Планирование деятельности фирмы — это процесс разработки и практической реализации мероприятий, определяющих будущее состояние фирмы. Планирование позволяет:
- предвидеть перспективу фирмы;
- более рационально использовать все ресурсы;
- избежать риска банкротства;
- своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
- повышать эффективность производственной деятельности и улучшать финансовое состояние фирмы.
Для того чтобы планирование могло эффективно выполнять указанные функции, необходимо строить его согласно следующим принципам:
- необходимость планирования — соблюдение данного принципа соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов;
- конкретность и измеримость планов, позволяющие контролировать ход их выполнения и оценивать результаты;
- ориентированность во времени — каждый план должен иметь свои строго определенные границы времени, которые позволяют контролировать его исполнение;
- реалистичность плана — показатели плана должны основываться на оценке ресурсного потенциала фирмы. Если фирма принимает заведомо невыполнимые планы, происходит сбой работы всех ее подразделений, так что невозможно определить виновника нарушения плановой дисциплины;
- гибкость — возможность приспосабливаться к изменениям внутренней и внешней среды. Предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события;
- комплексность — планирование должно охватывать все стороны деятельности: производство и сбыт продукции, материально- техническое снабжение, управление персоналом, инвестиционную деятельность;
- непротиворечивость (согласованность) планов фирмы, разрабатываемых ее структурными и функциональными подразделениями;
- обязательность выполнения — утвержденный руководством фирмы план становится обязательным для выполнения;
- эффективность — разработка такого варианта плана производства товаров и услуг, который обеспечит наибольший экономический эффект;
- оптимальность — предполагает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.
План — это директивный, адресный документ, намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения.
Виды бизнес планов
Планирование предполагает разработку программы действий для получения фирмой максимально возможной прибыли как результата согласованного осуществления се важнейших функций: производственной, коммерческой, инновационной, технологической, организационной, социальной и др. Планирование способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов, устранению неопределенности, что позволяет воздействовать на нежелательные с точки зрения интересов фирмы факторы.
29 Виды планирования
Процесс планирования включает несколько этапов:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение предполагаемых рисков, или возможных вариантов развития фирмы;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить фирма на предстоящий период;
- планирование состава, структуры основных средств, мощности фирмы, необходимых для достижения поставленных целей и задач;
- определение объема материальных, трудовых ресурсов, требующихся для реализации плана производства продукции (работ, услуг);
- внедрение планов и контроль за их исполнением.
Всю совокупность разрабатываемых на фирме планов можно подразделить по различным признакам (табл. 1).
- Долгосрочные — от 10 до 25 лет
- Среднесрочные — от 3 до 10 лет
- Краткосрочные — от 1 года до 3 лет
- Оперативные — до 1 года
- Тактические
- Оперативные
- Стратегические
- Нормативные
- Стратегические — предусматривают глобальные цели
- Бизнес-планы — ориентированы на осуществление конкретной сделки
- Бизнес-операции
Уровень управления (сфера применения)
- Функциональные — предназначены для внедрения управленческих функций в сфере деятельности фирмы, выполняющей определенные функции
- Единовременные — разрабатываются под конкретный проект или программу
- Стабильные — представляют собой свод правил, инструкций и рекомендаций по осуществлению стандартных видов деятельности
- Рыночные (индикативные)
- Административные (централизованные)
- Реактивные — базируются на анализе предшествующего опыта
- Инактивные — ориентируются на существующее положение предприятия и не предусматривают как возращение к прежнему состоянию, так и движение вперед
- Преактивные — направлены на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности фирмы
- Интерактивные — ориентированы на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего фирмы
Текущая плановая работа на фирме предполагает разработку планов по следующим основным направлениям: производство и реализация продукции, материально-техническое снабжение, кадры, издержки, финансы, инвестиции, социальное развитие.
В плане производства и реализации продукции устанавливаются задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении и каналы сбыта товара.
План материально-технического снабжения представляет собой систему экономически обоснованных расчетов потребности фирмы в сырье, материалах, топливе, энергии, производственном оборудовании.
При составлении плана по труду и кадрам рассчитывается потребность в кадрах и фонд заработной платы, устанавливается задание по повышению производительности труда.
Главной задачей плана по издержкам производства и реализации продукции являются повышение эффективности производства, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, экономически обоснованное определение величины затрат на производство предусмотренной планом продукции, исчисление величины дохода, получаемого в результате производственной деятельности.
В финансовом плане устанавливаются важнейшие финансовые показатели: прибыль фирмы, расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости, взаимоотношения с бюджетом и кредитными организациями и др.
План инвестиций предусматривает капиталовложения в строительство, расширение и реконструкцию производственных мощностей фирмы, а также осуществление финансовых вложений.
План социального развития фирмы предусматривает мероприятия по решению наиболее актуальных для данного коллектива социальных вопросов, улучшению условий труда, отдыха и быта.
Возможны и иные подходы к классификации планов.
Источник: www.grandars.ru
Типы планирования и виды планов по бизнес планированию
Под бизнес-планированием (деловым планированием) понимают процесс выработки действий по достижению целей фирмы (компании, предприятия).
Основная форма бизнес-планирования – составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом для вновь создаваемых, для действующих фирм и
используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании.
Бизнес-план – план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются
целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса.
