Наиболее часто используются услуги, которые технологически не связаны с характеристиками продукции, изготавливаемой и выпускаемой малым инновационном предприятием- социально-бытовые, юридические, патентные, консультационные кадровые, маркетинговые и т.п. Также следует отметить что услуги, предоставляемые малым инновационным предприятиям, обычно не являются постоянной величиной, а их объем зависит от времени (динамические) пребывания предприятия в технопарке.
Любой технопарк обладает определенным набором признаков, отличающих его от других субъектов хозяйственной деятельности. Признаки действующего технопарка («портрет» действующего технопарка):
— имеет статусюридического лица;
— является «совместным» предприятием нескольких учредителей (как правило, отечественных);
— владеет или осуществляет длительную аренду земли;
— владеет или имеет в управлении недвижимость;
— имеет высококвалифицированную команду менеджеров;
— имеет в своем составе развитый инкубатор бизнеса, в которомразмещены и поддерживаются не менее 20-30 малых начинающих инновационных фирм;
Малый бизнес большого города о Технопарке Санкт-Петербурга
— имеет необходимое количество сервисных фирм, способных удовлетворить спрос со стороны малых инновационных фирм на простые и сложные услуги;
— имеет тесные связи с вузом и/или научным центром и/или промышленным предприятием, финансовыми структурами, органами власти;
— реально оказывает предпринимателям услуги различного уровня;
— владеет хорошо отработанным механизмом технологического трансфера, взаимодействия с ГНЦ, университетами, промышленными предприятиями, региональными и местными властями;
— имеет в регионе имидж влиятельной на социально-экономическое и технологическое развитие структуры;
— является некоммерческой организацией.
Слабыми сторонам российских технопарков являются низкий процент (15%) владения ими недвижимостью и землей (20%), они еще очень слабо влияют на социально-экономическое развитие регионов (24%), только 40 % технопарков владеют механизмом финансового менеджмента; 44% имеют инкубатор бизнеса и лишь каждый второй технопарк владеет отработанным механизмом технологического трансфера.
Основной задачей технопарков является взаимодействие с субъектами малого предпринимательства.
На базе технопарка могут реализовываться три процесса:
1. Создание и продажа совершенно новых инноваций.
2. Совершенствование и продажа инноваций, созданных в других организациях.
3. Использование «старых» инноваций в новых областях их применения.
В настоящее время развитие технопарков и всего сектора малого и среднего наукоемкого бизнеса сдерживают следующие проблемы:
— отсутствие законодательной базы, направленной на создание благоприятных условий для процветания цивилизованного наукоемкого бизнеса, малого инновационного предпринимательства, в том числе и с помощью технопарков, уравнивание его в экономических правах с бизнесом уличных киосков;
Путин про малый бизнес
— традиционное российское невнимание к инфраструктуре, умаление ее достоинств в современном мире;
— практическое отсутствие венчурного финансирования или нацеленность инвесторов исключительно на краткосрочные кредиты, в первую очередь, в сфере «купи-продай», что неприемлемо для инновационного бизнеса;
— недостаточные возможности для формирования технопарками собственных инновационных фондов для рискового финансирования проектов начинающих предпринимателей и малых инновационных фирм;
— мода на «технопаркизацию всей страны», бездумное переименование действующих структур без изменения сути их работы, «выдувание разного рода мыльных пузырей», попытки превратить технопарки в какие-то огороженные заборами зоны и гарнизоны, малые структуры какого-то учреждения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
В чем отличия индустриального парка и технопарка?
Развитие малого и среднего бизнеса активнее протекает в особых зонах, где для открытия новых производств все подготовлено: территория, здания, инфраструктура. Такие площадки, появившиеся еще в получили названия «особая экономическая зона», «территория опережающего развития». Узнаем, чем отличается технопарк от индустриального парка.
Что такое индустриальный парк
Если строить завод с «нуля», нужно купить земельный участок, подвести к нему коммуникации, соорудить здания различного назначения. Грандиозный проект потребует огромных денежных затрат, много времени и сил на согласования с контролирующими органами.
Намного проще начать новое производство на готовой площадке, где означенные проблемы решены. Такими объектами являются индустриальные или промышленные парки (финансисты считают эти понятия идентичными).
