тень птицы на воде, они отражаются в нем, но при этом не порождают каких-либо волн или брызг. Брюс понял «Это то, что имел в виду профессор Ип, когда говорил, что я должен расслабиться, не сковывать себя — ведь это не означало быть без чувств и без эмоций, но это означало, что чувства и эмоции не должны сковывать. Следовательно для того, чтобы я мог контролировать свои действия, я должен прежде всего научиться следовать своей природе а не противиться ей».
Брюс лежал на дне лодки и ощущал как соединился с окружающим миром и обрел гармонию с самим собой. Те силы, которые раньше ему казались противоборствующими на самом деле оказались частями, которые не конфликтуют, а помогают друг другу, сливаясь в одно единое целое.
Так, слова Ип Мана о важности расслабления и проведении всех контратакующих действий без колебаний и сомнений, а также пережитый Брюсом Ли во время катания на лодке эмоциональный опыт, оказали на него неизгладимое впечатление. В последующие годы Брюс очень часто говорил о том как важно следовать природе воды, как применительно к практике боевых искусств, так и в отношении других сфер жизни.
Подтверждением этому являются его слова «Любое познание в конечном счете — познание самого себя. Опустошите свой разум. Станьте аморфным. Бесформенным. Как вода. Налейте воду в чашку — вода станет чашкой. Налейте воду в бутылку — вода станет бутылкой. Налейте ее в чайник — она станет чайником. Вода может течь, а может разбиться.
Будь водой мой друг».
«02» сентября 2013 г.
По материалам книг:
- Ли Брюс. путь опережающего кулака: Пер. с англ. В. Касьянов, К. Касьянова. — Минск, 1996 г. (стр. 16)
- Брюс Ли. Путь воина / Пер. с английского Е. Богдановой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000 (стр. 31, 93-100)
Школа «Улыбка Дракона» Волгоград благодарит фотографа Алексея Иванова за проведение фотосъемки для данной статьи.
Источник: winchun34.ru
Скачайте самоучители, уроки, видеоуроки бесплатно — Все-Уроки.РУ
В этой книге раскрыты многие секреты и тонкости этого вида единоборств, переданные последующим поколениям знаменитым мастером, носителем традиции и патриархом стиля — великим Ип Маном. Благодаря таланту учителя, школа Винчунь пользуется уважением среди любителей боевых искусств во всем мире. Винчунь — это наиболее известный и динамично развивающийся стиль ушу. Его отличительными особенностями являются простота и экономичность движений, мягкость и уступчивость, а также эффективность защит и мощь атак.
Основной целью является скорейшее достижение победы в бою с минимальными затратами сил и энергии.
В книге более 500 рисунков.
Введение.
Мастера Винчунь куэнь.
Философские аспекты Винчунь.
Стойки и перемещения.
Техника нанесения ударов.
Техника защиты.
Броски и захваты.
Тренировочные комбинации.
Методы атаки.
Методы защиты и контратаки.
Липкие руки.
Специальные упражнения.
Комплексы формальных упражнений.
Тренировка на деревянном манекене.
Заключение.
Скачать книгу «Традиционный Винчунь. Наследие мастера Ип Мана»
Источник: vse-uroki.ru
Боевой Буратино: Манекен винг-чун
В древности мастера боевых искусств изобретали разнообразные тренажеры-манекены, пытаясь заменить ими живого противника. Это позволяло придумывать технику рукопашного боя, которую можно было держать в секрете, и в строжайшей тайне практиковать смертельно опасные приемы.
Юрий Кормушин
Item 1 of 8
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Есть красивая легенда о том, что в знаменитом монастыре Шаолинь, считающемся колыбелью всех основных стилей китайского ушу, существовал коридор, вдоль которого были выстроены движущиеся манекены. Они рубили настоящими мечами, били огромными дубинами, стреляли острыми стрелами. Сдавая экзамен на степень мастера, ученик должен был пройти этот коридор с механическими бойцами, не знающими ни жалости, ни сострадания. Согласно той же легенде, удавалось это немногим.
Долгие века мастера боевых искусств Востока хранили тайну тренировок на манекенах. Лишь в XX веке часть информации о «деревянных людях» по крупицам просочилась в Европу. Даже легендарный Брюс Ли, король кунг-фу, по свидетельствам его современников, не знал всех тайн работы на манекенах. Он неоднократно приезжал к своему учителю по стилю винг-чун Ип Ману, чтобы просить его раскрыть секреты тренировок на Мок Джонг — манекене в стиле винг-чун. Однако старый мастер не стал открывать «Маленькому Дракону» знание, которого тот, по его мнению, был недостоин.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Деревянный человек
Манекенов разных конструкций вбоевых искусствах великое множество. В каждом стиле единоборств их конструкция и принципы работы строго подогнаны под технику рукопашного боя, существующую вкаждой конкретной школе боевых искусств. Пожалуй, самый известный манекен — это Мок Джонг, «деревянный человек» китайского стиля винг-чун кунг-фу. Мок Джонг — это лишь одно из его названий. Он сочетает в себе основные черты всех других манекенов боевых искусств Востока, и на его примере можно понять сам смысл существования таких конструкций в единоборствах.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Винг-чун — это оригинальный стиль кунг-фу, техника которого основана на изощренной работе рук в атаке и защите. Также винг-чун знаменит своими упражнениями в развитии тактильной чувствительности рук «чи сао», позволяющими контролировать движения противника и одерживать победу без чрезмерных усилий.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Деревянный манекен винг-чун имеет форму и размеры, которые не меняются, по разным оценкам, вот уже около 300 лет. Отрезок бревна примерно в рост человека имитирует тело противника, а врезанные в него четыре деревянных бруска символизируют руки и ноги. Назначение двух верхних брусков — дать бойцу возможность отрабатывать защитные приемы от рук, «наносящих» удары по верхнему уровню и в голову. Брусок, торчащий посередине, позволяет тренировать защиту от удара рукой или ногой в корпус. Инаконец, выставленная вперед «нога» Мок Джонг заставляет работающего на манекене бойца учитывать, что противник не столб и тоже может двигаться и наступать, выполняя шаг вперед.
Основной секрет манекена винг-чун — это подвижные «конечности». Во время работы они постоянно слегка меняют свое положение. Тренируясь, боец не просто ударяет по статичным деталям, а «обрабатывает» конечности воображаемого противника, реагирует, контролирует его намерения в соответствии с принципами стиля винг-чун. Работая с манекеном, ученик вырабатывает особую тактильную мягкость в приемах: скорость его рук молниеносна, но он не наносит сильных ударов по твердому дереву, не повреждает собственные кисти. В бою мастер винг-чун не бьет противника по рукам, а деликатно уклоняется от ударов, отводит их всторону, перенаправляет и контролирует силу оппонента.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дело мастера боится
Общая черта всех манекенов для восточных единоборств, которая присутствует и в Мок Джонг, заключается в том, что на них бойцы никогда не отрабатывают удары в полную силу. Для этого есть другие снаряды: мешки, настенные подушки с песком, горохом или опилками. Поэтому боксерские снаряды ни в коем случае нельзя считать упрощенной формой манекенов. «Деревянный человек» решает свою уникальную задачу — позволяет бойцу ощутить реальность взаимодействия с живым противником, отработать комбинации атак изащит с учетом того, что уоппонента тоже есть руки и ноги.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Практически все школы боевых искусств считают, что освоение манекена возможно лишь тогда, когда ученик уже достаточно успешно освоил базовую технику рукопашного боя. Многие из тех, кто занимается восточными единоборствами, просто не доходят до освоения секретов работы на «деревянном человеке». Не хватает терпения, трудолюбия, времени, а часто и желания самого мастера. Говорят, так оно и получилось с Брюсом Ли. Старому мастеру Ип Ману, который обучал Брюса технике кунг-фу с подросткового возраста, не понравилось то, что Ли обрушивался с критикой на традиционные китайские стили единоборств, открыто учил «некитайцев» всему, что знал, ивообще вел себя недостаточно почтительно.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Школы боевых искусств Востока, особенно в древности, часто имели очень закрытые организационные структуры. Некоторые из них напоминали секты, в которых мастер почитался как бог, и в таких школах практически все зависело от личности наставника. Правда, подобные традиции в большинстве своем уже отошли в прошлое, исегодня боевые искусства во многих случаях превратились в коммерческие машины. Но как бы то ни было, секреты техники на манекенах до сих пор считаются уделом только продвинутых учеников. Традиция есть традиция.
Но есть в этом и доля восточного лукавства. Если смотреть на манекен без оглядки на многовековые традиции, то ничего невероятного исверхъестественного в нем нет. Еще в Древнем Риме для тренировок гладиаторов использовались вкопанные столбы, по которым бойцы наносили удары деревянными мечами. В знаменитом фильме «Спартак» с Кирком Дугласом в главной роли можно увидеть, как в гладиаторских школах применялись вращающиеся манекены с привязанными к ним железными шарами на цепи, от которых при движении должен был защищаться будущий гладиатор.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Всем, кто занимался военным делом с древних времен, независимо от страны и континента, рано или поздно приходила в голову мысль заменить живого человека на механического, чтобы улучшить мастерство бойца, сохранить или изобрести секретные приемы, недоступные для чужого глаза. Было бы неверно считать применение манекенов исключительной прерогативой Востока.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Превзойти Брюса Ли
Важнейшая особенность, которая отличает работу на манекене от тренировки на других снарядах, заключается в том, что приемы на манекене практически полностью переносятся на живого человека без каких-либо существенных изменений. Неоднократно замечено, что после того как ученик школы боевых искусств начинает тренироваться на манекене, его результаты в освоении техники рукопашного боя резко улучшаются. Многие турнирные бойцы специально осваивают технику работы на манекене, чтобы улучшить свои шансы в реальных боях.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Приступая к изучению приемов работы на манекене, ученик осваивает несколько простых комбинаций и пробует выполнять их максимально свободно и расслабленно. Параллельно каждый прием переносится на живого партнера. Так шаг за шагом ученик постигает смысл работы с «деревянным человеком».
Первое чувство, которое испытывает ученик при знакомстве с манекеном, — это скованность. Постепенно упражнения выполняются все более естественно, а манекен все меньше стесняет движения. В качестве награды за годы тренировок приходит полная свобода, в которой боец полностью управляет скоростью и траекторией движений, будучи полностью расслабленным.
Работа с боевым манекеном — это нелегкий труд. И все же многие, кому посчастливилось хоть раз столкнуться с этим уникальным искусством, надолго заболевают им. Результат того стоит. В конце концов, это редкая возможность хоть в чем-то превзойти великого Брюса Ли.
Автор — мастер боевых искусств, эксперт-инструктор по рукопашному бою и безопасности, ведущий рубрики «Школа выживания» в телепрограмме «Военная тайна»
Источник: www.techinsider.ru