Многонациональные компании имеют огромное значение для экономического и технологического развития стран, не являющихся местом их базирования, так как они первоначально разрабатывают новые технологии у себя, а потом переводят их в другие страны, где имеют дочерние предприятия.
Западный специалист Дейв, исследовав разные виды взаимоотношений между предприятиями ТНК, добавил еще один, а именно соглашение по техническому обслуживанию. Этому соглашению ТНК отводит роль технического консультанта.
Потенциальное воздействие такого соглашения на трансферт технологий в гостиничном бизнесе детально изучил Сислик. Он, специально не раскрывая виды технологий, предназначенных для трансферта, показал разнообразные соглашения для максимизации или минимизации трансфертов. Серьезной проблемой для трансферта технологий является недостаточное соответствие такого соглашения с подготовкой местного персонала со стороны ТНК. Часто в эти соглашения включается пункт, позволяющий ТНК по мере возможности привлекать менеджеров и других работников из других стран, в том числе из страны базирования ТНК. Однако эти мероприятия при злоупотреблении могут свести на нет возможность страны построить свой собственный стандарт гостиничного бизнеса в долгосрочном плане.
Мировая экономика. Лекция 5. Миграция капитала. Транснациональные корпорации
Для трансферта технологий роль ТНК в индустрии гостеприимства может быть положительной для обеспечения соответствующим опытом работы персонала, который далее мог бы вливаться в местную индустрию, передавая свой опыт и знания другим людям. Однако ТНК может играть и отрицательную роль, импортируя необходимый опыт и используя местное население только для простейших работ.
Важной формой внедрения ТНК в страну, особенно в развивающуюся, в индустрии гостеприимства является контракт управления. Во многих случаях при заключении контрактов управления между ТНК и местными владельцами надо обращать внимание не только на финансовую сторону, но и на трансферт технологий в страну, где находятся объекты управления. И владельцы объектов, и государство, где они находятся, сильно заинтересованы, чтобы количество иностранного персонала сокращалось параллельно увеличению местного персонала.
Разные исследования показывают, что на предприятиях индустрии гостеприимства в индустриально развитых странах доля менеджеров в общем персонале больше, чем в новых индустриальных странах или в развивающихся странах, — 1/15,30; 1/20,00; 1/21,80 соответственно. Этот факт подтверждает то обстоятельство, что в развитых странах качество управления на порядок выше. А в развивающихся странах выше доля иностранных Менеджеров (32,0; 21,6; 49,8% соответственно).
Доля иностранных менеджеров в зависимости от возраста предприятия может уменьшиться, если местный Персонал станет со временем более компетентным и допустится к управленческим должностям. А если предприятия ТНК будут снабжать местную индустрию профессиональными кадрами, то в этом случае могут возникнуть положительные предпосылки для трансферта технологий.
Самые мощные корпорации в мире?
Исследования также показывают, что предприятия ТНК в индустрии гостеприимства крупнее, чем другие местные предприятия вне зависимости от уровня экономического развития страны. Это связано с проблемой экономии в масштабе на крупных предприятиях, которые получают большой объем разных услуг от головной компании.
Как отмечалось выше, большие размеры предприятий больше котируются в развивающихся странах. В развитых странах предприятия относительно маленькие, но, несмотря на свой размер, прибыльны. Размеры предприятий соответственно большие в новых индустриальных странах, далее идут развивающиеся страны, ряд замыкают индустриальные страны.
Средний размер объекта (скажем, отеля) является хорошим индикатором уровня развития индустрии в стране в частности и ее экономики в целом. В развивающихся странах ТНК чаще образуют новые крупные предприятия. Например, гостиничные ТНК образуют крупные отели для отдыха и бизнес-центры для бизнесменов и туристов. Это вес отражает увеличение спроса на отели международной класса с определенными стандартами обслуживания со стороны бизнес-путешественников, а также других туристов. Этот весьма доходный спрос можно удовлетворить с помощью деятельности ТНК, расширения уровня технологических трансфертов и строительства новых отелей со стороны местных компаний.
Источник: studentopedia.ru
ТНК в гостиничном хозяйстве
Интегрированные гостиничные цепи. В международном туризме процессы транснационализации традиционно рассматриваются на примере сектора размещения. В индустрии гостеприимства особенности ТНК проявляются наиболее отчетливо. Транснациональные компании принимают вид гостиничных цепей, превратившихся в заметное явление международной жизни.
Гостиничная цепь представляет собой группу отелей (два и более), имеющих общие руководство, концепцию продвижения продукта и торговую марку. Формы присоединения отелей к цепи различны. Это может быть п о- купка предприятий размещения гостиничной компанией, заключение с ними франшизных договоров или контрактов на управление.
Наиболее консолиди-рованными и мощными считаются интегрированные гостиничные цепи, с о- стоящие из предприятий — полноправных корпоративных членов. Однако всемирному признанию и широкому распространению гостиничные цепи обязаны франчайзингу Франшиза, по существу, означает прокат торговой марки.
Корпорация, в частности гостиничная, предоставляет предпринимателю право вести со б-ственное дело под ее вывеской, но по единым стандартам. Она оказывает содействие франшизополучателю в осуществлении этой деятельности и ко н-тролирует ее в целях сохранения своей репутации. Отбор потенциальныхфраншизополучателей — процесс сложный. Каждая гостиничная компания руководствуется при этом собственными крите-риями. Часто в качестве обязательных условий для заключения франшизного договора выдвигаются минимальный размер предприятия (50 —150 мест),
Источник: studopedia.net
Мировой гостиничный комплекс и его структура. Имидж ТНК в международном туризме и гостеприимстве.
В настоящее время мировое гостиничное хозяйство насчитывает около 350 тыс. комфортабельных гостиниц, располагающих более чем 14 млн номеров (26 млн мест). При этом количество номеров за последние 20 лет ежегодно возрастает в среднем на 3-4 %, что свидетельствует о значительной динамике роста средств размещения туристов.
Более того, структура мирового гостиничного хозяйства адекватно отражает туристские потоки и по географическому принципу: чем больше внутренних туристов и иностранных посетителей в том или ином регионе мира, тем больше средств размещения имеет этот регион. Ведущее место в мировом гостиничном хозяйстве занимает Европейский континент.
На его долю приходится в среднем около 70 % туристского потока, соответственно и гостиничный фонд составляет значительно преобладающую долю (около 45 %) мирового гостиничного фонда. Американский континент насчитывает свыше 5 млн номеров, что составляет 35 % мирового гостиничного фонда. По темпам прироста гостиничная база континента опережает Европу.Третьим по мощности континентом является Азия, имеющая свыше 3 млн номеров (14% мирового гостиничного фонда). Доля Африканского континента (около 0,4 млн номеров) составляет 3 % мирового фонда. Среди отдельных стран лидерами мировой гостиничной индустрии по мощности базы являются: США (около 3,5 млн номеров), Япония (1,65 млн), Италия (1 млн), Франция, Испания, Англия, Китай, Австралия (около 0,5 млн), Австрия, Мексика, Канада, Греция (около 0,3 млн), Таиланд, Россия, Индонезия, Турция (0,15-0,23 млн), Швейцария, Бразилия, Аргентина (менее 0,15 млн).
Лидерами мировой гостиничной индустрии по темпам роста гостиничного фонда являются такие страны, как Турция, Китай, Малайзия, Сингапур, Марокко, Испания, Германия, Аргентина.
Первые гостиницы (караван-сараи), как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н. э., в древневосточной цивилизации. По числу номеров гостиницы обычно разделяются на 4 категории:
— малые (до 100-150 номеров);
— средние (от 100 до 300-400 номеров);
— большие (от 300 до 600-1000 номеров);
— гиганты (более 1000 номеров).
Классификация гостиниц по целевым рынкам.
Целевой рынок — это конкретная категория людей, которую отель предполагает видеть в качестве потенциальных гостей.
По обслуживанию целевых рынков гостиницы разделяются:
1. Гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых является профессиональная деятельность
2. Гостиницы для туристов, основной целью и мотивом путешествия которых являются отдых
3. Транзитные гостиницы (туркомплексы):
— на авиатрассах (гостиницы при аэропортах);
— на автотрассах (мотели);
— на железнодорожных трассах (привокзальные);
— на водных трассах (отели, расположенные вблизи портов)
Классификация гостиниц:
а) по уровню сервиса (обслуживания), ассортименту и стои
мости услуг отели бывают класса «люкс», 1-го класса, экономкласса, отели с ограниченным сервисом (ночлег и завтрак), а также дешевые отели типа студенческих общежитий;
б) по месту размещения городские (центральные, окраинные), транзитные (у магистралей), пригородные, сельские, а также отели, расположенные вблизи географических особенностей (берега рек, озера, моря, океана, в горах и т. д.);
в) по природным зонам размещения (в лесах, горах, пустыняхи т. д.);
г) по времени функционирования — круглогодичные, сезонные.
ТНК — Транснациональные компании
В соответствии с документами ООН к ТНК относятся компании, имеющие филиалы в двух и более странах независимо от юридической формы или сферы хозяйствования и осуществляющие координацию их деятельности.
ТНК постоянно расширяют свое зарубежное присутствие, закономерно переходя от экспорта товаров и услуг к организации их производства за границей. ТНК осуществляют внешнюю экспансию главным образом путем размещения прямых иностранных инвестиций. Они также предоставляют денежные ссуды и заключают неинвестиционные соглашения по управлению.
Первый путь придает наибольшую устойчивость ТНК. Прямые вложения предполагают сохранение контроля над капиталом в руках иностранного инвестора — ТНК. Материнская компания учреждает акционерные фирмы за границей или приобретает контрольные пакеты акций уже существующих зарубежных фирм.
Ей часто принадлежит свыше половины всех акций (паев) филиала, хотя для полного фактического контроля за его деятельностью бывает достаточно меньшей доли (больше любой другой, находящейся в единоличном владении). Во многих государствах введены дополнительные условия акционирования предприятий. Держателями 51% акций могут быть только граждане данной страны или юридические лица, зарегистрированные в ней. Подобного рода ограничения иногда распространяются на сферу туризма, но значительно реже, чем на средства массовой информации или военно-промышленный комплекс (ВПК).
Кроме того, ТНК осуществляют деятельность за границей через такую разновидность зарубежных филиалов, как отделения. Они хотя и регистрируются за рубежом, но не являются самостоятельными компаниями с собственным балансом и полностью (на 100%) принадлежат материнской фирме, т.е. ТНК. В отечественной и зарубежной литературе известно несколько теорий, объясняющих феномен ТНК.
Все они исходят из максимизации прибыли как главного мотива иностранного инвестирования. Согласно одной из них условием международной миграции капитала является различие норм прибыли и ставок процента.
Если бы все национальные экономики были в равной мере открыты притоку капитала, то следовало ожидать установления международной равновесной ставки процента, а компаниям было бы безразлично, где вкладывать инвестиции, лишь бы предельная эффективность использования капитала превышала ставку процента. Некоторые специалисты объясняют феномен ТНК, опираясь на теорию жизненного цикла продукта.
Согласно им, компании создают интернациональные производственные системы под своим управлением, чтобы продлить жизненный цикл своего продукта, вдохнуть в него «вторую жизнь». В туризме выход компании за национальные границы во многом предопределен своеобразием туристского продукта.
Как уже отмечалось, он представляет собой набор услуг и некоторых товаров, приобретаемых туристом. Часть их соотносится со страной происхождения туриста, другая — со странами и регионами, лежащими на пути его следования и пересекаемыми транзитом, третья — со страной назначения. В табл. 56 показаны расходы международного туриста в постатейном и пространственном разрезах. Большая их часть (47%) приходится на дестинацию.
Товары и услуги, приобретаемые туристами, являются комплементарными, т.е. взаимодополняющими. Их следует использовать совместно, чтобы достичь необходимого результата. Поставщик знает, что спрос на его продукт означает спрос и на остальные туристские товары и услуги. Поэтому, во-первых, каждый производитель, руководствуясь мотивом максимизации прибыли, стремится распространить свою деятельность на другие сферы туризма. Например, авиакомпании могут увеличить свою долю в туристских расходах путем интеграции производства с 30-35 до 93% (11+35+47).
Во-вторых, продажа инклюзив-туров, состоящих из нескольких элементов, прежде всего перевозки и размещения, приносит компании дополнительные выгоды, в частности экономию на маркетинге.
В-третьих, фирмы, базирующиеся в странах-генераторах туристских потоков, получают конкурентные преимущества благодаря хорошим знаниям туристского спроса и тенденций на рынках путешествий в этих странах и пользуются ими при реализации продуктов принимающих туристских центров. Большинство ТНК в туризме базируются в странах так называемой «Триады»: США — Западная Европа (Франция, Великобритания) — Япония, а с недавнего времени и в Сянгане (Гонконге). География штаб-квартир ТНК подтверждает тот факт, что интернационализация туристского бизнеса берет начало в странах, генерирующих туристские потоки и осуществляющих зарубежное инвестирование. В индустрии гостеприимства особенности ТНК проявляются наиболее отчетливо. Транснациональные компании принимают вид гостиничных цепей, превратившихся в заметное явление международной жизни.
Гостиничная цепь представляет собой группу отелей (два и более), имеющих общие руководство, концепцию продвижения продукта и торговую марку. Формы присоединения отелей к цепи различны. Это может быть покупка предприятий размещения гостиничной компанией, заключение с ними франшизных договоров или контрактов на управление. Наиболее консолидированными и мощными считаются интегрированные гостиничные цепи, состоящие из предприятий — полноправных корпоративных членов. Однако всемирному признанию и широкому распространению гостиничные цепи обязаны франчайзингу.
Источник: poisk-ru.ru