Технология анализа бизнес процессов

Вардашкин Алексей Александрович – магистрант Московского финансово-промышленного университета «Синергия».

Аннотация: Статья посвящена исследованию вопросов, связанная с технологиями анализа и моделирования бизнес-процессов. Автором рассмотрены некоторые методы анализа бизнес-процессов, а также вопросы, связанные с теоретическими аспектами моделирования бизнес-процессов объединяющиеся в единую систему управления бизнес-процессами BMP (business process management).

Ключевые слова: Моделирование, бизнес-процесс, методы анализа, нотация.

Технологии анализа и моделирования бизнес-процессов нужны для того, чтобы не упустить нить организации деятельности и управления.

Создать последовательную ретроспективу по оптимизации стоимости, качества, время выполнения бизнес-процессов и внесение изменений.

Технологии анализа и моделирования в первую очередь позиционируется как система для планирования, анализа и контроля параметров процесса.

Современный мир стал скоротечен, быстро меняются внешние обстоятельства и деловой климат, от умеренного и стабильного сегодня, завтра может перейди в аварийное состояние.

Владельцы процессов обязаны держать руку на пульсе, проверять и корректировать процессы для соответствия текущей реальности.

Анализ бизнес-процессов должен быть комплексным и своевременный, для создания главного условия существования организации непрерывный потока получения прибыли.

Под анализом будем понимать метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.

Все методы сбора информации можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

1 1

Рисунок 1. Визуальная схема.

Исходя из количественного анализа, мы можем давать оценку на основании собранных показателей по процессу, проанализировать обратную связь от клиентов и партнёров, использовать сравнительный анализ по отрасли.

метрики процесса определяется как числовая величина, самого процесса и затраты на него. Показатели могут быть абсолютными и относительными (приведенными к объему услуг, внешние факторы, не зависящие от управления).

метрики сервиса определяется как числовая величина, характеризующая сервис как результат выполнения процесса (критические факторы успеха определяются для каждого сервиса, с определением целевых и граничных показателей, к примеру количество ошибок и сбоев при оказании сервиса).

метрики удовлетворенности клиентов процесса определяется как числовая величина, характеризующая степенью удовлетворенности клиентов, взаимодействием с организацией

Качественный анализ позволяет строить суждения на основе субъективных оценок, при помощи визуальных схем, использования метода ранжирования процессов.

Метод SWOT-анализ процесса предполагает выявление его сильных и слабых позиций, возможностей улучшения и угроз ухудшения. На основании полученной информации, в дальнейшем для выяснения причин низкой эффективности процесса и определения характеризующих его показателей.

Метод ранжирования бизнес-процесса классифицируют по уровню эффективности и степени важности для компании, затем определяют, какие из них нуждаются в улучшении в первую очередь.

Читайте также:  Прозрачный бизнес проверить адрес на массовость

Метод проблемного анализа, позволяет выделить основные области процесса, на чем необходимо сосредоточится, с последующей декомпозицией, для понимания причинно-следственных связей и выработка плана действие.

Графических анализ тип формализации модели отражающая реально существующую или предполагаемую деятельность организации.

Моделирование бизнес-процесса несет в себе два аспекта, это создание модели, которая обладает важными параметрами (чертами) деятельности организации и исследованием данной модели.

Основная цель моделирования заключается в четкой прорисовке реальной деятельности организации в виде последовательных действий, увязывая такие аспекты как (движение документов, владельцы процесса, функции, порядок выполнения, кто за что отвечает).

Для моделирования бизнесов процессов есть много созданных методов, которые позволяют построить модель процесса используя подходящую нотацию.

Моделирование проводится для решения таких задач, как четко определить результат деятельности, определить используемые ресурсы, определить зоны ответственности, понять суть взаимодействия, определить узкие места и возможности.

Основных нотаций, используемых при моделировании бизнеса: VAD, BPMN, IDEF, EPC, ARIS, UML

VAD (value added chain diagram)

Нотация VAD, позволяет взглянуть на бизнес-процессы организации целостно, взгляд сверху-вниз, без детальной декомпозиции на субпроцессы и операции.

