Образец. приказа об учетной политике для некоммерческой организации ПРИКАЗ No. _____
Об учетной политике организации от «__»________ 20___ г.
Руководствуясь Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» от 21
ноября 1996 г. Nо. 129-ФЗ и Положению по бухгалтерскому учету «Учетная
политика предприятия», утвержденным Министерством финансов Российской
Федерации от 28 июля 1994 года No. 100
1. Установить с 20___ года следующую учетную политику ___________
_____________________________________________________________________:
(наименование организации)
1.1. Бухгалтерский учет в _______________________________________
(наименование организации)
осуществлять по рабочему плану счетов бухгалтерского учета согласно
приложению 1 , разработанному в соответствии с Планом счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий
и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина СССР от
Учетная политика для НКО
1 ноября 1991 года No. 56, введенных в действие на территории
Российской Федерации письмом Министерства экономики и финансов РСФСР
от 19декабря 1991 года No. 18-06 с последующими изменениями и
дополнениями, внесенных по согласованию с Минфином РФ письмом
Минкультуры РФ от 20 мая 1993 года No. 01-146/16-21.
1.2. Форма счетоводства — _______________________________________
(мемориально-ордерная,
_____________________________________________________________________.
журнально-ордерная, смешанная)
1.3. При обработке учетной информации на участках _______________
____________________________________ применяется компьютерная техника,
(перечень участков)
на участках ________________________________________________________ —
(перечень участков)
ручной способ обработки.
Утвердить формы первичных учетных документов, формы сводных
учетных документов и формы бухгалтерской отчетности на участках с
автоматизированным способом обработки согласно приложению 2.
1.4. Утвердить формы первичных учетных документов, указанных в
приложении 3.
1.5. Утвердить перечень документов и порядок их представления в
бухгалтерию согласно приложению 4.
2. Организация бухгалтерского учета:
2.1. Бухгалтерский учет в организации осуществляется либо
бухгалтерией (либо управлением бухгалтерского учета и контроля)
организации, являющейся его самостоятельным структурным подразделением
(службой), возглавляемой главным бухгалтером; либо бухгалтером
(старшим бухгалтером) на правах главного бухгалтера; либо
специализированной организацией по договору; либо централизованной
бухгалтерией; либо лично руководителем.
Права и обязанности главного бухгалтера определены в разделе 3
«Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации»
и в статье 7 Закона «О бухгалтерском учете».
2.2. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского
учета и отчетности проводить инвентаризацию имущества и финансовых
обязательств в соответствии с приложением 5.
2.2.1. Создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию
в составе:
председатель ___________________________________________________;
(Ф.И.О., должность)
члены комиссии _________________________________________________;
(Ф.И.О., должность)
_________________________________________________;
(Ф.И.О., должность)
_________________________________________________.
(Ф.И.О., должность)
2.2.2. Создать комиссию в составе трех человек __________________
______________________________________________________________________
(Ф.И.О., должности)
для проведения внезапной ревизии кассы. Установить периодичность
проведения ревизии __________________________________________________.
(указать периодичность)
2.3. Установить, что сумма средств, выданных под отчет на
хозяйственные расходы, не может превышать ____________________________
(сумма)
рублей, срок выдачи средств на хозрасходы: __________________________.
(дни выдачи)
2.4. Установить срок отчетности по командировочным расходам на
территории Российской Федерации и за рубежом 3 дня после прибытия.
2.5. Установить, что право на получение месячных проездных
билетов имеет кассир ________________________, а ____________________
(Ф.И.О.)
______________________________________ оформляют разъездные ведомости,
(Ф.И.О. снабженцев и прочих лиц)
которые представляются в бухгалтерию не позднее _____________________.
(указать сроки)
2.6. К бланкам строгой отчетности относить: билеты, бланки
трудовых книжек, путевые листы, доверенности, _______________________.
2.6.1. Для учета, хранения и выдачи бланков строгой отчетности
назначить материально ответственное лицо ____________________________.
(Ф.И.О.,должность)
2.6.2. Утвердить перечень должностных лиц, использующих бланки
строгой отчетности __________________________________________________.
(Ф.И.О., должности)
2.6.3. Утвердить право подписи доверенностей на получение
товаро-материальных ценностей: ______________________________________.
(Ф.И.О., должности)
2.6.4. Установить сроки: _______ дней использования доверенности,
_____ дней отчетности по доверенности.
2.6.5. Ответственность за организацию работ по ведению учета,
хранения и выдачи трудовых книжек и исполнительных листов возложить на
____________________________________.
(Ф.И.О., должность)
(2.6.6. Учет билетного хозяйства осуществлять в соответствии с
Инструкцией по ведению билетного хозяйства в театрально-зрелищных
предприятиях, утвержденной по согласованию с Министерством финансов
ССР 20__декабря 1984 г. No. 14-277-1 и дополнительными изменениями
согласно письму Министерства культуры РФ от 01.03.94 г. Nо.
01-40/16-21).
3. Применять в организации следующую методику бухгалтерского
учета:
3.1. Не относятся к основным средствам и учитываются в составе
средств в обороте материальные ценности в пределах пятидесятикратного
установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за
единицу по их фактической стоимости, которая определяется исходя
из затрат их приобретения.
(3.1.1. Учет основных фондов и капитальных вложений осуществлять
в установленном для театрально-зрелищных организаций порядке).
3.2. Начисление износа при передачи в эксплуатацию со склада
малоценных и быстроизнашивающихся предметов либо производится в
размере ___________%, либо не производится.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в пределах 1/20 лимита
стоимости за единицу при отпуске их в эксплуатацию производить
закрепление их за материально ответственными лицами.
3.3. Фактические затраты на ремонт основных средств включать в
себестоимость по мере выполнения ремонтных работ, либо фактические
затраты на ремонт основных средств первоначально накапливаются
в расходах будущих периодов, либо организация создает резерв расходов
на ремонт основных средств, либо по особо сложным видам ремонта
основных средств _____________________________________________________
(привести перечень)
организация создает ремонтный фонд, отчисления в который производятся
в течение ___ лет.
3.4. При переоценки основных средств для определения их
восстановительной стоимости на момент переоценки использовать либо
коэффициенты перерасчета, разработанные Государственным комитетом
Российской Федерации по статистике, либо метод прямого пересчета
балансовой стоимости основных средств в рыночные цены, сложившиеся на
момент переоценки.
3.5. Начисление амортизации основных средств производится по
стандартным нормам, либо с понижающими коэффициентами по объектам
____________________________________________________, либо применяется
(перечень объектов)
механизм ускоренной амортизации по отдельным видам основных средств
_____________________________________________________________________.
(перечень)
(3.5. Износ основных средств определять за полный календарный год
(независимо от того, в каком месяце отчетного года они приобретены или
построены) в соответствии с установленными нормами.
В бухгалтерском учете начисление износа по основным средствам
отражать на забалансовом счете 16).
3.6. Начисление износа по амортизируемым нематериальным активам
производить по срокам их полезного использования. Перечень
нематериальных активов и сроки использования этих объектов приведены в
приложении 6.
3.7. Фактическая стоимость израсходованных материалов,
списываемых на себестоимость продукции, работ и услуг производится
либо по средней себестоимости, либо по методу ЛИФО, либо по методу
ФИФО.
3.8. Применяется следующий метод определения выручки от
реализации продукции (работ, услуг) (указать вариант):
1) по мере оплаты отгруженной продукции;
2) по мере отгрузки товаров и представления покупателю
(заказчику) расчетных документов.
3.9. Расход, учитываемые предварительно на балансовом счете 31
«Расходы будущих периодов», погашаются в сроки, утвержденные перечнем
расходов.
3.10. Утвердить перечень видов резервов и порядок их создания,
согласно приложению 7.
Если устанавливаютися нормы командировочных и представительских
расходов, превышающие законодательные:
3.11. Установить следующие нормы командировочных расходов ______
_____________________________. Суммы превышения по сравнению с
(указать сумму)
законодательными нормами оплачивать за счет остающейся после
налогообложения прибыли.
3.12. Установить следующие нормы представительских расходов
___________________________. Суммы превышения по сравнению с
законодательными нормами оплачивать за счет остающейся после
налогообложения прибыли.
————————
— в приложении 1 привести рабочий план счетов бухгалтерского
учета, содержащий как синтетические, соответствующие счетам Главной
книги, так и аналитические счета, необходимые для ведения
бухгалтерского учета).
— в приложении 2 указать перечень форм по участкам, их вид на
бумажных носителях, место хранения: на дисках или дискетах, порядок и
частота подготовки бумажной копии документа.
— в приложении 3 указать перечень форм первичных документов,
по которым не предусмотрены типовые формы, их вид, краткое условие
применения каждой формы.
— в приложении 4 указать наименование документа, дату
представления в бухгалтерию.
Например:
+———————————————————————+
¦ No. ¦ Наименование ¦ Подразделение ¦ Дата представления ¦
¦ ¦ документа ¦ ¦ ¦
+——+——————-+——————-+———————-¦
¦ 1. ¦»Табель учета ¦ Все ¦ Не позднее 25 числа ¦
¦ ¦рабочего времени» ¦ подразделения ¦ текущего месяца ¦
+———————————————————————+
— в приложении 5 указать: количество инвентаризаций в
отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств,
проверяемых при каждой из них.
— в приложении 6 указать: перечень нематериальных активов,
подлежащих износу, вместе со сроками полезного использования этих
объектов; а также перечень нематериальных активов, износ по которым не
начисляется.
— в перечне указать виды расходов и сроки, в течение которых
данные расходы относятся на себестоимость.
— в приложении 7 указать виды создаваемыхо организацией
резервов и порядок их формирования.
Например:
+———————————————————————+
¦ No. ¦ Вид резерва ¦ Порядок формирования ¦
+——-+——————————+——————————¦
¦ 1. ¦ На оплату отпусков ¦ 1/12 от фонда оплаты труда ¦
+———————————————————————+
Источник: www.zonazakona.ru
Учет некоммерческих организаций в 1С: Бухгалтерии предприятия 8 редакции 3.0
Некоммерческие организации прочно укрепили свои позиции во многих сферах деятельности, поэтому сегодня хотелось бы поговорить об организации учета в НКО. Несмотря на наличие на рынке специализированных продуктов для ведения учета, многим бухгалтерам по-прежнему приходится вести учет в типовой 1С: Бухгалтерии. В данной статье расскажем о том, как отражать основные операции НКО в этом программном продукте.
Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли, а направлены на решение общественно важных вопросов. При этом им не запрещено заниматься коммерческой деятельностью в рамках уставных задач.
Основные сложности у бухгалтеров некоммерческих организаций вызывает учет на счете 86 «Целевое финансирование». Это связано с тем, что на этом счете собираются и учитываются целевые поступления – основной источник финансирования некоммерческих организаций. Целевые поступления не облагаются налогом на прибыль (если организация применяет «упрощенку», то не облагаются единым налогом). Поэтому задача бухгалтера – организовать учет на счет 86 так, чтобы можно было подтвердить использование средств по целевому назначению. Ведь если организация не сможет доказать факт целевого использования полученных средств, контролеры включат их в налогооблагаемую базу.
Аналитический учет по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по назначению целевых средств и в разрезе их источников поступления. В 1С: Бухгалтерии предусмотрено два субсчета к счету 86:
— 86.01 «Целевое финансирование из бюджета»
— 86.02 «Прочее целевое финансирование и поступления».
К любому из этих субсчетов открываются субконто:
1 — Назначение целевых средств
3 — Движения целевых средств.
Третье субконто – предопределенное, оно предусмотрено программой в виде показателей формы 6 «Отчет о целевом использовании средств», которую обязаны заполнять в составе бухгалтерской отчетности все НКО. Эта форма содержит информацию о распределении полученных целевых средств, а также об остатках на счете организации после использования данных средств.
Обратите внимание, что второе субконто «Договоры», а не «Контрагенты», его часто в программе не заполняют.
Особого внимания заслуживает первое субконто – «Назначение целевых средств». Остановимся на нем подробнее. Советую вести это субконто в разрезе затрат:
• капитальные затраты – затраты на строительство объектов инфраструктуры, на благоустройство (включая строительство малых архитектурных форм, спортивных и детских площадок, возведение прудов и зоны отдыха и пр.).
Например, субконто «Назначение целевых средств» в организации, занятой обслуживанием и эксплуатацией коттеджного поселка, может выглядеть так:
Организовав учет на 86 счете таким образом, мы убьём сразу двух зайцев:
• легко заполним форму №6 бухгалтерской отчетности – в этом нам поможет третье субконто к счету 86,
• сможем отчитаться перед членами некоммерческой организации за целевые средства, собранные в рамках бюджета (сметы).
Для наглядности сформируем оборотно-сальдовую ведомость по счету 86, в настройках установив следующие галочки:
А теперь посмотрим на показатели, отражаемые в форме 6:
Как видим, данные оборотно-сальдовой ведомости по счету 86 сопоставимы с показателями формы 6, что очень удобно.
Основная особенность типовой 1С: Бухгалтерии предприятия для учета в некоммерческих организациях – в ней не предусмотрена регистрация проводок по счету 86 с помощью документов (кроме регистрации поступления целевых средств банковской выпиской). То есть все проводки по счету 86 регистрируются бухгалтерской справкой – в программе это «Операции, введенные вручную»:
Рассмотрим отражение основных операций поступления и использования целевых средств в программе на примере некоммерческого партнерства, занятого управлением и эксплуатацией коттеджного поселка.
Поступление целевых средств
Поступление членских взносов отражается документом «Поступление на расчетный счет» с видом операции «Прочее поступление»:
Обратите внимание, при заполнении банковской выписки в поле «Доходы УСН» необходимо в ручном режиме убрать сумму, т.к. данные доходы не облагаются налогом.
Документ сформирует проводки:
Как уже говорилось выше, в программе не предусмотрен документ для начисления членских взносов. Для этих целей можно воспользоваться ручной операцией. В некоммерческих организациях имеет смысл создать типовую операцию и ежемесячно с помощью нее осуществлять начисление членских взносов:
Данная типовая операция позволит в автоматическом режиме формировать проводки по начислению членских взносов в программе:
Учет основных средств
Приобретение основных средств отражается документом «Поступление оборудования»:
Ввод объекта основных средств в эксплуатацию осуществляется документом «Принятие к учету ОС»:
Особенность данного документа для некоммерческих организаций – он не формирует проводку по отражению источника финансирования по приобретенному объекту ОС. Поэтому такую проводку необходимо сделать в ручном режиме, для этого отредактировать движение документа путем установки галочки «Ручная корректировка» и добавления к имеющейся проводке
Учет ТМЦ
Учет поступления товарно-материальных ценностей для обслуживания поселка ничем не отличается от поступления в коммерческой организации:
А вот при списании ТМЦ бухгалтеры некоммерческих организаций часто допускают ошибку, отражая списание сразу на 86 счет. Это связано с тем, типовая 1С: Бухгалтерия предприятия закрывает 20 и 26 счета на 90, а не на 86 счет, и бухгалтерам удобнее сразу при списании отражать затраты на счете 86. Однако, это является нарушением. План счетов не предусматривает учет затрат, минуя двадцатые счета.
Поэтому отражать списание ТМЦ в некоммерческой организации нужно так же, как и в коммерческой, используя счет 20 или 26:
Закрытие месяца
В конце месяца при выполнении операции «Закрытие месяца» все затраты, собранные на 20-х счетах, списываются на счет 90.
С помощью ручной корректировки движений документа необходимо изменить счет 90 на счет 86:
Как видно, даже при отсутствии специализированного прикладного решения для некоммерческих организаций можно приспособиться и вести учет в типовой 1С: Бухгалтерии. Однако, при большом объеме операций трудозатраты на ручные корректировки все же весьма значительны, поэтому гораздо удобнее использовать специализированные решения 1С для НКО. Например, 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации 8 (НКО).
Автор статьи: Анна Куликова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Источник: xn--80abbnbma2d3ahb2c.xn--p1ai
Учетная политика для НКО на 2023 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика для НКО на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Фирмы, выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», могут платить налог по дифференцированным ставкам, установленным региональными властями (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Если компания хочет воспользоваться таким правом, она должна зафиксировать это в учетной политике со ссылкой на региональный закон.
Нужно ли учетную политику ежегодно пересматривать
Организации не обязаны ежегодно пересматривать учетную политику, если способы учета у них не меняются (п. 9 ПБУ 1/2008, п. 1 ст. 11 НК). Однако с 2022 года начали действовать новые ФСБУ, поэтому политику в любом случае придется обновить под новые правила. Также политику придется пересмотреть, если утвердили ее на определенный год.
Например, в прошлогоднем приказе вы указали «утвердить учетную политику на 2021 год», тогда на 2022 год нужен новый документ.
Чтобы не переутверждать каждый год политику, в приказе можно использовать формулировку «утвердить, начиная с 1 января 2022 года». Тогда получится применять документ последовательно из года в год, пока не поменяете способы учета.
Кроме того, одними из критериев, дающих возможность применения УСН, являются (п. 4 ст. 346.13 НК РФ):
- величина дохода. По итогам отчетного (налогового) периода она не должна превышать 60 млн. рублей с учетом коэффициента-дефлятора;
- остаточная стоимость имущества. По данным бухгалтерского учета она не должна быть больше 100 млн. рублей (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Если в течение отчетного (налогового) периода доход «упрощенца» превысит 60 млн. рублей с учетом индексации, или стоимость основных средств, рассчитанная для целей бухучета, окажется выше 100 млн. рублей, он утрачивает право на применение спецрежима.
Порядок утверждения и изменения учетной политики
Учетную политику составляет главный бухгалтер, а утверждает руководитель. Если речь идет об организации, уже осуществляющей деятельность, то принять УП на будущий год необходимо до 31 декабря текущего года.
Нет необходимости каждый год переутверждать УП, если не произошло каких-либо изменений. Но можно поступать и так, прописав в действующей УП такое требование.
В случае если организация только создана, издать и утвердить УП она обязана до первой отчетности, но не позднее 90 календарных дней с момента государственной регистрации.
Изменения в уже утвержденную УП вносятся в нескольких случаях. Но когда бы ни произошли изменения, в силу они вступят только с нового отчетного года, если произошедшие изменения не требуют иного (п. 12 ПБУ 1/2008) и не связаны с тем, что:
- изменилось законодательство РФ;
- организация намерена использовать новые способы ведения БУ;
- изменилась основная деятельность организации.
Организации с общей системой учета все изменения, связанные с изменением УП, вносят ретроспективно. Но для организаций, применяющих упрощенные БУ и бухотчетность, есть нюанс. Они могут отражать в БУ последствия изменения УП перспективно, если иного не требует законодательство (п. 15 ПБУ 1/2008).
Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.
Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.
При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
- изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
- разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
- существенное изменение условий деятельности организации.
Зачем нужен бухгалтерский учет при применении УСНО?
Организация, применяющая УСНО, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) освобождается от ведения бухгалтерского учета. Она ведет учет доходов и расходов в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Основанием для внесения записей в Книгу учета доходов и расходов являются первичные документы. Однако, на наш взгляд, «упрощенцам» необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме, и, как показывает практика, многие организации, применяющие УСНО, так и поступают, в частности, по следующим причинам:
- п. 3 ст. 4 Закона N 129-ФЗ обязывает «упрощенцев» вести учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете, и согласно пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб., не вправе применять УСНО. Таким образом, если предприятие работает по УСНО, то оно обязано не просто вести учет основных средств, но и отслеживать их остаточную стоимость, чтобы не превысить установленный предел;
- организация может утратить право на применение УСНО по причинам, отличным от превышения остаточной стоимости активов (например, превышен предельный уровень доходов). В этом случае у нее с момента перехода на общий режим налогообложения возникает обязанность вести бухгалтерский учет в полном объеме. Как правило, это происходит в середине года, поэтому приходится восстанавливать бухгалтерский учет, вводить начальные остатки. На практике это создает серьезные проблемы;
- организация осуществляет расчеты с различными контрагентами: другими организациями, персоналом, налоговыми органами, внебюджетными фондами, учредителями и т.д. При ведении бухгалтерского учета в полном объеме у нее не возникает проблем с учетом расчетов с указанными контрагентами;
- организация может выплачивать доходы в виде дивидендов другим организациям и физическим лицам. В этом случае «упрощенец» должен определять чистую прибыль и стоимость чистых активов в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Поэтому организация в целях определения чистой прибыли и стоимости чистых активов обязана вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по общеустановленной форме и представлять эту отчетность по требованию акционеров (Письмо Минфина России от 10.01.2006 N 03-11-05/2);
- ведение бухгалтерского учета позволяет организации иметь полную и достоверную информацию о хозяйственной деятельности и имущественном положении. Без полноценного бухгалтерского учета невозможно увидеть целостную картину финансового состояния организации. Такие сведения могут быть полезны как внутренним пользователям — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации для принятия управленческих решений, так и внешним — инвесторам, кредиторам и др.
Кроме того, на практике часто встречается совмещение режимов. При совмещении УСНО и спецрежима в виде ЕНВД у налогоплательщиков возникает вопрос: следует ли вести бухгалтерский учет?
Пунктом 8 ПБУ 1/98 разрешено при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществлять выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
В качестве примера можно привести Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (далее — ПБУ 5/01). В соответствии с п. 16 данного ПБУ отпуск МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и иное выбытие производятся одним из следующих способов:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).
Бухгалтерская учетная политика
Политика бухгалтерского учета для УСН не отличается от таковой на общем режиме налогообложения. В ней важно упомянуть следующее:
- Нормативные акты, на основании которых будет вестись учет: закон № 402-ФЗ, ПБУ, План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н) и др.;
- Ответственных за формирование УП и ведение бухгалтерского учета лиц (обычно это главный бухгалтер компании);
- Формы первичных документов (унифицированные достаточно перечислить, а разработанные самостоятельно нужно оформить дополнительным приложением);
- Определить – ручное или автоматизированное (с использованием специализированного ПО) ведение бухгалтерского учета;
- Лимит стоимости основных средств (ПБУ 06/01 ограничивает общий лимит в 40 тысяч рублей), процедуру переоценки основных средств и способ начисления амортизации;
- Закрепить способ начисления амортизации нематериальных активов;
- Методы оценки покупных товаров и материалов для производства;
- Порядок бухгалтерского учета доходов/расходов;
- Степень существенности ошибок бухгалтерского учета и порядок их исправления.
Ряд документов и шаблонов удобнее выпустить отдельно в формате дополнительных приложений к приказу. Сюда относятся индивидуально разработанные формы первичных документов, план счетов, график документооборота, проведения платежей и т.д.
Учетная политика на «упрощенке»
Обязательств по формированию учетной политики упрощенная система не снимает. Иными словами, компании на УСН, как с объектом «доходы минус расходы», так и с объектом «доходы» обязаны ее утверждать. Впрочем, в последнем случае УП будет иметь минимальное количество пунктов, поскольку многие «упрощенцы» ведут бухучет по упрощенной схеме. В том, что касается налогового учета, «доходная» упрощенка не предоставляет компаниям каких-либо вариаций в способе отражения доходов, так что учетная налоговая политика в данном случае будет в основном копировать положения Налогового кодекса.
Относительно учетной политики для целей бухгалтерского учета, закон № 402-ФЗ не устанавливает четкого перечня необходимых пунктов документа, но подробнее позиции разъясняет ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Отметим, что последние поправки дали возможность организациям применять принцип рациональности (п. 7. ПБУ 1/2008), самостоятельно выбрав способ учета, если стандарт допускает несколько таких способов. При этом несущественной признается информация, от присутствия которой в отчетности не зависят экономические решения пользователя этой отчетности. Определять степень несущественности информации организация должна самостоятельно.
Что предусмотреть в организационном разделе учетной политики?
Организационно-распорядительная информация в НУП может включать:
- указание на лицо, ответственное за организацию и ведение налогового учета, — возложить эти функции такое лицо может на себя или иное уполномоченное лицо;
- уточнить применяемую учетную систему — ее форму (электронную или бумажную), формат ввода данных, порядок хранения и защиты информации и др.;
- иные важные для организации налогового учета аспекты (порядок выдачи денег под отчет и др.).
Если у ИП отсутствуют работники, эта глава НУП будет минимальна по объему, поскольку организовывать некого, и описание каких-либо регламентов в таком случае для ИП на УСН (доходы) не имеет особого смысла.
Оформить организационную главу НУП помогут размещенные на нашем сайте материалы:
- «Обзор бесплатных бухгалтерских программ для УСН»;
- «Порядок раздельного учета при УСН и ЕНВД».
Нормы, переходящие с 2019 года (по пунктам)
Следующие положения предлагаемого примера политики предприятия для целей бухучета остались неизменными с предыдущих годов и продолжают последовательно применяться:
- преамбула и пп. 1–3, т. к. основные нормативные документы, принципы и допущения для формирования учетной политики не изменились;
- пп. 4-6, т. к. применяемые нормы учета МПЗ в данных аспектах не изменились;
- пп. 7-14, т. к. применяемые нормы по ОС в данных аспектах не изменились;
- пп. 15-18, т. к. изложенные в них нормы в отношении НМА решено не изменять;
- пп. 19, 20, т. к. порядок учета спецоборудования и спецодежды, который используется предприятием, официально не изменялся и по-прежнему актуален для целей бухучета;
- пп. 21-30, 35, 36, т. к. представленные в этих пунктах нюансы учета товаров, выручки, доходов и расходов остаются актуальными для организации и их не требуется изменять в связи с изменениями законодательства или системы налогообложения;
- пп. 31–34, т. к. организация формирует и раскрывает в отчетности для бухгалтерских целей резервы по сомнительным долгам, причем применяемый порядок остается актуальным;
- пп. 37–41, т. к. организация по-прежнему не применяет некоторые положения по бухучету в связи со спецификой своей деятельности и статусом малого предприятия;
- пп. 42–44, т. к. действующий порядок признания и исправления ошибок, а также внесения изменений в учетную политику остается актуальным;
- пп. 46–47, 49-50, т. к. применяемые порядок и формы документооборота в целом остаются актуальными;
- п. 51, т. к. особый порядок инвентаризации некоторых учетных объектов, применяемый организацией, остается актуальным;
- пп. 52–62, т. к. организация продолжает использовать принятый организационный порядок в части прав подписи, осуществления внутреннего контроля, документооборота и декларируемой возможности вносить изменения в настоящую учетную политику.
Нужна ли учетная политика при УСН
Действующее законодательство не содержит прямых норм относительно обязательств составления учетной политики для субъектов предпринимательства, использующих УСН. Однако в силу определенных условий «упрощенцу» все же требуется составление учетной политики. К примеру, учетную политику следует оформлять для утверждения выбранной схемы УСН («Доходы 6%» или «Доходы минус расходы 15»), а также для описания особенностей учета в рамках данной схемы. Кроме того, учетную политику целесообразно составлять в следующих случаях:
- Ваша и ЕНВД. В данной ситуации в документе следует описать нормы раздельного учета доходов и расходов по каждому из налоговых режимов, а также порядок расчета и уплаты «вмененного» налога и единого налога УСН;
- получает средства целевого финансирования. Если Ваша организация получает субсидии и дотации как из государственных, так и из частных источников, то порядок их распределения и использования обязательно должен быть прописан в учетной политике.
На практике могут встречаться и дополнительные ситуации, когда «упрощенцу» требуется наличие учетной политики. Для того, чтобы определить необходимость составления документа, учитывайте специфику работы компании и сферу деятельности.
Состав учетной политики
Понятие «учетная политика» (УП) содержится в ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Форма УП не регламентирована, и поэтому свод правил учета может быть оформлен двумя способами:
- приказ, в теле которого будут изложены все правила ведения учета;
- учетная политика как самостоятельный документ, являющийся приложением к приказу об ее утверждении.
УП может быть в полном или упрощенном варианте (предназначен для малых предприятий, например, учетная политика при УСН-доходы). Состав УП, т. е. пункты, которые обязательно должны присутствовать и в полном, и в упрощенном документе:
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
- Общие положения. Законодательные и учетные документы. Общие направления деятельности организации.
- Организация бухгалтерского учета (БУ): указывают основные принципы ведения БУ, организация бухгалтерской службы, порядок документооборота и т. д.
- УП для целей налогообложения: указывается используемая организацией система налогообложения и все особенности учета, связанные с ней.
УП также может содержать отдельные приложения с образцами документов организации, перечень используемых счетов и т. п.
Сроки утверждения документа
Когда фирма прошла регистрацию, ей необходимо, согласно ПБУ 1, составить и утвердить свою учетную политику не позднее 90 дней. То есть ее можно ввести сразу же вместе с регистрацией, а можно более тщательно рассмотреть все моменты и утвердить не позднее трех месяцев. При этом действовать она начинает с момента регистрации организации.
Однако, в состав учетной политики входит раздел по налогам. НК РФ требует, чтобы учетная политика для налогообложения была утверждена не позднее конца первого налогового периода. При этом ее правила будут распространяться на деятельность компании с момента постановки на учет.
Учетная политика составляется на неопределенный период. При ее формировании действует принцип последовательности применения действующих правил. То есть выбрав один раз методы и способы бухучета, их желательно использовать и в дальнейшем. Изменения в них должны быть обоснованы и нацелены на оптимизацию деятельности.