Вопрос: Об учете управляющей компанией на УСН сумм платы собственников помещений за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу их потребления.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2017 г. N 03-11-06/2/17393
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о применении упрощенной системы налогообложения и исходя из содержащегося в письме вопроса сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы — в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.
ЗА ЖКХ МОЖНО НЕ ПЛАТИТЬ? Вся правда о Жилищно-коммунальных услугах
В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
При этом статьей 251 Кодекса исключение из доходов управляющей компании сумм платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления соответствующей услуги, поступающей от потребителей — собственников помещений в многоквартирных домах, не предусматривается.
Одновременно сообщаем, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.16 Кодекса.
Не предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса расходы при определении налоговой базы налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не учитываются.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Что входит в общедомовые коммунальные услуги / «Вопросы ЖКХ»
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН
27.03.2017
Источник: enterfin.ru
Бухгалтер в управляющую компанию
16 мая 2018
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по текущему ремонту жилого фонда, а также расходы по обслуживанию лифтов могут быть учтены вашей организацией в составе материальных расходов.
Расходы на приобретение коммунальных услуг в части, приходящейся на общедомовые нужды, также могут быть учтены в составе материальных расходов.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы при УСН;
— Энциклопедия решений. Состав коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией потребителям в многоквартирном доме;
— Энциклопедия решений. Деятельность управляющей организации в качестве исполнителя коммунальных услуг;
— Энциклопедия решений. Права управляющей организации — исполнителя коммунальных услуг.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
В последнее время в области ЖКХ наблюдаются значительные изменения. Собственники жилья объединяются в товарищества, и меняются правила в управлении. Нововведения в сфере жилищных хозяйств призваны повысить качество предоставляемых ими услуг.
Наши курсы бухгалтеров в Санкт Петербурге созданы для подготовки грамотных специалистов в этой области. У нас возможно также повысить квалификацию всем работникам ЖЭКа.
Обучающиеся в нашем центре получат комплекс необходимых знаний по основным вопросам жилищного и коммунального хозяйствования. В многоквартирных домах есть свои особенности управления, о которых расскажут в процессе обучения. Обучение проходит очно в группе 3-4 человека и дистанционно. При дистанционном обучении занятия проходят индивидуально с преподавателем по скайпу.
Учебная программа отражает темы по вопросам предоставляемых услуг, энергоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения. На занятиях разбираются и юридические вопросы, рассматриваются разные ситуации по ответственности сторон, получающих коммунальные услуги и предоставляющих их. Прорабатываются также реальные случаи из судебной практики.
Программа нашего курса включает в себя:
- Бухгалтерский учет, его основы.
- Вопросы налогообложения.
- Изучение прикладных бухгалтерских программ на компьютере.
- Различные виды бухгалтерских отчетностей.
Прошедшие полный курс бухгалтеров ТСЖ приобретают необходимые навыки управления собраниями собственников, разбираются в вопросах коммунального обеспечения многоквартирных домов, а также умеют разбираться в ценах и тарифах предоставляемых услуг и делать интересные проекты для повышения эффективности работы ЖКХ.
Полезным и очень познавательным курс может быть председателям КСК, членам правления ТСЖ, бухгалтерам, желающим повысить квалификацию или узнать современные правила ведения документации, а также всем собственникам жилищ, желающим самостоятельно благоустраивать свой дом.
После окончания предлагаются вакансии для трудоустройства. Мы практикуем индивидуальный подход к обучающимся, поэтому вы можете выбрать удобное для себя время обучения. Наш учебный центр «Профи» предоставляет полезные программы обучения и содействует в дальнейшем трудоустройстве. Поэтому всех, кто хочет в сжатые сроки получить важные знания этой области и войти в курс экономической и законодательной ситуации – ждем вас на нашем курсе подготовки бухгалтеров.
Термин «выпадающие доходы» активно используют работники финансово-бюджетной сферы, хотя нормативного определения в законодательных актах нет.
Эта статья даст ответы на вопросы, что такое выпадающие доходы в ЖКХ, как управляющие компании производят их налогообложение, а также как выстраивается учетная политика.
Основные понятия, определения, термины
Выпадающие доходы в жилищно-коммунальном хозяйстве представляют собой средства, полученные в рамках льгот по оплате коммунальных услуг. Это своего рода компенсационные льготы, предоставленные бюджетами разных уровней.
Выпадающие доходы — это профит, недополученный частным или юридическим лицом по вине граждан, государства или компании.
В качестве примера можно привести прекращение электроснабжения по желанию потребителя. Так продавец энергии получает выпадающие доходы, связанные с потерей выручки по тарифам.
Выпадающие доходы (ВД) присутствуют не только в сфере жилищного хозяйства. Существует специальное возмещение ВД, посредством которого можно вернуть определенную часть недополученной выгоды. Так происходит в некоторых специфических ситуациях, а выплаты производятся за счет бюджета.
Государственные или частные организации производят возмещение прибыли, используя особый учет. Предварительно заключается соглашение для выполнения расчетов по счету 86. Документ разрабатывается по уникальному шаблону с прописывание набора учетных разрезов.
По особому принципу возмещаются выпадающие доходы на приобретение транспортного средства.
В 2015 году финансовые организации, выдающие гражданам потребительские кредиты на покупку автомобилей, получали от Правительства субсидии на возмещение ВД. Эти выплаты направлялись на поддержку отечественной автомобильной промышленности. В эти годы отрасль считалась упадочной из-за кризиса в стране.
Программа действовала для кредитов, взятых гражданами на покупку транспортного средства стоимостью не более 600 тысяч рублей.
Особенности правового регулирования
Для понимания сути выпадающих доходов необходимо разобраться в специфике отношений сторон, между которыми возникают эти обязательства.
Между органами власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и организациями, предоставляющими услуги гражданам льготных категорий, возникают отношения. Относительно выпадающих доходов эти отношения регламентируются п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Льготы имеют особый правовой статус, поэтому облагаются налогами по особым правилам. Налогообложение ВД в сфере ЖКХ регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ.
Порядок расчета налогов определяется следующими нюансами:
- организационно-правовой формой организации, предоставляющей услуги на льготных основаниях;
- уровнем бюджетной системы, предоставляющей право на льготу.
В плане взыскания налогов прибылью считается экономическая выгода, которая была получена в натуральном или денежном эквиваленте и учитывается в случае возможности ее оценки.
Политика государства выстроена таким образом, что бремя расходов по услугам должны нести граждане, которые их получают. Для отдельных категорий граждан такое бремя является непосильным. Поэтому власти вводят ограничения на рост тарифов и цен по отдельным видам услуг и товаров.
Это делается еще и для того, чтобы ограничить аппетиты монополистов — поставщиков услуг. Государственное регулирование цен обозначено в п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ.
Основы этой правовой нормы заложены также в ряде федеральных законов, в частности:
- в Указе Президента РФ № 221 от 28 февраля 1995 года;
- Постановлении Правительства РФ № 239.
Эти нормы действуют и в 2020 году. Получении субсидий из бюджетов разных уровней позволяет предприятиям сдерживать рост цен на товары и услуги, которые могут контролироваться на государственном уровне, так как часть этих услуг оплачивается из казны.
Механизм возмещения выпадающих доходов государством
Выпадающие доходы, возмещаемые ресурсоснабжающими и жилищными организациями, регулируются в особом порядке. Но кто их считает? Возмещение производят специальные центры жилищных субсидий.
Компенсацию получают лица, определенные распоряжением руководства конкретного региона. Льготы предоставляются только на одно жилое помещение. В основе расчетов лежат тарифы и ставки, которые используются для расчета услуг ЖКХ.
Если расчет производит жилищная организация, то она сама предоставляет потребителям льготы. Начисления вносятся в расчетные документы. Компенсация производится за счет бюджетных средств, а выплаты проводятся через городской центр жилищных субсидий.
ЖКХ, получающие выплаты из этих центров, все полученные средства учитывают в виде целевых сборов и доходов.
Предоставлять и начислять расчет по льготным основаниям могут также ресурсоснабжающие организации. Причем выпадающие доходы им возмещаются по такой же схеме, а средства направляются из городского центра жилищных субсидий.
Особенности расчета выпадающих доходов
Правила о том, как рассчитать выпадающие доходы, определены приказом Министерства финансов РФ № 209Н от 16 ноября 2016 года. В Приказе Минфина № 65Н от 1 июля 2013 года обозначены операции по списанию сумм начисленных доходов, а также неустоек, штрафов, пеней.
Выпадающим доходом считается также уменьшение суммы начисленного административного штрафа. Это исходит из позиций ч. 1.3. ст. 32.2 КоАП РФ от 18 апреля 2016 года.
