Возможно ли проведение неконкурентных закупок у субъектов малого предпринимательства по Закону N 223-ФЗ?
Заказчик вправе проводить неконкурентные закупки у субъектов малого (среднего) предпринимательства. Неконкурентным способом закупки является закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Иные способы неконкурентной закупки устанавливаются положением о закупке.
Участником закупки по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
Дополнительные требования к участникам закупок по Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ, 01.06.2023
Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема установлены Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Закупочная деятельность заказчика регламентируется утвержденным заказчиком положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 1, 2, 3 ст. 2 Закона о закупках).
При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП), осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).
Право выбора способа закупки возложено на заказчика, ограничений в выборе способа закупки, кроме соответствия положению о закупке, Законом о закупках не установлено (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2018 по делу N А41-105174/17).
Закупки у субъектов МСП можно осуществлять любым способом, предусмотренным положением о закупке заказчика.
Существуют три варианта проведения закупок среди субъектов МСП (п. 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утв. Постановлением Правительства РФ N 1352 (далее — Положение)):
Введение в 223-ФЗ: основные положения, участники и способы закупок, реальные примеры торгов
1)закупки, в которых могут принять участие любые участники в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в том числе и субъекты МСП;
2)закупки, участниками которых будут только субъекты МСП;
3)закупки, в которых могут принять участие любые участники, но при этом заказчиком установлено условие о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП.
Размер годового объема закупок у субъектов МСП должен составить не менее 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок. При этом 18% из этого объема (в стоимостном выражении) должны составлять закупки, в которых участвовали только субъекты МСП (п. 5 Положения).
Законодательство не ограничивает заказчика в праве проводить неконкурентные закупки у субъектов малого (среднего) предпринимательства.
Требования к форме проведения неконкурентных закупок у субъектов МСП не установлены. Заказчик вправе провести неконкурентную закупку у субъекта МСП не в электронной форме.
Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках):
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, предусмотренных ст. 3.5 Закона о закупках, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3 Закона о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (ч. 3.2 ст. 3 Закона о закупках).
Неконкурентная закупка должна проводиться строго по основаниям, предусмотренным положением о закупке, в случаях, когда проведение конкурентной процедуры невозможно.
При способе закупки у единственного поставщика это могут быть ситуации, когда предмет договора настолько специфичен, что конкуренцию обеспечить не получится, либо если закупка производиться с целью удовлетворения срочной потребности в товаре (работе, услуге и т.д.).
Исчерпывающий перечень случаев, когда можно провести закупку у единственного поставщика, и порядок ее проведения заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке, Законом эти вопросы не регламентированы (ст. 3.6 Закона о закупках).
При проведении неконкурентной закупки (вне зависимости от способа ее проведения) в положении надо предусмотреть, в частности (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках):
порядок и условия применения такого способа закупки;
порядок подготовки и осуществления закупки;
порядок заключения и исполнения договора, в том числе срок его заключения по итогам закупки.
Кроме того, информация о проведении неконкурентной закупки должна быть в общем случае включена в план закупок, размещенный в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) (ч. 5.1 ст. 3 Закона о закупках).
Помимо способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), на практике неконкурентные закупки могут осуществляться и другими способами, например путем проведения котировочных сессий (п. 8.3 Типового положения о закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц, утв. Приказом Департамента городского имущества г. Москвы, Тендерного комитета г. Москвы, Главконтроля г. Москвы от 17.09.2018 N 248/70-23-139/8/77).
Источник: enterfin.ru
Наделены ли заказчики, действующие как по закону № 223-ФЗ, так и по закону № 44-ФЗ, правом устанавливать обязательное требование, чтобы участники закупки являлись плательщиками НДС?
Есть ли право у заказчика, действующего согласно Закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливать обязательное требование, чтобы участники закупки являлись плательщиками НДС? Есть ли такое же право у заказчика, действующего согласно Закону № 44-ФЗ?
Заказчики ни по одному из указанных законов не могут устанавливать требования к участникам закупки о применении общей системы налогообложения.
Заказчики, входящие в отдельные категории юридических лиц, должны устанавливать порядок формирования цены договора, включая учет налоговых платежей, а также вправе устанавливать систему оценки ценовых предложений участников закупки, учитывая применяемую ими систему налогообложения, при условии, что это не дискриминирует ни одну из категорий участников закупки.
Обоснование вывода
I. Из п. 4 ст. 4 Закона № 44-ФЗ следует, что участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подп. 1 п. 3 ст.
284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), а также любое физическое лицо. Ограничения и запрет допуска к участию в закупках в отношении иностранных лиц при выполнении работ, оказании услуг (а также в отношении предложения иностранных товаров, но не поставщиков) могут быть установлены Правительством РФ в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ.
Возможность ограничения участия в закупках в зависимости от применяемой системы налогообложения законом не предусмотрена.
Требования, которые заказчик в любом случае обязан предъявить при осуществлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) к участникам закупки, перечислены в ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, требования, которые заказчик в любом случае вправе предъявить, — в ч. 1.1 ст.
31 Закона № 44-ФЗ, а дополнительные требования, которые заказчик обязан предъявить к участникам закупки, если они установлены Правительством РФ, — в ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Ни в одной из этих норм требования о применении определенной системы налогообложения либо об обязательной уплате НДС не содержатся. При этом, как следует из ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, иные требования к участникам закупок заказчики устанавливать не вправе.
Таким образом, заказчики, руководствующиеся Законом № 44-ФЗ, не вправе устанавливать требования к участникам закупок о применении определенной системы налогообложения либо об обязательной уплате НДС.
Безусловно, при участии в закупке лиц, как являющихся, так и не являющихся плательщиками НДС, возникает ряд проблем в части определения составляющих цены контракта, однако это не является препятствием для участия в закупке лица, не являющегося плательщиком НДС, и заключения контракта с ним.
II. В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, участником закупки по этому закону также может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Однако, в отличие от Закона № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ не содержит перечня требований, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Более того, за исключением правила ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допускающего установление требования об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст.
5 Закона № 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ не конкретизирует требования к участникам закупки, которые вправе установить заказчик. Ограничения свободы заказчика в установлении таких требований следуют из ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, устанавливающей принципы закупок. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст.
3 Закона № 223-ФЗ одним из принципов, которым обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Развитие этого принципа также содержится в ч. 6 ст.
3 Закона № 223-ФЗ, согласно которой требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. А в силу п. 4 ч. 1 ст.
3 Закона № 223-ФЗ еще одним из принципов закупки является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В последнем случае, как представляется, формулировка не совсем точна. Очевидно, имеется в виду, что измеряемыми должны быть показатели, отражающие соответствие этим требованиям. С учетом этих ограничений заказчик, руководствующийся Законом № 223-ФЗ, свободен в установлении требований к участникам закупок.
Вместе с тем следует учитывать, что Закон № 223-ФЗ, как следует из ч. 1 ст. 2 этого закона, является частью гражданского законодательства. При этом в силу ст. 2 НК РФ, п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство, по общему правилу, не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством.
Обязанность уплаты НДС, равно как и освобождение от указанной обязанности, устанавливается именно налоговым законодательством, которое применяется вне зависимости от воли участников гражданского оборота. Причем представляется очевидным, что освобождение от обязанности уплаты НДС связывается законодателем с необходимостью поддержки тех или иных отраслей экономики, стимулирования проведения тех или иных операций. Соответственно, ограничение участия лиц, не являющихся плательщиками НДС, в закупках по Закону № 223-ФЗ, исходя из логики законодателя, противоречит смыслу норм налогового законодательства, устанавливающих освобождение от уплаты этого налога.
Кроме того, поскольку ставки НДС также устанавливаются налоговым законодательством и не могут быть изменены хозяйствующим субъектом по его воле, следует полагать, что требование об обязательной уплате НДС при исполнении договора по Закону № 223-ФЗ не может расцениваться как измеряемое.
Таким образом, по всей видимости, установление заказчиками, руководствующимися Законом № 223-ФЗ, требования к участникам закупки, несоблюдение которого влечет отказ в допуске к участию в закупке, о применении той или иной системы налогообложения или об обязательной уплате НДС при исполнении договора может быть квалифицировано как противоправное и дискриминирующее участников закупки, не являющихся плательщиками НДС в силу положений налогового законодательства.
Надо признать, что, несмотря на все усилия, найти официальные разъяснения или материалы правоприменительной практики, прямо разрешавшие бы данный вопрос, не удалось. Вместе с тем было найдено некоторое количество случаев, когда участники закупки обжаловали положения документации о закупке, устанавливающие различия в оценке заявок, в которых содержатся предложения по цене, включающие и не включающие НДС, именно как дискриминирующие участников закупки, не являющихся плательщиками этого налога.
Как правило, жалобы признавались необоснованными, но не потому, что контролирующие органы или суды признавали правомерным ограничение участия в закупке лиц, не являющихся плательщиками НДС, а поскольку в этих конкретных случаях документация о закупке такие положения не содержала. Речь шла об установлении системы оценки заявок, позволяющей сравнивать предложения по цене, как содержащие, так и не содержащие НДС (см. постановление АС Северо-Западного округа от 17.02.2017 № Ф07-13843/16, решение УФАС по Ленинградской области от 02.08.2016 № Р/05/29, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 20.07.2016 № 02-111/18.1-16, решение УФАС по Иркутской области от 18.01.2017 № 21), либо об аналогичном описании порядка формирования цены договора, предусмотренном п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (см. также постановление Тринадцатого ААС от 03.04.2017 № 13АП-3389/17). Определение победителя процедуры определения контрагента в зависимости от уплаты или неуплаты им НДС неизменно признавалось неправомерным (см. постановление Шестого ААС от 09.12.2014 № 06АП-6445/14, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 12.08.2015 № Т02-405/15, решение УФАС по Иркутской области от 18.01.2017 № 21, решение УФАС по Вологодской области от 20.11.2015 № 31-17АМ3/15, решение УФАС по Хабаровскому краю от 06.11.2014 № 8-01/310).
Следует полагать, что приведенные материалы косвенно подтверждают вывод о принципиальной невозможности установления заказчиками, руководствующимися Законом № 223-ФЗ, требования к участникам закупки об уплате НДС.
Источник: moscowtorgi.ru
Кто такой коллективный участник закупок по 223-ФЗ? Как он образуется, требования и ответственность
В статье разбираем, кто является коллективным участником, как правильно оформить договор коллективного участия в закупках и кто за что отвечает во время исполнения контракта.
Коллективный участник, кто это?
Коллективный участник закупки (КУЗ) — несколько лиц, объединившихся для участия в закупке. Право на совместные действия им дает ч. 5 ст. 3 223-ФЗ.
Становится КУЗ актуальным, если заказчику нужны разноплановые работы, а одна компания не в силах их организовать из-за небольшого количества профильных направлений или мощностей. Другой случай: квалификации одной компании недостаточно для победы в закупке. Пример — строительство. Проектированием и разработкой архитектурного стиля занимается аккредитованное бюро, а сооружением разных узлов — небольшие компании.
Расскажем поставщикам, кто и как может стать коллективным участником закупки, как составить соглашение, какую ответственность несут исполнители в рамках договора. Информация пригодится, если вы впервые становитесь коллективным участником закупки по 223-ФЗ.
Чтобы получить консультацию юриста по 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
У кого есть возможность поставлять товар коллективно?
Участники коллективной заявки определяются ч.5 ст. 3 223-ФЗ:
- юридические лица с любыми признаками (месторасположение, организационная форма, происхождение капитала и пр.);
- физические лица и ИП с любыми признаками.
К закупкам не допускаются смешанные коллективы: юридические лица могут кооперироваться только с юридическими, физические и ИП с физическими лицами и ИП соответственно.
Оформление отношений между участниками
Чтобы принять участие в закупке как КУЗ, участники становятся «одним лицом», но не юридическим.
В «одно лицо» участники объединятся через соглашение и становятся простым (ст.1041 ГК РФ) или инвестиционным товариществом (335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»). Нельзя объединяться через:
- полное товарищество;
- товарищество на вере (коммандитное);
- крестьянское (фермерское) хозяйство;
- производственный̆ кооператив.
Договор инвестиционного товарищества
Договор инвестиционного товарищества предусматривает, что двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и осуществлять совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли. Сторонами такого договора выступают коммерческие организации, а также в случаях, установленных федеральным законом, некоммерческие организации, так как осуществление инвестиционной деятельности служит достижению целей, ради которых они созданы. Физические лица не могут являться сторонами договора инвестиционного товарищества. Число участников такого договора не должно превышать 50 человек.
Договор инвестиционного товарищества считается заключенным со дня его нотариального удостоверения. В договоре инвестиционного товарищества в целях его индивидуализации указываются:
- наименование (индивидуальное обозначение) данного договора, включающее в себя слова «инвестиционное товарищество»;
- регистрационный номер данного договора в реестре нотариальных действий ЕИС нотариата;
- фамилия, имя и отчество нотариуса, у которого данный договор бы удостоверен;
- дата нотариального удостоверения данного договора (индивидуальные признаки).
Эта форма объединения наиболее регламентирована и, с одной стороны, является более сложной, нежели договор простого товарищества, с другой — чаще встречается в практике крупных инвестиционных проектов, когда вложения требуют больших ресурсов.
Один или несколько управляющих товарищей осуществляют от имени всех членов объединения ведение общих дел. Лидер выбирается в соответствии с решением товарищей, принятому определенным в договоре инвестиционного договора количеством голосов. Такие управляющие в том числе осуществляют переговоры и ведут дела с третьими лицами — они являются представителями данной формы объединения.
Требования к договору о совместном участии:
- соответствие нормам Гражданского кодекса РФ;
- четкое определение прав и обязанностей членов коллективного участника как в рамках участия в закупке, так и в рамках заключения и исполнения договора;
- четкое распределение номенклатуры, объемов, стоимости и сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг между членами коллективного участника;
- определение участника (одно лицо), который в дальнейшем будет представлять интересы каждого из лиц, входящих в состав коллективного участника, и с которым заказчиком будет заключен договор в случае признания коллективного участника победителем закупки;
- необходимо предусмотреть механизм установления ответственности коллективного участника за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора с заказчиком, в том числе объем ответственности каждого лица, входящего в состав коллективного участника, или порядок его определения, а также порядок предъявления и рассмотрения претензий заказчика.
Соблюдение перечисленных пунктов позволяет идентифицировать соглашение как гарантию, которая подтверждает для третьих лиц возможность участия в закупках участника не как формы единого юридического лица, а как формы объединения юридических лиц в коллективного участника. В целом такая юридическая основа совместного участия позволит всем понимать свои права и обязанности в рамках контракта и сократить риски предъявления претензий заказчиком. Такие особые требования к форме и содержанию договора, доказывающего легальность формы объединения, заказчик обычно закрепляет в форме положения о закупках и закупочной документации. Перед тем как подать заявку, настоятельно рекомендуем ознакомиться с ней и оформить отношения с партнерами в точном соответствии с требованиями заказчика.
Договор простого товарищества
Договор простого товарищества заключают два или несколько лиц (ИП и коммерческие организации). В нем они обязуются соединить вклады, работать сообща и не нарушать закон. Цель товарищества — получение прибыли. Действия по процессу закупки совершает один товарищ, но согласие требуется ото всех. Поэтому остальные выдают доверенность избранному лицу, по ней он заключает сделки с третьими лицами по договору простого товарищества.
В договоре инвестиционного товарищества суть та же, но к объединению не допускаются физические лица и допускаются некоммерческие организации, если это целесообразно. Число участников в таком договоре до 50, отношения оформляются нотариально. Участники выделяют управляющих товарищей, которые ведут дела от имени всех.
Есть ситуации, когда объединяться без разрешения ФАС нельзя. Обязательство запросить согласие контрольного органа возникает, если суммарная стоимость активов участников по последним балансам больше 7 000 000 000 руб. или выручка от продажи товаров за календарный̆ год до заключения соглашения больше 10 000 000 000 руб. Об этом говорит п.8 ч.1 ст. 27 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Какие требования к коллективному участнику?
По общему правилу, закрепленному в требованиях 223-ФЗ, устанавливаемые заказчиком требования к участникам должны применяться в равной степени ко всем участникам закупки без каких-либо исключений, в том числе и к коллективному участнику. С точки зрения законодательства, коллективный участник ничем не отличается от других участников закупки, просто его участие обусловлено коллективной формой.
При этом заказчик имеет право в закупочной документации сослаться на то, что организация может находиться в составе только одного коллективного участника, т.е. не может самостоятельно принимать участие в закупочной процедуре в качестве самостоятельного участника или на стороне другого участника закупки.
Требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать вся группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в составе группы лиц.
Соответствие коллективного участника требованиям документации
Требование документации | Кто должен соответствовать |
Требование об отсутствии процедуры ликвидации, банкротства | Каждый участник группы |
Отсутствие задолженности перед бюджетом | Каждый участник группы |
Отсутствие конфликта интересов с заказчиком | Каждый участник группы |
Отсутствие в РНП | Каждый участник группы |
Наличие опыта работы, материальных, кадровых ресурсов, лицензий, спецразрешений | В совокупности (хотя бы у одного) |
Каждый из членов товарищества должен отвечать базовым требованиям и соответствовать своей правоспособности в составе коллективного участника — это так называемые минимальные требования для участия в закупке. То есть участники коллективного договора не могут быть банкротами, иметь долги или конфликты интересов, состоять в РНП. Вполне логичные требования, учитывая, что у каждого из членов товарищества есть свои обязательства в рамках договора.
Применительно к специальным требованиям допускается принцип «один за всех»: если у одного участника имеются лицензия, опыт или допуск СРО, то автоматически все это есть и у остальных членов коллективного участника.
Какие требования к участникам закупки СМП?
В рамках ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» для отнесения группы лиц к категории субъекта малого и среднего предпринимательства каждый из участников такой группы должен соответствовать требованиям к таким субъектам. Таким образом, положения Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не распространяются на коллективного участника, в состав которого входят любые лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ, в том числе СМСП, лидером которого является СМСП.
Все члены коллективного участника должны быть СМСП!
Как проводится оценка коллективной заявки?
Алгоритм проверки соответствия требованиями коллективной заявки можно представить следующим образом:
- Базовые требования в закупочной документации (отсутствие ликвидации, банкротства, РНП, наличие статуса МСП) — к каждому участнику в составе коллективного участника.
- Единые требования (лицензирование, к примеру) — в соответствии с соглашением только к тем, кто выполняет действия, требующие наличия лицензии.
- Дополнительные требования (наличие опыта, производственных мощностей) суммируются.
- Критерии оценки (опыт, квалификация) суммируются, баллы начисляются исходя из суммы баллов оценки критериев каждого лица коллективного участника.
Как заключить договор с коллективным участником?
Если победил коллективный участник, то заказчик имеет дело с группой лиц, которые должны быть указаны в протоколе подведения итогов. Необходимо раскрыть состав коллективного участника.
Далее в зависимости от установленных требований и условий положений о закупке:
- договор подписывается с лидером, который действует по договору и доверенности от других участников;
- договор подписывается с лидером, но он является многосторонним, соответственно, предусматривается возможность разделения стоимости договора в процентном соотношении от его цены с четко прописанной солидарной ответственностью участников товарищества;
- договор подписывается со всеми участниками объединения исходя из распределения объемов контракта (не самый хороший вариант для заказчика в случае, когда предметом договора выступают работы или услуги).
Практика показывает, что наиболее часто встречается вариант подписания договора с лидером консорциума, а другие участники, которые выступают на его стороне, фигурируют в договоре и являются его сторонами.
Чтобы получить консультацию юриста по 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Какая ответственность у коллективного участника?
Если договор товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи по всем общим обязательствам, независимо от оснований их возникновения, отвечают солидарно. Таким образом, если вы объединились со своим партнером и выиграли закупку, то все партнеры несут ответственность за исполнение контракта. При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.
Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных должников от исполнения кредитору.
Алгоритм заключения договора с коллективным участником
Порядок заключения договора может быть следующим:
- Заключается один договор.
- В договоре указываются все лица, выступающие на стороне одного участника.
- Договор подписывает «лидер», «главный участник», действующий на основании доверенности или прямого указания в тексте договора простого товарищества.
- Оплату производят «лидеру» или иноми лицу, указанному в тексте договора простого товарищества: могут быть такие ситуации, когда все лица формально указаны в договоре, заказчик оплатил, как это предусмотрено, лидеру, а он по своим обязательствам не рассчитался, и тогда остальные лица подают судебную жалобу заказчику. Вопрос о компенсации и взаимодействии по расчетам должен прописываться в договоре.
- За нарушение договора ответственность несут солидарно все лица, выступающие на стороне одного участника.
Заключение
Возможность участия в закупках коллективного участника предусмотрена нормами 223-ФЗ, и участники закупок вполне могут ее использовать. Станет ли она успешной, будет зависеть от того, насколько правильно и грамотно участники оформят эти правоотношения, как участники подготовят документы, подтверждающие соответствие требованиям заказчика, а заказчик, в свою очередь, должен правильно и детально расписать, как именно он требует подтверждения соответствия и оформления документов в рамках коллективного участия.
Как вам статья?
Источник: star-tender.ru