Учиться или заниматься бизнесом

В студенческие годы хочется чувствовать себя финансово независимым, жить отдельно от родителей и не брать у них карманных денег. Многие пытаются устроиться на работу, но это не может не влиять на учебную деятельность.

  • Публикатор: Дарья Четверикова (repmrf1997)
  • Текст: Четверикова Дарья

Студенчество. Слово, которое для каждого человека имеет свой подтекст. Для одних — это время напряженной учебы, от которой будет зависеть уровень его профессионализма. Для других — это время веселой и беззаботной жизни по поговорке: «От сессии до сессии живут студенты весело». А вот третьи понимают «студенчество» совсем иначе.

Такие люди живут не только настоящим, а смотрят далеко в будущее. Это те, кто уже с уверенностью стоит на пороге взрослости и задумывается о том, как же будет складываться его личная жизнь: где жить, как себя прокормить, а значит, как себя обеспечивать.

Солнечные лучи проникают сквозь жалюзи и освещают просторный зал одного из офисов бизнес-центра. В воздухе витают приятные нотки весенних цветов.

Чем сейчас заниматься.Чему учиться. Маргулан Сейсембаев#успех #бизнес#мотивация#business_time_money

В центре на длинном столе из белого дерева мое внимание привлекает большое количество предметов, аж глаза разбегаются: тут и настольные зеркала, и тюбики разных размеров, множество нежно-розовых и белых баночек с косметическими средствами, журналы с глянцевыми обложками, палетки теней, кисти. Стол окружен девушками, которые активно ведут беседу и стараются опробовать всю продукцию. Все становится ясно: я попала на мастер-класс по макияжу в известную компанию Mary Kay. Меня встречает консультант по красоте, Любовь Заворина, студентка 4 курса по специальности «Информационная безопасность». Героиня стильно и опрятно одета: черная юбка-карандаш, нежно-розовая рубашка, на голове пучок, несколько светлых прядей струятся вдоль лица. Люба готова поделиться секретами совмещения работы и учебы:

Автор фото: Любовь Заворина

-О возможности дополнительного дохода в бизнесе с компанией Мэри Кэй я узнала на мастер-классе по красоте, на который однажды сама была приглашена. После встречи я осталась, чтобы узнать об этом подробнее.

Меня привлекло доброе и ненавязчивое отношение консультанта по красоте, замечательная продукция, лояльный и индивидуальный подход к каждому клиенту, и, конечно же, дополнительный доход. Вообще я уже третий год являюсь консультантом по красоте, очень редко проводила встречи. И вот уже три месяца как я активно провожу мастер-классы по уходу за кожей и макияжу. Работаю ежедневно.

Даже если у меня не назначены мастер-классы, я обзваниваю клиентов, поздравляю их с праздниками, веду продажи в соцсетях и приглашаю ещё больше девушек на встречи. График работы я выбираю себе сама, он меня полностью устраивает. Сложностей при совмещении работы и учебы я не испытываю. Моя работа — это моё хобби, которое очень легко совмещается с учебой.

Моя заработная плата напрямую зависит от меня. Нет фиксированной суммы. В компании отличный маркетинг-план и огромные возможности карьерного роста. Я работаю сама на себя, без коллектива. Конечно, у меня есть коллеги-консультанты, с которыми мы встречаемся и общаемся на собраниях, делимся успехами и советами. У всех нас добрые и доверительные отношения друг к другу.

Кто может стать бизнесменом?

Практику мое место работы предоставить не может. Но меня полностью устраивает сфера красоты, я бы предпочла работать именно в этой области.

Вот так неожиданно для себя люди находят свой путь в совсем другом направлении. Главное, чтобы это не мешало учебной деятельности. Человек может раскрыть в себе новые таланты, которые он может направить в нужное русло и правильно применить. Перейдем к похожему примеру из студенческой жизни еще одной героини.

Дневной свет слепит глаза, вокруг зеркала, от которых отражаются солнечные зайчики. Справа от меня стоит ванна, да, вы не ослышались, ванна в комнате, а вокруг огромные зеленые растения в горшках, напоминающие пальмы. С другой стороны, деревянный подвес с огромным количеством электрических лампочек, излучающих пламенный свет.

Позади меня находится хромакей с множеством вариаций цветов, на фоне которого грациозно позирует девушка. Ее тело облегает кислотно-зеленое боди, а руками она крепко держит ананас, вот такая яркая летняя съемка. Раздаются вспышки и щелчки фотоаппарата, тут вы должны понять, что я нахожусь в одной из фотостудии N-города. Екатерина Смернягина, студентка 1 курса по специальности «Нанотехнологии и наноматериалы», ловко справляется с фотоаппаратурой, успевает выбрать лучшие позы для фотографии, а также успевает отвечать на мои вопросы:

-О вакансии фотографа я узнала от матери, точнее моя мать посоветовала меня как специалиста своей начальнице и та, собственно, пригласила к себе работать. Данная профессия — это то, чем я хотела заниматься последние несколько лет. Так же есть возможность профессионального роста.

Обычно съемки у нас по воскресеньям, но на этом всё не заканчивается, в течение недели я обрабатываю материал. График работы меня вполне устраивает, но иногда нужно готовиться к каким-нибудь важным экзаменам и времени разорваться совсем не хватает. Моя заработная плата фиксирована. С начальницей прекрасные отношения и это очень сильно помогает, особенно в такой творческой работе. Я только получила работу в той сфере, которая мне очень нравится, и менять пока что не собираюсь.

Некоторые студенты уже на первом курсе хотят себя обеспечивать и находят неофициальную работу с гибким графиком. По-моему мнению, первый учебный год в университете дается на адаптацию, на изучение своих способностей. Затем можно попробовать себя в рабочей сфере, если это необходимо. Прекрасно, если твое хобби выливается в трудовую деятельность, за которую можно получить приличную оплату.

Автор фото: неизвестен

Многие преподаватели идут навстречу работающим студентам, входя в их положение, но есть и те, кто категорически против того, чтобы студент учился и работал, ведь так он неправильно расставит свои приоритеты. Я обратилась к Мандриковой Галине Михайловне, заведующей кафедрой филологии, чтобы услышать ее мнение по поводу совмещения студентами учебы и работы:
— Я думаю, что не все студенты могут совмещать работу с учебой, хотя многие это делают. На мой взгляд, основными причинами работы во время учебы являются: 1) необходимость (некоторые платят за учебу сами или обеспечивают свои жизненные потребности).

В этом случае стоит либо работать в каникулы (по выходным), либо совмещать работу с заочным /вечерним обучением — так хотя бы будет проще и честнее. 2) Желание иметь финансовую независимость от родителей (хотя родители готовы оказывать материальную поддержку). 3) Желание получить опыт работы.

Немногие работают в сфере, связанной с будущей специальностью, поэтому получаемый ими опыт важен, скорее, для их взросления, а не для будущей карьеры. Работать в этом случае имеет смысл только на старших курсах и по профилю обучения. 4) Своего рода мода / подражание другим. Это просто глупо.

Давайте честно скажем, ведь совсем не многие студенты способны совмещать работу с учебой без ущерба для той и другой. Как правило, страдает учеба, потому что работа — это ответственность, там тебе платят, а учеба требует много сил, и непонятно, нужна ли она тебе вообще?

К сожалению, студенты часто не способны расставить приоритеты в собственной жизни, понять, что для них важнее — учеба или работа. Если студенты даже 1-2 курсов способны найти работу, то зачем они вообще учатся? В советское время далеко не все получали высшее образование, многие шли в техникумы и училища, на курсы, позволяющие получить профессиональные навыки.

Есть такое выражение у преподавателей, пришедших из «советского времени»: раньше мы учились и подрабатывали, а нынешние студенты работают и подучиваются. Качество образования у таких подучивающихся довольно низкое, так как нет ни сил, ни времени заниматься учебой серьезно. Самое смешное, что у такого слабого студента наличие работы является оправданием неуспешной учебы, на возмущение преподавателей он отвечают: «Я же работаю!», на что получает вполне ожидаемый ответ: «Тогда не учитесь, а работайте!». Студенты, душой и телом отдающиеся работе, а не учебе, не имеют в результате серьезной мотивации к учебе, хорошего специалиста из них не получится, поскольку многое из того, чему можно научиться в вузе, проходит мимо них. Их цель — просто диплом о высшем образовании, неважно какой, поскольку иначе они бы выбрали учебу на выбранном ими направлении и постарались бы серьезно «вложиться» в свое профессиональное будущее.

Читайте также:  Репетиторство это бизнес или нет

Не каждый студент может похвастаться своей зачетной книжкой с положительными оценками, к тому же хорошо оплачиваемой работой во время учебы, но следующий пример докажет, что есть исключения.

Перемещаемся в новое пространство. В помещении много столов с компьютерами, за которыми трудятся инженеры и разработчики. На полках громоздятся технические разработки, проекты, кипы научной литературы. В укромном уголке стоит стеллаж «Мини-музей» с первозданной техникой, чертежами, металлическими конструкциями.

Но не подумайте, что тут, как на заводе или скучной фабрике, совсем наоборот, интерьер современный: белые стены, шкафы-купе, черные столы со стеклянными вставками, навороченные гаджеты. Длинный коридор ведет мимо музейного уголка и упирается прямо в стеклянную дверь, за которой находится тренажерный зал, любой сотрудник может остаток дня посвятить спортивным нагрузкам. Производственную атмосферу разбавляют зеленые растения, которые оживляют и освежают все вокруг. Инженер-электроник, Сергей Купавцев, студент 4 курса по направлению «Микросистемная техника и нанотехнологии», готов поделиться своей историей:

-О своей вакансии я узнал от преподавателя, с которым писал научную статью. Он посоветовал это место для практики. В первую очередь меня привлекло то, чем в последствии я буду заниматься. Мне была очень интересна тема разработок различных устройств, программирование микроконтроллеров. Так же понравились условия работы, которые предоставляет фирма.

Я работаю чуть больше половины года, на данный момент я еще учусь, поэтому у меня довольно гибкий график работы, сейчас я работаю 10 часов в неделю. Меня полностью устраивает график работы, мне нужно минимум отработать 10 часов, но при этом я могу спокойно и переработать. Моя заработная плата постоянная.

На моем месте работы есть возможность роста по карьерной лестнице, это возможно, если расти как специалист. Я считаю, что атмосфера всегда влияет на работоспособность. Но у меня проблем с этим нет, коллектив очень дружный, более опытные специалисты всегда готовы помочь в работе, так же проводится много мероприятий для всего рабочего коллектива. Я не хочу менять сферу деятельности, мне действительно нравится то, чем я занимаюсь сейчас.
Студентам на технических специальностях можно взять на заметку пример Сергея, ведь производственная практика может дать шанс на дальнейший контракт с фирмой, а это значит, что после защиты диплома не будет проблем с трудоустройством.

Автор фото: Алина Головешкина

Финальной точкой посещения я выбрала «ЗОЖ-бар». Огромные окна пропускают много света, цветовая гамма интерьера включает белые и зеленые оттенки, повсюду зеленые растения: в горшках между столиками, в небольших клумбах, на дальнем стеллаже в конце зала. Здесь слишком уютно, чтобы уходить, не выпив фруктовый смузи. В другом конце зала барная стойка, на витринах которой красуются свежие овощи и фрукты, здоровые салаты и десерты. Администратор кафе с улыбкой встречает меня и предлагает сесть возле окна, вид которого выходит на небольшой парк.
Алина Головешкина, студентка 3 курса по специальности «Инноватика в экономической деятельности», рассказала свою историю:
-О вакансии узнала по рассказам знакомых, так как рядом с домом открылся новый спортивный комплекс, и, зайдя на сайт, я увидела вакансию администратора кафе. Привлекла близость к дому, административная должность, где главным образом нужно выстроить порядок и правильный алгоритм работы и поддерживать его. Работаю 5 месяцев, в месяц примерно 15-17 смен, это примерно 4 раза в неделю.

График устраивает, так как выбираю его для себя самостоятельно в зависимости от занятости и расписания в университете, при этом могу брать дополнительные подработки, либо не работать в определенные дни. Сложности испытываю, поскольку работаю фиксировано полный день с 8 до 21 и поэтому приходится подстраиваться под расписание, либо где-то жертвовать временем и пропускать некоторые занятия, из-за этого появляются учебные долги.

Заработная плата складывается из отработанных часов, соответственно зависит от количества смен, плюс бывают премии за выполнение определенных стандартов: высокая выручка, продажа определенных блюд и так далее. Соотношение времени и зарплаты не совсем устраивает, так как работа достаточно сложная и ответственная, к тому же затрачивает много времени.

В мои обязанности входит: подготовка персонала и работа над предоставлением качественного сервиса; организация обслуживания гостей согласно стандартам: принятие заказа, сервировка стола, подача блюд, расчет гостя, уборка стола; подготовка зала к обслуживанию гостей, поддержание порядка; обеспечение правильной эксплуатации контрольно-кассовых аппаратов; соблюдение порядка оформления счетов и расчета по ним гостей; соблюдение всех установленных санитарных норм. Карьерный рост возможен в самом спортивном комплексе, в данном кафе самой высокой является вакансия администратора. Атмосфера в коллективе очень влияет, так как от этого зависит рабочий настрой и благодаря коллективу сглаживаются и перекрываются многие минусы во время рабочего процесса, иначе вся рабочая деятельность будет не качественной. Для моего учебного заведения предоставить практику может и тема диплома у меня выбрана в соответствии с моим местом работы, но с уклоном на информационные технологии. При смене сферы деятельности это могло бы быть общественное питание, но недолгое время, а для постоянной работы предпочла бы что-то связанное с путешествиями, например: гид, стюардесса, либо область, связанную с гуманитарными науками и написанием различных публикаций, статей, реклама и другое.

Студенты часто ищут свободные вакансии, работу с гибким графиком. Мне стало интересно, как они находят подходящую работу, а также на каком курсе ребята идут трудоустраиваться. Я обратилась к редактору «Работа.ру», Ливинской Ирине:

— Что касается студентов, которые размещают свои резюме на Работе.ру, то мы берём во внимание молодых людей от 18 до 24 лет. Студенты, которые указали в своём резюме «неполное высшее образование», то таких резюме в среднем 15-20% из общего количества.

Но что отличает студентов, которые регистрируются на сайте, сейчас они хорошо знают, какие есть сайты, сколько их, как заполнять резюме, как писать резюме, особенно, когда оканчивают учебное заведение, ближе к концу 4 курс или 6 курс. Они заполняют резюме, но работу они ищут чаще всего пассивно, то есть они просматривают вакансии, подписываются на рассылки и смотрят, какие есть подходящие вакансии, то есть мониторят. Откликаются и принимают активные действия, то есть отсылают резюме, звонят в основном выпускники. Подработку чаще всего студенты находят через какие-то объявления, в том числе на улице, через знакомых, через учебные заведения, через социальные сети. А вот серьезный поиск, через отправку резюме, через звонок, это касается выпускников или людей, находящихся на сессии или в процессе написания диплома, последние полгода обучения.

Я провела свое исследование: с помощью анкетирования выяснила легко ли студенты совмещают учебу и работу, какую работу они выбирают. В опросе приняли участие 130 студентов с первого по четвертый курс. Для начала я узнала, много ли студентов совмещают работу и учебу: 73% студентов только учатся, 27% совмещают работу и учебу.

Источник: les.media

Учиться или работать?

Учеба — важнейший этап для человека, качество которого определит качество его дальнейшей жизни. Познавательный процесс для человека начинается с рождения и продолжается всю жизнь.

Общество закрепило и урегулировало познавательную деятельность человека, создав сектор образовательной деятельности. Тем самым слово «учиться» ассоциируется теперь у современного человека со школами, институтами, курсами повышения квалификации, тренингами.

В нашей стране обязательно общее среднее образование (9 классов средней школы). Получив «аттестат зрелости», человек совершает выбор: учиться ему дальше в средней школе, получить среднее специальное образование или пойти работать. Все определяется желаниями человека и умственными возможностями. В этом возрасте впервые возникает эта возможность выбора: учиться или работать.

Читайте также:  Бизнес проект разведение коз

Современная изнеженная родительским вниманием и заботой молодежь в основном получает полное среднее образование (11 классов средней школы). Во второй раз человек выбирает: учиться дальше в вузе, техникуме или начать работать непонятно где, непонятно кем.

Тот, кто желает учиться, должен еще поступить в вуз на конкурсной основе. Высшее образование у нас в стране не является обязательным. В России в некоторых технических и гуманитарных вузах предусмотрены бюджетные места, но их с каждым годом становится все меньше.

Поэтому высшее образование в России становится все менее доступным для детей тех родителей, которые не накопили на учебу детей. В Европе и Америке все колледжи и университеты платные. Учиться в них могут только самые перспективные студенты, которые могут оплачивать свою учебу. Учиться, чтобы получить высшее образование, становится все труднее. Помимо знаний и способностей, нужны деньги, которых всегда мало.

Если стремление учиться огромно, то найти возможность получать знания в alma mater можно — учиться и работать, чтобы учиться. Во всех развитых странах предусмотрены кредиты на образование с периодическим процентным погашением кредита. Ученик может совместить учебу на вечернем или заочном отделении с работой, которая даст ему небольшие финансы, чтобы оплачивать учебу. Некоторые «страждущие» студенты учатся на дневном, а по выходным работают на «черных» работах — разгружают вагоны, коробки в аэропортах, моют машины, подметают улицы. В России ситуация учебы в вузе, при которой студенту приходится самому добывать средства, чтобы оплачивать учебу, — редкость, на Западе — распространенный случай.

Кому повезло, и учебу в университете оплачивает государство или родители, учиться и жить гораздо легче. Поэтому такие студенты в учебе достигают значительных результатов. Ведь все свободное время от занятий в институте можно посвятить самообразованию — расширить свой кругозор или углубить знания по профильным предметам.

Тем не менее, даже отличники стремятся на старших курсах найти работу. Это абсолютно естественно и правильно. Учиться становится легче, личность уже сформирована, амбиции растут. Работа на старших курсах — новая грань студенческой жизни, позволяющая реализовать себя в новой социальной и профессиональной среде.

Старшекурсники, устраивающиеся на работу не по профилю, руководствуются обычно финансовой выгодой. Работа в профессиональной сфере, совпадающей с выбранной специальностью в институте, приятна вдвойне. Хотя оклады начинающих стажеров невысокие и статус помощника специалиста не так уж значителен, но осознание того, что учеба и знания, полученные в институте, не пропадут зря, ободряет.

Стремление учиться и работать вызвано современной повсеместной ситуацией приема на работу — на приличную должность с хорошим окладом непременно требуется опыт работы. Без опыта работы выпускник вуза даже с красным дипломом на «кастинге» в организацию окажется «вне конкуренции».

Учиться или работать — личный выбор каждого. Приличное существование человека в социуме требует и получения, и применения знаний, а для этого приходится учиться и работать одновременно.

Источник: www.shkolazhizni.ru

Курсы против вузов: заменит ли экспресс-обучение годы в университете?

25 июня пройдет последний ЕГЭ, и выпускники будут подавать документы в вузы. Но высшее образование сегодня не для всех является единственным карьерным лифтом. Десятки разных онлайн-курсов обещают востребованную и высокооплачиваемую профессию уже через несколько месяцев. Мы попытались разобраться, что сейчас происходит на рынке онлайн-образования, как на университеты повлияла пандемия и нужно ли вообще в 2021 году получать вышку.

Целебный эффект пандемии

Из-за пандемии коронавируса в 2020 году 95% студентов в мире перешли в онлайн. В России уже к более 80% вузов занялись обучением в дистанционном формате. В лексиконе студентов и преподавателей появилось новое слово «дистанционка».

Самым сложным было перестроиться на ходу, однако, как отмечают исследователи из Высшей школы экономики, «система российского образования выдержала стресс-тест» — большая часть курсов была проведена в срок и не переносилась на следующие семестры. Но хоть система и выдержала пандемию, о полном переходе учебы в онлайн речи не идет. Да и надобности в этом нет: высшее образование стремится к гибридным формам обучения.