Нотация позволяет выстроить взаимосвязи между бизнес-процессами верхнего уровня.

EPC (event-driven process chain)

С помощью нотации EPC, удобно моделировать декомпозицию бизнес-процесса оперируя функциями, событиями, исполнителями, ресурсами.

Нотацию удобно так же использовать при подготовки регламентной документации, в части отражения взаимодействия между сторонами и порядок действий.

BPMN (Business Process Model and Notation)

Нотация BPMN предназначена для моделирования детальной декомпозиции бизнес-процесса.

Используется для отражения четкого и последовательного и взаимодействия участников процесса.

Так же стоит отметить, простоту визуальной составляющей, при моделировании рабочего потока.

IDEF (Integrated Definition Language)

Нотация IDEF0 применяется для функционального моделирования, создавая функциональную модель бизнес-процесса.

Во главу угла стоит модель функции, которая декомпозируется по необходимости, а затем логические блоки объединяются между собой стрелками.

UML (Unified Modeling Languages)

Для моделирования бизнес-процессов, потоков работ, используется диаграмма деятельности и выглядит, как блок схема..

Ключевой момент использования той или иной нотации заключается в том, чтобы создать не перегруженную и легко читаемую модель бизнес-процесса. Моделирование ради моделирования не нужно, ключевой момент однозначная недвусмысленная модель понятная всеми заинтересованными лицами.

Заключение

Основной целью анализа бизнес-процессов является улучшение их работы посредством принятия наиболее эффективных управленческих решений.

Проникновение информационных технологий становится с каждым днем неотъемлемой частью общества и бизнеса.

Читайте также:  Субъекты бизнеса какие бывают

Современный бизнес должен быть гибким и реагировать на внешние и внутренние изменения. Быть готовым применять современные технологии, которые позволят автоматизировать повторяющие бизнес операции, позволят оптимизировать бизнес-процессы и наконец трансформировать бизнес, кардинально изменив ведения бизнес деятельности за счет грамотного использования информационных технологий.

  1. В. Репин. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление, 2012 г.
  2. М. Рыбаков. Бизнес-процессы. Как их описать, отладить и внедрить.
  3. BPMN / Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/BPMN.
  4. Событийная цепочка процессов / Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/событийная_цепочка_процессов.
  5. UML / Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/UML.
  6. IDEF0 / Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/IDEF0.

Источник: na-journal.ru

Бизнес-процессы, стратегии, системы управления, регламенты, инструкции, модели, операционные риски

Информационно-практический портал для бизнес-аналитиков и бизнес-архитекторов, системных аналитиков и ИТ-архитекторов, риск-менеджеров и специалистов по операционным рискам.

Страницы

  • Методики и статьи
  • Книги
  • Практический опыт
  • Интернет-магазин
  • Контакты

среда, 9 ноября 2011 г.

Методы анализа и оптимизации (реинжиниринга) бизнес-процессов

Перечислим полный перечень методов анализа и оптимизации (реинжиниринга) бизнес-процессов.

  • SWOT-анализ (анализ слабых и сильных сторон бизнес-процесса)
  • Метод причин-следствий (диаграмма Исикавы – Cause and Effect Diagram)
  • Бенчмаркинг
  • Анализ и оптимизация бизнес-процессов на основе показателей (KPI)
  • Мозговой штурм
  • Методики Lean, «6 Сигма»
  • Расчёт и изменение фрагментарности процесса
  • Анализ бизнес-логики процесса
  • Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА-анализ)
  • Метод имитационного (динамического) моделирования БП
  • Расчёт и анализ трудоёмкости и длительности бизнес-процесса
  • Анализ матрицы распределения ответственности
  • Анализ автоматизированности процесса

Рассмотрим более подробно отдельные методы.

1. Анализ бизнес-логики процесса
Бизнес-логика – это ход выполнения бизнес-процесса, взаимосвязь и очередность выполнения его подпроцессов и элементарных функций.
Для анализа бизнес-логики целесообразно привлекать отраслевого эксперта, который может дать консультацию о том, как наиболее правильно и эффективность организовать выполнение бизнес-процесса. Необходимо ответить на следующие вопросы.
1. Какие подпроцессы / функции детализировать.
2. Какие подпроцессы / функции удалить, заменить, либо перевести в другие бизнес-процессы.
3. Выполнение каких подпроцессов / функций сделать параллельным.
4. Для каких подпроцессов / функций разработать несколько вариантов выполнения в зависимости от входных данных и условий внешней / внутренней среды.
5. Как изменить последовательность (очередность) выполнения подпроцессов / функций.
6. Каких подпроцессов / функций не хватает в бизнес-процессе.
7. Как перераспределить исполнителей внутри бизнес-процесса.

2. Анализ автоматизированности бизнес-процесса
Для реализации данного метода необходимо выполнить следующие этапы.
1. Разработать модель информационных систем банка с детализацией до модулей и их ИТ-функций.
2. Разработать проекции бизнес-процессов / функций на ИТ-функции, которые их автоматизируют.
3. Проанализировать уровень автоматизации бизнес-процессов. Собрать от владельцев и исполнителей бизнес-процессов предложения по автоматизации. Выявить наиболее проблемные участки в бизнес-процессах, требующие автоматизации. Также следует определить какие бумажные информации потоки в бизнес-процессах можно и целесообразно сделать электронными.
4. Разработать план автоматизации бизнес-процессов и технические задания по каждому бизнес-процессу.

Читайте также:  Среднерусский колледж управления и бизнеса Калуга список поступивших

3. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) бизнес-процесса
ФСА-анализ применяется для расчета и оптимизации стоимости бизнес-процессов.
ФСА-анализу посвящены отдельные объёмные методики и материалы, поэтому рассмотрим только вкратце основные этапы метода.
1. Разработать модель операционных ресурсов, которые используются в бизнес-процессах. Установить для ресурсов параметры: стоимость, единица измерения и т.д.
Если ресурс материальный, то единицей измерения, как правило, являются штуки. Если ресурс условно «нематериальный» (например, компьютер или сотрудник банка), то единицей измерения являются часы работы.
2. Разработать проекции ресурсов на бизнес-процессы (процедуры и функции). Т.е. какие ресурсы и сколько потребляет каждый бизнес-процесс. Например, 4 листа бумаги, 10 минут работы компьютера, 20 минут работы операциониста.
3. Выполнить расчет стоимости бизнес-процесса. Расчет рекомендуется выполнять с помощью программных продуктов бизнес-моделирования, которые имеют соответствующую функциональность. Также перед ФСА-анализом рекомендуется рассчитать имитационную модель бизнес-процесса, т.е. какая длительность бизнес-процесса и каждой его процедуры / функции, сколько раз он выполняется в течение определенного промежутка времени.

4. Анализ длительности и трудоемкости бизнес-процесса
Данный метод будет подробно рассмотрен далее в разделе «Оптимизация оргструктуры и численности персонала банка на основе расчета трудоемкости бизнес-процессов».

5. Анализ бизнес-процесса на основе диаграмм причин-следствий
Диаграмма причин-следствий (Cause-and-Effect Diagram или диаграмма Исикавы) используется как вспомогательный инструмент анализа проблемных областей в бизнес-процессе и выявления причин. Данную диаграмму можно использовать также как инструмент разработки решений проблемы и планов оптимизации. Пример данной диаграммы.

6. Анализ фрагментарности бизнес-процесса
Во всех бизнес-процессах есть функциональные переходы, которые обозначают переход от одного подпроцесса / функции к другому (следующему). Если в бизнес-процессе более 1-го исполнителя, то имеет место такое понятие, как организационный разрыв.

Организационный разрыв – это функциональный переход в бизнес-процессе, где при переходе от одной функции к другой меняются исполнители этих функций (см. Рисунок далее.)

На основе числа организационных разрывов и функциональных переходов определяется показатель «Фрагментарность процесса (FRAG)».

Более подробная информация по данной теме представлена в книге «Банковский менеджмент и бизнес-инжиниринг» в Главе 4.

Источник: bankiram.blogspot.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин