Топ регионов для бизнеса

Эксперты сервиса по учёту товаров «МойСклад» изучили обороты более 7,5 тыс. российских компаний с менее 100 сотрудниками. Результаты исследования есть в редакции РБК.

Лидером стал Ставропольский край, там обороты увеличились на 76,9%. В Алтайском крае показатель вырос почти в два раза (49,3%). Топ-3 замыкает Нижегородская область — оборот малого бизнеса вырос на 40,8%.

Ещё в топ-10 входят:

  • Республика Башкортостан (40,4%);
  • Свердловская область (35,2%);
  • Краснодарский край (29,9%);
  • Хабаровский край (24%);
  • Калининградская область (22,4%);
  • Челябинская область (20,4%);
  • Ленинградская область (17,8%).

По сравнению с февралём 2020 года, этот показатель вырос на 9,6% в сентябре 2021 года. А оборот небольших торговых компаний за год увеличился на 3,5%. Эксперты рассказывают, что причиной роста может быть развитие внутреннего туриста и малое количество открытых торговых точек. Помимо этого увеличение показателей может быть связано с антиковидными мерами: ограничениями на посещение ТЦ, закрытие развлекательных центров и отмена событий с большим количеством людей.

ТОП-12 бизнес-идей для маленького города. Малый бизнес в небольших городах и селах

Ранее Нетология рассказывала, что в московских ТЦ трафик упал на 20%. В Татарстане и Башкирии этот показатель скатился почти до нуля из-за пандемии.

Источник: netology.ru

Магазины на востоке, медицина на севере: какие франшизы открывались и закрывались в регионах

Спрос на бизнес по франшизе начал расти в конце 2021 года и до марта 2022 был стабильно высоким. Хотя он и не дотягивал до уровня 2019 года, его показатели были выше, чем за весь период с начала пандемии. В марте 2022 предприниматели были крайне осторожны, на рынке франчайзинга было ожидаемое затишье.

Сейчас спрос начинает медленно восстанавливаться. Такую динамику констатировала руководитель отдела франчайзинга Cofix Екатерина Панова и подтвердили другие франчайзеры, с которыми побеседовал Buybrand.ru. О географии развития франшиз и предпочтениях потенциальных франчайзи в первые пять месяцев турбулентного 2022-го читайте в нашем обзорном материале.

High angle compass on wooden board with copy-space Free Photo

Регионы развития

Карта регионального развития франшиз достаточно разнообразна и зависит в большей степени от политики компании. Но есть и четко обозначившиеся тренды и направления.

Fix Price, например, предпочитает открывать франчайзинговые магазины фиксированных цен в отдаленных регионах Восточного и Северного федеральных округов. Максимальные продажи в Северо-Западном в рамках сети показала лаборатория «Гемотест» (8 точек с января по май; регион стал вторым по количеству открытий за период). Челябинская область вошла в топ-3 регионов по открытиям у «Инвитро».

РБ вошла в топ-10 регионов-лидеров по финансовой поддержке малого и среднего бизнеса

Кстати: Центрами международной экспансии российских франшиз остаются Казахстан, Беларусь и Киргизия. Сеть кофеен Hohoro продала 6 франшиз в Нур-Султан, там же запускала точки «Инвитро».

С югом ситуация сложнее. Продажи франшиз продолжаются, но они стали ниже, чем в прошлом году. «С марта этого года наблюдаем снижение заявок по франшизе, больше всего — на территориях Юга и Северного Кавказа», — отмечают в «Инвитро». У «Гемотеста» за 4 месяца в этих регионах было открыто 6 и 5 точек соответственно. Там, наоборот, говорят о росте интереса к медицинскому франчайзингу.

Читайте также:  Структура организации для международного бизнеса

«Однако потенциальные франчайзи стали более осведомленными, поэтому теперь большинство заявок — целевые», — добавляют в «Инвитро».

Сохранился на юге спрос на франшизы в сфере ретейла. Сеть по продаже техники и электроники «Позитроника» с начала года открыла 6 торговых точек, и все в ЮФО. 4 из них работают в формате поинта по выдаче интернет-заказов.

Business theme internet online shopping and delivery concept Free Photo

Наибольшая активность франчайзеров по-прежнему наблюдается в Московском регионе, при этом франчайзеры начали обращать внимание на другие области в пределах ЦФО. Так, все больше концепций по франшизе заходят в Воронежскую область, одновременно региональный рынок осваивает крупнейший оператор продуктовой розницы X5 Group с концепцией жестких дискаунтеров «Чижик».

Центральную Россию в качестве перспективного региона рассматривают большинство крупных франчайзеров. Но есть и относительно молодые франшизы — например, сеть «БлинБери», которая может занять хорошее место в освободившейся нише фастфуда на фоне тенденции к импортозамещению.

«У нас стоит глобальная цель: открыть блинные во всех городах России, открыть в России 100 блинных, — рассказали в компании. — Мы видели мировой опыт, как правило, 95% ресторанов и сетей — это франшизы. Франшиза — как метод продвижения, расширения бренда является мировым стандартом. Соответственно, в какой-то момент, мы приняли как стратегию, что мы должны развиваться именно через партнеров».

Причины закрытий

Как и в любое другое время, период санкций позволил самым разным концепциям продемонстрировать свою жизнеспособность. В кофейном сегменте, который продолжил расти интенсивными темпами (только у Hohoro кофеен самообслуживания выросла на 139 точек), были и закрытия.

У Cofix с начала года прекратили работу 6 заведений. Практически все закрытые точки будут релоцированы. Закрытия связаны с окончанием срока действия договора аренды и нерациональности его продления на тех же условиях.

Закрытия в ретейле подтвердили в «220 вольт». Точки прекращали работу по самым разным причинам: так, в Петрозаводске владелец магазина решил не продлять ДКК, поскольку перешёл в другую сферу. В Старой Купавне был низкий трафик, а переезжать франчайзи не захотел, в Нижнем Новгороде магазин-склад был временно закрыт на период переформатирования.

В целом, франчайзеры не отрицают того, что точки закрывались, но это нормальное явление для бизнеса. У «Грильницы». например, два франчайзи решили отказаться от франшизы и заработать под собственным брендом. Это нередкая ситуация на рынке франчайзинга, и страдает от неё, в первую очередь, франчайзер.

С чем ещё сталкиваются компании, работающие по франшизе, в период турбулентности, читайте на следующей неделе.

Источник: buybrand.ru

Разная Россия: в каких регионах бизнесу хорошо

Фото REUTERS 2013

Хорошо известно, что в области частного предпринимательства показатели России очень скромные. Предпринимателей у нас в составе населения меньше, чем в странах с сопоставимым уровнем социально-экономического развития, да и вклад частного сектора в создание рабочих мест, прирост ВВП и другие значимые показатели не очень велик. Например, доля взрослого населения, вовлеченного в предпринимательскую деятельность, составляет в нашей стране около 5%. Притом что для стран, которые, как и Россия, по классификации Всемирного экономического форума, относятся к группе стран с «экономикой, основанной на стремлении к повышению эффективности», средний уровень предпринимательской активности 14%, в том числе в странах Центральной и Восточной Европы он составляет от 6,3% в Венгрии до 14,2% в Словакии.

Читайте также:  Какой расход газа должен быть на газели бизнес

Но оказывается, не только средний по России уровень предпринимательской активности невысок, существуют еще и очень большие различия по уровню развития предпринимательства между российскими регионами.

Об этом говорят результаты изучения деловой активности населения в регионах России, которые получены лабораторией исследований предпринимательства НИУ ВШЭ в 2011-2012 гг. Так, выяснилось, что разброс уровней активности по регионам — от 1,2% в Карелии до 10% в Дагестане. Причем подавляющее большинство областей, краев и республик демонстрирует уровень предпринимательской активности ниже среднего и лишь 11 регионов — уровень от 5,5% до 10%.

Примечательно, что не только численность, но и состав занятого в бизнесе населения весьма различен от региона к региону. В научной литературе есть понятие «пирамида предпринимательского потенциала». Речь идет о том, что в любом обществе всегда есть какая-то часть лиц, которые только раздумывают, начинать ли новый бизнес, есть также кто-то, кто его только недавно начал (их называют нарождающимися предпринимателями), есть, далее, владельцы нового бизнеса (который уже дает регулярный доход, но пока в основном используемый, чтобы вернуть долги, кредиты и т. п.), и наконец, владельцы устоявшегося бизнеса — люди, чей бизнес не только работает, но и приносит прибыль своим владельцам. Понятно, что для устойчивости и нормального воспроизводства эта пирамида должна стоять на широком и прочном основании и несколько сужаться кверху, от одной группы предпринимательски активного населения к другой. Но в России все не так просто!

Лишь в 15 субъектах Федерации, по данным за 2011 г., эта пирамида имела более или менее канонический вид, свидетельствующий о благоприятном соотношении между различными группами предпринимателей. Зато в подавляющем большинстве остальных регионов пирамида мутировала в ромб (17 российских субъектов), гриб с тонкой ножкой и широкой шляпкой (7 регионов), песочные часы с утоньшением с средней части (17 регионов) и даже перевернутую пирамиду (13 субъектов). Все эти российские территории, в общем, характеризуются не вполне (ромб, песочные часы) или крайне неблагоприятной (гриб) структурой предпринимательской активности: во многих российских областях, краях и республиках — в силу разных причин — нарушен или так и не сложился нормальный процесс преемственности, когда по мере старения и выбраковки бизнесов на смену им могут прийти новые предпринимательские фирмы. Просто недостаточно желающих и готовых заниматься бизнесом. Это значит, что процесс развития предпринимательства в большинстве российских регионов не имеет устойчивого характера.

Читайте также:  Чек лист бизнес молодость

Немаловажно и то, какие побуждения толкают людей в бизнес: стремление к независимости и желание реализовать свой творческий потенциал, рациональный расчет на преуспеяние или отчаяние от невозможности прокормить собственную семью. За различием между так называемым добровольным и вынужденным предпринимательством стоят разные типичные «портреты» предпринимателей — с разным профессиональным и жизненным опытом, возможностями и устремлениями.

Одни чаще создают растущие фирмы и рабочие места, другие более склонны ограничиваться мелким бизнесом, который зачастую ведется на неформальных началах, или самозанятостью.

Существуют и другие индикаторы, которые помогают оценить предпринимательский потенциал региона, — субъективная самооценка (уровень склонности к предпринимательству, уровень боязни неудачи, наличие предпринимательских способностей), а также восприятие местных условий для развития бизнеса. Рассчитанный на их основе интегральный рейтинг российских регионов по уровню предпринимательского потенциала (см. таблицу) позволяет разделить все российские регионы на три группы: с низким (1 группа), средним (2 группа) и высоким предпринимательским потенциалом (3 группа).

В этом рейтинге много неожиданного. Например, Москва, Московская и Калужская области, где, как принято считать, по российским меркам «все в шоколаде», оказались в первой группе, только в середине — динамичный Татарстан и, наоборот, никогда не «светившиеся» среди регионов-лидеров Тамбовская или Курская области — наверху.

Далее, среди регионов 1-й группы много тех, которые по уровню предпринимательской активности были в числе лидеров. Это означает, что в основном эта активность носит вынужденный характер, не связана с созданием высокоэффективных бизнесов и не влияет сколько-нибудь серьезно на общую социально-экономическую ситуацию в данном регионе.

Конечно, рейтинг этот имеет пилотный характер — только расчеты за ряд лет могут позволить исключить влияние случайных факторов, а дополнительные экспертные оценки — помочь рассчитать удельные веса различных используемых для анализа индикаторов. Но совершенно очевидно главное: на громадных российских просторах существуют разные типы регионов, для которых требуется совсем разная политика в отношении предпринимательства. Где-то нужно начинать с азов (способствуя накоплению знаний, необходимых для успешного предпринимательского старта, и поддерживая создание и развитие микрофинансовых организаций), где-то созрели предпосылки для применения более серьезного набора инструментов (бизнес-инкубаторы, вовлечение малого бизнеса в госзакупки и т. п.), а в каких-то регионах следует сосредоточиться на поддержке бизнес-ангелов и бурно растущих средних по размеру фирм (через подготовку необходимых для них кадров и стимулирование НИОКР в местных вузах, проводимых в интересах этих фирм), чтобы помочь им стать региональными локомотивами.

Правда, для проведения такой политики нужна реальная заинтересованность со стороны не только сильного, но и «умного» государства.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин