В настоящей статье я провожу различие между «Церковью» с заглавной буквы и «церковью» со строчной буквы. Недавно состоялось заседание Комитета, в состав которого входили администраторы Церкви Адвентистов седьмого дня и представители академических кругов.
При рассмотрении различных вопросов, заявленных в повестке дня, директором Комитета было отмечено, что Генеральная Конференция наняла человека, который будет служить в качестве начальника отдела информации. Тут же в аудитории возникли вопросы: Почему Церковь применяет названия, используемые в сфере бизнеса, такие как, скажем, «начальник финансовой службы»? Почему имеет место смещение акцентов на слово «начальник»? Не становится ли Церковь больше похожа на некий бизнес-проект, когда мы используем термины и названия данной сферы?
Ответ на самую простую часть вопроса — почему казначеи теперь называются начальниками финансовой службы или финансовыми директорами — довольно прост. Этому послужило желание обеспечить верное понимание того, чем в действительности занимается казначей конференции, униона или дивизиона. Слово «казначей» указывает на человека, управляющего финансами, подобно бухгалтеру, однако, казначей — это не просто бухгалтер. В действительности, эта должность заключает в себе гораздо больше, чем ведение финансовых операций, поэтому изменение ее названия — попытка более ясно обозначить то, что эта должность предполагает в действительности.
Церковь — это бизнес?
Однако это не говорит о том, что используемая нами терминология не имеет значения. Некоторые авторы отмечают, что «концепция назначения секретаря или казначея вице-президентами, что просто расширяет президентскую должность, противоречит адвентистской модели церковного руководства с его внутренним распределением ответственности«.1
Президент является «первым среди равных» и все три должностных лица имеют свой собственный избирательный мандат. Все трое избираются тем же избирательным комитетом, коим был избран сам президент.
«Полномочия должностных лиц как группы — это объединенные полномочия президента, секретаря и казначея… Каждый выполняет управленческую функцию, поддерживаемую директорами отделов, и контролирует воплощение в жизнь решений (исполнительного) комитета«.2
Таким образом, секретарь и казначей не расширяют полномочия президента и не подотчетны ему, как предполагает то слово «вице-президент». Их роли заключаются скорее в сотрудничестве, а не в подчиненности.
Но вопрос, обозначенный выше членами Комитета, остается открытым. Подразумевает ли использование таких названий как «начальник отдела информации» и «начальник финансовой службы», что человек, совершающий служение в данной должности, является руководителем (начальником)? Не получается ли, что церковь — это некая бизнес-структура, а не духовная организация?
Я считаю, что церковь включает в себя и то, и другое.
«Церковь» и «церковь»
На схеме, предложенной в конце статьи, больший квадрат представляет собой Церковь (заглавная «Ц»), на которую ссылалась Эллен Г. Уайт, когда говорила: «Ничто в этом мире не является столь драгоценным для Бога, как Его Церковь«.3 Внутри большого квадрата находится меньший квадрат. Он представляет собой церковь (строчная «ц») — церковную организацию Адвентистов седьмого дня, включающую в себя Генеральную Конференцию, дивизионы, унионы и конференции, а также институциональные субъекты, такие как издательства, колледжи и институты, больницы, пищевые фабрики, АДРА, Адвентистское агентство по управлению рисками, а также организационную структуру поместной церкви — пастора и церковный совет. Все это — церковь, развитию которой положил начало Джеймс Уайт, осознававший, что без наличия организации весть Адвентистов седьмого дня не сможет распространиться по всему миру.
КАК Я РАБОТАЛ В ЦЕРКВИ И ПОЧЕМУ СТАЛ АТЕИСТОМ / ПРАВДА ОБ РПЦ
Меньший квадрат действительно является неким бизнесом — организацией, управляющей миллионами долларов и предоставляющей трудоустройство тысячам людей. Как принципы ведения бизнеса могут помочь организационной структуре церкви?
Адвентистская церковная организация
Бизнес может показать любой организации, как наилучшим образом выполнить намеченные задачи. К примеру, процесс ведения бизнеса может дать церковной организации информацию о том, как на практике управлять финансовыми и производственными ресурсами.
Бизнес может смоделировать эффективные системы внутреннего контроля, которые повышают ответственность и прозрачность, и минимизируют возможности для мошенничества и злоупотребления. Это обеспечивает понимание и того, как лучше использовать производственные ресурсы, переработку материалов и, где это возможно, сокращения отходов.
Бизнес может помочь в создании процессов, которые приводят к эффективным кадровым решениям, принимаемых с учетом потребностей миссии и неотложных целей. Кроме того, он может дать представление о том, как лучше организовать рабочие места, развивать талант работника, создавать поощрительные системы, и эффективно передавать информацию для всех сотрудников таким образом, чтобы способствовать пониманию и единству. Эффективные методы управления следует изучать, заимствуя опыт из различных корпораций или легко доступной литературы на данную тематику. Например, Макс Де При, сын основателя фабрики инновационной мебели Herman Miller, развернувшей свой бизнес в Зеланде, штат Мичиган, сам является членом коллектива управления данной компанией на протяжение 40 лет. Вот, что он пишет о коллективном управлении в своей книге «Лидерство — это искусство»:
«Коллективное управление исходит от сердца и из философски личного представления о людях. Его нельзя добавить к руководству по корпоративной политике или вычесть из него, как если бы оно было еще одним инструментом управления. Каждый имеет права и обязанности к принятию решений и осмыслению результатов. Коллективное управление гарантирует, что решения не будут произвольными, засекреченными или закрытыми для обсуждения. Коллективное управление, это не просто демократическое управление. Наличие собственного мнения отличается от права иметь голос«.4
Это хороший пример управления для церкви, особенно учитывая представительный характер нашей церковной организации.
