Экономический анализ является основой бизнес-планирования деятельности коммерческих организаций. В условиях рыночной экономики бизнес-план определяет цели деятельности организации, задачи, которые должны быть решены для достижения этих целей, и пути их решения. Бизнес-планы необходимы для создания новых предприятий или реорганизации существующих, осуществления инвестиционных проектов, проведения эмиссии ценных бумаг, реализации программ финансового оздоровления и т.п. Но прежде всего бизнес-план требуется для организации текущей операционной деятельности каждой компании. При этом сам процесс бизнес-планирования основывается на последовательном проведении нескольких этапов аналитических работ.
На первом этапе необходимы анализ стартовых условий предстоящей деятельности компании, оценка имеющихся у нее ресурсов, производственных и финансовых возможностей. Разработке бизнес-плана должен предшествовать и анализ внешних условий работы компании, сложившейся рыночной ситуации.
Особое значение имеет изучение круга основных заинтересованных сторон предприятия, способных оказать влияние на его деятельность (стейкхолдеров). От степени выполнения их требований во многом зависит успешность любого бизнеса.
Содержание , предмет и задачи экономического анализа
Поэтому современное бизнес-планирование требует обязательного учета требований таких внешних заинтересованных сторон, как государственные регулирующие и контролирующие органы (в том числе налоговые), покупатели продукции, деловые партнеры и банки, потенциальные инвесторы, местные органы власти, местные сообщества. Разумеется, должны быть учтены и требования внутренних стейкхолдеров, в первую очередь собственников бизнеса, а также менеджмента компании и ее исполнительного персонала. При этом анализ призван отобрать те требования различных групп стейкхолдеров, которые должны быть выполнены в плановом периоде и отражены в бизнес-плане. Должны быть аналитически обоснованы и меры, направленные на выполнение этих требований, а также возможности выделения соответствующего финансирования. Только такой подход позволяет бизнес-планированию выполнять роль надежного инструмента обеспечения успешного функционирования и устойчивого развития коммерческих организаций.
Второй этап связан с мотивацией и обоснованием плана продаж и производственной программы. Исходя из результатов анализа портфеля заключенных договоров поставок и конкретных условий этих договоров, формируются планы продаж, объемы и ассортимент предполагаемой к выпуску продукции. На этом же этапе осуществляется анализ потребностей в материально-техническом и финансовом обеспечении производства, в трудовых ресурсах, определяются затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, обосновывается политика ценообразования на продукцию, обеспечивающая достижение желаемой прибыльности, идентифицируются риски бизнеса и необходимые для их нейтрализации меры. Такого рода предварительный анализ позволяет осуществлять обоснование договорных отношений с покупателями продукции и поставщиками ресурсов, планирование себестоимости продукции и финансовых результатов от ее продаж, составление баланса денежных расходов и поступлений, прогнозного баланса предприятия и мер обеспечения финансовой устойчивости.
У 99 % предпринимателей нет ЦЕЛИ || Как сформулировать настоящую цель бизнеса?
На этапе выполнения бизнес-плана мониторинг хода его реализации необходим для выявления и оценки отклонений от плановых показателей с целью регулирования всех процессов производственно-хозяйственной деятельности и выработки необходимых корректирующих воздействий. При этом мониторинг выполнения плановых заданий предполагает не только непрерывный процесс учетного отражения и фиксации параметров экономической деятельности, но и их сопоставление с показателями плана и графика его исполнения, проведение оперативного анализа всех бизнес-процессов для количественных и качественных оценок деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений, определения конкретных причин и виновников выявляемых отклонений. Важной задачей такого мониторинга является прогнозирование возможных последствий от нарушений предусмотренных бизнес-планом параметров для обоснования мер по их компенсации в будущем. В силу неустойчивости внешней среды осуществления бизнеса анализ призван оперативно оценивать воздействие на планируемые показатели изменений валютных курсов, процентных ставок, условий налогообложения и других условий, влияющих на выполнение плана. Это также должно служить основанием для выработки соответствующих корректирующих управленческих решений.
