Для современной экономики Казахстана малый и средний бизнес являются приоритетными сферами. Поэтому создание эффективной, простой и целеполагающей системы налогообложения их хозяйствующих субъектов является первоочередной финансовой задачей.
Согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:
1) общеустановленный порядок;
2) специальный налоговый режим на основе разового талона;
3) специальный налоговый режим на основе патента;
4) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации [10; c.24].
Субъекты малого и среднего бизнеса, осуществляющие расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке, в силу исполнения налоговых обязательств, обязаны определять объекты налогообложения и объекты, связанные с ним, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет от определенной за налоговый период налогооблагаемой базы по установленным налоговым ставкам, составлять налоговую отчетность и предоставлять ее в налоговые органы.
Режим налогообложения для индивидуальных предпринимателей в Казахстане
Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет Республики Казахстан представлены на схеме. (приложение 1)
Налоговое обязательство по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет исполняется в тенге, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование предусмотрена натуральная форма уплаты или уплата в иностранной валюте.
Методологической базой формирования специальных налоговых режимов выступает концепция (частная теория) единого налога, а сама идея единого налога возникла как попытка реализации таких важнейших принципов налогообложения, как справедливости, эффективности, нейтральности и простоты. Несмотря на дискуссионность вопроса о количестве и составе принципов налогообложения, названные выше основополагающие требования в той или иной степени теоретически и практически вмонтированы в концепцию единого налога.
В основе специальных налоговых режимов всех типов для определенных категорий налогоплательщиков лежат принципы максимально возможного упрощения налогообложения, сокращения количества налогов, установленных действующим налоговым законодательством (в соответствии с общим налоговым режимом), и замены большей части налоговых платежей совокупным платежом (единым налогом) в той или иной форме, например, единый налог на совокупный доход для малого бизнеса, единый сельскохозяйственный налог и т.п. При этом налогоплательщики, перешедшие на специальный налоговый режим, могут не освобождаться от уплаты отдельных общеустановленных налогов: взносов в накопительные пенсионные фонды, акцизов, таможенных пошлин и т.п. Однако общий подход — объединение множества налогов в единый налог, как наиболее характерный признак специальной системы налогообложения, в любом случае сохраняет свое значение.
Настройка учета по ИП на упрощенном режиме налогообложения СНР
Специальные налоговые режимы в Республике Казахстан предусматриваются в отношении:
1) субъектов малого бизнеса;
2) крестьянских (фермерских) хозяйств;
3) юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции;
4) отдельных видов предпринимательской деятельности [11; с.206].
Установление для субъектов малого бизнеса благоприятных режимов налогообложения было обусловлено стремлением максимально вывести их из теневой экономики посредством упрощения механизмов налогообложения и снижения налоговой нагрузки для этой группы налогоплательщиков.
Налоговый кодекс Республики Казахстан предусматривает несколько видов специального налогового режима (на основе разового талона, патента или упрощенной декларации), которые применяются в зависимости от величины получаемых доходов и организационно-правовой формы субъекта малого бизнеса.
Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. При этом на субъектов малого бизнеса не распространяется порядок исчисления, уплаты и представления налоговой отчетности вышеперечисленных налогов, установленный статьями 77-140, 315-322, а также 141-174, за исключением статей 146-162 Налогового Кодекса.
Исчисление, уплата и представление налоговой отчетности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, не указанным в настоящем пункте, производятся в общеустановленном порядке. Упрощенный порядок исчисления налогов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, производится путем применения к объекту налогообложения ставки, установленной статьями 375, 377 Кодекса.
Объектом налогообложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами, за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты, и (или) разового талона. Не являются объектом налогообложения имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты в соответствии со статьей 163 Кодекса, за исключением дохода, полученного от сдачи в аренду имущества. В случае осуществления субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим, нескольких видов предпринимательской деятельности доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности. Для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, в доход за налоговый период сумма налога на добавленную стоимость не включается.
Специальный налоговый режим не вправе применять:
1) юридические лица, имеющие филиалы, представительства;
2) филиалы, представительства;
3) дочерние организации юридических лиц и зависимые акционерные общества;
4) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения в разных населенных пунктах.
Специальный налоговый режим не распространяется на следующие виды деятельности:
1) производство подакцизной продукции;
2) консультационные, финансовые, бухгалтерские услуги;
3) реализация нефтепродуктов;
4) сбор и прием стеклопосуды;
6) лицензируемые, за исключением:
— медицинской, врачебной; деятельности в области ветеринарии;
— производства, ремонта и строительных работ по газификации жилых коммунально-бытовых объектов;
— проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средств охранной, пожарной сигнализации и противопожарной автоматики;
— производства противопожарной техники, оборудования и средств противопожарной защиты;
— монтажа, ремонта и обслуживания пассажирских лифтов;
— международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
— изготовления и реализации лечебных препаратов;
— проектно-изыскательских, экспертных, строительно-монтажных работ, работ по производству строительных материалов, изделий и конструкций;
— розничной реализации алкогольной продукции;
— производства и предоставления услуг в области почтовой связи и телекоммуникаций, услуг по трансляции телевизионных и звуковых (радиовещательных) программ, проектирования, строительства, эксплуатации общереспубликанских магистральных, международных линий связи и использования радиочастотного спектра;
— перевозки пассажиров и грузов речным транспортом;
— производства землеустроительных, топографо-геодезических и картографических работ;
— производства и ремонта средств измерений;
— археологических и реставрационных работ памятников истории и культуры;
— деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения: установки, монтажа, ремонта, эксплуатации технических средств регулирования дорожным движением;
— поисково-спасательных, горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных работ;
— деятельности по применению пестицидов (ядохимикатов);
— образовательной деятельности юридических лиц, дающих начальное общее, основное общее или среднее общее образование; начальное профессиональное образование, в том числе по профессиям; среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское профессиональное образование, в том числе по специальностям, а также деятельности дошкольных и внешкольных организаций;
— осуществления охранной деятельности физическими и юридическими лицами;
— производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии;
— проектирования и эксплуатации промышленных взрыво-, пожароопасных и горных производств, электрических станций, электрических сетей и подстанций, гидротехнических сооружений, магистральных газо-, нефтепродуктопроводов, подъемных сооружений, а также котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;
— проектирования, изготовления, монтажа и ремонта химического, бурового, нефтегазопромыслового, геолого-разведочного, горно-шахтного, металлургического, энергетического оборудования, взрывозащищенного электротехнического оборудования, аппаратуры и систем контроля, противоаварийной защиты и сигнализации, подъемных сооружений, а также котлов, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением;
— приемки, взвешивания, сушки, очистки, хранения и отгрузки зерна;
— изготовления и ремонта железнодорожного подвижного состава; изготовления и ремонта специальных контейнеров, применяемых для перевозки опасных грузов;
— осуществления розничной торговли и предоставления услуг за наличную иностранную валюту;
— всех видов деятельности по технической защите государственных секретов Республики Казахстан, включая разработку, изготовление, монтаж, наладку, использование, хранение, ремонт и сервисное обслуживание технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации;
— природоохранного проектирования, нормирования и работ в области экологической экспертизы.
Крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица-производители сельскохозяйственной продукции по деятельности, не предусмотренной статьями 378 и 385 Кодекса, могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса. Расчеты с бюджетом по реализации на рынках (за исключением реализации в киосках, стационарных помещениях (стационарных типовых отделах) на территории рынков по договорам аренды) производятся только по специальному налоговому режиму для субъектов малого бизнеса на основе разового талона в порядке, установленном статьей 373 Кодекса, кроме лиц, определенных пунктом 1 статьи 392 Кодекса. При этом на лиц, осуществляющих расчеты с бюджетом по реализации на рынках, не распространяются положения статей 370, 371 и 379 Кодекса. Лица, определенные в пункте 1 статьи 392, осуществляют расчеты с бюджетом исключительно в специальном налоговом режиме для отдельных видов предпринимательской деятельности, предусмотренном статьями 391-397 Кодекса.
При переходе на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов последующий переход на специальный налоговый режим возможен только по истечении двух лет применения общеустановленного порядка.
Специальный налоговый режим на основе разового талона. Специальный налоговый режим на основе разового талона применяют физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер, а также лица, определенные пунктом 2 статьи 369 Налогового Кодекса.
Под предпринимательской деятельностью, носящей эпизодический характер, понимается деятельность, осуществляемая в общей сложности не более девяноста дней в календарном году, за исключением деятельности, осуществляемой на основе договоров, заключаемых с налоговыми агентами. Перечень видов деятельности, форма и порядок выдачи разовых талонов устанавливаются уполномоченным государственным органом. Стоимость разовых талонов устанавливается решением местных представительных органов на основе среднедневных данных хронометражных наблюдений и обследований, проведенных налоговым органом, с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, влияющих на эффективность занятия деятельностью. Физические лица, осуществляющие деятельность эпизодического характера на основе разового талона без применения наемного труда, не являются плательщиками социального налога и освобождаются от государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Специальный налоговый режим на основе патента. Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:
1) не использующие труд наемных работников;
2) осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства;
3) доход за год не превышает 2,0 млн. тенге.
В случаях возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента, налогоплательщик на основании заявления переходит на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации либо на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов. Указанное заявление подается в момент возникновения условий, не позволяющих применять специальный налоговый режим на основе патента. Патент выдается индивидуальному предпринимателю на срок не менее одного месяца в пределах одного календарного года.
Для получения патента индивидуальный предприниматель представляет в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности заявление с указанием вида деятельности по форме, установленной уполномоченным государственным органом, и свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Для получения очередного патента заявление на получение патента представляется до истечения срока действия предыдущего патента. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности, подлежащей лицензированию, он обязан предъявить лицензию на право осуществления такой деятельности. При этом патент выдается на срок, не превышающей срок действия лицензии.
В случае осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности по автомобильным перевозкам пассажиров и багажа он обязан указать в заявлении на получение патента вид перевозок (регулярные или нерегулярные перевозки). Контроль за соответствием вида автомобильных перевозок условиям, установленным законодательным актом Республики Казахстан, осуществляет уполномоченный орган в сфере автомобильного транспорта.
Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности заявления на получение патента считается его согласием исчислять и уплачивать налоги в общеустановленном порядке, за исключением случая подачи заявления о временном приостановлении предпринимательской деятельности. Выдача патента производится налоговыми органами в течение одного дня после подачи заявления и предъявления документов, подтверждающих уплату в бюджет стоимости патента, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования. Патент недействителен без предъявления Свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим на основе патента, расчеты по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования и обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды в налоговые органы не представляет. Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 3 процентов к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет в виде:
1) индивидуального подоходного налога — в размере 1/2 части стоимости патента;
2) социального налога — в размере 1/2 части стоимости патента за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.
При прекращении предпринимательской деятельности до истечения срока действия патента внесенная сумма налогов возврату и перерасчету не подлежит, за исключением случая признания индивидуального предпринимателя недееспособным. В случае, если фактический доход превышает доход, заявленный при получении патента, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней заявляет сумму превышения и производит уплату налогов с этой суммы. По заявлению налогоплательщика взамен ранее выданного патента ему выдается новый патент с указанием фактического дохода. В случае, если фактический доход ниже дохода, заявленного при получении патента, возврат излишне уплаченной стоимости патента производится по заявлению налогоплательщика после хронометражного обследования, проведенного налоговым органом.
Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. Для перехода на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации до начала налогового периода субъекты малого бизнеса представляют в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление по форме, установленной уполномоченным государственным органом. Вновь образованные юридические лица представляют заявление на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации в налоговый орган не позднее десяти рабочих дней после государственной регистрации юридического лица. Вновь образованные индивидуальные предприниматели представляют заявление на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации в день постановки на регистрационный учет по месту осуществления деятельности.