Однако члены Комитета не были заинтересованы в выслушивании преимуществ бизнес-методов, которые можно привнести в церковную организационную структуру. Они опасались возникновения в церкви атмосферы бизнеса. Тем не менее, если бы им задали вопрос, нужна ли эффективная внутренняя система контроля для обеспечения финансовой прозрачности и ответственности, они бы ответили «Разумеется!». Они дали бы тот же самый ответ, если бы их спросили о том, хотят ли они, чтобы церковь нанимала лучшие человеческие ресурсы, использовала наиболее усовершенствованные инструменты стратегического планирования и внедряла наиболее эффективные производственные процессы на своих пищевых фабриках и в издательствах.
Возможно, у кого-то есть опасение в том, что неэтичные методы деловой активности могут стать стандартным порядком действий в церкви. Существует множество примеров неверного ведения бизнеса: начиная с разрушения окружающей среды и заканчивая финансовыми махинациями или увольнением при экономическом спаде, вместо попыток сохранить рабочие места.
Конечно, церковная организация не должна копировать неэтичные методы ведения бизнеса. Следует избегать авторитарных структур, которые часто практикуются в бизнесе; в церкви же иерархия создана для порядка, а не для власти. Мы не хотели бы услышать, как церковные лидеры говорят подобно президенту частной компании, которого спросили: если бы он работал на открытое акционерное общество (то есть не был бы одновременно владельцем и руководителем), изменилась бы его тактика ведения бизнеса или нет. Он ответил: «если бы я знал, что моя компенсация следующего года будет основываться на доходности собственного капитала этого года, я бы не стал действовать подобным образом. Вам потребовалось всего несколько лет, чтобы взобраться на вершину частной компании для того, чтобы ваш заработок стал легким. Вы вкладываете каждый пенс в самое нижнее звено иерархии компании, чтобы, в конечном счете, окончить дело с самым заманчивым пенсионным пособием, о котором только можно мечтать».5
Как церковь может избежать схожести с упомянутым понятием бизнеса, и всегда действовать этично?
Моральная ответственность
Некоторые эксперты считают, что не-этичные действия имеют место в организациях ввиду того, что руководители не обсуждают моральные и этические вопросы, опасаясь, что такие разговоры могут привести к организационной дисгармонии, неэффективности или поспособствуют тому, что руководитель будет казаться слабым и неэффективным во свете кажущегося идеализма «нравоучительных разговоров«.6 Однако же, они утверждают, если организация не возьмет в привычку говорить на темы нравственности, она будет страдать моральной амнезией, нравственным нигилизмом, и, в конечном итоге, придет к тому моменту, когда в рамках сложившейся бизнес-культуры нравственные действия станут просто невозможными.
Рекомендуется своего рода «институционализация» этических бесед, чтобы противостоять неэтичным действиям. Чтобы достичь этого, организация должна:
- Разрешить обсуждение нравственных проблем и не препятствовать обоснованному инакомыслию, заверив, что инакомыслящие не будут обвиняться, подвергаться критике, отвергаться, или наказываться за свои взгляды.
- Сфокусировать внимание на том, с чем согласно большинство (например, дальнесрочные цели и общие этические принципы), чтобы именно эти вопросы стали основополагающими, а различия в частностях — временными и относительными.
- Используйте нравственные беседы для выявления проблем и их рассмотрения, для защиты или здоровой критики имеющих место действий, для оправданий и объяснений решений. Однако не злоупотребляйте нравственными беседами, пытаясь использовать их для логического обоснования или объяснения личных разочарований.
- Взаимодействуйте друг с другом, делясь личным опытом касательно нравственных проблем. Такое взаимодействие свидетельствует о том, что руководство ищет эффективных и вдумчивых решений проблем, возникающих на почве нравственных вопросов.7
К этому списку можно добавить еще несколько пунктов:
- Помните, что решения не являются нравственно нейтральными; могут возникнуть непреднамеренные последствия.
- Требуйте определенного уровня бизнес-образования от каждого, планирующего совершать служение в церковной администрации, чтобы неверно понятая терминология не удерживала церковь от внедрения лучших бизнес-практик для достижения организационного порядка.
- Делитесь не только отрицательными примерами из сферы бизнеса, но и положительными.
Церковь — Тело Христово
Что же можно сказать о Церкви, общине верующих? Это НЕ бизнес. Это Церковь, Тело Христово! Нельзя смешивать эти два понятия, так как Церковь не может функционировать подобно бизнесу. Члены Церкви не являются сотрудниками, и не могут рассматриваться как таковые.
Бизнес-политика в отношении служащих и других заинтересованных сторон не должна применяться к членам Церкви. Возможно, лучшим термином для обозначения членов Церкви будет — «добровольцы, наделенные Божественной силой». Как утверждает один автор, «добровольцам не нужны контракты, им нужны заветы«.8
В чем разница между контрактом и заветом? Контракт — это термин из сферы бизнеса и связан с заключением какой-либо сделки. Доказательством заключения контракта обычно служит правовой документ, подписанный обеими сторонами. Контракт может быть частью отношений, но полноценными отношениями его назвать нельзя. Рассматривая действие, совершенное в рамках договора, человек, вероятно, спросит: «законно ли это действие в соответствии с контрактом?» Или, если посмотреть на ситуацию в контексте Церкви, можно задать вопрос: «находится ли это действие в согласии с Рабочим Курсом»?
Для полноценных отношений необходим завет, и будучи членом Церкви Божией, человек нуждается в подобных отношениях. Завет не является юридическим документом; скорее, он предполагает качественно новые отношения, а не просто заключение сделки. Необходимо понимать природу отношений сторон в таких заветах, как брак или крещение.
В сфере завета, кто-то может спросить: «Как предполагаемые действия отразятся на отношениях?» В контексте Божьей Церкви, можно задать вопрос: «В согласии ли это действие с Писанием?». Тем самым подвергается сомнению положительный результат этих действий для Тела Христа, самой Церкви во главе со Христом. Говоря о завете, оскорбительно использовать терминологию контракта и бизнеса. Отношения — это не то, что определяется только юридически. И вопросы, которые задаются относительно предполагаемых действий, не те же самые.
«В статье о близости утверждается, что отношения завета … побуждают к свободе, а не к бессилию. (Они основываются) на общей приверженности идеям, взглядам, ценностям, целям… (Они) открыты для влияния… (Они) отражают единство, благодать и равновесие… (Они способствуют) проявлению открытости к необычному человеку или необычной идее. Отношения завета допускают риски и прощают ошибки.»9
Церковь привлекает человека, потому что там он вступает в отношения любви со Христом через работу Святого Духа, и верит, что Божья Церковь и Его народ, находящийся в ней, разделяет ценности, цели и миссию Христа. В этой среде должны быть доверие, верное управление и равенство, что подвержено, скорее, качественным, а не количественным измерениям.
«Доверие — дитя открытости… Доверие делает возможным объединение разнообразных способностей, необходимых для достижения цели … (Когда есть доверие, а это можно легко определить) разнообразие даров и мнений могут быть даны тем же Духом.»10
Управление требует верности. Церковь благословлена людьми, обладающими дарами Святого Духа, и само их присутствие отражается в обязательствах управления со стороны Церкви и церковной организации — в том, как она использует эти ресурсы, чтобы исполнить великое Евангельское поручение.
Равенство означает, что каждому дается «право на то, чтобы быть нужным, право на вовлеченность, право на информацию и право на понимание«,11 а также право на справедливость. Эти качества должны стать частью завета Церкви.
Что если?
Но что, если церковной организации АСД приходится использовать имеющуюся власть и авторитет, действуя «подобно князьям народов», чтобы управлять церковными общинами верующих? Harvard Business Review призывает лидеров использовать «власть, чтобы влиять на мысли и действия других людей«.12 Подобное понимание власти и авторитета часто приводит к злоупотреблениям и угнетению, когда те, кто у власти пользуются высокими должностями в своих интересах и в ущерб другим. Иисус знает, что это большое искушение, поэтому Он выступает против злоупотребления властью. В контексте просьбы, выраженной матерью Иакова и Иоанна касательно их высокого положения на небесах, Иисус говорит, что она не знает, чего просит. Затем Он продолжает: «вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:25-28).13
Иисус призывает тех, кто жаждет стать великим, заразившись «вирусом княжества»,14 быть слугами. Что это значит?
Дуэйн Элмер предполагает:
«Власть, основанная на библейских ценностях, служит другим, освобождая их. Она признает, что люди несут в себе образ Божий, и обращается с ними так, чтобы этот образ развивался и совершенствовался».15
Макси Дуннан говорит:
«То, каким образом мы служим, держит нас под контролем. Мы выбираем, кому, когда, где и как мы будем служить. Мы за кого-то отвечаем. Иисус призывает нас: быть слугами. Когда мы делаем этот выбор, мы отказываемся от своего права главенствовать над кем-то».16
Комментируя данный отрывок, Элмер утверждает:
«Избрав положение слуги, мы отказываемся от власти, контроля и односторонних решений в пользу слышания, изучения и понимания, принимая решения, отражающие мудрость Бога и Его народа«.17
Исторически, системы правления «князей народов» отражаются в том, что мы называем «божественным правом королей», где проявляется сильнейшее искушение действовать вместо Бога, управляя другими. Такая система была отмечена Михеем в его увещеваниях к народу — он говорил о том, что те «гнушаются правосудием и искривляют все прямое» (Мих.3:9). Иисус ниспровергает структуру ценностей этого мира, и призывает к руководству, где каждый служит «с глубоким смирением, что указывает на должное почтение Бога, себя и других«.18
В Божьей Церкви методы ведения бизнеса и политики неуместны, но в церковной организации АСД они имеют важное значение для ясности, согласованности и порядка. Церковь наделяет своих руководителей правом приобретать, использовать и распространять ресурсы Церковной общины для осуществления ее миссии, требующего тщательного управления и организационной структуры для того, чтобы быть успешным в продвижении Евангелия. Для выполнения столь важной работы, подобная структура может содержать в себе как методы ведения бизнеса, так и его терминологию. При всем при этом, она не исключает присущую ей опасность неверного понимания положения, доверенного нам Церковью, ведь мы живем в падшем мире, и сами мы являемся падшими людьми. Иисус знал об этом искушении, и в Мф.20:27 Он наставляет нас: «и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом».
Энн Гибсон имеет докторскую степень в области экономики, является почетным профессором кафедры бухгалтерского учета в Университете Эндрюса, и бывшим деканом школы бизнеса при университете Эндрюса. В настоящее время она является помощником казначея Генеральной Конференции.
По материалам бюллетеня Института библейских исследований
1Walter Raymond Beach and Bert Beverly Beach, Pattern for Progress (Hagerstown, MD: Review and Herald, 1985), 68–69.
3Эллен Г. Уайт, Свидетельства для Церкви (Boise, ID: Pacific Press, 1948), 42.
4Max DePree, Leadership is an Art (New York: Double-day, 1989), 22–23.
6Frederick B. Bird and James A. Waters, «The Moral Muteness of Managers» in On Moral Business, eds. Max L. Stackhouse, Dennis P. McCann, and Shirley J. Roels with Preston N. Williams. Grand Rapids, MI: Eerdmans. 1995), 890.
8Max DePree, Leadership, 25
Reflection — The BRI newsletter Стр. 11
10 Hugh DePree, Business as Unusual (Zeeland, MI: Her-man Miller, 1986), 3.
12Abraham Zaleznik, «Managers and Leaders,» Harvard Business Review on Leadership, edited by Henry Mintzberg, John P. Kotter and Abraham Zaleznik (Boston: Harvard Business School Press, 1998), 63.
14Elmer, Duane, Cross Cultural Servanthood (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2006), 172.
15Duane Elmer, Cross Cultural Servanthood (Downers Grove, IL: InterVarsity, 2006), 171.
16Maxie Dunnam, The Workbook on Spiritual Disciplines (Nashville: Upper Room, 1984), 101.
18Duane Elmer, Cross Cultural Servanthood, 178.
Источник: logosinfo.org
Церковь – коммерческая структура?
Тезис «Церковь – это коммерческая структура» периодически возникает в любом разговоре о вере, и на нём стоит остановиться. Речь может идти о несколько разных претензиях, и мы начнем с самой простой. Человек приносит крестить ребенка – или хочет обвенчаться – и негодует, когда ему говорят о том, что от него ожидается пожертвование.
Сейчас, с введением бесед перед Крещением, недовольство в основном перенеслось на сами беседы – почему я должен терять время! – но деньги продолжают оставаться причиной некоторого раздражения. Почему свечи дороже, чем на рынке? Почему вообще священнику нужно давать деньги?
Чтобы ответить на этот вопрос – хотя бы на самом простом и поверхностном уровне – надо определиться с тем, чего вы ищете в Церкви, и считаете ли вы церковные обряды чем-то важным. Если я призываю домой водопроводчика, чтобы исправить текущий кран, я понимаю, что мне следует ему заплатить. Это квалифицированный работник, он тратит на меня время.
Если ему не будут платить за ремонт труб и кранов, ему придётся искать другую работу. Я считаю важным починить кран и думаю, что некоторые траты тут вполне уместны. Когда я прихожу в магазин за продуктами, я не ожидаю, что мне дадут их бесплатно, – труд людей, которые их произвели, доставили в магазин, хранили, раскладывали по полкам, пробили на кассе и т. д., нуждается в оплате.
Если мне нужен труд других людей, то я должен быть готов расстаться с некоторыми деньгами. Если я хочу нанять бригаду рабочих для ремонта квартиры, я должен справедливо оплатить их время и квалификацию. Это, в том числе, вопрос уважения – я признаю труд этих людей важным и полезным. «Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей». ( 1Тим.5:18 ). Я сам, как и вы, получаю плату за свой труд и (как и вы) счёл бы очевидной несправедливостью, если бы меня её лишили. Труд некоторых категорий людей – врачей, учителей или полицейских – оплачивается государством, но это опять-таки за счёт нас, налогоплательщиков.
Я знаю священников, которые отказываются брать деньги за требы, чтобы не давать повода к нападкам. Но я сам стараюсь всегда давать, потому что не думаю, что время священника заслуживает меньшего уважения, чем время электрика или водопроводчика. Я знаю, что у него – как и у них – есть семья, которую он должен кормить.
Говоря на чисто земном, человеческом уровне о простой справедливости, если я хочу, чтобы человек посвятил мне своё время, сделал то, что мне нужно, разве я не должен ему за это? Правда, электрик или водопроводчик доставляют нам понятные, осязаемые блага – свет и воду. Вопрос в том, считаете ли вы блага, за которыми пришли в Церковь, чем-то действительно нужным и важным.
Насколько святое Крещение или Венчание для вас существенно? На уровне починки крана или на уровне ремонта квартиры? Человек часто оказывается в странной ситуации, когда церковное Таинство ему вроде бы и нужно – он же за ним пришел, а с другой стороны, не настолько, чтобы высоко ценить труд, который ради него совершает священник.
Конечно, благодать Божия не продаётся, а даётся исключительно даром. Это верно и очень важно. Если у вас нет денег, но есть покаяние и вера, – вам никогда не откажут в Таинстве. Но есть две разных бесплатности. Есть бесплатность различных рекламных листков, которые раздают у метро или суют нам в почтовый ящик.
Мы выгребаем их из ящика и отправляем в корзину с некоторым раздражением. Их ценность для нас равна нулю, даже меньше. Но бывает дар, слишком великий для платы – например, мы никогда не расплатимся с родителями, которые произвели нас на свет. Но мы можем и должны оказывать им уважение, в том числе поддерживать их материально, если в этом есть нужда.
Церковные Таинства – это Дары, которые мы не можем оплатить, но можем почтить. Мы можем показать тем, кто передает нам эти дары, что мы ценим их труд. Если я не могу дать много – это другое дело; всякое бывает, подчеркну еще раз, что священники не могут отказывать в Таинстве тому, кто всерьёз его ищет, но не имеет денег.
Но если я ворчу и негодую, что должен отдать при совершении Таинства сумму, в несколько раз меньшую, чем стоимость моего телефона, то насколько я ценю это Таинство? И если я ценю его столь низко, то стоит ли мне приступать к нему? Может, лучше сначала разобраться, что это такое и зачем мне это нужно?
Всё самое важное – только бесплатно
И самое важное, что я должен для себя решить, – верю ли я в Того Бога, Которому здесь поклоняются? Если нет, то чем мне тут поможет радикальное снижение цен на свечки? Впрочем, большинство людей в наше время скажут, что верят, но это не та вера, о которой говорит Священное Писание.
В Евангелии мы встречаем Человека, Который говорит о Себе поразительные, глубоко шокирующие вещи – что Он, Иисус, был с Небесным Отцом прежде бытия мира. Что Он пришёл умереть во искупление наших грехов. Что Он придёт судить все народы в последний день и, что наша вечная участь, вечное спасение или вечная гибель определяется тем, как мы отнесёмся к Нему. Отзовёмся ли мы на Его слова покаянием и верой или нет.
Если это правда, – а это правда, – то мы оказываемся перед лицом не давно покойного учителя, но живого Спасителя, Который прямо и сейчас ожидает от нас ответа на вопрос: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» Верим мы или нет – это вопрос нашего (и только нашего) выбора. Этот выбор не может совершить за нас ни Церковь, ни священники, ни кто бы то ни было ещё.
Никто не может заставить нас поверить, если мы не хотим. Никто – никто во всей вселенной – не сможет нам помешать, если мы решим ответить Господу «да». И что стоит отметить – это совершенно бесплатно. В самом деле, во сколько вам обойдется прочитать Евангелие от Иоанна – небольшой текст, часа на три чтения?
Сколько денег Вы потратите на то, чтобы в молитве обратиться к Тому, Чьи слова там собраны, как к вашему Владыке и Господу? Сколько денег вам потребуется, чтобы ежедневно читать хотя бы «Отче Наш»? Сколько денег нужно, чтобы признать свои грехи грехами и попросить у Бога прощения? Вечное спасение – это дар. Мы не платим за него. Вопрос в том, хотим ли мы его принять.
Есть замечательная немецкая пословица: «Тот кто хочет, найдёт тысячу способов, кто не хочет – найдёт тысячу отговорок». Помню, наша школьная учительница в ответ на наши оправдания, почему мы не выполнили домашнего задания, мягко поправляла нас: «Это называется «не захотели». Если я не хочу веровать, мне будет мешать решительно всё: от цен на свечки до каждой очередной утки в интернете. Если я решу обратиться – мне не помешает ничто.
Разве Иисус собирал деньги?
Люди часто ставят этот вопрос, думая, что он риторический и подразумеваемый ответ на него – нет. На самом деле – как это ни покажется неожиданным – это ответ неверен. Евангелие говорит о другом. Выйдя на общественное служение, Господь Иисус оставил Своё прежнее ремесло плотника и утратил возможность заработка.
Также и апостолы, которые были призваны Господом на служение, неизбежно оставили свои прежние занятия. Матфей оставил работу сборщика налогов (мытаря), другие апостолы уже не могли посвящать всё своё время ловле рыбы. Они не занимались своим служением в свободное от работы время, в качестве хобби – они должны были полностью посвятить себя ему.
И всё это время им нужно было чем-то питаться. Господь Иисус дважды (за три года служения) сверхъестественным образом умножил хлебы и рыбу, но об этом говорится как об деле исключительном, чудесном знамении. Обычно Иисус и Апостолы прибегали к вполне земным, не сверхъестественным способам пропитания. В Евангелии прямо упомянут денежный ящик для пожертвований ( Ин.
12:6 ). Говорится и о людях, которые их финансировали: «Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лк. 8:1–3 ). Господь и Апостолы, как свидетельствует самое Евангелие, принимали как пожертвования, так и постоянную поддержку на свое служение – как и последующие поколения церковнослужителей.
Святой Апостол Павел говорит: «Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9:14 ). Апостол вообще довольно много места уделяет финансовым вопросам.
Он благодарит филиппийцев за оказанную ему денежную поддержку и мягко упрекает общины, которые ему такой поддержки не оказали: «Вы знаете, филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. [Говорю это] не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу. Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» ( Фил. 4:15–18 ). Апостол также неоднократно упоминает о сборе пожертвований в основанных им общинах, призывая христиан проявлять щедрость. «Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» ( 2Кор. 9:7, 8 ).
Обойтись без такого сбора средств было невозможно ни тогда, ни сейчас. Проповедь Евангелия, совершение богослужений, пастырская забота о прихожанах – всё это требует времени, усилий, подготовки. Если мы хотим прийти в храм и застать там священника, он должен получать зарплату, иначе он будет вынужден искать пропитания себе и своим домашним где-то ещё. Как и церковный хор, и другие люди, работающие в Церкви. Более того, само здание Церкви требует отопления и текущего ремонта.
Любое сообщество, в котором есть работники, занимающиеся его делами «на полную ставку», ищет возможности для финансирования – продает символику или литературу, собирает пожертвования, принимает помощь спонсоров. Даже если это сообщество идейных атеистов.
Часто говорят о том, что Господь Иисус изгнал торгующих из храма. Но при храме находилась совсем не книжная лавка. Дело в том, что по́дать на храм принималась только в определенной валюте, и менялы, сидевшие в храме, наживались на искусственно задранном обменном курсе.
Животное, предназначенное в жертву согласно ветхозаветному обычаю, должно было быть «без порока», и то, которое приносил верующий, легко было забраковать, чтобы втридорога продать ему «правильное». Именно эта «благочестивая мафия», давно вызывавшая возмущение людей, и была изгнана «бичом из веревок».
Что же до пожертвований на храм, то Господь одобрил бедную вдову, которая положила в сокровищницу две лепты, «все пропитание своё»: «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» ( Мар.12:41–44 ). Требовать, чтобы Церковь никак не прикасалась к деньгам, – значит требовать, чтобы Церкви не существовало. Если же вы опасаетесь, что ваши деньги попадут к людям недостойным, найдите достойного священника, которому вы доверяете, и помогайте ему.
Великая возможность участвовать в деле Божьем
Почему мы жертвуем на Церковь? Неверующие тоже могут жертвовать на что-то, что они считают правильным – на помощь другим людям, на развитие проекта, который они считают важным, на поддержку политической партии, дело которой они считают правым. Они считают это должным, правильным, достойным.
Это отвечает на нашу потребность в том, чтобы наша жизнь обладала смыслом, а наши поступки имели значение. Мы хотим быть участниками в чём-то хорошем и важном.
Христиане, поддерживая Церковь, участвуют в самом важном, прекрасном и достойном, что только может быть – в прославлении Бога и спасении людей для вечности. Конечно, неверующие люди это отвергают, но попробуйте на минуту представить, что это так. Христиане верят в то, что человек – вы, я, любой человек – может обрести жизнь вечную и блаженную. Что рай небесный – это реальность, и всё то доброе и хорошее, что мы встречаем в этом мире, – его далекие отсветы. Что наша жизнь – это не тупиковый путь от зачатия до могилы, а путь открытый, в котором смерть – это переход к другому, гораздо более полному и насыщенному бытию.
Предпринимательство и бизнес РПЦ

Предпринимательство и бизнес РПЦ. Вместо юбилейной здравицы
Своеобразно «отметили» 20-ю годовщину «главного» православного собора страны – Храма Христа Спасителя – «Открытые медиа». Весьма обширная и многоплановая статья ресурса посвящена… предпринимательской деятельности, осуществляемой в стенах (вернее, в помещениях) ХСС. А также той многомиллиардной финансовой «подпитке», которая осуществляется из столичного бюджета. Рассмотрим бизнес РПЦ.
Куда ушли миллионы «зелени»?
Открытие Храма Христа Спасителя состоялось в 1999 году. Это величественное сооружение воссоздано на том самом месте и по подобию того исторического собора, который был взорван в 1931 году (в пору «сталинской реконструкции» Москвы). В числе тех $100 млн, которые были собраны буквально по всей России, были и взносы, сделанные российским и московским правительствами.
Одновременно с открытием собора начал деятельность фонд Храма Христа Спасителя. Зарегистрированный как некоммерческая структура (согласно уставу организации, основным источником поступления средств обозначены взносы и пожертвования), но имеющий право ведения предпринимательской деятельности для осуществления уставных задач, этот фонд начал свою деятельность более чем с купеческим размахом. При том, что учредительными документами прописаны цели, на которые допускается тратить средства фонда (это техническое обслуживание и капитальный ремонт храма, его охрана, благотворительные и иные мероприятия). Основателем фонда обозначен «Совет попечителей Храма Христа Спасителя», действующий под председательством патриарха Московского и Всея Руси Кирилла и мэра Москвы Сергея Собянина.
«Проценты» и этажи Божьего храма
В рассматриваемой публикации «Открытых медиа» говорится о том, что основное здание (высота его сопоставима с 11-этажным домом) подразделяется на несколько ярусов. Первый отведён под собственно Храм Христа Спасителя. На втором располагаются хористы. Третий предназначен для технического обслуживания здания. А также имеются три подземных этажа.
К храмовой недвижимости относится основное здание (площадью, сравнимой с восемью футбольными полями и составляющей 55,7 тыс. квадратных метров), пристройка площадью в 4,96 тыс. квадратных метров и участок под ними в 6,7 гектаров. Недвижимость принадлежит Москве, но находится она в оперативном управлении и распоряжении Фонда Храма Христа Спасителя. Примечательно, что «далеко не все помещения в здании имеют культовый статус. Службы идут в главном храме на «первом этаже» и в Преображенской церкви на «минус первом»…»
Не то Божий храм, не то бизнес-центр
Весьма показательным видится датируемое 2012 годом утверждение Михаила Аншакова, возглавлявшего в своё время Общество защиты прав потребителей. Юрист заявлял, основываясь на данных патриархии, что Русская Православная Церковь использует в религиозных целях менее 7% храмового комплекса, а остальные 93% служат зарабатыванию денег. По информации «Открытых медиа», годом позже руководство Фонда Храма Христа Спасителя «засудило его за клевету». Дело в том, что Михаил Аншаков выдвигал весьма серьёзные обвинения в злоупотреблениях, в том числе – и со сдачей недвижимости в аренду без договора.
Впоследствии выяснилось, что юрист не очень-то ошибся в определении доли. В приговоре, вынесенном мировым судьёй района Арбат, приведены сведения от руководства Фонда ХСС: оказалось, что из 55,7 тысяч квадратных метров основного здания для «богуслужебной деятельности» использовалось… 7,7 тысяч квадратных метров. Т.е. порядка 13% суммарной площади основного здания.
Также примерно 4 тысячи квадратных метров для «прочих надобностей» было передано Патриаршему Подворью. А что касается остальной «квадратуры», то она вполне пригодна для извлечения из неё дохода. Занимающий 8,3 тысячи квадратных метров зал Церковных соборов вполне пригоден для того, чтобы его сдавать в аренду.
Равно как и имеющие площадь 1,4 тысячи квадратных метров трапезные палаты. Часть занимающих примерно 30 тысяч квадратных метров технических помещений тоже расцениваются как потенциально пригодные для сдачи внаём. Чем и пользуются арендаторы церковной недвижимости.
Одной из наиболее привлекательных для коммерческого использования считается так называемая «стилобатная часть» храма. В этом подземном пространстве, высота которого составляет 17 метров, располагаются не только концертные, банкетные залы и трапезные, но и автопарковка на 305 метров, автомойка, охранное предприятие, кафе, химчистка, несколько магазинов и культурный центр. В аренду сдаются также помещения, расположенные над куполом храма, павильоны и киоски, находящиеся на его территории. По адресу Храма Христа Спасителя, на улице Волхонка, 15, если верить системе «Контур.Фокус», в общей сложности зарегистрировано 24 действующих компании и организации, а адрес включён в реестр адресов массовой регистрации (такой список ведёт ФНС России).
Бизнесмены «Божьей милостию»
Как утверждают «Открытые медиа», буйный рост предпринимательской активности в храмовом комплексе непосредственно связан с именем Василия Поддевалина (он стал генеральным директором Фонда ХСС в 2005 году). О его опыте говорит, в частности, опыт работы в 2002–2003 годах во главе управления делами Совета Федерации, а до 1999 года – в качестве советника управляющего Межпромбанка (главой этого финансово-кредитного учреждения являлся Сергей Пугачёв, известный также как «православный банкир»).
Очевидно, что назначение Василия Поддевалина сыграло свою роль и в том, что его дети, Михаил и Елена, стали учредителями частного охранного предприятия «Колокол» (за этим ЧОПом закрепилась слава дочерней структуры Фонда ХСС). Младшие Поддевалины основали и ООО «Мытный двор» (эта компания оказывает услуги автомойки, располагающейся на нижних этажах храмового здания).
Публикация в «Московских новостях» от 2012 года, посвящённая бизнесу в Храме Христа Спасителя, раскрывала и такую сторону деятельности, как получение и использование субсидий от бюджета города Москвы. На тот момент такая финансовая поддержка в виде субсидий составляла от 140 до 217 млн рублей в год. Неплохая подпитка, если учесть те миллионы, которые Фонд Храма Христа Спасителя получал от дочерних структур – охранного предприятия, подземной парковки, аренды помещений, продажи сувенирной продукции и т.п. и т.д. На ту пору аренда Зала церковных соборов (он рассчитан на 100 человек) вместе с VIP-гримёрными оценивалась в 450 тысяч рублей за сутки.
Раскрытие информации о бизнесе Поддевалиных побудило Михаила и Елену выйти из состава учредителей ЧОП «Колокол», а затем – и их отца, Василия, – уйти в отставку. К руководству фондом пришёл бывший его заместитель, Сергей Семененко. Он до 2014 года имел определённое отношение к бизнесу – являлся соучредителем фирм, занимавшихся продажей ювелирных изделий и сувениров.
Как показало исследование, проведённое «Открытыми медиа», Михаил и Елена Поддевалины «сохранили контроль над автомойкой «Мытный двор», одним из самых коммерчески успешных арендаторов» недвижимости Храма Христа Спасителя. Попытки устранения совладельцев автомойки от этого бизнеса успеха не принесли. Более того, производится обслуживание автомобилей и по госзаказам.
Дом моды (и не только) – под церковной «крышей»
К чести журналистов «Открытых медиа», им удалось обнаружить на территории Храма Христа Спасителя ещё более необычную (если говорить о специфике бизнеса) организацию. Это дом моды ASET, хозяйкой которого является Айза Джабраилова – племянница миллионера и бывшего члена Совета Федерации от Чеченской Республики Умара Джабраилова. Отец Айзы, Хусейн Джабраилов, в 2004 году баллотировался в президенты Чечни, но снял свою кандидатуру, а два года спустя стал заместителем председателя правительства республики, хотя в таком качестве проработал недолго (разногласия с Кадыровым побудили его покинуть регион).
По имеющимся в открытых источниках данным, Айза Джабраилова является учредителем и генеральным директором ООО «Арт-студия «Айна и Айза»». Сестра Айзы Айна стала известной на всю Россию в связи с проведённой в 2018 году свадьбой, стоимость затрат на которую эксперты оценили в сумму не менее 60 млн рублей.
Московским адресом модного дома является улица Волхонка, 15, где у компании ASET располагаются мастерская по пошиву и бутик (на элитный характер заведения указывает не только то, что его продукцию носит принцесса арабских эмиратов Хинд Аль Кассеми, но и обязательность записи для предварительного заказа и примерок).
«Открытые медиа» высказали предположение о том, что мастерская занимает площадь 378 квадратных метрах и находится по соседству с культурным центром (эту недвижимость арендовал у Фонда Храма Христа Спасителя учреждённый Хусейном Джабраиловым «Институт политики и деловых коммуникаций»).
Источники издания – арендаторы помещений Фонда ХСС – раскрыли и другие «коммерческие» секреты: в числе располагающихся в третьем ярусе в куполе храма заведений якобы имеется некий салон красоты, услугами которого пользуются супруги премьер-министра Дмитрия Медведева и министра внутренних дел Владимира Колокольцева. Так оно или нет, «Открытые медиа» не утверждают, поскольку «на этот ярус посторонних не пускают».
Однако не составляет тайны место нахождения ювелирного магазина «Александрит» (он базируется на верхних этажах Храма Христа Спасителя), да и взимание платы за вход в эту «лавку».
Не менее «экзотическим» для культового учреждения арендатором является, по информации всё тех же «Открытых медиа», и коллегия адвокатов «Шабанов и партнёры» (её офис располагается над алтарём храма).
В числе арендаторов значится и ООО «Росинтер ресторанс»: компания занимает отдельно стоящее здание, где работает ресторан итальянской кухни. Достаточно оригинальным, если не сказать иначе, арендатором выступает и агентство «Детейлинг-ПРО». На рекламных фото и видео этой фирмы видно, как «полуобнажённые девушки полируют спорткары».
Предпринимательство с «религиозным» колоритом
Если перечисленные выше виды хозяйственной (вернее, коммерческой) деятельности имеют весьма мало общего с целевым назначением храмового комплекса Русской Православной Церкви, то ряд других оказывается несколько ближе к «целям и задачам» храма как культового учреждения. Оказывается, есть практика так называемого «партнёрского паломничества». Суть его заключается в том, что в «нерабочие часы» Храм Христа Спасителя допускает «до преклонения» к мощам политиков или православных байкеров. По заявлению источника «Открытых медиа», «работает эта схема далеко не для всех желающих».
Цена вопроса – вполне «Божеская»?
Если говорить об официально оглашаемых ставках арендной платы в храме, то они «не очень высоки». Арендаторы, опрошенные «Открытыми медиа», говорили примерно о 10 тысячах рублей за квадратный метр площади в год. Этот же ресурс отметил, что в договоре, который был заключён между Фондом Храма Христа Спасителя с Пушкинским музеем об аренде складов площадью 378 квадратных метров, то там фигурировала даже ставка арендной платы 8 тысяч рублей за квадратный метр в год.
Насколько «Божеской» может быть названа такса за другие услуги? Может быть, стоимость сервиса автопарковки из расчёта за сутки по московским меркам и не так уж велика («всего» 510 рублей), но вопрос заключается в другом: минимальный срок аренды парковочного места составляет… полгода, т.е. речь идёт о суммах порядка 100 тысяч рублей, которые желающему предстоит выложить сразу. И свободных мест там практически не бывает. Несмотря на такие условия, услугами такой парковки пользуется, по свидетельству «Открытых медиа», к примеру, представительство Томской области.
Фонд Храма Христа Спасителя сдаёт помещения в аренду для различных мероприятий – конгрессов, пресс-конференций, театральных представлений, выставок. Есть возможность (при наличии соответствующих сумм у арендаторов) организовать выездные регистрации брака, VIP-похороны, поминальные трапезы. Если партнёром при проведении первых являются структуры ЗАГС, то в иных случаях мероприятия организуются Фондом Храма Христа Спасителя совместно с московской ритуальной службой. Однако далеко не факт, что отпевание покойника состоится именно в этом храме, но для поминок могут быть предложены аж шесть вариантов помещений – «от Белого зала на 450 человек с декорациями «Святые покровители России» до Патриаршего зала на 250 человек, украшенного сценами из Святого Евангелия».
