Стратегические цели. Разница между стратегическими и оперативными целями
Стратегические цели бизнеса — это те цели, которые считаются наиболее важными для текущего и будущего состояния здоровья бизнеса. Организация ставит перед собой задачи с помощью тщательного анализа таких бизнес-практик, как SWOT-анализ. SWOT означает сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Хотя приоритетность стратегических целей уникальна для каждого бизнеса, существуют общие цели. Шесть из наиболее распространенных областей для фокусирования стратегических бизнес-целей — это доля рынка, финансовые ресурсы, физические ресурсы, производительность, инновации и планирование действий.
Доля на рынке
Для роста бизнеса необходимо увеличить свою долю на конкурентных рынках. Маркетинговые планы начинаются с общего стратегического бизнес-плана компании, но дополнительно объясняют, как будут выполняться конкретные цели. Маркетинговые планы решают эту проблему посредством определения предложений о продуктах или услугах, исследования целевых рынков, анализа конкуренции, а затем стратегического размещения, ценообразования и продвижения предложения компании.
Цель в жизни. Как понять? Узнай как достичь любой цели в современном мире! Аудиокнига целиком
Финансовые ресурсы
В цели роста организации входит наличие капитальных ресурсов для инвестиций в будущие проекты расширения. Если финансовые ресурсы компании являются сильными, то капитал, вероятно, может поступать из денежных резервов. Для многих организаций укрепление финансовых ресурсов означает создание денежного потока или увеличение активов с целью привлечения инвесторов и судебных кредиторов для финансирования расширения.
Физические ресурсы
Для компаний, производящих материальные продукты, физические ресурсы могут означать завод, оборудование и другое оборудование, которое является неотъемлемой частью производства продукта. Сервисные компании могут определять физические ресурсы как офисные помещения или компьютерное оборудование для улучшения обслуживания клиентов и других бизнес-процессов. В любом отношении цель увеличения физических ресурсов связана с использованием оборудования или механизмов для лучшего производства продукта или предоставления услуги.
Производительность
Производительность для любой организации означает точную настройку бизнес-процесса для достижения наилучшего результата для клиента при одновременном увеличении прибыли. Организация производства, которая тонко настраивает процесс, может сократить количество отходов, сократить время производства и, в конечном итоге, сделать более качественный продукт, который быстрее дойдет до клиента. Служебный бизнес, который изменяет способ обращения с клиентами, может сократить время вызовов и повысить удовлетворенность и лояльность клиентов.
Инновации
Инновации — это цель, которая помогает бизнесу оставаться впереди конкурентов. Размещение ресурсов в исследованиях и разработках для создания нового продукта или в предоставлении лучшего сервиса может принести дивиденды, введя на рынок новый уникальный продукт или услугу.
КАК ПОСТАВИТЬ ЦЕЛЬ В БИЗНЕСЕ? ТОП-7 Амбициозных Целей Для Предпринимателя!
Планирование действий
Бизнес не может двигаться вперед, не определяя конкретные действия, чтобы привести их к их целям и идентифицированным бизнес-целям. Планирование действий включает определение главных целей организации, а затем разработку целей SMART — цели являются конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и своевременными. Устанавливая и выполняя цели SMART, организация будет отвечать определенным бизнес-целям на этом пути.
Разница между стратегическими и оперативными целями
Хорошо управляемые малые предприятия обычно начинают свой процесс планирования с широкой миссии или видения. Хотя эта отправная точка является необходимой и достойной восхищения, она обычно не может быть использована руководством, пока миссия не будет переведена в стратегический план, который затем используется для руководства операциями. Менеджеры выигрывают от понимания различия между стратегическими и оперативными целями, поскольку это различие играет важную роль в преобразовании всеобъемлющего видения в конкретные конкретные задачи.
Стратегические цели
Стратегические цели — это долгосрочные организационные цели, которые помогают преобразовать заявление о миссии из широкого видения в более конкретные планы и проекты. Они устанавливают основные ориентиры для достижения успеха и призваны быть измеримыми, конкретными и реалистичными переводами заявления миссии, которое может использоваться руководством для принятия решений. Стратегические цели обычно разрабатываются как часть двух-четырехлетнего плана, определяющего основные сильные и слабые стороны, и излагаются конкретные ожидания, которые позволят компании или организации достичь более широкой миссии или видения.
Оперативные цели
Операционными целями являются ежедневные, еженедельные или ежемесячные контрольные показатели проектов, реализующие более масштабные стратегические задачи. Оперативные цели, называемые также тактическими целями, излагаются с учетом стратегических целей и служат средством управления и персоналом для разбивки более широкой стратегической цели на реальные задачи. Например, достижение стратегической цели увеличения выручки от продаж на 25% требует завершения оперативной задачи по разработке и реализации эффективной рекламной стратегии наряду с другими операционными задачами. Как и в случае со стратегическими целями, оперативные цели также должны быть измеримыми и конкретными, хотя их фокус более узкий.
Важные отличия
Наиболее важным различием между стратегической и оперативной целью являются ее временные рамки; Оперативные цели — это краткосрочные цели, а стратегические цели — более долгосрочные цели. Стратегические и оперативные цели также функционируют по-разному на практике, поскольку стратегические цели по-прежнему обычно слишком широки, чтобы иметь смысл как определенный набор ежедневных задач или еженедельных проектов. Операционные цели, с другой стороны, являются конкретными и краткосрочными, чтобы их можно было использовать в повседневном использовании и распределении активов.
Связь между стратегией и операциями
Хотя стратегические и оперативные цели существенно различаются, важно признать, что они тесно связаны между собой. Организация вряд ли сможет достичь стратегической цели, если она не сможет эффективно воплотить ее в реальные рабочие цели. В то же время, оперативные цели будут испытывать недостаток в сплоченности друг с другом и с общей организационной миссией, если они не предназначены для того, чтобы влиять на достижение стратегических целей. Проще говоря, стратегические цели становятся полезными только тогда, когда их переводят в оперативные цели, а оперативные цели эффективны только в том случае, когда они предназначены для выполнения стратегической задачи.
Источник: www.stplan.ru
Классификация целей предприятия
Цели в отличие от миссии отражают отдельные направления деятельности предприятия, в соответствии с которыми должна осуществляться принятая миссия.
Важность определения целей связана с:
1 – они являются фундаментом менеджмента, планирования, организации производства, мотивации и т.д.;
2 – они определяют способы повышения эффективности деятельности предприятия;
3 – они лежат в основе принятия любого делового решения;
4 – они помогают формировать конкретные плановые показатели.
В зависимости от сферы установления целей существуют различные признаки классификации целей:
— по масштабу достижения;
— по соотношению между целями;
— по соотношения во времени;
— по уровню разработки и т.д.
По субординации: высшая цель, частичная (подцель), промежуточная цель.
Высшая цель – цель всего предприятия, которая достигается через промежуточные этапы, для чего формируются частичные цели, т.е. составляющие высшую цель и доводятся до отдельных подразделений и служб. При этом подцель является способом достижения промежуточных целей, а те в свою очередь – способом достижения высшей цели.
По масштабу достижения: цели безграничные и ограниченные.
Безграничные – в этом случае стремятся к максимальной степени достижения.
При постановке ограниченных целей удовлетворяются достижением предварительно заданной величины.
По соотношению между целями: цели дополняющие, конкурирующие, противоположные, безразличные.
Если ставятся дополняющие цели, то достижение цели А ведет к повышению степени достижения цели Б (увеличение прибыли и снижение издержек).
Конкурирующие – когда повышение степени достижения цели А вдет к понижению степени достижения цели Б.
Противоположные — когда реализация цели А исключает или сводит к минимуму реализацию цели Б (крайний случай конкурирующих целей) (экономия электроэнергии и более интенсивная загрузка оборудования).
Безразличные – выполнение одной цели не оказывает влияние на выполнение другой (цели касаются разных сфер деятельности предприятия).
По временному соотношению: кратко-, средне- и долгосрочные; моментальные и относящиеся к определенному промежутку времени; статичные и динамичные; продолжительные и приходящие.
Кратко-, средне- и долгосрочные цели ориентированы на разное календарное время, но при этом четко устанавливается, какой период времени относить к долгосрочному, среднесрочному и краткосрочному.
Моментальные – приурочены к определенной дате.
Приуроченные к определенному промежутку времени – имеют ввиду конкретный период времени.
Статичные цели – не предусматривают своего развития во времени.
Динамичные – устанавливаются с учетом их временного развития.
Продолжительные (всегда существующие) – например, стремление к повышению прибыли.
Приходящая цель – актуальна в определенный период времени.
По уровню разработки:
— корпоративные – относящиеся к компании в целом и способствующие воплощению миссии. Эти цели связаны с требованиями, которые должны удовлетворять все подразделения корпорации и на которые они должны равняться при установлении своих целей.
— деловые (цели предпринимательской деятельности) – касаются конкретных видов бизнеса в составе корпорации и отражают желательный уровень их прибыльности и конкурентоспособности;
— функциональные цели – устанавливаются для отдельных направлений деятельности внутри конкретных сфер бизнеса чтобы способствовать достижению целей как отдельных видов предпринимательства, так и целей корпорации в целом.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
1. Понятие стратегического управления, его необходимость и особенности
Термин «стратегическое управление» появился в обиходе на рубеже 1960—70-х годов. Он обозначал различия между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на уровне корпорации в целом. Необходимость такого различия была вызвана изменениями в условиях осуществления бизнеса. Такими изменениями являются:
1) возрастание динамизма внешней среды организации;
2) появление новых потребностей;
3) возрастание конкуренции за ресурсы;
4) интернационализация и глобализация бизнеса;
5) возрастание роли НТП и нововведений;
6) доступность современных технологий;
7) развитие информационных сетей, что делает возможным быстрое распространение и получение информации;
8) изменение роли человеческих ресурсов в организации.
Сущность перехода от оперативного управления к стратегическому заключается в переносе центра внимания высшего руководства на внешнюю среду. Это позволяет вовремя реагировать на происходящие изменения.
В литературе существует множество определений стратегического управления. Его можно определить как управленческий процесс, состоящий из формулирования и реализации стратегий, которые способствуют установлению наилучшего конкурентного соответствия между организацией и ее средой для достижения целей организации.
Стратегическое управление – это система целенаправленных действий организации, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности организации над уровнем результативности конкурентов.
Задача стратегического управления заключается в том, чтобы подготовить организацию к возможным изменениям рыночной ситуации, противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды в долгосрочной перспективе.
Так, планирование становится стратегическим планированием, и появляются такие новые функции, как маркетинг, управление нововведениями, паблик рилейшнз, логистика, управление человеческими ресурсами и др.
Процесс планирования начинается с постановки целей. Они выполняют организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Цель – это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемого объекта.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, связанных с ее деятельностью. Это интересы собственников, сотрудников организации, ее покупателей, деловых партнеров, местного сообщества и общества в целом.
Организация устанавливает много разнообразных целей. Эти цели различаются по уровням, сферам, периодам времени. Существует четыре основных уровня целей в организации: это миссия, стратегические, тактические и операционные цели. Вершиной в иерархии целей является миссия.
Миссия – основополагающая, уникальная, качественная цель, которая подчеркивает особенности бизнеса фирмы, ее отличие от других фирм в отрасли.
Она раскрывает причину, смысл существования фирмы, ее предназначение. Корпоративная миссия связывает организацию и внешнюю среду, именно там организация ищет свое предназначение. Миссия может определяться кругом удовлетворяемых потребностей; совокупностью потребителей; выпускаемой продукцией; конкурентными преимуществами; технологиями, которые будут использоваться; политикой роста и финансирования; культурой организации, которая определяет взаимоотношения внутри фирмы, требования, предъявляемые к работникам. Многие организации выражают свою миссию через лозунги, например Сара-товстройстекло – «Через качество стекла – к качеству жизни».
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации. Конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей.
Стратегические цели устанавливаются высшим звеном управления на основе миссии. Это общие долгосрочные цели, определяющие будущее состояние организации в целом. В отличие от миссии они указывают сроки их достижения.
Тактические цели устанавливаются средним и высшим звеном управления для среднего уровня в организации. Они определяют результаты, которых должны достичь основные подразделения организации, чтобы обеспечить реализацию стратегических целей. Таким образом, тактические цели являются средством достижения стратегических целей.
Операционные (производственные) цели устанавливаются низшим и средним звеньями управления для низшего уровня в организации. Они относятся к краткосрочным ориентирам, вытекающим из тактических целей. Это специфические, измеряемые результаты деятельности отделов, рабочих групп, отдельных работников в организации. Являются средством достижения тактических целей.
Организация определяет цели для различных функциональных подразделений (производство, маркетинг, финансы и т. д.); различных результатов деятельности (качество продукции, производительность труда, издержки производства, объем продаж, эффективность и др.).
Основными сферами постановки целей являются: прибыльность, рынки, производительность, продукция, финансовые ресурсы, производственные мощности, исследования и внедрение нововведений, организация (изменение структуры), человеческие ресурсы, социальная ответственность.
Представим схему целей, разрабатываемых японскими компаниями.[1]
2) темп роста (объема продаж или прибыли);
а) размер прибыли;
б) норма прибыли на весь капитал;
в) отношение прибыли к объему продаж;
г) доход на одну акцию;
Источник: nnre.ru