СРО в строительной сфере — это некоммерческое саморегулируемое объединение подрядных организаций. Ключевые цели таких ассоциаций определены Градостроительным кодексом РФ (ГрК):
- предупреждение вреда, который может быть причинён третьим лицам в результате выполнения строительных работ членами объединения;
- обеспечение исполнения участниками СРО заключённых ими договоров подряда;
- повышение качества результатов строительства.
Помимо этого, саморегулируемые организации оказывают услуги по профессиональной поддержке и защите прав своих членов.
Членство в СРО даёт юридическим лицам и предпринимателям право заниматься строительством, капремонтом и реконструкцией объектов (статья 55.8 ГрК). Саморегулируемое объединение в данном случае предоставляет возможность своим членам участвовать в торгах по 44-ФЗ.
Когда членство в СРО для подрядчика обязательно, а когда нет
Согласно статье 52 ГрК, для заключения договора строительного подряда, договора на осуществление сноса компания обязана быть членом профессионального объединения, если одновременно имеют место два обстоятельства:
📄 Документы для тендера — госзакупки / тендерная документация. тендеры, госзакупки, 44ФЗ, 223 ФЗ
- заказчиком по контракту будет выступать застройщик, технический заказчик, региональный оператор или организация, ответственная за эксплуатацию здания;
- сумма подрядного договора составляет 10 миллионов рублей или больше.
То есть когда стоимость контракта ниже либо в качестве заказчика выступает иное лицо, членство в саморегулируемой организации необязательно.
Отдельное правило установлено в части работ по сносу капитальных объектов (ст. 55.31 ГрК): подрядчик вправе производить их без допуска СРО, если сумма каждого заключённого им договора не превышает 1 миллион рублей.
Кроме того, участие в СРО не требуется подрядчикам, которые занимаются строительством и реконструкцией:
- гаражей и хозяйственных построек для частных лиц на их участках, а также садовых и дачных домов;
- объектов ИЖС (кроме тех, которые строятся по ДДУ);
- некапитальных построек;
- вспомогательных строений и сооружений.
При возведении, реконструкции или капитальном ремонте объекта «под себя» застройщик тоже должен состоять в саморегулируемой организации, помимо случаев строительства перечисленных частных и вспомогательных объектов.
Членство в СРО по требованиям 44-ФЗ
В соответствии со ст. 31 закона № 44-ФЗ государственный заказчик в составе требований к участникам в извещении о закупке устанавливает их соответствие профильным законодательным нормам.
Поэтому, когда речь идёт о выборе подрядчика на выполнение строительных работ, среди требований к претендентам будет членство в СРО, если предполагается заключение контракта на сумму от 10 миллионов рублей. Исключение — случаи возведения некапитальных или вспомогательных объектов без разрешения на строительство. Здесь имеется в виду не начальная максимальная цена контракта, заданная заказчиком в тендерной документации, а стоимость работ, заявленная победителем конкурсной процедуры.
Но это не всё. Не каждый член саморегулируемой организации сможет взяться за любой госконтракт. Строительная компания должна иметь право выполнять строительные работы по договорам подряда, заключённым с применением конкурентных способов. Она приобретает его в случае соблюдения двух условий (ч. 3 ст. 55.8 ГрК):
1. В саморегулируемой организации, где состоит подрядчик, сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО).
Для первичного формирования КФ ОДО СРО как минимум 30 участников СРО должны изъявить желание участвовать в госзакупках. В таком случае организация обеспечивает создание фонда, состоящего из взносов участников-инициаторов, а в дальнейшем такой фонд пополняется взносами иных членов СРО, выразивших намерение участвовать в госзакупках. Размер платежей зависит от уровня ответственности членов СРО. В Ассоциации МСС такой фонд сформирован.
2. Строительная компания выполнила своё обязательство по внесению взноса в КФ ОДО в необходимом размере.
В своей заявке на участие в конкурсной процедуре по 44-ФЗ претендент должен обозначить, что соответствует указанным требованиям.
Как подтвердить членство в СРО для участия в госзакупках
Если в закупочной документации установлено требование о наличии членства в СРО, то подтвердить его можно, предоставив выписку из реестра членов СРО. В выписке указываются сведения, содержащиеся в Едином реестре сведений о членах СРО в области строительства и их обязательствах. Такой реестр ведётся в строгом соответствии со ст.55.17 Градостроительного кодекса РФ иПостановлением Правительства РФ от 25.05.2022 № 945.
Строительные компании обязаны поддерживать актуальность информации о себе, чтобы в выписке содержались сведения, соответствующие действительности. В противном случае такой документ могут не принять для участия в торгах.
Выписка подписывается двумя электронными цифровыми подписями и содержит QR-код, позволяющий организатору торгов удостоверить её оригинальность.
В реестре членов СРО и выписке есть сведения о взносе, который член саморегулируемой организации внёс в КФ ОДО, и о его уровне ответственности. Поэтому комиссия заказчика при оценке предложения от участника проверит соответствие предельного размера обязательств члена СРО, которые он может на себя брать, стоимости заключаемого контракта.
Уровень ответственности и взносы членов СРО
Уровень ответственности — это максимальный размер обязательств подрядчика по всем контрактам, заключаемым им в рамках конкурсных процедур (независимо от их количества). Каждому уровню соответствует свой размер взноса в КФ ОДО. Чем ответственность выше, тем большую сумму должен внести член СРО.
Минимальный размер взносов в фонд в сопоставлении с уровнем ответственности указан в ч. 13 ст. 55.16 ГрК (более крупные выплаты могут быть утверждены собранием участников ассоциации):
Предельная стоимость работ по госконтрактам, руб.
Источник: np-mcc.ru
Какой ОКВЭД выбрать для участия в госзакупках
Отсутствие нужного ОКВЭД не может стать причиной для отказа в участии в тендере по госзакупкам, так как отдельного требования к указанию вида деятельности не предусмотрено. Чтобы избежать ненужных вопросов, лучше добавить код, соответствующий типу заказа.
Правила проведения госзакупок строго регламентируются законами. Поставщики стараются четко их соблюдать, чтобы не «слететь с конкурса» по несущественным причинам. Поэтому логично возникают сомнения, а правильно ли в документации указали ОКВЭД, возможно, нужно было прописывать особенный код.
Справка! Государственные закупки (госзакупки) – форма конкурентного приобретения товаров, услуг, работ для обеспечения нужд государственных, муниципальных ведомств, учреждений, а также компаний с участием госкапитала. Проводят в виде конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений, пр. через специальные онлайн-площадки. Участвовать могут юридические лица, ИП и даже физические лица.
Нужен ли код?
Компания и ИП обязаны в регистрационных документах указывать основной и дополнительный вид деятельности. По состоянию на 2021 г., действует классификатор ОКВЭД-2, из которого и нужно выбирать подходящую формулировку.
Но в перечне отсутствует отдельная строка, обозначающая «участие в госзакупках». Почему законодатель не предусмотрел такого вида деятельности? Обратимся к законам, которые регламентируют сам процесс закупок для государства. Регламентируют их ФЗ № 44 и ФЗ № 223. В них не предусмотрен пункт, на основании которого могут отказать в участии в конкурсе на основании отсутствия в документах определенного кода.
Вывод. Специального ОКВЭД для участия в госзакупках не существует. Отклонить заявку по причине того, что вид деятельности не соответствует заявленному в конкурсе, не имеют права.
Что указывать
На основании ч. 2 ст. 4 ФЗ № 222 заказчик, размещая документы в Единой информационной системе, обязан указывать код закупки. Именно он указывает на ОКВЭД, на который должны ориентироваться компании и ИП, подающие заявки на участие.
Они не обязаны вносить изменения в регистрирующие документы. Но если заказ крупный или планируете работать в этом направлении и дальше, чтобы избежать лишних вопросов со стороны налоговиков, лучше добавить код.