При осуществлении деятельности на нескольких объектах, находящихся на территории разных территориально-административных единиц в пределах одного населенного пункта, налогоплательщик самостоятельно определяет налоговый орган для подачи заявления на применение специального налогового режима на основе упрощенной декларации. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют субъекты малого бизнеса, соответствующие следующим условиям:
1) для индивидуальных предпринимателей:
— предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, включая самого индивидуального предпринимателя;
— предельный доход за налоговый период составляет 10000,0 тыс. тенге;
2) для юридических лиц:
— предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;
— предельный доход за налоговый период составляет 25000,0 тыс. тенге.
В случаях несоответствия данным условиям или при добровольном выходе из специального налогового режима субъект малого бизнеса переходит на общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов на основании заявления, начиная с квартала, следующего за отчетным.
В следующей главе дипломной работы рассмотрим практические примеры налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в общеустановленном режиме и в режиме упрощенного налогообложения.
2 Анализ Упрощенного налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
Источник: kazedu.com
Упрощенный режим налогообложения в рк для ип
WCR Consulting
Полный гайд по регистрации компании в Казахстане
Оглавление
- О Казахстане.
- Основные преимущества ведения бизнеса в Казахстане.
- Что необходимо для регистрации компании в Казахстане?
- Выбор организационно-правовой формы бизнеса в Казахстане.
- Налоги в Казахстане.
- Этапы регистрации компании в Казахстане.
- Открытие корпоративного банковского счета в Казахстане.
- Услуги WCR Consulting по регистрации компаний в Казахстане.
1. О Казахстане.
Республика Казахстан — государство в центре Евразии, большая часть которого относится к Азии, меньшая — к Европе, официально является демократической, светской, унитарной, конституционной республикой с разнообразным культурным наследием. В экономике доминирует углеводородная промышленность, а занятость населения максимальна в сфере услуг.
Казахстан — экспортоориентированная страна с развивающейся экономикой по классификации Международного валютного фонда и населением 19,2 млн человек. Казахстан занимает 55-е место по уровню номинального ВВП ($197 млрд) и 59-e место по ВВП на душу населения ($10 042) в мире. Это крупнейшая в мире страна, не имеющая выход к морю, и вторая по величине страна в СНГ.
2. Основные преимущества ведения бизнеса в Казахстане.
Открытие компании в Казахстане– это одна из доступных возможностей для освоения новых иностранных рынков сбыта без юридических и экономических трудностей, благодаря внедрению большого количества цифровых сервисов для взаимодействия с государством. Многие граждане РФ в текущей ситуации выбирают Казахстан из-за большого количества преимуществ для ведения бизнеса в данной юрисдикции:
- Казахский язык является государственным языком, а русский имеет равный официальный статус для всех уровней административного и институционального назначения. Законы имеют также официальный перевод на русский язык;
- Удобное географическое положение: Казахстан расположен на перекрестке Европы и Азии, что делает его стратегически важным транспортным и логистическим центром;
- Удобное правительственное регулирование: Казахстан имеет простую и понятную систему правительственного регулирования, которая облегчает бизнес-деятельность;
- Низкие затраты на производство: Казахстан имеет низкие затраты на производство благодаря дешевой рабочей силе и доступным ценам на энергоресурсы;
- Развитая инфраструктура: Казахстан имеет современные дороги, аэропорты, железнодорожные станции, телекоммуникационную инфраструктуру и другие объекты, которые обеспечивают комфортную жизнь и бизнес-деятельность;
- Прозрачная налоговая система с возможностью применения льготных налоговых ставок для отдельных категорий бизнеса;
- Наличие специализированной таможенной системы, позволяющей декларировать товары в удаленном режиме;
- Безвизовый режим для граждан более 65 государств и упрощенные трудоустройства иностранных граждан.
3. Что необходимо для регистрации компании в Казахстане?
Перед открытием компании в Казахстане физическому лицу необходимо получить ИИН и ЭЦП для физического лица.
ИИН — это Индивидуальный Идентификационный Номер, состоящий из 12 цифр. Его присваивают всем физическим лицам. Данный номер подтверждает личность в любых госучреждениях, включая налоговую. После получения ИИН можно пользоваться сотовой связью, открывать счета в банках и регистрировать бизнес.
ЭЦП – это аналог цифровой подписи в России. С помощью ЭЦП можно подписывать документы онлайн.
ИИН и ЭЦП делаются одновременно в любом центре обслуживания населения (ЦОН).
ЦОН – это центр обслуживания населения, аналог МФЦ в России. Для получения нужно будет предоставить заграничный паспорт. Если на руках есть только российский национальный паспорт, то тогда понадобится сделать нотариальный перевод на латиницу у любого уполномоченного нотариуса в Казахстане.
4. Выбор организационно-правовой формы бизнеса в Казахстане.
- Для физических лиц в Казахстане доступны следующие вида организации бизнеса:
Индивидуальное предпринимательство в Казахстане (ИП)
Индивидуальное предпринимательство в Казахстане практически не отличается от аналогичной юридической формы бизнеса в России. ИП — это физическое лицо и предприниматель, который несет ответственность личным имуществом. Отличаем является лишь то, что в Казахстане можно создавать совместное предпринимательство на основе совместного имущества.
Не все иностранные граждане могут открыть ИП в Казахстане. Право на открытие ИП в Казахстане имеют граждане стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и Таджикистана (не входит в ЕАЭС, но ратифицировал договор «О правовом статусе граждан. ».
Для того, чтобы открыть ИП, нерезиденту необходимо будет получить ИИН и ЭЦП, оформить разрешение на временное проживание (РВП), а затем получить вид на жительство (ВНЖ), после чего появится возможность зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.
Для регистрации необходимо подать заявление по установленной форме на сайте электронного лицензирования или в приложениях банков второго уровня.
Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО)
Товарищество с ограниченной ответственностью близко по своей сути российскому ООО. ТОО — это юридическое лицо, которое учреждается одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами. В такой форме юридического лица ответственность каждого партнера ограничена его вкладом в ТОО, а уставной капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров, а при недостаточности этих сумм — дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладам.
Для открытия ТОО в Казахстане, гражданам РФ не нужно иметь ВНЖ – достаточно получить ИИН и ЭЦП. После регистрации ТОО россияне могут получить разрешение на временное проживание (РВП) в стране сроком на год. Поэтому данная форма организации бизнеса популярнее всего.
Акционерное общество (АО)
Акционерное общество является юридическим лицом, которое выпускает акции с целью привлечения капитала. Такое общество может иметь неограниченное число участников, которые не отвечают по долгам компании, но несу риск убытков в пределах принадлежащих им корпоративных прав. Так как Акционерные общества подходят в основном для организации больших компаний, то в дальнейшем мы будем рассматривать наиболее популярные правовые формы в Казахстане, а именно ИП и ТОО.
5. Налоги в Казахстане.
Общий обзор налогов в Казахстане по состоянию на 2023 год
Корпоративный подоходный налог | 20% |
Налог на добавленную стоимость (НДС) | 0-12% |
Налог на доходы ЮЛ нерезидентов | 15% |
Подоходный налог (НДФЛ) | 10% (резиденты), 20% (нерезиденты) |
Налог на прирост капитала | 0% (резиденты), 15% (нерезиденты) |
Налог у источника | 20% (ЮЛ), 10% (ФЛ) |
Налог на дивиденды | 55 |
Налог на имущество | до 1,5% |
Основные налоги в Казахстане практически не отличаются от других стран. Ключевой характерной чертой налоговой системы Республики Казахстан является полугодовой налоговый период и обязанность сдачи отчетности раз в полугодие.
