Цели и задачи бизнес игры

В статье рассмотрены специфические особенности деловых игр в обучении, их отличия и преимущества по сравнению с традиционными методами обучения для получения специалистами практических навыков в профессиональной деятельности. На основе изучения исторического опыта, современной практики менеджеров раскрываются механизмы и этапы проведения деловой игры.

Деловая игра: сущность и основные характеристики

Сегодня деловые игры используются для получения практических навыков обучаемыми, специалистами в профессиональной деятельности.

Деловая игра — это своеобразное моделирование процессов и механизмов принятия решений с использованием математической и организационной моделей. Применение деловых игр в процессе обучения способствует развитию профессиональных компетенций обучаемых, формирует умение аргументировано защищать свою точку зрения, анализировать и интерпретировать получаемую информацию, работать коллективно. Деловая игра также способствует привитию определенных социальных навыков и воспитанию правильной самооценки.

Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросами

А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого [1].

В процессе проведения деловой игры решаются учебные задачи, в частности:

— развивается активность обучаемых;

— формируется умение анализировать специальную литературу;

— активизируется творческое мышление обучаемых;

— вырабатывается способность практически оценивать различные точки зрения и пути их сопоставления;

— прививаются навыки поиска оптимального варианта решения.

Словарь управления персоналом. Навыки — действия, характеризующиеся высокой мерой освоения; на этой ступени действие становится автоматическим, выполняется слитно, как единое целое, легко и быстро. Высокая степень владения действием отличает навык от умения, которое предполагает такую меру освоения, когда для правильного его выполнения необходим сознательный самоконтроль. В соответствии с видами действий различают двигательные, сенсорные, интеллектуальные навыки.

Для деловых игр характерны:

— жизненность и типичность конкретных ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;

— регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;

— конфликтность и скрытые резервы; как правило, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы.

Сегодня деловые игры используются для получения практических навыков обучаемыми по следующим специальным дисциплинам: маркетингу, управлению предприятием, инновационному менеджменту, инвестиционному менеджменту, логистике, общему менеджменту.

Применение деловых игр в процессе обучения способствует получению учащимися навыков и опыта принятия решений в условиях, приближающихся к жизни, экономической действительности и практике. Исследование любого явления с помощью имитационных моделей требует, как правило, использования электронной вычислительной техники. Современная вычислительная техника в принципе дает возможность производить расчеты любой сложности, включая организацию работы с моделью о диалоговом режиме с человеком. Для этого в построенной модели выделяются параметры управления и указываются интервалы их изменения. При работе в полностью автоматическом режиме происходит исчерпывающее «проигрывание» множества вариантов развития изучаемого экономического явления в деловой игре.

История деловых игр

Метод деловых игр известен с XVII — XVIII вв., и история его возникновения описана в литературе. Деловая игра этого времени определяется как «военная или предпринимательская». Первое упоминание деловой игры значилось как «военные шахматы», потом как «маневры на карте».

Интересно, что в XIX в. «военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении». Сами военные игры в качестве прототипа имели шахматы. В 1664 г. была проведена так называемая королевская игра, отличающаяся от шахмат большой реалистичностью. В 1780 г. «военные шахматы» начали использоваться в подготовке офицеров.

Доска у таких шахмат имела рельеф, на ней было больше клеток, король представлял крепость, ферзь — пехоту. Правила описывались математическими формулами. С 1798 г. игры проводились на карте, где фиксировалось передвижение военных отрядов. Таким образом, Наполеон проигрывал будущие сражения.

Позже данные о продвижении войск Наполеона становились основой для формирования последующей игры. Игры становились более реалистичными и свободными. Перед Второй мировой войной в Германии, США, Японии начали проводить военно-политические игры [2].

Позже стали разрабатываться игры, моделирующие перераспределение ресурсов в международных отношениях. Они были как бы возвращением к салонным играм и содержали такие компоненты, как пространство (ячейка, лунка, магазин, доска), игровые предметы, правила манипулирования и распространения информации, начальная позиция, цель. По характеру они являлись чисто инструментальными.

Но позже и они стали корректироваться с учетом человеческого фактора. Вводятся понятия «широта решений», зависящая от «силы власти», «удовлетворенности подданных». Для оценки последствий альтернативных решений в таких играх применяется математический аппарат теории игр.

Исходным моментом развития всех игр, которые можно рассматривать как модель сотрудничества и конфликта, является ролевая игра. Дальнейшее их развитие, возникновение спортивных, салонных игр связано с уменьшением драматического компонента, отражающего социальное взаимодействие. Начиная с военных игр значение этого компонента снова начинает возрастать.

С дальнейшим усилением драматического компонента связано возникновение деловых игр, которые произошли из военных. По оценкам экспертов, метод деловых игр применительно к производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в нашей стране. В этом смысле «первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений» [3, с. 143].

Впервые применение игр в хозяйственной сфере было осуществлено в СССР в 1932 г. на Лиговском заводе пишущих машин для обучения персонала в условиях освоения новой продукции. Деловая игра, направленная на решение производственных проблем, была проведена в 1932 г. Марией Мироновной Бирнштейн и называлась «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы». Ее участниками стали студенты вузов и руководители предприятий, играли в выходные дни на территории фабрики «Красный ткач». Свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанных в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и несовместимым с режимом тотальной регламентации, и их судьба с 1938 г. замерла на десятилетия.

Читайте также:  Как продавать бизнес услуги

В СССР игры снова стали применяться в 60-е гг. Было разработано около 800 игр, однако применялось очень малое их количество. Такое положение объяснялось тем, что многие из учтенных игр устарели морально, некоторые из включенных в каталоги не соответствовали требованиям, предъявленным к деловым играм, сконструированы были без учета психологических закономерностей.

По мнению экспертов, во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х гг. Московского методологического кружка, лидером которого был Г. П. Щедровицкий.

Идеи и методы, разработанные Г. П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием «организационно-деятельностные игры (ОДИ)». Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем. Концепция Щедровицкого была органической частью тоталитарного сознания и тоталитарного общества. Ее основными особенностями были:

— понимание в качестве заказчика не участника игры, а государства или корпорации;

— ориентация не на интересы участника (личное развитие, решение своих проблем, обучение), а на решение задач заказчика;

— ориентация в качестве источника финансирования не на участника-заказчика, а на хозяина-заказчика (государство, корпорацию), который оплачивал эксплуатацию участника для решения своих задач;

— сильнейшее давление на участника, приводящее к интенсификации его психических процессов в интересах заказчика с неизбежными последствиями в форме депрессий или серьезных психических сдвигов.

Еще одним важным событием, послужившим возрождению и активной пропаганде деловых игр, была школа «Деловые игры и их программное обеспечение», состоявшаяся в 1975 г. в Звенигороде, под Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа сыграла важную роль в советском «игростроении».

С момента звенигородской встречи советские деловые игры стали развиваться весьма интенсивно. К ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных вузов и научных учреждений. Стали появляться не только все новые и новые деловые игры, но и теоретические работы. Возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например биологические, медицинские, архитектурные.

Итак, 70-е гг. — это время популяризации деловой игры как метода активного обучения.

1970 — 1980 гг. — время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллинская школа В. К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т. п.

80-е гг. — это, с одной стороны, эскалация деловой игры, когда игры стали широко использоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе, а с другой стороны, их профессионализация, когда стали развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей.

В период экономических реформ 1980 — 1990-х гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных экономических (например, «Введение арендного подряда» на пивоваренном заводе Омска, «Введение хозрасчета в конструкторско-технологических подразделениях» в Центре атомного судостроения в г. Северодвинске, «Реорганизация верфи» в Николаевске-на-Амуре), экологических (например, игра, посвященная решению задачи сохранения экологии озера Байкал) и даже политических (например, выборы руководителя на АвтоВАЗе) проблем.

За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х гг. в США. Первые игры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпарейшн», предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955 г. И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру.

Поиск новых форм обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму «Америкэн менеджмент ассоциейшн», к разработке управленческой игры с применением ЭВМ. Первый эксперимент с этой игрой был проведен в 1956 г. (в ней участвовало 20 президентов крупных фирм), и впоследствии эта разработка послужила прототипом множества деловых игр [4].

На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие вузы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм.

Классификация деловых игр

Сложность понятия «деловая игра» привела к несогласованности в многочисленных попытках его определения. В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решения практических задач.

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.

В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.

Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география и т. д.

Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:

Читайте также:  Как защищать бизнес проект

— наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т. п.

Преимущества деловых игр

по сравнению с традиционным обучением

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем.

Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.

Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания.

Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.

Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

Метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов.

Опыт, полученный в игре, может оказаться даже более продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности.

Рассмотренные преимущества определили успешность применения данного метода в учебном процессе.

Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

— игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

— игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.;

— в деловой игре не абстрактный, а реальный для участника процесс информационного обеспечения его игровых действий, динамика развития сюжета деловой игры, формирование целостного образа профессиональной ситуации;

— игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление;

— игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т. п.).

Структура и основные этапы деловой игры

Для разработки деловой игры принципиальным моментом является также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.

При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов.

Для чего проводится данная деловая игра?

Для какой категории обучаемых?

Чему именно следует их обучать?

Какие результаты должны быть достигнуты?

Примеры учебных целей: показать, как следует привлечь к выполнению конкретной задачи целый комплекс инструментов (рекламу, прессу, телевидение, деловое общение специалистов различных профилей и др.); проверить уровень подготовленности должностных лиц в определенном виде производственной деятельности и др.

При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (ее ставит перед собой руководитель игры) и цели действий ее участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.

Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.

Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста.

При конструировании деловой игры разработчик может опираться на структурное описание последней. Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры. В свою очередь, в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов: цели, предмет игры, графическую модель взаимодействия участников, систему оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах: цели, комплекс ролей и функций игроков, сценарий, правила игры.

Этапы прохождения деловой игры можно соотнести с характеристиками менеджмента, данными К. Хэррисом (табл. 1) [5].

Характеристика этапов деловой игры

Источник: hr-portal.ru

Как деловые игры помогают бизнесу?

“Деловые игры” — это такая категория трансформационных игр. Аудитория деловой игры — предприниматели, собственники бизнеса, сотрудники. Цель деловой игры — решение задач бизнеса.

Трансформационные игры бывают:
— психологические;
— эзотерические;
— обучающие;
— коучинговые;
— деловые игры.

Почему деловые игры интересны бизнесу?

1.Бизнес — это сложная система, а деловая игра помогает построить упрощенную модель и быстрее прийти к принятию решения

2. Бизнесу нужны навыки, надо овладеть навыками быстро. Для бизнеса крайне важна скорость.

3. Деловая игра помогает найти идею, найти решение проблемной ситуации.

В итоге получаем такие направления деловых игр:
— игры на принятие решений в бизнесе;
— профориентация;
— игры для поиска идей продуктов, поиск ниши;
— игры на поиск решения проблемной ситуации;
— игры на освоение навыков (коммуникационных, креативности, командной работы).

Читайте также:  Идеи успешного бизнеса Ростов

Как провести трансформационную игру?

Шаг 1. Сначала необходимо поместить игроков в игровое пространство, “пригласить в игру”. Игра моделирует бизнес-ситуацию.

Шаг 2. Обозначить задачи (цели) на игру.

Шаг 3. Провести игру.

Шаг 4. Сделать итоги по игре: “Какие инсайты получили”, ”Какие реальные действия планируете сделать в ближайшее время”.

Какие варианты взаимодействие игроков в игре подойдут для деловой игры?

Как деловые игры помогают бизнесу

Это зависит от выбранного вида деловой игры.

Если говорить про игры на освоение навыков, то сразу напрашивается идея про разыгрывание ролей. Это — то, если вспомнить, чем мы занимались все в детстве. Играли в куличики, пожарных, в машинки, в дом, в парикмахерскую.

И, например, если игра про обучение навыкам продаж, то в формате деловой игры обучение навыкам продаж происходит гораздо быстрее, чем с помощью других инструментов. А для бизнеса крайне важна скорость!

Для принятия решений в бизнесе можно использовать принцип соревнования. Разделить игроков на команды и посмотреть — стратегия какой из команд окажется успешней.

Разумеется, деловая игра — это не реальная ситуация, а только модель .Тем не менее, в игре можно сделать много полезных находок с помощью этого инструмента.

Конечно, в большой степени эффективность такой деловой игры сильно зависит от того, насколько точно построена игровая модель!

Поэтому построение игровой модели лучше доверить профессионалам.

Для задач командообразования может подойти вовлечение игроков в совместный игровой проект, чтобы они могли вовремя этого проекта:
— распределить роли;
— понять, кому какие роли наиболее интересны.

Поиск идеи нового продукта

Дизайн-мышления — это система креативности, разработанная на западе. И эта система основана на современных гибких принципах управления проектами (Agile), тестирование продукта на ранней стадии (MVP) и получение максимальной обратной связи от клиента (Customer Development).

Игра “Дизайн-мышление” состоит из двух плоскостей.

Первая плоскость игры нужна чтобы раскачать творческое мышление игроков.

Вторая плоскость — это последовательное (а на самом деле — нет, в этом особенность подхода дизайн мышления) движение вперёд, к поиску бизнес-идеи.

На игре все участники работают над одной идеей. В начале игры выбирается идея одного из участников, и вся группа включается в работу только над его идеей.

На самом деле все участники деловой игры “Дизайн-мышление” получают пользу, потому что в игре обучаются навыкам использования инструмента дизайн-мышления.

В дизайн-мышлении используется принцип: “Придумай — Собери — Сломай — Повтори”.

То есть для получения классной идеи необходимо как можно больше экспериментировать!

И важно это делать не просто в голове, а с использованием так называемых прототипов.

Что такое прототип?

Прототип — это модель реального продукта, который собирается из подручных материалов: картона, веревок, пенопласта, проволоки, пенопласта, чтобы можно было с моделью поиграть, потрогать её руками

Источник: www.b17.ru

Цели и задачи деловой игры

Повышение качества образовательного процесса, направленного на скорейшую адаптацию специалиста в процессе макроэкономического, внутрифирменного планирования, прогнозирования, управления социально-экономическими системами.

Приобретение компетентностного подхода к решению аналитических задач.

Приобретение практических навыков в анализе сценарных условий РФ до 2020-2030 гг. и создание сценариев развития Новгородской области.

Приобретение практических навыков командной работы в создании различных сценариев развития региона, являющихся предпрогнозной стадией.

Повышение образовательного уровня в работе с законодательными актами.

Приобретение знаний и умений в работе с информационными массивами (статистическими, интернетовскими и др.).

Приобретение навыков аналитической работы.

Приобретение навыков в составлении обобщающих документов в виде аналитических докладов.

Порядок проведения деловой игры: Игра рассчитана на 30 часов самостоятельной работы студента и 6 часов аудиторной работы. Она выдается на первом занятии, защита – на последнем девятом занятии, с промежуточным контролем. На первом занятии преподаватель определяет условия игры и поясняет правила. Участники игры разбиты на группы по 5-6 человек (экспертные комиссии) для разработки сценариев развития региона. В каждой группе на основе заполненного резюме выбирается менеджер (лицо, принимающее решение).

На каждом последующем занятии преподаватель выделяет время для контроля хода работы (по 15-30 минут).

Сценарии и отчеты должны быть оформлены. На последнем занятии осуществляется защита работ.

После защиты начинается обсуждение сценариев. Преподаватель, эксперты, группа задают выступающим вопросы.

Законченная работа оформляется в соответствие с ГОСТом, оценивается конкурентами, для чего каждая группа конкурентов пишет рецензию на другие проекты, и выставляется на конкурс «Законченных работ по результатам деловых игр».

Общий ход игры

Участники команд могут принять самостоятельное решение относительно выполнения представленных этапов составления сценариев развития Новгородской области: они могут выполнение этапов разделить по командам и каждая выполняет либо определенные виды работ, либо последовательно все этапы, что более предпочтительно.

Этап 1. На основе следующих законодательных актов: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ; Концепция социально-экономического развития регионов РФ; Концепция совершенствования региональной политики в РФ; Закон «О концепции социально экономического развития Новгородской области на 2008 г. и на плановый период 2009 г. и 2010 г.»; Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» от 20 июля 1995г., № 115-ФЗ, других законодательных актах [6,7,8] выделить основные прогнозные макроэкономические показатели различных сценариев развития в таблице 1.

Темпы роста основных макроэкономических показателей на период 2008-2020 гг. В рф

Основные показатели

Сценарии развития

Среднегодовые темпы роста, %

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин