Закончились Новогодние праздники и отпуска, для бухгалтера наступила отчетная пора.
Рассмотрим основные моменты, которые важно учесть при подготовке бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год.
Критерии субъектов малого предпринимательства
- Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия — численность до 15 человек).
- Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий — 120 млн. руб.).
Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:
- акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
- деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям;
- организация — участник проекта «Сколково»;
- учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
- суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.
06 июня 2023 в 14:30
Москва, ул. Льва Толстого, 23/1, «Loft АндерСон Resort»
Малый БИЗНЕС и ЛЬГОТЫ | Малые предприятия | Бизнес ИП и ООО | Налоги и предпринимательство
Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям.
Категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным по среднесписочной численности и доходам.
Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год — 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму — микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.
Организация прекращает быть СМП, если в течение трех лет, следующих подряд, фактические показатели среднесписочной численности, дохода оказываются выше предельных значений (п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).
Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.
Узнайте,
Как ИП и руководителю вести бухгалтерский учет без бухгалтера
подлежите ли Вы
обязательному аудиту
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию аудитора.
Заказать звонок
Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.
Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:
- СМП, созданные в форме акционерного общества;
- СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.
Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:
При организации бухгалтерского учета на предприятии:
- использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
- руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
- при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
- вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).
При признании доходов и расходов:
- использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99);
- признавать доходы и расходы по договорам строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 (п. 2.1 ПБУ 2/2008).
При учете материально-производственных запасов:
- принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
- признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
- признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
- не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).
При учете основных средств:
- малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
- при приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
- при сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
Получите
персональную
консультацию
Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию аудитора.
Задать вопрос
При учете НМА и НИОКР:
- признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА ) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
- списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).
По другим активам и обязательствам:
- не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
- любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
- осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
- не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
- проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);
При составлении бухгалтерской отчетности
1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах
Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н«). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п.
27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.
Отличия традиционных форм от упрощенных заключаются в том, что в последних все показатели отражают укрупненно только по группам статей (без детализации показателей по статьям).
Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.
При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.
2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
- отчет об изменениях капитала,
- отчет о движении денежных средств,
- отчет о целевом использовании средств.
- а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.
Максимум
пользы от аудита
В рамках аудиторской проверки аудиторы и налоговые эксперты проверят отчетность, покажут риски и найдут финансовые резервы
Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.
В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).
Критерии для оценки важности информации организация определяет самостоятельно.
Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).
Пример 1:
Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.
Пример 2:
В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.
Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).
Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.
Если важной информации, подлежащей отражению в приложениях (пояснениях), по мнению организации нет, то они не заполняются.
3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий
Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.
- не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
- не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
- не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.
Все вышеназванные способы упрощения учета, применяемые организацией, необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).
С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.
Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.
Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.
Что касается СМП, подлежащих обязательному аудиту, то они ведут бухучет и составляют отчетность по общим правилам.
Источник: pravovest-audit.ru
Бухгалтерский учет для малых предприятий
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, субъекты малого предпринимательства имеют право на облегченный вариант ведения бухгалтерского учета на вполне законных основаниях и могут не применять отдельные положения нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Уточним, какие же предприятия являются малыми согласно действующему законодательству.
Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства определены в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 209-ФЗ).
К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие определенным в Законе условиям.
Для юридических лиц:
— суммарная доля участия РФ, субъектов РФ муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц — не выше 25%;
— доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства — не выше 25%
Средняя численность работников за предшествующий календарный год
— до 15 чел. – микропредприятия;
— до 100 чел. – малые предприятия.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год:
— 60 млн руб. – для микропредприятий;
— до 400 млн руб. – для малых предприятий.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год – не установлена.
Бухгалтерский учет: упрощенный вариант
Сразу оговоримся, что ряд положений по упрощению ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности не могут применять эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Мы исходим из того, что аптечные организации в подавляющем большинстве не являются такими эмитентами.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) учетная политика организации должна обеспечивать такое ведение бухгалтерского учета, которое будет отвечать следующим требованиям:
— приоритет содержания перед формой;
Есть и еще одно требование, установленное законодательством, — рациональность. При организации бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства обязан исходить из требования рациональности, то есть его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.
Также ряд послаблений для малых предприятий предусмотрен Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. В соответствии с данным документом для ведения бухгалтерского учета субъекты малого предпринимательства могут сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Например, вместо счетов 10 «Материалы» и 07 «Оборудование к установке» для учета производственных запасов можно открыть один счет 10 «Материалы». Для производственных предприятий можно вести только счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».
Для учета денежных средств можно вести только счет 51 «Расчетные счета» вместо счетов 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути».
Для учета капитала достаточно будет вести счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал».
