Уровень социальной ответственности бизнеса это

Базовое понятие корпоративной социальной ответственности

На сегодня в научной сфере не существует единого объяснения термина корпоративная социальная ответственность (КСО), но выделяются два подхода в его трактовке. Согласно с первым, КСО рассматривается со стороны соблюдения или несоблюдения юридических норм, по второму социальная ответственность предприятия основывается на добровольности.

КСО представляет собой совокупность всех обязательств, данных компанией, а также отвечает за результаты работы, затрагивающей социальные сферы. КСО бывает внешней и внутренней.

Базовыми векторами КСО являются:

  • Коллектив сотрудников;
  • Человеческое общество и его местные представили в частности;
  • Экологическая проблематика и среда обитания.

Замечание 1

Ответственное отношение бизнеса к среде обитания является фундаментом корпоративной социальной ответственности.

Уровневая пирамида КСО

Самым часто используемым способом разделения КСО на уровни, который используют не только отечественный исследователи, а и зарубежные есть пирамида А. Керролла. В своем исследовании он разделил КСО на четыре уровня, показанных на рисунке 1.

Новый уровень социальной ответственности бизнеса

Рисунок 1. Пирамида иерархии социальной ответственности А.Керролла

banner

Не нашли то, что искали?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

Тип работы
Узнать стоимость
это быстро и бесплатно

В основании пирамиды находится экономическая ответственность. Она непосредственно ориентируется на фундаментальную функцию компании на рынке как производителей товаров и услуг, удовлетворяющих потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль.

Замечание 2

Экономическая ответственность является фундаментом всей структуры КСО. После нее идут уровни с более высокой социальной ответственностью.

Правовая ответственность являет собою обязательное следование букве закона бизнесом в рамках рыночной экономики, а также пропорциональное соотношение его деятельности общественным ожиданиям, прописанным в правовых нормах. Если же законы не соблюдается, то ни о какой социальной ответственности в дальнейшем не может идти речь.

Сюда относится уплата налогов, выплата заработной платы и,в идеале, создание новых рабочих мест. Этическая же ответственность, в свою очередь, требует от компании созвучности общественным ожиданиям, не указанных в правовых документах, но базирующихся на нормах морали. Филантропическая ответственность побуждает компанию к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ. Филантропия не является обычным проявление благотворительности. Этот вид ответственности находится на вершине пирамиды и говорит о добрых намерениях компании относительно своих социальных обязанностей.

Социальная ответственность в бизнесе. Наш опыт

В мировых научных сферах критически относятся к классификации Керролла, руководствуясь тем, что этика является важнейшей складовой всех уровней. В исследовательских кругах России существует свой подход к классификации КСО.

Читайте также:  Какие машины подходят для Яндекс такси в Перми бизнес

Отечественная система классификации КСО

В России КСО исследуют в таких векторах:

  • Добровольность и обязательность;
  • Гражданские запросы и ожидания.

Основываясь на указанных пунктах определяются такие иерархические уровни КСО:

  • Высший;
  • Продвинутый;
  • Базовый или обязательный.

Они отображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Модель градации КСО, используемая в России

banner

Сложно разобраться самому?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

Источник: spravochnikvs.com

Уровни корпоративной социальной ответственности

Современному российскому бизнесу часто не хватает четкого понимания и сознательного принятия того, что социальная ответственность бизнеса — это не нечто исключительное, вызываемое особыми обстоятельствами, а норма, вытекающая из сущности крупного корпоративного бизнеса. Бизнес не может действовать изолированно от общества, поскольку он сам часть социума.

Крупная компания является социально-экономическим институтом, занимающим ведущее положение в странах с рыночной экономикой. В отличие от фирм малого и среднего бизнеса, крупные компании часто выступают как градообразующие. От их деятельности во многом зависит состояние окружающей среды, качество потребительских товаров.

Они группируют и внутри себя, и вокруг большие массы заинтересованных людей, которые формируют взаимозависимую систему отношений (связей), своеобразную паутину, которая может либо поддерживать бизнес в трудную минуту, либо, напротив, лишает компанию возможности действовать. Наличие социальных связей еще раз подтверждает тот факт, что корпорация — важный общественный институт, который включен в систему общественных отношений, во многом определяющих социально-экономическое развитие отдельных субъектов общества, а если брать корпоративный сектор в целом, то и всего общества. Корпоративный сектор и государство разделяют ответственность не только за социально-трудовые отношения, но и за благополучие общества в целом [2].

Поскольку число, состав и круг интересов заинтересованных лиц постоянно меняется, необходимы адекватные изменения реализуемой корпорацией модели взаимодействия с ними. В связи с этим выделим несколько уровней корпоративной социальной ответственности.

1. Микроуровень: ответственность перед сотрудниками (персоналом), партнерами, акционерами и потребителями. Так, социальную защищенность сотрудников компании обеспечивают программы и инициативы, направленные на создание и поддержание корпоративной культуры, развитие чувства корпоративной принадлежности, приверженности сотрудников ценностям и идеалам компании. Существуют программы социальных льгот, предоставляемых работникам на основе добровольно взятых компанией обязательств, которые могут включать:

2. Мезоуровень: ответственность перед местными сообществами.

4. Мегауровень: ответственность перед мировым сообществом [3]. Существуют и другие подходы к выделению уровней корпоративной социальной ответственности:

  • базовый, или обязательный – своевременная выплата работникам зарплаты, уплата налогов, соблюдение законодательства в сфере охраны окружающей среды, техники безопасности и здоровья работников, этика поведения в рамках законодательства и кодекса корпоративного поведения. Соблюдение требований данного уровня социальной ответственности позволяет предприятию выйти на цивилизованный рынок;
  • уровень благотворительности (традиционная адресная благотворительность, стратегическая, обеспечивающая стратегический интерес компании — программы помощи и спонсорство); уровень социальной ответственности корпорации перед ее персоналом. Как правило, это обеспечение расширенного (за рамки российского законодательства) пакета социальных услуг работникам, создание собственной (корпоративной) пенсионной системы, реализация внутрифирменных программ по медицинскому обслуживанию, организации питания и отдыха, развитию физкультуры и спорта, по обеспечению жильем, подготовке и переподготовке кадров, по совершенствованию организации и культуры производства и т.п.;
  • уровень социальных инвестиций. Социальное инвестирование возникло в качестве альтернативы благотворительности как традиционной, так и стратегической. Данный уровень КСО предполагает целенаправленную долгосрочную социо-эколого-экономическую политику компании на территории присутствия, направленную на решение общественно значимых задач и подразумевающую взаимное вложение ресурсов представителей местных сообществ и приносящую взаимные выгоды всем участникам [1].
Читайте также:  С чего начать пошив нижнего белья бизнес

Многие компании разработали и внедрили кодексы корпоративного управления, публикуют отчеты о социальной деятельности. В их числе группа «СУ АЛ», «Газпром», «Ленэнерго», ТНК «BP», Магнитогорский металлургический комбинат. Однако эти кодексы мало чем отличаются от устава общества.

Они направлены на нужды самой компании, в том числе ответственности перед компанией и лояльности к ней работников. В то же время совершенно опускаются обязанности корпорации перед своими сотрудниками и обществом в целом. Таких компаний много. Известно, что только стратегия корпорации, основанная на этике бизнеса, согласно институциональной теории, может обеспечить компромисс между интересами акционера, менеджера, работников и потребителей посредством получения прибыли и защиты окружающей среды, высокой рентабельностью и социальной справедливостью.

Таким образом, социальная ответственность бизнеса может и должна стать площадкой для плодотворного сотрудничества между бизнесом и властью. Однако это длительный процесс, протекающий нелегко даже в развитых и благополучных экономиках. Формирование социально ответственного поведения в предпринимательской среде возможно только при целенаправленной поддержке со стороны государства и его активном участии в решении социальных проблем.

1. Кричевский Н.А. С.Ф.Гончаров Корпоративная Социальная Ответственность. – М.: Дашков и Ко, 2006. – 195 с.

2. Литовченко С.Е., Корсаков М.И. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России. М.: Ассоциация менеджеров, 2003г. – 100 с.

3. Титова, С. В. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности. – СПб: Питер, 2009. – 176 с.

Источник: be5.biz

Уровни социальной ответственности

Под социальной ответственностью бизнеса понимается ответственность руководителей организации, принимающих определенные решения, перед остальными членами общества, на которых прямо или косвенно влияют эти решения. Иными словами, это определенный вклад бизнеса в развитие разнообразных сфер общества, связанных с деятельностью данной организации и выходящих за пределы законодательно закрепленного минимума. Таким образом, данное определение относится не к правилу, а, скорее, к этическому принципу и основывается на внутренних моральных ценностях и нормах.

Читайте также:  Идеи для ресторанного бизнеса

Первый уровень, нижний, базовый — обязательная составляющая социальной ответственности – это соблюдение законов (налоговое законодательство, трудовой и гражданский кодексы). Если законодательство не соблюдается, то ни о какой социальной ответственности речи идти не может – таким образом, предприниматель нарушает обязательства, установленные для его деятельности изначально.

Второй уровень представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды. Экономической выгодой может быть улучшение имиджа организации для потребителей её продукции и для её работников, повышение инвестиционной привлекательности, создание более благоприятных условий для существования и развития компании со стороны власти или общества.

Третий уровень охватывает те виды социально ответственного поведения, которые не имеют своей целью получение экономических выгод. Это более высокий уровень осознания положения и роли организации в обществе. Подобные действия могут приносить экономическую прибыль, но это не их цель.

Помощь социально незащищенным слоям населения, перечисление пожертвований часто оказываются замалчиваемыми действиями, поскольку СМИ не могут бесплатно размещать информацию о подобных акциях (по закону о скрытой рекламе). Второй и третий уровни – относятся к добровольной составляющей социальной ответственности. Эти две ступени отличаются мотивами реализации социально ответственного поведения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Это важно знать:

Действия работников при обнаружении пожара Руководители и другие должностные лица должны обеспечить разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и.
Виды лексических ошибок 1. Употребление слова в несвойственном ему значении: Старцев гарцует на бричке с ленивым кучером. (Гарцевать можно только верхом на.
Понятие и виды интеллектуальных прав Интеллектуальные права — субъективные права, признаваемые законом на результаты интеллектуальной деятельности и средства.
Классификация управленческих решений Что такое решение? Каждый человек в своей жизни постоянно сталкивается с необходимостью принимать решения.
Прикладное программное обеспечение Прикладное программное обеспечение (ППО) составляют программы конечного пользователя.

Сейчас читают про:

article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин