Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.
Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.
Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.
Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.
Региональные налоги – обязательные платежи в бюджет соответствующих субъектов РФ, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на территории всех регионов соответствующих субъектов РФ.
К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Налог на имущество
Налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением земельных участков и имущества, принадлежащего на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти.
Транспортный налог
Транспортный налог обязаны уплачивать лица, на которых зарегистрированы транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др., воздушный и водный транспорт, снегоходы, мотосани.
Ставки налога устанавливается по каждому виду транспортных средств.
Налог на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес платят лица, занимающиеся предпринимательством в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения признаются: игровые столы и автоматы, кассы тотализаторов и букмекерских контор.
По каждому такому объекту отдельно определяется налоговая база и налоговая ставка.
Специальные налоговые режимы
Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН
Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН — представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.
УСН: доходы или доходы минус расходы. Часть 2
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.
Упрощенная система налогообложения — УСН
Упрощенная система налогообложения — УСН — может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.
Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» — 15%.
Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.
Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.
Единый налог на вмененный доход — ЕНВД
Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Источник: alt-nn.ru
Классификация налогов
Правительство страны установило налоговые пошлины, которые уплачиваются в бюджет государства. В налоговом кодексе установлена система налогов, которая состоит из трех частей:
- Уровень федеральный.
- Региональный уровень.
- Местный.
Налоги федеральные прописаны в налоговом кодексе, их изменения могут производить налоговики. Уплачивать пошлину, сбор, взнос обязаны все налогоплательщики. Другие налоги, например, региональные, подлежат уплате в региональный бюджет и распространяются на все субъекты РФ. Правительство страны наделило региональные власти полномочиями вводить или отменять ставки налога, изменять их.
Местные налоги регламентированы актами на Федеральном уровне, и также органы на местах могут вводить или отменять налоги и сборы.
Разберемся, что относится к региональным налогам и кто является плательщиком.
Кто уплачивает региональные налоги?
Уплачивать эти налоги обязаны все налогоплательщики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории субъекта. К региональным относятся следующие виды налогов:
- Налог на имущество предприятия.
- Налог на транспорт.
- Игорный бизнес (для некоторых субъектов).
Региональные власти наделены полномочиями определять налоговые ставки, порядок и срок уплаты налога, а также льготы. Но основные элементы ставок определяет налоговый орган Центра.
Для некоторых коммерческих структур разработаны специальные налоговые режимы, но это не снимает с них ответственность в уплате налога любого уровня.
Уплата налогов в региональную казну не зависит от режима налогообложения, единственное, что будет отличаться, это налоговая ставка.
Неоднократно произносилась фраза: «Заплати налоги и живи спокойно». Это значит, что если уплатить сбор своевременно, вашу организацию не будет беспокоить налоговый орган с требованиями уплатить штраф и пени.
Разберемся, чем различаются региональные и местные налоги.
В чем разница между налогами
Чтобы конкретно понять, в какой бюджет идут налоги и какие, составим таблицу федеральных, региональных и местных налогов.
В какой бюджет уплачивается. | Какие платятся налоги. |
Федеральный. | НДС, Акциз, НДФЛ, налог на прибыль, водный, госпошлина. |
Региональный. | Имущество, транспорт, игорный бизнес. |
Местный. | Налог на землю и имущество – уплачивают физ. лица |
Из таблицы видно, что налоги уплачивают не только коммерческие организации, но и физические лица.
Так что же такое региональные налоги и сборы? Установлены они согласно Российскому налоговому кодексу, и платят их все субъекты Российской Федерации.
Выше было перечислено, какие налоги в регионах платятся юридическими и физическими лицами. Если есть транспортное средство, значит, этот налог уплачивают все граждане субъекта.
Многие коммерсанты и простые люди могут задаваться вопросом: НДФЛ — федеральный или региональный налог?
НДФЛ и НДС какие налоги?
Подоходный налог уплачивают все работающие граждане страны, и этот налог – федеральный, это прописано в Налоговом кодексе (ст.13). Исключение составляют иностранные граждане, работающие на патенте. Налоги с них остаются в регионе.
В статье 56 НК прописано, что 85 процентов всех доходы от получения подоходного налога остаются в региональном бюджете, оставшаяся часть распределяется между округами, поселками, муниципальными районами.
Так что, можно сказать, что к региональным налогам и сборам относятся не только налог на транспорт и имущество организаций, но и часть НДФЛ.
Также можно задать вопрос: НДС — федеральный налог или региональный? Налог на добавленную стоимость — это та часть пошлины, которая включена в стоимость товара или услуги, является этот налог федеральным. Все коммерсанты и организации обязаны уплачивать данный налог своевременно.
Итоги
Перечень налогов, которые уплачиваются в федеральный бюджет, можно увидеть в статьях налогового законодательства. Среди них такие крупные, как налог на прибыль и НДС, акцизы. Все это значительно пополняет бюджет страны.
Значительно пополняется региональный бюджет, если есть рабочие места в регионе, функционируют фабрики, заводы, развивается сельское хозяйство.
Для региона это будет означать рост как самого субъекта, так уровень жизни работающего населения. Чем больше работающих граждан, занимающихся бизнесом, тем больше платится налогов, взносов, и, соответственно, пополняется бюджет.
- Уплата налогов — как отразить в бухгалтерских проводках
- Ставки налогов с заработной платы — таблица
- Что изменилось в оплате налогов ИП, работающих по «упрощенке»?