Банкеты патриарха: на чей счёт?
Как отметили «Открытые медиа», в храмовом комплексе имеется несколько ресторанов. В том из них, что считается патриаршьим, Фонд Храма Христа Спасителя устраивает так называемые «банкеты патриарха».
Весьма показательным является тот факт, что во время рождественской трапезы проходило угощение чёрной икрой. Интернет-ресурс указал на то, что фонд на ней сэкономил, поскольку «деликатес бесплатно поставил на патриарший стол торговый дом «Триумф Гурмэ», за что получил одно приглашение на праздник».
Заработки храма и траты Москвы
Отчётность, предоставляемая Фондом ХХС, показывает, что значительная часть его доходов «не проходит по разряду коммерческой деятельности», а значит, и не облагается налогами. При общей выручке в сумме 125,1 млн рублей и прибыли от коммерческой деятельности в 84 тысячи рублей, заявленных по итогам 2017 года, в следующем, 2018-м, году выручка фонда сократилась до 9,7 млн рублей, однако прибыль возросла до 1,6 млн рублей. Такую выручку «Открытые медиа» назвали «самой низкой» за 12 лет, хотя подоплёка «столь сильного падения заработков» Фонда ХХС осталась сокрыта завесой тайны. Отчётность организации позволила проанализировать, что предыдущий период уменьшения выручки (до 25 млн рублей) был отмечен в 2009 году и связан с кризисом, а пик достигнут в 2013 году, когда выручка составила рекордные 188 млн рублей.
Издание установило и другое: за период с 2006 по 2019 год Фонд Храма Христа Спасителя получил субсидии из бюджета города Москвы на 3,9 млрд рублей, причём существенное увеличение такой финансовой поддержки приходится на период нахождения на посту мэра Сергея Собянина. В бытность градоначальником Юрия Лужкова (конкретно – в 2006 году) была выплачена первая субсидия, она составляла 140 млн рублей, а в последующий период отмечено её увеличение до 160–170 млн рублей.
Однако «Открытым медиа» не удалось обнаружить информации о выплате в 2008 и 2009 годах (не исключено, что кризис побудил к некоторой экономии бюджета, и выплаты не производились). Стабильность финансовой поддержки наблюдается с 2012 года, когда ежегодные вливания фонд получает в размере от 300 млн рублей и более. А в 2017–2019 годах они оказывались даже выше 400 млн рублей. На предстоящий, 2020-й, год намечено выделение субсидии в 325 млн рублей.
Если говорить о статьях расходов, то 40–60% бюджетной субсидии используются на выплату заработной платы работникам. В частности, в 2017 году, когда субсидия составляла 465 млн рублей, Фонд ХХС на оплату труда (с учётом налогов) использовал 202 млн рублей. А годом ранее, когда размер субсидии составлял 340 млн рублей, – 203 млн рублей. Такая, вот, статистика от «Открытых медиа».
За счёт этих и дополнительно выделяемых средств, в частности, намечалось проведение ремонта стилобатной части Храма Христа Спасителя, а также ремонтно-восстановительных работ на балюстраде.
Ежегодные работы по озеленению парковой зоны храма, ремонт тротуаров, уборка снега и мусора оцениваются в 17–18 млн рублей. Интересное наблюдение «Открытых медиа»: в течение семи лет подряд в объявляемых конкурсах по благоустройству победителем оказывается ООО «ГринЛайн», зарегистрированное по адресу Фонда ХХС (улица Волхонка, 15); оставленный на сайте госзакупок номер телефона также принадлежит этому же фонду. Общая сумма госконтрактов ООО «ГринЛайн» за 2012–2019 годы, заключённых на обслуживание храма, составляет 120,8 млн рублей.
Щедрость, с какой выделяются бюджетные деньги, порой приводит к абсурдным результатам. Выигрыш аукциона на поставку кованых урн компанией «ГринЛайн» в 2014 году имел результатом явно избыточное (до трёх штук в одном месте) размещение ёмкостей для мусора около лавочек в прилегающем к храму парке. Поражает и то, что при средней стоимости оборудования хорошей детской площадки в Москве в пределах 2–2,5 млн рублей (при этом учтены все работы) общие затраты на оснащение детской площадки на прилегающей к Храму Христа Спасителя территории составили 8,1 млн рублей.
Темна вода в облацех…
Именно так можно охарактеризовать ситуацию с тем, «кто и как решает», на что Фонд ХХС тратит деньги, поскольку, как указали «Открытые медиа», «информация об этом публично не раскрывалась». А все решения, как утверждал процитированный ресурсом ключарь кафедрального собора храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев (это высказывание было сделано в 2012 году, но, как можно понять, не утратило злободневности и поныне), «принимаются исключительно руководством фонда Храма Христа Спасителя, структурой, которая управляет всем недвижимым имуществом.
Это светская и совершенно далекая от Церкви организация. Опасность того, что в зале могут проводиться какие-то сомнительные мероприятия, была. В Зале церковных соборов кришнаиты хотели провести акцию, рекламирующую их деятельность, но мы вовремя успели предупредить руководство фонда об этом. Тогда вмешалась общественность и пресса».
Понятное дело, что проведение журналистского расследования требует максимальной объективности и проверки достоверности всей приводимой в публикации информации. Но… «руководство Фонда храма Христа Спасителя отказалось общаться с «Открытыми медиа», обвинив редакцию в предвзятости. «Ваши публикации о Храме носят тенденциозный, умышленно негативный характер», – написал редакции заместитель исполнительного директора фонда Виталий Фатькин в ответ на отправленные ему вопросы. Связаться с Поддевалиными не удалось». Что называется, ни убавить, ни прибавить.
Понравилась статья? Поддержите Издание:
Или поделитесь в социальных сетях:
Источник: strikun.ru