Налоговые режимы для ИП в Казахстане
Индивидуальные предприниматели в Казахстане могут работать на общеустановленном режиме налогообложения, но для оптимальной работы и снижения налоговой нагрузки Налоговым кодексом РК предусматриваются различные специальные налоговые режимы. Режимы налогообложения индивидуальных предпринимателей в Казахстане представлены в таблице:
Патент | 3 528 МРП (12 171 600 тенге) в год | 1% от дохода | Без сотрудников | — Учет доходов; |
С использованием специального мобильного приложения | 3 528 МРП (12 171 600 тенге) в год | 1% от дохода | Без сотрудников | — Учет доходов; |
Упрощенная декларация | 24 038 МРП (82 931 100 тенге) за полугодие | 3% от дохода | До 30 сотрудников | — Учет доходов; — Учет заработной платы сотрудников; |
Фиксированный вычет | 144 184 МРП (497 434 800 тенге) в год | 10% от дохода за минусом вычетов (расходов) и корректировок. (+возможность взять дополнительный вычет) | До 50 сотрудников | — Учет доходов; — Учет расходов; — Учет заработной платы сотрудников; |
Розничный налог | До 600 000 МРП (2 070 000 000 тенге) в год | 4% от дохода (при продаже физическим лица); 8% от дохода (при продаже Юридическим лицам). | До 200 сотрудников | — Учет доходов; — Учет расходов; — Учет заработной платы сотрудников; |
Общеустановленный | Без ограничений | 10% от дохода за минусом вычетов (расходов) и корректировок | Нет ограничений по количеству сотрудников | — Учет доходов; — Учет вычетов; — Учет корректировок; — Учет заработной платы сотрудников; |
Следует помнить, что существует перечень видов деятельности, по которым запрещено использовать специальные налоговые режимы (СНР). К таким видам деятельности относятся:
- производство подакцизных товаров;
- хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
- реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;
- проведение лотерей;
- недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство);
- сбор и прием стеклопосуды;
- сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
- консультационные и (или) маркетинговые услуги;
- деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
- финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
- деятельность в области права, юстиции и правосудия;
- аренда и эксплуатация торгового рынка;
- сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, 2 и 3 в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания;
- деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги;
- деятельность в рамках финансового лизинга.
Источник: wcr-consulting.com
В чем отличие налогов для ИП и ТОО
При открытии нового бизнеса у начинающего предпринимателя в первую очередь встает вопрос о выборе организационно-правовой формы и регистрации: индивидуальное предпринимательство (ИП) или товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО). Безусловно, у каждого из них есть определенные особенности. В этом обзоре разбираемся, чем они отличаются друг от друга и какие преимущества и недостатки есть у ИП и ТОО.
В чем отличия?
Согласно статье 30 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан, индивидуальным предпринимательством является самостоятельная, инициативная деятельность граждан Республики Казахстан, кандасов, направленная на получение чистого дохода, основанная на собственности самих физических лиц и осуществляемая от имени физических лиц, за их риск и под их имущественную ответственность.
Что же касается ТОО, то в соответствии со статьей 77 Гражданского кодекса РК, товариществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Таким образом, управляющим ИП является физическое лицо, в то время как ТОО ведет юридическое лицо, то есть отдельная организация, в составе которого могут быть несколько физических лиц или организаций.
Какая разница в регистрации?
Стоит отметить, что ИП имеет более легкую процедуру регистрации. Для его открытия потребуется только удостоверение личности и ключ ЭЦП.
Есть три вида открытия ИП. Можно подать заявку через налоговое отделение по месту регистрации. Для этого требуется подать уведомление, срок рассмотрения заявки составляет один рабочий день.
Вторым вариантом является регистрация через egov.kz. Для начала нужно будет авторизоваться на портале. Далее зайти в раздел «Бизнес» и заказать услугу онлайн. После этого требуется указать все данные, заполнить заявление и подписать документы через ЭЦП.
Третий способ открытия бизнеса — через портал elicense.kz. После регистрации на самом портале в разделе «Обслуживание» будет подраздел «Уведомительный порядок». Переходите на «Уведомление о начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя» и заполняете все необходимые данные. Подпись так же проходит с помощью ЭЦП.
Для открытия ТОО потребуется больше времени. Во-первых, перед самой регистрацией необходимо дать делу название, которое не должно повторяться с другим ТОО. Вид и масштаб деятельности также является важным моментом для регистрации. После подготовки необходимо подписать учредительный договор и утвердить устав.
Если вы регистрируетесь онлайн, вам не нужно оформлять учредительный договор, однако желательно пройти данную процедуру. Помимо всего, налоговые органы могут попросить такие дополнительные документы как учредительный договор, устав на двух языках (казахском и русском), само решение, а также печать.
В случае любого изменения в ТОО в период деятельности требуется перерегистрация в ЦОН. Помимо этого, в некоторых случаях индивидуальному предпринимательству разрешено не вести бухгалтерский учет, в то время как ТОО за это могут понести административную ответственность.
Если вы решили зарегистрировать ТОО онлайн, то вам нужно зайти на портал egov.kz и сделать следующие шаги:
- проверить наличие ИИН учредителя в базе ИНИС Налогового комитета министерства финансов РК.
Если он отсутствует, обратитесь в налоговый орган для внесения ИИН в базу данных.
- авторизоваться на сайте egov.kz и перейти к разделу «Заказать услугу онлайн»;
- выбрать вид регистрации юридического лица;
- заполнить заявку.
В чем отличие ИП и ТОО в налогообложении?
Существенным аспектом в отличии двух форматов является получение оплаты и налогообложение.
Индивидуальный предприниматель платит меньшее количество налогов по сравнению с ТОО, а также у ИП отсутствует корпоративный подоходный налог.
За каждого сотрудника ИП обязаны оплачивать налоги в следующих размерах:
- индивидуальный подоходный налог в размере 10% от заработной платы;
- обязательный пенсионный взнос в размере 10% от заработной платы;
- социальные отчисления — 3,5% от доходов
- обязательное медицинское страхование (ОСМС) — 3% от дохода работника, но не более 10 МЗП;
- согласно статье 28 Закона РК «Об обязательном медицинском страховании», взносы на ВОСМС должны составлять 2% от 1,4 МЗП, то есть 1 680 тенге.
Что касательно ТОО, то предприниматели обязаны платить:
- корпоративный подоходный налог в размере 20% от налогооблагаемого дохода;
- 15% от доходов у источника выплаты;
- социальный налог в размере 11% от расходов работодателя;
- пенсионные взносы по ставке 11%;
- в соответствии со статьей 568 Налогового Кодекса РК, налог на добавленную стоимость составляет 12%.
Максимальный размер доходов для ТОО составляет 25 млн тенге в квартал, в то время как для ИП — 10 млн. Также есть разница в количестве сотрудников в штате: для ТОО в упрощенной форме — 50 человек, для ИП — 25 человек.
Стоит отметить, что не все сферы предпринимательства можно осуществлять в рамках так называемой «упрощенки». Если же у определенного вида деятельности нет разрешения на упрощенный режим, то ТОО должно платить больше налогов, чем физические лица, которые занимаются тем же бизнесом.
Кроме того, есть отличия в ведении бухгалтерского учета. Юридические лица обязаны вести бухучет, в то время как индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от данной ответственности при ведении работы в рамках налогового режима на основе патента и разового талона.
В чем отличия с точки зрения административной ответственности?
Размеры штрафов зависят от значения и тяжести административного нарушения. Тем не менее, размеры выплат у ИП значительно ниже, чем у юридических лиц. Также у ТОО есть риск получения штрафа не только на предприятие, но также на работников.
В случае задолженности у партнеров, при отсутствии материальных средств, на учредителя ИП могут подать взыскание на личное имущество. ТОО же должны рассчитываться как организация. Это значит, что учредителю не нужно платить за долги собственным имуществом.
В материале использовано фото из Depositphotos.
Saks Fifth Avenue Almaty представил корнер с коллекциями казахстанских дизайнеров
В Астане пройдет KPMG Tech Awards для награждения лучших IT-проектов
Шон Ганн, Майкл Рукер, Александр Кузнецов, Пьер Спенглер и «Майор Гром» на Comic Con Astana 2023
Coke Studio Festival в Алматы собрал более 28 тысяч зрителей
Получай актуальные подборки новостей, узнавай о самом интересном
(без спама, обещаем )
Источник: the-steppe.com