Найди верный ответ на вопрос ✅ «Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный — Эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, . » по предмету Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Новые вопросы по русскому языку
Разберити предложение смотрит с неба месяц бледный
Помогите Отрывки из современных песен. Найдите в низ ошибки Ты звОнишь ей домой, Когда меня рядом нет. Скажи мне «да» или «нет» И дай мне свой ответ Я шоколадный заяц Я ласковый мерзавец И сладкий на все сто .
Составить текст про осень с определением
Почему здесь не сладки пишется раздельно: Недостатки всем не сладки.
Составить словообразовательное гнездо к словам «дерево», «земля», «вода»
Главная » Русский язык » Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный — Эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал
Русский язык. Орфоэпия. Произношение согласных.
Источник: urokam.net
Твердость или мягкость согласных перед е. Произношение согласных перед е
В русском языке много слов, заимствованных из других языков. Попадая в русский язык, новое слово подчиняется его орфоэпическим нормам. Так, в соответствии с законами русского произношения, перед е произносится мягкий согласный звук: [д»]ел, но [д]ол. Однако это правило распространяется не на все слова иноязычного происхождения, что приводит к колебанию нормы и появлению ошибок в речи: можно слышать, например, [тэ]рмин вместо [т»]ермин, ши[нэ]ль вместо ши[н»]ель.
Причи-ной колебания данной орфоэпической нормы является влияние языка-источника, в котором слово произносилось с твердым со-гласным. Часто требуется немало времени для полного «освое-ния» нового слова. Например, слово декан (восходящее к латин-скому decim — десять; первоначально декан — старший над деся-тью монахами) давно пришло в русский язык, но до сих пор со-храняется вариантное твердое и мягкое произношение перед е: [дэ]кан и [д «]екан.
Запомните некоторые слова, в которых согласный перед е произносится твердо: анест езия, д екольт е, грот еск, д е-градация, д екаданс, д еликат ес, д ет ектив, компьют ер, м ен ед-жер, микс ер, с ервис, стр есс, т езис, антит еза, нонс енс, прот ек-ция, свит ер, т ермос, бут ерброд, т емп, т еннис, т ент, шат ен, экстрас енс, бифшт екс, бизн ес, ин ертный, ат елье, ид ентичный, лаз ер, инт ервью, паст ель, р егби, т ембр, т енд енция, фон етика, инд екс, инт ерьер, без е, р еле, с ексуальный.
Слова с мягким согласным перед е: акад емический, б ерет, бухгалт ерия, д ебют, ан емия, брюн ет, кларн ет, компет енция, конт екст, кр ем, муз ей, пат ент, пашт ет, пр есса, прогр есс, т ер-мин, флан ель, шин ель, эсс енция, юриспруд енция, яхтсм ен.
Мягкие и твёрдые согласные звуки || Читаем вместе
Во многих случаях допускается вариантное произношение;
[д»]екан и [дэ]кан, [д «]еканат и [дэ] канат, [с»]ессия и [сэ]ссия, но[вэ]лла и но[в»]елла, аг[р»]ессия и доп. аг[рэ]ссия, [д»]еп[р»]ессия и доп. [дэ]п[рэ]ссия, ба[сс»]ейн и ба[ссэ]йн, стра[т»]егия и доп. стра[тэ]гия, ло[тэ]рея и доп. ло[т»]ерея.
Произношение [чн], [шн] на месте орфографического чн
Конкуренция произносительных вариантов на месте орфо-графического сочетания чн имеет долгую историю, отголоски ко-торой мы ощущаем, когда нам приходится выбирать то или иное употребление: ску[чн]о или ску[шн]о, скворе[чн]ик или скворе[шн]ик?
Происходит постепенное вытеснение старомосковского произношения [шн] и сближение произношения с написанием, поэтому варианты кори[шн]евый, було[шн]ая, горни[шн]ая явля-ются устаревшими. Вместе с тем, следует помнить, что некоторые слова сохраняют в качестве обязательного произношение [шн] на месте орфографического чн: скучный, скучно, нарочно, конечно, яичница, скворечник, пустячный, очечник (футляр для очков), прачечная, горчичник, двоечник, подсвечник. Нормативным явля-ется произношение [шн] и в женских отчествах: Кузьминична, Фоминична, Ильинична.
Произношение [э] и [о] под ударением после мягких согласных и шипящих
В современной речи часто приходится слышать афё ра, опё- ка вместо предусмотренных нормой афе ра, опе ка. Почему возни-кают такие колебания? Длительный процесс перехода [э] в [о] , на письме обозначаемого буквой ё , в положении под ударением по-сле мягких согласных перед твердыми отражается на состоянии современной нормы. В большинстве случаев под ударением в по-ложении между мягким и твердым согласным и после шипящих произносится звук [о] (графически ё ). Ср., например, реше то — решё тка, зве зда -звё здный, слеза — слёзный.
Запомните слова с таким произношением:
разношё рстный, жё лоб, никчё мный, смё тка, отё кший, жё рдочка, маркё р, стартё р, забытьё , гравё р, шофё р, ксё ндз, стартё р, двоежё нство, истё к-ший (кровью).
Однако во многих словах, чаще всего заимствованных, в указанной позиции отсутствует переход [э] в [о]: опе ка (не опё ка!), афе ра (не афё ра!), дебе лый, гренаде р, двоеже нец, исте кший (день), же рдь, же зл, бесхребе тный, карабине р, осе длость, ва-ле жник, одновре менный.
О колебании данной орфоэпической нормы свидетельствует возможность вариантного произношения некоторых слов. При этом следует иметь в виду, что основными, наиболее предпочти-тельными являются вариантысё: белё сый, блё клый, жё лчь, жё лчный, манё вр, манё вренный, поблё кнуть. Варианты с е слова-ри фиксируют как допустимые, то есть менее желательные в употреблении: белесый, блеклый, желчь, желчный, маневр, ма-невренный, поблекнуть.
Часть заимствованной лексики в составе русского языка имеет некоторые орфоэпические особенности, которые закреплены литературной нормой.
1. В некоторых словах иноязычного происхождения на месте безударного о произносится звук [о]: ада́жио, боа́, бомо́нд, бонто́н, кака́о, ра́дио, три́о. Кроме этого, возможно стилистическое колебание в тексте высокого стиля; сохранение безударного [о] в иноязычных по происхождению словах – одно из средств привлечения к ним внимания, средств их выделения. Произношение слов ноктюрн, сонет, поэтический, поэт, поэзия, досье, вето, кредо, фойе и др. с безударным [о] факультативно. Иноязычные имена Морис Торез, Шопен, Вольтер, Роден, Доде, Бодлер, Флобер, Золя, Оноре де Бальзак, Сакраменто и др. также сохраняют безударное [о] как вариант литературного произношения.
В некоторых заимствованных словах в литературном произношении после гласных и в начале слова звучит достаточно отчетливо безударное [э] дуэлянт, муэдзин, поэтический, эгида, эволюция, экзальтация, экзотика, эквивалент, эклектизм, экономика, экран, экспансия, эксперт, эксперимент, экспонат, экстаз, эксцесс, элемент, элита, эмбарго, эмигрант, эмиссия, эмир, энергия, энтузиазм, энциклопедия, эпиграф, эпизод, эпилог, эпоха, эффект, эффективный и др.
2. В устной публичной речи определенные трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой е, например, в словах темп, бассейн, музей и т.д. В большинстве таких случаев произносится мягкий согласный: академия, бассейн, берет, бежевый, брюнет, вексель, вензель, дебют, девиз, декламация, декларация, депеша, инцидент, комплимент, компетентный, корректный, музей, патент, паштет, Одесса, тенор, термин, фанера, шинель; слово темп произносится с твердым т.
В других словах перед е произносится твердый согласный: адепт, аутодафе, бизнес, вестерн, вундеркинд, галифе, гантель, гротеск, декольте, дельта, денди, дерби, де-факто, де-юре, диспансер, идентичный, интернат, интернационал, интернировать, карате, каре, кафе, кашне, кодеин, кодекс, компьютер, кортеж, коттедж, кронштейн, мартен, миллиардер, модель, модерн, морзе, отель, партер, патетика, полонез, портмоне, поэтесса, резюме, рейтинг, реноме, супермен и другие. Некоторые из этих слов известны у нас не менее полутораста лет, но не обнаруживают тенденции к смягчению согласного.
В заимствованных словах, начинающихся с приставки де-, перед гласными дез-, а также в первой части сложных слов, начинающихся с нео-, при общей тенденции к смягчению наблюдаются колебания в произношении мягкого и твердого д к н, например: девальвация, деидеологизация, демилитаризация, деполитизация, дестабилизация, деформация, дезинформация, дезодорант, дезорганизация, неоглобализм, неоколониализм, неореализм, неофашизм.
Твердое произнесение согласных перед е рекомендуется в иноязычных собственных именах: Белла, Бизе, Вольтер: Декарт, Доде, Жорес, Кармен, Мери, Пастер, Роден, Флобер, Шопен, Аполлинер, Фернандель [дэ́], Картер, Ионеско, Минелли, Ванесса Редгрейв, Сталлоне и др.
В заимствованных словах с двумя (и более) е нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твердость перед е бретелька [ретэ], ге́незис [генэ], реле [рэле], генетика [генэ], кафетерий [фетэ], пенсне [пе;нэ], реноме [ре;мэ], секретер [се;ре;тэ], этногенез [генэ] и др.
В сравнительно немногих иноязычных по происхождению словах наблюдаются колебания в произношении согласного перед е, например: при нормативном произношении твердого согласного перед е в словах бизнесмен [нэ;мэ], аннексия [нэ] допустимо произношение с мягким согласным; в словах декан, претензия нормой является мягкое произношение, но допускается и твердое [дэ] и [тэ]; в слове сессия варианты твердого и мягкого произношения равноправны. Ненормативным является смягчение согласных перед е в профессиональной речи представителей технической интеллигенции в словах лазер, компьютер, а также в просторечном произношении слов бизнес, бутерброд, интенсивный, интервал.
Стилистические колебания в произношении твердого и мягког
согласного перед е наблюдаются также в некоторых иноязычных именах собственных: Берта, «Декамерон», Рейган. Мейджор, Крамер, Грегори Пек и др.
1.Твердый [ш] произносится в словах парашют, брошюра. В слове жюри произносится мягкий шипящий [ж’]. Так же произносятся имена Жюльен, Жюль.
Ударение — своеобразный фонетический «паспорт» слова. Часто достаточно изменить ударение в хорошо известном слове, чтобы оно стало неузнаваемым.
ударение отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове, ср.: ку»»хонный, экспе»»ртный, проходно»»й);
подвижностью (может менять свое место в разных формах одного слова, ср.: нача»»ть, на»»чал, начала»», на»»чало);кроме того, ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильным считается произношение таких вариантов, как тво»»рог и творо»»г, ба»»ржа и баржа»» и др.;
Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение, условно обозначаемое знаком гравис (‘). Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): кля‘твопреступле»»ние, о‘колозе»»мный, ви‘це-президе»»нт.
Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления:литературный и нелитературный (то есть просторечный, жаргонный, диалектный); основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный (допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).
Например, глагол заня»»ться в прошедшем времени фиксируется в речи в трех вариантах: занялся»» — основной вариант, заня»»лся — дополнительный литературный вариант (допустим в неофициальном общении), за»»нялся — встречается в просторечии, не рекомендуется для использования в литературном языке.
Постановка ударения может зависеть от значения слова:
заброни»»ровать место в гостинице — забронирова»»ть новое орудие;
приво»»д в милицию — при»»вод в механизме;
Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вошедшие в язык слова. Колебания наблюдаются также и в некоторых широкоупотребительных словах.
Однако в языке существуют определенные модели постановки ударения в целых группах слов, хотя большинство из них действует лишь как тенденция, т.е. возможны различные отклонения, колебания внутри этой модели. Для облегчения запоминания постановки ударения приводятся группы слов с общими акцентологическими признаками. Так, запомнив одно из кратких страдательных причастий женского рода, например, занята»» вы будете знать, как произносить более двадцати идентичных форм: заснята»», отнята»», поднята»», начата»» и т.д.
Есть немало слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящему, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры, но и в профессиональной деятельности.
В позиции перед звуком [э], обозначаемым на письме буквой е , в заимствованных словах произносятся как мягкие, так и твёрдые согласные. Отсутствие мягкости чаще свойственно зубным [д], [т], [з], [с], [н] и звуку [р]. Однако мягко произносится согласный перед е в словах академия , крем , пресса , музей , тенор и многих других. См. ниже списки таких слов.
Слова с твёрдо произносимыми согласными перед е
анестезия [нэ, тэ]
аннексия [нэ] [доп. не ]
Источник: gorabankov.ru
Произношение согласных звуков: глухие и звонкие, твёрдые и мягкие — ДИКТОРЫ.com
В современном ли те ратурном языке произношение звука [г] — взрывное, мгн о венное, образующееся так же, как звук [к], но с голосом: б ога тырь, град, гость, Гавана, Гарибальди, Гюго. Вст р ечающееся в речи произношение [г] как звука длите л ьного, фрикативного (обозначается зна ко м h) противоречит орфоэпии.
Однако, в некоторых междометиях произношение [h] по но рм ам орфоэпии — сохраняется: ага, ого, гоп, господи — [ahа], [oho], [hoп], [ho]спо д и и в произношении отдельных за им ствованных слов, например: габитус — [hа]битус. Интересно, что в слове бухгал т ер вместо сочетания [хг] произносится [h]: бу[ha]лтер.
В отдельных словах звук [г] произносится как [х]: л ёг кий, мягкий. Формы косвенных падежей, а также производные: мягкотелый, легковесный, налегке, м яг че, легче, смягчить, облегчить, мягчайший, легчайший. В слове Бог на месте [г] пр ои зносится звук [х]. Но в косвенных падежах зв уч ит [г]: Бо[г]а, Бо[г]у, Бо[г]ом и т. д.
На месте буквы щ произ но сится долгий мягкий звук [ш]: щука- [ш’:]ука, щ ел ь- [ш’:]ель, роща — ро[ш’:] а, Щедрин — [ш’:]едрину, Щусев — [ш’:] ус ев, Пущин — пу[ш’:]ин. Бывает также произношение на месте буквы щ мягкого звука [ш] с оч ен ь слабым элементом [ч]: [ш’ч]ука, [ш’ч]ель, ро[ш’ч]а, [шч]едрйн, [ш’ч]у с ев, пу[ш’ч]ин. По правилам орфоэп ии нормативен первый вариант! В словах всенощная, помощник на м е сте щ произносится [ш] — всено[ш]ная, помо[ш]ник.
Звук [ц], — твердый, имеющий эле ме нт [т]. Произносится как бы сочетание [тс], но слитно, как один звук: цифра- [цы]фра, циркуль — [цы]ркуль, станция — стан[цы]я, лек ци я — лек[цы]я, Цимлянск — [цы]млянск, Цигаль- [цы]галь.
[ч] — мягкий звук, имеющий э ле мент [т’]. Произносится как бы сочетание [т’ш’], но слитно.
Произношение звука [в] — губно-зубное. Он обра з уется путем приближения нижней губы к верхним зубам, но верхняя губа в образовании звука не участвует: ва л — [в]ал, весть — [в’]есть, поворот — по[в]орот, Варна- [в]арна, Витебск — [в’]итебск.
Диктор Центрального Телевидения Ангелина Вовк
Произношение [в] как губ н о-губного звука, который образуется путём приближения нижней губы к верхней, свойственно некоторым говорам — не является ли тературным.
[л] — зубной звук образуется при п лотном смыкании передней части спинки языка с верхними зубами: лампа — [л]ампа, луч — [л]уч, холодный — хо[л]одный, Волга — во[л ]г а, Паланга — па[л]анга.
Как отступление от нормы орфоэ п ии бывает произношение, когда передняя часть спинки языка лишь приближается к верхним зубам, но не прижимается к н им. И вместо [л] начинает звучать [у] неслоговой или губно -губной согласный [в].
Произношение йот происходит перед уд ар ными гласными: едкий — [йэ]дкий, разъезд — раз[йэ]зд, Емецк — [йэ]мецк, Воейков — во[йэ]йков, ерш — [йо]рш, съемка — с[йо]мка, ю жн ый — [йу]жный, союз — со[йу]з, Юлемисте — [йу]лемисте, яблоко — [йа]блоко, пьяный — п[йа]ны й , Ява — [йа]ва, Поярково — по[йа]рково, а также в безударных слогах перед согласными: еловый — [йиэ]ловый, егип тя нин — [йь]гиптянин, Ереван — [йь]реван, юнец — [йу]нец, юбиляр- [йу]биляр, Юкатан- [йу]катан, Боюклы — бо[йу]кл ы , Яровой — [йь]ровой, Ядвига — [йиэ]двйга.
Произносится йот и на месте буквы й в начале слова: йог, йод, йотация, Йемен, Йоркшир, Йожеф, Йорген.
В положении между двумя [и] йот не пр о износится: армии — арм[ии], партии — парт[ии]. Но в некоторых иноязычных словах он сохраняется: Шантийи.
По правилам орфоэпии русского языка, не рекомен д уется пропускать йот в начале слова после предлогов на согласный: [с-ы]жом — с ежом, [в-ы]ловом лесу — в еловом лесу, [с- ы ]ичницей — с яичницей, [в-ы]вропе-в Европе. Правильное произношение: [с-йиэ]жом, [в-йиэ]лово м лесу, [с-йиэ]ичницей, [в-йиэ]вропе.
Орфоэпия. Звонкие и глухие согласные
В конце слов на месте звонких с огл асных произносятся соответствующие глухие:
на месте б — произносится [п]: сугроб — сугро[п], ястреб — яс т ре[п], жалоб — жало[п], зыбь — зы[п’];
на месте в — [ф]: прилив — прили[ф], ул ов — уло[ф], трав — тра[ф], вплавь — впла[ф’], Канев — кане[ф], Бажов — бажо[ф], Глазунов — глазуно[ф];
на месте г — [к]: очаг — ога[к], разбег — ра збе [к], телег — теле[к], дорог-доро[к];
на месте д — [т]: запад — запа[т], небосвод — не босво[т], наград- награ[т], грудь — гру[т’];
на месте ж — [ш]: багаж-бага[ш], морж — м ор [ш], рогож- рого[ш], срежь — сре[ш];
на месте з — [с]- арбуз — арбу[с], заказ — зака[с], фр аз- фра[с], связь — свя[с’].
Неверна встречающаяся замена [г] на кон це слова не его парным глухим [к], что соответствует правилам орфоэпии (вдруг — вдру[к], враг — вра[к], снег-сне [к], фл аг — фла[к]), а согласным [х] (вдру[х], враг[х], снег[х], фла[х]).
В нерусифицировавшихся иноязычных слов ах , возможно произношение на конце слова звонкого звука: аноэро[б], штам[б], Зардо[б], Жако[б], форшла[г], Банду н [г], Гонкон[г], Голливу[д], трена[ж], корте[ж].
Если в конце слова находятся два зво н ких согласных, они оглушаются оба: визг-ви[ск], мозг — мо[ск], поезд-пое[ст], груздь — гру[с’т’], надежд — наде [ш т].
В редко встречающихся иностранных словах сохраняю т ся на конце оба звонких: смара[гд].
Если слово оканчивается на зв он кий согласный, то он оглушается не тол ь ко перед паузой, но и при её отсутствии, когда следующее слово на чи нается с глухого согласного, гласного или согласных [р], [л], [м], [н], [й], [в]. Например, произношение слова снег с глухим согл ас ным в конце происходит в таких сочетаниях:
сне[к] падает (перед глухим согла сн ым [п]), сне[к-ы]дёт (перед гласным [и]), сне[к] рыхлый (перед [р]), сне[к] лёгкий (перед [л]), сне[к] мягкий (перед [м]), сне[к] на бу хший (перед [н]), сне[к] я принёс (перед [й]), сне[к] ватный (перед [в]).
Данное правило касается и произно ше ния предлогов: близ (звучит бли[с’]), сквозь, против, напротив, вокруг и частиц ведь, уж: близ пещеры — бли [с’-п’]ещеры, в ок руг Падуи — вокру[к-п]адуи, сквозь изгородь — скво[с’-и]згородь, напротив Арбата — нап р оти[ф-а]рбата, близ реки — бли[с’-р’]еки, близ Рангуна — бли[с’-р]ангуна, сквозь линзу — скво[с’-л’]инзу, вокруг Ле й пцига — вокру[к-л’]ейпцига, против медведя — проти[ф-м’]едведя, близ Мацесты — бли[ с’- м]ацесты, напротив нас — напроти[ф-н]ас, вокруг Новосибирска — вокру[к-н]овосибирска.
Таким же образом произносятся имена на зв онкий согласный, если они находятся в сочетании с отчествами или фамилиями. Звонкий согласный оглушаетс я п еред гласными и перед согласными [р], [л], [м], [н], [й], [в]: Олег Иванович — оле[к-ы]ванович, В се волод Романович — всеволо[т-р]оманович, Глеб Леонтьевич — гле[п-л’]еонтьевич, Любовь Евгеньевна — любо[ф’-йи е]вг еньевна, Леонид Викторович — леони[т-в’]икторович, Глеб Успенский — гле[п-у]спенекий, Леонид Ан др еев — леони[т-а]ндреев.
Звонкие согласные оглушаются пер ед глухими в середине слова: трубка — тру[пк]а, травка — тра[фк]а, книжка — кни[шк]а, сказка — ска[ск]а, Ладожск ое озеро — ладо[шс]кое озеро, Ковпак — ко[фп]ак.
На месте глухих перед звонкими (кром е [в]), по правилам орфоэпии, произносятся соответствующие звонкие согласные. Так, на месте к произносится [г]: во кз ал — во[гз]ал, экзамен — э[гз]амен, на месте с- [з]: сгорел — [зг]орел, Солсбери — сбл[зб]ери, Белл ин сгаузен — беллин[зг]аузен, Уиледен-уил[ед]ен, на месте т — [д]: отгадать — о[дг]адать, отбросить — о[дб]росить, Атбасар — а[ дб ]асар и т. д.
Твердые и мягкие согласные
Большинство согласных бывают твёрдыми и мягкими. Это ви д но при сравнении звучания [л] в словах мел и мель, [р] в словах удар и ударь, [ т] в словах тук и тюк.
Отдельные согласные бывают только твёр ды ми: [ж], [ш], [ц]. Они не смягчаются ни в положении перед [и] и [э] (жир — [жы]р, Жильбер — [жы]льб ер , жесть — [жэ]сть, Жешув — [жэ]шув, ширь — [шы]рь, Шильон — [шы]льон, шерсть — [шэ]рсть, Шелли — [шэ]лли, цирк — [цы ]р к, цех — [цэ]х, Цеткин — [цэ]ткин), ни в положении перед мягкими (художник — худо [жн’]ик, награждён — на гра[жд’] ён, Жвирка — [жв’]ирка, здешний — зде[шн]ий, промышленный — промы[шл’]енный, Перемышль — перемы[шл’], цве т — [цв’]ет.
Смягчение твёрдых звуков [ж], [ш], [ц] возможно лишь в некоторых иностранных словах: жюри, Жюль, «Жюстис», пшют, пшютоватый, шютте, Шяуляй, К оц юбинский, Цюрих, Цюрупа.
Но в таких словах как: брошюра, бро шю рный, брошюровать, брошюровка и других с тем же корнем, а также в словах парашют, парашютизм, парашютировать, па ра шютист, парашютный произносится твёрдый звук [ш].
Только мягкими бывают — [ч] (поэтому при тра нс крипции, он не сопровождается знаком мягкости) и долгий [ш’], который обозначается б укв ой щ.
Отклонением от правил орфоэпии являе т ся произношение твёрдых согласных на месте ч и щ, которое появляется под влиянием белорусского языка и нек от орых русских говоров.
На месте буквы л перед а, о, у, ы, пер ед буквами, обозначающими согласные, а также на конце слова, произносится твердый [л]: палатка — па[л]атка, л од ка — [л]одка, валун — ва[л]ун, лыжник — [л]ыжник, полный — по[л]ный, угол — уго[л], Ларсен — [л]арсен, Пол о нский — по[л]онский, Луанда — [л]уанда, Чердаклы — чердак[л]ы, Колтуши — ко[л]туши, Оскол — оско[л].
Но в отдельных именах собственных, ко т орые пришли к нам из французского, итальянского, немецкого языков, на месте буквы л, произносится полумя гк ий звук, средний между [л] и [л’]: «Ла Скала», Ла Валле Пуссен, Ла-Рошель.
Произношение согласных в конце приставо к перед разделительным ъ — твердое: объявление — о[б]ъявление, Объячево — о[б]ъячево, отъезд — о[т]ъезд, подъем — по [д]ъем.
Только для приставки с — и прист ав ок, которые заканчиваются на з, допустимо как мягкое, так и твёрдое произношение перед ъ: съезд — [с’]ъезд и [с]ъезд, и зъ ять — и[з’]ъять и и[з]ъять, безъярусный — бе[з’]ъярусный и бе[з]ъярусный.
Произношение всех согласных перед разд ел ительным ь, кроме [ж] и [ш], — мягкое: бьёшь — [б’]ьёшь, воронье — воро[н’]ьё, пьют — [п’]ьют, семья — се[м’]ья, соловьи — со ло [в’]ьи, Кабальерия — каба[л’]ьерия, Сырдарья — сырда[р’]ья, Сьерра-Невада — [с’]ьерра-невада (од на ко в формах дрожью, брошью согласные [ж] и [ш] не смягчаются).
По правилам орфоэпии, конечный твёрдый с огласный звук предшествующего слова не должен смягчаться перед начальным [э] последующего слова, ес ли в произношении они сливаются: в этих — [в-э]тих, с этим — [с-э]тим, к элеватору — [к-э]леватору, в энцикло пе дии — [в-э]нциклопедии, с энтузиазмом — [с-э]нтузиазмом, в Экибастузе — [в-э]кибастузе. Если согласный пе ре д [з] смягчается — это просторечный стиль.
На месте -мь, -бь, -пь, -вь, -фь произн ося тся мягкие: семь -се[м’], восемь- восе[м’], дробь — дро[п’], прорубь — прору[п’], накипь — наки[пь], осыпь — осы[п’], в пла вь — впла[ф’], любовь — любо[ф’], верфь — вер[ф’].
Произношение твёрдых согласных звуков в мес то конечных мягких — недопустимо. Только в словах семьсот, восемьсот губной [м] может произноситься и т вё рдо.
В словах иностранного происхождения согласные п ере д е смягчаются: академия, демократия, декада, интеллект, легальный, мемориал, тенор, тера пе вт, Непал, Пенджаб, Легар, Рабле, Меринг и др.
Но во многих нерусифицировавшихся ин ост ранных словах согласные перед е не смягчаются. Не всегда смягчаются губные [п], [б], [в ], [ф], [м]:
[пэ] — купе, канап е, пери, Пер-Лашез, Лопе де Вега, Шопен, Чапек;
[бэ] — Бердем, Бени-Аббес, Бер на рд Шоу;
[вэ] — Бове, Веттерхорн, Сольв ей г, Эрве;
[фэ] — аутодафе, к афе ;
[мэ] — буриме, консоме, люм ен , метр (учитель, наст ав ник), реноме, Малларме, Мериме, Сомерсет Моэм.
Чаще сохраняют твёрдость пер ед е зубные согласные [т], [д], [с], [з], [н], [р].
[тэ] — интервью, компьютер, пан те он, стенд, термос, фортепьяно, эстетика, Ватерлоо, Монтевидео, Пастер, Пестель, Стендаль;
[дэ] — геодезия, демпинг, дельта, кодекс, мо дель, модерн, тенденция, шедевр. Аден, Баден, Дели, Декарт, Делиб, Мендельсон;
[сэ] — несессер, секста, с енс уализм, сепсис, шоссе, Сен-Готард, Сенека, Мюссе, Сен-Санс, Сент-Экзюпери;
[зэ] — безе, морзе, зейгерование, шимпанзе, Ба зель, Мозель, Бизе, Дузе, Земмеринг, Жозеф, Зегерс;
[нэ] — анестезия, бизнес, генети ка , кибернетика, пенсне, тоннель, турне, Мане, Мони, Нейгауз, Никсе, Нельсон, Неру;
[рэ] — каре, кредо, пюре, регби, рейхсвер, ти ре, тред-юнион, Альфред, Андре, Дюрер, Крейслер, Прево, Рейснер, Рерих, То рез .
В продолжении темы, читайте — произношение смягчённых согласных перед мягкими. Мягкий согласный перед мягким. Произношение отдельных грамматических форм. Также, посмотрите как произносятся слова с непроизносимыми согласными. После согласных переходите к произношению безударных гласных.
Обязательно изучите особенности постановки ударения в русском языке.
Источник: diktory.com