— Это когда часть аудитории находится в аудитории, а часть дома, — объясняет научный сотрудник Центра социологии высшего образования Ульяна Захарова. — Преподавателю необходимо заниматься с двумя аудиториями одновременно — это называется гибрид. Вот в принципе это ключевой тренд в этом направлении. Конечно, когда все перевелись на дистанционное обучение, возникла потребность к освоению каких-то новых цифровых инструментов, которые бы позволили на таком же уровне преподавать как это было при очном формате. И сейчас на гибридной форме от неэффективных инструментов отказываемся и остаются технологии, которые останутся в высшем образовании надолго.

А что в это время было с курсами?

Если для классического образования коронавирус — это тест на устойчивость, то для индустрии онлайн-образования (EdTech) — это окно возможностей. По данным РБК, выручка основных игроков во втором квартале прошлого года составила рублей — это на 26,5% больше, чем в предыдущем квартале и на 87% выше, нежели во втором квартале 2019-го. В целом же в ковидный год отечественная EdTech-индустрия выросла на 30–35% и достигла примерно рублей выручки. В этом году ожидается рост еще примерно на 20–25%.

— Взрывной рост произошел, но для большинства компаний это был плановый взрывной рост, — объясняет Алексей Полехин, программный директор образовательной платформы «Нетология». — Многие компании в сегменте дополнительного образования растут в два-три раза в год. Это в принципе соответствует нашим текущим бизнес-планам.

Но при этом пандемия дала нам чуть больше человеческой базы. Люди действительно начали интересоваться дистанционным обучением. Очевидно, что у людей масса времени, они заперты дома, им надо что-то делать, кто-то из них потерял работу. И, конечно, люди начинают обращать внимание на наши платформы.

В первую очередь в бесплатном сегменте, чтобы понять, насколько им подходит подобный формат обучения. Но это такая долгоиграющая история. В прошлом году они что-то попробовали в первый раз бесплатно. А в этом году у них постепенно дозревает мысль «а почему бы не попробовать и полноценное, профессиональное обучение в онлайне».

Чаще всего люди учатся программированию на онлайн-курсах

Сильнее всего выросли площадки, которые обучают цифровым профессиям и программированию. Эти профессии, по мнению россиян, наиболее востребованные и высокооплачиваемые. Возможно, на выбор также повлияло и то, что почти все пользовались сервисами и приложениями, которые делают жизнь во время самоизоляции легче, будь то Zoom или доставка продуктов. Только в первые недели карантина количество регистраций в «Яндекс.Практикуме» выросло на 100–150%, у GeekBrains — на 650%.

Кто и зачем учится онлайн?

Большое исследование об онлайн-образовании проводила компания EdMarket Research в 2019 году. По их данным, тогда почти 60% россиян старше 18 лет, живущих в крупных городах, проходили онлайн-курсы. А тех, кто обучался онлайн, можно разделить на две больших категории:

  • «прагматики» — студенты, которые хотят сменить профессию, обучиться новым практическим навыкам или открыть свой бизнес — таких примерно 40%;
  • те, кто учится ради удовольствия и расширения собственного кругозора — тоже около 40%.

Учащиеся на онлайн-курсах делятся на две примерно равные группы: одни хотят сменить работу и обучиться новым навыкам для текущей профессии, а другие учатся просто ради удовольствия и расширения кругозора

Похожим образом аудиторию онлайн-курсов описывает Алексей Полехин из «Нетологии». Основное ядро их образовательной платформы — это люди 25–35 лет, у которых уже есть успешный профессиональный опыт в другой сфере. Это риелторы, моряки, туроператоры — люди из самых разных профессий, которые не очень востребованы в современной экономике.

Соответственно на онлайн-курсы они приходят, чтобы освоить новую специальность. Помимо этого, есть много людей 40–45 лет, которые «не теряют нить саморазвития». Важная аудитория, у которой много свободного времени, — мамы в декрете и люди с ограниченными возможностями. И, конечно, много молодежи.

— Есть много молодежи, которая выбирает дополнительное профессиональное образование как альтернативу высшему образованию. И мне кажется, что это довольно правильный путь. Сначала получить какую-то практику и дальше на нее уже навешивать теорию. Нежели сидеть четыре года в бакалавриате, а потом еще два года в магистратуре получать сухую теорию без практики.

Читайте также:  Коммерческий бизнес его виды и характеристика

И потом выходить на рынок, не понимая, что с тобой происходит. Такой подход и есть некая тенденция в высшем образовании, когда первая часть обучения более практико-ориентированная, а магистратура становится больше теоретической, — говорит Полехин.

Важный аспект маркетинговых кампаний таких площадок — «гарантированное трудоустройство» по новой профессии. Например, в «Яндекс.Практикуме» недавно заявили, что готовы вернуть деньги тем, кто захочет, но не сможет найти работу. Ранее исследователи из института образования НИУ ВШЭ опросили выпускников сервиса, закончивших учебу с 1 января до 30 июня 2020 года — трудоустроиться смогли лишь 71,1% желающих.

Половина желающих найти работу выпускников «Яндекс.Практикума» смогли устроиться в течение двух месяцев

Но при этом в подразделения «Яндекса» устроились лишь около 40 из 796 выпускников. В компании объясняют это тем, что требования к младшему персоналу у них выше, чем в среднем на рынке, этапы отборы сложные и «не все готовы тратить на это время и силы».

Курсы — замена высшему образованию?

— «Университеты больше не нужны их заменят на онлайн». Такие разговоры давно ходят, — говорит Ульяна Захарова, научный сотрудник Центра социологии высшего образования, — Но здесь я занимаю достаточно жесткую позицию, что не надо сравнивать обучение в университете с обучением на онлайн-курсах. При обучении онлайн вы получаете только профессиональные компетенции.

И почти не получаете какие-то культурные и общепрофессиональные компетенции. При обучении на онлайн-курсе у вас будет строго профессиональные навыки. Вуз — это большая и важная часть становления личности человека и гражданина в принципе.

В России высшее образование всегда считалось карьерным и социальным лифтом. Пусть и последние годы этот стереотип немного ослаб — людей, которые думают, что высшее образование сопутствуют успешной карьере, стало меньше. По опросам ВЦИОМ, в 2008 году так думали 76% опрошенных, а уже в 2019 — 58%. Скептический настрой относительно высшего образования, наоборот, растет — 68% опрошенных считают, что значимость высшего образования преувеличивают и без него можно построить успешную карьеру. Причем так считает не только молодежь, но и люди старшего поколения.

Согласно другому опросу ВЦИОМ 2019 года, половина опрошенных россиян не работают по своей специальности. Причем касается это как людей с высшим, так и со средним специальным образованием. Примерно 30% неработающих по специальности в качестве причины указывают невозможность устроиться или отсутствие работы по своему профилю. А еще 40% опрошенных нашли себе более высокооплачиваемую работу в другой сфере.

Такое положение вещей лишь частично нужно расценивать как проблему. Да, многие действительно после университета не идут работать по своей специальности. Но как считает Ульяна Захарова, вуз закладывает в выпускниках компетенции, которые потом могут пригодится при переходе в другие сферы.

— Проблемой скорее является то, что люди, которые желают работать по профессии после окончания университета, это сделать не могут. С этим стоит работать на рынке труда и иметь какие-то более гибкие условия найма молодых специалистов, у которых еще просто не может быть никакого формального опыта, тем более записанного в трудовую книжку. Именно это в большой степени отваживает молодых специалистов идти по своей профессии, — заключает эксперт.

Университеты не списывают со счетов даже компании, которые сами разрабатывают образовательные площадки. У того же «Яндекса», несмотря на «Практикум», есть факультет компьютерных наук в ВШЭ и кафедра анализа данных в МФТИ. Похожие программы в вузах есть у Мэйл.ру, JetBrains и других айти-компаний.

— Высшее образование нужно, — считает программный директор «Нетологии» Алексей Полехин. — Просто часто к высшему образованию относятся как к некому триггерному событию. Мы смотрим, есть ли у человека диплом. И неважно, какой это был вуз. Мы воспринимаем кандидата так — у тебя есть высшее образование, ты молодец, ты прошел «школу жизни». Неважно, какие были преподаватели, какие есть навыки после учебы.

— С другой стороны, конечно, есть ряд вузов, которые не из этой категории, но я бы все-таки не противопоставлял онлайн-курсы высшему образованию. Просто надо понимать, в чем цель образования. Если молодой человек хочет максимально быстро получить работу, начать зарабатывать и строить карьеру, то ему уходить на четыре года в вуз — далеко не самый эффективный путь.

Он явно может, отучившись на онлайн-курсе по любому направлению за полгода-год, уже пойти в компанию джуниор-специалистом. Любое начало его профессионального пути в компании будет не меньшей «школой жизни», чем посещение какой-нибудь кафедры пять дней в неделю. Но если мы говорим не про начало карьеры, а про ее развитие, то здесь конечно без высшего образования, наверное, никак не обойтись, — заключает Полехин.

Нужны ли работодателю ваши «корочки»?

Согласно исследованию HeadHunter, большинство работодателей смотрят на опыт работы, а не на уровень образования. И вполне толерантно относятся к соискателям, которые устраиваются не по своему профилю. Но все же полагают, что диплом профессионалу нужен и без него карьеру не построишь.

Единого мнения у работодателей о высшем образовании и онлайн-курсах нет. Так, например, оконченные онлайн-курсы могут быть «первой ступенью» для специалистов, которые только начинают карьеру.

— Прохождение любых курсов требует времени и материальных трудозатрат — это демонстрирует рекрутеру, что соискатель настроен серьезно и не ждет, что кто-то будет его обучать в рабочее время, — говорит Марина Малашенко, HR-директор сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip. — Видно, что человек мотивирован и готов самостоятельно вкладываться в свое образование и профессиональный рост.

Другие же работодатели, наоборот, отдают предпочтение соискателям с высшим образованием.

— Сегодня при приеме на работу сотрудников про их образование спрашиваем в последнюю очередь, — говорит глава группы компаний ЦКТ Антон Мельников. — Но лично я все-таки до сих пор предпочту человека, заканчивавшего университет, нежели онлайн курсы, при прочих равных условиях. Дело в том, что обучение в институте дает не только знания, а еще учит навыку общения и работы со своим временем. Кроме того, в процессе получения классического высшего образования встречаются конфликты, и как следствие, человек больше «прокачен».

Идеальным соискателем остается человек, у которого есть и классическое профильное образование, и оконченные курсы по своей специальности. Так hr-специалисты и руководители видят, что человек хочет развиваться в своей сфере.

— Желание учиться всегда похвально, но лично мне интересны кандидаты с образованием внутри специальности или в смежных отраслях, — говорит Светлана Кузьмина, руководитель отдела подбора, интеграции и развития бренда работодателя FM Logistic в России. — Например, если соискатель на позицию рекрутера прошел онлайн-курс по рекрутменту, трудовому праву и так далее — это будет плюсом.

С другой же стороны, ни высшее образование, ни оконченные курсы не являются залогом трудоустройства и во многом зависят от самой позиции. На вакансии в бухгалтерию или юридический отдел скорее возьмут человека с официальным образованием, поскольку нужен специалист широкого профиля, говорит эксперт. А на более узкие специальности, например, связанные с программированием, в приоритете могут быть люди, окончившие курсы. В итоге идеальной тактикой можно считать совмещение: в вузе получать знания по основной и смежным отраслям, а параллельно можно проходить онлайн-курсы. Причем начинать уже в школе.

— Выпускникам 9-х классов я бы рекомендовал уже в школе серьезно окунуться в профессию, попробовав длительные программы онлайн-курсов, — рекомендует генеральный директор образовательной платформы GeekBrains Александр Волчек. — Например, по программированию, дизайну или фотографии. Но на этом этапе девятиклассник не будет профессионалом. Но зато после двухлетней «пробы», в 11-м классе, выпускники смогут осознанно сделать выбор: определиться, куда идти дальше получать профессию, по которой они будут работать.

Источник: 63.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин