Большинство руководителей компаний осознает важность цифровых технологий для развития бизнеса. Однако к такому явлению как уберизация экономики многие топ-менеджеры относятся очень настороженно. Главная причина опасений – уберизация способствует появлению конкурентов с новыми бизнес-моделями. Такие игроки дестабилизируют отрасль в целом и вытесняют с рынка его традиционных участников. Мы решили разобраться какие механизмы лежат в основе уберизации и в чем ценность этого явления для бизнеса.
Что такое убер?
- Выгода для агентов убера – возможность с меньшими издержками оказывать свои услуги.
- Выгода для самого убера – получение прибыли в виде процентов со сделок, завоевание рынка за счет привлечения новых агентов.
Убер – убирая лишнее
- создает правила игры и контролирует их выполнение всеми участниками рынка.
- убирает из производства процессы, которые не несут рыночной ценности
- исключает человеческий фактор за счет автоматизации процессов
Убер – гарант соблюдения интересов независимых агентов рынка. Он берет на себя всю бизнес функцию: от предложения клиенту услуги или товара и до получения отзыва. Почему это работает? Убер умеет делать целевую бизнес-функцию лучше, чем сам её владелец. Если брать классический пример с такси, то ценность убера для агентов – обеспечение непрерывного потока клиентов, координация работы водителей, контроль, чтобы все участники играли по правилам.
Уберизация бизнеса в сфере услуг и логистики
Не всякий агрегатор, который собирает в одном месте продавцов и покупателей является убером. Обычные маркетплейсы типа Яндекс.Каталога – это псевдоуберы – они агрегируют участников бизнес-процессов, но не привносят никакой дополнительной ценности в их работу.
Как работает убер?
Питательная среда для убера – это большое количество агентов на рынке, которые взаимодействуют с потребителем по простым схемам. Всё то же такси – идеальный пример. Для возникновения убера определяющими является унифицированные алгоритмы действий участников рынка. Сегмент бизнеса должен работать по простым устоявшимся правилам. Уберизировать вновь запущенные стартапы или Forex-компании практически нереально.
Если два предыдущих условия соблюдаются, то можно состыковать потребителя и поставщика услуг и стандартизировать это взаимодействие с помощью цифровой платформы. Чаще всего в её качестве используют мобильное приложение, так как оно может дать уберу все преимущества новых технологий, собранные в одном месте: геолокация, телефония и облачные технологии.
Убер – драйвер рынка, который инициирует появление новых бизнес-моделей. Прицел его действий – ключевые этапы в создании стоимости продукта. При помощи цифровых платформ убер «выдергивает» сегмент рынка из-под власти общепринятого регулятора и устанавливает свои правила игры. Перераспределяя ресурсы, убер организовывает экономику совместного потребления. По данным Kommersant.ru доля такой экономики с 2013 по 2015 год увеличилась в 10 раз по сравнению с традиционной, и продолжает расти.
Бизнес-тренды 2030 года: холакратия, уберизация и технологические сдвиги
Убер и цифровые решения для бизнеса
Другая сторона уберизации бизнеса – повышение эффективности производственных процессов, в том числе и за счет исключения человеческого фактора.
Убер – это про стратегии и подходы. Переход от частностей к стратегическим решениям: политика формирования цен, стратегии развития бизнеса и повышения его эффективности.
Основная ценность убера: коммуникации с минимальными издержками. В этом сходство убера с цифровой трансформацией. Можно сказать, что digital-трансформация – это один из обязательных компонентов уберизации. Без изменения внутренних коммуникаций и процессов бизнеса не получится приготовить хороший убер.
Цифровая трансформация помогает сделать сложный внутри сервис или продукт очень простыми снаружи. Возможность получать услугу нажатием одной кнопки – вот, что сегодня нужно пользователю.
- Существующие на широких традициональных рынках.
- В основе бизнеса – товары и услуги с конечным набором параметров. Их легко «посчитать».
- В сегменте рынка работает много агентов.
Чем больше число участников (игроков) в убере, тем очевиднее его полезность для конечных пользователей.
У убера есть очень интересное свойство – он может легко проникать в смежные области на рынке. Например, с помощью сервиса Get Taxi можно заказать и доставку суши. Этот феномен позволяет уберу быстро распространятся и закрепляться на рынке, занимая соседние ниши.
Убер – сделай сам!
Главная сложность с убером – необходимо чтобы кто-то инициировал его возникновение на рынке. Убер не может появиться сам по себе, потому что просто прошло пришло его время. Эволюция рыночных отношений не приведет к уберизации. Намерение и ценность уберизации должны создаваться извне.
Необходим инициатор этого процесса, способный выстроить схему работы, сформировать ценности для участников процесса и контролировать игру по правилам. Таким инициатором выступает, как правило, основатель бизнеса.
Уберизация отраслей
Главная проблема перевозчиков – холостые рейсы. Более 60% перевозчиков более половину времени поездки курсируют пустыми. Идея уберизировать эту сферу лежала на поверхности. После своего успешного дебюта Убер предложила сервис по доставке грузов из магазинов Европы и США. Мгновенно появились сервисы-клоны, которые взяли на вооружение эту модель.
Клиент получает удобный сервис – возможность связываться напрямую с грузоперевозчиками, отслеживать свой груз в реальном времени и удобный поиск агентов. Дополнительная выгода – возможность сэкономить на экспедиторских наценках.
Перевозчики же со своей стороны могут оперативно брать дополнительные заказы, планировать свою загрузку и сократить долю холостых пробегов.
В логистике, кстати, сейчас очень много псевдоуберов. К таким сервисам можно отнести биржи грузов и перевозчиков. Они не решают проблемы конечных клиентов: процесс выбора перевозчика остается непрозрачным для клиента, обеспечения возможных рисков на себя они не берут. Это – обычный демпинг за счет кажущейся технологичности.
Процессы телеком операторов тоже могут быть оптимизированы. Известная в отрасли проблема – не полная загруженность технических служб. Её можно решить при помощи аутсорсинга обслуживания абонентов. Такую модель можно назвать уберизацией телекома. Технически это осуществляется при помощи Software Defined Network (SDN) – управление сетью через API и веб-протоколы.
Вот какое определение программно-определяемой сети дает Википедия:
Программно-определяемая сеть или программно-конфигурируемая сеть (SDN, англ. software-defined networking) — сеть передачи данных, в которой уровень управления сетью отделён от устройств передачи данных и реализуется программно. Одна из форм виртуализации сети.
Телеком-убер централизует работу с сетью, отделяя друг от друга процессы передачи и управления данными. Реализуется это посредством протокола OpenFlow, работая по которому оператору не обязательно иметь свои физические сетевые ресурсы. Здесь убер работает по классической схеме – разделяй и властвуй.
Достаточно новое направление в сфере уберов. Главная сложность уберизации этого бизнеса – традиционное недоверие автовладельцев к любым автосервисам. Другая проблема – сложная логистика доставки запчастей и перемещения сотрудников по городу.
Схема работы уберов автосервисов такая: с помощью приложения можно вызвать высококвалифицированного механика, который привезет с собой всё необходимое оборудование и запчасти. Можно сделать и элементарные работы на месте: заменить колодки, отремонтировать электрику или сделать элементарную диагностику.
- Широкий рынок с большим количеством агентов. По примерным оценкам годовой оборот московского рынка автосервиса превышает 80 млрд. рублей.
- Схема взаимодействия клиентов с подрядчиками в этом сегменте достаточно проста.
- Возможность установить жесткие требования к мастерам, например, сотрудничал только со специалистами высокой квалификации и десятилетним опытом.
На отечественном рынке есть несколько подобных проектов, правда об их успешности судить пока еще рано. А вот на Западе с 2011 года уже работает сервис Yourmechanic. Сейчас он покрывает 300 городов Америки.
В среднем убер автосервиса дает значительную экономию своим пользователям: 50% по сравнению с услугами официальных автодилеров и 25%, если сравнивать с частными компаниями.
Крупнейшая мировая консалтинговая компания PwC в 2015 году выпустила исследование по экономике совместного потребления. В нем говорится, что сейчас производственные мощности используются менее чем на 20% и это дает большие возможности для того, чтобы уберизация стала ведущим бизнес-трендом ближайшего будущего.
Источник: spark.ru
Уберизация бизнеса

Уберизация или цифровая трансформация бизнеса — очевидный тренд. Тысячи компаний по всему миру претерпевают превращение из гусеницы в бабочку: из бизнеса, в котором информационная, компьютерная составляющая еще вчера была важной, ценной, но так или иначе отъемлемой частью, в бизнес, который состоит из информационной системы. Вынь ее — все разрушится, станет или вообще неработоспособно, или катастрофически неэффективно.
Отсняв сезон DZ Online на эту тему, можно обобщить: в целом основы диджитал-трансформации выглядят очевидными, но, тем не менее, хочется систематизировать представления на эту тему. Компания считается цифровой, если:
- Информационная система позволяет непрерывно мониторить операционную часть бизнеса с высокой детализацией, выявлять и быстро оптимизировать качество и эффективность работы. Быстро — это в рамках единиц транзакций.
- Информационная система детально управляет бизнесом и в состоянии мгновенно реагировать на изменения в нагрузке: добавлять ресурсы, управлять скидками и т.п.
- Информационная система позволяет масштабировать бизнес без запредельных издержек, предсказуемо и контролируемо. Вообще уберизованные бизнесы легко конвертируются во франчайзинг: суть бизнеса хорошо описана и метрики качества встроены в информационную систему, то есть запуск бизнес-юнита по франшизе автоматически обеспечивается механизмами управления и анализа.
- Информационная система в состоянии извлечь такую выгоду из масштаба бизнеса, которая не извлекается «вручную», или извлекается с большими издержками. Подать ближайшую машину, привезти товар из нужной точки, вообще предложить услугу, наиболее эффективную с точки зрения исполнения. Хороший пример — маркетплейсы.
- Информационная система должна быть способна предлагать клиенту модификацию услуги такую, что модификация либо равноценна для клиента, но выгоднее для исполнителя, либо равноценна для исполнителя, но выгоднее для клиента, либо и то, и другое. Управлять сервисом можно через личный кабинет нового качества.
Коротко говоря, информационная система должна оптимизировать стоимость транзакции любыми средствами. При этом уберизация позволяет держать в фокусе внимания сразу два плана: внешний (развитие, масштабирование, ускорение оборота капитала) и внутренний (оптимизация, уменьшение рутины, контроль человеческого фактора).
Какие бизнесы уберизуются легче всего?
Те, которые состоят из множества рядоположных транзакций? Да. Но есть масса примеров повышения эффективности более сложных бизнесов. Самый хороший контрпример — обучение. Информационная система может и то, что неэффективно вручную — найти среди нескольких миллиардов жителей планеты и связать через сеть тех двоих, которые именно сегодня нужны друг другу. И это не про дейтинг, а про обучение редким профессиям 🙂
Давайте попробуем теперь сконвертировать вышеочерченные ценности в конкретные свойства информационной системы:
- Масштабируемость. Одна из ключевых задач — умение поддержать масштабирование бизнеса, и будет весьма странно и неуместно, если информационная система не выдержит кратного роста.
- Конфигурируемость бизнес-процессов при сохранении приемлемой эффективности реализации.
- Big Data — инструмент накопления транзакционной информации, который позволит в будущем выявить новые способы анализа данных и накопления интегральных знаний о поведении бизнеса.
- Гибкие инструменты для офлайнового анализа данных.
- Эффективные механизмы мгновенного мониторинга как в сторону человека (диспетчерская), так и в сторону автоматики (корректировка параметров бизнеса онлайн).
Как решаются такие задачи в рамках архитектуры системы.
Подходов может быть много, самые очевидные:
- Кластеризованность, четкое разделение системы на уровни хранения, конфигурируемой бизнес-логики, презентационного слоя, четко выраженных интеграционных компонент.
- Хорошее проектирование не только структуры данных, но и альтернативных (денормализованных, ориентированных на презентационный или интеграционный слой) хранилищ, проектирование потоков данных — для многих систем это может стать узким горлом.
- Вынесение бизнес-логики в эффективные (с хорошей поддержкой JIT) скриптовые языки или DSL.
- Компоненты, обеспечивающие снятие данных с как можно более мелких транзакций.
Узнать как перевести свой бизнес в новую цифровую модель можно, нам.
июня 25, 2007
Завершено тестирование поисковой технологии HBSS 6.0
Компания Смартвейр завершила работы по созданию и проведению комплексной программы тестирования поисковой технологии HummingBird SearchServer 6.0.
Источник: dz.ru
Уберизация бизнеса что это такое

Слово «уберизация» используют сегодня так часто, что оно стало терять смысл. Но оно точно отражает то, что происходит сейчас в промышленности: производители оборудования и сложных машин превращаются из продавцов конкретных товаров в поставщиков сервисов. Так же как Uber предлагает не автомобиль, а услугу по перемещению из одного пункта в другой, так и производители, скажем, ультразвуковых медицинских систем начинают предлагать не поставку физического оборудования, а саму возможность проведения УЗИ, то есть результат работы этого оборудования. Клиники оплачивают этот сервис по факту использования, а производитель управляет полным жизненным циклом своего изделия: от идеи до появления чертежа, от начала эксплуатации до утилизации.
Четвертая промышленная революция знаменуется тем, что любые произведенные предметы, будь то чайник или станок, становятся Smart Connected Products — «умными» и подключенными продуктами. Это открывает новые возможности для производителей: дистанционное обслуживание, ремонт только при необходимости, сбор и анализ данных во время эксплуатации для совершенствования следующих модификаций.
Самое главное изменение касается трансформации бизнес-модели. Если раньше поставщики оборудования мыслили объемами поставок плюс доходами от обслуживания, то теперь самые прогрессивные из них переходят на сервисную бизнес-модель. В этой модели клиенты платят только за результат работы и фактическое использование конкретного станка или машины. Это подобно тому, как мы платим за тепло в квартире зимой, а не покупаем трубы и горячую воду в них. Эти расходы мы несем только по факту получения услуги: летом затраты на отопление равны нулю.
Точно так же, например, многие производители поставляют дорогостоящее медицинское оборудование как сервис. Около 500 томографов и аппаратов УЗИ, произведенных компанией GE Healthcare в России, установлены в клиниках страны и обслуживаются производителем. Причем 70 % неполадок устраняется дистанционно.
Самый распространенный в мире военный самолет четвертого поколения F16 поставляется производителем Lockheed Martin не просто как готовое изделие, а как часть целого комплекса услуг, включающих техобслуживание, обучение пилотов, модернизацию. Не удивительно, что более 4500 самолетов F16 используют в 25 странах мира.
Знаменитые двигатели Rolls-Royce поставляются как услуга, которую производитель назвал TotalCare (можно перевести как «полная забота»). Клиент платит только за время фактической работы двигателя в машине, производитель несет ответственность за то, чтобы он функционировал, обеспечивает полную техподдержку. Если двигатель выйдет из строя, заказчику не нужно покупать новый — Rolls-Royce просто заменит его.
Схема выгодна клиентам: лучшие в мире двигатели стоят немало, при переходе на сервисную модель не приходится копить на их покупку, можно начинать работать, даже если доступная сумма на счету как у начинающего стартапа. Такая модель, кстати, открывает возможности для совсем новых компаний. Затраты на начало бизнеса благодаря сервисной модели снижаются на порядок. Это хорошо для экономики в целом: предприниматели могут начать развивать бизнес без необходимости закладывать свое жилье, продавать квартиру бабушки или набирать дорогие кредиты.
Очевидная выгода
Если свести все преимущества, которые получает заказчик от сервисной модели, в один список, получится следующее.
- Возможность оплаты только за фактически потребленные качественные услуги поставщика. Таким образом, заказчик платит только за то, что ему нужно, и в тех объёмах, которые он использовал.
- Отсутствие непредсказуемых затрат во время эксплуатации, в том числе снижение риска получить некачественное оборудование. Так как теперь обслуживание оборудования — это забота производителя, заказчик может не беспокоиться о затратах на внезапный ремонт.
- Перевод затрат на дорогую технику из категории капитальных в операционные — то есть заказчику не требуется занимать средства или выводить деньги из оборота. Таким образом, общие затраты на эксплуатацию оборудования снижаются.
- Также можно рассчитывать на то, что коэффициент технической готовности к работе у такого оборудования выше. Ведь для производителя выгодно, чтобы его продукция работала как можно дольше и не ломалась, чтобы затраты на ее обслуживание были минимальными. Эти требования закладываются еще в момент проектирования. Тогда как в классической схеме, когда производитель просто продает физические объекты, в его интересах обратное. Идеальная ситуация для него — это когда машина ломается сразу же после истечения гарантийного срока эксплуатации.
Схема поставок по сервисной модели кажется на первый взгляд выгодной только потребителям. На самом деле для производителя это также возможность получать больше прибыли.
Во-первых, за счет повышения маржинальности поставляемых операций, в том числе на премиальных выплатах за достижение результата. К примеру, команда «Формулы-1», использующая двигатели Rolls-Royce в своих болидах, может выплатить поставщику дополнительное вознаграждение в случае победы на гонках.
Во-вторых, за счет сокращения затрат на обслуживание — благодаря дистанционному мониторингу состояния оборудования — можно отправлять ремонтные бригады только тогда, когда что-то действительно сломалось или скоро выйдет из строя. Кстати, предиктивная аналитика помогает также избежать более серьезных поломок, если дорогой прибор отремонтировать еще до того, как он дал сбой.
При такой модели производитель получает предсказуемую выручку, причем на очень долгий срок: часто контракты при сервисной модели заключаются на десятки лет. Благодаря этому он может планировать инвестиции, в том числе привлекать внешние деньги, например банковские займы, на более выгодных условиях.
В частности, благодаря экономии на поддержке и наличию постоянного стабильного денежного потока производители оборудования могут выделять больше средств на разработку новых продуктов и делать их более совершенными за счет включения в новый проект результатов анализа данных, собранных во время эксплуатации. Помимо этого сервисная модель позволяет решить и другие задачи. Например, реализовывать более точный учет использования услуг клиентами и на основе особенностей их потребления внедрять уникальные тарифные предложения, как это сейчас делают мобильные операторы. Такие персонализированные предложения значительно повышают лояльность клиентов. В целом производственный бизнес, организованный вокруг сервисной модели, становится более стабильным, предсказуемым и управляемым.
В России сервисная бизнес-модель с недавних пор стала нормальной практикой. РЖД в 2011 году заключили контракт с Siemens на поставку восьми высокоскоростных поездов «Сапсан» и договор на их техническое обслуживание в течение 30 лет.
Московский метрополитен первым перешел на полноценный сервисный контракт в 2014 году, заключив соглашение на поставку 832 вагонов для 104 поездов. По этому контракту вся ответственность за качественную работу оборудования в течение 30 лет будет лежать на производителе — ОАО «Метровагонмаш», входящем в один из крупнейших машиностроительных холдингов России.
Такая схема уже позволила метрополитену сэкономить 15 % на обслуживании. После перехода на сервисную модель количество неисправностей вагонов на ряде линий снизилось на 56 %.
Министерство обороны РФ активно осваивает этот способ взаимодействия с поставщиками оборудования. В 2013 году подписало контракт в рамках сервисной модели с КамАЗом на сумму 6,25 миллиарда рублей. По этой же схеме министерству поставляются самолеты Су-34, вертолеты Ка-226, а также перспективный эсминец для Военно-морского флота.
Основной причиной, которая подтолкнула Минобороны к новой контрактной схеме, стала проблема низкой боевой готовности техники, которую поставляли производители. В 2013 году эта проблема коснулась 200 вертолетов: ведомство приобрело технику и обнаружило, что треть непригодна для использования из-за поломки ключевых узлов и агрегатов. Новый подход меняет отношение производителей, для них становится важным, чтобы оборудование работало с самого начала, иначе будет упущена прибыль.
Деньги из воздуха
Переход к сервисной модели стал возможен благодаря появлению новых технологий. Промышленный интернет вещей (IoT), который подразумевает использование датчиков в выпускаемом оборудовании, сделал возможным взаимодействие производителя с клиентом по этой модели. Но одних датчиков, конечно, недостаточно. Необходима инфраструктура связи, позволяющая снимать показания в любое время суток в реальном времени или близком к этому режиме. Данные передаются и обрабатываются информационной системой, которая является «мозговым центром» всего комплекса ИТ, поддерживающего сервисную бизнес-модель.
Система отвечает за то, чтобы вовремя, желательно заранее, выявлять неисправности и составлять план работы ремонтных бригад.
Это позволяет сделать система SAP S/4HANA — ERP-система нового поколения, корпоративное решение для управления ресурсами предприятия. Система разработана с учетом самых современных технологий: поддержки интернета вещей, машинного обучения, обработки больших массивов данных в оперативной памяти. Она умеет решать задачи бизнеса, которые раньше из-за недостаточного развития технологий или неоправданно высоких затрат человеческих ресурсов было сложно реализовать.
Система работает на базе новейшей технологии вычислений в оперативной памяти — in-memory — платформы SAP HANA. Встроенные инструменты для работы с большими данными позволяют обрабатывать и интерпретировать в реальном времени огромные массивы информации, приходящей с промышленного оборудования. Снимаются и обрабатываются показания о фактической и прогнозной работоспособности техники в режиме 24 × 7. Система способна ежесекундно отслеживать ситуацию и сообщать о необходимости обслуживания оборудования до наступления сбоя. Она передает сообщение о нештатной ситуации, которое включает информацию о том, какой конкретно экземпляр требует внимания, что именно произошло или с большой вероятностью случится, и даже может порекомендовать, какие действия и в какие сроки требуется произвести. К примеру, заменить один из узлов в ближайшие три дня.
Компания Kaeser Kompressoren благодаря использованию платформы SAP перешла от продажи компрессорного оборудования к сервисной бизнес-модели, по которой продает кубометры сжатого воздуха.
Компания использует набор датчиков на компрессорах, которые снимают целый ряд показаний: энергопотребление, рабочие характеристики, результаты процедур проверки работоспособности и другие показания. Сведения передаются в центральную базу данных, реализованную на платформе SAP. Аналитическая система на основе этих показаний предсказывает поведение компрессоров, прогнозирует время возможного отказа оборудования и позволяет планировать мероприятия по обслуживанию техники, что снижает затраты на срочные ремонты и повышает выручку от поставки сжатого воздуха.
Другой пример — это компания GEA — ведущий мировой производитель промышленных сепараторов и декантеров. Система, созданная на решениях SAP, позволяет в режиме реального времени собирать данные с датчиков, установленных на стороне клиента. Благодаря этой системе компания может производить анализ работы оборудования на нештатное поведение, прогнозировать отказы оборудования и планировать их ремонт заранее, избегая внезапных поломок.
SAP также имеет опыт реализации инновационной сервисной бизнес-модели для своих клиентов в традиционных отраслях. John Deere — ведущий мировой производитель тракторов и сельскохозяйственной техники. На каждой единице технике John Deere установлено более 20 компьютеров, и больше 90 % тракторов укомплектованы системой автоматического вождения.
Система на основе решений SAP позволяет специалисту дилерской организации дистанционно прогнозировать неисправности и заранее готовить необходимые запчасти для ремонта. Платформа SAP также помогает фермерам более эффективно использовать технику John Deere для обработки полей. Благодаря анализу данных с датчиков скорости ветра, температуры и влажности, установленных на тракторах, фермеры в реальном времени получают уточненный прогноз погоды и могут оперативно принять решение о наилучшем способе обработки полей при ожидаемых погодных условиях.
Такая модель поставки продуктов напрямую сказывается на уровне клиентского сервиса, способствует повышению лояльности клиентов. Распространение сервисной бизнес-модели влияет на структуру выручки мировой производственной отрасли. По прогнозу агентства IDC, к концу 2017 года продукция с цифровой составляющей крупнейших глобальных компаний будет показывать вдвое больший рост по выручке, чем весь остальной их портфель продуктов и услуг.
Источник: www.forbes.ru
