Типы бизнеса по размеру

Фирмы, отличающиеся по размеру, играют различную роль в обеспечении устойчивости и конкурентоспособности рыночной экономики, имеют различные риски и преимущества. Выделяют крупный, средний и малый бизнес.

Крупный бизнес

Крупный бизнес позволяет контролировать развитие ведущего производственного сектора экономики России, определяет экономическую и индустриальную мощь страны (доля акций государства составляет не менее 51%). Он тяготеет к интеграции и монополии, поглощая или контролируя более мелких партнеров либо объединяется в международные структуры.

Функцией крупного бизнеса является обеспечение устойчивость экономики нашей страны и ее основных составляющих: цен и структуры производства. Именно благодаря крупным предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями научно-технического прогресса, накапливают, а затем внедряют методы инновационного предпринимательства.

В табл. 2.1 приведены сильные и слабые стороны крупного бизнеса.

Сильные и слабые стороны крупного бизнеса_

Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства

Снижение стимулов к росту эффективности производства

Возможности создавать и накапливать достижения НТП, процедуры и правила рационального бизнеса

Возможность для ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса

Экономия на издержках производства

Падение эффективности управления с ростом фирмы

Негибкость, возможность потери контакта с потребителем

Источник: studref.com

Размеры и формы предпринимательства

По признаку размеров предпринимательства различают: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес.

В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise — льготный) и венчурного (от vепturе — рисковать) предпринимательства.

Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Читайте также:  Что такое залоговый бизнес

Венчурная фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам.

Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после Второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако в целом мелкий бизнес не получил в России широкого распространения.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перерастает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

В предпринимательстве выделяют три формы:

  • 1) индивидуальное, или частное;
  • 2) товарищество или партнерство;
  • 3) корпорация (акционерное общество).

Индивидуальным предпринимательством называют бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность и у него невелик капитал — в этом недостатки индивидуального предпринимательства.

Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Он платит только подоходный налог основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. и освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов, врачей и т. п.

Читайте также:  Бизнес иммиграция лучшая страна

В целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе. Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс.

Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два человека и более. Партнерство тоже облагается только подоходным налогом. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать и привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относят ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала, неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками, сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т. п.

Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация — акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Акционерная форма предпринимательства стала в России самой популярной.

К числу преимуществ корпораций относятся:

  • — неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций;
  • — привлечение специалистов для выполнения управленческих функций;
  • — стабильность функционирования корпорации, ибо выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.

К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:

  • — двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз — как часть прибыли корпорации, а второй раз — как часть личного дохода владельца акции. Для владельцев малых корпораций тяжесть двойного налогообложения особенно заметна. Поэтому в США закон допускает для таких фирм получение статуса s-корпорации, при котором доход корпорации считается доходом ее владельцев и облагается только подоходным налогом;
  • — благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;
  • — разделение функций собственности и контроля. В корпорациях, акции которых распылены среди многочисленных владельцев, функция контроля отрывается от функции собственности. Владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот.
Читайте также:  Какие бизнесы есть в Казахстане

Присутствуют и другие недостатки корпораций, но они окупаются преимуществами.

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин