1. Трактовка предмета экономической теории различными экономическими школами.
2. Нетрадиционные трактовки предмета и метода экономики.
3. Основные этапы создания современной микроэкономики.
4. Экономический человек и рациональное экономическое поведение.
5. Экономико-математическое моделирование как метод научного познания.
6. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.
Вопросы для обсуждения, тесты, задачи
1. Определите, какая из перечисленных экономических доктрин, касающаяся проблем международной торговли в принципе, не могла применяться одновременно всеми странами: а) кейнсианство; б) меркантилизм; в) политика фритредерства; г) физиократизм.
2. Развитие идей меркантилизма совпало с эпохой великих географических открытий и быстрым ростом торговли между Европой и Азией. Есть ли между этими событиями причинно-следственная взаимосвязь, или они независимы друг от друга?
3. Какие события экономической истории ХХ в. оказали определяющее влияние на развитие экономических идей – на революции в экономической теории?
Тема 2 Предмет и методы экономической теории
4. Назовите известных Вам российских экономистов первой половины ХХв., чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – Нобелевских лауреатов.
5. Проследите, как с XVII в. и до наших дней менялось отношение экономистов к проблеме государственного регулирования экономики:
1) Почему эта проблема постоянно находилась в центре внимания экономистов?
2) Есть ли какая-либо закономерность в эволюции взглядов экономистов по данной проблеме?
6. Как Вы считаете, всегда ли человек, хорошо изучивший экономическую теорию, добьется успеха в предпринимательской деятельности? Является ли целью изучения экономической теории успех в бизнесе?
7. Прокомментируйте, пожалуйста, следующие утверждения Дж.М.Кейнса:
а) «Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям»;
б) «Идеи экономистов и политических мыслителей, — и когда они правы, и когда ошибаются, — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».
8. Действительно ли экономическая теория содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами?
9. Может ли экономическая наука предсказать будущее развитие?
10. Оцените два следующих высказывания:
а) «Экономическая теория не может использовать математические методы, т.к. не является точной наукой»;
б) «Для углубленного изучения экономической теории необходимы знания высшей математики».
11. Найдите единственный верный ответ. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?
Экономическая теория. Лекция 1. Введение в экономическую теорию. Потребности и ресурсы.
а) эффективное использование ресурсов;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) максимальное удовлетворение потребностей;
г) материальные и духовные потребности;
д) редкость блага.
12. Насколько, по-вашему мнению, самостоятельны разделы «Микроэкономика» и «Макроэкономика»? Можно ли, например, говорить о микроэкономических основах макроэкономики? Каковы уровни изучения микро- и макроэкономики?
13. Каково соотношение экономической теории, экономической политики и хозяйственной практики? Если на практике опровергаются теоретические положения, то означает ли это, что теория неверна?
14. Выберите наиболее полное определение предмета теоретической экономики?
а) экономика изучает способы производства и производственную деятельность;
б) экономика изучает общественное производство и общественное богатство;
в) наука об управлении, обмене и денежных сделках в обществе;
г) экономика изучает экономическое поведение людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов.
15. Что из перечисленного не изучает микроэкономика?
а) происхождение, сущность и функции денег;
б) механизм функционирования рынка совершенной и несовершенной конкуренции;
в) цена, спрос и предложение;
г) производство нефти.
16. Что из перечисленного не изучает макроэкономика?
а) валовой национальный продукт;
б) роль государства в рыночной экономике;
в) максимизация прибыли и ценовая дискриминация;
г) цикличность развития рыночной экономики.
17. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:
а) функциональный; б) макроэкономический; в) нормативный; г) позитивный.
18. Верно ли, что модель «экономического человека» — это обобщенный образ среднего человека, и каждый из нас в определенных условиях действует как «экономический человек»?
19. Английский экономист Л. Роббинс писал: «Назначьте г-на Хоутри (известный английский экономист ХХ в., представитель кембриджской школы) секретарем комитета, состоящего из Бетмана, Будды, Ленина и президента «Юнайтед стейс стил корпорейшин», и заприте их в одной совещательной комнате, где им предстоит вынести решение относительно того, нравственно ли ростовщичество. Вряд ли в этом случае г-ну Хоутри удалось бы составить единогласно одобренный всеми документ. Но соберите тот же самый комитет для оценки объективных результатов государственного регулирования учетной ставки, и тогда… он добился бы если не единогласного, то уж, во всяком случае, принятого большинством голосов решения. Скорее всего, один Ленин проголосовал бы против». При помощи этой остроумной метафоры автор стремился показать:
а) разницу между позитивным и нормативным экономическим исследованием;
б) неумение экономистов пользоваться методами диалектической логики;
в) парадокс голосования;
г) использование метода восхождения от абстрактного к конкретному.
20. Примером проблемной ситуации «метод ищет применения» является:
а) плюралистическая теория цены А. Маршалла;
б) теорема Р. Коуза;
в) теория общественного выбора;
г) разработка Е. Гайдаром программы экономических реформ в России.
21. «Поскольку после проведения приватизации в развитых странах Запада эффективность их экономического развития возросла, проведение приватизации в России также должно дать положительные результаты».
Укажите логическую ошибку, допущенную в этом высказывании, характерном для российских реформаторов первой половины 1990-х гг., выбрав ответ из предложенных ниже вариантов:
а) неочевидно, что повышение экономической эффективности в развитых странах Запада произошло именно по причине проведения политики приватизации (ошибка «после того» не значит «по причине того»);
б) аналогия между Россией и развитыми странами Запада является нестрогой: говорить о подчинении российской экономики закономерностям, проявляющимся в развитых странах, можно только в проблематичной форме;
в) нет точных данных о том, что в 1980-е гг. эффективность экономического развития стран Запада возросла (ошибка «недосказанное основание доказательства»);
22. Определите, какое высказывание из нижеперечисленных является одним из проявлений закона исключения третьего:
а) «каждый человек либо работает, либо является безработным»;
б) «безработный получает либо заработную плату, либо пособие по безработице»;
в) «не имеющий работы либо является, либо не является безработным»;
г) «получающий пособие по безработице либо живет только на это пособие, либо получает еще и заработную плату».
23. Как можно определить по формуле типа Y=f (X), является ли зависимость между экономическими параметрами x и y в окрестностях точки X0 прямой или обратной:
г) при помощи анализа производных функции ответить на этот вопрос невозможно.
24. Есть ли среди известных вам экономических теорий такие, которые вредят обществу и, должны быть, поэтому запрещены?
25. Какое направление экономической мысли более всего подходит для описания социально-экономической ситуации в сегодняшней России? Каким может быть прогноз ее развития?
ТЕМА 2 | ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА |
- Хозяйственная деятельность и ее организация. Экономические системы: традиционная, рыночная, центрально-управляемая. Смешанная экономика. Особенности переходной экономики России.
- Блага. Потребности, ресурсы. «Ограниченность» ресурсов и «безграничность» потребностей.
- Экономический выбор. Проблема выбора. Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей.
- Издержки экономического выбора. Закон возрастания альтернативных издержек.
- Эффективность производства. Эффективность потребления. Паретто-эффективность.
Темы докладов, рефератов, выступлений
1. Редкость благ и производство.
2. Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.
3. Проблемы эффективности производства в различных экономических системах.
4. Технологический выбор и экология.
5. Пути (варианты) перехода от централизованной экономики к рыночной.
6. Различные подходы к характеристике экономических систем.
Вопросы для обсуждения, тесты, задачи
1. Объясните, без чего или при каком условии не существовали бы ни экономическая наука, ни экономика.
2. Проведите сравнительный анализ экономических систем: их преимущества и недостатки (составьте таблицу).
3. Блага и антиблага. Дайте классификацию благ в экономической теории.
4. Принцип экономической теории: «Людям часто приходится идти на компромисс – отказываться от одних благ ради получения других».
5. «Сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке» (В. Шекспир «Гамлет»). Определите, какое экономическое понятие используется в экономической теории для объяснения этой мысли: а) цена; б) выгода; в) полезность; г) экономический кругооборот.
6. Проблема редкости может быть решена, если:
а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;
б) будут открыты новые, практически неисчерпаемые источники энергии;
в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;
г) все сказанное неверно.
7. Прокомментируйте следующие три вопроса по поводу присвоения благ: а) «Что я реально могу, что мне доступно? »; б) «Что мне, на самом деле, надо? »; в) «Чего я, тем не менее, хочу? ».
8. Нарисуйте и разъясните пирамиду потребностей по Маслоу.
9. Что представляет собой конкуренция с точки зрения хозяйственного выбора? Конкуренцию целей или конкуренцию средств.
10. «Принятие решений» как характеристика хозяйствующего субъекта.
11. Объясните, почему две цели общества – стимулирование эффективного хозяйствования и обеспечение равных прав на достойную жизнь – могут находиться в конфликте.
12. Нотариус, приехавший на работу в центр города на своей машине, не захотел поставить её на платную стоянку, где были места для парковки. Он потратил 20 минут, разъезжая вокруг квартала, и нашёл свободное место у тротуара, где и припарковал машину. Нотариус считал, что он обеспечил себе бесплатную парковку и сэкономил деньги. А как вы думаете: был ли он прав?
13. Сегодня каждый желающий учиться в университете или институте может взять под низкий процент или даже беспроцентный займ у фирмы, банка и/или государства. Приходится слышать, что это ошибочная политика, что, например, государство могло бы потратить эти деньги с большей пользой. А как Вы думаете?
14. Приходится слышать, что чистый воздух – неограниченный и бесплатный ресурс. Для многих это утверждение кажется бесспорным. Но давайте представим себе, что жители какого-то района г. Уфы возмущены высокой загрязнённостью воздушной среды и требуют от властей положить этому конец. Будут ли бесплатными меры, ведущие к улучшению качества воздуха? Что вы думаете теперь о неограниченности и бесплатности чистого воздуха?
15. В любой стране вводят ограничения на скорость движения автомобилей в населённых пунктах. К получению или сохранению каких благ ведёт эта мера? Ведь снижая скорость передвижения, люди теряют время. Однако они соглашаются с этим, следовательно, они получают что-то взамен. Что?
16. Можно ли покончить с ограниченностью, внедрив машины на всех участках производства и в домашнем хозяйстве?
17. Можно ли считать очереди, привилегии, подкуп формами конкуренции за ограниченные ресурсы?
18. Упущенная выгода, то самое ценное, чем пришлось пожертвовать при выборе данного блага, называется:
а) предельная выгода; б) ограниченность;
в) альтернативные издержки; г) самый высокий доход.
19. Вы зарабатываете в день 200 руб. В день «Х» Вы решаете уйти со второй половины дня на футбол, заплатив за билет 50 руб. Ваши альтернативные издержки составляют:
а) 100 руб.; б) 50 руб.; в) 150 руб.; г) 40 руб.;
д) нет альтернативных издержек.
20. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:
а) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо обучения;
б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;
в) расходы на питание;
г) плату за обучение.
21. Исчезнут ли альтернативные издержки, если исчезнет ограниченность?
22. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите собственные примеры.
23.В группе по результатам психологического тестирования обнаружено 10 Лидеров, 10 Организаторов, 1 Работник, 1 Мыслитель. Ко Дню студента группа должна приготовить 15 бумажных корабликов и придумать к ним 15 названий. Известно, что:
─ работник сделает кораблик за 1 мин и придумает название за 5 мин;
─ мыслитель сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 1 мин;
─ лидер сделает кораблик за 5 мин и придумает название за 10 мин;
─ организатор сделает кораблик за 10 мин и придумает название за 5 мин.
Определите, сколько времени потребуется группе, чтобы подготовиться ко Дню студента: а) 5 мин; б) 10 мин; в) 11 мин; г) 21 мин.?
24. В отсталой латиноамериканской стране Кокабане все население занято в сельском хозяйстве, занимаясь выращиванием либо бананов, либо листьев коки, из которых затем нелегально изготавливают кокаин. Затраты труда на производство 1 т бананов равны затратам на производство 1 кг кокаина и составляют 1 чел./год.
а) Нарисуйте кривую производственных Кокабаны, если ее население равно 1 млн. человек.
б) Укажите точку на кривой производственных возможностей, показывающую структуру производства в этой стране, если ее жители в рабочие дни работают на банановых плантациях, а по выходным на своих огородах тайком выращивают коку.
в) В мировой экономике отношение цен таково, что цена 1 кг кокаина равна цене 5т бананов. Какой будет кривая торговых возможностей Кокабаны? На производстве какого товара ей выгоднее специализироваться?
г) Пусть потребление бананов в Кокабане является стабильным, оно равно его производству в условиях закрытой экономики и не зависит от участия страны в мировом хозяйстве. Покажите на кривой торговых возможностей, каким количеством бананов и кокаина будут располагать жители этой страны при рациональном ведении хозяйства.
д) Какой политический режим в Кокабане более выгоден для мирового сообщества – демократический или тоталитарный?
25. Что выражает КПВ?
а) взаимосвязь между факторами производства;
б) максимальный объём производства двух продуктов при использовании всех имеющихся ресурсов;
в) соотношение между производственными мощностями и объёмом выпускаемой продукции;
г) дополнительный выпуск продукции при увеличении (уменьшении).
26. Если экономика действует внутри пространства, ограниченного КПВ, то сталкивается ли она с необходимостью выбирать между товарами А и В?
27. Что происходит с КПВ, если растёт количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества? Может ли при этом произойти скачок вперёд в развитии технологии?
28.Повышение производительности труда может не сопровождаться сдвигом кривой производственных возможностей, если:
а) растет количество используемого капитала;
б) происходят структурные сдвиги от трудоемких к капиталоемким технологиям;
в) уменьшается количество работников;
г) сокращается заработная плата.
29. Верно ли, что товары и услуги, предоставляемые государством, являются бесплатными?
30. Возможно ли обществу, на ваш взгляд, поставить и осуществить одновременно несколько экономических целей?
31. Что означает категория редкость?
а) высокое качество; б) ограниченность; в) неповторимость; г) трудоёмкость.
32. Что точнее всего отражает экономическую систему России?
а) командная экономика; б) рыночная экономика; в) переходная экономика; г) плановый капитализм.
33. Каковы источники экстенсивного пути развития?
а) новые изобретения и технологии;
б) повышение квалификации работников;
в) увеличение факторов производства;
г) современная техника.
34. Критериями различных типов экономических систем служит:
а) форма собственности на ресурсы;
б) тип координационного механизма;
в) уровень благосостояния общества;
г) верны ответы а и б.
35. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это: а) инвестиции; б) производство; в) потребление; г) редкость; д) сбережения.
36. Что из перечисленного ниже мы не можем назвать фактором производства?
а) капитал; б) деньги; в) труд; г) земля; д) предпринимательские способности.
37. Что представляет собой взаимозаменяемость и взаимодополняемость ресурсов? Как они соотносятся с их ограниченностью.
38. Что представляет собой производственная функция? Как называется ее графическое изображение?
39. Что можно сказать о ресурсах, изокванты которых изображены на рис. а, б?
40. Чем определяются пределы технической субституции труда капиталом? Проиллюстрируйте свой ответ графически.
ТЕМА 3 | СОВРЕМЕННОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
Источник: lektsia.com
Целью изучения экономической теории является успех в бизнесе верно
Вопрос по экономике:
С обоснованием, пожалуйста
Основная цель изучения теоретической экономики состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности.
Да Не
Экономика не является точной наукой, но она может использовать статистические методы анализа для исследования многих конкретных проблем.
Да Нет
Студенты, хорошо изучившие основные положения теоретической науки, всегда преуспевают в бизнесе, в отличие от тех, кто не освоил эту дисциплину.
Да Нет
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
- bookmark_border
- 11.05.2016 19:51
- Экономика
- remove_red_eye 10989
- thumb_up 10
Ответы и объяснения 1
thunithan130
Основная цель изучения теоретической экономики состоит в том, чтобы преуспеть в предпринимательской деятельности. Да Нет
Основная цель изучения теории экономики состоит в том, чтоб получить элементарные знания об экономических механизмах экономики, чтоб знать определённые понятия экономики . ну чтоб прибыль с себестоимостью не перепутать ну и т.д. в этом роде. Если бы теоретическая экономика соответствовала реальной экономике, то польза была бы громадной, но теоретика и практика никогда не соответствовали действительности.
Укажите мне где в теоретической экономике учитывается «чёрная бухгалтерия»? А мзда ментам за крышу? А пожарникам за выдуманные предлоги взятки и т.д.? Я не спорю, что можно составить хороший бизнес план на основе теории. А на практике?
Концерн «Филипс» в 90-е всё просчитав в теории ужаснулись, что если в Липецке построить завод по производству кинескопов для телевизоров, то их чистая прибыль составит не менее 350 процентов в год. А на практике? Завод построили и через год продали его Администрации Липецкой области всего за 1 рубль.) Не учли в бизнес-плане, что в России работники воруют, смежники кидают, налоговая полиция, пожарники, ОБЭП и т.д. хотят денег .
Экономика не является точной наукой, но она может использовать статистические методы анализа для исследования многих конкретных проблем. Да Нет
Экономика хоть и не является точной наукой, но показатели макроэкономики типа ВВП, ВВП (ППС), ВНП, ВНП (ППС), импорт, экспорт, сальдо импорта/экспорта, уровень безработицы, доходная и расходная части бюджетов, инвестиции (14 видов), курсы валют, цена на энергоносители . перечень всего займёт минимум страниц 400 . ИМ это статистические данные, на основе которых рассчитывают, анализируют, воруют и т.д.
Студенты, хорошо изучившие основные положения теоретической науки, всегда преуспевают в бизнесе, в отличие от тех, кто не освоил эту дисциплину. Да Нет
Однозначный ответ: нет.
В бизнесе знания конечно имеют определённую роль, но эта роль ничто по сравнению с IQ, связями и у кого «крыша» крепче.
- 12.05.2016 22:49
- thumb_up 37
Источник: online-otvet.ru
Тема «Введение в экономику. Предмет и метод экономической теории»
в) экономикс и альтернативные экономические теории (неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожиданий, теория общественного выбора, институционализм).
2.Предмет и функции экономической теории. Взаимосвязь экономической теории с другими экономическими науками, с экономической политикой. Экономические цели, их взаимосвязь и противоречивость.
3.Методы экономической теории:
а) методы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия и др.);
б) методы диалектической логики (восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического и др.);
в) методы, характерные для теоретической и прикладной экономики (позитивный и нормативный анализ, микро- и макроэкономический анализ, допущение «при прочих равных условиях», экономические модели и эксперименты и др.).
4.Принципы экономической теории.
Основные термины:
особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту.Систематизация экономических знаний. Первые теоретические системы. Меркантилизм. Классическая политическая экономия.
Физиократы. Марксизм.Формирование и эволюция современной экономической мысли. Маржиналистская революция. Австрийская школа. (К. Менгер, А. Маршалл, А. Пигу.).
Ведущие современные западные школы: неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм (Дж.М. Кейнс, М. Фридман, Т. Веблен.) В клад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Особенности развития экономической науки в России. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.
Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В.Новожилов, Л.В. Канторович. Межотраслевой баланс.
Советская эконометрика). Методы экономической теории: а) методы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительной статики, аналогия и др.) б) методы диалектической логики (восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического и др.); в) методы, характерные для теоретической и прикладной экономики (позитивный и нормативный анализ, микро- и макроэкономический анализ, допущение «при прочих равных условиях», экономические модели и эксперименты и др.). Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе.
Задачи и вопросы для обсуждения и контроля
1. Определите, какая из перечисленных экономических доктрин, касающаяся проблем международной торговли, в принципе, не могла применяться одновременно всеми странами: а) кейнсианство; б) меркантилизм; в) политика фритредерства; г) физиократизм.
2. Развитие идей меркантилизма совпало с эпохой великих географических открытий и быстрым ростом торговли между Европой и Азией. Есть ли между этими событиями причинно-следственная взаимосвязь, или они независимы друг от друга?
3. Какие события экономической истории ХХ в. оказали определяющее влияние на развитие экономических идей – на революции в экономической теории?
4. Назовите известных Вам российских экономистов первой половины ХХ в., чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов – Нобелевских лауреатов.
5. Проследите, как с XVII в. и до наших дней менялось отношение экономистов к проблеме государственного регулирования экономики. Почему эта проблема постоянно находилась в центре внимания экономистов? Есть ли какая-либо закономерность в эволюции взглядов экономистов по данной проблеме?
6. Как Вы считаете, всегда ли человек, хорошо изучивший экономическую теорию, добьется успеха в предпринимательской деятельности? Является ли целью изучения экономической теории успех в бизнесе?
7. Идеи какого известного экономиста иллюстрирует следующая цитата: «В условиях стагнирующей экономики государство должно отойти от роли «ночного сторожа» лишь охраняющего и поддерживающего самые общие условия функционирования хозяйственной системы. Ему принадлежит осуществлять активную бюджетную, кредитно- финансовую, социальную политику»?
8. Прокомментируйте, пожалуйста, следующие утверждения Дж.М.Кейнса:
а) «Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям»;
б) «Идеи экономистов и политических мыслителей, — и когда они правы, и когда ошибаются, — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».
9. Действительно ли экономическая теория содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами?
10. Основное значение экономической науки сегодня в том, что она:
а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес,
б) дает ученым возможность реализовать свои способности,
в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей,
г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения?
11. Назовите экономические цели, стоящие перед обществом. Какую очередность указанных целей Вы бы установили? Обоснуйте свою позицию. Приведите примеры взаимодополняемости и противоречивости экономических целей.
12. Может ли экономическая наука предсказать будущее развитие?
13. Выберите наиболее полное определение предмета теоретической экономики: а) экономика изучает способы производства и производственную деятельность; б) экономика изучает общественное производство и общественное богатство; в) наука об управлении, обмене и денежных сделках в обществе; г) экономика изучает экономическое поведение людей с точки зрения выбора в условиях ограниченности ресурсов.
14. Насколько, по-вашему мнению, самостоятельны разделы «Микроэкономика» и «Макроэкономика»? Можно ли, например, говорить о микроэкономических основах макроэкономики? Каковы уровни изучения микро- и макроэкономики?
15. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией лучше исследовать на микроуровне, а какие — на макроуровне? Почему?
16. Что из перечисленного не изучает микроэкономика?
а) происхождение, сущность и функции денег;
б) механизм функционирования рынка совершенной и несовершенной конкуренции;
в) цена, спрос и предложение;
г) производство нефти.
17. Что из перечисленного не изучает макроэкономика?
а) валовой национальный продукт;
б) роль государства в рыночной экономике;
в) максимизация прибыли и ценовая дискриминация;
г) цикличность развития рыночной экономики.
18. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:
а) функциональный; б) макроэкономический;
в) нормативный; г) позитивный.
19. Раскройте сходство и различие позитивного и нормативного анализов. В каких случаях применяется первый, а в каких — второй?
20. Какое из следующих утверждений относится к выводу позитивной теории, какое — к выводу нормальной теории?
а) в 1995 году общей уровень цен повысился на 249%;
б) чтобы обеспечивать стабильный экономический рост, необходимо снизить темпы инфляции до 3-5%.
21. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории?
22. В каких случаях экономические явления лучше рассматривать исторически, в каких — логически? Охарактеризуйте достоинства и недостатки обоих методов.
23. Объясните, почему в общественных науках трудно выявить причинно- следственные связи.
24. Верно ли, что модель «экономического человека» — это обобщенный образ среднего человека, и каждый из нас в определенных условиях действует как «экономический человек»?
25. Английский экономист Л.Роббинс писал: «Назначьте г-на Хоутри (известный английский экономист ХХ в., представитель кембриджской школы) секретарем комитета, состоящего из Бетмана, Будды, Ленина и президента «Юнайтед стейсстилкорпорейшин», и заприте их в одной совещательной комнате, где им предстоит вынести решение относительно того, нравственно ли ростовщичество. Вряд ли в этом случае г-ну Хоутри удалось бы составить единогласно одобренный всеми документ. Но соберите тот же самый комитет для оценки объективных результатов государственного регулирования учетной ставки, и тогда… он добился бы если не единогласного, то уж, во всяком случае, принятого большинством голосов решения. Скорее всего, один Ленин проголосовал бы против». При помощи этой остроумной метафоры автор стремился показать:
а) разницу между позитивным и нормативным экономическим исследованием; б) неумение экономистов пользоваться методами диалектической логики; в) парадокс голосования; г) использование метода восхождения от абстрактного к конкретному?
26. Примером проблемной ситуации «метод ищет применения» является:
а) плюралистическая теория цены А. Маршалла;
б) теорема Р. Коуза;
в) теория общественного выбора;
г) разработка Е. Гайдаром программы экономических реформ в России.
27. «Поскольку после проведения приватизации в развитых странах Запада эффективность их экономического развития возросла, проведение приватизации в России также должно дать положительные результаты».
Укажите логическую ошибку, допущенную в этом высказывании, характерном для российских реформаторов первой половины 1990-х гг., выбрав ответ из предложенных ниже вариантов:
а) неочевидно, что повышение экономической эффективности в развитых странах Запада произошло именно по причине проведения политики приватизации (ошибка «после того» не значит «по причине того»);
б) аналогия между Россией и развитыми странами Запада является нестрогой: говорить о подчинении российской экономики закономерностям, проявляющимся в развитых странах, можно только в проблематичной форме;
в) нет точных данных о том, что в 1980-е гг. эффективность экономического развития стран Запада возросла (ошибка «недосказанное основание доказательства»);
28. Определите, какое высказывание из нижеперечисленных является одним из проявлений закона исключения третьего:
а) «каждый человек либо работает, либо является безработным»;
б) «безработный получает либо заработную плату, либо пособие по безработице»;
в) «не имеющий работы либо является, либо не является безработным»;
г) «получающий пособие по безработице либо живет только на это пособие, либо получает еще и заработную плату».
29. Оцените два следующих высказывания:
а) «Экономическая теория не может использовать математические методы, т.к. не является точной наукой»;
б) «Для углубленного изучения экономической теории необходимы знания высшей математики».
30. Как можно определить по формуле типа Y=f(X), является ли зависимость между экономическими параметрами x и y в окрестностях точки X0 прямой или обратной:
г) при помощи анализа производных функции ответить на этот вопрос невозможно.
31. Экономические эксперименты чрезвычайно дороги, длительны. Можно ли заменить их экономико-математическими моделями?
32. Какие направления экономической мысли будут преобладать в начале ХХI в. и почему?
33. Есть ли среди известных вам экономических теорий такие, которые вредят обществу и, должны быть, поэтому запрещены?
34. Какое направление экономической мысли более всего подходит для описания социально-экономической ситуации в сегодняшней России? Каким может быть прогноз ее развития?
35. Какие принципы экономической теории, перечисленные в учебнике «Экономика. Курс основ» (Л. Гребнев, Р. Нуреев) являются новыми по отношению к принципам, указанным в книге «Принципы экономикс» (Г. Менкью)? Сгруппируйте принципы экономической теории по основным ее разделам.
36. Каково соотношение экономической теории, экономической политики и хозяйственной практики? Если на практике опровергаются теоретические положения, то означает ли это, что теория неверна?
Источник: cyberpedia.su