В случае когда исполнителем коммунальной услуги по электрической энергии является управляющая организация, кто несет ответственность за поддержание исправности, поверку, замену ИПУ электрической энергии? В случае когда исполнителем коммунальной услуги по электрической энергии является управляющая организация, кто оплачивает поверку или работу по замене и сам новый ИПУ электрической энергии?
С 1 июля 2020 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2018 № 522 в Федеральный закон от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) и в Жилищный кодекс РФ, связанные с изменением правил установки приборов учета электрической энергии у потребителей электрической энергии и организации их эксплуатации.
Статья 37 Закона № 35-ФЗ дополнена пунктом 5, которым установлены новые правила, заключающиеся в том, что коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с Правилами № 354 и Правилами учета электрической энергии (далее – Правила № 442), в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Организация такого коммерческого учета осуществляется путем проведения, в т.ч. следующих обязательных мероприятий:
Категории электроприемников и обеспечение надежности электроснабжения
· Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять:
— приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих гарантирующему поставщику,
— а также последующую их эксплуатацию.
· Субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии (мощности) и иные владельцы приборов учета электрической энергии не вправе препятствовать обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе использованию для этих целей данных, получаемых с использованием принадлежащих им приборов учета электрической энергии, и контролю за осуществлением коммерческого учета электрической энергии (мощности), включая проверку приборов учета электрической энергии, установленных в границах объектов, принадлежащих субъектам электроэнергетики или потребителям электрической энергии (мощности) на праве собственности или ином законном основании.
Как узнать тариф на электроэнергию
Соответствующие изменения внесены постановлениями Правительства РФ от 29.06.2020 № 950, от 21.12.2020 № 2184, от 29.12.2020 № 2339 в Правила № 354, которые в настоящий период содержат новый порядок организации эксплуатации и замены индивидуальных приборов учета, квартирных и комнатных приборов учета электрической энергии (далее – ИПУ) в жилых помещениях, электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме.
Назовем основные правила нового порядка организации эксплуатации ИПУ в многоквартирном доме, находящемся в управлении управляющей организации, являющейся исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению.
1) введено новое понятие «эксплуатация прибора учета» — выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки (абз.11 п.80(1) Правил № 354);
2) установка и эксплуатация ИПУ осуществляется гарантирующим поставщиком (абз.1 п.80(1) Правил № 354), при этом установка и замена ИПУ осуществляется по истечении срока поверки ИПУ, утраты, выхода из строя или при неисправности ИПУ, а также при обеспечении учета электрической энергии путем присоединения ИПУ к интеллектуальной системе учета электрической энергии (п.136 Правил № 442);
3) замена и установка новых ИПУ осуществляется гарантирующим поставщиком с использованием ИПУ класса точности, соответствующего требованиям Правил доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (далее – Правила доступа к ИСУ) при этом допускается временное использование действующих ИПУ, в т.ч. поверенных гарантирующим поставщиком (абзацы 2, 6, 7, 8, 9 п.80(1) Правил № 354);
4) гарантирующий поставщик вправе по обращению собственника жилого помещения за отдельную плату осуществлять установку (замену) ИПУ до истечения срока их поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с их утратой, выходом из строя или неисправностью ИПУ, либо ранее наступления сроков для установки (замены) ИПУ, отвечающих требованиям Правил предоставления доступа к ИСУ (абз.15 п.80(1) Правил № 354).
5) В части обязанностей и прав исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению, не являющегося гарантирующим поставщиком, (в данном случае – являющегося управляющей организацией):
— исключены обязанности по вводу в эксплуатацию вновь устанавливаемых гарантирующим поставщиком (заменяемых) ИПУ по обращениям потребителей (пп.«у» п.31 Правил № 354);
— исключены права по установке контрольных пломб и иных устройств на ИПУ, устанавливаемые гарантирующим поставщиком (пп. «г(1)» п.32 Правил № 354);
— включены обязанности по обеспечению доступа гарантирующего поставщика к местам установки ИПУ (пп. «т(1)» п.31 Правил № 354);
— включены права по участию во вводе в эксплуатацию ИПУ гарантирующим поставщиком (пп. «е(4)» п.32 Правил № 354) и по согласованию с лицом, ответственным за установку ИПУ, устанавливать конструкции, защищающие ИПУ от несанкционированного вмешательства в ИПУ (пп. «г(1)» п.32 Правил № 354);
— сохранены обязанности по проверке технического состояния используемых потребителями ИПУ до их замены гарантирующим поставщиком и права по установке на таких ИПУ контрольных и иных антимагнитных пломб, приборов и устройств, фиксирующих несанкционированное вмешательство в работу ИПУ (пп. «е(2)» п.31, пп.«г(1)» п.32 Правил № 354):
6) В части прав и обязанностей потребителя:
— исключены права по требованию от исполнителя (УО), не являющегося гарантирующим поставщиком, ввода в эксплуатацию ИПУ, а также совершения действий по техническому обслуживанию ИПУ (пп. «и», «к» п.33 Правил № 354);
— включены права по требованию от гарантирующего поставщика совершения действий по оснащению помещения ИПУ, вводу их в эксплуатацию, а также поверки, замены, технического обслуживания (пп. «к(6)» п.33 Правил № 354);
— включены права по требованию от гарантирующего поставщика по тем ИПУ, обязанность по установке которых возлагается на гарантирующего поставщика, проверки состояния таких ИПУ (пп. «к(7)» п.33 Правил № 354);
— включена обязанность допускать гарантирующего поставщика в занимаемое помещение для установки, ввода в эксплуатацию ИПУ, его поверки, обслуживания и проверки (пп. «ж(1)» п.34 Правил № 354);
— сохранена обязанность при обнаружении неисправности ИПУ, нарушения целостности пломб на ИПУ, сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя (УО) или иную службу, указанную исполнителем (пп. «б» п.34 Правил № 354).
