Управление развитием включает систему целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и производства, широкое и быстрое распространение и освоение крупных нововведений в народном хозяйстве, ускорение социально-экономического развития.
Задачи управления развитием заключаются в экономии и преобразовании труда, сбережении материальных и топливно-энергетических ресурсов, эффективном использовании основных фондов и капиталовложений, формировании и удовлетворении общественных и личных потребностей (спроса). Особое значение имеет социальная функция управления развитием, связанная с преобразованием условий жизни, труда и быта.
Функции управления развитием. В трудоемких отраслях (добывающая промышленность, сельское хозяйство, торговля, сфера услуг и др.) и регионах, где не хватает рабочей силы, на первый план выдвигается трудосберегающая функция управления, в материалоемких отраслях и районах с напряженной экологической обстановкой — ресурсосберегающая.
Фондосберегающая функция становится определяющей для районов, где необходимы дополнительные рабочие места для трудоустройства. Все функции управления развитием связаны друг с другом: экономия материалов сберегает труд в сырьевых отраслях, а лучшее использование основных фондов сберегает труд в машиностроении, строительстве и на транспорте. Охрана природы и улучшение природопользования входят также в число важнейших функций управления развитием.
Комплаенс как важная функция управления и развития бизнеса
2.9. Научно-техническая политика и основные черты инновационного менеджмента в условиях регулируемой рыночной экономики
Научно-техническая политика включает следующие основные положения:
1) выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и производства;
2) формирование целевых программ создания и распространения новых поколений техники и базовых технологий;
3) разработка программы опережающего развития фунда-ментальных исследований;
4) развитие системы непрерывного образования, приспособленной к меняющимся задачам формирования личности, развития науки и производства;
5) содействие многообразным формам научно-технического творчества и соединения науки с производством;
6) создание благоприятных экономических и правовых условий ускорения научно-технического развития с помощью гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики, антимонопольного законодательства;
7) организация внутригосударственного (межрегионального) и международного научно-технического сотрудничества.
При этом необходимо обеспечить рациональное сочетание коренных и развивающихся нововведений.
Научно-техническая политика тесно связана со структурной (определение темпов, пропорций и приоритетов в развитии народного хозяйства), инвестиционной (определение объема, структуры и направлений капиталовложений с целью обновления основных фондов) и инновационной (внедрение инноваций во все сферы общественного воспроизводства) политиками.
Структурная политика направлена:
1) на ускоренное развитие наукоемких отраслей, определяющих рост производительности труда и повышение социально-экономической эффективности производства;
КАК МАСШТАБИРОВАТЬ БИЗНЕС? Все про Управление Бизнесом — Этапы Развития Бизнеса
2) на воссоздание структуры производств, основанных на последних достижениях науки и технологии;
3) перестройку и замену неэффективных производств новыми, использующими достижения последней научно-технологической волны;
4) экономное использование природных ресурсов за счет рационального использования свойств материи, составляющих эти ресурсы, сокращение объема их добычи.
Главное — не темпы, а новое качество развития производства.
Инвестиционная политика предусматривает увеличение вложений:
1) в реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий по сравнению с новым строительством;
2) в развитие научной и опытно-экспериментальной базы по приоритетным направлениям (электронизация, механизация и автоматизация физически тяжелых и вредных работ (в т.ч. погрузочно-разгрузочных на транспорте); автоматизация управленческого труда; метрология и диагностические устройства; энерго- и ресурсосберегающие технологии; компьютерные программы и др.).
Инновационная политика. Концепция инновационной политики исходит из интенсивного освоения нововведений и радикальных новшеств. Инновационная модель развития базируется на стратегической инновационной политике, которая призвана обеспечить приоритет нововведениям, позволяющих кардинально изменить инвестиционную активность предприятий в сторону ее роста, ускорить научно-технический прогресс и сократить разрыв в уровне экономического и социального развития между регионами и странами, и, на этой основе, повысить конкурентоспособность национальной продукции и услуг.
Индустриально развитые страны в большинстве своем проводят инновационную политику, основанную на предвидении изменений, своевременной адаптации, характеризующейся гибкостью реакции отраслей, предприятий, с конца XIX века. Это позволяет им сегодня доминировать на мировых ранках.
Многие преуспевающие корпорации, фирмы используют инновационную модель развития. С целью интенсификации инновационного процесса в них создаются внутренние рисковые (венчурные) предприятия. Такие предприятия, оставаясь в рамках крупной компании, обладают всеми достоинствами независимых малых фирм и быстро проводят новшества по этапам инновационного процесса, оперативно реагируя на изменения в технике, технологии, рынке сбыта, поведении конкурентов и потребителей продукции. Они компенсируют бюрократические пороки аппаратов управления основных компаний.
1. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебн. пособие. – М.: Дело, 2003. – 512 с.
3. Контуры инновационного развития мировой экономики. М.: Наука. 2000.
4. Естественный капитализм: грядущая промышленная революция / Поль Хокен, Эймори Ловинс, Хантер, Ловинс. – М.: Наука, 2002. 459 с.
4. Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Ин-т США и Канады. – М.: Наука, 2002. – 348 с.
5. Мильнер Б.З. Управление знаниями. – М.: Инфра – М, 2003. – XIY, 178 с.
6. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности/ Руководители авторского коллектива В.Д. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2004. – 880 с.
7. Инновационная экономика. 2-е изд., исправленное и дополненное./ Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2004.-352 с.
План практических занятий
- Стадии и тенденции развития науки.
- Современное положение с внедрением научно-технических достижений в России.
3. Циклы и тенденции развития производства, сущность, особенностии этапы научно-технического развития.
4. Особенности развития научно — технического комплекса в рамках наступающей третьей научно-технической революции.
5. Направления технологического развития и их использование для развития российской экономики.
6. Революция в предметах труда.
7. Этапы и формы автоматизации производства.
8. Электронизация и информатизация производства.
9. Сущность, задачи и функции управления развитием.
10. Научно-техническая политика и основные черты инновационного менеджмента в условиях регулируемой рыночной экономики.
1. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебн. пособие. – М.: Дело, 2003. – 512 с.
3. Контуры инновационного развития мировой экономики. М.: Наука. 2000.
4. Естественный капитализм: грядущая промышленная революция / Поль Хокен, Эймори Ловинс, Хантер, Ловинс. – М.: Наука, 2002. 459 с.
4. Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Ин-т США и Канады. – М.: Наука, 2002. – 348 с.
5. Мильнер Б.З. Управление знаниями. – М.: Инфра – М, 2003. – XIY, 178 с.
6. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности/ Руководители авторского коллектива В.Д. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2004. – 880 с.
7. Инновационная экономика. 2-е изд., исправленное и дополненное./ Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2004.-352 с.
8. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Орловой. М.: Инфра-М, 2004, — 238 с. – (Высшее образование).
Источник: studfile.net
Функции и технология управления развитием бизнесом
Рассматривая бизнес как некоторое вполне конкретное предпринимательское дело (производственное, коммерческое, финансовое), можно утверждать, что оно, как и всякая общественная деятельность, нуждается в управлении.
Управление — весьма сложный, постоянно действующий процесс, который носит многофункциональный характер и совершается как в рамках каждого подразделения, так и предприятия в целом. Цель такого процесса — обеспечение определенных результатов деятельности предприятия в соответствии с принятым критерием в рамках принятого временного интервала (месяц, квартал, полугодие, год или долгосрочный период, включающий несколько лет).
Основные функции управления сводятся к следующим.
1. Учет (статистика) управленческой информации.
2. Анализ учетно-статистической информации.
3. Планирование деятельности фирмы.
4. Планирование деятельности фирмы.
5. Мотивация деятельности трудового коллектива.
6. Контроль исполнения.
7. Регулирование деятельности.
Рассмотрим наиболее общие функции и технологию управления бизнесом, совокупная иллюстрация которых представлена на рис. 2.1
Прежде всего отметим, что само управление бизнесом необходимо рассматривать в двух аспектах: внешнее управление (внешний контур управления, представленного на рисунке) и внутрифирменное управление (внутренний контур управления).
Начнем с рассмотрения внутрифирменного контура управления. Оно представляет собой некоторую последовательность выполняемых функций и в их рамках — выполняемых управленческих операций.
Итак, первая функция управления — учет (статистика) управленческой информации. Без информации, как известно, нельзя принять вообще никакого решения и, следовательно, невозможна никакая управленческая деятельность.
В состав этой важной функции входят следующие управленческие операции:
1.1 — сбор необходимой управленческо-статистической информации (информация о результатах деятельности фирмы в прошлом периоде, о ценах на выпускаемые товары на рынке, результаты исполнения баланса предприятия, оценка использования производственных ресурсов, показатели финансового состояния предприятия, информация о конкурентах, об их товарах и пр.);
1.2 — переработка всей собранной информации и подготовка ее к последующему анализу.
Вторая функция управления анализ учетно-статистической информации. Он содержит следующие управленческие операции:
2.1 — выявление резервов повышения эффективности бизнеса (резервы повышения чистой прибыли фирмы за счет увеличения количества продаж товара и установления его оптимальной цены, снижения издержек производства, предложений по реформированию системы налогообложения бизнеса);
2.2 — прогнозирование состояния рынка с учетом возможного поведения фирм-конкурентов в каждой рыночной нише, в которой данная фирма имеет свои интересы (состояние показателей эластичности спроса товара по цене, по доходу потребителей, изменение платежеспособности потребителей продукции, повышение качества товаров у конкурентов данной фирмы, состояние рыночной доли продаж товара и изменения поставок товара конкурентами).
Третья функция управления — планирование деятельности фирмы. В рамках этой важной функции выполняются следующие управленческие операции:
3.1 — проведение необходимых расчетов и разработка нескольких альтернативных вариантов плана (обоснование критерия принятия решения, получение многовариантных оценок результатов деятельности фирмы в плановом отрезке);
3.2 — экономическая оценка каждого варианта плана и разработка предложений по обоснованию лучшего варианта.
Четвертая функция управления — принятие решения и его исполнение. Она предполагает выполнение таких управленческих операций, как:
4.1 — выбор планово-управленческого решения;
4.2 — оперативно-производственное планирование.
Пятая функция управления — мотивация деятельности трудового коллектива. В рамках этой функции выполняются следующие управленческие операции:
5.1 — выбор организационно-правовой формы будущего бизнеса;
5.2 — система налогообложения бизнеса;
5.3 — распределение будущей прибыли между участниками бизнеса;
5.4 — формы и системы оплаты труда членов производственного процесса.
Шестая функция управления — контроль исполнения. В ее состав входят следующие управленческие операции:
6.1 — координация деятельности производственных подразделений и производственных процессов во времени и пространстве;
6.2 — мониторинг производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
6.3 — оценка отклонений от плана по временным интервалам и по отдельным структурным подразделениям.
Заключительная, седьмая функция управления — регулирование деятельности. Данная функция предусматривает осуществление внутрифирменной управленческой обратной связи между входом в систему и выходом из нее. При выполнении всех названных функций и технологических управленческих операций фирма может рассчитывать на положительные результаты в своей производственно-хозяйственной деятельности и обеспечить их выполнение в рамках установленного планового диапазона.
Однако, как показывает многолетний обширный производственный опыт, даже если менеджмент фирмы находится на очень высоком квалификационном уровне, получить хорошие, а иногда просто минимально необходимые положительные результаты производства фирмам не удается. В их деятельности наблюдаются спад производства, сокращение балансовой или чистой прибыли, нехватка оборотных средств, задержка денежных расчетов со своими поставщиками и потребителями и другие негативные явления, обычно нарастающие и постепенно ведущие фирму к финансовой несостоятельности и банкротству.
И в этом не всегда виновато само предприятие и его управленцы. Нередко фирмы попадают в тяжелое экономическое и финансовое положение по вине внешнего контура управления. В этот контур входят Президент, Правительство, Государственная Дума, губернаторы регионов и прочие территориальные органы управления. Они издают законы, постановления, указы, распоряжения, которые должны выполняться предприятиями, но грозят им тяжелыми последствиями.
Чтобы этого не происходило, должна быть налажена оперативная обратная управленческая связь между всеми функционирующими предприятиями и высшими внешними управленческими службами государства. Последние должны постоянно получать с предприятий информационные отклики на последствия принятых документов в области взаимоотношений между бизнесом и государственными органами. С этой целью по результатам выполнения первых пяти управленческих функций на предприятиях должна поступать оперативная управленческая обратная связь, а по результатам последней — внешний контур управления государством должен вносить поправки к действующим регламентирующим документам. Обратная связь должна идти по многим направлениям, включая прямые обращения предприятий в высшие органы управления, широкое освещение положения дел в бизнесе в средствах массовой информации (газеты, журналы, монографии, радио, телевидение).
Результаты обширного обсуждения и коррективы в действующие управленческие документы поступят на вход действующих предприятий бизнеса и принесут безусловную пользу национальной экономике, расширят предпринимательский корпус, увеличат количество действующих рабочих мест, приведут к повышению уровня жизни народа и, разумеется, будут способствовать увеличению собираемости федеральных и региональных налогов. Все это в конечном счете приведет к снижению социальной напряженности в обществе и повысит уровень его благосостояния.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 191 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Функция управления

Впервые понятие «функции управления» было введено французским теоретиком и практиком менеджмента А. Файолем в начале 20 в. Он предложил пять основных функций: предвидение, организацию, распределение, координирование и контроль . Сегодня перечень функций управления более широкий. Среди них выделяются анализ, прогнозирование, планирование , принятие решений, организация, координация, мотивация и стимулирование, обучение, коммуникация, контроль и мониторинг (рис.
1). Рис. 1. Функции управления. Архив БРЭ. Рис.
1. Функции управления. Архив БРЭ.
В процессе осуществления управленческой деятельности данные функции не следуют одна за другой, но могут осуществляться одновременно или дополнять друг друга. Например, планирование деятельности компании может охватывать организацию, мотивацию и стимулирование сотрудников, осуществление контроля, коммуникации, обучение и т. д. И в то же время могут осуществляться организация планирования, контроль планирования деятельности, коммуникации и обучение в процессе её планирования и др.
Анализ в управленческой деятельности, подразумевающий исследование отдельных элементов рассматриваемого объекта, направлен на нахождение взаимосвязей между ними и выявление способов влияния на них для достижения целей наиболее эффективным образом. Прогнозирование (предвидение) предполагает формирование сценариев развития окружающих организацию условий, в которых она действует (см. статьи Внешняя среда организации , Микросреда , Макросреда , Среда организации ). При этом рассматривается как минимум три варианта сценариев: оптимистичный, пессимистичный и нейтральный. Планирование заключается в проработке совокупности мер и мероприятий по достижению целей организации . В рамках данной деятельности находятся ответы на вопросы о том, что необходимо сделать для достижения поставленных целей, в течение какого периода, какие ресурсы будут нужны для этого, какие результаты будут достигнуты и кто будет играть решающую роль в осуществлении запланированных мероприятий.
Организация как функция управления направлена на упорядочивание деятельности компании, выстраивание её организационной структуры, распределение полномочий, ресурсов, обязанностей и ответственности между отдельными подразделениями и сотрудниками. Координация заключается в обеспечении согласованности действий всех участников деятельности организации, создании необходимых условий для постоянного функционирования организации посредством взаимодействия между всеми подразделениями, сотрудниками и другими заинтересованными сторонами .
Мотивация и стимулирование подразумевают определение мотивов, потребностей, интересов сотрудников организации, применение стимулов, соответствующих выявленным устремлениям работников и побуждающих последних к достижению наилучших результатов и творческому решению стоящих перед ними задач.
Контроль предполагает наблюдение за объектом управления (деятельностью организации), определение соответствия или отклонений от установленных в планах нормативов параметров и осуществление коррекции деятельности организации в случае необходимости.
Коммуникация как функция управления включает в себя сбор, систематизацию сведений от всех участников деятельности организации, обмен сообщениями между ними с помощью определённых способов, средств, технологий для обеспечения их эффективного информационного взаимодействия.
Принятие управленческого решения заключается в выборе управляющим лицом варианта действий или мер для осуществления целей организации.
Обучение как функция управления представляет собой двусторонний процесс передачи от учителя, тренера и освоения обучающимися знаний и умений, а также выработки навыков, необходимых для осуществления деятельности. Кроме того, обучение происходит не только на личном уровне для обучающихся, но и на уровне организации, которая приобретает новые характеристики в результате целенаправленных усилий и под влиянием внешних условий.
Источник: bigenc.ru
