Единый налог при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности введен законом РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Применяется в части, не противоречащей Закону РФ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства (перечень их см. в п. 1.3.1 настоящего издания) на добровольной основе.
Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают:
Как в программе перейти на единый налоговый счет в 1С:Бухгалтерии 8
V организации, занятые производством подакцизной продукции;
V организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий;
V кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг;
V предприятия игорного и развлекательного бизнеса.
Плательщики. Юридические и физические лица — субъекты малого предпринимательства с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Годовой совокупный размер валовой выручки претендента на переход к упрощенной системе не должен превышать 100 000 МРОТ.
Объект налогообложения — совокупный доход, полученный за отчетный период, или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта РФ.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, иных затрат, указанных в законе, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Годовая стоимость патента, уплаченная индивидуальными предпринимателями, направляется полностью в бюджет субъекта Российской Федерации.
Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Единый налоговый счет (ЕНС) и страховые взносы на примере учета ИП в программе 1С:Бухгалтерия 8
Сроки уплаты и отчетности. Выплата годовой стоимости патента осуществляется ежеквартально.
Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации.
Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
Организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.
Льготы и льготный порядок по уплате единого налога для отдельных категорий плательщиков в пределах объема налоговых поступлений, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, устанавливаются актами законодательной власти субъекта Федерации.
6. Единый социальный налог
Единый социальный налог введен Федеральным законом Российской Федерации «О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ, см. ст. 234-245 Главы 24.
Единый социальный налог (ЕСН) с 1 января 2001 г. заменил страховые взносы во внебюджетные социальные фонды.
Налоговым кодексом определено, что суммы ЕСН зачисляются в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования. Государственный фонд занятости России с 1 января 2001 г. упразднен.
Контроль за правильностью исчисления и уплаты ЕСН осуществляют налоговые органы.
1-я категория налогоплательщиков — работодатели, производящие выплаты наемным работникам (работодатели), в том числе:
V индивидуальные предприниматели;
V родовые и семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
V крестьянские (фермерские) хозяйства;
V физические лица.
2-я категория налогоплательщиков — индивидуальные предприниматели, родовые и семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты (не работодатели).
Если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, он должен уплачивать ЕСН по каждому отдельно взятому основанию.
Не относятся к налогоплательщикам организации и индивидуальные предприниматели, которые переведены на уплату единого налога на вмененный доход (по соответствующим видам деятельности).
Для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложения ЕСН являются:
V выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые их работникам по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;
V выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты физическим лицам, не связанным с ними трудовым договором или другими вышеназванными договорами (т. е. сторонним лицам).
Указанные выплаты не являются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на календарный месяц (в данном случае речь идет о выплатах, производимых не из прибыли, остающейся в распоряжении организации, а из других источников).
Для налогоплательнщков-неработодателей объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской или иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают ЕСН со стоимости патента.
Налоговая база для налогоплательщиков-работодателей определяется как сумма:
V выплат, вознаграждений и иных доходов, начисленных ими в течение года своим работникам по всем основаниям, в том числе вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
V выплат в виде материальной помощи и иных безвозмездных выплат, произведенных ими в течение года сторонним лицам.
Налоговая база рассчитывается отдельно по каждому работнику по истечении каждого месяца нарастающим итогом с начала года. При этом не учитываются следующие виды доходов:
V доходы, полученные работниками от других работодателей;
V дополнительная выгода от оплаты работодателем приобретаемых для работника или членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав (в т. ч. коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника);
V дополнительная выгода от приобретения работником или членами его семьи у работодателя товаров (работ, услугу на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами));
V материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях;
V материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов, вносимых за работника работодателем по договорам добровольного страхования;
V доходы по акциям и другие доходы, получаемые работниками от участия в управлении организацией (дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и т. д.).
Выплаты, которые выводятся из-под налогообложения:
V суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;
V суммы (в пределах 2000 руб. в год) материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
V суммы (в пределах 2000 руб. в год) возмещения работодателями своим бывшим работникам (пенсионерам по возрасту или инвалидам) либо членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом.
Льготы по уплате налога
От уплаты налога освобождаются:
1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в год, начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп;
2) следующие категории работодателей — с сумм доходов, не превышающих 100 000 руб. в год на каждого отдельного работника:
V общественные организации инвалидов (в т. ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, а также их структурные подразделения;
V организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы в фонде оплаты труда — не менее 25%;
V учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются вышеназванные общественные организации инвалидов (Данная льгота не распространяется на организации, занимающиеся производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов);
3) налогоплательщики-неработодатели, являющиеся инвалидами I, II и III групп, — в части доходов от их предпринимательской и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в год;
4) налогоплательщики-неработодатели — в части сумм налога, зачисляемого в ФСС России.
Налоговым кодексом РФ установлены четыре шкалы ставок ЕСН:
V для налогоплательщиков-работодателей (за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых и семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, а также крестьянских (фермерских) хозяйств);
V для налогоплательщиков-работодателей из числа организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых и семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, — а также крестьянских (фермерских) хозяйств;
V для налогоплательщиков-неработодателей (за исключением адвокатов, оказывающих в соответствии с действующим законодательством бесплатные услуги физическим лицам);
V для адвокатов, оказывающих в соответствии с действующим законодательством бесплатные услуги физическим лицам.
Все эти шкалы объединяет то, что они являются регрессивными:
чем выше доход, тем меньше ставка и, соответственно, сумма ЕСН.
Но не все налогоплательщики-работодатели могут применять регрессивную шкалу ставок ЕСН. Применять в 2001 г. регрессивную шкалу ставок ЕСН могут те налогоплательщики-работодатели, выплаты которых, начисленные за второе полугодие 2000 г. в среднем на одного работника, превысят 25 000 руб. При этом учитываться должны будут только выплаты, на которые начислялись страховые взносы. Кроме того, при расчете фактического размера выплат, начисленных в среднем на одного работника и принимавшихся за базу при расчете страховых взносов, в организациях с численностью работников:
V свыше 30 человек — не учитываются 100% работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты;
У до 30 человек (включительно) — не учитываются 30% работников, имеющих наибольшие по размеру выплаты. Налогоплательщики-работодатели, получившие право применять регрессивную шкалу налогообложения, должны будут осуществлять ежемесячный контроль величины налоговой базы.
Порядок исчисления и уплаты налога
Налогоплательщики-работодатели должны исчислять суммы ЕСН отдельно в отношении каждого фонда. Сумма налога, зачисляемая в ФСС России, подлежит уменьшению на произведенные налогоплательщиками-работодателями расходы на цели социального страхования, предусмотренные законодательством (на выплату пособий по временной нетрудоспособности, оплату путевок и т. д.).
Налогоплательщики-работодатели уплачивают ЕСН в виде ежемесячных авансовых платежей в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.
В тот же срок налогоплательщики-работодатели обязаны представить:
V в ПФР — сведения в соответствии с действующим законодательством об индивидуальном персонифицированном учете;
V в ФСС России — сведения о суммах ЕСН, начисленных и уплаченных в этот фонд, а также о расходах, самостоятельно произведенных налогоплательщиком на цели государственного социального страхования. Налогоплательщики-неработодатели (кроме адвокатов) также должны будут уплачивать авансовые платежи по ЕСН.
Для уплаты налогоплательщики-неработодатели авансовых платежей по ЕСН установлены те же сроки, что и для уплаты вышеназванного налога.
Окончательный расчет ЕСН должен производиться налогоплательщиками-неработодателями (кроме адвокатов) самостоятельно. Излишне уплаченные суммы налога будут засчитываться в счет будущих налоговых платежей или возвращаться налогоплательщикам в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
ЕСН уплачивается четырьмя отдельными платежными поручениями на счета ПФР, ФСС России и фондов ОМС.
[1] Несмотря на то, что к моменту выхода уже принята частично часть 2 НК РФ, система налогов пока не изменилась. Это связано с постепенным принятием отдельных статей части 2 НК РФ, а не всей второй части полностью.
[2] Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М.: ТЕИС, 1995. С. 50.
[3] Налоговые оговорки — оговорки, в соответствии с которыми обязанность по уплате налога перекладывается на другое лицо (налоговые оговорки запрещены законодательством).
[4] Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М.: ТЕИС, 1995. С. 55.
[5] Грачева Е. Ю., Куфакова Н. А., Пепеляев С. Г. Финансовое право России: Учебник. М.: ТЕИС, 1995. С. 60.
Источник: studopedia.su
«Упрощенка» по-новому (комментарий к главе 26.2 НК РФ)
Знакомясь с текстом главы 26(2) НК РФ «Упрощенная система налогообложения» и задумываясь о возможности применения ее норм по отношению к своей организации, мы должны ответить на следующие вопросы:
· что теперь будет представлять собой упрощенная система налогообложения?
· кто может перейти с 2003 года на упрощенную систему налогообложения?
· как упрощенная система налогообложения соотносится с официальным бухгалтерским учетом?
Что собой представляет «упрощенка» по-новому?
Согласно п. 2 ст. 346 НК РФ, применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Таким образом, главный вывод, который должен сделать для себя бухгалтер, до этого вообще не интересовавшийся «упрощенкой», — это то, что вместо огромного множества налогов организация или индивидуальный предприниматель теперь могут платить один налог, который так и называется — единый.
Однако и сравнение текста главы 26 НК РФ с действовавшим ранее Федеральным законом от 22.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» приводит к довольно радостным выводам.
Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 1 закона от 29.12.95 № 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие этого закона, также предусматривало замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Однако при этом говорилось, что для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты единого социального налога.
Таким образом, в отличие от ранее действовавшего законодательства, глава 26 НК РФ снимает с субъектов обложения единым налогом обязанность уплаты единого социального налога, что, безусловно, вне зависимости от прочих положительных изменений в режиме применения «упрощенки», делает ее существенно более выгодной.
Второе, что интересует нас при формировании общего представления об упрощенной системе налогообложения — это база обложения единым налогом и его ставки. И здесь, по сравнению с ранее существовавшим порядком, глава 26(2) НК РФ предлагает налогоплательщикам значительно более льготные условия.
Согласно п. 1 ст. 346 НК РФ, возможно два варианта объекта обложения единым налогом. Согласно НК, объектом налогообложения признаются: или доходы; или доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Закон от 29.12.95 № 222-ФЗ также предусматривал два возможных объекта налогообложения. Первый — это так называемый «совокупный доход», т.е. разницу между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Второй — валовая выручка, полученная за отчетный период, т.е. сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и вне реализационных доходов.
Вместе с тем, пунктом 1 ст. 3 закона № 222-ФЗ устанавливалось, что выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Теперь же такой выбор, как мы уже отметили, осуществляется организацией самостоятельно.
Более того, глава 26 (2) существенно меняет в пользу налогоплательщика порядок исчисления показателя «доходы, уменьшенные на величину расходов». Во-первых, п. 1 ст. 346 (16) определяет перечень расходов, уменьшающих доходы субъекта упрощенной системы налогообложения при исчислении налогооблагаемой базы, состоящий из 21 позиции. Данный перечень фактически воспроизводит соответствующие положения главы 25 НК РФ, однако с одной существеннейшей разницей — для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, отменено понятие амортизации основных средств и нематериальных активов.
Пункт 1 ст. 346 (16) НК РФ устанавливает, что при определении объекта налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение основных средств и расходы на приобретение нематериальных активов.
При этом специальной нормой п. 3 ст. 346 (16) НК РФ устанавливается, что расходы на приобретение основных средств принимаются в следующем порядке:
1) в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, — в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию;2) в отношении основных средств (ОС), приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость ОС включается в расходы на приобретение ОС в следующем порядке:
· в отношении ОС со сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
· в отношении ОС со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения — 50 процентов стоимости, второго года — 30 процентов стоимости и третьего года — 20 процентов стоимости;
· в отношении ОС со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости этих ОС.
· При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями.
Стоимость ОС принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.
Пожалуй, самой мощной положительной новацией, которая заключена в главе 26 (2) НК РФ, является снижение ставок единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения.
Напомним, что законом от 29.12.95 № 222-ФЗ устанавливались ставки единого налога отдельно для случая уплаты его с совокупного дохода и с суммы валовой выручки. Пункт 2 ст. 4 закона гласил, что для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:
· в федеральный бюджет — в размере 10 процентов от совокупного дохода;
· в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — в суммарном размере не более 20 процентов от совокупного дохода.
В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных категорий является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:
· в федеральный бюджет — в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;
· в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — в размере не более 6,67 процента от суммы валовой выручки.
Таким образом, организации — «упрощенщики» должны были с совокупного дохода (фактически — с прибыли) уплачивать в бюджет 30 %. Это фактически означало, что за ними оставалась обязанность платить налог на прибыль, называемый единым налогом. С выручки уплачивался налог в размере 10 %, т.е. фактически — минимальная ставка НДС, однако не возмещаемая покупателем товаров, работ и услуг организаций, применяющих упрощенную систему.
Данные предписания распространялись только на организации. В соответствии с п. 3 ст. 1 закона от 29.12.95 № 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривало замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Глава 26 (2) НК РФ наряду с устранением обязанности уплаты единого социального налога для субъектов применения упрощенной системы налогообложения, снижает ставки налога практически в два раза.
Статьей 346 (20) НК РФ устанавливается, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, а в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Говоря о вводимых главой 26 (2) НК РФ новых ставках единого налога, следует отметить, что налогоплательщики, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивают «минимальный налог».
Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346 (15) НК РФ.
Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. При этом налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 этой статьи.
Кто сможет воспользоваться «упрощенкой»?
Главным критерием возможности перехода на упрощенную систему налогообложения, который устанавливался законом от 29.12.95 № 222-ФЗ, было отношение налогоплательщика к субъектам малого предпринимательства. Пунктом 1 ст. 2 закона устанавливалось, что действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек, независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность работающих для организаций включала численность работающих в их филиалах и подразделениях.
Статьей 346 (12) НК РФ устанавливается, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
При этом НК РФ вводит определенные ограничения возможностей организаций и индивидуальных предпринимателей по переходу на упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 3 ст. 346(12) НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;16) организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей.
Источник: studbooks.net
Рекомендации по совершенствованию системы налогообложения ООО «Семицветик»
Анализ перехода на упрощенную систему налогообложения
Упрощенная система налогообложения является разновидностью специальных налоговых режимов.
Упрощенная система налогообложения — это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате четырех основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности (налоговые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются в общем порядке.
Учитывая требования, которые закон предъявляет к налогоплательщику УСН, а именно, ограничения по количеству работников, остаточной стоимости основных средств, лимит полученных доходов, можно говорить о том, что данный налоговый режим в основном предназначен для субъектов малого и среднего бизнеса.
Основными признаками упрощенной системы являются следующие положения.
1. Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.
Об этом сказано в п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ. Вместе с тем, реально УСН возможно совмещать лишь с ЕНВД.
Так, в силу прямого указания в подп. 11 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ на УСН не переводятся участники соглашений о разделе продукции. Поэтому УСН нельзя совмещать с системой налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
В подп. 13 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса сказано, что не вправе применять УСН организации и предприниматели, переведенные на уплату ЕСХН. Т.е. УСН нельзя совмещать с ЕСХН.
Нельзя одновременно применять УСН и общую систему налогообложения, т.к. они применяются в отношении всех видов осуществляемой налогоплательщиком деятельности.
2. Упрощенная система налогообложения предусматривает вместо налогов, которые уплачиваются на общей системе налогообложения, уплату единого налога.
Указанное означает, что субъекты упрощенной системы уплачивают вместо налога на прибыль (доход — для индивидуальных предпринимателей), налога на добавленную стоимость, исчисляемого по внутренним операциям (при реализации, передаче для собственных нужд, выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления), налога на имущество, единого социального налога один единый налог.
Так, в отношении организаций применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты :
- 1) налога на прибыль организаций;
- 2) налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества) ;
- 3) налога на имущество организаций;
4) единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
В отношении индивидуальных предпринимателей применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты:
1) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
2) налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества);
3) налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
4) единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
При этом у лиц, применяющих УСН, сохраняется обязанность по уплате всех иных налогов и сборов, подлежащих уплате в общем порядке, в том числе, НДС по товарам при их ввозе на таможенную территорию РФ.
Особый случай возникает в отношении «внутреннего» НДС. Согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ сумма НДС подлежит уплате в бюджет лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). Суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются.
Рекомендуется с 1 января 2009 года малому предприятию ООО «Семицветик» перейти на упрощенную систему налогообложения. Для ООО «Семицветик» она привлекательна с точки зрения возможной минимизации налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает для ООО «Семицветик» замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Для ООО «Семицветик», применяющему упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохранился только действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, единого социального налога (взноса).
Переходом на упрощенную систему налогообложения послужило:
- — доход от реализации по итогам девяти месяцев 2008 года составил 5 250 тыс. руб., что не превышает 15 млн. рублей;
- — среднесписочная численность работников ООО «Семицветик» за 2008 год составила 20 человек;
- — остаточная стоимость находящихся в собственности организации основных средств и нематериальных активов составила, что не превышает 100 миллионов рублей;
- — доля участия других организаций составляет 15 процентов.
ООО «Семицветик» по всем показателям удовлетворяет критериям, которые установлены Налоговым кодексом РФ.
ООО «Семицветик» подало в период с 1 октября по 30 ноября 2008 года, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения ООО «Семицветик» сообщило о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Объектом налогообложения в ООО «Семицветик» является доход, уменьшенный на величину расходов. В этом случае учитываются не только полученные доходы, но и фактически произведённые и оплаченные расходы. Затраты на ведение учёта при этой налогооблагаемой базе несколько выше, чем при объекте налогообложения — доходы. Но по сравнению с общим режимом налогообложения несопоставимо меньше.
Единый налог рассчитывается по схеме:
- — определяется величина доходов, включаемых в налогооблагаемую базу;
- — определяется сумма расходов, уменьшающих сумму расходов.
Величина единого налога составит 15% от налогооблагаемой базы.
Расчет единого налога производится следующим образом:
(Доходы от реализации + Доходы от реализации имущества и имущественных прав + прочие доходы — Расходы предприятия) * 15% = Единый налог.
В соответствии со статьей 249 НК ООО «Семицветик» определяет следующие доходы:
- 1. Доходы от реализации услуг;
- 2. прочие доходы:
- — в виде признанных должником или подлежащие уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также возмещения убытков и ущерба;
- — от сдачи имущества в аренду;
- — в виде процентов, полученных по договорам банковского счета;
- — в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;
- — в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности и др.
При определении налоговой базы доходы исчисляются по итогам каждого отчетного (налогового) периода и определяются нарастающим итогом — пересчетом с начала года до окончания соответствующего периода — 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год.
Датой получения дохода признается день поступления денежных средств в банк на расчетный счет ООО «Семицветик» или в кассу за предоставленные услуги.
Перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения, предусмотрен ст. 346 Налогового кодекса РФ. Малое предприятие ООО «Семицветик» руководствуется общими правилами учета расходов при упрощенной системе налогообложения, которыми являются следующие положения:
- 1. Установленный перечень расходов является исчерпывающим и расширению не подлежит;
- 2. Расходы учитываются для целей налогообложения при соблюдении установленных принципов;
- 3. Отдельные расходы учитываются в порядке, установленном для аналогичных расходов по налогу на прибыль;
- 4. Расходы учитываются для целей налогообложения только в момент их признания.
Согласно данным положениям ООО «Семицветик» при расчете единого налога учитывает следующие расходы:
- — расходы на приобретение материалов;
- — расходы в виде процентов по заемным средствам и по оплате услуг кредитных организаций;
- — расходы на приобретение основных средств;
- — расходы на ремонт основных средств;
- — расходы на приобретение нематериальных активов;
- — расходы на канцелярские товары;
- — расходы на рекламу (рекламные объявления в печати, сообщения по телевидению);
- — расходы на коммунальные услуги;
- — расходы на оплату труда, премий работникам организации;
- — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- — взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования;
- — расходы на услуги по охране имущества;
- — расходы на услуги почты и телеграфа;
- — расходы на командировки
- — транспортные расходы.
К расходам, не учитываемым при расчете налоговой базы по единому налогу, в ООО «Семицветик» относят:
- — сверхнормативные суммы, уплаченные работникам, находящимся в служебной командировке (выплата суточных);
- — оплата за нотариальное оформление документов у нотариуса сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке.
Общая сумма исчисленного за налоговый период единого налога подлежит уплате в бюджет.
ООО «Семицветик» уплачивает авансовые платежи по единому налогу по итогам каждого отчетного периода (1 квартал, полугодие и 9 месяцев). Авансовые платежи рассчитываются нарастающим итогом с начало года с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей.
Авансовые платежи перечисляются не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. ООО «Семицветик» ежеквартально (в течение 25 дней после окончания отчетного квартала) сдает в налоговую инспекцию налоговую декларацию по единому налогу по месту своего нахождения.
Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены МНС России Приказом от 12 ноября 2006 года № БГ-3-22/647 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядок ее заполнения».
Организация предоставляет также в Фонд социального страхования РФ расчетную ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ, исчисленного в размере 0,20% от фонда заработной платы на страхование работников от несчастных случаев и производственных заболеваний, форма №4 — ФСС РФ.
По результатам выполненной работы и предоставленным табелям рабочего времени ежемесячно начисляется работникам организации заработная плата, из которой удерживается налог на доходы физических лиц 13% за вычетом предоставленных льгот и затем в налоговую инспекцию предоставляется реестр сведений о доходах физических лиц.
В пенсионный фонд по месту регистрации организация предоставляет индивидуальные сведения о работниках по персонифицированному учету.
В налоговую инспекцию предоставляется расчет по авансовым платежам по страховым взносом на обязательное пенсионное страхование для лиц, которые производят выплаты физическим лицам.
Являясь налогоплательщиком единого налога по упрощенной системе налогообложения, организация ООО «Семицветик» ведет налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога.
Форма книги учета доходов и расходов для организации, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ утверждена Приказом МНС России от 28.10.2006г. № БГ-3-22/606 «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения».
В Книге учета доходов и расходов в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, путем обособленного отражения в соответствующих графах доходов и расходов организации.
МНС России разрешает вести в Книге учета доходов и расходов, как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
ООО «Семицветик» ведет Книгу учета доходов и расходов в электронном виде. По окончании каждого (налогового) периода — 1 квартал, полугодие, девять месяцев, год — Книга выводится на бумажные носители.
Выведения по окончании года Книга учета доходов и расходов прошнуровывается, на последней странице указывается число содержащихся в ней страниц, заверяется подписью руководителя и печатью организации.
Книга учета доходов и расходов не является регистром налогового учета, пока не будет подписана налоговым инспектором и не поставлена печать.
Достоинства и недостатки упрощённой системы налогообложения для ООО «Семицветик» приведены в табл.9.
Таблица 9 Достоинства и недостатки упрощённой системы налогообложения для ООО «Семицветик»
- — Возможное снижение налоговой нагрузки;
- — самый маленький объем налоговой отчетности и низкие затраты на составление налоговой отчетности;
- — самые низкие затраты на ведение учета доходов и расходов;
- — отсутствие обязанности составлять бухгалтерскую отчетность;
- — возможное снижение себестоимости продукции, работ, услуг за счет отсутствия НДС, единого социального налога;
- — сокращенный объем статистической отчетности для малых предприятий.
- — Отсутствие права добровольно уплачивать НДС и, как следствие, возможная утрата клиентского списка или потеря бизнеса в целом;
- — необходимость отслеживать все нововведения в налоговом законодательстве;
- — необходимость отслеживать соблюдение показателей критериев, дающих право применять упрощенный режим налогообложения;
- — увеличение затрат на ведение учёта, если налогоплательщик решит дублировать учёт хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учёта.
Применение упрощенной системы налогообложения имеет свои достоинства и отрицательные стороны. Несомненным преимуществом для ООО «Семицветик» является уплата одного налога, который называется единым, вместо уплаты нескольких налогов (налога на прибыль, НДС, налога на имущество, ЕСН, налога с продаж) и, соответственно, заполнение одной налоговой декларации по единому налогу, вместо множества налоговых расчетов и деклараций.
Существенным минусом при применении упрощённой системы налогообложения является то, что ООО «Семицветик» не признается налогоплательщиками НДС, то есть организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённой системы налогообложения, рискуют тем, что с ними перестанут сотрудничать покупатели — плательщики НДС, так как они в данном случае не смогут применить вычет по НДС.
В 2009 году ООО «Семицветик» переходит на УСН. На 1 января у него на балансе числится неоплаченный объект основных средств. Первоначальная стоимость объекта составляет 200 000 руб., срок полезного использования — 30 месяцев, остаточная стоимость — 120 000 руб. Предположим, что половину стоимости (100 000 руб.) организация оплатит в январе, половину — в апреле 2009 года. Каким будет учет в этом случае?
Поскольку срок полезного использования основного средства менее трех лет, его остаточную стоимость можно списать в течение первого года применения УСН.
Для начала рассчитаем долю остаточной стоимости основного средства. Она равна 0,6 (120 000 руб. : 200 000 руб.).
Умножим сумму оплаты, перечисленной в январе 2009 года, на эту долю и получим остаточную стоимость, которую ООО «Семицветик» может списывать в расходы начиная с I квартала 2009 года:
100 000 руб. х 0,6 = 60 000 руб.
Данную сумму придется списывать ежеквартально равными долями до конца налогового периода, то есть по 15 000 руб. (60 000 руб. : 4). Соответственно 31 марта в расходах появятся 15 000 руб.
В II квартале организация рассчитается за объект целиком, и оставшиеся 60 000 руб. (120 000 руб. — 60 000 руб.) также можно будет отнести на расходы, разбив данную сумму уже на три квартала. Ежеквартальная сумма расхода составит 20 000 руб. (60 000 руб. : 3). Таким образом, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря в расходы можно будет списать по 35 000 руб. (15 000 руб. + 20 000 руб.).
Источник: www.studwood.net