При таких продажах считают универсальным ОКВЭД: 46.90, дающий право на оптовую торговлю неспециализированными товарами. Но лучше писать более узкий вид или класс, которые относятся к деятельности агентов по оптовой торговле:
- 46.13 – строительными материалами;
- 46.15 – мебелью и бытовыми товарами;
- 45.11 – сельскохозяйственным сырьем, полуфабрикатами;
- 46.14 – промышленным оборудованием;
- 46.17 – продуктами и напитками;
- 46.18 – прочими отдельными видами товаров;
- 46.31 – овощами и фруктами;
- 46.36 – шоколадом, сахаром, кондитеркой;
- 46.43 – бытовыми электроприборами;
- 46.74 – отопительным и водопроводным оборудованием.
Вся линейка раздела 46 – это расшифровка различных изделий, машин и пр., которые компания может продавать оптом.
Если закупка связана с услугами или работами, ориентируйтесь на код заказа. Это может быть:
- 62.02 – работы, консультативная деятельность в области компьютерных технологий;
- 41.20 – строительство нежилых зданий;
- 43.41.1 – перевозка специализированных грузов и пр.
Полезная информация
Если планируете участвовать в госзакупках, узнайте:
- Для чего нужна банковская гарантия по 44 ФЗ.
- Как подавать заявки на конкурсы малым предприятиям.
- Как списать НДС при победе в тендере организации на УСН.
- Как добавить коды ОКВЭД для ИП и ООО.
- Как быстро открыть ИП в 2021 году.
Источник: moneymakerfactory.ru
Возможно ли участие физического лица без статуса предпринимателя в государственных закупках? Особенности участия физлиц в тендерах
Законодательство о контрактной системе – 44-ФЗ и закон 223-ФЗ – предусматривает право на участие в закупках не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и физических лиц. Возможность участия физлиц в закупках предусмотрена в п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ. Гражданский кодекс также позволяет гражданам извлекать прибыль от совершения отдельных сделок без официальной регистрации ИП.
В каких закупках могут участвовать физлица
Одним из принципов закупок по 44-ФЗ и по 223-ФЗ является недопущение необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупочной деятельности. Соответственно, первоначальный запрет для участия в закупках для физических лиц или уклонение от подписания договора с лицом только по причине отсутствия у него статуса предпринимателя является нарушением принципа свободной конкуренции.
Физические лица без статуса предпринимателя могут принимать участие в конкурентных или неконкурентных закупках. Они вправе становится участниками конкурса, запроса котировок и предложений, аукциона или выступать в качестве единственных поставщиков (неконкурентной закупки).
Государственный или муниципальный заказчик не может ограничивать участие физлиц в закупках, в которых рядовым гражданам не запрещено участвовать при соответствии правовым требованиям. Это будет считаться нарушением закона.
Физические лица могут стать участниками по тендерным закупкам следующего типа:
- Закупкам работ и услуг в рамках договоров подряда (выполнению несложных ремонтно-отделочных работ).
- Договорам на выполнение научно-исследовательских работ.
- Договорам по опытно-конструкторским и технологическим работам.
- Договорам по возмездному оказанию услуг (например, услуг гида или экскурсовода, преподавательских или переводческих услуг, услуг по организации мероприятий и поездок, созданию и наполнению сайта контентом, услуг фотосъемки, поддержки интернет-проектов, создания и сопровождения рекламных проектов).
- Договорам продажи недвижимости (например, муниципалитет может закупать квартиры для переселенцев из ветхого жилья).
- Договорам аренды (например, если заказчик арендует жилое и нежилое помещение либо транспортное средство).
Участие в закупках физлиц без статуса ИП в указанных выше случаях допускается, так как гражданское законодательство не содержит положений, ограничивающих круг подрядчиков и исполнителей (на основании Глав 37, 38, 39). В п. 7 ч. 2 ст. 103 44-ФЗ отдельно указывается на случаи, когда физлицо выступает в роли поставщика культурных ценностей, музейных предметов и музейных коллекций, редких изданий, рукописей, архивных документов с редким историческим, художественным и иным культурным значением и предназначенным для пополнения государственного, библиотечного, архивного или музейного фондов.
Физлицам также бывает непросто самостоятельно нести все издержки, связанные с организацией участия в тендере на получение контракта: оплачивать получение сертификатов и электронной подписи, вносить обеспечение по контракту, находить ресурсы на исполнение контрактов и пр. Поэтому участие физлиц в тендерах и их победа являются, скорее, исключением, чем распространенным правилом.
Закупки, в которых физлица участвовать не вправе
В некоторых случаях физлиц могут не допустить к закупкам на законных основаниях. Речь, в частности, идет о случаях, когда договоры поставки или купли-продажи подписываются только лицом, которое осуществляет предпринимательскую деятельность (на основании ст. 492, 506 ГК).
Соответственно, лицо, которое не имеет статуса ИП, не может стать поставщиком по договору поставки товаров или договору купли-продажи. Также в отношении отдельных видов деятельности предусмотрены законодательные нормы, запрещающие рядовым гражданам работать без статуса ИП. Это, например, кадастровые инженеры (они должны быть только ИП или работниками юрлица).
Физлица не могут участвовать в тендерах, в которых от участников требуется наличие действующего допуска СРО или лицензии (они оформляются только в отношении юридических лиц). Также если данная закупка предназначена исключительно для субъектов малого предпринимательства, то физлица в ней принимать участие не вправе.
Если в закупке есть указание «только для СМП или СОНКО», то гражданину откажут в участии еще на этапе подачи заявки.
Особенности участия в тендерах
Общие требования для физлиц для участия в закупках установлены такие же, как и для других участников закупок по ст. 31 44-ФЗ. Это:
- Отсутствие судимости за экономические преступления.
- Лицо не должно иметь дисквалификации в данном виде профессиональной деятельности.
- Отсутствие конфликта интересов (лицо не должно быть родственником представителя заказчика или члена закупочной комиссии).
Лицо при участии в закупках должно подтвердить свое соответствие указанным требованиям в виде письменной декларации.
На некоторые особенности участия физлиц в тендерах указывается в 44-ФЗ. В частности, здесь сказано об особых условиях заключения контракта с таким лицом в части налогообложения.
При заключении договора на участие физлица без статуса предпринимателя учреждение должно обратить внимание на особенности налогообложения контракта. В частности, государственный заказчик должен будет исполнить обязанности налогового агента и перевести в бюджет:
- 13% в виде НДФЛ от полученных доходов для налоговых резидентов;
- 30% в виде НДФЛ для нерезидентов.
В ч. 13 ст. 34 44-ФЗ прямо говорится о том, что при подписании контракта с лицами, которые не являются предпринимателями, в контракт вносится условие об уменьшении суммы получаемого дохода в рамках соглашения на обязательные налоговые платежи.
Сумма по контракту не уменьшается на НДФЛ, если налогоплательщик обязан заплатить налог самостоятельно, например, при продаже недвижимости в государственную и муниципальную собственность.
Также нужно учесть при расчетах суммы выплаты обязанность заказчика перечислить страховые взносы за физлицо. Их размер составляет 26% в ПФР и 5,1% — в ФФОМС. Взносы начисляются на сумму по договору без уменьшения его на размер НДФЛ. По факту заказчик перечисляет исполнителю сумму за вычетом всех налогов и сборов.
В связи с этим заказчикам выгоднее заключать контракты с юридическими лицами или предпринимателями, которые платят все налоги за себя самостоятельно.
Лица, которые занимаются частной практикой без организации ИП, уплачивают НДФЛ самостоятельно. К ним законодательство относит адвокатов, арбитражных управляющих, оценщиков, частных детективов и пр.
По мнению некоторых специалистов, при подписании договоров от физлиц требуется получение согласия на обработку персональных данных, так как сведения о них будут попадать в реестр договоров. Но если договор подписывается на сумму до 100 тыс. р., то у заказчика нет обязанности включать подобные договоры в реестр, поэтому никаких дополнительных документов в виде согласия на обработку персональных данных от гражданина получать не нужно.
Стоит учесть, что договоры с физлицами не входят в сумму контрактов, которые подписываются с СМП, так как граждане не могут являться такими субъектами. Поэтому при заключении договоров с физлицами заказчики не могут увеличить объем закупок у СМП и привести его к требованиям нормативов.
Самим физлицам нельзя забывать, что регулярное получение прибыли без организации ИП грозит им административной (ст. 14.1 КоАП РФ) или даже уголовной ответственностью (по ст. 171 УК за незаконное предпринимательство) в зависимости от масштабов правонарушения.
Уголовная ответственность возникает при извлечении прибыли от 2,25 млн р. При меньшей сумме ущерба лицу грозит только административное наказание в виде штрафа.
Алгоритм участия в закупках
Для участия в государственных закупках физлицу предстоит пройти следующие этапы.
Этап 1. Найти подходящие закупки для участия.
Это информацию можно найти на официальном сайте по закупкам ЕИС. Здесь по закону должна публиковаться вся закупочная документация о тендерах, которые проводятся по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ.
На сайте ЕИС с помощью настраиваемого фильтра можно отобрать закупки для участия по региону, цене контракта, сфере деятельности и пр.
Перед тем как принять участие в конкретной закупке, нужно внимательно проанализировать финансовую часть проекта, собственные возможности и ресурсы для реализации контракта и пр. Нужно учитывать расходы на транспортировку, хранение и пр.
Этап 2. Собрать необходимые документы для участия.
Для участия в государственных закупках от физлица потребуется собрать установленный комплект документов. Он включает в свой состав:
- Копию паспорта.
- СНИЛС и ИНН.
- Декларацию о соответствии единым требованиям закупки.
Этап 3. Зарегистрироваться в ЕИС.
Большая часть закупок сегодня проводится в электронном формате. Для участия в закупках физлицу ранее требовалось проходить аккредитацию на торговых площадках, на которых проводятся торги. Но сегодня ему нужно пройти процедуру регистрации в ЕИС, а доступ к торговым площадкам будет предоставлен автоматически. Для регистрации и дальнейшего участия в закупках нужно будет оформить электронную подпись.
Оформление ЭЦП обычно занимает 3-5 дней и стоит до 5 тыс. р. Электронная подпись предоставляется в специализированном сертифицированном центре. Для оформления подписи физлицу нужно предоставить копию паспорта, ИНН, СНИЛС и согласие на обработку персональных данных.
Этап 4. Внести обеспечение.
Большая часть закупок сегодня проводится на условиях внесения обеспечения участия. Такое обеспечение вносится в размере 0,5-5% от НМЦК и после выбора победителя возвращается участнику. Факт внесения обеспечения нужно подтвердить документально.
Этап 5. Участвовать в тендере.
Само участие в тендере предполагает внесение физлицом своего предложения по цене и прочим условиям реализации контракта. Заявка на участие подается в установленные в закупочной документации сроки.
Что делать после победы в тендере
Заказчик должен подготовить итоговый протокол, в котором ему необходимо определить победителя. Обычно победителем становится лицо, предложившее минимальную цену (в исключительных случаях – максимальную).
Если физлицо было выбрано победителем, то ему направляется проект контракта. Физлицо обязано подписать контракт в положенные сроки, иначе за уклонение сведения о нем будут переданы в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Это фактически закроет ему возможности для участия в закупках в течение последующих двух лет.
После подписания контракта физлицу остается только исполнить условия контракта и получить за него деньги. Если в ходе реализации заказа исполнитель получил статус ИП, то дополнительное соглашение в целях изменения условий госконтракта подписывать не нужно.
Если физлицу отказали в участии в закупке только по причине отсутствия регистрации в качестве предпринимателя, то он может обжаловать действия заказчика в антимонопольном органе.
Таким образом, законодательно не предусмотрен запрет для физических лиц принимать участие в тендерах в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. В ст. 3 44-ФЗ предусмотрено право физлиц принимать участие в закупочной деятельности наряду с юридическими лицами и предпринимателями. Но для физлиц установлены ограничения для участия в закупках в отдельных отраслях экономики, поэтому на практике договоры с рядовыми гражданами заключаются весьма редко. При этом для заказчиков подписание договора с физлицом влечет за собой дополнительные издержки.
Источник: pravo.team