После завершения планового периода при помощи анализа необходимо оценить фактическое выполнение бизнес-плана по всем включенным в него показателям, выявить отклонения и обусловившие их факторы, определить неиспользованные резервы и обосновать меры их реализации. Реально достигнутые параметры деятельности предприятия должны быть сопоставлены с актуальными требованиями его важнейших заинтересованных сторон, а выявляемые разрывы между ними следует рассматривать как основания для выработки соответствующих мер для включения в бизнес-план на следующий период. В тех случаях, когда подобные разрывы носят существенный характер и требуют для своей ликвидации разработки масштабных изменений бизнеса, анализ призван обеспечить обоснование соответствующих инновационных и инвестиционных проектов, а также перспективных направлений стратегического развития.
Таким образом, процесс бизнес-планирования связан как с предварительным, так и с оперативным и итоговым последующим анализом, обеспечивающим как формирование, так и реальное выполнение планов предприятия и программ его развития.
Роль анализа в разработке и мониторинге основных плановых показателей
Экономический анализ играет важную роль в разработке и мониторинге плановых показателей. На основе проведенного ретроспективного текущего анализа прогнозируют ожидаемые результаты, которые в совокупности представляют план или программу развития фирмы по всем направлениям ее деятельности. Установив тенденцию изменений в экономической эффективности производства, финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия, зону коммерческого риска, разрабатывают стратегию и тактику дальнейшего развития бизнеса.
Контроль по достижению плановых значений показателей осуществляется на основе систематического мониторинга (отслеживания) ситуации. Прежде чем проводить мониторинг, необходимо обеспечить:
• аналитичность информации, т. е. обеспечить поступления данных именно о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая в этот момент нужна для всестороннего изучения экономических процессов и объективной оценки достигнутых результатов;
• единство информации, поступающей из разных источников, устранение дублирования разных источников информации;
• полезность информации, т. е. требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. В данном случае наибольшую актуальность приобретает создание автоматизированного рабочего места аналитика.
Показатели рассчитываются не менее чем за два года, устанавливают относительные и абсолютные изменения их значений. Анализ должен не только констатировать изменения показателей эффективности работы предприятия, но и указывать на приоритетные направления по повышению уровня использования ресурсов, инвестиционной привлекательности и финансового состояния с последующей оценкой прогноза устойчивости экономического роста организации.
Необходимо учесть, что все показатели находятся в тесной связи и зависимости. Например, нельзя определить объем и ассортимент производства, не зная обеспеченность организации трудовыми ресурсами, материалами, уровень технологической системы, фактический объем продаж прошлого периода, спроса, конкуренции и пр.
Экономический анализ предполагает комплексное использование показателей. Необходимо, чтобы ожидаемые результаты разных сфер деятельности предприятия были органически увязаны между собой в единой комплексной системе. Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа от изучения первичных показателей до обобщающих.
АУДИТ — СЕРВИС
Предмет, метод, цель, задачи и объекты экономического анализа. Экономический анализ в системе управления коммерческой организацией
Экономический анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, имеющую свой предмет и объекты исследования, целевую направленность, метод и методику, способы и приемы для выявления того существенного в предмете и объектах, что интересует данную науку и пользователей результатов экономического анализа. В качестве совокупного объекта анализа выступает хозяйственная деятельность организаций.
ЭА – комплексное исследование факторов, резервов, показателей деятельности п/п с целью оценки его экономического состояния и выявления факторов экономического роста.
Предметом ЭА являются экономические процессы , происходящие как в самой организации, так и в ее структурных подразделениях и причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.
Объектом в ЭА являются хозяйствующие субъекты экономики, их хозяйственная система во взаимодействии с внешней средой.
Цели и задачи ЭА направлены на решения внутрихозяйственных задач организации для повышения результативности ее деятельности.
Основные задачи анализа:
1). Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов в процессе их разработки
2). Всестороннее исследование выполнения бизнес планов и соблюдения нормативов (по данным учета и отчетности).
3 Определение экономической эффективности использования всех видов ресурсов (мат, труд, финансовых)
4 Выявление и измерение внутрихозяйственных резервов
ЭА как метод изучения деятельности организации выполняет следующие функции:
1.Познавательная – как средство изучения действия экономических законов в конкретных условиях производства
2. Управленческая – выбор управленческого решения должен быть основан на ретроспективном анализе результатов деятельности организации, изучение закономерности развития экономики п/п
3. Контрольная – анализ осуществляется не только с целью констатации фактов, но и с целью выявления недостатков, а также возможностей воздействия на хозяйственный процесс
Таким образом, ЭА позволяет:
1 определить условия и факторы эффективной работы организации
2 эффективно распределять и использовать ресурсы
3 соотносить факторы внешней среды с внутри-производственными условиями и определить стратегию развития
4 возможность проводить оценку и осуществлять контроль за результатами деятельности.
Источник: xn——6kccikiwd5a5ckehiem.xn--p1ai
Задачи и принципы экономического анализа
Основная цель проведения экономического анализа – повышение эффективности функционирования предприятия и поиск резервов такого повышения. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в его финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности.
В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:
1) изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях;
2) повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов;
3) объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов и соблюдения нормативов;
4) определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
5) выявление и измерение внутренних резервов;
6) исследование внешней среды предприятия;
7) испытание оптимальности управленческих решений.
Первая задача — изучение характера действия экономических законов, установления закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях, связана с исследованием действия внешних и внутренних, рыночных и производственных факторов на количество и качество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия.
Вторая задача — повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность данного предприятия. Особое внимание обращается на анализ хозяйственной деятельности за текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах.
Третья задача — объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг. Анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства.
Четвертая задача — определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовые ресурсов, позволяет провести сравнительный анализ достигнутых результатов и затрат ведения финансово-хозяйственной деятельности. Исходя из определения эффективности ее рост возможен при увеличении отдачи с каждого вида ресурса вложенного в производственную деятельность предприятия. Объективная оценка деятельности предприятия поощряет рост производства, повышение его эффективности, и наоборот.
Пятая задача экономического анализа — выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса, позволяет повысить темпы развития экономики. Экономическая сущность резервов и их объективный характер могут быть правильно раскрыты на основе всеобщего закона экономии времени. Экономия времени с общественной точки зрения выражается в сокращении затрат живого и овеществленного труда, то есть в более рациональном использовании материальных и трудовых ресурсов.
Шестая задача экономического анализа состоит в исследовании внешней среды предприятия. Анализ внешней среды предприятия позволяет определить критически важные элементы, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей. Анализ внешней среды предприятия позволяет: во-первых, с точки зрения стратегического планирования, улучшить учет наиболее важных факторов, влияющих на предприятие и его будущее; во-вторых, с точки зрения политики предприятия создать о себе наиболее благоприятное впечатление; в-третьих, с точки зрения текущей деятельности обеспечить информацией, необходимой для наилучшего выполнения рабочих функций.
Седьмая задача экономического анализа состоит в обосновании и испытании (проверке) оптимальности управленческих «решений. Успех хозяйственной деятельности на всех ступенях управленческой иерархии непосредственно зависит и от уровня руководства, от своевременно принимаемых управленческих решений. Принять правильное управленческое решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе предварительного экономического анализа.
Основные принципы экономического анализа.
Принцип | Содержание принципа |
Конкретность | Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение |
Комплексность | Всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки |
Системность | Изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно |
Регулярность | Анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю |
Объективность | Критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов |
Действенность | Пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности |
Экономичность | Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения |
Сопоставимость | Данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов |
Научность | При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами |
Источник: studopedia.su