Для накопления и систематизации информации субъект малого предпринимательства может применять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета как с использованием, так и без использования регистров бухгалтерского учета имущества. В отношении аптечных организаций, к сожалению, это допущение не работает в связи с большим ассортиментом лекарственных товаров и торгового оборудования.
Для облегчения жизни субъектам малого предпринимательства разрешено не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов для целей бухгалтерского учета (такая возможность предусмотрена Положениями по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 и «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)) и, соответственно, не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете.
Кроме этого, субъекты малого предпринимательства могут принять решение признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. Данное положение закреплено в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
Наконец, некоторые положения по бухгалтерскому учету субъектами малого предпринимательства могут не применяться, такие как Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01 и Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02. Согласно данным Положениям, например, субъекты малого предпринимательства могут отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов, в бухгалтерской отчетности — не раскрывать отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства.
Бухгалтерская отчетность: упрощенный вариант
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и связанных с этим изменениях.
Если при составлении бухгалтерской отчетности исходя из правил настоящего Положения организация выявляет недостаточность данных для формирования полного представления о своем финансовом положении, финансовых результатах деятельности и всех изменениях, в бухгалтерскую отчетность она включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Данные требования предъявляются и к отчетности субъектов малого предпринимательства. Но для них предусмотрены некоторые послабления. Особенности представления бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства определены рядом положений. Ограничение по применению данного льготного варианта есть только для эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Мы приводим в таблице те положения, которые облегчают жизнь малым предприятиям, и нормативные акты, в которых это закреплено.
Положения для субъектов малого
предпринимательства
Субъект малого предпринимательства
может составлять бухгалтерскую
отчетность в сокращенном объеме.
Решение о включении в состав
бухгалтерской отчетности отчета об
изменениях капитала, движении
денежных средств определяется
необходимостью представления такой
информации самим субъектом
Положение по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность
организации» (ПБУ 4/99),
утвержденное Приказом Минфина России
от 06.07.1999 N 43н
Субъекты малого предпринимательства
самостоятельно разрабатывают формы
бухгалтерской отчетности
Приказ Минфина России от 02.07.2010
N 66н «О формах бухгалтерской
отчетности организаций»
Субъекты малого предпринимательства
могут включать в бухгалтерский
баланс и отчет о прибылях и убытках
показатели только по группам статей
без детализации показателей по
статьям.
Также можно раскрывать в
бухгалтерской отчетности меньший
объем информации
Приказ Минфина России от 02.07.2010
N 66н «О формах бухгалтерской
отчетности организаций»
Настоящее Положение может не
применяться при формировании
бухгалтерской отчетности субъектами
малого предпринимательства, за
исключением указанных субъектов,
публикующих свою бухгалтерскую
отчетность полностью или частично
согласно законодательству РФ,
учредительным документам либо по
собственной инициативе
Положение по бухгалтерскому учету
«Информация о связанных сторонах»
(ПБУ 11/2008), утвержденное
Приказом Минфина России
от 29.04.2008 N 48н
Субъекты малого предпринимательства
могут не применять настоящее
Положение и не представлять
информацию по сегментам в
бухгалтерской отчетности
Положение по бухгалтерскому учету
«Информация по сегментам»
(ПБУ 12/2010), утвержденное
Приказом Минфина России
от 08.11.2010 N 143н
При отражении в бухгалтерской
отчетности событий после отчетной
даты субъект малого
предпринимательства должен исходить
из требования рациональности
Положение по бухгалтерскому учету
«Учетная политика организации»
(ПБУ 1/2008), утвержденное
Приказом Минфина России
от 06.10.2008 N 106н
Субъект малого предпринимательства
приводит в бухгалтерской отчетности
показатели об отдельных активах,
обязательствах, доходах, расходах и
хозяйственных операциях лишь в
случае их существенности и если без
знания о них заинтересованными
пользователями невозможна оценка
финансового положения организации
или финансовых результатов ее
деятельности
Положение по бухгалтерскому учету
«Бухгалтерская отчетность
организации» (ПБУ 4/99),
утвержденное Приказом Минфина России
от 06.07.1999 N 43н
Бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность: новые положения для субъектов малого предпринимательства
Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. вступил в силу Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 144н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». Данный документ принят в целях упрощения системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий и вносит изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету.
Ограничения по применению данных Положений предусмотрены также для эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.
Согласно изменениям, внесенным в Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99, субъекты малого предпринимательства могут принять решение о применении кассового метода учета доходов и расходов для целей бухгалтерского учета.
Изменения, внесенные в Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, разрешают субъектам малого предпринимательства осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. При этом субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен.
Субъектам малого предпринимательства разрешено признавать все расходы по займам прочими расходами. Такие изменения внесены в Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008).
