Между тем, необходимо подчеркнуть, что индивидуальный предприниматель сам решает какую систему ему выбрать: УСН или ОСН. Единый же налог уплачивается в казну Республики Беларусь при определенных видах деятельности (в том числе параллельно с УСН или ОСН).
В статье 296 Налогового кодекса РБ дан перечень видов деятельности, по которым уплачивается единый налог.
Здесь все просто: надо определить ваш вид деятельности и посмотреть в налоговый кодекс, чтобы точно знать, платите ли вы ЕН или нет. Также в ст. 297 Налогового кодекса в п.1 определен перечень видов деятельности, по которым не уплачивается данный налог, а также в п.2 данной статьи указаны льготы ( подробнее тут )
- Обладает простотой введения учета
- Фиксированная сумма налога
- Ограничение по перечню оказываемых услуг
- Запрет на реализацию некоторых видов товаров
Упрощенную систему налогообложения применяют, за исключением тех случаев, когда это прямо запрещено в законодательстве ( п.1,5,6,7 ст. 286 Налогового кодекса )
Переход с усн на осн . РБ 2022
Для перехода на УСН вам необходимо:
- Если вы впервые зарегистрировали себя в качестве индивидуального предпринимателя, то в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации подать в налоговую инспекцию уведомление о том, что вы переходите на УСН.
- В случае, если вы действующий ИП, то нужно с 1 октября по 31 декабря предшествующего году, в котором вы хотите перейти на УСН, подать уведомление в налоговую инспекцию.
- Простота применения: основа исчисления-валовая выручка ИП
- Уплата налога раз в квартал
- Довольно низкая ставка по сравнению с общей системой налогообложения (3% включая НДС, 5% не включая НДС)
- Существует возможность не вести бухгалтерский учет, а вместо этого-книгу учета доходов и расходов, что гораздо более проще для ИП
- Даёт возможность неуплаты некоторых видов налогов (не уплачиваются местные налоги и сборы)
- Не всем подходит (ограничение, в зависимости от вида деятельности)
- Ограничение применения налоговой системы в зависимости от валовой выручки
- Невозможность применения в зависимости от количества работающих человек
Закон РБ
№ 121-З от 31.12.1997. Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства
1. Настоящий Закон определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства — предприятий и организаций, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь и являющихся юридическими лицами (далее — предприятия), а также предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (далее — предприниматели), отвечающих условиям пункта 1 статьи 2 настоящего Закона.
2. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Республики Беларусь.
ОСНО или УСН
Выбор системы налогообложения осуществляется налогоплательщиком. Переход к упрощенной системе или возврат к общей системе налогообложения осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Статья 2. Общие условия применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения
1. Предприятия и предприниматели со среднемесячной численностью работников до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в их филиалах либо иных обособленных подразделениях) имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала размера 5000 базовых величин, установленных в данный период законодательством Республики Беларусь. Вновь созданные предприятия с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня своего создания (регистрации) с учетом положений части первой пункта 3 и пункта 4 настоящей статьи.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
предприятия и предприниматели, производящие подакцизные товары;
банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
предприятия и предприниматели, производящие и (или) реализующие ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней;
предприятия и предприниматели — участники договора о совместной деятельности;
предприятия и предприниматели, занятые организацией и проведением игорных и развлекательных мероприятий;
профессиональные участники рынка ценных бумаг.
2. Для предприятий и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется общий порядок уплаты следующих налогов, сборов и неналоговых платежей:
б) налога на доходы (для предприятий);
в) налогов (пошлин, сборов), взимаемых таможенными органами (включая налог на добавленную стоимость и акцизы) при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
г) налога за пользование природными ресурсами (экологический налог) в части платежей за перерасход природных ресурсов и за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду сверх утвержденных лимитов;
д) государственных пошлин;
е) лицензионных и регистрационных сборов;
ж) обязательных взносов на государственное и социальное страхование;
з) налога на приобретение автотранспортных средств, подлежащих обязательной регистрации в государственной автомобильной инспекции (ГАИ).
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при выплате заработной платы, а также других доходов обязаны удерживать налоги с перечисляемых сумм в соответствии с законодательством.
3. Налогоплательщик, изъявивший желание перейти на упрощенную систему налогообложения, должен представить соответствующее заявление и необходимые сведения в налоговый орган по месту своего учета. Формы заявления и представляемых сведений устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения и необходимые сведения представляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту своего учета не позднее последнего дня первого месяца квартала, с которого он претендует на применение этой системы налогообложения.
4. Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, если выполнены все условия, предусмотренные настоящей статьей, и если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.
Решение о возможности применения упрощенной системы налогообложения или мотивированный отказ в ее применении выносятся налоговым органом в 10-дневный срок со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления с необходимыми сведениями.
5. Применение налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения прекращается в каждом из следующих случаев, если:
а) нарушены условия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи;
б) налогоплательщик принял решение о переходе на общий порядок налогообложения.
6. При нарушении условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, налогоплательщик обязан перейти на общий порядок налогообложения начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором было нарушено хотя бы одно из этих условий.
Плата за патент, внесенная за период, с начала которого плательщик перешел на общий порядок налогообложения, подлежит зачету в счет уплаты сумм налогов и отчислений в государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Сокрытие налогоплательщиком обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо неинформирование им налогового органа о таких обстоятельствах, повлекшее неправомерное применение плательщиком упрощенной системы налогообложения, рассматривается как неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), совершенные путем занижения, сокрытия налоговой базы.
7. При переходе по решению налогоплательщика на общий порядок налогообложения он обязан проинформировать о таком решении налоговый орган не позднее чем за 15 дней до начала нового квартала. Переход на общий порядок налогообложения производится с начала нового квартала.
8. Налогоплательщик, перешедший в текущем календарном году на общий порядок налогообложения, не вправе в этом же году вновь перейти на упрощенную систему налогообложения.
Статья 3. Объект налогообложения при упрощенной системе налогообложения
Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения является валовая выручка, полученная от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период.
Валовая выручка определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций.
Статья 4. Ставка налога при упрощенной системе налогообложения
Ставка налога при упрощенной системе налогообложения устанавливается в размере 10 процентов от валовой выручки, определяемой в соответствии со статьей 3 настоящего Закона.
Статья 5. Бухгалтерский учет и отчетность при упрощенной системе налогообложения
Порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности при упрощенной системе налогообложения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 6. Применение упрощенной системы налогообложения. Патент и его стоимость
1. Документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, является патент, выдаваемый налоговым органом по месту регистрации предприятия или предпринимателя в качестве налогоплательщика на основании письменного заявления, подаваемого в соответствии с настоящим Законом.
Форма патента устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Копия (дубликат) патента хранится в налоговом органе.
2. Годовая стоимость патента определяется и устанавливается Советом Министров Республики Беларусь в зависимости от вида экономической деятельности налогоплательщика.
Если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения со II, III или IV квартала текущего года, стоимость патента уменьшается на соответствующую часть.
3. Патент выдается только при условии отсутствия просроченной задолженности по уплате налогов, сборов, неналоговых платежей в бюджет и в государственные целевые бюджетные (внебюджетные) фонды за предыдущий отчетный период.
Выдача патента не освобождает налогоплательщика от уплаты налогов, сборов и неналоговых платежей в бюджет и в государственные целевые бюджетные (внебюджетные) фонды за предыдущий отчетный период.
4. Отзыв патента производится налоговым органом при прекращении применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в соответствии с пунктом 5 статьи 2 настоящего Закона.
5. Утраченный налогоплательщиком патент подлежит возобновлению выдавшим его налоговым органом в порядке и на условиях, предусмотренных для выдачи патента. При этом на налогоплательщика налагается штраф в размере, устанавливаемом областным (Минским городским) Советом депутатов или по его поручению соответствующим исполнительным и распорядительным органом.
Статья 7. Порядок выплаты годовой стоимости патента. Порядок уплаты налога при упрощенной системе налогообложения
1. Платежи в счет погашения годовой стоимости патента вносятся налогоплательщиком ежемесячно в размерах, равных 1/12 годовой стоимости патента, не позднее 22-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности.
Указанные платежи засчитываются в счет будущих обязательств по уплате налога при упрощенной системе налогообложения в пределах календарного года.
2. Уплата налога при упрощенной системе налогообложения производится по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) на основании расчета, представляемого в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом). При этом учитывается оплаченная годовая стоимость патента, исчисленная нарастающей суммой с начала года.
Платежи по налогу производятся не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом).
В случае, если стоимость патента превышает сумму исчисленного налога за соответствующий отчетный период, разница между указанными суммами учитывается при расчете налога за следующий период.
Статья 8. Исключена. — Закон Республики Беларусь от 04.01.1999 N 228-З.
Статья 9. Ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения
Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
Неуплата или неполная уплата в установленный срок сумм платежей в счет погашения годовой стоимости патента, предусмотренных настоящим Законом, влекут ответственность, предусмотренную законодательством за неуплату или неполную уплату в установленный срок суммы налога, сбора (пошлины).
Статья 10. Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 1998 года.
Совету Министров Республики Беларусь в месячный срок:
привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить приведение нормативных актов министерств и других подчиненных Правительству Республики Беларусь республиканских органов государственного управления в соответствие с настоящим Законом;
принять другие меры, необходимые для реализации настоящего Закона.
Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО
Источник: belzakon.net
Статистика: количество ИП сокращается. Причина в переходе на общую систему налогообложения?
- 8604
- 06 мая 2022, 09:15
- бизнесналогианалитикацифрыБеларусь
По данным статистики, за прошлый год в Беларуси прекратили свою деятельностьболее 27 тыс. индивидуальных предпринимателей. Сократилось и количество регистраций ИП – на 6%. Почему белорусы все меньше хотят идти в предприниматели? Может, причина в переходе c «упрощенки» на общую систему налогообложения? Myfin.by спросил председателя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина.
Что говорит статистика?
Как сообщает Белстат, за 2021 год в стране зарегистрировано 9 673 юридических лица и 29 070 индивидуальных предпринимателей. Ликвидировано 9 682 юридических лица, прекратили свою деятельность 27 094 индивидуальных предпринимателя.
Больше всего пострадала сфера торговли, где за год закрылись 10 177 ИП. Показатель на 9,4% больше, чем в 2020 году.
В транспортной отрасли прекратили работу 3 234 ИП (+1,2%), в строительстве – 2 502 (+7,3%), в профессиональной, научной и технической деятельности – 2 446 (+27,3%)
В 2021 году в стране работало 143,3 тыс. юридических лиц и 274,3 тыс. индивидуальных предпринимателей. Количество юрлиц за год увеличилось на 0,1%, ИП – на 1,2%.
За первый квартал текущего года количество ИП по сравнению с прошлым годом сократилось на 0,2%, началом нынешнего – на 0,8%.
Наибольшее количество ИП находилось в Минске – 81 169 (за 2021 год их количество уменьшилось на 4,6%; с начала 2022 года – на 2,1%). В Минской области насчитывалось 47 046 ИП (+3,5%; +0,2%), в Брестской – 36 252 (+1%; -0,7%), Гомельской – 30 588 (+0,8%; -0,6%), Гродненской – 28 556 (+2,5%; -0,1%), Могилевской – 26 400 (+1,2%; -0,4%), Витебской – 23 678 (+0%; -0,5%).
Удельный вес организаций государственной формы собственности и с долей государства составил 12% общего количества действующих организаций и по сравнению с показателем годичной давности снизился на 0,3 процентного пункта.
На данный момент в стране числится 271 979 ИП.
- Большинство работает в сфере торговли и ремонта автомобилей – 33,5% (91 135).
- Далее следует транспорт и логистика – 14,2% (38 555).
- Профессиональная, научная и техническая деятельность – 11,2% (30 579).
- Строительство – 8,3% (22 656).
- В промышленности работает 5,5% (14 903).
Больше всего с начала 2022 года сократилось количество ИП в сфере прочих услуг – на 2,2%, строительства – на 1,8%, в профессиональной, научной и технической деятельности и в сфере административных и вспомогательных услуг – по 1,7%.
Какие налоги платит ИП?
Согласно изменениям в Налоговом кодексе Беларуси, с января 2022 года ИП только определенного вида деятельности смогли остаться на упрощенной системе налогообложения (УСН), остальные либо платят единый налог, либо работают по общей системе налогообложения (ОСН) и платят подоходный налог 16%. При этом местным органам власти дается возможность повышать этот налог до 18%. Стоит отметить, что при ОСН налогом облагается разница между выручкой и расходами. ИП имеет право вычитать от выручки 20% на расходы, если они не подтверждены документами.
С 2023 года подходы к налогообложению будут изменены – единый налог для ИП отменят. А дальше есть три пути:
- работать на ОСН;
- перерегистрироваться в коммерческую организацию и применять УСН;
- стать самозанятыми и платить профессиональный налог.
Отмечу, что третий вариант будет возможен только для ИП, функционирующих без наемных работников. Став самозанятыми, они будут платить только налог от выручки. Государство планирует создать специальную цифровую платформу при МНС, которая будет помогать рассчитывать налоги. При обороте до 60 тыс. рублей в год будут взимать 10%, если оборот пробьет планку в 60 тыс. рублей, придется платить 20%.
Что по поводу сокращения количества ИП думает эксперт?
Александр Калинин считает, что причиной снижения количества ИП является новая система налогообложения и возросшие ставки налога.
– Некоторые виды деятельности стали невыгодными. У нас вообще общая неопределенность с предпринимательской деятельностью. Возникают проблемы и у тех, кто раньше работал с юрлицами. Не все готовы заключать с ИП новые договоры. Изменение налогообложения влияет.
Насколько – пока трудно сказать, – отметил руководитель бизнес-союза.
Эксперт привел конкретный пример – сдача в аренду собственной недвижимости.
– По новой схеме выгоднее сдавать как физическое лицо, платить подоходный налог, не иметь хлопот с обслуживанием счета, подачей декларации, затратами на ключ ЭЦП. Если ранее ИП было выгоднее сдавать и платить 5%, то сейчас нет. При новой схеме государство выигрывает в налогах, а ИП – нет. Ему выгоднее стало платить как физлицу. Содержание ИП – это тоже расходы, а если они возросли в разы, то ИП принимает решение закрыться совсем или перейти в самозанятые, – подчеркнул Александр Калинин.
Сколько ИП перешли с УСН на ОСН и обращались ли за помощью в налоговую?
На запрос Myfin.by в МНС ответили, что в ведомственной отчетности налоговых органов не предусмотрено отражение информации о количестве индивидуальных предпринимателей, перешедших с 01.01.2022 с упрощенной системы налогообложения на общий порядок налогообложения, а также количестве индивидуальных предпринимателей, обращавшихся за консультациями по уплате подоходного налога и заполнению деклараций.
В целом индивидуальные предприниматели увеличили налоговые отчисления в госбюджет в I квартале 2022 года по отношению к аналогичному прошлогоднему периоду на 22%, до 227,2 млн рублей. Предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, повысили отчисления в бюджет на 24%, до 133,7 млн рублей.
Предприниматели – плательщики единого налога увеличили платежи в бюджет на 14%, до 37,3 млн рублей. Предприниматели – плательщики подоходного налога с доходов от предпринимательской деятельности направили в госбюджет 49,3 млн рублей (+24%).
В I квартале 2022 года по упрощенной системе налоги заплатили 195,9 тыс. человек (185,4 тыс. в прошлогодний период). Плательщиками единого налога по итогам трех месяцев оказались 35,4 тыс. предпринимателей (56,9 тыс.). Плательщиками подоходного налога с доходов предпринимательской деятельности были 13,5 тыс. человек против 9,7 тыс. годом ранее.
ИП стоит перейти на уплату налога на профессиональный доход?
С 1 января 2023 года вводится новый налог на профессиональный доход. Применение данного режима налогообложения будет добровольным. Плательщиками налога на профессиональный доход признаются физлица, осуществляющие виды деятельности по перечню, определяемому Совмином, и начавшие применение налога на профессиональный доход в установленном порядке.
Лицо, впервые зарегистрированное в качестве плательщика налога на профессиональный доход, имеет право на льготу в виде уменьшения суммы дохода на сумму налогового вычета в размере 2 000 рублей. Уплачивать налог на профессиональный доход необходимо за отчетный месяц. Налоговый орган через приложение будет уведомлять о сумме.
Кроме того, налог на профессиональный доход можно будет уплачивать в отношении ремесленной деятельности. Однако следует иметь в виду, что перейти на применение налога на профессиональный доход можно до уплаты ремесленного сбора. Если ремесленный сбор будет уплачен за год (его часть), изменить порядок налогообложения нельзя.
–Что касается перечня видов деятельности для плательщиков налога на профессиональный доход, то в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса Республики Беларусь такой перечень будет определен Советом министров. В настоящее время МНС совместно с иными государственными органами ведет работу по подготовке соответствующего проекта постановления правительства, однако предоставление комментария о перечне видов деятельности до принятия такого постановления преждевременно, – отметили в ведомстве.
Источник: s13.ru