Основная цель разработки бизнес-плана – определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, иначе, планирование хозяйственной деятельности фирмы на
ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Другие возможные цели разработки бизнес-плана: получение кредита; привлечение инвестиций; определение стратегических и тактических ориентиров фирмы; уяснение степени
реальности достижения намеченных результатов; доказательство определенному кругу лиц целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников
компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.
План-бизнеса используют и как инструмент проведения деловых переговоров.
Основное назначение бизнес-плана:
- проработать решения по развитию каждого вида деятельности
- составить план и график работ, действий
- информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т. д.)
- усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обеспечить мотивацию на выполнение.
При подготовке плана предприниматель должен конкретно указать, что он хочет получить от заимодавца или инвестора, и ясно показать, что он готов отдать.
Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных
бизнес-планов предприятий может составлять информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.
Форма бизнес-планирования складывается из набора применяемых в конкретном случае видов и методов планирования.
Виды бизнес-планирования различают по нескольким признакам.
В зависимости от гибкости планов выделяют два основных вида бизнес-планирования:
- директивное – планирование сверху вниз с четко заданными показателями
- индикативное – направляющее планирование с нечеткими рамками и возможностью лавирования.
В зависимости от горизонта и уровня планирования выделяют три вида бизнес-планирования:
- стратегическое планирование – комплекс долгосрочных решений, которые вырабатываются в рамках политики достижения поставленных целей
- тактическое планирование – среднесрочное планирование, направленное на реализацию стратегических планов. Задачи тактического планирования: выбор оптимальных средств для реализации
стратегии, обеспечение пропорционального развития и скоординированнос-ти действий организационных звеньев - оперативное планирование – краткосрочное планирование, направленное на реализацию тактических планов. Объекты оперативного планирования: объем выпуска и продаж, контроль качества,
кадры, товарно-материальные запасы и др.
Неотъемлемой частью бизнес-планирования является налоговое планирование.
Выделяют несколько основных методов бизнес-планирования:
- экономический анализ – расчленение экономического процесса (явления) на отдельные составные части, исследование этих частей, их взаимодействия между собой и влияния в целом на весь
процесс. Определяются факторы, влияющие на цель, в результате чего можно разрабатывать мероприятия - балансовый – согласование между потребностями и возможностями. Балансы могут создаваться по разным видам ресурсов: трудовым, материальным и т. д.
- прогнозный – планирование на основе прогнозирования
- программно-целевой – увязывание целей с ресурсами через программы действий
- нормативный – количественное обоснование плановых показателей на основе норм и нормативов. Норма – регламентируемая величина абсолютного расхода ресурсов на одну единицу
продукции.Норматив – относительный показатель расхода какого-либо ресурса на другие ресурсы - экономико-математический – применение методов теории вероятности, сетевого планирования, линейного программирования и других математических методов.
Выбор формы планирования зависит во многом от стадии развития фирмы. Если фирма зрелая, то бизнес-планы масштабны. На начальной стадии развития фирмы бизнес-планы нечеткие и небольшие.
Другие факторы, которые влияют на выбор формы бизнес-планирования:
- квалификация персонала
- возможности организации планирования
- особенности деятельности фирмы.
Основные виды и типы бизнес-планов
Отправной точкой успешного коммерческого начинания является правильно составленный план. Перед тем, как его написать, выберите тип документа.
Выделяют разные виды бизнес-планов по структуре и масштабности, сфере анализируемой деятельности, целям создания.
Совет! Прежде всего, нужно понять, для чего разрабатывается документ: собственных нужд либо привлечения инвестиций, кредитных средств.
Внутренний вариант нужен, не чтобы показать баланс финансового положения инвесторам, а для собственных нужд. Документ содержит стратегии, способы улучшения работы предприятия, предлагает новые модели роста. Он помогает оценивать проект, держать команду в курсе текущего состояния компании.
В бизнес-планирование есть два вида бизнес-планов внутреннего типа. Стратегические прогнозы отражают цели компании, способы их достижения. Обычно включают видение коммерческой деятельности, формулировку миссии, определение критических факторов успеха, стратегии достижения целей и график реализации. Операционные прогнозы определяют маркеры реализации и крайние сроки на предстоящий год. В них изложены обязанности сотрудников.
Для внешних сторон предлагаются следующие виды бизнес-планов организации:
- Для привлечения инвестиций. Целью является привлечение потенциальных инвесторов, поэтому документ выстроен на анализе наиболее выгодного и эффективного освоения вложений. Обязательно включает степень риска, срок получения чистой прибыли, окупаемость инвестиций.
- Для получения гранта. Здесь акцент делается на то, какую пользу принесет проект, так как при выдаче гранта наиболее важны социальные цели предприятия.
- Для приобретения кредита. Такие виды бизнес-планов несколько отличаются по содержанию от вариантов для потенциальных инвесторов. Кредиторы смотрят в первую очередь на возможность возврата заемных средств, обоснование потребности займа, а также наличие имущества для залога.
Бизнесмену, открывающему новую компанию, понадобится стартовый прогноз. Документ подробно описывает шаги для запуска предприятия. Если же организация уже действует, то создается проект роста, развития. Он включает финансовые прогнозы продаж и расходов.
Любой из вариантов планирования важен для развития деятельности компании, является опорой для принятия решений. Важно выбрать соответствующую на текущий момент разновидность.
О видах планирования – на видео:
Малинников В.
Инвестор и предприниматель. Огромный опыт в области автоматизации финансовой деятельности предприятий.
Источник: feelwave.ru