Что касается бухгалтерской отчетности, для субъектов малого предпринимательства введены новые послабления.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) дополнено положением, согласно которому субъекты малого предпринимательства вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.
Также призвано облегчить жизнь субъектам малого предпринимательства и новшество, внесенное в Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010): они вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.
Кроме этого, субъект малого предпринимательства может принять решение не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в соответствии с изменениями, внесенными в Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02.
Если субъект малого предпринимательства, занимающийся аптечным бизнесом, сочтет нужным применять вышеприведенные положения, которые призваны облегчить ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности, ему необходимо внести соответствующие изменения в приказ об учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Источник: www.mosbuhuslugi.ru
ФСБУ 5/2019 «ЗАПАСЫ»:
обзор для малого бизнеса
Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога.
С 2021 года вступает в силу новый Стандарт по бухгалтерскому учету запасов ФСБУ 5/2019 «ЗАПАСЫ»,
который отменяет:
ПБУ 5/01;
методические указания 119н;
методические указания 135н.
В этой статье я подготовила обзор нового Стандарта и изменений в бухгалтерском учете, которые коснутся МАЛОГО БИЗНЕСА.
Статья представляет из себя конспект со ссылками на законы и моими комментариями, но рекомендую начать с видео ФСБУ 5/2019 «ЗАПАСЫ»: БОЛЬШОЙ РАЗБОР для малого бизнеса. Всё об учете запасов с 2021 года.
С любовью,
Елена Позднякова
Оглавление
Оглавление:
Упрощенный учет
Главное о ФСБУ 5/2019
Что можно не применять
Про упрощенный учет
для микро и малых предприятий
касательно учета запасов и не только
В новом Стандарте бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 установлено, что его могут не применять МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ.
Кроме того, ОРГАНИЗАЦИИ С УПРОЩЕННЫМ УЧЕТОМ могут не применять отдельные (наиболее сложные) положения данного Стандарта.
В этом разделе разберем, какие предприятия относятся к микропредприятиям (и стоит ли им отказываться от применения Стандарта).
Также разберем, что означает формулировка «организации с упрощенным учетом», кто к ним относится и что такое упрощенный учет.
Критерии микропредприятия
Критерии микропредприятия определены в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»:
- среднесписочная численность не более 15 человек(209-ФЗ, статья 4, пункт 1.1., подпункт 2), абзац а);
- доход в год не более 120 млн руб(Постановление 265 от 04.04.2016);
- ограничения по структуре уставного капитала: доля организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, не должна превышать 49%, доля государственных компаний или некоммерческих организаций не должна превышать 25% (209-ФЗ, статья 4, пункт 1.1., подпункт 1), абзац а).
Проверить, является ли предприятие микропредприятием, можно на сайте ИФНС.
Микропредприятия вправе не применять данный стандарт, но не спешите отказываться!
Настоящий Стандарт может не применяться микропредприятием за исключением микропредприятия, которое не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. При этом затраты, которые в соответствии с настоящим Стандартом должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходом периода, в котором были понесены.
— ФСБУ 5/2019 «ЗАПАСЫ» , пункт 2 абзац 2
Давайте разберемся, стоит ли МИКРОПРЕДПРИЯТИЮ отказаться от применения ФСБУ 5/2019?
Итак, статус МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ дает право не применять ФСБУ 5/2019.
Что это значит?
Еще раз внимательно прочитаем цитату из стандарта, то что выделено жирным (если отказаться от применения Стандарта): затраты, которые в соответствии с настоящим Стандартом должны были бы включаться в стоимость запасов, признаются расходом периода, в котором были понесены.
так что это значит?
Это полное отсутствие товарного учета и учета материалов.
Если микропредприятие отказалось от применения ФСБУ 5/2019, то оно не будет признавать в учете никаких запасов: ни товаров для перепродажи, ни материалов для производства — НИЧЕГО НЕ БУДЕТ В УЧЕТЕ!
Всё отнесено сразу на затраты.
Казалось бы, хорошо без учета ТМЦ! Проще! — но не всем
Ниже я приведу аргументы ДЛЯ МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ в пользу того, чтобы отказаться от применения Стандарта и аргументы в пользу того, чтобы Стандарт применять.
Отказаться
от применения стандарта стоит, если:
Бухучет микропредприятия не является основой для принятия управленческих решений
Бухучет в плохом состоянии и требуется восстановление
Налоговый режим не предполагает учет затрат
Применять ФСБУ 5/2019
целесообразно для микропредприятия, если:
Налоговый учет расходов строится на основе бухгалтерского
Вид деятельности микропредприятия — производство
Микропредприятие составляет бухгалтерскую отчетность для банков и инвесторов
Теперь переходим к малым предприятиям.