На счет выпадающих доходов относятся суммы при соблюдении следующих условий:
Особенности начисления компенсации выпадающих доходов
В отношении потребителей термин «выпадающие доходы» не применяется. Он используется больше при работе с ресурсоснабжающими организациями при возмещении недополученных доходов. Для граждан применяется компенсация части оплаты за услуги.
Минстроем и ЖКХ определено, что тарифы для ресурсоснабжающих организаций на коммунальные ресурсы устанавливаются приказами региональных энергетических комиссий.
Они утверждаются не для районов и городов, а для конкретных организаций коммунального комплекса, которые оказывают услуги подачи ресурсов.
Рост тарифов обусловлен следующими причинами:
- увеличением транспортных расходов;
- инфляционными процессами;
- подорожанием ГСМ, энергоресурсов.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства увеличение размера платы за коммунальные платежи, вносимые гражданами на счет ресурсоснабжающих организаций, выше предельных индексов не допускается.
Предельный индекс утверждается в целом по комплексу коммунальных услуг, изменение оплаты по каждому виду услуг не учитывается.
В комплекс услуг включаются:
- водоснабжение — горячее и холодное;
- водоотведение;
- газоснабжение;
- энергоснабжение;
- поставки бытового газа в баллонах.
Если в совокупности объем расходов на оплату услуг ЖКХ превышает предельно установленный индекс, производится компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям.
Выпадающие доходы как потери в сфере теплоснабжения
Определение величины тарифа в энергетической отрасли является детально регулируемым в законодательстве процессом. Сбор сведений, произведение расчетов, утверждение тарифа осуществляется в порядке, установленном на государственном уровне. Процесс производится ежегодно.
Энергоснабжающие организации являются коммерческими предприятиями, целью которых является получение доходов от своего рода деятельности.
Энергетическое хозяйство требует постоянного поддержания его в рабочем состоянии для круглосуточного функционирования, в том числе в аварийном режиме. Все эти процедуры требуют регулярных затрат.
Существуют потребители, интересы которых защищает государство. Поэтому расчеты соотносятся с возможностью населения оплачивать потребляемую энергию.
В указанной ситуации возникают выпадающие доходы теплоснабжающих организаций, то есть недополученная прибыль, но соотносимая с рыночными реалиями.
Порядок расчета выпадающих доходов в электроэнергетике
На законодательном уровне разработаны методические указания, согласно которым определяется порядок расчетов выпадающих доходов в электроэнергетике, которые связаны с производством технологического присоединения к электрическим сетям и подлежащие компенсации.
Возмещение осуществляется за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Их используют сетевые организации, Федеральная служба по тарифам России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования тарифов.
Состав и расчет выпадающих доходов производит сетевая организация, несущая указанные расходы. Утверждение их размера производится уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов. Это связано с проведением технологического присоединения к электросетям.
Расчет размера расходов на выполнение оргмероприятий и процессов «последней мили», связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств мощностью до 15 кВт.
Расходы могут быть связаны с предоставлением беспроцентной рассрочки.
Правила расчета выпадающих доходов в сфере водоснабжения
Стоимость услуг водоснабжения рассчитывается как произведение поставленного объема холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей на соответствующие тарифы без учета налога на добавленную стоимость.
Они утверждаются Комитетом по тарифам и ценовой политике или Распоряжением главы администрации. Возмещение выпадающих доходов водоснабжающих организаций производятся на основании соглашения, в котором предусмотрены расчеты по счету 86.
Документ составляется по заданному шаблону. В процессе учета прописывается набор учетных разрезов.
Выпадающие доходы в сфере ЖКХ являются прибылью, недополученной человеком или фирмой по вине частных или юридических лиц. Выпадающие доходы применимы к определенным ситуациям. Выплаты по ним производятся за государственный счет.
Источник: tesintec.ru
Как настроить учет в управляющей компании
Бухгалтер в сфере ЖКХ – отдельная специализация бухгалтера. Сотруднику важно знать свои права, обязанности и полномочия. Управлением организации утверждается должностная инструкция. Локальный нормативный акт оформляют, опираясь на законодательство, принимая во внимание особенности работы бухгалтера в этой организации.
Права
Список прав должен в обязательном порядке быть внесен в должностную инструкцию. Возможный список прав бухгалтера в организации:
- Бухгалтер ЖКХ имеет право предлагать на обсуждение управления организации предложения по оптимизации бухгалтерии или других отделов компании.
- Получать необходимые для выполнения обязанностей данные от других сотрудников, в том числе выше по должности.
- Представлять бухгалтерию и ее интересы при взаимодействии с другими отделами компании.
Обязанности
Прорабатывать этот список необходимо наиболее тщательно. Сотрудник в праве не выполнять те обязанности, которые не зафиксированы в должностной инструкции.
Пример списка обязанностей бухгалтера ЖКХ:
- Проведение и разработка мероприятий, организованных для улучшения финансового благополучия компании.
- Осуществление контроля над расходом различных ресурсов и организация бухгалтерского учета в рамках фирмы.
- Ведение и разработка документации, в которой отражена хозяйственная и финансовая деятельность организации.
- Расчет себестоимости различных услуг, которые оказывает организация.
- Оптимизация учета и формирование учетной политики фирмы.
- Разработка и внедрение мер по улучшению и оптимизации финансовой деятельности компании.
- Выполнение профессиональных указаний и поручений от руководителя организации.
Список может включать в себя несколько десятков пунктов, в зависимости от объема предполагаемых работ.
Требования
К основным компетенциям сотрудника бухгалтерии в ЖКХ обычно относят:
- Владение ПК хотя бы на пользовательском уровне.
- Владение иностранным языком хотя бы на базовом уровне.
- Профессиональная подготовка бухгалтера.
- Навыки коммуникации в коллективе.
- В крупной организации – управленческие навыки.
- Находчивость.
Частично эти навыки сотрудник получает или развивает уже в процессе работы, обладать ими в полной мере может лишь идеальный работник.
Особенности организации учета на предприятиях ЖКХ (в управляющих компаниях)
Деятельность предприятий сферы ЖКХ чаще всего сводится к двум процессам: приобретение ресурсов у поставщиков и последующая перепродажа их жильцам. Первый процесс образует кредиторскую задолженность и расходы организации, второй – дебиторскую задолженность и доходы.
Учетная политика организаций ЖКХ формируется ими самостоятельно после проведения серьезной аналитической работы. Учетная политика должна быть сформирована с учетом особенностей работы в сфере ЖКХ, договорных обязательств, грамотной организации налогового учета на предприятии.
Организации ЖКХ, являющиеся коммерческими организациями, ведут бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь общими принципами и правилами бухгалтерского учета, а также отраслевыми рекомендациями.
Так, при ведении бухгалтерского учета в ЖКХ проводка, к примеру, по начислению выручки от реализации услуг ЖКХ отражается в общем порядке бухгалтерскими записями (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н): Дебет 62 — Кредит 90.
Расчет квартплаты
Расчет квартплаты и бухгалтерия ЖКХ автоматически осуществляются в 1С. Это современное программное обеспечение, которое позволяет автоматизировать расчет по коммунальным услугам, по квартплате, а также налоговому учету.
«1С: Расчет квартплаты и бухгалтерии ЖКХ» – отвечает всем основным требованиям различных предприятий сферы ЖКХ, таких как:
- УК.
- ТСЖ.
- Рассчетно-кассовых центров.
- Жилищно-эксплуатационных управлений.
- Абонентских отделов поставщиков услуг.
ПО разработано на базе 1С, наиболее популярного бухгалтерского инструмента в России. Это сводит к минимуму затраты на настройку, внедрение и поддержку программы.
Расчеты управляющей компании с ЕРКЦ
Управляющая компания может сотрудничать с единым расчетным кассовым центром (ЕРКЦ) при условии заключения агентского договора. Для учета расчетов с ЕРКЦ применяется отдельный субсчет счета 76.
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
51 | 76 | Получены средства от ЕРКЦ |
76 | 62 | Оплачены коммунальные услуги собственниками жилья |
62 | 90/1 | Показан доход |
Проводки, используемые управляющей компанией, при УСН
Для организаций, которые ввели у себя упрощенную систему налогообложения, используются лишь три счета:
- Расчетный счет №51.
- Прибыль/Убыток предприятия №99.
- Налоговые платежи, сборы, отчисления и расчеты №68.
Проводок всего две:
- Начисление налога №99.
- Отображение выплаты налога №68.
Подробнее о том, как происходит расчёт в ЖКХ, мы рассказывали в этой статье.
Общий подход к бухучету в ЖКХ
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) напрямую или косвенно имеют отношение ко всем организациям и гражданам. Эта взаимосвязь проявляется не только в потреблении жилищно-коммунальных услуг, но и в возникновении комплекса прав и обязанностей потребителей и поставщиков услуг ЖКХ.
На практике распространены 2 варианта:
- потребители заключают прямые договоры с ресурсоснабжающими предприятиями сферы ЖКХ;
- взаимодействуют с ними опосредованно – через арендодателя, ТСЖ, управляющую компанию и т.д.
Общие правила и особенности ведения учетных документов в Жилкомхозе
Управляющая компания является коммерческой организацией, созданной для управления многоквартирным домом и его содержания в надлежащем состоянии (об обязанностях ЖКХ по содержанию и ремонту жилья можно узнать здесь). Чаще всего УК также осуществляет посредничество между собственниками жилья и организациями, снабжающими ресурсами.
Собственники жилья сами выбирают форму управления УК или ТСЖ. Бухгалтерский учет в организациях ЖКХ не имеет специальной законодательной базы. Организации сами составляют локальный нормативный документ – учетную политику компании на основе норм ПБУ, рекомендаций и разъясняющих писем Министерства Финансов.
МПЗ
Учет МПЗ производят в соответствии с нормами ПБУ 5/01 и осуществляют с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.
Затраты
Учет расходов производят на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Затраты на ремонт и обслуживание домового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). Если подразделений в УК несколько, то расходы учитывают для каждого подразделения и каждого дома.
Затраты, которые относятся к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр. Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».
По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.
Взаиморасчеты
Поскольку видов взаиморасчетов несколько: с владельцами жилья, с фирмами, снабжающими различными ресурсами, их бухгалтерский учет различается. Самый часто встречающийся из них закреплен в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В таком случае все средства, поступающие от владельцев квартир, относят к выручке организации, а выплаты за услуги и ресурсы сторонних фирм – к затратам.
Если компания получает целевые денежные средства из бюджета, например, на капитальный ремонт, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».
- Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
- Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
- Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.
Учет расчетов с поставщиками и потребителями
Наиболее распространенным вариантом организации расчетов с поставщиками и потребителями коммунальных платежей для управляющей компании является заключение договора о возмездном характере оказанных услуг. В таком случае средства, поступившие от собственников квартир, относят к доходам организации, а стоимость услуг по счета поставщиков – к расходам.
Корреспонденция счетов | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | |
20 | 60 | На сумму коммунальных услуг поставщиков, предъявленную к оплате |
19 | 60 | НДС по услугам поставщиков |
68 | 19 | НДС к зачету |
62 | 90/1 | Предъявлены счета к оплате потребителям коммунальных услуг |
90/3 | 68 | Начисление НДС |
90/2 | 20 | Списание затрат |
50, 51 | 62 | Поступление средств в оплату коммунальных платежей |
60 | 51 | Перечислено поставщику за коммунальные услуги |
Отчетность
На основании (п. 1 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ) УК ЖКХ, как и любое другое юридическое лицо, обязаны вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность.
В состав финансовой отчетности УК входят:
- Бухгалтерский баланс.
- Отчет о финансовых результатах.
- Пояснения к Отчету и Балансу в текстовом или табличном варианте.
- Отчет об изменениях капитала.
- Отчет о движении денежных средств.
Такой список установлен частью 1 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктами 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. Если УК является малым предприятием, то она сдает только Бухгалтерский баланс. (п. 85 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).
Если управляющая компания использует упрощенный порядок ведения бухучета (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ), то сдавать бухгалтерскую отчетность нужно по упрощенным формам.
Узнайте полезную информацию о ЖКХ от наших экспертов. Читайте о бесплатных услугах ЖКХ, а также должностных инструкциях слесаря-сантехника, мастера, главного инженера и диспетчера аварийно-диспетчерской службы.
Бухгалтерия в ЖКХ для начинающих: от А до Я
Работа бухгалтером имеет ряд нюансов, и человеку необходимо пройти обучение, чтобы стать специалистом в этой сфере. При работе в УК важно понимать базовые вещи, с которыми работнику придется постоянно иметь дело.
Учетная политика
Учетная политика несет в себе учет зарплаты, расходов компании, доходов, налогов, а также содержит сведения о расчетах с организациями, осуществляющими поставку ресурсов. Разрабатывается политика согласно налоговому кодексу и положению о бухгалтерском учете. Нюансы, которые не регламентированы законодательством, разрабатываются самостоятельно управляющими компаниями. Обязательным условием при разработке учетной политики является указание в ней системы налогообложения.
Учет доходов
Управляющая компания в ЖКХ, как и другие коммерческие организации, имеет определенные доходы, по которым необходимо вести бухгалтерский учет. К ним относятся:
- средства, поступающие на счет компании от потребителей ЖКУ;
- оплата от предприятий или организаций, получивших услуги;
- государственные субсидии гражданам, нуждающимся в поддержке;
- дотации;
- возврат средств согласно предоставленным льготам.
Учет расходов
Кроме средств, поступающих на счета, у компании есть также и расходы. К ним относятся:
Как работает бухгалтерия в жкх
Преимущества работы на УСН для УК можно указать так:
- Компания не оплачивает НДС (20%).
- Компания освобождена от налога на прибыль.
- Оплата отдельного сбора за использование УС – 5-15%.
Если организация пользуется ОСНО, то также имеет льготы по НДС. Льготы могут быть предоставлены, если УК оказывала жилищно-коммунальные услуги или осуществляла работы по содержанию и ремонту МКД. ОКВЭД в сфере ЖКХ Любая УК ведёт свою деятельность с целью извлечения прибыли.
В связи с этим все компании обязаны пройти соответствующую регистрацию и получить код Общероссийского классификатора. Этот код назначается с той целью, чтобы органы налоговой службы были в курсе, какой деятельностью занимается та или иная организация. Юридические лица не имеют право начинать свою деятельность без получения кода.
Чем проще составлена УП организации, тем проще ведение учёта. Налогообложение Все УК могут самостоятельно решать, какую систему налогообложения выбрать. Варианта может быть два УСН или ОСНО. Оба варианта содержат два вида налога:
- на прибыль;
- добавленную стоимость.
Всё про учётную политику УК
Регулируют УП Положение по бухгалтерскому учёту и Налоговый кодекс РФ. К нюансам процедуры можно отнести:
- Если в законодательстве нет ссылок на какие-либо особенности, УК имеет право на самостоятельную разработку инструкций, положений и прочего.
- В учётной политики компании должна быть отметка о выбранной системе налогообложения.
- Деятельность УК осуществляется с учётом норм налогового законодательства.
В учётной политике УК обязательно должны быть:
- Налоговые платежи.
- Доходы и расходы.
- Заработная плата.
- Учёт материалов.
- Расчёты с поставщиками ресурсов.
Итак, мы рассмотрели все основные правила ведения учёта. Чем проще составлена УП организации, тем проще ведение учёта.
Как работает бухгалтерия в ЖКХ
Управляющая компания работает, регулируя различного рода вопросы, связанные с жилищно-коммунальными услугами, текущего, капитального ремонта. В основном многоквартирные дома находятся под ведением таких организаций. Имеются специфические требования, нюансы для налогового, бухгалтерского учета в ЖКХ. Ряд особенностей включает расходную структуру, расчетные разновидности, сфера деятельности компании, ведущей контроль за домом.
Важно понимать, что вести контроль организации обсуживающей жилищно-коммунальную сферу непросто, ввиду нюансов разнообразия поступлений, расчетов, специфики налогообложения. Бухучет в жилищно-коммунальном хозяйстве не регулируется нормативными актами специфического характера. Подчинение происходит установленным правилам, методике, законам для прочих сфер. Подобные организации имеют право самостоятельно разрабатывать способы управления, необходимо только закрепить их в учетной политике.
В основе деятельности лежит два варианта приобретение ресурсов, реализация жильцам. Ввиду этого возникают дебиторская, кредиторская задолженности. Именно поэтому составленная учетная политика крайне необходима, требует составления. Свод правил, определяющих учетные тонкости активов, обязательств, расходов, прибыли. Учетные вопросы жилищно-коммунального хозяйства четко, полностью отражаются политикой.
На основании того, что выбирают собственники осуществляется деятельность по форме управления. Есть товарищество жилья и управляющая компания. Порядок бухучета у каждого свой. Основной перечень вопросов, решающихся организацией:
- учет расчета с поставками жилищно-коммунального хозяйства, по налогам, с контрагентами, собственниками;
- учет материалов, начислений на труд, доходов, расходов.
Материалы фиксируются проводкой Дт 10, накладной. Оформляется счет о поступлении, списании. Затраты отражаются проводкой Дт 20. При присутствии ведения УК нескольких домов фиксируются все сведения, заполняются несколько подразделений. Издержки, прочее указываются в общехозяйственных расходах.
Источник: liga-lift.ru