- Имущественный налог ИП при УСН
Источник: saldovka.com
Бюджету нефтерпеж
Поступления в бюджет Прикамья по налогу на прибыль сократились на 2,6 млрд рублей
Поступления в региональный бюджет по налогу на прибыль за шесть месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года сократились на 5,8% (2,6 млрд руб.). В правительстве Пермского края связывают сокращение со «снижением налогооблагаемой базы налогоплательщиков нефтяной отрасли». При этом в минфине утверждают, что этот недобор удалось уже к сентябрю компенсировать за счет налогов от предприятий металлургии и машиностроения. Эксперты полагают, что вклад среднего и малого бизнеса в региональный бюджет будет расти, и доходы бюджета будут стабильнее.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ
Доходы бюджета Пермского края по налогу на прибыль организаций за первое полугодие 2023 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года сократились на 5,8% (2,6 млрд руб.). За шесть месяцев в региональную казну по данному налогу поступило 43,5 млрд руб.
Об этом на заседании комитета заксобрания Прикамья по развитию инфраструктуры рассказала министр финансов региона Екатерина Тхор. По ее словам, сокращение поступлений по налогу на прибыль связано со «снижением налогооблагаемой базы налогоплательщиков нефтяной отрасли». Также на 820 млн руб. сократились поступления по упрощенной системе налогообложения (УСН). Однако это сокращение «техническое» и связано с перераспределением части УСН на муниципальный уровень, отметила министр.
По остальным налоговым доходам наблюдается положительная динамика. Поступления по налогу на имущество организаций выросли на 23,8% (1,6 млрд руб.), по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) — на 8,7% (1,5 млрд руб.), по акцизам — на 6,4% (408 млн руб.).
Всего в этом году налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета запланированы на уровне 166,6 млрд руб. К 1 сентября в бюджет поступило 151,9 млрд руб. Екатерина Тхор подчеркнула, что поступления по налогу на прибыль к сентябрю увеличились с 61,2 до 85,2% от плана на 2023 год (71,1 млрд руб.). «По всем остальным налогам идет прирост, рисков по неисполнению прогнозных значений нет»,— считает министр.
Первый заместитель председателя комитета заксобрания по развитию инфраструктуры Александр Третьяков отметил, что за полгода «практически в два раза» сократились поступления в бюджет от крупных налогоплательщиков. «И это не только ЛУКОЙЛ и „Уралкалий“, но еще и „Интер РАО“ и „Газпром“. При этом исполнение по налогу на прибыль к сентябрю вышло на уровень 85,2%»,— удивился депутат и попросил представителей правительства прокомментировать ситуацию.
Первый вице-премьер правительства Пермского края Ольга Антипина ответила, что сбалансировать поступления по налогу на прибыль удалось за счет других, менее крупных предприятий, в том числе в сфере металлургии и машиностроения.
«В этом году сильно поменялась структура поступлений от налогоплательщиков. Если раньше мы, как правило, опирались и делали прогнозы на основании данных крупнейших налогоплательщиков, то сегодня повысилась важность так называемых прочих предприятий. Предприятия машиностроения, металлургии сейчас чувствуют себя очень неплохо, и они дали значительный рост по налогу на прибыль»,— отметила Ольга Антипина. «Налог становится более устойчивым: зависимость от небольшого количества предприятий более проблематична, чем платежи от большого круга предприятий»,— подчеркнула вице-премьер.
Экономист Дмитрий Клещев считает выводы госпожи Антипиной обоснованными. «Мы наблюдаем первые реальные результаты той самой структурной трансформации и импортозамещения, о которых активно начали говорить последние годы, и особенно с начала СВО. Малый и средний бизнес отличается гибкостью и высокой адаптивностью, и в условиях ухода части брендов, санкций и существенной перестройки логистических цепочек его роль начала активно расти, что и находит свое отражение в налоговых поступлениях.
Думаю, по результатам года мы увидим это и в структуре валового регионального продукта»,— полагает эксперт. При этом он отметил, что крупный экспортноориентированный бизнес сохранит значимую долю в объеме поступлений по налогу на прибыль: «Второе полугодие особенно для экспортеров, с учетом ослабевшего рубля, будет более успешным, что, на мой взгляд, отразится и в поступлениях в бюджет. Кроме того, существенно увеличивается вклад малого и среднего бизнеса. А региональный минфин осуществляет планирование бюджета в части доходов с должной степенью осмотрительности и консерватизма. Поэтому можно смело прогнозировать, что бюджет в части поступлений, и особенно в налоге на прибыль организаций, будет перевыполнен»,— добавил Дмитрий Клещев.
Экономист Антон Любич полагает, что рост поступлений по налогу на прибыль организаций можно простимулировать поддержкой малого и среднего бизнеса. «При Олеге Чиркунове (экс-губернаторе Пермского края — «Ъ-Прикамье») делалась попытка стимулировать развитие среднего бизнеса в регионе за счёт пониженной региональной компоненты налога на прибыль. Но достаточных мер информационной поддержки этого решения не предпринималось, а затем льготу и вовсе отменили.
Потому что крупные предприятия уже есть, стимулировать их не нужно — достаточно собирать налоги бухгалтерским методом. Повысил ставку — больше собрал. Хочется верить, что не было счастья, да несчастье помогло — и текущая ситуация заставит задуматься о развитии МСП не на уровне риторики, а на уровне конкретных мер, проработанных с деловыми объединениями. Чтобы это в будущем окупилось не только налогами, но и развитием среды», — считает эксперт.
- Коммерсантъ (Пермь) №174 от 20.09.2023, стр. 8
Источник: www.kommersant.ru