Форма планирования складывается из набора применяемых в конкретном случае видов и методов планирования.
Виды планирования различают по нескольким признакам.
В зависимости от горизонта и уровня планирования выделяют три вида планирования [22]:
- 1) стратегическое — комплекс долгосрочных решений, которые вырабатываются в рамках политики достижения поставленных целей;
- 2) тактическое — среднесрочное планирование, направленное на реализацию стратегических планов. Задачи тактического планирования: выбор оптимальных средств для реализации стратегии, обеспечение пропорционального развития и скоординированное действие организационных звеньев;
- 3) оперативное планирование — краткосрочное планирование, направленное на реализацию тактических планов. Объекты оперативного планирования: объем выпуска и продаж, контроль качества, кадры, товарно-материальные запасы и др.
Выделяют несколько основных методов планирования:
- • экономический анализ — расчленение экономического процесса (явления) на отдельные составные части, исследование этих частей, их взаимодействия между собой и влияния в целом на весь процесс. Определяются факторы, влияющие на цель, в результате чего можно разрабатывать мероприятия;
- • балансовый — согласование между потребностями и возможностями. Балансы могут создаваться по разным видам ресурсов: трудовым, материальным и т. д.;
- • прогнозный — планирование на основе прогнозирования;
- • программно-целевой — увязывание целей с ресурсами через программы действий;
- • нормативный — количественное обоснование плановых показателей на основе норм и нормативов. Норматив — относительный показатель расхода какого-либо ресурса на другие ресурсы;
- • экономико-математический — применение методов теории вероятностей, сетевого планирования, линейного программирования и других математических методов.
Выбор формы планирования зависит во многом от стадии развития организации. Если организация зрелая, то бизнес-планы масштабны. На начальной стадии развития бизнес-планы нечеткие и небольшие.
ВИДЫ ЦЕЛЕЙ. Что даёт письменное планирование? Лекция бизнес-тренера Натальи ГРЭЙС
Другие факторы, которые влияют на выбор формы планирования:
- • квалификация персонала;
- • возможности организации планирования;
- • особенности деятельности предприятия, организации, учреждения.
Источник: studref.com
2.3 Типы бизнес-планов и практика их применения
С бизнес-планов во всем мире принято начинать любое коммерческое мероприятие. Подобный план необходим потенциальным инвесторам, в том числе банкам; он нужен работникам самой фирмы, желающим реально оценить свои перспективы развития. Наличие бизнес-плана снижает возможность неудачи, что особенно важно в российской среде предпринимательства, отличающейся высоким уровнем риска.
Различают несколько типов бизнес-плана, выбор которых зависит от круга задач, решаемых этим планом. Могут использоваться следующие типы бизнес-плана:
29 Виды планирования
- Коммерческо-производственный бизнес-план. Он необходим для решения проблем коммерческой и производственной деятельности в процессе достижения целей развития фирмы. Для такого типа бизнес-плана характерно внимание к обоснованию путей достижения целей развития с наименьшими затратами. Причем акцент в плане может усиливаться (в зависимости от специфики деятельности) либо к коммерческой, либо к производственной стороне деятельности фирмы.
- Инвестиционный бизнес-план. Он является инструментом привлечения инвесторов. Целью такого плана служит строительство нового объекта или кардинальное изменение применяемой технологии производства, т.е. использование экономических категорий, связанных с понятием капитальных вложений. Бизнес-план такого типа предусматривает усиление акцента в структуре к таким вопросам как обеспечение возвратности кредитов и своевременная уплата процентов за их использование. Существуют определенные стандарты инвестиционных бизнес-планов, разработанные банками и инвестиционными структурами.
- желание получить надежные инвестиции, в том числе иностранные;
- стремление начать бизнес с большим объемом ресурсов, для чего необходимо привлечение капитала партнеров;
- отсутствие необходимого опыта работы в рыночных условиях и попытка его компенсировать за счет совместных согласований будущих действий партнеров по бизнесу;
- привлечение внимания региональных властей к бизнесу территории и попытка получения субсидий и льгот для его основания;
- подготовка к конкурентной борьбе на рынке и доказательство готовности к ней;
- необходимость выявления реального круга проблем, мешающих развитию бизнеса.
Источник: studfile.net
Типы планирования в бизнесе
Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей.
1. Внешние цели, для которых составляется бизнес-план — обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.
Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого — изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.
Бизнес-план, по сути — визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт.
Современная практика и документация: учеб. пособие / под ред. В.М. Попова. М., 2011.
Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высоко рисковую операцию, что повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.
Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план.
2. Внутренние цели — проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.
Таким образом, составив бизнес-план, предприниматель сделает предприятие более эффективным и управляемым, сможет с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.
Главная цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Бизнес-план помогает решить следующие проблемы Буров В.П. Бизнес-план фирмы: теория и практика. — М.: «ЭКМОС», 2008. :
— определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
— сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
— выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их формированию и реализации;
— выявить соответствие имеющихся кадров фирмы;
— определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
— оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
— предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д.
Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения:
· по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения);
· по предприятию в целом (новому или действующему).
Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рис. 1.1. В рамках одной организации может разрабатываться весь комплекс целей и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии Бекетова О.Н., Найденкова В.И. Бизнес-план и практика: учеб. пособие для вузов. М.: «Приор-издат», 2010. .
Рис. 1.1 Типология бизнес-планов по объектам бизнеса
В настоящее время в России наиболее привлекательными являются проекты создания бизнес-линий как совокупности прав собственности, конкурентных преимуществ и долгосрочных привилегий, объединяющих все виды преимуществ: от закупки сырья и найма работников до сбыта продукции.
Широко применяются также специальные бизнес-планы финансово-экономического характера Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкина В.А. Бизнес-план фирмы: Теория и практика. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во «Экмос», 2009. :
— составление проспектов эмиссии ценных бумаг;
— обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
— выпуск акций в закрытых компаниях типа общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества или определение паев в товариществах при выходе из состава одного из акционеров;
— обоснование вариантов санации предприятия-банкрота и т.д.
Бизнес-планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения:
1. По бизнес-линиям (продукция, работы, услуги);
2. По предприятию в целом (новому или уже действующему).
Стратегический бизнес-план — сначала анализируется деятельность компании, со всеми ее сильными и слабыми сторонами, затем выделяются основные направления развития компании, устанавливаются цели деятельности и, на основании, всего этого — вырабатывается стратегия развития компании, чтобы максимально использовать ее потенциал.
Бизнес-план финансового оздоровления — этот вид бизнес-плана используется в условиях кризиса компании, когда необходимо принять меры по ее выводу из трудного положения. В данном случае вырабатывается такой план, который требует решительных и быстрых действий.
Бизнес-планы коммерческих проектов и коммерческих сделок — вырабатываются для решения конкретных задач, например — поиск новых рынков сбыта, выявление новой ниши продукта, вытеснение конкурента и т.д. Способствуют снижению уровня рисков и повышению производительности от каждой конкретной сделки, а также сбалансированности компании в целом. В данном виде плана необходимо уделить внимание тому, как, и в течение какого времени, вложенные средства будут использоваться.
Инвестиционный бизнес-план — это самый трудный вид бизнес-плана, т.к. чаще всего он составляется под использование заемных средств. Здесь очень важно оценить финансовую привлекательность объекта либо результат сделки, который должен соответствовать объему вложенных средств.
Риски должны быть все, по возможности, учтены и запланированы, т.е. сведены к минимуму. Инвестиционный план — это, финансовый план с описанием рисков и способов их страхования, в том числе и в форме залога. В этом виде плана — самое главное, описать, как будут возвращаться вложенные финансовые средства.
Источник: studbooks.net