Индустриальные парки (ИП) — это масштабных размеров земельные участки за пределами города, на которых созданы:
- крупные производственные мощности: комплекс зданий и сооружений промышленного и иного назначения;
- развитая транспортная сеть: автомобильные и железные дороги, водные пути, воздушный транспорт;
- организованная инженерная инфраструктура: газо- и водопроводы, энергетические объекты, канализация и очистные сооружения, средства связи;
- единый оператор — управляющая компания, отвечающая за коммерческую недвижимость, предоставляющая услуги по охране промышленных объектов, уборке территории, стирке спецодежды и прочие.
Индустриальные парки располагают в географической близости от сырья, материальных и людских ресурсов.
Что такое технопарк
Этот термин не служит синонимом промпарку. Безусловно, технопарк — тоже имущественно-земельный комплекс, специализированная промышленная территория. Но здесь преобладает инновационная составляющая.
Технопарк представляет собой совокупность объектов недвижимости, научную базу для реализации новейших технологических процессов, инновационных проектов. Такая зона объединяет производственные здания с научно-исследовательскими институтами, учебные центры с выставочными залами и деловыми центрами.
Чем отличается индустриальный парк от технопарка
Задачи и способы достижения целей у двух кластеров разные. ИП создают и реализуют на рынке материальные ценности, поэтому легко находят инвесторов.
В индустриальных парках, чаще, развивается деятельность смежных отраслей промышленности.
Товары и услуги, произведенные и проданные в ИП, имеют определенную стоимость, которую легко просчитать как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе.
Совсем другое дело в технопарках. Каждый из комплексов имеет собственную отраслевую специализацию: резиденты технополисов, арендуя лаборатории и офисы, занимаются энергетикой, электроникой, микробиологией или нанотехнологиями.
Оценить результат деятельности таких структур сложно, поэтому заманить инвестора в технопарк проблематично.
Принципиальное различие парков: индустриальные работают на производство и сбыт продукции, технопарки — на внедрение новых технологий, продвижение инновационной культуры.
Что общего
Роднят комплексы территории с особым статусом, отлично развитой инженерной и социальной инфраструктурами. Функционирование кластеров инициирует и поощряет государство, а деятельность регламентируют одни и те же законы и стандарты.
Очередное сходство — частные или общественные управляющие компании, которые берут на себя логистику, надзор за материальными ценностями и недвижимым коммерческим имуществом. Маркетинговая поддержка также гарантирована обоим комплексам в равной степени.
Источник: prompark96.ru
Технопарк: что это кроме надписи на табличке
Основательница проекта «ЕКТА Менеджмент» Екатерина Наумова провела небольшое исследование и выяснила, чем руководствуется бизнес при выборе технопарка. Кто-то открыто говорил: хотим, чтобы производство размещалось в здании с табличкой «Технопарк».
Екатерина Наумова
История развития технопарков в нашей стране началась в 90-е годы ХХ века. Первый на территории России технопарк — «Томский научно-технологический парк» — появился в 1990 году. Управляющая компания технопарка тогда просто предоставляла компаниям-арендаторам площади на охраняемой территории.
Первые документы по регулированию деятельности технопарков на государственном уровне в РФ были подписаны в 2006 году. Были приняты «Программа развития технопарков в сфере высоких технологий» и «Стратегия инновационного развития РФ». По состоянию на 2018 год в стране насчитывалось 157 технопарков.
В 2018 году для своей диссертации я провела опрос, в котором приняли участие 26 резидентов восьми технопарков Москвы: «Строгино», «Нагатино», «Мосгормаш», «Сапфир», МГУ, «Москва», «Слава», «Физтехпарк». Я целенаправленно не включаю в свои исследования технопарк «Сколково», который кардинально отличается от основной массы технопарков и находится безусловно на особом счету, и рассматриваться конечно должен отдельно.
Часть из технопарков, которые я включила в исследование, лидировали в Национальном рейтинге технопарков России по субиндексу экономической деятельности за 2016-2017 гг. Среди опрошенных компаний 27% занимались приборостроением; 23% — медицинскими товарами и техникой; 19% — микроэлектроникой; 5% — биохимией; 12% — программированием.
Мой опрос показал, что за почти два десятилетия развития технопарков в России ситуация принципиально мало в чем изменилась. Подписывая договор с технопарком, будущий резидент по-прежнему чаще всего может рассчитывать на площади лишь с элементарным набором инженерных коммуникаций, парковки, складские помещения. На территории некоторых технопарков также функционируют столовые, ассортимент и цены в которых оставляют желать лучшего. В отдельных технопарках резиденты могут получить некоторые профессиональные услуги и консультации.
Чем руководствуются компании при выборе технопарка
Помимо условной надписи «технопарк» руководители компаний, конечно, рассматривают площадки с точки зрения пользы для бизнеса. Вот шесть основных параметров, на которые ориентируется бизнес в Москве и Московской области.
1. Стоимость аренды и месторасположение
Этими двумя параметрами, как выяснилось, руководствовались большинство компаний-арендаторов при выборе технопарка. Практически все технопарки, которые оказались в поле нашего внимания, предоставляют помещения в аренду по средней или низкой цене и имеют удобное расположение.
2. Сервис, инфраструктура
Эти преимущества выделили резиденты технопарков «Строгино», «Слава», «Нагатино».
3. Наличие торговых помещений, складов
Наличие складских помещений, предоставляемых в аренду по низкой цене, явилось первостепенным преимуществом для резидентов технопарка «Москва». Тогда как отсутствие торговых и складских помещений — аргумент в пользу выбора технопарка для резидентов «Славы» и «Физтехпарка»в, деятельность которых связана с научно-производственной и IT-сферой.
4. Гарантия долгосрочного пребывания
Гарантия долгосрочной аренды наиболее важна для компаний, деятельность которых лицензируется и связана с конкретным адресом. Из этих соображений резиденты выбирали, например, технопарк «Слава».
5. Коммуникации с другими резидентами
Хотя многие резиденты испытывают острую потребность в коммуникациях с партнерскими компаниями, только компании-арендаторы «Славы» упомянули о наличии договоров между резидентами технопарка по обмену работ, товаров и услуг.
6. Связи с НИИ
Этот мотив упомянули только резиденты технопарка МГУ, деятельность которого долгие годы была связана с университетом. Хотя, по-хорошему, научно-исследовательская деятельность должна быть базовой возможностью для любого технопарка, нацеленного на развитие инновационных компаний. В конце концов, НИОКР у них стоит до 20% оборота — и это не предел.
Чего компаниям в технопарках не хватает
- Подбор программ финансовой поддержки;
- Сопровождение процесса получения поддержки;
- Поиск деловых партнеров внутри и вне технопарка, налаживание контактов;
- Организация площадок для контактов резидентов и обмена информацией;
- Бытовые услуги, помощь в аренде жилья.
Благодаря этому 43 сотрудника компании обеспечивают совокупную выручку более 70 млн евро (данные из официального отчета за 2017 год).
В российских же реалиях многие из данных позиций являются уязвимыми местами предпринимательской деятельности, и никто не готов с этими вопросами резидентам технопарков помогать.Что касается субсидий, грантов и госзакупок, лишь двое из всех опрошенных нами резидентов пользуются государственными механизмами МСП. Остальные либо недостаточно информированы о программах поддержки, либо опасаются бумажной волокиты, проверок и сложной отчетности.
Не менее серьезной проблемой является отсутствие налаженной коммуникации между резидентами технопарков. При том, что именно этот фактор лежит в основе появления стартапов, бизнес-проектов и трансфера инновационных технологий. Лишь 35% опрошенных резидентов технопарков кооперируются для проведения совместных проектов.
При этом у большинства компаний-арендаторов технопарков существует насущная потребность в среде общения и взаимодействия с партнерами. Также остается неудовлетворенной потребность в организации интеллектуального процесса — конференций, встреч представителей науки и бизнеса. А ведь именно он является основой для рождения инноваций!
Многие из опрошенных резидентов надеялись на поддержку технопарка в обеспечении данных коммуникаций. Однако на сегодняшний день управляющие компании не справляются с этой задачей.
- Помощь в получении субсидий, грантов и налоговых льгот — отметили 23% опрошенных;
- Маркетинг и продвижение (реклама, организация выставок, стендов) — 19%;
- Помощь с оформлением кредитов — 15%;
- Информационная, патентная и юридическая поддержка — 12%.
Как видим, потенциал развития отрасли технопарков в РФ огромен. И стратегической целью развития является создание на их базе инновационных центров. Поэтому сегодня перед управляющими компаниями стоит целый ряд задач, среди которых привлечение государственных и частных источников финансирования бизнеса резидентов, обеспечение государственной поддержки, вовлечение и трудоустройство талантливой молодежи технических вузов, создание коммуникационной среды.
Технопарк будущего — это не рабочие помещения, торговые залы и склады. Это инициатор и катализатор инновационной и экономической активности страны. Увы, сегодня мы находимся только на старте этого развития.
Источник: spark.ru