7) правила взаимодействия гарантирующего поставщика с исполнителем и потребителем по вводу установленных ИПУ в эксплуатацию приведены в п.81 – 81(9) Правил № 354.
Из представленных выше новых правил организации эксплуатации ИПУ электрической энергии следует, что в настоящий период за управляющей организацией – исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению сохранилась обязанность только по проверке у потребителей ИПУ, установленных до 1 июля 2020 года (пп. «а» п.82, пп. «е(2)» п.31 Правил № 354).
Относительно обязанностей, связанных с обеспечением эксплуатации ранее установленных ИПУ, УО – исполнитель коммунальной услуги обязана принимать от потребителей обращения о неисправности ИПУ, составлять акты о неисправности ИПУ и передавать соответствующие акты гарантирующему поставщику, который в установленном Правилами № 442 и Правилами № 354 порядке обязан осуществить действия, связанные с заменой или поверкой ИПУ, установленного в период до 1 июля 2020 года.
При этом сроки эксплуатации ранее установленных ИПУ до их замены приведены в п.136 Правил № 442 и абзаце 2 п.80(1) Правил № 354, а сроки установки новых ИПУ, в т.ч. по истечении интервала между поверками, установлены п.151 Правил № 442.
Источник: jilkom.ru
Требования к ип по электроэнергии
Качество энергоснабжения, Отключение электроэнергии:
+7 (861) 2015276 +7 (918) 3801913
Расчеты за потребленную электроэнергию:
+7 (861) 2689278
- Правовая база
- Типовые договоры
- Энергосбережение
- Электронный документооборот
- Проектирование и строительство АСКУЭ
- ОРЭМ
- Ценовые категории
- Стоимость электроэнергии
- Глоссарий
- Вопрос-ответ
ОРЭМ
Оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ)
ОРЭМ – это торговая площадка, на которой продается более 99% вырабатываемой и потребляемой электроэнергии в России. Участниками оптового рынка являются крупные генерирующие компании и крупные потребители электроэнергии.
Цель выхода на оптовый рынок:
Снижение затрат на электроэнергию. При покупке электроэнергии на оптовом рынке не оплачивается сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. Кроме того, для потребителей, находящихся вблизи крупных питающих центров, цена электроэнергии при покупке на оптовом рынке ниже, чем средневзвешенная цена по региону, используемая гарантирующим поставщиком.
Субъекты оптового рынка
Участниками ОРЭМ являются производители электроэнергии, инфраструктурные организации, энергоснабжающие организации, крупные потребители электроэнергии, сетевая компания ПАО «ФСК ЕЭС». Для осуществления работы на ОРЭМ необходимо иметь статус участника рынка. Для этого организация должна соответствовать определенным требованиям, которые утверждены Правилами ОРЭМ (постановление Правительства РФ № 1172 от 27 декабря 2010 года) и отражаются в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Крупные предприятия – потребители электроэнергии могут выходить на оптовый рынок как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами энергосбытовых компаний.
Самостоятельно
Через энергосбытовую компанию
Требования по присоединенной мощности
Присоединенная мощность в каждой точке поставки не менее 750 кВА. Присоединенная мощность всех точек поставки предприятия не менее 20 000 кВА
Присоединенная мощность в каждой точке поставки не менее 750 кВА
Требования по строительству АИИС КУЭ
Необходимо строительство всех уровней системы
Может быть построена только система низкого уровня, и использоваться сервер энергосбытовой компании
Процедура выхода на оптовый рынок
На предприятии необходимо нанять или обучить сотрудников, которые будут выводить предприятие на оптовый рынок
Процессом вывода предприятия на оптовый рынок электроэнергии будут заниматься сотрудники энергосбытовой компании
Оплата вступительного (единовременного) взноса в имущество Ассоциации НП «Совет рынка»
Необходимо оплатить вступительный взнос в размере 1 000 000 руб.
Вступительный взнос уже оплачен энергосбытовой компанией и не требует затрат от потребителя
Заключение необходимых договоров
Предприятию необходимо заключить комплект договоров, обеспечивающих работу на оптовом рынке
Все необходимые для работы на ОРЭМ договоры уже заключены энергосбытовой компанией
Оплата членских взносов в Ассоциацию НП «Совет рынка”
Ежеквартальный платеж порядка 500 000 руб.
Ежеквартальные взносы оплачиваются энергосбытовой компанией и не требуют затрат от потребителя
Сопровождение работы на оптовом рынке
На предприятии необходимо силами своих специалистов обеспечить ежедневное планирование объемов электропотребления, предоставление отчетов субъекта ОРЭМ, а также документооборот с производителями электроэнергии и инфраструктурными организациями оптового рынка
Сопровождение работы на оптовом рынке обеспечивается силами специалистов энергосбытовой компании
Экономический эффект от выхода на оптовый рынок
Предприятие получает весь экономический эффект от выхода на оптовый рынок электроэнергии
Часть экономического эффекта, как вознаграждение за услуги, остается у энергосбытовой компании
Риски снижения экономического эффекта
Полностью несет предприятие
Могут быть взяты на себя энергосбытовой компанией в рамках договора энергоснабжения
Для средних предприятий (суммарная присоединенная мощность меньше 20 МВА, но больше 750 кВА) оптимальной может стать работа на ОРЭМ через энергосбытовую компанию. Для начала необходимо оценить вероятный экономический эффект от вывода предприятия на ОРЭМ, для этого проводят анализ объема потребления, текущего режима потребления, условий работы с гарантирующим поставщиком и других параметров.
Этапы выхода на оптовый рынок:
- Согласование в АО «АТС» группы точек поставки, по которой будет производиться покупка электрической энергии.
- Строительство АИИС КУЭ, отвечающей требованиям оптового рынка электроэнергии.
- Регистрация перечня средств измерения.
- Получение Акта соответствия АИИС КУЭ техническим требованиям оптового рынка.
- Регистрация группы точек поставки.
- Получение допуска к торговой системе от совета рынка.
В соответствии с действующими правилами выход на оптовый рынок осуществляется с 1 числа 1 месяца квартала.
Источник: www.kes-krd.ru
Интеллектуальная система учета электрической энергии (ИСУЭЭ): как строить отношения с энергоснабжающей организацией после 1 июля 2020 года
С 1 июля 2020 года кардинальным образом изменилась система учета электрической энергии: отныне обязанность по эксплуатации средств измерений, используемых при коммерческом учете электроэнергии, относится на энергоснабжающие организации. Причем новшества касаются как общедомовых, так и индивидуальных приборов учета по электричеству с реальными штрафными санкциями для ресурсника за отказ от модернизации и замены системы учета электроэнергии.
Порядок обслуживания приборов учета электроэнергии до 1 июля 2020 года
Учет электрической энергии осуществляется через общедомовые и индивидуальные приборы учета. Данные понятия раскрываются в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354):
— «индивидуальный прибор учета» (далее – ИПУ) – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;
— «коллективный (общедомовый) прибор учета» (далее – ОДПУ) – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Иными словами, ИПУ измеряет потребление коммунальных услуг потребителя, а ОДПУ – потребление коммунальных ресурсов (электрической энергии или мощности) многоквартирного дома.
До 1 июля 2020 года обязанность несения расходов по содержанию ИПУ и ОДПУ возлагалась на собственника данного имущества: ИПУ – на потребителей, а ОДПУ – на исполнителя (управляющую многоквартирным домом организацию). Кроме того, ранее в п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) ОДПУ электрической энергии включались в состав внутридомовой системы энергоснабжения.
Начиная с 1 июля 2020 года в п. 7 Правил № 491 включено условие о том, что ИСУЭЭ, в том числе ОДПУ (обеспечивающие возможность их присоединения к ИСУЭЭ) – не входят в состав общего имущества. При этом обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) (далее – ИСУЭЭ), включая ОДПУ, возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии и включена в их тариф.
ИСУЭЭ: цели, задачи, структура
В ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» введено понятие ИСУЭЭ, под которой понимается совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.
Единая программа для ЖКХ
Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ
Если упростить данное определение, то ИСУЭЭ:
— включает одновременно и ИПУ, и ОДПУ (а также радиомодули и программное обеспечение для передачи данных);
— позволяет дистанционно снимать показания ИПУ и ОДПУ;
— позволяет ограничивать подачу коммунального ресурса в многоквартирный дом (отметим, что частично эти возможности уже реализованы на базе автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ), которая установлена, например, во многих домах Москвы и Московской области);
— хранит архив данных, срабатывает при нарушении целостности пломб и клейм.
Полный перечень всех возможностей ИСУЭЭ приведен разделе II «Перечень функций интеллектуальной системы учета и требования к ним» Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 890.
Как установить ИСУЭЭ в многоквартирном доме и перестать обслуживать ИПУ и ОДПУ
С 1 января 2022 г. эксплуатации подлежат ИПУ и ОДПУ, которые будут соответствовать требованиям к ИСУЭЭ. Таким образом, до этого времени создается некий временной лаг – на переходный период: чтобы энергоснабжающие организации смогли подготовиться, закупить данное оборудование и составили план его сплошной установки в многоквартирных домах.
Прямая обязанность осуществить замену в многоквартирном доме не только ОДПУ, но и ИПУ (которые традиционно относятся на собственника) установлена в п. 80.1 Правил № 354.
Под эксплуатацией прибора учета понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В ситуации, если у ИПУ истек межповерочный интервал, а установка ИСУЭЭ (то есть, и ИПУ и ОДПУ) в многоквартирном доме откладывается, необходимо продолжать использовать данные ИПУ. Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие требованиям, которые предъявляются к ИСУЭЭ, могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты.
Эту позицию также подтверждает п. 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым до 1 января 2021 года приостановлена обязанность по поверке и замене ИПУ на период эпидемии коронавируса.
Замена ОДПУ и ИПУ на ИСУЭЭ после 1 июля 2020 года за счет энергоснабжающей организации
При любом способе управления многоквартирным домом для управляющей организации имеется обязанность обеспечить допуск гарантирующего поставщика к местам установки ОДПУ, а для собственника – к местам установки ИПУ. Причем обязанность разместить информацию о замене ИПУ в течение 10 дней со дня получения запроса закон относит на управляющую домом организацию (п. 81.1 Правил № 354).
Собственник ИПУ и ОДПУ:
— обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля;
— обязан обеспечить сохранность и целостность иного оборудования, входящего в состав ИСУЭЭ;
— обязан нести ответственность перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности.
Одновременно собственник не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов).
Установка ИСУЭЭ (включая ИПУ и ОДПУ) должна быть осуществлена гарантирующим поставщиком не позднее 6 месяцев:
— с даты истечения интервала между поверками или срока эксплуатации прибора учета
— с даты получения обращения потребителя или исполнителя (а указанная дата совпала с датой истечения интервала между поверками)
— с даты выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии в ходе проведения его проверки (п. 80.2 Правил № 354).
Штрафные санкции для гарантирующего поставщика в случае отказа от установки ИСУЭЭ
На первоначальном этапе реализации процедуры установки ИСУЭЭ, скорее всего, мы как управляющие организации столкнемся с саботажем установки ИСУЭЭ ресурсниками, прежде всего, в части индивидуальных приборов учета (поскольку это дополнительные существенные траты, которые на 2021 года не были изначально заложены в тарифе на киловатт, а на 2022 год нужно эти затраты еще качественно обосновать перед тарифным органом).
В такой ситуации законом для гарантирующего поставщика предусмотрены штрафные санкции:
— стоимость коммунальных услуг по электроснабжению, предоставляемых потребителю, в отношении которого нарушены соответствующие обязанности, снижается на величину, равную 20% стоимости коммунальных услуг по электроснабжению за каждый месяц со дня получения претензии от потребителя, в том числе через исполнителя;
— начиная с 4-го месяца со дня получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей гарантирующим поставщиком или сетевой организацией величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению составляет 40% стоимости таких услуг вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.
Таким образом, если у управляющей организации в январе 2022 года истек межповерочный интервал ОДПУ, она должна направить претензию ресурснику на установку ИСУЭЭ в многоквартирном доме. Если ресурсник игнорирует претензию, то через месяц оплата электрической энергии уменьшается на 20%, а еще через 4 месяца – на 40%, при этом показания должны приниматься даже по факту истечения межповерочного интервала.
При этом снижение стоимости коммунальных услуг не применяется и не учитывается, если ресурсник не был допущен в установленном порядке до мест установки ИСУЭЭ в доме.
В целом идея с ИСУЭЭ видится правильной: она отражает общую концепцию «Умного дома», выводя коммерческий учет коммунальных ресурсов и услуг на дистанционный и бесконтактный с потребителем уровень. Однако можно прогнозировать, что сроки установки ИСУЭЭ будут «пробуксовывать», а законодатель будет максимально идти на поводу запросов и устремлений ресурсников с перекладыванием ответственности за любые неудачи с установкой ИСУЭЭ (особенно в части недоступа для установки ИПУ) – на управляющие организации.
Источник: www.gkh365.ru