Универсально-передаточный документ был создан для упрощения работы бухгалтеров, поскольку совмещает в себе признаки разной документации. В статье рассказано об особенностях УПД, истории создания и порядке заполнения.
- О форме универсального передаточного документа
- Образец заполнения универсального передаточного документа
- Правила заполнения УПД
- Возможные статусы:
О форме универсального передаточного документа
Реализация товаров и услуг у предприятий на ОСНО сопровождается заполнением двух документов:
- товарной накладной, ТТН или другой подобной формы по законодательству о бухучете (№ 402-ФЗ);
- счета-фактуры — по условиям НК РФ.
Информация в этих двух типах документов практически одинакова, они дублируют одну хозяйственную операцию по передаче товара. Это увеличивает время заполнения и объем бумажного оборота.
Форма счета-фактуры согласно постановлению Правительства РФ № 1137 позволяет добавлять дополнительные поля и строки. ФНС проанализировало ситуацию и в 2013 году рекомендовало к использованию УПД, который по сути является модернизированной формой счета-фактуры. При этом он объединил в себе функции нескольких документов.
Этот документ содержит реквизиты, характерные как для первичного передаточного документа, так и для счета-фактуры. Таким образом, организация применяет УПД для целей налогового и бухгалтерского учета одновременно. Документ от поставщика является основанием для вычета НДС и подтверждением расходов при расчете налога на прибыль.
При принятии бланка УПД в документооборот организация должна внести поправки в перечень используемых бланков. Универсально-передаточный документ – это расширенная версия счета-фактуры, с точки зрения учетной политики кардинальных изменений не произошло. Если покупателю передан УПД, выставлять счет-фактуру не нужно.
Образец заполнения универсального передаточного документа
УПД включает все требующиеся для счет-фактуры и передаточного первичного документа реквизиты. Он одновременно выполняет задачи счета и накладной (ТТН Т-1, ТОРГ-12 и других). Его можно применять как в качестве универсального, так и исключительно первичного документа. Для этого ряд полей в нем не заполняется. В их числе:
- поле 7 — «к платежно-расчетному документу»;
- графа 6 «сумма акциза»;
- графа 7 –«ставка налога»;
- графа 10 и 10а – код и наименование страны товара;
- графа 11 – «таможенная декларация».
Правила заполнения УПД
ФНС изначально не стало устанавливать требований по повсеместному применению универсально-передаточного документа. Он является рекомендованным для оформлении купли-продажи товаров. Каждая организация может доработать предложенный налоговой вариант в рамках требований НК РФ и закона «О бухучете». Особенно важно соблюдение правил в отношении ведения счетов-фактур, которые распространяются естественным образом на УПД.
При заполнении сначала обязательно выбирается статус УПД, от чего зависит его дальнейший документооборот.
Возможные статусы:
- «1» — совмещает функционал накладной и счета-фактуры, применяется для плательщиков НДС;
- «2» — используется исключительно как первичный документ в качестве накладной (ТОРГ-12, ТТН и др.), как счет фактура не рассматривается и не принимается к учету.
Налогоплательщик имеет право самостоятельно вносить дополнительные блоки в УПД, чтобы максимально полно оформить хозяйственную операцию. Обязательным при этом является точное заполнение реквизитов и их правильность, а также расположение в документе. В данном случае лучше ориентироваться на предложенный ФНС образец.
В УПД должно быть наименование покупателя и продавца, дата составления, номер, подписи с расшифровкой ФИО и должности. Это базовые для таких бухгалтерских документов моменты. Многофункциональность является самой сильной стороной УПД, поэтому он стал таким распространенным. При заполнении нужно ориентироваться на стандарты оформления счетов-фактур при описании дополнительной информации. Остальные аспекты играют только рекомендательную роль при заполнении документа.
В рекомендованный бланк можно добавить:
- сведения о дополнительных имущественных правах сторон на передаваемую продукцию;
- блок с информацией об участниках операции и ее содержании, помимо ИНН и других реквизитов;
- краткие сведение о заключенном договоре между сторонами – дата, период действия, общая сумма контракта;
- сведения о сопроводительных документах – декларациях качества, сертификатах, транспортных документов, электронных файлов, имеющих отношение к данной операции.
Универсально-передаточный документ прост для понимания бухгалтером, потому что содержит типичные для учетной и первичной документации разделы, строки, графы. Это позволяет быстро разобраться и по возможности безошибочно заполнить документ.
Источник: xn--h1apee0d.xn--p1ai
Поступление ТМЦ от самозанятого в 1С: Бухгалтерии предприятия ред.3.0

Продолжим тему сотрудничества с физическими лицами, уплачивающими налог на профессиональный доход, т.е. с самозанятыми. Ранее мы рассмотрели актуальный вопрос выплаты аванса такому физ.лицу и напомнили, что до сих пор автоматизирован только один функционал выплат самозанятым по реестру – тот случай, когда самозанятый сначала оказывает услуги, а затем получает оплату.
Но ведь самозанятые могут торговать продукцией собственного производства, учитывая некоторые исключения. О нюансах приобретения товаров от самозанятых и отражении этих операций в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 поговорим в данном материале. А практический пример усложним условием, что самозанятый попросил перечислить его вознаграждение стороннему физическому лицу.
Начнем с того, что на уплату НПД не могут перейти продавцы, которые реализуют покупные товары. То есть, например, гражданин приобретает товары в крупной сети и реализует их в своем магазине (розничная продажа), то в такой ситуации стать самозанятым нельзя (подп. 2 п. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ).
Также не вправе применять специальный налоговый режим в виде уплаты НПД лица, которые:
1) реализуют подакцизные товары;
2) занимаются добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
3) реализуют товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством РФ.
Такая маркировка требуется, в частности, для следующих видов товаров (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р):
— духи и туалетная вода;
— шины и покрышки пневматические резиновые новые;
— предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
— блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
— пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;
— пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;
— белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
— фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки;
— сыры, мороженное и прочие виды пищевого льда;
— пиво безалкогольное и солодовое, напитки, изготавливаемые на основе пива;
— сидр и грушевый сидр, прочие напитки.
Также маркировка нужна для предметов одежды (Постановление Правительства РФ от 11.08.2016 № 787):
— песца или лисицы;
— кролика и зайца;
— иных видов меха.
Важный нюанс: при продаже перечисленных выше товаров перейти на уплату НПД нельзя, даже если это товары собственного изготовления!
Списки маркированных товаров постоянно пополняются, убедитесь, что ваш самозанятый контрагент имеет право на его изготовление.
Перейдем к практической части и воспроизведем в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0 ситуацию, когда у самозанятого гражданина Соколовой А.В. ООО «Пончик» приобрело праздничный торт за 7 000 рублей. Усложним пример тем, что Соколова попросила перевести свое вознаграждение на карту другого физического лица Артемьевой Н.И.
Итак, введем контрагента Соколову А.В. в программу, укажем, что она самозанятая.
В поле «Основной банковский счет» вводим именно ее банковский счет при наличии, а не счет стороннего физлица! Если информации о личном банковском счете самозанятого у вас нет, то оставляете поле незаполненным.
Далее вводим документ «Поступление (акты, накладные, УПД)» с видом «Товары (накладная УПД)» в разделе «Покупки».
Торт приходуем как материал на счет 10.06, в поле «Расчеты» укажем корректные счета взаиморасчетов с самозанятой: 76.09 и 60.02.
Программа сформирует проводку Д 10.06 К 76.09
Если бы Соколова А.В. предоставила реквизиты своей личной банковской карты для выплаты вознаграждения, то особых заморочек не было бы. Вы просто в списании с расчетного счета указали бы вид операции «Прочее списание», счет учета 76.09.
Программа бы сформировала проводку Д 76.09 К 51 и взаиморасчеты с Соколовой А.В. закрылись бы.
Но Соколова попросила ее вознаграждение перевести другому физическому лицу, например, Артемьевой Н.И. Поэтому эта схема нам не подходит.
Кстати, а правомерно ли выплачивать вознаграждение другому физическому лицу? Обратимся к нормативным документам.
Покупатель, заказчик или иной должник может исполнить обязательство по оплате товаров (работ, услуг) перед поставщиком, исполнителем или иным кредитором третьему лицу. Такой способ расчетов возможен в тех случаях, когда оплата третьему лицу предусмотрена договором или кредитор дал указание должнику.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Допустим, у нас именно такая ситуация. Как провести это в 1С: Бухгалтерии предприятия ред. 3.0?
Сформируем аналогичное списание с расчетного счета с видом «Прочее списание» Артемьевой Н.И., счет учета будет такой же 76.09.
В карточке контрагента Артемьевой Н.И. укажем вид контрагента «Физическое лицо».
Документ сформирует проводку Д 76.09 К 51.
В оборотно-сальдовой ведомости по счету 76.09 очень хорошо видно, что Соколовой мы должны, а заплатили Артемьевой.
Нужно сделать взаимозачет этих сумм документом «Корректировка долга» в разделе «Покупки» (или «Продажи»).
Выберем вид операции «Перенос задолженности», перенести «Авансы поставщику», укажем наших контрагентов и в табличной части поставим счет 76.09.
Корректировка долга сформировала нужные нам проводки между двумя контрагентами.
В оборотно-сальдовой ведомости по счету 76.09 теперь тоже всё красиво закрылось.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Источник: xn--80abbnbma2d3ahb2c.xn--p1ai
Универсальный передаточный документ — УПД образец бланк

Итак, количество документов, отчетов, и внутренней документации для нормального функционирования средней компании только множится день ото дня.
Однако есть способы унифицировать и уменьшить количество документов для отчета в налоговые органы. Один из таких унифицированных отчетов – универсальный передаточный документ – УПД, образец и бланк которого можно будет скачать ниже.
Где применяется универсальный передаточный документ
Универсальный передаточный документ имеет много общего с классической и привычной для бухгалтеров счет-фактурой.
Рассмотрим случаи, для которых можно применить данный акт:
- факт отгрузки товаров, причем этот документ имеет распространение как на случаи с транспортировкой товара, так и без нее;
- факт передачи выполненных работ также может быть оформлен в виде УПД;
- факт оказания услуг;
- различные виды передачи имущественных прав;
- оформление отгрузки товаров, услуг, работ между комиссионером и комитентом (по договору комиссии данных товаров и услуг).
В таких случаях универсальный документ может использоваться как первичный документ учета, или как документ, совмещающий счет-фактуру и первичную документацию.
Чем отличается УПД от счет-фактуры
Фактически, установленный законодателем бланк этого документа уже включает в себя привычную счет-фактуру, но также имеет и дополнительные поля информации и отличия. Так что же изменилось?
В этот документ добавлены обязательные реквизиты первичной документации. Таким образом, исходя из перечисленного выше функционала, документ обретает 2 возможные формы, одна из которых включает в себя по функциям и первичную документацию, и счет-фактуру, а так же форму, заменяющую первичную документацию.
Однако, использующим второй вариант следует помнить, что такой документ не вызывает последствий в виде начисления и оплаты НДС.
В заключение хочется отметить, что применение этого документа в бухгалтерской и налоговой документации не обязательно. Законодатель лишь предлагает использовать его, а не обязывает.
Для более консервативных предприятий по-прежнему остается возможность пользоваться более привычными и изученными способами первичного учета.
Ниже расположен типовой универсальный передаточный документ – УПД, образец и бланк которого можно скачать бесплатно.
Источник: uristhome.ru
