Некоторые аспекты бухгалтерского и налогового учета законодательство определяет четко, но есть и моменты, в которых допускаются вариации. В этой статье мы хотим рассказать, нужна ли учетная политика для ИП и что именно в ней предусматривается. Определив для себя, как и что вы будете учитывать, вы тем самым упрощаете процесс организации и ведения учета, а также создаете дополнительный аргумент в спорах с контролирующими службами.
Учетная политика ИП на ОСНО
Предприниматели, заполняющие книгу учета доходов и расходов, могут не вести бухучет. ИП, выбравшие ОСНО, без проблем могут пользоваться такой возможностью. Соответственно, при отсутствии бухчета бухгалтерская учетная политика также не нужна. А вот без составления налоговой УП не обойтись. Согласно нормам НК РФ в налоговой учетной политике должны быть указаны:
- методы признания доходов;
- способы фиксации, а также признания расходов;
- методы оценки, разнесения и учета других показателей деятельности, используемых при расчете налогов;
- лица, ответственные за ведение учета, а также формирование и подачу отчетов.
Учетная политика ИП на ОСНО должна раскрывать все, что касается исчисляемых и уплачиваемых им налогов. Основной налог в данном случае — это НДФЛ. Предприниматели уплачивают его с разницы между доходами и расходами деятельности. В УП необходимо прописать все не определенные законом моменты их расчета, в том числе:
Учетная политика 2021 в 1С 8.3 Бухгалтерия — как заполнить, пример
- момент признания отдельных видов доходов;
- специфику начисления амортизации;
- порядок учета ТМЦ в контексте признания расходов;
- порядок оформления кассовых операций и формы соответствующих документов и т.д.
Если предприниматель уплачивает НДС, а также помимо ОСНО использует другие системы налогообложения (СНО) для некоторых видов деятельности (ЕНВД, УСН), то все эти моменты должны быть прописаны в УП, в том числе распределение доходов и расходов по разным СНО.
Учетная политика ИП на УСН, ПСН и ЕНВД
Предприниматели, выбравшие УСН вне зависимости от ее разновидности, также должны составлять налоговую учетную политику. ИП на упрощенной системе 6% прописывают в ней только то, что касается учета доходов. ИП на УСН, учитывающие и расходы, и доходы, составляют учетную политику практически так же, как и предприниматели на ОСНО (с учетом разницы УСН и НДФЛ). Первым же пунктом этого документа в обоих случаях будет указание того, какой именно объект налогообложения используется — только доходы или доходы и расходы.
Что касается предпринимателей на ЕНВД, то для них важно указать в УП применяемые формулы расчета налога до мелочей. При совмещении ЕНВД с любой другой системой налогообложения следует четко расписать, как будут распределяться доходы и расходы между видами деятельности, подпадающими под разные СНО. Также она может содержать бланки первичных документов, используемых в процессе оформления различных хозяйственных операций.
Пример учетной политики ИП на ОСНО
Составлять УП можно в произвольной форме. Особых требований по содержанию также нет. Как правило, указывается такая информация:
Учетная политика в 1С 8.3 Бухгалтерия — подробно где найти и как настроить
- лицо, которое осуществляет ведение налогового учета;
- используемая система налогообложения;
- с использованием каких средств ведется учет доходов и расходов (книги, журналы, специальные бухгалтерские программы и т.д.);
- основание для совершения записей;
- специфика начисления амортизации;
- особенности учета ТМЦ, расходов и убытков;
- при совмещении видов деятельности указывается порядок разделения доходов и расходов;
- порядок расчета расходов для НДФЛ;
- специфика расчета НДС (если ИП является плательщиком).
Подытоживая озвученное выше, можно сказать, что учетная политика — важный организационный документ в любом бизнесе. Ее составление избавляет предпринимателя в дальнейшем от необходимости каждый раз выбирать методику учета тех или иных спорных моментов. Кроме того, последовательное использование одних и тех же способов учета позволяет сделать его результаты более прозрачными и объективными. А сотрудники ФНС не смогут пересчитать налоги в свою пользу, если УП будет составлена грамотно и в строгом соответствии с действующими нормами законодательства.
Для определения методов и правил при расчете налогов предприниматели должны составлять план. Этот документ и является учетной политикой ИП, формирующейся для ведения налогового учета.
Что такое План учетной политики и зачем он нужен?
В соотв. с п. 1 ст. 6 ФЗ №402 «О бухгалтерском учете», индивидуальные предприниматели вне зависимости от системы налогообложения освобождаются от ведения бухгалтерского учета . Однако налоговые отчетности составлять все же придется всем, независимо от формы ведения бизнеса — ИП или ООО . Для этого необходимо составлять план налоговой учетной политики ИП, который позволит в дальнейшем делать правильные расчеты. Также контролирующие органы могут проверять его соответствие с налоговой документацией предпринимателя.
Учетная политика ИП — это совокупность способов и методов подсчета доходов и расходов в целях расчета налогов. Такой план разрабатывается главным бухгалтером организации до 1 января на будущий год, а утверждается приказом самого ИП или другого уполномоченного лица (п. 12 ст. 167 НК РФ). Стоит отметить, что документ делается только один раз, и может использоваться все последующие годы.
Меняется план в следующих случаях:
- Если есть изменения в налоговом законодательстве.
- Если разрабатываются новые способы ведения налогового учета, принимается решение о введении резерва.
- Когда изменяются условия деятельности организации или система налогообложения.
При каких системах налогообложения нужен План политики расчета налогов:
- ОСНО.
- Совмещение УСНО (доходы) и ЕНВД.
- ЕСХН и ее совмещение с ЕНВД,
План для тех, кто использует ЕНВД, разрабатывается лишь в случае, если ИП осуществляет более одного вида деятельности. Что касается УСН (доходы) и ПСН, то он подготавливается только при совмещении нескольких режимов.
Что должно быть отражено в плане учетной налоговой политики?
Для всех систем налогообложения допускается составление плана в произвольной форме, но в соответствии с требованиями законодательства.
В первую очередь, документ при любой системе налогообложения должен содержать следующие данные:
- Кто ведет налоговый учет.
- Какой способ налогообложения применяется.
- С помощью чего вести расчет доходов и расходов (компьютерные программы, журналы и т. д.).
- На основании чего осуществляются записи в книге учета.
- Как производится расчет амортизируемого имущества.
- Как учитывать товарно-материальные ценности, затраты и убытки.
Если говорить о плане на ОСНО, то в нем нужно отобразить:
- Кто будет вести налоговый учет: сам ИП, организация по предоставлению бухгалтерских услуг, или же сам бухгалтер.
- Если совмещается несколько видов деятельности, то указывается порядок чета обязательств и имущества.
- Расчет расходов для исчисления НДФЛ.
- Способ затрат по облагаемым НДС операциям.
Что должно быть в плане ИП на УСН (доходы минус расходы):
- Способ ведения налогового учета (через компьютерную программу, записи в книге).
- Учет амортизируемого имущества: стоимость, порядок отнесения его к расходам.
- Расчет финансовых затрат на реализацию товаров: аренда помещения, стоимость рекламы, порядок их включения в процессе расчета суммы налогов, оплата таможенной пошлины за ввоз, расходы на транспортировку или ГСМ.
- Пересчет убытков: как уменьшается сумма налогооблагаемой базы, нужно ли включать в расходы разницу между суммой налога, рассчитанного в общем порядке, и суммой уплаченного налога.
Составляя план в свободной форме, под каждым пунктом следует указывать конкретную статью, на основании которой в нем должны учитываться расходы на то или иное приобретение. Также можно делать документ в форме таблицы с несколькими колонками, в которых нужно отразить положения политики учета, выбранный вариант и статью законодательного акта, на основании которого будут производиться какие-либо действия в данной области.
Таким образом, предприниматель должен руководствоваться предоставленной Налоговым законодательством свободой выбора ведения способов учета, но если в НК РФ присутствуют строго закрепленные нормы, то их в Плане подробно расписывать не нужно, т.к. они должны соблюдаться в любом случае. Например, график уплаты налогов, порядок определения расходов и т. д.
Способ ведения учета
Ведет главный бухгалтер
ФЗ №402 (О бухгалтерском учете», НК РФ
Источник: poselokslavino.ru