В последние годы медицинские организации всё время сталкивались с растущей необходимостью в современных и эффективных решениях для управления документооборотом. Бумажные документы долгое время служили основным средством передачи и хранения информации в медицинской сфере, однако сейчас наблюдается значительная потребность в переходе на электронный документооборот (ЭДО)
Рассказываем о предпосылках перехода на ЭДО в медицинских организациях и о том, какие в этом переходе преимущества.
Основные определения электронного документооборота в медицинской сфере
Рассмотрим основные понятия медицинского электронного документооборота.
В медицинской сфере электронный документ представляет собой совокупность данных в электронном виде, обычно в виде файла с форматом pdf или xdoc (doc). Таким документом может быть договор на оказание медицинских услуг, счёт, история болезни и так далее. Чтобы придать юридическую значимость таким документам, используется квалифицированная электронная подпись (КЭП).
Электронный документооборот в медицинской организации позволяет обмениваться электронными документами внутри клиники или между компаниями без использования привычной бумажной документации. ЭДО в медицинском учреждении включает в себя регистрацию и ввод документов, возможность их быстрого поиска, обеспечение одновременного доступа к файлам для совместной работы, автоматическое формирование отчётов, процессы визирования документов, отслеживание их статусов, доступ к архивам и многое другое.
Система электронного документооборота в медицинской организации — это программное обеспечение, которое используется работниками медучреждения для обработки, передачи и хранения медицинских электронных документов. С помощью системы ЭДО также проверяется электронная подпись.
Зачем нужна организация электронного документооборота в медицине
Электронный медицинский документооборот нужен всем медучреждениям. Причин у этого несколько:
- Государство регулярно предъявляет требования о переходе документов в электронный формат. Речь идёт, например, о переходе на электронные больничные листы или введении в оборот рецептов в электронном виде.
- Запросы со стороны пациентов. Граждане хотят получать обслуживание на современном уровне. Возможность записи на приём к врачу или получения анализов через специальные онлайн-сервисы — это не какая-то роскошь, а в целом нормальное явление для нашего времени, реализация которого опять же не является чём-то сверхординарным.
- Необходимость электронного взаимодействия с контрагентами и партнёрами по предоставлению медицинских сервисов. Например, для оперативного обмена данными со страховыми организациями или диагностическими лабораториями.
- Электронный документооборот в медицине повышает эффективность с точки зрения административно-управленческих затрат. Применение систем электронного документооборота позволяет поручать персоналу, которому раньше приходилось заниматься вопросами передачи и приёма документов, другие более приоритетные задачи. Кроме того, организация ЭДО в медучреждении позволяет сэкономить средства.
Например, при подключении сервиса Астрал.Докс можно подобрать тариф на пакет с необходимым количеством документов, стоимость которого будет в разы меньше расходов на бумагу, почту и курьеров.
В чём плюсы организации ЭДО в медучреждениях
Всё больше организаций, включая медицинские, осознают преимущества, которые предоставляет ЭДО. Одной из главных предпосылок перехода на электронный документооборот является необходимость улучшить эффективность и точность обработки, а также передачи медицинской информации. Бумажные документы могут содержать ошибки, их можно потерять или повредить. Всё это может привести к серьёзным последствиям для пациентов и организаций. В то же время электронные документы обеспечивают надёжность, целостность и доступность информации, что способствует повышению качества предоставляемой медицинской помощи и улучшению безопасности пациентов.
Электронный документооборот в медицинских учреждениях имеет массу очевидных плюсов. Использование электронного документооборота в медицинской организации позволит:
Порядок организации электронного документооборота в медицинской сфере схож с алгоритмом внедрения ЭДО в любой другой организации. О том, как перейти на ЭДО, мы писали в нашей специальной статье.
Какие документы в клинике можно перевести в электронный вид
Переход в электронный формат возможен почти для любых медицинских документов. Условно их можно разделить на четыре группы:
- Первичные медицинские документы.
- Такие документы содержат данные о пациентах и об их лечении. В их число входят:
- медицинские справки и заключения;
- направления;
- медкарта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях;
- дневник работы врача;
- выписка из медицинской карты и др.
- Документация для обмена со страховыми компаниями.
Медучреждение передаёт в страховую организацию списки прикрепления и открепления застрахованных, реестр оказанных услуг, акты выполненных работ или счета-фактуры, а также запрашивает и получает от страховой гарантийные письма. - Документация для обмена с лабораториями. Например, направления и заявки на проведение исследований, а также результаты исследований.
- Документы для передачи в государственные органы.
К ним относятся документация, которая передаётся в органы управления здравоохранения, различная статистическая отчётность медицинских организаций и другие формы отчётных документов.
Функциональность медицинских информационных систем
Обычно медицинские информационные системы (МИС) поддерживают некоторые функции системы ЭДО. Например, хранение и единовременный доступ медицинских работников к документации. Поэтому при оценке МИС с точки зрения поддержки электронного документооборота в медучреждении важно обращать внимание на ряд ключевых аспектов.
В первую очередь следует учитывать возможность использования усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП). Это позволяет гарантировать подлинность и целостность электронных документов, что является важным аспектом в медицинском контексте.
Также следует обратить внимание на возможности построения защищённого обмена электронными документами с внешней средой. Это может включать функциональность для безопасной передачи информации между различными медучреждениями, страховыми компаниями и другими сторонами, с соблюдением требований конфиденциальности и безопасности данных.
Интеграция с CRM контрагентов также является важным аспектом, поскольку позволяет упростить взаимодействие и обмен информацией с партнёрами и клиентами медицинского учреждения.
Необходимо учитывать объём, а также состав хранимых и обрабатываемых электронных документов. Медицинская организация должна иметь возможность эффективно управлять и обрабатывать различные типы документов, включая медицинские записи, результаты анализов, счета и другую документацию.
Наконец, важно проверить наличие необходимых лицензий для встраивания средств криптозащиты. Это гарантирует соответствие системы ЭДО, которую использует медучреждение, требованиям безопасности и нормативным актам в сфере обработки медицинских данных.
Заключение
Электронный документооборот в медицинской организации позволяет вести обмен документами без необходимости их оформления на бумаге как внутри медучреждения, так и между компаниями.
Система электронного документооборота медучреждения обеспечивает автоматизацию формирования документов в форматах, соответствующих требованиям законодательства, хранение документации в электронном архиве, а также возможность совместного одновременного доступа к документам и отслеживания их статуса.
Источник: astral.ru
Подбор системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей при открытии медицинского центра
Если Вы хотите вести эффективную, в финансовом плане, предпринимательскую деятельность, то необходимо правильно подобрать систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей при открытии медицинского центра
Какой вид налогообложения выбрать для индивидуальных предпринимателей при открытии медицинского центра? В чем разница между УСН и ОСН?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности
Расходы по страхованию при УСН
В каком порядке признаются расходы по страхованию при УСН «доходы минус расходы»? Все ли виды страховки можно отнести на затраты упрощенца? Давайте выясним, берутся ли страховые сборы в затраты при УСН и на основании чего.
Порядок признания расходов по страхованию при УСН
Если организация/ИП на УСН выбрала объект налогообложения «доходы минус расходы», согласно п. 2 ст. 346.18 при расчете налогооблагаемой базы можно уменьшить полученные доходы на сумму расходов. Перечень затрат является закрытым и закреплен в ст. 346.16 НК. В соответствии с подп.
7 п. 1 ст. 346.16 подлежат включению в расходы все обязательные виды страхования, а именно:
- По страхованию имущества упрощенца.
- По страхованию здоровья и жизни сотрудников.
- По страхованию различных видов гражданской ответственности.
При этом согласно п. 2 ст. 3 Закона № 4015-1 от 27.11.92 г. страхование бывает добровольным или обязательным. В последнем случае обязанность оформлять страховку возлагается на страхователя Законодательством РФ, а размеры рисков и минимальных страховых сумм устанавливаются официально (п. 4 ст. 3).
Упрощенец вправе признать указанные расходы при условии их соответствия критериям, поименованным в п. 1 ст. 252 НК – то есть при документальной подтвержденности и экономической обоснованности. Порядок учета расходов по страхованию имущества при УСН «доходы минус расходы» прописан в ст. 263 и соответствует порядку признания подобных затрат при расчете налога с прибыли.
Согласно п. 2 ст. 263 обязательное страхование имущества в расходы при УСН «доходы минус расходы» включается только в пределах утвержденных на законодательном уровне страховых тарифов. Если размер тарифов не утвержден, учесть в расходах разрешается всю сумму фактических издержек. Добровольное страхование имущества в расходы упрощенца не берется.
К примеру, ООО «Вектор» использует в своей текущей деятельности дорогостоящее оборудование и заключает договор добровольного страхования этого имущества. Как учесть суммы страховых взносов? Поскольку такой вид страхования не является обязательным, упрощенец не сможет включить в расходы при УСН страховую премию размером в 42 000 руб. даже после ее уплаты.
В соответствии с Законом № 40-ФЗ от 25.04.02 г. страхование ОСАГО при УСН «доходы минус расходы» можно принять в затратах, так как этот вид страховки относится к обязательным. Поэтому если упрощенец использует в своей хозяйственной деятельности автомобили, он вправе учесть в расходах при УСН сумму страховки на авто после ее фактической уплаты. При этом добровольные виды страхования, такие как КАСКО или ДСАГО, не могут быть приняты в расходах при расчете налога с упрощенки.
К примеру, ООО «Волгоград-Опт-Трейд» в апреле 2017 г. приобрело на баланс автомобиль, за который был оплачен полис ОСАГО стоимостью 15 000 руб. и полис КАСКО стоимостью 45 000 руб. Обе суммы были перечислены страховым компаниям в мае, но взять в расходы бухгалтер предприятия может только 15 000 руб. по обязательному страхованию. Уменьшить налогооблагаемую базу на 45 000 руб. при расчете налога с УСН не получится, так как этот вид страхования относится к добровольным.
Как принимается в расходы страховка при УСН
В бухучете расходы по страхованию признаются в периоде фактического оказания услуг независимо от момента оплаты (п. 18 ПБУ 10/99). Способ списания затрат устанавливается упрощенцем самостоятельно – путем единовременного отнесения сумм на издержки или равномерными частями с разбивкой на срок действия договора.
В налоговом учете признание расходов на страхование производится после фактической оплаты стоимости услуг согласно п. 2 ст. 346.17 НК. Равномерно распределять суммы необходимости нет, ведь это требование распространяется только на те предприятия, которые являются плательщиками налога на прибыль.
Расходы на добровольное медицинское страхование при УСН
Затраты упрощенца на ДМС могут уменьшать полученные доходы как расходы на оплату труда согласно подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК. Порядок признания таких сумм регулируется ст. 255, где в п. 16 определено, что взносы работодателей за сотрудников по ДМС относятся к расходам по оплате труда.
Максимальный размер включения в затраты сумм страховок по добровольному мед. страхованию на срок не менее 1 года не может превышать 6 % от общих расходов на оплату труда.
Членские взносы при УСН «Доходы минус расходы»
Разовые, вступительные и целевые взносы в компенсационный фонд СРО в расходы при УСН берутся на основании подп. 32.1 п. 1 ст. 346.16 НК. Признать расходы разрешается на дату уплаты или же позднее. Объем погашения обязательств значения не имеет, вариант отражения предприятие выбирает самостоятельно и закрепляет норму в учетной политике.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник: spmag.ru