Фирмы, отличающиеся по размеру, играют различную роль в обеспечении устойчивости и конкурентоспособности рыночной экономики, имеют различные риски и преимущества. Выделяют крупный, средний и малый бизнес.
Крупный бизнес
Крупный бизнес позволяет контролировать развитие ведущего производственного сектора экономики России, определяет экономическую и индустриальную мощь страны (доля акций государства составляет не менее 51%). Он тяготеет к интеграции и монополии, поглощая или контролируя более мелких партнеров либо объединяется в международные структуры.
Функцией крупного бизнеса является обеспечение устойчивость экономики нашей страны и ее основных составляющих: цен и структуры производства. Именно благодаря крупным предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями научно-технического прогресса, накапливают, а затем внедряют методы инновационного предпринимательства.
В табл. 2.1 приведены сильные и слабые стороны крупного бизнеса.
Сильные и слабые стороны крупного бизнеса_
Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства
Снижение стимулов к росту эффективности производства
Возможности создавать и накапливать достижения НТП, процедуры и правила рационального бизнеса
Возможность для ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса
Экономия на издержках производства
Падение эффективности управления с ростом фирмы
Негибкость, возможность потери контакта с потребителем
Источник: studref.com
Размеры и формы предпринимательства
По признаку размеров предпринимательства различают: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес.
В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали система франчайзинга (от franchise — льготный) и венчурного (от vепturе — рисковать) предпринимательства.
Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.
Венчурная фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам.
Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. Родиной венчурного предпринимательства являются США, где оно возникло после Второй мировой войны. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако в целом мелкий бизнес не получил в России широкого распространения.
Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перерастает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).
Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.
В предпринимательстве выделяют три формы:
- 1) индивидуальное, или частное;
- 2) товарищество или партнерство;
- 3) корпорация (акционерное общество).
Индивидуальным предпринимательством называют бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность и у него невелик капитал — в этом недостатки индивидуального предпринимательства.
Его преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения. Он платит только подоходный налог основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. и освобожден от налога, установленного для корпораций. Это наиболее распространенная форма бизнеса, характерная для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, а также профессиональной деятельности юристов, врачей и т. п.
В целом индивидуальное предпринимательство занимает незначительное место в производственном секторе. Оно базируется главным образом на ручном труде и универсальных малопродуктивных средствах производства и в недостаточной степени использует научно-технический прогресс.
Товариществом, или партнерством, называется бизнес, которым владеют два человека и более. Партнерство тоже облагается только подоходным налогом. Достоинства партнерства в том, что его легко организовать и привлечь дополнительные средства и новые идеи. К числу недостатков относят ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, которое требует новых вложений капитала, неоднозначное понимание целей деятельности фирмы ее участниками, сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы. В форме партнерства организуются брокерские конторы, аудиторские фирмы, службы сферы услуг и т. п.
Корпорацией называется совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акций, а сама корпорация — акционерным обществом. Доход корпорации облагается налогом с корпораций. Акционерная форма предпринимательства стала в России самой популярной.
К числу преимуществ корпораций относятся:
- — неограниченные возможности привлечения денежного капитала через продажу акций и облигаций;
- — привлечение специалистов для выполнения управленческих функций;
- — стабильность функционирования корпорации, ибо выбытие из общества кого-либо из акционеров не влечет за собой закрытия фирмы.
К недостаткам корпоративной формы организации бизнеса относятся:
- — двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций: первый раз — как часть прибыли корпорации, а второй раз — как часть личного дохода владельца акции. Для владельцев малых корпораций тяжесть двойного налогообложения особенно заметна. Поэтому в США закон допускает для таких фирм получение статуса s-корпорации, при котором доход корпорации считается доходом ее владельцев и облагается только подоходным налогом;
- — благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих никакой реальной стоимости;
- — разделение функций собственности и контроля. В корпорациях, акции которых распылены среди многочисленных владельцев, функция контроля отрывается от функции собственности. Владельцы акций заинтересованы в максимальных дивидендах, а менеджеры стараются их уменьшить, чтобы пустить деньги в оборот.
Присутствуют и другие недостатки корпораций, но они окупаются преимуществами.
Источник: studwood.net